Научная статья на тему 'Правовой режим предусмотренных федеральными законами методических указаний (материалов), инструктивных материалов (инструкций) уполномоченных органов'

Правовой режим предусмотренных федеральными законами методических указаний (материалов), инструктивных материалов (инструкций) уполномоченных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
653
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АКТЫ / ADMINISTRATIVE ACTS / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATORY LEGAL ACTS / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / GUIDELINES / ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / INSTRUCTIONAL MATERIALS / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ADMINISTRATIVE RULEMAKING / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / SOURCES OF LAW / ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ / BY-LAWS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров М.В.

Исследуется правовой режим предусмотренных федеральными законами прежде всего о делегировании полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ методических указаний (материалов), инструктивных материалов (инструкций) уполномоченных органов на фоне соотношения нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов в теории, законодательстве и судебных правовых позициях. Методы исследования анализ, синтез, сравнительноправовой метод, правовое моделирование, классификация. Проведен анализ понятия и признаков нормативного правового акта в отдельных научных исследованиях, в Конституции РФ, в законодательстве, в правовых позициях высших федеральных судов, в проекте федерального закона. Представлены итоги исследования федеральных законов о делегировании полномочий, отсылающих к методическим указаниям (материалам), инструктивным материалам (инструкциям), по различным критериям виды федеральных законов по предмету правового регулирования, варианты уполномоченных органов, модели формулирования права (обязанности) издавать указания-материалы, модели соотношения указаний-материалов с нормативными правовыми актами, отмечено, что названные указания (материалы) изданы не для всех исследуемых федеральных законов. Практика Минюста России показывает, что речь идет о законодательной небрежности, подлежащей устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL REGIME OF AUTHORIZED BODIES'' GUIDELINES (MATERIALS), INSTRUCTIONAL MATERIALS (INSTRUCTIONS) PROVIDED FOR BY THE FEDERAL LAWS

The aim of this work is to study the legal regime of authorized bodies'' guidelines (materials), instructional materials (instructions) provided for by the Federal laws, primarily by those laws that concern the delegation of powers of the Russian Federation to the bodies of state power in the subjects of the Russian Federation. The focus of the study is on the correlation of regulatory legal acts and non-regulatory legal acts in the theory, legislation and judicial legal opinions. Research methods used in this study include analysis, synthesis, legal modeling, classification, as well as the comparative legal method. Our main results and conclusions are as follows: 1) an analysis is given of the concepts and features of a regulatory legal act in some scholarly works, in the Constitution of the Russian Federation, in legislation, in the legal opinions of the Supreme Federal courts, in the draft Federal law; 2) the results are presented of our research of Federal laws on the delegation of powers, referring to the guidelines (materials), instructional materials (instructions), according to different criteria: types of Federal laws on the subject of legal regulation, types of authorized bodies, models for the formulation of the right (duty) to publish guidelines/materials, models of correlation of the guidelines/materials with regulatory legal acts, 3) the above-mentioned guidelines (materials) have not been issued for all of the Federal laws examined, 4) the practice of the Ministry of Justice of the Russian Federation shows that in some cases legislative negligence occurs, and it needs to be corrected.

Текст научной работы на тему «Правовой режим предусмотренных федеральными законами методических указаний (материалов), инструктивных материалов (инструкций) уполномоченных органов»

180

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба невского, 2015, № 3, с. 180-191

УДК 342.924

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ (МАТЕРИАЛОВ), ИНСТРУКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ИНСТРУКЦИЙ) УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ

© 2015 г. М.В. Никифоров

Российский государственный университет правосудия, Н. Новгород

тахоптахтш @таП.т

Поступила в редакцию 22.06.2015

Исследуется правовой режим предусмотренных федеральными законами - прежде всего о делегировании полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ - методических указаний (материалов), инструктивных материалов (инструкций) уполномоченных органов на фоне соотношения нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов в теории, законодательстве и судебных правовых позициях. Методы исследования - анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование, классификация. Проведен анализ понятия и признаков нормативного правового акта в отдельных научных исследованиях, в Конституции РФ, в законодательстве, в правовых позициях высших федеральных судов, в проекте федерального закона. Представлены итоги исследования федеральных законов о делегировании полномочий, отсылающих к методическим указаниям (материалам), инструктивным материалам (инструкциям), по различным критериям - виды федеральных законов по предмету правового регулирования, варианты уполномоченных органов, модели формулирования права (обязанности) издавать указания-материалы, модели соотношения указаний-материалов с нормативными правовыми актами, отмечено, что названные указания (материалы) изданы не для всех исследуемых федеральных законов. Практика Минюста России показывает, что речь идет о законодательной небрежности, подлежащей устранению.

Ключевые слова: административные акты, нормативные правовые акты, методические указания, инструктивные материалы, административное нормотворчество, источники права, подзаконные акты.

Накопленный за многие годы отечественный опыт административного нормотворчества предполагает, что вышестоящие источники права позволяют разграничивать нормативные правовые акты и ненормативные правовые акты, не допускать появления «конкурентов» подзаконных нормативных правовых актов с аналогичной юридической силой.

В научной и учебной литературе можно встретить множество вариантов дефинирования понятия «нормативный правовой акт».

Н.А. Любимов считает, что нормативный правовой акт - это «акт уполномоченного государственного органа, направленный на установление, изменение, изменение сферы действия или отмену правовых норм, рассчитанный на неоднократное применение» [1].

