Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 2, с. 163-175
163
УДК 342.924
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, ИХ АППАРАТОВ КАК ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
© 2017 г. М.В. Никифоров
Российский государственный университет правосудия, Н. Новгород
шахопшахтш @таП. га
Поступила в редакцию 31.01.2017
Исследуется система подзаконных нормативных правовых актов Государственной думы и Совета Федерации, их аппаратов на фоне выявления совокупности нормативных правовых актов государственных органов о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе РФ. Методы исследования - анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование, классификация. Основные результаты и выводы: 1) представлен развернутый перечень нормативных правовых актов государственных органов, издание которых предусматривается федеральными законами о государственной гражданской службе РФ и противодействии коррупции, с учетом практики Минюста России; 2) представлены итоги анализа официальных сайтов Государственной думы, Совета Федерации, справочных правовых систем на предмет доступности текстов подзаконных нормативных правовых актов Государственной думы, Совета Федерации, их аппаратов; 3) представлена система подзаконных нормативных правовых актов Государственной думы, Совета Федерации, их аппаратов, имеющих административно-правовую природу.
Ключевые слова: нормативные правовые акты, источники права, источники административного права, подзаконные нормативные акты, Государственная дума, Совет Федерации, Аппарат Государственной думы, Аппарат Совета Федерации, аппарат парламента.
Анализ административно-правовой литературы позволяет сказать о том, что подзаконные нормативные правовые акты обеих палат федерального парламента России, их аппаратов почти не упоминаются учеными-административистами в качестве источников административного права. Между тем только тщательное изучение массива парламентских актов позволяет прийти к каким-либо положительным или отрицательным выводам. Далее в настоящей статье будут представлены конкретные аргументы в пользу наличия административно-правовой природы у целого ряда нормативных правовых актов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (далее, если не указано иное, - ГД, ГД ФС РФ), Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (далее, если не указано иное, - СФ, СФ ФС РФ), Аппарата ГД ФС РФ, Аппарата СФ ФС РФ.
А.В. Выстропова выделяет среди правовых актов палат ФС РФ нормативные акты (принимаемые палатами законы) и ненормативные акты (постановления, в том числе о принятии деклараций, заявлений, обращений, регламентов) [1]. По мнению И.Н. Королевой, к регламентам палат федерального парламента неприменимо понятие подзаконных актов, так как «отношения внутренней организации и по-
рядка деятельности палат парламента представляют конституционно установленную исключительную сферу регулятивного воздействия такого нормативного акта, как парламентский регламент, и не могут быть урегулированы в иной правовой форме...» [2]. Д.В. Волтунов, соглашаясь с недопустимостью превращения регламента парламента в федеральный закон, придерживается противоположного мнения о природе регламента парламента, считая его нормативным правовым актом подзаконного характера [3].
Согласно ч. 4 ст. 101 Конституции РФ каждая палата самостоятельно принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности; согласно частям 2-3 ст. 102, частям 2-3 ст. 103 каждая палата принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. В соответствии с пунктом «а» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ возможна проверка конституционности нормативных актов ГД и СФ.
Ст. 1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» [4] предусматривает, что на территории РФ применяются только те акты палат Федерального собрания, которые официально опубликова-
ны. Часть вторая ст. 8 данного Федерального закона устанавливает, что второй раздел «Собрания законодательства Российской Федерации» с актами палат Федерального собрания подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции РФ; во второй части - иные акты палат Федерального собрания. Однако с помощью этого официального издания нельзя определить нормативно-правовой характер актов палат.
На официальных сайтах каждой палаты парламента РФ имеются доказательства признания самими палатами факта издания (принятия) ими нормативных актов. В частности, раздел «Противодействие коррупции» сайта ГД включает вкладку с нормативными правовыми актами Государственной думы [5], раздел «Противодействие коррупции» сайта СФ содержит вкладку «Ведомственные нормативные правовые акты» с распоряжениями председателя СФ [6].
Возникает вопрос: относятся ли к актам палат акты их председателей? Думается, что отрицательный ответ предполагает, что председатель палаты действует не от имени палаты, а только от своего собственного имени, что противоречит правовой природе лица, замещающего подобную государственную должность РФ.
Для того чтобы полнее выяснить объем подзаконного нормотворчества палат парламента РФ, равно как и их аппаратов, необходимо, на наш взгляд, вначале разрешить вопрос о нормативных правовых актах государственных органов, связанных с реализацией законодательства о государственной гражданской службе РФ и законодательства о противодействии коррупции.
