Научная статья на тему 'Стратегии и принципы инвестирования в промышленности'

Стратегии и принципы инвестирования в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / INVESTMENT / INNOVATION PROJECTS / VENTURE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кедич В. В.

В статье рассматриваются стратегии и принципы инвестирования в промышленности. Рассмотрены такие понятия как: прямое венчурное инвестирование, венчурное «вскармливание», сопутствующий венчурный бизнес, совместные предприятия, венчурное слияние, внутренние венчурные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES AND GUIDELINES FOR INVESTMENT IN INDUSTRIES

The article discusses the strategy and principles of investing in the industry. Discussed concepts such as: direct venture investing, venture «feeding» Related business venture, joint ventures, venture merger, internal venture projects.

Текст научной работы на тему «Стратегии и принципы инвестирования в промышленности»

4. Бобошко Н.М., ЖуркоВ.Ф.Экономический и финансовый анализ в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособи-е.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

5. Бобошко Н.М., Журко В.Ф. Предварительный анализ на предприятиях.// Бухгалтерский учет. -2010.№ 2

6.МузалевС.В., ФедороваЕ.В. Комплексныйэкономическийана-лизфинансово-хозяйственнойдеятельностипредприятия: Учебное-пособие. М.:Прспект,2013

7.Турманидзе Т.У. Анализидиагностикафинансово-хозяйствен-нойдеятельностипредприятия: Учебник. М.: Экономика, 2013.

СТРАТЕГИИ И ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кедич В.В., аспирант НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга»

В статье рассматриваются стратегии и принципы инвестирования в промышленности. Рассмотрены такие понятия как: прямое венчурное инвестирование, венчурное «вскармливание», сопутствующий венчурный бизнес, совместные предприятия, венчурное слияние, внутренние венчурные проекты.

Ключевые слова: инвестиции, инновационные проекты, венчурный капитал.

STRATEGIES AND GUIDELINES FOR INVESTMENT IN INDUSTRIES

Kedich V., the post-graduate student, MAOK

The article discusses the strategy and principles of investing in the industry. Discussed concepts such as: direct venture investing, venture «feeding» Related business venture, joint ventures, venture merger, internal venture projects.

Keywords: investment, innovation projects, venture capital.

Инвестирование в западных экономических системах является одним из немногочисленных доступных инструментов привлечения венчурных средств как малыми и средними предприятиями, которые не располагают возможностью получить кредит, так и крупными развитыми корпорациями в рамках реализации отдельных инновационных проектов.

В 80-х годах прошлого века крупные компании активно стали искать экономические инструменты, которые позволили бы им активнее внедрять инновационные идеи и достигать конкурентного преимущества на отдельных рынках, таким финансовым инструментом и стал венчурный капитал.

Понятие «венчурный» происходит от английского «venture», т.е. «рискованное предприятие или начинание». Термин «рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях экономических агентов отсутствует определенность конечного результата их деятельности. Именно поэтому венчурное инвестирование осуществляется в определенные предприятия или их отдельные разработки без предоставления ими какого-либо залога или гарантированного возврата средств в отличии, например, от банковского кредитования.

Венчурное инвестирование имеет следующие характеристики:

- объектами инвестирования выступают фирмы, способные, по мнению венчурного капиталиста, к быстрому увеличению собственной стоимости за счет разработки и внедрения инновационной идеи;

- инвестиции являются долгосрочными, как правило, на срок до 10 лет;

- инвестор посредством управляющей компании осуществляет контроль над инвестициями через сотрудничество с командой управляющих инвестируемой компании с целью оказания поддержки и консультаций;

- доходы от вложений капитала в большей степени имеют форму прироста стоимости капитала в конце периода инвестиций.

С начала 90-х годов прошлого столетия в России корпорации стали основным и быстро развивающимся источником инвестирования для образуемых венчурных предприятий [1]. В современной новой предпринимательской экономике реальный акционерный капитал создается компаниями, чьи корпоративные интересы совпадают, включая совпадение и хорошо разработанных венчурных стратегий. Партнерство между небольшими инновационными фирмами и крупной корпорацией жизненно необходимо обеим сторонам. Если сотрудничающие предпринимательские компании смогут объединить свои усилия в технологии и на рынках сбыта, и ускорить процесс капитализации, то они смогут достичь высочайшего уровня, заключив соглашения о развитии технологии, и сбыта с корпорациями, занимающими глобальное положение.