С.В. Никитин для целей судебного нормо-контроля определяет нормативный правовой акт как «...установленной формы правовой акт публичного характера, содержащий нормы-правила либо иные (специализированные) правовые нормы, принятый и введенный в действие в установленном порядке субъектом, об-

ладающим соответствующей нормотворческой компетенцией... В содержание нормативного правового акта как предмета судебного контроля могут входить: типичные (регулятивные или охранительные) правовые нормы-правила (общеобязательные правила поведения субъектов, определяющие их субъективные права, обязанности, юридическую ответственность); особые (специфические) нормы (нормативные предписания), в т.ч. оперативные, которые вводят в действие, изменяют или отменяют действие норм-правил.» [2].

И.Н. Барциц и С.В. Бошно полагают, что нормативный правовой акт - «это письменный документ, который принят управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, выражает властные веления и направлен на регулирование общественных отношений» [3].

В одном из классических учебников по административному праву называются такие признаки нормативных правовых актов: 1) изданы в

установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) устанавливают правовые нормы (правила поведения); 3) обязательны для неопределенного круга лиц; 4) рассчитаны на неоднократное применение; 5) действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом [4].

В Конституции Российской Федерации встречается и термин «нормативные правовые акты» (ч. 3 ст. 15, п. «а» ч. 1 ст. 72, ч. 2, 4-6 ст. 76), и термин «нормативные акты» (п. «а», «б» ч. 2 ст. 125), то есть конституционный текст не делает между ними различий, считает их синонимами. Логично было бы предположить, что для реализации конституционных терминов появится (хотя и не предусмотренный Конституцией РФ напрямую) федеральный закон о нормативных актах (о нормативных правовых актах). Проект Федерального закона № 96700088-2 «О нормативных правовых актах Российской Федерации» был внесен депутатами Государственной думы - членами Комитета Государственной думы по законодательству и судебно-правовой реформе. Четвертого июня 1996 г. проект был принят к рассмотрению протоколом заседания Совета Государственной думы № 29, 11.11.1996 г. проект принят Государственной думой в первом чтении Постановлением № 778-11 ГД, а 12.05.2004 г. - отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения Постановлением Государственной думы № 491-ГУ ГД [5].

В дальнейшем в литературе неоднократно появлялись инициативные проекты или, по крайней мере, концепции проектов подобного федерального закона. В декабре 2014 г. на основе проекта, подготовленного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации [6]1, Минюст России представил от имени Правительства Российской Федерации на общественное обсуждение проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» [7]. Часть 1 ст. 2 проекта Минюста России содержит следующее определение: нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение. Проблемным

здесь является тот момент, что законопроект не вносит ясности в соотношение термина «нормативные правовые акты» с иными терминами, которые обнаруживаются в качестве его синонимов в законодательстве в процессе анализа справочных правовых систем: «нормативные акты», «акты, имеющие нормативный характер», «имеющие нормативный характер акты», «нормативные документы», «регламентирующие документы», «нормативные правовые документы», «организационно-распорядительные документы, носящие нормативно-правовой характер», «документы нормативного характера». Данный вопрос стоит очень остро и применительно к объектам судебного нормоконтроля -ведь там надо оспаривать именно нормативные правовые акты, а не «нормативные документы», «акты нормативного характера» и т.п. [8]

Между тем РФ осталась на сегодняшний день единственной страной - республикой бывшего СССР, не сумевшей принять собственный закон о нормативных правовых актах. В то же время, например, п. 11 ст. 3 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» [9] дает следующее определение: «Нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие».

Чрезвычайно важно отметить, что почти все субъекты РФ, в целях реализации ст. 76 и 125 Конституции РФ, упоминающих «нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации», «нормативные акты субъектов Российской Федерации», к настоящему моменту приняли собственные законы о нормативных правовых актах, главный недостаток которых состоит в том, что их положения действуют только на территории конкретного субъекта РФ, т. е. они не заменяют собой столь необходимый с конституционной точки зрения, уравнявший бы всех субъектов РФ в правах федеральный закон. При этом существует два варианта предмета регулирования подобного закона субъекта РФ -либо нормативные акты уровня субъекта РФ, либо нормативные акты уровня субъекта РФ и нормативные акты уровня муниципальных образований. Например, относящийся к первому варианту п. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. «О нормативных правовых актах Нижегородской области» с изменениями и дополнениями гласит: нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) органом государственной власти области или должностным

лицом области в определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством порядке и форме, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного действия, рассчитанных на многократное применение на территории области» [10]2.

Отсутствие единого специального федерального закона о нормативных правовых актах не стало помехой для иных попыток представить официальное понятие, признаки нормативного правового акта.

Так, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [11] говорит о предмете экспертизы: нормативные правовые акты органов, организаций, их должностных лиц, т.е. перечень остается открытым, нормативность актов определяется на усмотрение субъектов экспертизы. Обращаем особое внимание на то, что предметом такой экспертизы могут стать только именно НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ и их проекты, т.е. субъекты должны иметь официальное право на издание именно таких актов, а не каких-либо других,-формально получается, что если субъект не издает (не принимает) эти акты, значит, экспертизу анти-коррупцонную не нужно проводить.

