Научная статья на тему 'Создание и функционирование промышленных парков как фактор ускоренного роста экономики региона'

Создание и функционирование промышленных парков как фактор ускоренного роста экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / АУТСОРСИНГ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / REGION / AN INDUSTRIAL PARK / BUSINESS ENVIRONMENT / OUTSOURCING / INFRASTRUCTURE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / MODERNIZATION / MANAGING COMPANY / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Андрей Валерьевич

Современный курс, взятый на ускоренное развитие предприятий машиностроения, вызвал интерес региональных органов управления к формированию промышленных парков. В статье дано определение понятия «промышленный парк»; приведены характеристики различных видов парковых структур; особое внимание автор уделяет формированию парковых структур на базе уже существующих убыточных или нуждающихся в модернизации предприятий. Реализацию таких предпринимательских проектов автор предлагает осуществлять на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial parks establishment and functioning as a factor of accelerated regional economic growth

Modern course on accelerated development of mechanical engineering aroused the interest of regional governments to the industrial parks establishment. The paper defines the concept of «industrial park». It presents the characteristics of different types of park structures. The author pays his special attention to the formation of the park structures on the basis of existing loss-making or requiring modernization enterprises. The author suggests carrying out these entrepreneurial projects on the base of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Создание и функционирование промышленных парков как фактор ускоренного роста экономики региона»

УДК 332.146.2(470+571) ББК 65.049(2Рос) К 56

А.В. Ковалев

ассистент кафедры производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (905)438-68-67, e-mail: andrey_hovalev@mail.ru.

СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ КАК ФАКТОР УСКОРЕННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

( Рецензирована )

Аннотация. Современный курс, взятый на ускоренное развитие предприятий машиностроения, вызвал интерес региональных органов управления к формированию промышленных парков. В статье дано определение понятия «промышленный парк»; приведены характеристики различных видов парковых структур; особое внимание автор уделяет формированию парковых структур на базе уже существующих убыточных или нуждающихся в модернизации предприятий. Реализацию таких предпринимательских проектов автор предлагает осуществлять на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: регион, промышленный парк, деловая среда, аутсорсинг, инфраструктура, государственно-частное партнерство, модернизация, управляющая компания, инвестиции.

A.V. Kovalev

Assistant of the Industrial Management and Economics Sectors of the Economy Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (905)438-68-67, e-mail: andrey_kovalev@mail.ru.

INDUSTRIAL PARKS ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING AS A FACTOR OF ACCELERATED REGIONAL ECONOMIC GROWTH

Abstract. Modern course on accelerated development of mechanical engineering aroused the interest of regional governments to the industrial parks establishment. The paper defines the concept of «industrial park». It presents the characteristics of different types of park structures. The author pays his special attention to the formation of the park structures on the basis of existing loss-making or requiring modernization enterprises. The author suggests carrying out these entrepreneurial projects on the base of public-private partnership.

Keywords: region, an industrial park, the business environment, outsourcing, infrastructure, public-private partnerships, modernization, managing company, investment.

Одним из самых эффективных инс- было дано в приказе Минэкономразвития

трументов развития промышленности РФ от 16.02.10 г. № 59 «О мерах по реа-

территорий является целенаправленное лизации в 2010 г. мероприятий по госу-

создание внутри региона зон ускоренного дарственной поддержке малого и среднего

развития. К таким зонам в полной мере предпринимательства». Промышленный

можно сегодня отнести промышленные парк — это «управляемый единым опера-

парки. Впервые такое определение спе- тором комплекс объектов недвижимости

циально организованной зоне для обует- (административные, производственные,

ройства предприятий промышленности складские и иные помещения, обеспечи-

вающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 10 га и инфраструктуры, который позволяет компактно размещать и предоставлять условия для эффективной работы малых и средних производств» [1]. Промышленные парки способствуют созданию комфортной деловой среды, созданию новых рабочих мест, создают платформу для долгосрочного развития промышленного потенциала территории. В России уже накоплен положительный опыт их создания. Так, успешно функционируют промышленные парки в Калужской, Московской и Ленинградской областях, республике Татарстан [2]. На сегодняшний день формирование промышленных парков считается одним из самых лучших способов привлечения в регион инвестиций. Это обусловлено особенностью парков, так как они предлагают инвесторам не просто промышленную площадку, а обустроенную территорию, изначально ориентированную на развитие определённого производства.

В Краснодарском крае, как и в ряде других регионов, одним из направлений успешного развития отраслевых промышленных комплексов выбрано формирование промышленных парков. В ближайшие годы планируется создание промышленных парков в Краснодаре, Армавире, Абинске.