С точки зрения подавляющего большинства венчурных капиталистов, главным интересом участия крупных компаний в процессе развития молодых фирм, осуществляющих венчурные проекты, было не соперничество в деловых операциях, а желание быть инвесторами этих фирм, становясь ограниченными партнерами по их капита-

лу. К настоящему времени окончательно оценены и поняты стратегические преимущества, которые крупная компания может получить от партнерства с фирмой, реализующей венчурное проектирование и моделирование принятия управленческих решений [4].

Итак, корпоративный венчурный бизнес представляет собой деятельность крупной компании по приобретению доли акций новой малой фирмы или по созданию с ней совместного предприятия для получения тех преимуществ специализации, которыми обладает малая фирма. Крупная компания может обеспечить недоступное малой фирме венчурное финансирование непосредственно или через венчурный фонд, а также поддержку в управлении, организации производства и в реализации новых товаров. Предоставление крупной компанией венчурного капитала может проводиться в целях поглощения малой фирмы или проникновения на новый рынок.

В отличие от институциональных инвесторов (инвестиционных банков, венчурных фондов, финансовых компаний), специально созданных для целей инвестирования, основным направлением деятельности корпоративного инвестора является производственная деятельность. Часто корпоративным венчурным инвестором являются дочерние компании крупных промышленных корпораций, специально создаваемые для вложения денежных средств в небольшие инновационные фирмы, которые занимаются разработками, представляющими интерес для материнской корпорации. Инвестирование венчурного капитала обычно проводится в форме прямых инвестиций.

Малый и средний бизнес является объектом пристального внимания со стороны крупного корпоративного капитала, представленного в основном финансово-промышленными группами, и их взаимодействие отражает тенденцию мировой экономики к концентрации капитала и росту эффективности производства [3].

В ситуации, когда инновационная активность компаний сопутствует успеху на рынке, у них наблюдается огромный интерес к внутреннему венчурному бизнесу. Он может состоять в существенной диверсификации деятельности компании или быть близко связанным с одним из традиционных направлений ее работы. При этом ключевыми качествами внутреннего венчурного бизнеса являются высокий уровень риска и неопределенности результатов, новизна и большое значение этого бизнеса для будущего компании.

Отделить новый венчурный бизнес от деятельности компании по расширению традиционных направлений работы не всегда просто. Но это крайне важно с точки зрения типа управления, который должен быть применен при реализации данного инновационного проекта, от чего главным образом и зависит его успех.

Подходы к формированию венчурного бизнеса отличаются от работы компании по совершенствованию своей традиционной деятельности, поскольку внутренний венчурный бизнес подразумевает принципиально иной тип управления, включающий интегрированный предпринимательский менеджмент. Он резко отличается от традиционных подходов к управлению проектами, при реализации которых все мероприятия разделяются между функциональными подразделениями

компании, а новый проект проходит через бесконечный процесс внутренних согласований и доработок. Подобный подход является медленным, утомительным и очень дорогим путем коммерциализации проекта. Он противоречит природе венчурного бизнеса.

В рамках внутрикорпоративного венчурного инвестирования принято выделять 6 основных стратегий поведения компании.

Прямое (корпоративное) венчурное инвестирование (ПКВИ). Эта стратегия предполагает непосредственное инвестирование крупной компанией в капитал малой фирмы с целью финансового обеспечения осуществляемого ею венчурного проекта. ПКВИ исключает денежные вложения в независимые венчурные фонды и совместные предприятия, в которые эта компания могла бы войти вместе со своими конкурентами, заказчиками или поставщиками для объединения средств, необходимых при проведении исследований и проектных работ, или объединения усилий, приводящих к появлению си-нергетического эффекта.

Наиболее популярным для крупного бизнеса способом вложения денег при ПКВИ является его участие в качестве единственного спонсора. Это согласуется с «приобретательской» природой многих компаний, занимающихся КВИ, так как в случае существования единственного спонсора легко могут происходить любые будущие присоединения или поглощения. Кроме того, это обеспечивает некоторую защиту от конкурирующих компаний, которые могут претендовать на свою долю в инвестируемой фирме или на получение информации о новом перспективном товаре.