Пункт 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с изменениями и дополнениями [12] установил, что под функциями федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Пунктом 2 Разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 [13], без какого-либо обоснования рекомендовано при подготовке соответствующих нормативных правовых актов использовать постановление Государственной думы «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» [14] (данное обращение является исключительно процессуальным документом - поводом для рассмотрения дела в указанном суде), в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой

акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Согласно мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации № 28-О от 9 июня 1995 г. [15] акт не является нормативным, если: 1) его положения имеют оперативно-распорядительный характер; 2) содержат ограниченные во времени конкретные предписания; 3) эти предписания адресованы определенным субъектам. Исходя из п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П [16], акт имеет нормативный правовой характер, если: 1) содержит официальные предписания, обязательные для исполнения; 2) является актом общего действия, адресованным персонально неопределенному кругу лиц; 3) рассчитан на многократное применение; 4) содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила.

Пункты 9-10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 [17] разъясняют для судов следующие существенные признаки нормативного правового акта: 1) издание его в установленном порядке управо-моченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; 3) в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.

С учетом сказанного о разграничении нормативных и ненормативных актов анализ федеральной законодательной практики с указаниями на методические и инструктивные материалы, издаваемыми наряду с нормативными актами, требует пристального внимания и осмысления.

1. Анализ законодательства приводит нас к выводу о том, что федеральные законы, отсылающие к методическим указаниям, инструктивным материалам (инструкциям), следует подразделять на две группы:

1) федеральные законы, посредством которых оформляется передача полномочий Россий-

ской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются также - федеральные законы о передаче полномочий): Водный кодекс РФ [18]; Градостроительный кодекс РФ [19]; Жилищный кодекс РФ [20]; Лесной кодекс РФ [21]; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» [22]; Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [23]; Федеральный закон «О животном мире» [24]; Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [25]3; Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» [26]; Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [27]; Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» [28]; Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» [29]; Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [30]; Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [31]; Федеральный закон «О государственной социальной помощи» [32]; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [33]; Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [34]; Закон РФ «О ветеринарии» [35].

2) иные федеральные законы (не связанные с передачей полномочий): Федеральный закон «О теплоснабжении» [36]; Федеральный закон «О концессионных соглашениях» [37]; Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [38]4; Федеральный закон «Об электроэнергетике» [39]; Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» [40].

Особняком стоит Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [41], в ст. 2 которого дано следующее определение понятия «методика расчета показателей финансового состояния должника» - разработанные федераль-

ной комиссией (межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, образованная Минсельхозом России) и утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методические указания по расчету показателей финансового состояния должника, учитываемых при определении условий реструктуризации долгов. Пункт 3 ст. 9 Федерального закона содержит норму, исходя из которой федеральная комиссия определяет наряду с прочими методику расчета показателей финансового состояния должника. Таким образом, указанная методика разрабатывается (определяется) федеральной комиссией и утверждается Мин-сельхозом России, однако вместо Минсельхоза России методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации [42]. В настоящей статье мы не рассматриваем специально вопрос о соотношении методик и нормативных правовых актов в федеральных законах, но даже поверхностный взгляд указывает на то, что федеральные законы, говоря о методиках как об отдельной разновидности официальных документов, обычно подразумевают методику не как форму, а методику, подлежащую утверждению нормативным правовым актом уполномоченного органа.

2. Вопрос об уполномоченном на издание методических указаний, инструктивных материалов (инструкций) федеральном органе в федеральных законах решается по-разному:

вариант 1 - Правительство Российской Федерации (п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об электроэнергетике» - методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации);

вариант 2 - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), но разница состоит в том, что первый издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (п. 1 ч. 1 ст. 7), а второй - по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий (п. 1 ч. 2 ст. 7, п. 6 ч. 8 ст. 33);

вариант 3 - федеральный(ные) орган(ы) исполнительной власти, уполномоченный (ные) в конкретной называемой законом (или уполно-

моченные Правительством Российской Федерации) сфере (области) общественных отношений (остальные федеральные законы), при этом стоит отметить п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»: «Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, утверждающие... иные методические указания и рекомендации в соответствии с этим законом.».

3. Проведенное нами исследование действующих федеральных законов показывает, что речь не всегда идет об обязанности (обычно выражаемой через глаголы «утверждает», «определяет», «издает» и т.п.) уполномоченного федерального органа кроме принятия нормативных правовых актов по вопросам переданных федеральных полномочий издавать по этим же вопросам методические указания и инструктивные материалы/инструкции (в федеральных законах, не связанных с передачей полномочий, есть указания только на обязанность издавать подобные документы). Логично было думать, что все федеральные законы о передаче полномочий сконструированы по унифицированной схеме, плавно переносимой из закона в закон, но на деле оказывается все гораздо сложнее, так как обнаруживаются три модели по федеральным законам:

модель 1 - семь федеральных законов упоминают о праве уполномоченного органа издавать методические указания/инструктивные материалы/инструкции (Водный кодекс Российской Федерации; Градостроительный кодекс Российской Федерации; Лесной кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон «О животном мире»; Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

модель 2 - один федеральный закон упоминает об осуществлении прав и обязанностей уполномоченным субъектом без разделения на права и обязанности (Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

модель 3 - остальные исследуемые нами федеральные законы упоминают термины, восходящие к долженствованию, обязывая уполномоченный субъект издать, принять соответствующие документы.

