Научная статья на тему 'Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков'

Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления по созданию индустриальных парков на территориях муниципальных образований. Авторами рассмотрены понятия «взаимодействие» и «индустриальный парк», определены направления сотрудничества государственных и муниципальных органов власти РФ при создании индустриальных парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков»

УДК 332.122.64

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент (bystrova_nv@mail.ru) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (cveta-ts@yandex.ru)

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления по созданию индустриальных парков на территориях муниципальных образований. Авторами рассмотрены понятия «взаимодействие» и «индустриальный парк», определены направления сотрудничества государственных и муниципальных органов власти РФ при создании индустриальных парков.

Ключевые слова: регион, индустриальный парк, устойчивое развитие, государственно-частное партнерство, экономика.

В настоящее время в Российской Федерации на государственном уровне декларируется необходимость перехода к инновационной модели развития экономики. Внедрение инноваций в различных отраслях рассматривается как важнейшее условие повышения эффективности производства. Посредством внедрения инноваций решается проблема повышения конкурентноспособности продукции или услуг, а также снижаются издержки.

Основные ориентиры развития инноваций в РФ на государственном уровне определены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В рассматриваемом документе сформулированы основные вызовы, стоящие на современном этапе перед Россией, на решение которых должна быть направлена инновационная деятельность. К их числу относится усиление конкуренции в мировой экономике, а также наличие многочисленных социально-экономических проблем в стране, решение которых могло бы быть обеспечено за счет опережающего развития экономики посредством реализации инноваций.

На государственном уровне признается важность инновационной деятельности для развития экономики РФ. Это подтверждено в положениях Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642. В документе отмечается, что наибольший эффект от инновационной деятельности, может быть достигнут при сочетании предпринимательской инициативы с государственной поддержкой.

В современных условиях, инновации могут быть реализованы при условии осуществления тесного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления. Термин «взаимодействие» в

толковом словаре русского языка трактуется как «категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других».

О. Л. Казанцева определяет понятие «взаимодействие», как связь органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемая с целью обеспечения согласованности их деятельности [3].

Одним из направлений взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в РФ является создание индустриальных (промышленных) парков. В разработанных Минекономразвития методических рекомендациях, понятие «индустриальный парк» определяется, как единый комплекс объектов недвижимости, состоящий из нескольких элементов (земельного участка, помещений различного назначения, инфраструктуры). Индустриальный парк может управляться и единым оператором и управляющей компанией [2].

Б.П. Хижняков под понятием «индустриальный парк» подразумевает производственный инновационный комплекс, объединенный в рамках единого управления, имеющий всю необходимую инфраструктуру. Его резидентам предоставляется возможность осуществления производственной деятельности, получения услуг, в том числе льгот и гарантий, предоставляемых государством [4].

ГОСТ Р 56301-2014 дает следующее определение понятия «индустриальный парк». Это комплекс объектов недвижимого имущества, управление которым осуществляется управляющей компанией. Компонентами индустриального парка являются:

1) земельный участок (участки);

2) производственные, административные, складские и иные здания и сооружения;

3) инфраструктура, достаточная для организации промышленного производства;

4) правовой режим, позволяющий обеспечить производственную деятельность [1].

Рассмотрим основные типы индустриальных (промышленных) парков. Согласно принятой классификации, определенной в стандарте ГОСТ Р 56301-2014 «Индустриальные парки», указанные комплексы объектов могут быть трех типов:

первый тип - гринфилд ^геепйеМ);

второй тип - браунфилд (Ьго^ПшМ);

третий тип - комплексный индустриальный парк [2].

Индустриальный парк типа «гринфилд» создается на земельном участке, на котором отсутствует инфраструктура. При этом, указанный участок отведен впервые и представляет собой площадку для строительства.

Индустриальный парк типа браунфилд (Ьго'^йеМ) создается на основе уже имеющейся промышленной площадки, обеспеченной инфраструкту-

рой. Площадка не требует затрат на капитальное строительство и после реконструкции, может быть приспособлена для функционирования индустриального парка.