Правовой режим локальных нормативных актов организаций, имеющих статус работодателя, урегулирован Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс РФ) [7]. С точки зрения данного кодекса, применяемого, согласно ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ о ГГС) [8] и ст. 11 Трудового кодекса РФ, к государственно-служебным отношениям в части, не урегулированной ФЗ о ГГС, нормативные правовые акты конкретных государственных органов имеют следующий характер в зависимости от адресата:
- адресованные гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, - одновременно являются локальными нормативными актами представителя нанимателя;
- адресованные государственным гражданским служащим государственного органа - одновременно являются локальными нормативными актами представителя нанимателя;
- адресованные гражданам, претендующим на замещение должностей работников в государственном органе на основании трудового договора, - одновременно являются локальными нормативными актами работодателя;
- адресованные работникам, замещающим должности в государственном органе на основании трудового договора, - одновременно являются локальными нормативными актами работодателя;
- адресованные гражданам, претендующим на замещение должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственным органом, - одновременно являются актами учредителя;
- адресованные гражданам, замещающим должности на основании трудового договора (работникам) в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственным органом, - одновременно являются актами учредителя этих организаций.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд: ФЗ о ГГС использует одновременно термины «акт государственного органа», «правовой акт государственного органа», «нормативный акт государственного органа», «нормативный правовой акт государственного органа», и требуется настоящее юридическое мастерство, чтобы четко разграничить их в каждой конкретной юридической ситуации, законом описываемой. Так, ч. 1 ст. 56 дает определение: «служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом». Другой пример: ч. 6 ст. 26 ФЗ о ГГС устанавливает, что при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей, - здесь наглядно видна аналогия с частью третьей ст. 68 Трудового кодекса РФ, гласящей, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан
ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.
Кроме того, пункт 9 ч. 1 ст. 5 ФЗ о ГГС включает в состав законодательства о государственной гражданской службе РФ, наряду с традиционными подзаконными нормативными правовыми актами (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), отдельной строкой нормативные правовые акты государственных органов. Интриги добавляет квалификация Минюстом России указанных терминов в ходе государственной регистрации отдельных нормативных правовых актов, представленных на регистрацию, поскольку «нормативный акт» может трактоваться регистрационным органом и как «локальный нормативный акт» (тогда регистрация не нужна), и как «нормативный правовой акт» (тогда регистрация, возможно, нужна).
Конкретные государственные органы, исходя из ч. 6 ст. 71 ФЗ о ГГС, выполняют задачи и функции органа по управлению государственной службой до образования данного органа (федерального или субъекта РФ). С этих позиций, в том случае если законодательство уполномочивает орган по управлению государственной службой издать (принять) нормативный правовой акт, сделать это должен конкретный государственный орган.
Если нормативный правовой акт конкретного государственного органа относится по степени обязательности по кругу лиц ко всем из всех перечисленных адресатов, к одной из групп перечисленных адресатов (например, ко всем государственным гражданским служащим государственного органа или ко всем работникам государственного органа), то такой акт следует расценивать как подпадающий под действие ст. 15 Конституции РФ, т.е. как нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы, обязанности человека и гражданина и подлежащий официальному опубликованию. В случае отсутствия факта официального опубликования в силу ст. 15 Конституции РФ этот акт не подлежит применению. Следует согласиться с С.С. Пчелинцевым, ратующим за формирование с помощью нормативных правовых актов «четких, ясных, понятных и прозрачных для гражданского общества процедур, регла-
ментирующих выполнение государственными служащими должностных обязанностей» [9].
Полагаем, что самый минимальный перечень нормативных правовых актов конкретного государственного органа, где осуществляется прохождение государственной гражданской службы (издаваемых, разумеется, с учетом масштабов централизации государственных органов, в частности для федеральных органов исполнительной власти в расчете и на центральный аппарат, и на территориальные органы, акты издает центральный аппарат) и посвященных правовому регулированию отношений, связанных с гражданской службой, может выглядеть приблизительно следующим образом:
об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими государственного органа (ч. 6 ст. 12 ФЗ о ГГС - сказано о нормативном акте государственного органа) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
о порядке уведомления государственными гражданскими служащими государственного органа о выполнении иной оплачиваемой работы (ч. 2 ст.14 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственным гражданским служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (ч. 1.1 ст. 17 ФЗ о ГГС, подпункт «и» пункта 1 ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее -ФЗ о коррупции) [10] - сказано о нормативном правовом акте федерального государственного органа, нормативном правовом акте субъекта РФ; подпункт «и» пункта 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [11], подпункт «а» пункта 1 Указа Президента РФ «О некоторых вопросах противодействия коррупции» [12]);
о правилах публичных выступлений государственных гражданских служащих (пункт 14 ч. 1 ст. 18 ФЗ о ГГС);
о правилах предоставления служебной информации (пункт 14 ч. 1 ст. 18 ФЗ о ГГС);
о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Ч. 6 ст. 19 ФЗ о ГГС предусматривает, что комиссия образуется правовым актом государственного органа. Абзац первый пункта 7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение о комиссиях) [13] предусматривает, что комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа, которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. Кстати, в этом случае уместно будет сказать, что для соблюдения принципа равного доступа к гражданской службе о статусе (составе, порядке работы) других подобных (в частности, аттестационной, конкурсной, по служебным спорам) комиссий, образованных в государственном органе, также, видимо, следует издавать нормативный правовой акт государственного органа;
об утверждении порядка представления информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (подпункт «б» пункта 16, пункт 18 Положения о комиссиях -напрямую сказано о нормативном правовом акте государственного органа);
об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя государственными гражданскими служащими государственного органа о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (ч. 3 ст. 19 ФЗ о ГГС);
об утверждении кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих государственного органа (пункт 2 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [14]) -в практике Минюста России не признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации. Следуя позиции социологов, кодексы содержат исключительно рекомендательные нормы, предназначенные помогать государственным служащим в «этически сложных ситуациях, не охваченных
