Научная статья на тему 'Правовой режим промышленных парков как территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности'

Правовой режим промышленных парков как территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITIES / ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TERRITORY / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК / INDUSTRIAL PARK / РЕЗИДЕНТ / RESIDENT / ИНВЕСТОР / INVESTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Валерия Николаевна

Статья посвящена изучению правового режима промышленных парков. Раскрывается понятие промышленного (индустриального) парка, анализируются его признаки, типы и правовая основа. Автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о промышленных парках в целях обеспечения прав и законных интересов резидентов данных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regime of industrial parks as areas under special conditions of business activities realization

The article is devoted to a legal regime of industrial parks. The notion of industrial park is revealed, its features, types and legal framework are analyzed. The author concludes that changes and additions to the existing legislation on industrial parks are necessary, they should be aimed at ensuring the rights and legitimate interests of these areas residents.

Текст научной работы на тему «Правовой режим промышленных парков как территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности»

УДК 347.77

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ КАК ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Козлова Валерия Николаевна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова Россия, 655000, г. Абакан, просп. Ленина, 90. Е-mail: kozlovavn@mail.ru

Статья посвящена изучению правового режима промышленных парков. Раскрывается понятие промышленного (индустриального) парка, анализируются его признаки, типы и правовая основа. Автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о промышленных парках в целях обеспечения прав и законных интересов резидентов данных территорий.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, территория развития, промышленный парк, резидент, инвестор.

LEGAL REGIME OF INDUSTRIAL PARKS AS AREAS UNDER SPECIAL CONDITIONS OF BUSINESS ACTIVITIES REALIZATION

Kozlova Valeriya N., senior lecturer, department of civil law and procedure, N. F. Katanov Khakass State University

90, Lenina ave, Abakan, 655014, Russia

The article is devoted to a legal regime of industrial parks. The notion of industrial park is revealed, its features, types and legal framework are analyzed. The author concludes that changes and additions to the existing legislation on industrial parks are necessary, they should be aimed at ensuring the rights and legitimate interests of these areas residents.

Keywords: business activities, development territory, industrial park, resident, investor.

В последние годы в России все больше внимания уделяется формированию эффективных производств, развитию отдельных отраслей промышленности и повышению ее конкурентоспособности в целом, что становится особенно актуальным в свете последних политических событий. Одной из мер повышения конкурентоспособности российской промышленности и инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны становится создание промышленных (индустриальных) парков, позволяющих «компактно размещать производства и предоставлять условия для эффективного осуществления промышленной деятельности» [4].

Как отмечается в литературе, «развитие реального сектора экономики все больше связывается с созданием промышленных парков как экономически эффективных территорий. Кроме того, промышленные парки создают условия для повышения эффективности малых и средних производств, что особо актуально для развития предпринимательского сектора экономики» [7, с. 2].

Согласно положениям Приказа Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее — Приказ от 16 февраля 2010 г. № 59), промышленный парк — «управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100 000 м2 и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать и предоставляют условия для эффективной работы малых и средних производств» [3].

Следует подчеркнуть, что создание промышленных парков не имеет целью развитие инновационных, наукоемких производств. Названные территории предназначены в первую очередь для компактного размещения производств, обеспечения единой транспортной, логистической инфраструктуры, инженерных коммуникаций и т. п., что в конечном итоге, во-первых, способствует экономии финансовых средств отдельных резидентов таких территорий; во-вторых, позволяет привлечь дополнительные инвестиции в регион, создающий промышленный парк.

Закрепление за отдельными территориями правового режима промышленных парков осуществляется в первую очередь органами исполнительной власти субъектов РФ и/или органами местного самоуправления. Такая возможность предоставлена последним, прежде всего, с целью увеличения

В. Н. Козлова. Правовой режим промышленных парков как территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности

инвестиционной привлекательности региона (муниципалитета), его промышленного развития, повышения производственного потенциала отдельных территорий. При этом на финансирование мероприятий по созданию промышленных парков предоставляются субсидии федерального бюджета, если соблюдены необходимые условия, перечисленные в приказе от 16 февраля 2010 г. № 59.

Как справедливо отмечает Ю. В. Королева, «использование услуг промышленного парка позволяет снижать издержки и ускорить процесс реализации инвестиционных проектов. Обеспечение целенаправленной поддержки создания промышленных парков в субъектах Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти должно обеспечить дополнительное увеличение объемов прямых иностранных инвестиций, а также ускорение темпов развития предприятий малого и среднего бизнеса в обрабатывающих отраслях промышленности и способствовать развитию кластеров» [2, с. 275].