Комплексный индустриальный парк представляет собой сочетание первого и второго типов.

Посредством создания индустриальных парков привлекаются инвестиции, создаются новые рабочие места. Также в регион возвращаются налоги, полученные от деятельности предприятий, работающих на площадке парка. Для муниципалитета, создание указанных инвестиционных площадок, привлекательно в плане создания дополнительных условий для развития муниципального образования.

Индустриальные парки могут создаваться государственными, муниципальными структурами и частными. Также они могут иметь смешанную форму собственности. Указанные формы собственности имеют свои достоинства и недостатки. Наличие на территории субъекта РФ индустриальных парков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дает возможность органам государственной власти оказывать влияние на процессы, происходящие в экономике. Государство, создавая индустриальные парки, может эффективно развивать те, или иные важные отрасли, стимулировать создание инновационных производств и разработок. В то же время, государственные структуры, осуществляющие управление экономикой, часто оказываются неповоротливы в принятии важных решений.

Частные структуры более оперативно реагируют на изменение рыночной конъюнктуры. При этом, основным критерием деятельности частных компаний при создании индустриальных парков, является степень финансовой привлекательности проекта.

Согласно статистическим данным, представленным Минпромторгом России, лидерами в сфере создания индустриальных парков выступают Центральный и Приволжский федеральный округа. Слабо представлены индустриальные парки в федеральных округах на юге страны, а также в Дальневосточном федеральном округе. Неравномерность распределения индустриальных парков в регионах РФ обусловлена отличиями экономического развития, разницей инвестиционного климата, удаленности от центра. Отдаленные регионы страны менее привлекательны в глазах потенциальных инвесторов, нежели экономически развитые регионы центральной России.

Создание индустриального парка представляет собой сложный процесс, в ходе которого осуществляется взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Указанное взаимодействие в рассматриваемой сфере начинается еще на этапе выработки концепции создания индустриального парка. В случае, когда инициатором его создания выступает государство, взаимодействие с муниципалитетом осуществляется в

плане поиска соответствующего земельного участка и прохождения процедур согласования в соответствии с действующим законодательством РФ.

В том случае, когда инициатива создания парка исходит от муниципалитета, взаимодействие на начальном этапе осуществляется в плане поиска необходимых источников финансирования, получения государственных гарантий и льгот.

Взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти основывается на договорных отношениях (соглашений о сотрудничестве). Указанные соглашения заключаются между всеми участниками создания индустриального парка (уполномоченным органом государственной власти, муниципалитетом и частными инвесторами).

Роль органов местного самоуправления заключается в предоставлении земельного участка и предоставления различных льгот резидентам, работающим на площадке парка. При этом основной объем работы по созданию индустриального парка выполняется органами государственной власти.

Таким образом, индустриальные парки представляют собой площадки для развития производства, разработки и внедрения инноваций. В России отмечается положительная динамика создания индустриальных парков, однако данный процесс происходит неравномерно, что обусловлено различным социально-экономическим положением в регионах. Список литературы

1. Артамонов Ю.С., Хрусталёв Б.Б. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: монография. Пенза: ИП С.Ю. Тугушев. 2013. 230 c.

2. Беленов О.Н., Смольянинова Т.Ю., Шурчкова Ю.В. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики // Региональная экономика и управление. Электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 66-76. URL: http://eee-region.ru/article/3306/.

3. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Мазунова А.А., Парадеева И.Н. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 8-2. С. 321-324.

4. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Исследование теоретических подходов к содержанию имиджа организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 490-492.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FACTORS OF CREATION AND DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PARKS

Annotation: The article deals with the interaction of state authorities and local governments in the creation of industrial parks in the territories of municipalities. The author has considered the notions of "interaction" and "industrial park, and determined the directions of interaction between state and municipal authorities of the Russian Federation when creating industrial parks. Keywords: region, industrial park, sustainable development, public-private partnership, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.