нормативно-правовым полем», в них «разъясняются этические коллизии, с которыми могут столкнуться госслужащие, и даются рекомендации по их преодолению» [15]. По нашему мнению, вряд ли стоит ожидать от граждан и представителей юридических лиц, которым, например, оказываются государственные услуги гражданским служащим, ссылок на недопустимость нарушения этим служащим положений такого ведомственного кодекса в случае проявлений служащим грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, выражения угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Конечно, кодексы в массе своей в первую очередь дублируют предписания ФЗ о ГГС, который устанавливает требования к служебному поведению гражданского служащего, но оценка соблюдения последних упрощается при конкретизации в названном кодексе, что особенно важно с точки зрения принципа доступности государственной службы общественному контролю (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [16]);
об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в государственном органе;
о конкурсной комиссии - им утверждаются положение о комиссии, состав комиссии (ч. 7 ст. 21 ФЗ о ГГС говорит о необходимости принять правовой акт государственного органа), - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации, порядок (регламент), сроки работы конкурсной комиссии государственного органа;
об утверждении перечня должностей гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые конкурс может не проводиться (ч. 3 ст. 21 ФЗ о ГГС - сказано о нормативном акте государственного органа);
об утверждении порядка подготовки и проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в государственном органе и включение в кадровый резерв государственного органа. Абзац второй пункта 19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности госу-
дарственной гражданской службы Российской Федерации [17] устанавливает, что при проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. Таким образом, нормативным правовым актом представителя нанимателя должны быть утверждены:
1) полный перечень конкурсных процедур;
2) образец анкеты; 3) тематика (закрытым списком), источники информации и методика проведения групповых дискуссий; 4) тематика (закрытым списком), методические требования (оформление) и сроки сдачи рефератов; 5) нормативные формулировки, тематика, источники информации и методика написания тестов; 6) по аналогии то же самое в отношении еще одной процедуры, указанной в нормативном правовом акте. Государственные органы часто предпочитают в нарушение принципа равного доступа к гражданской службе отдавать необходимость применения конкретных методов оценки качеств кандидатов, выбор методов оценки качеств кандидатов, очередность применения методов оценки качеств кандидатов на усмотрение комиссии или даже председателя комиссии (в этом случае вообще не гарантируется идентичность методов оценки качеств кандидатов для гражданских служащих одинаковой группы и категории должностей, с одинаковым наименованием должностей). В практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации (обычно под наименованием «методика проведения конкурса»);
об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих, замещающих в государственном органе должности государственной гражданской службы;
об утверждении примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в конкретном органе (ч. 5 ст. 47 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об аттестационной комиссии - им утверждаются положение о комиссии, состав комиссии (ч. 9 ст. 48 ФЗ о ГГС - говорится о правовом акте государственного органа);
о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих государственного органа. Абзац первый пункта 17 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации [18] предусматривает, что суть аттестации сводится к обсуждению профессиональных и личностных качеств служащего, сам перечень закрытым списком не установлен (с особой тщательностью надо подходить к переченю личностных качеств гражданского служащего). Любопытно отметить, что пункт 3 ст. 4, пункт 1 ч. 1 ст. 60 ФЗ о ГГС различают профессиональные и деловые качества гражданских служащих, но деловые качества не являются предметом оценки в ходе аттестации. Кроме этого, п. 2 ч. 1 ст. 60 ФЗ о ГГС упоминает как об одном из принципов формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих, но критерии его признания, достижения остаются неизвестными законодательству. В практике Минюста России порядок проведения аттестации, утвержденный государственным органом (именуется обычно «порядок / регламент работы аттестационной комиссии»), признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении порядка сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими государственного органа. Пункт 13 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) [19] предусматривает, что при проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Таким образом, конкретный перечень экзаменационных процедур (в том числе дача ответа на вопросы экзаменационного билета, ведь тогда надо утвердить пере-
чень вопросов к экзамену и нормативные ответы на эти вопросы) должен быть определен, по нашему мнению, нормативным правовым актом представителя нанимателя, но подобная практика в России не устоялась. Государственные органы предпочитают в нарушение принципа равного доступа к гражданской службе отдавать необходимость применения конкретных методов сдачи экзамена, выбор методов сдачи экзамена, очередность применения методов сдачи экзамена на усмотрение комиссии или даже председателя комиссии (в этом случае вообще не гарантируется идентичность методов сдачи экзамена гражданскими служащими одинаковой группы и категории должностей, с одинаковым наименованием должностей). Минюст России признает порядок сдачи квалификационного экзамена нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых государственными гражданскими служащими государственного органа, и соблюдения государственными гражданскими служащими государственного органа требований к служебному поведению (п. 18 ч. 1 ст. 44 ФЗ о ГГС);
об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы;
об утверждении порядка выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим государственного органа (ч. 7 ст. 50 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении порядка премирования государственных гражданских служащих государственного органа за выполнение особо важных и сложных заданий (пункт 4 ч. 5 ст. 50 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении положения о порядке выплаты материальной помощи (ч. 8 ст. 50 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении порядка выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу - в практике Минюста России при-
знается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении порядка выплаты единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим государственного органа (пункт 6 ч. 5 ст. 50 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
о специфических показателях эффективности и результативности деятельности конкретного государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и доку-ментационного обеспечения исполнения указанных решений в конкретном органе (ч. 17 ст. 50 ФЗ о ГГС);
об утверждении служебного распорядка государственного органа (пункт 5 ч. 1 ст. 15, ч. 6 ст. 26, части 3-4 ст. 56 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
о порядке проведения служебных проверок в государственном органе (статьи 58-59 ФЗ о ГГС) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
о порядке утверждения индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих конкретного органа (ст. 60, 62, 63 ФЗ о ГГС; пункт 11 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации [20]) - в практике Минюста России признается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
о комиссии по индивидуальным служебным спорам - им утверждаются положение о комиссии, состав комиссии (ст. 70 ФЗ о ГГС), однако ч. 11 ст. 70 ФЗ о ГГС содержит отсылку к специальному, пока не принятому федеральному закону о порядке рассмотрения служебного спора комиссией, а также порядке принятия решения комиссией и его исполнения, поэтому реализация юрисдикционных полномочий комиссии затруднена.