4. Анализируемые нами федеральные законы о передаче полномочий предусматривают восемь моделей соотношения «иных документов» (или, как их именуют федеральные законы, «других документов») - методических указаний, инструктивных материалов (инструкций) -с нормативными правовыми актами (федеральные законы, не связанные с передачей полномочий, констатируют полномочия на издание, принятие, утверждение методических указаний):

модель 1 - утверждать методические указания (при этом отграничение от нормативных правовых актов четко и однозначно не выстроено, т.е. в данном случае закон вполне можно трактовать и как полномочие по принятию нормативных правовых актов) - Жилищный кодекс Российской Федерации;

модель 2 - принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий (в том числе обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы) - Федеральный закон «О животном мире»; Федеральный закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

модель 3 - принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания по этим вопросам - Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

модель 4 - принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий (в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных пол-

номочий), а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы - Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов», Федеральный закон «О государственной социальной помощи», Закон Российской Федерации «О ветеринарии», Градостроительный кодекс Российской Федерации;

модель 5 - принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий (в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий), а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструкции - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

модель 6 - издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий (в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий), а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы -Лесной кодекс Российской Федерации;

модель 7 - принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий (в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий), издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

модель 8 - принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации (в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания, инструктивные материалы) - Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, модели правового регулирования 3-7 четко и однозначно отделяют

нормативные правовые акты от «иных документов» (методических указаний, инструктивных материалов/инструкций), позволяя заявить о появлении благодаря конкретным федеральным законам (то ли умышленно, то ли случайно) еще одного, очередного источника российского права. Следовательно, судя по тексту федеральных законов из моделей 37, «иные документы» нельзя объявлять разновидностью нормативных правовых актов и автоматически применять к ним правила из правового режима нормативных правовых актов — необходимо было создавать для «иных документов» специальный правовой режим.

5. В федеральных законах о передаче полномочий содержится единообразное указание на то, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами (несмотря на слова об обязательности методических указаний, инструктивных материалов/инструкций для исполнения). Тем не менее в четырех случаях наблюдаются исключения из приведенной формулировки, когда законодатель добавляет слова «и иными документами» (имеются в виду методические указания, инструктивные материалы/инструкции) - п. 3 ч. 10 ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; п. 1 части десятой ст. 7.1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; п. 1 части десятой ст. 15.1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; п. 1 части одиннадцатой ст. 5.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

6. Методические указания, инструктивные материалы (инструкции), предусмотренные исследуемыми нами федеральными законами, не появляются автоматически вслед за вступлением соответствующих правовых норм в силу, даже если за уполномоченным субъектом зафиксирована обязанность по их изданию.

Проверка справочных правовых систем показала, что к настоящему моменту изданы следующие методические указания:

- во исполнение Водного кодекса Российской Федерации: Приказ Минприроды России от

29 сентября 2010 г. № 425 [43]; Приказ Минприроды России от 31 августа 2010 г. № 337 [44];

- во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации: Приказ Минстроя России от 28 октября 2014 г. № 658/пр [45];

- во исполнение Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

Приказ Росприроднадзора от 20 декабря 2013 г. № 801 [46];

- во исполнение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Приказ Минздравсоцразвития России от 16 марта 2010 г. № 158н [47]; Приказ Минздравсоцразвития России от 6 июня 2008 г. № 263н [48];

- во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации»: Приказ Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75 [49];

- во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении»: приказы ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 [50], от 13 июня 2013 г. № 760-э [51], от 16 сентября 2014 г. № 1442-э [52];

- во исполнение Федерального закона «О концессионных соглашениях»: вышеназванные приказы ФСТ России, а также приказ ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э [53];

- во исполнение Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»: приказ ФСТ России от 28 апреля 2014 г. № 101-э/3 [54].

Инструктивные материалы во исполнение исследуемых нами федеральных законов в справочных правовых системах не содержатся.

Применительно к двум федеральным законам о передаче полномочий, предусматривающих инструкции, только для Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» появился Приказ Росохран-культуры от 7 августа 2009 г. № 142 [55].

С учетом предшествующих наших выводов приходим к мысли о том, что Минюст России фактом государственной регистрации «иных документов», признанием их разновидностью нормативных правовых актов нарушил положения четырех федеральных законов (Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Лесного кодекса Российской Федерации).

6. Выяснение вопроса о правовой природе «иных документов», предусмотренных федеральными законами, нельзя производить без

анализа ситуации, сложившейся в положениях о конкретных федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ. Их изучение ведет нас к выводу о том, что даже если «иные документы» особым образом названы в положении о федеральном органе исполнительной власти, перечень нормативных правовых актов, принимаемых этим органом (для этого используется формула «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты»), остается в положении открытым, что, без сомнения, разрешает органу расценивать «иные документы» как разновидность нормативных правовых актов.

В заключение следует сказать, что появление в исследованных нами федеральных законах методических указаний/материалов, инструктивных материалов/инструкций как оригинальных источников права, полагаем, следует воспринимать в качестве следствия законодательной небрежности, следствия не всегда системной работы над федеральными законопроектами, а поэтому разрешить проблему, связанную с появлением «иных документов», возможно путем устранения законодательных противоречий, путем унификации федеральных законов о передаче полномочий по формуле, обязывающей уполномоченный орган «принимать нормативные правовые акты (в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг, административные регламенты исполнения государственных функций, методические указания, инструкции)».

Прмечания

1. См. также об этом проекте: Концепция федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 84-99; Рафалюк Е.Е. Концепция законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 121-125; Рафалюк Е.Е. Новому проекту закона - научное обсуждение // Журнал российского права. 2013. № 7. С. 90-93; Черепанов В.А. О проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 105-111.