Венчурное «вскармливание» (выращивание).

Венчурное «вскармливание» - подразумевает не только инвестирование компанией венчурного капитала в фирму, но и предоставление этой растущей фирме управленческой помощи в таких областях, как маркетинг, производство и проведение исследовательских работ по венчурному проекту. Являясь более разумным подходом к диверсификации деятельности, чем простое обеспечение фирмы денежными средствами «издалека», венчурное выращивание в то же время не оказывает значительного влияния на выручку или прибыль инвестирующей компании.

Сопутствующий венчурный бизнес. В результате исследовательских разработок по созданию нового товара у компании может появиться в качестве сопутствующего (побочного) продукта новая идея или технология, которая или не соответствует ее основным интересам, или предполагает значительный риск, или может быть лучше развита на независимой базе вне компании. В этом случае исходная компания будет пытаться выделить этот новый бизнес в отдельную фирму для того, чтобы расширить свою рыночную и производственную деятельность в новой области.

Для компании сопутствующий венчурный бизнес может быть также хорошим способом реализации собственной предпринимательской энергии или сопутствующей технологии, но из-за ограниченного вовлечения в этот бизнес она получает в итоге и небольшой доход.

Совместные предприятия. Для крупной компании создание совместного предприятия с другой компанией или фирмой представляет существенный отход от собственного бизнеса, поэтому неудивительно, что многие компании стараются избежать этого процесса. Вместе с тем, число совместных предприятий, особенно с зарубежным партнером, в течение последних двух десятилетий растет, что является характерным признаком изменения отношения компаний к этому типу венчурных стратегий.

Создание совместных предприятий с участием иностранного партнера не ограничивается только развивающимися странами. Компании развитых стран также достаточно вовлечены в эту работу из-за необходимости частично разделить затраты и риски в проектах, которые постоянно становятся крупнее, рискованнее и дороже.

Первоначально создание совместного предприятия рассматривалось как объединение усилий крупной компании и малой фирмы, в результате, которого первая обычно предоставляла капитал, разветвленные маркетинговые каналы сбыта и обслуживания, а вторая -предпринимательскую энергию, гибкость и

новейшую технологию. Теперь совместные предприятия рассматриваются в качестве привлекательного стратегического направления, например, в телекоммуникационной индустрии, где затраты на научно-исследовательские работы и опытные разработки обычно очень высоки, в то время как сам создаваемый товар имеет короткий жизненный цикл.

Другие компании рассматривают создание совместного предприятия как возможность получения конкурентных преимуществ посред-

ством реализации его потенциальных синергетических качеств, которые появляются на основе взаимного дополнения интеллектуальных и денежных ресурсов образующих компаний.

Венчурное слияние. Эта стратегия представляет собой специальное объединение всех предыдущих технологически ориентированных венчурных подходов в критическую совокупность маркетинговых и технологических усилий. В свою очередь эти усилия позволяют крупной компании преобразовать саму себя, например, из огромной однономенклатурной узкоспециализированной нефтяной компании в компанию, расширяющую свою деятельность в направлении компьютерных и коммуникационных технологий, композиционных материалов, альтернативных источников энергии [2].

Внутренние венчурные проекты. Это последняя разновидность венчурных стратегий, которая заключается в том, что компания создает отдельное подразделение или их группу с целью вхождения в другие рынки или создания принципиально новых товаров.

Главные признаки, которые отличают внутренние венчурные проекты от многих других стратегий, нацеленных на развивающийся новый бизнес, состоят в том, что предпринимательская среда развивается внутри существующей крупной компании и ответственность за весь инновационный процесс принадлежит одному венчурному менеджеру, отвечающему за разработку товара, его производство и первоначальный маркетинг.

Все перечисленные выше стратегии корпоративного венчурного инвестирования устанавливают взаимовыгодные отношения сотрудничества между крупной компанией и молодой инициативной фирмой (или подразделением компании, реализующим венчурный проект).