Законодательство о противодействии коррупции также предусматривает издание (принятие) конкретным государственным органом определенного набора нормативных правовых актов, среди которых:
об утверждении положения о порядке работы «телефона доверия» государственного органа - в практике Минюста России не при-
знается нормативным правовым актом, подлежащим государственной регистрации;
об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы в государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 3.2 ч. 1 ст. 8 ФЗ о коррупции - сказано о нормативном правовом акте);
об утверждении перечня должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственным органом, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ о коррупции);
об утверждении положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы в государственном органе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 ФЗ о коррупции - сказано о нормативном правовом акте);
об утверждении положения о представлении государственными гражданскими служащими государственного органа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 ФЗ о коррупции - сказано о нормативном правовом акте);
об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) государственными гражданскими служащими государственного органа о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (ч. 5 ст. 9 ФЗ о коррупции).
С учетом сказанного, к нормативным правовым актам палат ФС РФ, имеющим в том числе административно-правовую природу, можно как минимум отнести:
1) нормативные постановления палат ФС РФ, в том числе Постановление ГД ФС РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [21], Постановление СФ ФС РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [22]; посвященные пре-
ставлению депутатами сведений о доходах и расходах Постановление ГД ФС РФ «О реализации отдельных положений статьи 10 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [23] и Постановление СФ ФС РФ «О реализации отдельных положений Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [24];
2) нормативные распоряжения председателей палат ФС РФ, связанные с реализацией законодательства о государственной гражданской службе РФ и законодательства о противодействии коррупции;
3) нормативные распоряжения Председателя ГД, имеющие статус «нормативные документы, устанавливающие порядок предоставления депутатам Государственной Думы служебного автотранспорта, использования ими средств связи для осуществления своих полномочий, возмещения расходов на материальное обеспечение их деятельности на соответствующей территории или в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) в соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», порядок командирования депутатов Государственной Думы, гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Государственной Думы, и работников Аппарата Государственной Думы, а также пропускной режим в Государственной Думе» (ч. 2.2 ст. 78 Регламента ГД) - доступ к текстам этих распоряжений на сайте ГД и в справочных правовых системах отсутствует;
4) нормативные распоряжения Председателя СФ об утверждении стандартов финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности членов Совета Федерации (ч. 6 ст. 18 Регламента СФ) - доступ к текстам этих распоряжений на сайте СФ и в справочных правовых системах отсутствует.
Говоря о нормативных правовых актах Аппарата ГД ФС РФ и Аппарата СФ ФС РФ, следует в первую очередь отметить, что статутные нормативные правовые акты о статусе Аппарата ГД ФС РФ и Аппарата СФ ФС РФ - это не федеральные законы, что было бы логично для функционирования федерального государственного органа (и Аппарат ГД, и Аппарат СФ относятся к категории «иные федеральные гос-
ударственные органы» / «федеральные государственные органы, не входящие в систему федеральных органов государственной власти») в правовом государстве, а утвержденное распоряжением Председателя ГД Положение об Аппарате ГД и утвержденное решением Совета палаты Положение об Аппарате СФ (предусмотрено соответственно ч. 2.1 ст. 78 Регламента ГД и ч. 3 ст. 96 Регламента СФ).
На сайте ГД размещен текст Положения [25], не соответствующий, в частности, действующему Регламенту ГД и законодательству РФ о государственной гражданской службе РФ. Согласно пункту 3 раздела II данного текста Положения руководитель Аппарата издает распоряжения по вопросам деятельности Аппарата, относящимся к его компетенции. Открытый доступ к действующей версии текста Положения об Аппарате ГД в настоящее время отсутствует.