Стандартом индустриального парка, утвержденным правлением некоммерческого партнерства «Ассоциация индустриальных парков» 30 марта 2012 г. (далее — Стандарт индустриального парка), предусмотрена возможность создания двух типов промышленных (индустриальных) парков: грин-филд ^геепйеЫ) и браунфилд (Ьгс^йеЫ) [8].

Индустриальный парк типа «гринфилд» — индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой.

Индустриальный парк типа браунфилд — индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция и (или) капитальный ремонт, в соответствии со специализацией индустриального (промышленного) парка и потребностями его резидентов. Парки такого типа имеют своей целью не только повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие новых производств, но и эффективное использование уже имеющихся площадей и неиспользуемых инфраструктурных сооружений.

Следует согласиться с О. Н. Беленовым, Т. Ю. Смольяниновой, Ю. В. Шурчковой в том, что оба типа парков «имеют для потенциальных инвесторов как свои преимущества, так и недостатки. Так, в первом случае возможно проектирование собственного производства или логистического комплекса без каких-либо ограничивающих факторов, таких как существующие здания и сооружения, площадь земельного участка. Безусловно, такой тип может подразумевать дополнительные финансовые затраты на проектирование, строительство, подвод коммуникаций, а также увеличение сроков запуска проекта. Во втором случае могут потребоваться дополнительные капиталовложения в снос или реконструкцию объектов, находящихся на участке, очистку территории для дальнейшего ее использования» [1, с. 70].

Вместе с тем промышленный парк любого типа должен соответствовать определенным критериям, позволяющим обеспечить привлекательность той или иной территории для инвесторов.

Первым признаком промышленного парка является наличие земельного участка определенной площади (не менее 100 000 м2) с установленными границами. Анализ практики создания промышленных парков показывает, что в отдельных субъектах Российской Федерации определены площадь и границы не только территории промышленного парка в целом, но и конкретных участков в пределах парковой территории. Так, например, согласно информации о создании и развитии промышленного парка «Черногорский» (Республика Хакасия), участок площадью 40 га (с возможностью расширения до 200 га) разделен на 13 участков площадью от 1,3 до 6,3 га [6].

Практика разделения территории парка на участки заранее установленной площади представляется нецелесообразной в том случае, если резиденты промышленного парка заранее неизвестны. Вполне очевидно, что конкретным субъектам предпринимательской деятельности могут потребоваться участки как большей, так и меньшей, чем установлено, площади, что может повлечь отказ от участия потенциального инвестора в развитии конкретной территории.

Второй признак промышленного парка — наличие инженерной инфраструктуры парка, т. е. существующего подключения к электрическим сетям, электро-, тепло, газо-, водоснабжению и водоот-ведению, а в случае необходимости и наличие очистных сооружений.

Отдельно следует сказать о транспортной доступности промышленного парка. Вполне очевидно, что резиденты парка заинтересованы в существовании развитой транспортной инфраструктуры и логистического потенциала территории: введенной в эксплуатацию дороги с твердым покрытием до границы земельного участка, присоединения этой дороги к федеральной и/или региональной трассе,

близости железнодорожных путей, аэропорта, наличия транспортного сообщения с ближайшими населенными пунктами.

При этом, с одной стороны, термин «инфраструктура» уже содержит в себе указание на транспортную связь: «инфраструктура — совокупность учреждений, систем управления, связи и т. п., обеспечивающая деятельность общества или какой-то его сферы» [5, с. 213]. С другой стороны, обеспечение транспортной доступности представляет собой самостоятельное направление деятельности учредителей промышленных парков, представляющее особую сложность и значимость. Парковая территория должна быть расположена таким образом, чтобы резиденты парка имели возможность федерального, регионального и местного сообщения и взаимодействия с другими субъектами предпринимательской деятельности и инвесторами.

В связи с этим представляется необходимым самостоятельное закрепление в понятии промышленного парка признака транспортной доступности парковой территории — по аналогии с тем, как это сделано в Стандарте индустриального парка.

Третий признак промышленного парка — существование комплекса объектов недвижимости, необходимых для функционирования парка в целом и осуществления предпринимательской деятельности отдельными субъектами. Если в названном выше Приказе от 16 февраля 2010 г. № 59 содержится лишь открытый перечень объектов, входящих в единый недвижимый комплекс (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка), то в Стандарте индустриального парка приводятся общие требования, предъявляемые к правовому режиму таких объектов:

1) оформлены имущественные права управляющей компании индустриального (промышленного) парка на земельный участок и объекты капитального строительства;

2) категория земель соответствует заявленным целям индустриального (промышленного) парка;

3) отсутствуют зоны отчуждения и другие обременения, препятствующие размещению промышленных объектов.

Учитывая, что упомянутый стандарт не носит нормативного характера и необязателен к применению, представляется необходимым закрепить указанные требования к объектам недвижимости промышленного парка в Приказе Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59 в целях обеспечения прав и законных интересов резидентов парковой территории.