Краснодарский промышленный парк станет центром производства современного сельскохозяйственного и пищевого оборудования. Промышленный парк в Краснодаре — проект гринфилд. В рамках проекта Краснодарского промышленного парка планируется организовать специальную территорию производственного назначения, управляемую единым оператором и объединяющую производственные и иные предприятия посредством общей инфраструктуры и взаимной производственной кооперации

Абинский и Армавирский промышленные парки будут формироваться на базе уже действующих предприятий — проекты браунфилд. В соответствии с концепцией развития промышленности Краснодарского края на базе этих парков планируется развитие предприятий машиностроения и металлургии. Так промышленный парк в г. Армавире планируется создать на территории Северной промышленной зоны с

уже действующими производственными предприятиями, такими, как ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения», ОАО «Точмашприбор», ОАО «Армавирский электротехнический завод». Промышленный паре обустраивается как браунфилд, то есть планируется использовать инфраструктуру и свободные мощности уже имеющихся заводов с одновременным дальнейшим увеличением площади на 85 га земли и размещением в ней в ОАО «Армавирский металлургический завод». Ядром же промышленного парка в Абинском районе станет местный электрометаллургический завод. На базе этих парков, в соответствии с концепцией развития промышленности Краснодарского края, планируется развитие предприятий машиностроения и металлургии.

Первые успешные проекты промышленных парков на базе местных предприятий были реализованы в Озёрском и Люберецком районах. Так, на территории бывшего текстильного комбината создали промышленный парк «Озёры», а парк «MLP Люберцы» был организован с использованием промыш-ленных зданий и сооружений бывшего машиностроительного завода имени Ухтомского. Инвестор вложил в проект 260 млн р. и ввел в эксплуатацию дополнительно 10 тыс. кв. метров производственных площадей, что позволило к 2010 г. в индустриальном парке «MLP Люберцы» на площади в 192 тыс. кв. метров разместить 85 предприятий малого и среднего бизнеса, давших району 7,5 тыс. рабочих мест [3, 4].

Положительный опыт формирования парков на базовой основе существующих предприятий накоплен в Липецкой области. Первый проект парка типа браунфилд, получивший название «Кузнецкая слобода», был создан на основе предприятия строительно-отделочных машин в Лебе-дяни. Проект доказал свою высокую эффективность, так как совокупный объем инвестиций резидентов «Кузнецкой слободы» составляет 67,9 млн р. В промышленном парке успешно функционирует пять предприятий, и в нем трудоустроено 138 человек. Планируется в Липецкой области создать и промышленный парк на базе местного предприятия ООО «Моторинвест». Концепция парка предусматривает, что его территория составит 420 га, в качестве ре-

зидентов в нем уже зарегистрированы компании «ЛМЗ» и «Реал Эстейт». В области приняли решение активно использовать инфраструктуру местных предприятий для создания промышленных парков. Зарекомендовавшая себя практика будет распространена на другие предприятия Липецкой области — заводы «Силан» в Дан-кове и «Елецгидроагрегат» в Ельце. На их производственных площадях также будут созданы промышленные парки [5].

Анализ имеющегося опыта показал, что при таком подходе снижается нагрузка на региональный бюджет и ускоряет запуск новых предприятий. Основное преимущество создания проектов на базе местных предприятий заключается в том, что используется действующая инфраструктура, достаточная для строительства новых предприятий.

В парках типа браунфилд объединяются предприятия, уже работающие на данной территории и владеющие частью промышленной инфраструктуры, но у них недостаточно средств для дальнейшей модернизации или их нет вообще. Кроме того, их интересуют льготы и привилегии особых территорий. Предприятия в парковых структурах связаны договорными отношениями и широко используют аутсорсинг, однако они дорожат своей самостоятельностью и желают обеспечить свои интересы. Для согласования их интересов, как следует из анализа опыта формирования зарубежных и российских парков, важно наличие координирующего органа (управляющей компании). Таким образом, возникают вопросы инвестиций в проект и согласования интересов предприятий, входящих в промышленный парк. Все эти вопросы успешно решаются при активной позиции территориальных органов управления, которые вкладывают бюджетные средства и предоставляют льготные режимы для стимулирования развития бизнеса. Региональные органы управления оказывает поддержку на всех этапах формирования парка: разработка концепции парка; создание управляющей компании; оценка эффективности реализации проекта. На региональном уровне управления создается законодательная база, выделяются бюджетные средства. Это делает актуальным совершенствование механизмов взаимодействия органов

государственного и регионального управления с предприятиями и другими бизнес-структурами при реализации проектов развития промышленных парков.

Одной из широко используемых форм сочетания предпринимательского опыта, государственных ресурсов и частных инвестиций является государственно-частное партнерство (ГЧП). Реализация механизма государственно-частного партнерства позволяет разделить предпринимательский риск между частным и государственным сектором экономики на самой рискованной проектной стадии предпринимательства, что способствует реализации стратегически важных для развития экономики региона проектов, характеризуемых положительными социальными и экономическими эффектами [6]. Применение механизма государственно-частного партнерство особенно востребовано при реализации предпринимательских проектов с длительной окупаемостью и большим объемом необходимых инвестиций, к которым и относятся промышленные парки. Именно к таким предпринимательским проектам можно отнести проекты промышленных парков, в рамках которых создается бизнес-инф-ра-структура, производственная и социальная инфраструктура для эффективного развития промышленного производств. Реализация ГЧП при создании промышленных парков, на наш взгляд, должна предусматривать использование органами территориального управления следующими экономическими инструментами:

— выделение и вложение бюджетных средств;

— введение особого режима налогообложения на территории промышленного парка;

— привлечение инвесторов, предоставление им государственных гарантий, льгот и привилегий.