На сайте СФ размещен текст ныне утратившего силу (без каких-либо указаний об этом для пользователей сайта) Положения [26]. СПС «КонсультантПлюс» содержит с пометкой «действующий акт» текст Положения [27], не соответствующий Регламенту СФ и законодательству РФ о государственной гражданской службе РФ. Подпункт 4 пункта 13 данного текста Положения наделяет руководителя Аппарата СФ полномочиями издавать приказы и распоряжения, утверждать положения, инструкции и иные нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к его компетенции. СПС «Кодекс» содержит с пометкой «действующий текст» Положение [28]. Подпункт 4 пункта 17 данного текста Положения наделяет руководителя Аппарата СФ полномочиями издавать приказы и распоряжения, утверждать положения, инструкции и иные акты по вопросам, относящимся к его компетенции. Отсюда можно сделать вывод, что открытый доступ к действующей версии текста Положения об Аппарате СФ в настоящее время отсутствует.
Сложность анализа нормативных правовых актов руководителей аппаратов палат парламента РФ состоит в том, что далеко не во всех вышеописанных ситуациях именно руководитель аппарата выступает уполномоченным на издание нормативного акта лицом - этим лицом может оказаться фактически и председатель палаты. Например, согласно абзацу первому пункта 7 Положения о комиссиях и подпункта «а» пункта 7 Указа Президента РФ, утвердившего это Положение, образование, утверждение состава и порядок работы комиссии в Аппарате ГД должно было произойти с помощью норма-
тивного правового акта Аппарата ГД, руководитель Аппарата ГД должен был, как руководитель федерального государственного органа, утвердить своим распоряжением положение о комиссии, однако вместо распоряжений руководителя Аппарата ГД были изданы распоряжения Председателя ГД.
СПС «КонсультантПлюс» содержит всего два нормативных правовых акта Аппарата ГД ФС РФ [29, 30] и один нормативный правовой акт Аппарата СФ ФС РФ [31].
Раздел «Противодействие коррупции» сайта ГД включает вкладку с нормативными правовыми актами Аппарата ГД [32-35]. Раздел «Противодействие коррупции» сайта СФ включает вкладку «Ведомственные нормативные правовые акты», в составе которой имеется только один нормативный правовой акт Аппарата СФ [36].
Таким образом, в перечень нормативных правовых актов (нормативных распоряжений) Аппарата ГД ФС РФ и Аппарата СФ ФС РФ входят в том числе:
1) нормативные правовые акты, связанные с реализацией законодательства о государственной гражданской службе РФ и законодательства о противодействии коррупции;
2) распоряжения руководителя Аппарата ГД об утверждении типовых положений об аппарате фракции, об аппарате комитета, комиссии ГД (ч. 2.1 ст. 78 Регламента ГД) - открытый доступ к текстам этих распоряжений на сайте ГД и в справочных правовых системах отсутствует;
3) распоряжения руководителя Аппарата ГД из категории «иные нормативные документы по обеспечению деятельности депутатов Государственной думы, гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Государственной Думы, и работников Аппарата Государственной Думы» (ч. 2.2 ст. 78 Регламента ГД) - открытый доступ также отсутствует.
В заключение следует сказать, что проведенное автором исследование позволяет заявить о подзаконных нормативных правовых актах Государственной думы и Совета Федерации, их аппаратов не только как о «специальных внут-рипарламентских регуляторах» [37], а как об особых разновидностях данной категории источников права, в том числе административного.
Список литературы
1. Выстропова А.В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 8, 17-18.
2. Королева И.Н. Парламентский регламент как правовая форма регулирования порядка деятельно-
сти представительного органа государственной власти: российская и зарубежная модели: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 15.
3. Волтунов Д.В. Регламенты палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ как источники конституционного права Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 7-10.
4. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 1994. № 8. Ст. 801) (здесь и далее указан источник официального опубликования первоначального текста).
5. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Раздел «Противодействие коррупции». URL: http://www.duma .gov.ru/about/anti-corrup/dokum/ (дата обращения: 20.01.2017).
6. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Раздел «Противодействие коррупции». URL: http://council. gov.ru/activity/anticorruption/law/departmental_regulati ons/ (дата обращения: 20.01.2017).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (ред. от 03.07.2016) // Российская газета (далее - РГ). 2001. 31 декабря.
8. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (ред. от 03.07.2016) // РГ. 2004. 31 июля.
9. Пчелинцев С.С. Реализация принципа законности на государственной службе в контексте правового государства: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 21.
10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
11. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
12. Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 (ред. от 15.07.2015) «О некоторых вопросах противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1506.
13. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.
14. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // Официально не опубликовано. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 20.01.2017).
15. Зотов М.Д. Кодексы этики как механизм управления нравственным развитием государственных гражданских служащих в условиях современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2013. С. 12-13.
16. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063);
17. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 18.12.2016) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // РГ. 2005. 3 февраля.
18. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110 (ред. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 437.
19. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 (ред. от 01.07.2014) «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // РГ. 2005. 3, 15 февраля.
20. Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 (ред. от 08.03.2015) «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 2031.
21. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД (ред. от 18.01.2017) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
22. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ (ред. от 10.02.2016) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
23. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 июля 2013 г. № 2696-6 ГД (ред. от
20.03.2015) «О реализации отдельных положений статьи 10 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 28. Ст. 3767.
24. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 марта 2012 г. № 63-СФ (ред. от 10.02.2016) «О реализации отдельных положений Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 14. Ст. 1575.