2. Здесь и далее указываются источники официального опубликования первоначального текста, действующий текст с изменениями и дополнениями данного и других нормативных правовых актов, упоминаемых в настоящей статье, см. СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Срок, на который передавались полномочия Краснодарскому краю, был ограничен законом датой 01.01.2014.

4. Утрачивает силу с 1 января 2016 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 11).

Список литературы

1. Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 20.

2. Никитин С.В. Судебный контроль за нормативными правовыми актами в гражданском и арбитражном процессе: монография. М., 2010. С. 71.

3. Барциц И.Н., Бошно С.В. Источники служебного права: Учебник. М., 2007. С. 31-32.

4. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007. С. 349-350.

5. К рассмотрению законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Проблемы и решения // Аналитический вестник / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 1999. Вып. 28. C. 4-15.

6. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). М., 2013.

7. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (вносится Правительством Российской Федерации) // http://regulation.gov.m/get.php?view_id=3&doc_id=646 66 (дата обращения: 01.06.2015).

8. Никифоров М.В. Судебное оспаривание нормативных актов // Актуальные проблемы философии права и государства: Сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции / Ответственный за выпуск доцент Б.Х. Балкаров. Н. Новгород, 2013. С. 134-136.

9. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» (с изменениями и дополнениями) // http://mci.gov.kz /main/images/stories/contents/zakon_npa.doc. (дата обращения: 01.06.0215).

10. Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. «О нормативных правовых актах Нижегородской области» с изменениями и дополнениями // Нижегородские новости. 2005. 26 февраля.

11. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2009. № 29. Ст. 3609.

12. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с измене-

ниями и дополнениями// Российская газета (далее -РГ). 2004. 12 марта.

13. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2007, регистрационный № 9449) // РГ. 2007. 27 мая.

14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5506.

15. Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 28-О от 9 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 25 января 1995 г. № 72 «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногор-ске Красноярского края» в связи с запросом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Официально не опубликовано.

16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П по делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года № 1090-1 ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и от 11 октября 1996 года № 682-11 ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» // РГ. 1997. 22 ноября.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» с изменениями и дополнениями // РГ. 2007. 8 декабря.

18. Водный кодекс Российской Федерации от

3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

19. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

20. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

21. Лесной кодекс Российской Федерации от

4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

22. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

23. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

24. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

25. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-ралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.

26. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О донорстве крови и ее компонентов» // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4176.

27. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

28. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128.

29. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850.

30. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

31. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.

32. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

33. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

34. Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (ред. от 06.04.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР (далее - ВСНД ВС). 1991. № 21. Ст. 699.

35. Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (ред. от 04.06.2014) «О ветеринарии» // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 857.

36. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О теплоснабжении» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.

37. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.

38. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 36.

39. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

40. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О газоснабжении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

41. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2787.

42. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 (ред. от 27.11.2014) «О реализации Федерального закона «О ф инансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» //СЗ РФ. 2003. № 6. Ст. 523.

43. Приказ Минприроды России от 29 сентября 2010 г. № 425 «Об утверждении Методических указ а ний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.10.2010 № 18847) // БНА ФОИВ. 2010. № 47.

44. Приказ Минприроды России от 31 августа 2010 г. № 337 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.10.2010 № 18648) // БНА ФОИВ. 2010. № 45.

45. Приказ Минстроя России от 28 октября 2014 г. № 658/пр «Об утверждении методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» (государственную регистрацию в Минюсте России не проходил) // Нормирование в строительстве и ЖКХ.2014. № 5.

46. Приказ Росприроднадзора от 20 декабря 2013 г. № 801 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по охране и использованию животного мира в области охоты и сохранения охотничьих ре с урсов, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (государственную регистрацию в Минюсте России не проходил) // Официально не опубликован.

47. Приказ Минздравсоцразвития России от 16 марта 2010 г. № 158н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 № 16976) // РГ. 2010. 5 мая (опубликован частично, без приложения к Приказу).

48. Приказ Минздравсоцразвития России от 6 июня 2008 г. № 263н (ред. от 20.08.2009) «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности» (зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2008 № 11901) // РГ. 2008. 16 июля.

49. Приказ Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75 (с изм. от 27.05.2014) «Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2009 №13883) // РГ. 2009. 22 мая.

50. Приказ ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (ред. от 16.09.2014) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2004 № 6076) // БНА ФОИВ. 2004. № 44.

51. Приказ ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2013 № 29078) // БНА ФОИВ. 2013. № 33.

52. Приказ ФСТ России от 16 сентября 2014 г. № 1442-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей» (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014 № 34468) // РГ. 2014. 31 октября, 7 ноября (уточнение).

53. Приказ ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (ред. от 24.11.2014) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2014 № 31412) // РГ. 2014. 5 марта.

54. Приказ ФСТ России от 28 апреля 2014 г. № 101 -э/3 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014 № 32591) // РГ. 2014. 11 июня.

55. Приказ Росохранкультуры от 7 августа 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения» (зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2009 № 14700) // БНА ФОИВ. 2009. № 40.