Четвертым признаком промышленного парка выступает наличие «единого оператора», компании, управляющей территорией и комплексом недвижимого имущества парка. Управляющая компания может являться собственником соответствующей территории либо быть уполномоченной осуществлять функции по созданию, развитию и управлению промышленным парком.

Особым признаком промышленного парка является наличие особых условий предпринимательской деятельности — льгот и преференций для резидентов парка. Это могут быть налоговые льготы (например, по уплате налога на прибыль, земельного налога), предоставление резиденту бюджетных субсидий, государственных или муниципальных гарантий, инвестиционных налоговых кредитов, льготных ставок арендной платы (за пользование движимым и недвижимым имуществом, в том числе земельным участком), бесплатных консалтинговых услуг, информационной поддержки и т. п.

Подобные льготы и преференции повышают инвестиционную привлекательность территории промышленного парка и региона в целом, способствуют развитию этой территории и соответствующих отраслей промышленности.

Проведенный анализ позволил сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательного определения и правового режима промышленного парка, установленного Приказом Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59:

1) представляется необходимым закрепить как самостоятельный признак промышленного парка обеспечение его транспортной доступности;

2) предусмотреть возможность изменения установленных размеров площадок в границах промышленного парка, если этого требуют интересы (сфера деятельности) резидента парка;

3) включить в вышеназванный приказ общие требования, предъявляемые к правовому режиму объектов недвижимого имущества промышленного парка, в частности, к земельному участку.

Как представляется, предложенные изменения и дополнения будут способствовать более четкому определению правового режима промышленного парка как территории с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности и в конечном итоге обеспечению гарантий прав резидентов таких территорий.

Ж. Т. Ламбаев. Коммерческие организации с государственным участием: историко-правовые аспекты

Литература

1. Беленов О. Н., Смольянинова Т. Ю., Шурчкова Ю. В. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2013. — № 1(33). — С. 66-76.

2. Королева Ю. В. Создание промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития промышленных кластеров // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. — 2013. — № 9. — С. 274-278.

3. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. № 59 (ред. от 12.10.2010). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Положения о промышленных парках на территории муниципального образования город Дивногорск: постановление администрации г. Дивногорска Красноярского края от 14.06.2011 г. № 165п // Огни Енисея. — 2011. — 29 июня. — № 52 (спецвыпуск).

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Ок. 65 000 слов и фразеологизмов выражений / под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., перераб. и доп. — М.: Оникс; Мир и Образование, 2008. — 736 с.

6. Промышленный парк «Черногорский» [Электронный ресурс]. — URL: http://invest.r-19.ru/projects/park-chernogorsky.html (дата обращения: 09.12.2014).

7. Создание и развитие промышленного парка «Черногорский» / отв. за вып. Т. Е. Карташова [и др.]. — Абакан: Хакасия, 2012. — 20 с.

8. Стандарт индустриального парка: утвержден Правлением Некоммерческого партнерства «Ассоциация индустриальных парков» 30 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.indparks.ru/certification/standard/ (дата обращения: 14.10.2014).

УДК 347.1

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

© Ламбаев Жаргал Тумунович, ассистент кафедры гражданского права и процесса Бурятского государственного университета

Россия, 670018, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Е-mail: lambaev2010@yandex.ru

В статье рассматривается вопрос об исторических аспектах создания и деятельности коммерческих юридических лиц с государственным участием в российском праве. Автор называет основные формы и признаки юридических лиц, учреждавшихся государством в коммерческих целях на разных этапах исторического развития.

Ключевые слова: публично-правовые образования, казенные предприятия, акционерные общества, государственные и муниципальные предприятия.

COMMERCIAL ORGANIZATIONS WITH STATE PARTICIPATION: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Lambaev Zhargal T., assistant, department of civil law and procedure, Buryat State University Smolina, 24a, Ulan-Ude, 670018, Russia. E-mail: lambaev2010@yandex.ru

In this article the issue of historical aspects of creation and operation of commercial legal entities with state participation is considered in the Russian law. The author names the basic forms and signs of legal entities, established by state in commercial purposes at different stages of historical development. Keywords: public-law entities, state enterprises, joint stock companies, state and municipal unitary enterprises.

1. Историю дореволюционного отечественного законодательства, касающегося коммерческих организаций с государственным участием, нельзя назвать богатой. Отчасти это связано с отсталостью России по сравнению с западноевропейскими государствами в сфере промышленности и торговли. Ситуация начинает меняться в конце XVII — начале XVIII в. в связи с преобразованиями Петра I. В результате предпринятых им экономических реформ в России появились первые казенные предприятия. Прежде государство активно создавало и управляло казенными предприятиями практически во всех отраслях производства, но вскоре обнаружились их недостатки и многие предприятия были пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.