25. Положение об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденное Распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 февраля 2004 г. № 18р-1. Официально не опубликовано. Доступ по адресу: URL: http://www. duma.gov.ru/structure/machinery/status/ (дата обращения: 20.01.2017).
26. Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ 14 июля 1994 г. № 169-I СФ. Официально не опубликовано. Доступ по адресу: URL: http://www.council.gov.ru/activity/docu ments/6634/ (дата обращения: 20.01.2017).
27. Распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 февраля 1997 г. № 57рп-СФ «Об утверждении Положения об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Официально не опубликовано. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2017).
28. Положение об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденное решением Совета палаты от 13 июня 2002 г. (протокол № 20/16-сп). Официально не опубликовано. Доступ из СПС «Кодекс» (дата обращения: 20.01.2017).
29. Распоряжение Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 июня 2006 г. № 2-266 «Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы и его помощников в субъекте Российской Федерации». Официально не опубликовано. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2017).
30. Служебный распорядок Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный распоряжением Руководителя Аппарата ГД ФС РФ от 2 марта 2011 г. № 2-32 (извлечение). Официально не опубликовано. Текст размещен в рубрике «Кадровое обеспечение ГД» официального сайта Государственной Думы по адресу: http:// www.duma.gov.ru/upload/download/05.03.2011.
DOC. (дата обращения: 20.01.2017). Доступ также из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2017).
31. Приказ Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 9 декабря 2015 г. № 163-од «О правилах определения нормативных затрат на обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Официально не опубликовано. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2017).
32. План мероприятий Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проведению антикоррупционной работы (утвержден Распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 апреля 2014 г. № 2-31, в ред. Распоряжения Руководителя Аппарата Государственной Думы от 6 мая 2016 г. № 2-31). Официально не опубликовано. URL: http://www.duma.gov.ru/ about/anti-corrup/dokum/ (дата обращения: 20.01.2017).
33. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (утвержден Распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № 2-40). Официально не опубликовано. URL: http://www.duma.gov.ru/ about/anti-corrup/dokum/ (дата обращения: 20.01.2017).
34. Распоряжение Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 марта 2014 года № 2-10 «О некоторых вопросах организации антикоррупционной работы в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Официально не опубликовано. URL: http://www.duma.gov.ru/ about/anti-corrup/dokum/ (дата обращения: 20.01.2017).
35. Распоряжение Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 2-9 «Об организации работы по представлению федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата Государственной Думы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Официально не опубликовано. URL: http://www.duma.gov.ru/about/anti-corrup/do-kum/ (дата обращения: 20.01.2017).
36. Приказ Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О Плане мероприятий Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по проведению антикоррупционной работы на 2016-2017 год» № 46-од от 6 мая 2016 г. Официально не опубликовано. URL: http://www.council.gov.ru/activity/anticorruption/ law/departmental_regulations/67588/ (дата обращения: 20.01.2017).
37. Абрамова А.И., Витушкин В.А., Власенко Н.А. и др. Парламентское право России: Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
Институт законодательства и сравнительного право- 8. Federal'nyj zakon «О gosudarstvennoj gra-ведения при Правительстве Российской Федерации. zhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» ot 27 iyulya
ADMINISTRATIVE ORDINANCES OF THE STATE DUMA, THE FEDERATION COUNCIL AND THEIR ADMINISTRATIVE OFFICES AS THE SOURCES OF THE RUSSIAN ADMINISTRATIVE LAW
M. V. Nikiforov
The aim of the work is to study the system of administrative ordinances of the State Duma, the Federation Council and their administrative offices in the context of the entirety of regulatory legal acts of state bodies on combating corruption and on the state civil service of the Russian Federation. Research methods include analysis, synthesis, the comparative legal method, legal modeling, and classification. Main results and conclusions are as follows: 1) we present a detailed list of normative legal acts of state bodies, the publication of which is provided for by federal laws on the state civil service of the Russian Federation and on combating corruption, taking into account the practices of the Russian Ministry of Justice; 2) we sum up the results of the analysis of the official websites of the State Duma, the Federation Council, and reference legal systems for the availability of texts of administrative ordinances of the State Duma, the Federation Council and their administrative offices; 3) we give a description of the system of administrative ordinances of the State Duma, the Federation Council and their administrative offices.
Keywords: normative legal acts, sources of law, sources of administrative law, administrative ordinances, State Duma, Federation Council, administrative office of the State Duma, administrative office of the Council of Federation, administrative office of the Parliament.
M., 2013. C. 339.
References
1. Vystropova A.V. Akty Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 1999. S. 8, 17-18.
2. Koroleva I.N. Parlamentskij reglament kak pravovaya forma regulirovaniya poryadka deyatel'nosti predstavitel'nogo organa gosudarstvennoj vlasti: ros-sijskaya i zarubezhnaya modeli: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 15.
3. Voltunov D.V. Reglamenty palat Federal'nogo Sobraniya RF i zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) or-ganov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov RF kak istochniki konstitucionnogo prava Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2006. S. 7-10.