THE LEGAL REGIME OF AUTHORIZED BODIES' GUIDELINES (MATERIALS), INSTRUCTIONAL MATERIALS (INSTRUCTIONS) PROVIDED FOR BY THE FEDERAL LAWS

M. V. Nikiforov

The aim of this work is to study the legal regime of authorized bodies' guidelines (materials), instructional materials (instructions) provided for by the Federal laws, primarily by those laws that concern the delegation of powers of the Russian Federation to the bodies of state power in the subjects of the Russian Federation. The focus of the study is on the correlation of regulatory legal acts and non-regulatory legal acts in the theory, legislation and judicial legal opinions. Research methods used in this study include analysis, synthesis, legal modeling, classification, as well as the comparative legal method. Our main results and conclusions are as follows: 1) an analysis is given of the concepts and features of a regulatory legal act in some scholarly works, in the Constitution of the Russian Federation, in legislation, in the legal opinions of the Supreme Federal courts, in the draft Federal law; 2) the results are presented of our research of Federal laws on the delegation of powers, referring to the guidelines (materials), instructional materials (instructions), according to different criteria: types of Federal laws on the subject of legal regulation, types of authorized bodies, models for the formulation of the right (duty) to publish guidelines/materials, models of correlation of the guidelines/materials with regulatory legal acts, 3) the above-mentioned guidelines (materials) have not been issued for all of the Federal laws examined, 4) the practice of the Ministry of Justice of the Russian Federation shows that in some cases legislative negligence occurs, and it needs to be corrected.

Keywords: administrative acts, regulatory legal acts, guidelines, instructional materials, administrative rulemak-ing, sources of law, by-laws.

References

1. Lyubimov N.A. Pravotvorchestvo v Rossijskoj Fede-racii: problemy teorii i praktiki: konspekt lekcij. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2009. S. 20.

2. Nikitin S.V. Sudebnyj kontrol' za normativnymi pra-vovymi aktami v grazhdanskom i arbitrazhnom processe: monografiya. M., 2010. S. 71.

3. Barcic I.N., Boshno S.V. Istochniki sluzhebnogo prava: Uchebnik. M., 2007. S. 31-32.

4. Obshchee administrativnoe pravo: Uchebnik / Pod red. Yu.N. Starilova. Voronezh, 2007. S. 349-350.

5. K rassmotreniyu zakonoproekta «O normativnyh pravovyh aktah v Rossijskoj Federacii». Problemy i reshe-niya // Analiticheskij vestnik / Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. 1999. Vyp. 28. S. 4-15.

6. Proekt federal'nogo zakona «O normativnyh pravovyh aktah v Rossijskoj Federacii» (iniciativnyj zakono-proekt). M., 2013.

7. Proekt federal'nogo zakona «O normativnyh pravovyh aktah v Rossijskoj Federacii» (vnositsya Pravi-tel'stvom Rossijskoj Federacii) // http://regulation. gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=64666 (data obrash-cheniya: 01.06.2015).

8. Nikiforov M.V. Sudebnoe osparivanie normativnyh aktov // Aktual'nye problemy filosofii prava i gosudarstva: Sbornik statej uchastnikov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otvetstvennyj za vypusk docent B.H. Balkarov. N. Novgorod, 2013. S. 134-136.

9. Zakon Respubliki Kazahstan ot 24 marta 1998 goda № 213-I «O normativnyh pravovyh aktah» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // http://mci.gov.kz/main/images/stories/ contents/zakon_npa.doc. (data obrashcheniya: 01.06.0215).

10. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 10 fevralya

2005 g. «O normativnyh pravovyh aktah Nizhegorodskoj oblasti» s izmeneniyami i dopolneniyami // Nizhegorodskie novosti. 2005. 26 fevralya.

11. Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ «Ob antikorrupcionnoj ehkspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii (dalee - SZ RF). 2009. № 29. St. 3609.

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 marta 2004 g. № 314 «O sisteme i strukture federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» s izmeneniyami i dopolneniyami // Rossijskaya gazeta (dalee - RG). 2004. 12 marta.

13. Raz"yasneniya o primenenii Pravil podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolni-tel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj registracii, utverzhdennye prikazom Minyusta Rossii ot 4 maya 2007 g. № 88 (zaregi-strirovano v Minyuste Rossii 14.05.2007, registracionnyj № 9449) // RG. 2007. 27 maya.

14. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 11 noyabrya 1996 g. № 781-II GD «Ob obrashchenii v Konstitucionnyj Sud Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1996. № 49. St. 5506.

15. Opredelenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii № 28-O ot 9 iyunya 1995 g. po delu o proverke konstitucionnosti Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25 yanvarya 1995 g. № 72 «O gosudarstvennoj podderzhke strukturnoj perestrojki i konversii atomnoj promyshlennosti v g. Zheleznogorske Krasnoyarskogo kraya» v svyazi s zaprosom Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii // Oficial'no ne opublikovano.

16. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 1997 g. № 17-P po delu o proverke konstitucionnosti postanovlenij Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo sobraniya Rossijskoj Federacii ot

21 iyulya 1995 goda № 1090-I GD «O nekotoryh voprosah primeneniya Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Rossijskoj Federacii «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» i ot 11 oktyabrya 1996 goda № 682-II GD «O poryadke primeneniya punkta 2 stat'i 855 Grazh-danskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // RG. 1997.

22 noyabrya.

17. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 29 noyabrya 2007 g. № 48 «O praktike rassmotreniya sudami del ob osparivanii normativnyh pra-vovyh aktov polnost'yu ili v chasti» s izmeneniyami i do-polneniyami // RG. 2007. 8 dekabrya.

18. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 3 iyunya

2006 g. № 74-FZ (red. ot 31.12.2014) // SZ RF. 2006. № 23. St. 2381.

19. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2004 g. № 190-FZ (red. ot 31.12.2014) // SZ RF. 2005. № 1 (ch. 1). St. 16.

20. Zhilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2004 g. № 188-FZ (red. ot 31.12.2014) // SZ RF. 2005. № 1 (ch. 1). St. 14.

21. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrya 2006 g. № 200-FZ (red. ot 21.07.2014) // SZ RF. 2006. № 50. St. 5278.

22. Federal'nyj zakon ot 23 noyabrya 1995 g. № 174-FZ (red. ot 12.02.2015) «Ob ehkologicheskoj ehkspertize» // SZ RF. 1995. № 48. St. 4556.

23. Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2009 g. № 209-FZ (red. ot 14.10.2014) «Ob ohote i o sohranenii ohotnich'ih resursov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2009. № 30. St. 3735.

24. Federal'nyj zakon ot 24 aprelya 1995 g. № 52-FZ (red. ot 07.05.2013) «O zhivotnom mire» // SZ RF. 1995. № 17. St. 1462.

25. Federal'nyj zakon ot 1 dekabrya 2007 g. № 310-FZ (red. ot 28.06.2014) «Ob organizacii i o provedenii XXII Olimpijskih zimnih igr i XI Paralimpijskih zimnih igr 2014 goda v gorode Sochi, razvitii goroda Sochi kak gor-noklimaticheskogo kurorta i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». // SZ RF. 2007. № 49. St. 6071.

26. Federal'nyj zakon ot 20 iyulya 2012 g. № 125-FZ (red. ot 06.04.2015) «O donorstve krovi i ee komponentov» // SZ RF. 2012. № 30. St. 4176.

27. Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 2011 g. №2 323-FZ (red. ot 06.04.2015) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazh-dan v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2011. № 48. St. 6724.

28. Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 2-FZ (red. ot 06.04.2015) «O social'nyh garantiyah grazhdanam, podvergshimsya radiacionnomu vozdejstviyu vsledstvie yadernyh ispytanij na Semipalatinskom poligone» // SZ RF. 2002. № 2. St. 128.

29. Federal'nyj zakon ot 26 noyabrya 1998 g. № 175-FZ (red. ot 06.04.2015) «O social'noj zashchite grazhdan Rossijskoj Federacii, podvergshihsya vozdejstviyu radiacii vsledstvie avarii v 1957 godu na proizvodstvennom ob"edinenii «Mayak» i sbrosov radioaktivnyh othodov v reku Techa» // SZ RF. 1998. № 48. St. 5850.

30. Federal'nyj zakon ot 25 iyunya 2002 g. № 73-FZ (red. ot 08.03.2015) «Ob ob"ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federa-cii» // SZ RF. 2002. № 26. St. 2519.

31. Federal'nyj zakon ot 29 noyabrya 2010 g. №2 326-FZ (red. ot 01.12.2014) «Ob obyazatel'nom medicinskom stra-hovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2010. № 49. St. 6422.

32. Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 1999 g. № 178-FZ (red. ot 21.07.2014) «O gosudarstvennoj social'noj pomosh-chi» // SZ RF. 1999. № 29. St. 3699.

33. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 02.05.2015) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.

34. Zakon Rossijskoj Federacii ot 15 maya 1991 g. № 1244-1 (red. ot 06.04.2015) «O social'noj zashchite grazhdan, podvergshihsya vozdejstviyu radiacii vsledstvie katastrofy na Chernobyl'skoj AEhS» // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR (dalee - VSND VS). 1991. № 21. St. 699.

35. Zakon Rossijskoj Federacii ot 14 maya 1993 g. № 4979-1 (red. ot 04.06.2014) «O veterinarii» // VSND i VS RF. 1993. № 24. St. 857.

36. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2010 g. № 190-FZ (red. ot 29.12.2014) «O teplosnabzhenii» // SZ RF. 2010. № 31. St. 4159.

37. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2005 g. № 115-FZ (red. ot 29.12.2014) «O koncessionnyh soglasheniyah» // SZ RF. 2005. № 30 (ch. II). St. 3126.

38. Federal'nyj zakon ot 30.12.2004 № 210-FZ (red. ot 29.12.2014) «Ob osnovah regulirovaniya tarifov organizacij kommunal'nogo kompleksa» // SZ RF. 2005. № 1 (ch. 1). St. 36.

39. Federal'nyj zakon ot 26 marta 2003 g. № 35-FZ (red. ot 29.12.2014) «Ob ehlektroehnergetike» // SZ RF. 2003. № 13. St. 1177.

40. Federal'nyj zakon ot 31 marta 1999 g. № 69-FZ (red. ot 21.07.2014) «O gazosnabzhenii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1999. № 14. St. 1667.

41. Federal'nyj zakon ot 9 iyulya 2002 g. № 83-FZ (red. ot 21.07.2014) «O finansovom ozdorovlenii sel'skoho-zyajstvennyh tovaroproizvoditelej» // SZ RF. 2002. № 28. St. 2787.

42. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 yanvarya 2003 g. № 52 (red. ot 27.11.2014) «O realiza-cii Federal'nogo zakona «O finansovom ozdorovlenii sel'skohozyajstvennyh tovaroproizvoditelej» //SZ RF. 2003. № 6. St. 523.

43. Prikaz Minprirody Rossii ot 29 sentyabrya 2010 g. № 425 «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po osush-chestvleniyu organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii peredannogo polnomochiya Rossijskoj Federacii po osushchestvleniyu mer po ohrane vodnyh ob"ektov ili ih chastej, nahodyashchihsya v federal'noj sobstvennosti i raspolozhennyh na territoriyah sub"ektov Rossijskoj Federacii» (zaregistrirovano v Minyuste RF 28.10.2010 № 18847) //BNA FOIV). 2010. № 47.