Однако нельзя не отметить, что при сравнении данных стратегий можно обнаружить разрыв между стратегией «венчурного вскармливания» и стратегией «создания сопутствующего венчурного бизнеса», который выражается, во-первых, в том, что не учитывается возможность выделения смежного или непрофильного бизнеса из материнской компании, и, во-вторых, отсутствует ярко выраженная возможность комбинирования этих двух стратегий одновременно.

Само понятие «спинаут» пока является новым не только для России, и стран Европы, но даже для США, но, исходя из первых результатов внедрения данной модели на Западе, можно предположить, что развитие и применение данной схемы финансирования станет одной из эффективных стратегий ведения инновационной политики крупными корпорациями.

В рамках такой стратегии ведения инновационной политики, по большей части такой бизнес образуется путем «отпочковывания» (spin-out) от головной фирмы для самостоятельной разработки какого-либо научно-технического начинания. Очень часто это происходит в тех случаях, когда внутри крупной фирмы проявляются идея или продукт, которые не имеют прямого отношения к ее основной деятельности и не могут быть эффективно использованы. Компания-учредитель держит в своих руках контрольный пакет нового предприятия и в случае успешного хода дел может снова включить его в свою структуру или выгодно продать.

Отпочковавшиеся компании («спинауты») отличаются от отдельно созданной компании, так как остаются тесно связанными с создавшей их компанией. В большинстве случаев их связи носят как финансовый, так и оперативный характер. Финансовые связи могут осуществляться через взаимное владение акциями и через финансовый контроль со стороны материнской компании. Оперативные связи могут включать в себя совместные профессиональные и административные услуги, а также маркетинговую и управленческую поддержку.

Новые венчурные предприятия, основанные как независимые компании, могут наиболее быстро реализовать свой потенциал. В этом случае предпринимателям нет необходимости спорить с вышестоящим руководством или мириться с вмешательством в свою деятельность.

Литература:

1. Лебедев, Н.А. Российские корпоративные образования в экономическом механизме управления // Научные труды ВЭО. 2011.Т. 152. С. 193-202.

2. Олейник, Т.Л. Слияния и поглощения как одно из эффективных направлений стратегического развития в нефтегазовом комплексе // Новые технологии в науке и экономике России // Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 5. М.: РИО МАОК, 2011. С.54-69.

3. Пустовитова, Т.И. Стратегические направления развития инвестиционной составляющей // Стратегические направления развития экономики в условиях кризиса / Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 4. М.: РИО

МАОК, 2010. С.58-69.

4. Рагулина, Ю.В. Моделирование процессов разработки и принятия управленческого решения // Микроэкономика. 2008. Т.2. С. 4-9.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТОВАРА КАК ОБЪЕКТА ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Васильев Г.Н., аспирант Российского государственного гуманитарного университета

В статье проводится исследование понятия товара как объекта торговли и торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автором исследуются вопросы оборотоспособности товара и ее ограничения, юридической квалификации товаров, и некоторые вопросы их классификации.

Ключевые слова: товар, объект, торговая деятельности, торговые организации, государство, производство, продукция, вещь, оборот, купля-продажа.

LEGAL REGIME OF GOODS AS OBJECT OF TRADE ACTIVITY

Vasilyev G., the post-graduate student of Russian State University for the Humanities

In article research of concept of goods as object of trade and trade activity according to the legislation of the Russian Federation is conducted. The author investigates questions of turnover ability of goods and its restriction, legal qualification of goods, and some questions of their classification.

Keywords: goods, object, trade activity, trade organizations, state, production, thing, turn, purchase and sale.

Торговая деятельность всегда предполагает возникновение прав и обязанностей относительно определенного предмета - товара, на который формируется спрос и осуществляется предложение.

Как указывается некоторыми авторами, понятие «товар» зачастую смешивается с понятием «продукция». При этом товаром следует называть вещи, созданные в процессе производства, а также полученные при осуществлении других видов деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» продукция представляет собой результат деятельности, который выражен в материально-вещественной форме и предназначен для использования в дальнейшем в хозяйственной или иной цели.