4. Federal'nyj zakon ot 14 iyunya 1994 g. № 5-FZ (red. ot 25.12.2012) «O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu federal'nyh konstitucionnyh zakonov, federal'nyh zakonov, aktov palat Federal'nogo Sobrani-ya» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii (dalee - SZ RF). 1994. № 8. St. 801) (zdes' i dalee ukazan istochnik oficial'nogo opublikovaniya pervo-nachal'nogo teksta).
5. Oficial'nyj sajt Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. Razdel «Pro-tivodejstvie korrupcii». URL: http://www.duma. gov.ru/about/anti-corrup/dokum/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
6. Oficial'nyj sajt Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. Razdel «Protivodejstvie korrupcii». URL: http://council.gov.ru/activity/anti-corruption/law/departmental_regulations/ (data obrash-cheniya: 20.01.2017).
7. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dek-abrya 2001 g. (red. ot 03.07.2016) // Rossijskaya gazeta (dalee - RG). 2001. 31 dekabrya.
2004 g. (red. ot 03.07.2016) // RG. 2004. 31 iyulya.
9. Pchelincev S.S. Realizaciya principa zakonnosti na gosudarstvennoj sluzhbe v kontekste pravovogo gosu-darstva: konstitucionno-pravovye aspekty: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010. S. 21.
10. Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ (red. ot 03.07.2016) «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 52 (ch. 1). St. 6228.
11. Federal'nyj zakon ot 7 maya 2013 g. № 79-FZ (red. ot 28.11.2015) «O zaprete otdel'nym kategoriyam lic otkryvat' i imet' scheta (vklady), hranit' nalichnye denezhnye sredstva i cennosti v inostrannyh bankah, raspolozhennyh za predelami territorii Rossijskoj Federacii, vladet' i (ili) pol'zovat'sya inostrannymi finansovy-mi instrumentami» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 19. St. 2306.
12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 8 marta 2015 g. № 120 (red. ot 15.07.2015) «O nekotoryh vo-prosah protivodejstviya korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. № 10. St. 1506.
13. Polozhenie o komissiyah po soblyudeniyu trebo-vanij k sluzhebnomu povedeniyu federal'nyh gosudar-stvennyh sluzhashchih i uregulirovaniyu konflikta in-teresov, utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 1 iyulya 2010 g. № 821 (red. ot 22.12.2015) «O komissi-yah po soblyudeniyu trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashchih i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Sobranie za-konodatel'stva RF. 2010. № 27. St. 3446.
14. Tipovoj kodeks ehtiki i sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennyh sluzhashchih Rossijskoj Federacii i municipal'nyh sluzhashchih, odobrennyj resheniem pre-zidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviyu korrupcii ot 23 dekabrya 2010 g. (protokol № 21) // Oficial'no ne opublikovano. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.01.2017).
15. Zotov M.D. Kodeksy ehtiki kak mekhanizm uprav-leniya nravstvennym razvitiem gosudarstvennyh grazhdan-skih sluzhashchih v usloviyah sovremennoj Rossii: Avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2013. S. 12-13.
16. Federal'nyj zakon ot 27 maya 2003 g. № 58-FZ (red. ot 02.07.2013) «O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. № 22. St. 2063);
17. Polozhenie o konkurse na zameshchenie vakant-noj dolzhnosti gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii, utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 1 fevralya 2005 g. № 112 (red. ot 18.12.2016) «O konkurse na zameshchenie vakantnoj dolzhnosti gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii» // RG. 2005. 3 fevralya.
18. Polozhenie o provedenii attestacii gosudarstven-nyh grazhdanskih sluzhashchih Rossijskoj Federacii, utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 1 fevralya 2005 g. №110 (red. ot 28.08.2015) «O provedenii attes-tacii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Ros-sijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005. № 6. St. 437.
19. Polozhenie o poryadke sdachi kvalifikacionnogo ehkzamena gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhash-chimi Rossijskoj Federacii i ocenki ih znanij, navykov i umenij (professional'nogo urovnya), utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 1 fevralya 2005 g. № 111 (red. ot 01.07.2014) «O poryadke sdachi kvali-fikacionnogo ehkzamena gosudarstvennymi grazhdan-skimi sluzhashchimi Rossijskoj Federacii i ocenki ih znanij, navykov i umenij (professional'nogo urovnya)» // RG. 2005. 3, 15 fevralya.
20. Polozhenie o poryadke polucheniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya gosu-darstvennymi grazhdanskimi sluzhashchimi Rossijskoj Federacii, utverzhdennoe Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrya 2006 goda № 1474 (red. ot
08.03.2015) «O dopolnitel'nom professional'nom obra-zovanii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 1 (ch. 1). St. 2031.
21. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Feder-al'nogo Sobraniya RF ot 22 yanvarya 1998 g. № 2134-II GD (red. ot 18.01.2017) «O Reglamente Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. № 7. St. 801.
22. Postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF ot 30 yanvarya 2002 g. № 33-SF (red. ot
10.02.2016) «O Reglamente Soveta Federacii Feder-al'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» // Sobranie za-konodatel'stva RF. 2002. № 7. St. 635.
23. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 5 iyulya 2013 g. № 2696-6 GD (red. ot 20.03.2015) «O realizacii otdel'nyh polozhenij stat'i 10 Federal'nogo zakona «O statuse chlena Soveta Federacii i statuse deputata Gosudarstvennoj Dumy Fed-eral'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 28. St. 3767.
24. Postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF ot 28 marta 2012 g. № 63-SF (red. ot 10.02.2016) «O realizacii otdel'nyh polozhenij Feder-al'nogo zakona «O statuse chlena Soveta Federacii i sta-tuse deputata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo So-braniya Rossijskoj Federacii» i Reglamenta Soveta Fed-eracii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 14. St. 1575.
25. Polozhenie ob Apparate Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii, utverzhdennoe Rasporyazheniem Predsedatelya Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 16 fevralya 2004 g. № 18r-.1. Oficial'no ne opublikovano. Dostup po adresu: URL: http://www.duma.gov.ru/structure/machinery/status/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
26. Polozhenie ob Apparate Soveta Federacii Feder-al'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii, utverzhdennoe Postanovleniem Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF 14 iyulya 1994 g. № 169-I SF. Oficial'no ne opublikovano. Dostup po adresu: URL: http://www.council.gov.ru/ activity/documents/6634/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
27. Rasporyazhenie Predsedatelya Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF ot 20 fevralya 1997 g. № 57rp-SF «Ob utverzhdenii Polozheniya ob Apparate Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii». Oficial'no ne opublikovano. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.01.2017).
28. Polozhenie ob Apparate Soveta Federacii Feder-al'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii, utverzhdennoe resheniem Soveta palaty ot 13 iyunya 2002 g. (protokol № 20/16-sp) // Oficial'no ne opublikovano. Dostup iz SPS «Kodeks» (data obrashcheniya: 20.01.2017).
29. Rasporyazhenie Rukovoditelya Apparata Gosu-darstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 29 iyunya 2006 g. № 2-266 «Ob utverzhdenii Poryadka vozmeshcheniya raskhodov, svyazannyh s material'nym obespecheniem deputata Gosudarstvennoj Dumy i ego pomoshchnikov v sub"ekte Rossijskoj Federacii». Oficial'no ne opublikovano. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.01.2017).
30. Sluzhebnyj rasporyadok Apparata Gosudarstven-noj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii, utverzhdennyj Rasporyazheniem Rukovoditelya Appa-rata GD FS RF ot 2 marta 2011 g. № 2-32 (izvlechenie). Oficial'no ne opublikovano. Tekst razmeshchen v ru-brike «Kadrovoe obespechenie GD» oficial'nogo sajta Gosudarstvennoj Dumy po adresu: http:// www.duma.gov.ru/upload/download/05.03.2011.DOC. (data obrashcheniya: 20.01.2017). Dostup takzhe iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.01.2017).
31. Prikaz Rukovoditelya Apparata Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF ot 9 dekabrya 2015 g. № 163-od «O pravilah opredeleniya normativnyh zatrat na obespechenie deyatel'nosti Soveta Federacii Feder-al'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii». Oficial'no ne opublikovano. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.01.2017).
32. Plan meropriyatij Apparata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii po provedeniyu antikorrupcionnoj raboty (utverzhden Rasporyazheniem Rukovoditelya Apparata Gosudar-stvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 25 aprelya 2014 g. № 2-31, v red. Rasporyazheniya Rukovoditelya Apparata Gosudar-stvennoj Dumy ot 6 maya 2016 g. № 2-31). Oficial'no ne opublikovano. URL: http://www.duma.gov.ru/ about/anti-corrup/dokum/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
33. Kodeks ehtiki i sluzhebnogo povedeniya feder-al'nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih Ap-
parata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii (utverzhden Rasporyazheniem Rukovoditelya Apparata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2011 g. № 2-40). Oficial'no ne opublikovano. URL: http://www.duma.gov.ru/ about/anti-corrup/dokum/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
34. Rasporyazhenie Rukovoditelya Apparata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 4 marta 2014 goda № 2-10 «O nekotoryh voprosah organizacii antikorrupcionnoj raboty v Apparate Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii». Oficial'no ne opublikovano. URL: http://www.duma.gov.ru/about/anti-corrup/dokum/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
35. Rasporyazhenie Rukovoditelya Apparata Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj
Federacii ot 16 marta 2016 g. № 2-9 «Ob organizacii raboty po predstavleniyu federal'nymi gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhashchimi Apparata Gosudarstvennoj Dumy svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera» // Oficial'no ne opublikovano. URL: http://www.duma. gov.ru/about/anti-corrup/dokum/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
36. Prikaz Rukovoditelya Apparata Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF «O Plane meropriyatij Apparata Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Ros-sijskoj Federacii po provedeniyu antikorrupcionnoj raboty na 2016-2017 god» № 46-od ot 6 maya 2016 g. // Oficial'no ne opublikovano. URL: http://www.council. gov.ru/activity/anticorruption/law/departmental_regu-lations/67588/ (data obrashcheniya: 20.01.2017).
37. Abramova A.I., Vitushkin V.A., Vlasenko N.A. i
dr. Parlamentskoe pravo Rossii: Monografiya / Pod red. T.Ya. Habrievoj; Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. M., 2013. S. 339.