44. Prikaz Minprirody Rossii ot 31 avgusta 2010 g. № 337 «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po osush-chestvleniyu organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii peredannogo polnomochiya Rossijskoj Federacii po osushchestvleniyu mer po predotvrashcheniyu negativnogo vozdejstviya vod i likvidacii ego posledstvij v otnoshenii vodnyh ob"ektov, nahodyashchihsya v federal'noj sobstvennosti i polnost'yu raspolozhennyh na territoriyah sub"ektov Rossijskoj Federacii» (zaregistrirovano v Minyuste RF 07.10.2010 № 18648) // BNA FOIV. 2010. № 45.

45. Prikaz Minstroya Rossii ot 28 oktyabrya 2014 g. № 658/pr «Ob utverzhdenii metodicheskih ukazanij o po-ryadke formirovaniya i deyatel'nosti licenzionnoj komissii sub"ekta Rossijskoj Federacii po licenzirovaniyu deya-tel'nosti po upravleniyu mnogokvartirnymi domami» (gosu-darstvennuyu registraciyu v Minyuste Rossii ne prohodil) // Normirovanie v stroitel'stve i ZhKH.2014. № 5.

46. Prikaz Rosprirodnadzora ot 20 dekabrya 2013 g. № 801 «Ob administrirovanii organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii, osushchestvlyayush-chimi peredannye polnomochiya Rossijskoj Federacii po ohrane i ispol'zovaniyu zhivotnogo mira v oblasti ohoty i sohraneniya ohotnich'ih resursov, dohodov byudzhetov byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii» (gosudarstven-nuyu registraciyu v Minyuste Rossii ne prohodil) // Ofi-cial'no ne opublikovan.

47. Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 16 marta 2010 g. № 158n «Ob utverzhdenii metodicheskih ukazanij po osushchestvleniyu organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii peredannyh polnomochij po licenzirovaniyu deyatel'nosti, svyazannoj s oborotom nar-koticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 22.04.2010 № 16976) // RG. 2010. 5 maya (opublikovan chastichno, bez priloz-heniya k Prikazu).

48. Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 6 iyunya 2008 g. № 263n (red. ot 20.08.2009) «Ob utverzhdenii metodicheskih ukazanij po osushchestvleniyu organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii peredannyh polnomochij Rossijskoj Federacii po licenzirovaniyu farmacevticheskoj deyatel'nosti» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 30.06.2008 № 11901) // RG. 2008. 16 iyulya.

49. Prikaz Minsel'hoza Rossii ot 24 fevralya 2009 g. № 75 (s izm. ot 27.05.2014) «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po podgotovke, organizacii i provedeniyu aukcionov po prodazhe prava na zaklyuchenie dogovorov arendy lesnyh uchastkov, nahodyashchihsya v gosu-darstvennoj ili municipal'noj sobstvennosti, libo prava na zaklyuchenie dogovora kupli-prodazhi lesnyh nasazhdenij v sootvetstvii so stat'yami 78-80 Lesnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 04.05.2009 №13883) // RG. 2009. 22 maya.

50. Prikaz FST Rossii ot 6 avgusta 2004 g. № 20-eh/2 (red. ot 16.09.2014) «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po raschetu reguliruemyh tarifov i cen na ehlektri-cheskuyu (teplovuyu) ehnergiyu na roznichnom (potrebi-tel'skom) rynke» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.10.2004 № 6076) // BNA FOIV. 2004. № 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Prikaz FST Rossii ot 13 iyunya 2013 g. № 760-eh «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po raschetu regu-liruemyh cen (tarifov) v sfere teplosnabzheniya» (zaregistri-rovano v Minyuste Rossii 16.07.2013 № 29078) // BNA FOIV. 2013. № 33.

52. Prikaz FST Rossii ot 16 sentyabrya 2014 g. № 1442-eh «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po raschetu tarifov na ehlektricheskuyu ehnergiyu (mosh-chnost') dlya naseleniya i priravnennyh k nemu kategorij potrebitelej, tarifov na uslugi po peredache ehlektricheskoj ehnergii, postavlyaemoj naseleniyu i priravnennym k nemu kategoriyam potrebitelej» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.10.2014 № 34468) // RG. 2014. 31 oktyabrya, 7 noyabrya (utochnenie).

53. Prikaz FST Rossii ot 27 dekabrya 2013 g. № 1746-eh (red. ot 24.11.2014) «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po raschetu reguliruemyh tarifov v sfere vodosnabzheniya i vodootvedeniya» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.02.2014 № 31412) // RG. 2014. 5 marta.

54. Prikaz FST Rossii ot 28 aprelya 2014 g. № 101-eh/3 «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po raschetu raz-mera platy za tekhnologicheskoe prisoedinenie gazois-pol'zuyushchego oborudovaniya k setyam gazoraspredele-niya i (ili) standartizirovannyh tarifnyh stavok, oprede-lyayushchih ee velichinu» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.06.2014 № 32591) // RG. 2014. 11 iyunya.

55. Prikaz Rosohrankul'tury ot 7 avgusta 2009 g. № 142 «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke ustanovki informa-cionnyh nadpisej i oboznachenij na ob"ekty kul'turnogo naslediya federal'nogo znacheniya» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.09.2009 № 14700) // BNA FOIV. 2009. № 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.