В то же время товар является объектом гражданских прав в овеществленной форме, хотя и понятие товара напрямую в гражданском законодательстве отсутствует. Однако ГК РФ практически не разделяет понятия «вещь» и «товар», так как в различных нормах данные понятия рассматриваются как синонимы. Так, например, положения главы 30 ГК РФ о купле-продаже, в частности, п. 1 ст. 454 прямо указывает, что продавец обязуется передать покупателю вещь (товар), то есть отождествляет оба этих понятия. В то же время п. 1 ст. 455 ГК РФ устанавливает, что товаром по договору купли-продажи являются любые вещи, не ограниченные в обороте согласно ст. 129 ГК РФ.

Некоторыми авторами под товарами понимаются вещи, определенные либо родовыми, либо индивидуально определенными признаками, предназначенные для купли-продажи или иного внедрения в гражданский оборот1. Антимонопольное законодательство определяет товары как объекты гражданских прав, предназначенные для купли-продажи, обмена или совершения иных сделок и обязательств2. Такое определение в целом отвечает тем, которые были приведены ранее, и свидетельствует о необходимости закрепления соответствующих признаков товаров в гражданском законодательстве.

Отсутствие централизованного общего понятия товара в этой связи вызывает массу проблем и широких трактований не только в литературе, но и нормативных правовых актах. В Федеральном законе «О рекламе»3 и Федеральном законе «О защите конкуренции»4 товар квалифицирован как продукт соответствующей деятельности, включающий работы и услуги, который предназначается продажи, обмена или иного использования в обороте.

В соответствии с ГОСТом Р 51303-99 к товарам относится любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Как было указано, одним из критериев отнесения вещи к товару является ее оборотоспособность, основанная на движении товара путем совершения различных сделок, опосредующих этот процесс и включающих производство товара, его продвижение на рынке и потребление.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ товар, как и иные объекты гражданских прав и обязанностей, может свободно отчуждаться или переходить между субъектами торговой деятельности в установленном

законом порядке, если он не ограничен в обороте. Таким образом, Е.А.Суханов отмечает, что оборотоспособность заключается в способности служить объектом оборота имущества в виде совершения различных сделок и менять собственников - владельцев товара5.

Как показано В.А. Беловым, понятие оборотоспособности объекта означает его признание товаром - объектом экономического оборота, а в случае изъятия объекта из оборота исключается возможности смены собственника товара или субъекта, которому эти объекты принадлежат, или права на которые присвоены6.

Таким образом, товарами по договорам купли-продажи выступают вещи, которые не ограничены в обороте. Поскольку некоторые вещи могут быть ограничены в обороте, то есть могут принадлежать определенным участникам оборота или находиться в обороте только при наличии специального разрешения, такие вещи могут быть признаны товаром только в случае соблюдения соответствующих условий, установленных в законодательстве Российской Федерации7.

К примеру, в ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»8 содержатся правила оборотоспособности соответствующей продукции и признаки, делающие необоротоспособ-ными пищевые продукты. Так, согласно п. 2 ст. 3 не могут находиться в обороте такие пищевые продукты, которые:

■ не имеют соответствия требованиям, установленным в нормативных документах;

■ содержат непосредственные признаки недоброкачественности, не имеющие сомнений у соответствующих проверяющих и контролирующих органов;

■ не соответствуют представленной информации или дают основания подозревать в их фальсификации;

■ не содержат сроков годности, или обладают истекшим сроком годности;

■ выпускаются с отсутствующей маркировкой или без иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами.

Продукты, имеющие такие признаки, признаются некачественными и опасными для потребителей, что означает запрет их реализации, и вызывает необходимость утилизации и уничтожения.

В отношении исключения из оборота целого ряда продукции продолжает действовать принятый еще в 1992 году Указ Президента РФ «О видах продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»9, которым утвержден соответствующий Перечень такой продукции.

Необходимо отметить, что отдельные объекты должны изыматься из оборота только за счет прямого указания об этом в законе, однако данный Указ был принят еще до введения в действие части первой ГК РФ, что не означает его противоречия современному гражданскому законодательству. Кроме того, перечень изъятых из внутреннего оборота Российской Федерации товаров постоянно пополняется, и главным образом, в зависимости от изменения государственной политики в определенных областях общественной жизни10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.