В проектах типа браунфилд важно участие территориальных органов управления как в организации управляющей компании, так и в ее деятельности. Управляющая компания — это орган, который должен профессионально заниматься организационными и юридическими вопросами управления, создавать благоприятную бизнес-среду путем снятия административных барьеров при взаимодействии с местной властью. Управляющая компания должна активно со-

действовать развитию материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий. Участие региональных органов в деятельности управляющей компании обеспечивает контроль за эффективностью использования выделенных средств, справедливостью во взаимоотношении всех малых, средних и крупных предприятий, входящих в структуру парка.

Формирование промышленных парков на базе существующих предприятий позволяет выделить ряд направлений, способствующих интенсификации промышленного производства региона:

— развитие малого и среднего производственного бизнеса. Использование механизмов финансовой поддержки резидентов промышленных парков будет способствовать созданию новых малых промышленных предприятий;

— модернизация имеющихся мощностей предприятий, путем повышения их инвестиционной привлекательности при предоставлении льготного режима функционирования;

— использование имеющихся свободных производственных и инфраструктурных мощностей (промышленные здания, сооружения, транспортные и информационные коммуникации);

— создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в реальном секторе экономики.

К достоинствам этих проектов следует также отнести наличие следуюших важных для инвесторов факторов:

— обеспеченность территории объектами социальной инфраструктуры;

— наличие развитых транспортных и коммуникаций сетей;

— наличие энергосетей;

— наличие квалифицированной рабочей силы и центров ее подготовки.

Создание промышленных парков типа браунфилд содействует ускоренному росту промышленного производства и решению социальных проблем старых промышленных городов, что делает эти проекты особенно привлекательными для муниципальных органов управления.

Проект реализации промышленного парка в г. Армавире встретил активную поддержку муниципальной власти города. По проекту предусмотрено строительство металлургического комбината, реконструкция и увеличение мощности существующих предприятий, что приведет к росту объемов выпуска продукции и стоимости основных средств предприятий, вошедших в структуру парка. Предварительные расчеты по реализации проекта промышленного парка показали, что уже на первом этапе возрастет количество созданных в нем новых рабочих мест до 2000, появится одно крупное и не менее 5 предприятий малого бизнеса [7].

Таким образом, ведущая роль в формировании промышленных парков на современном этапе институциональных преобразований должна быть отведена государству как стратегическому регулятору отраслей промышленности. Исполнение этой роли требует делегирования задач развития промышленных парков на региональный уровень управления, а инструментом реализации таких инициатив может выступать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Несомненно, что создание промышленных парков в Краснодарском крае будет способствовать возникновению новых инновационных производств и дальнейшему росту промышленного сектора экономики региона.

Примечания:

1. О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: приказ Минэкономразвития РФ №59 от 16.02.10 г. // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.

2. Индустриальный парк: 3 условия успеха // CITY-MANAGER.ORG. 2011. С. 8-12.

3. Ассоциация индустриальных парков: официальный сайт. URL: http://www.indparks. ru/ru/about/info.

4. Прохорова В.В., Ковалев A.B. Промышленные парки как интегратор развития несырьевой экономики России // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2014. № 5-6. С. 42-44.

5. В Липецкой области создают индустриальные парки на базе местных предприятий. URL: http://www.hubprom.ru.

6. Прохорова В.В. Сущность и экономическое содержание территориальных систем современной России // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 1(120). С. 26-28.

7. Инвестиционная Стратегия Краснодарского края до 2020 г. URL: http://www.in-vestkuban. г u/st rat_plan 14. html.

References:

1. About measures to implement in 2010 the measures for state support of small and medium-sized enterprises: о Order Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 59 of 16.02.10 // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.

2. Industrial Park: three conditions for success // CITY-MANAGER.ORG. 2011. Pp. 8-12.

3. The official website of the Russian Association of Industrial Parks. URL: http://www. indparks. ru/ru/about /inf о.

4. Prokhorova V.V., Kovalev A.V. Industrial parks as an integrator of the development of the non-resource economy in Russia // Representative power - XXI century: legislation, comments, problems. 2014. № 5-6. Pp. 42-44

5. Industrial parks are created on the basis of local businesses in the Lipetsk region. URL: http: //www.hubprom.ru.

6. Prokhorova V.V. The nature and economic content of territorial systems of contemporary Russia // Representative Power - XXI Century: Laws, comments, concerns. 2013. № 1 (120). Pp. 26-28.

7. The investment strategy of the Krasnodar Territory to 2020 URL: http://www.investku-ban.ru/strat_planl4.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.