Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ СБРОСА И ЗАХОРОНЕНИЯ В НИХ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ СБРОСА И ЗАХОРОНЕНИЯ В НИХ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водный объект / отходы производства и потребления / ресурсосбережение / сброс / ООН.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Карапетян Арман Рафаелович

В последние годы все большую актуальность в связи с укреплением международных экономических связей приобретает регулирование отношений по охране водной (в частности, морской) среды от загрязнения в ходе работ по прокладке трубопроводов (например, строительство газопроводов Северный, Южный и Голубой поток, различного рода нефтепроводов и др.), инженерных сооружений, линий связи и других объектов. Отвалы грунта, полученные в результате дноуглубительных, строительных работ, а также работ, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых в водных объектах, тоже представляют собой значительную опасность, загрязняя и засоряя водные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ СБРОСА И ЗАХОРОНЕНИЯ В НИХ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

OS^ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-436-440 КАРАПЕТЯН Арман Рафаелович,

NIION: 2018-0076-6/23-476 Аспирант РГУ нефти и газа (НИУ)

MOSURED: 77/27-023-2023-6-476 им. И.М. Губкина,

e-mail: arman. karapetyan.r@gmail.com

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ СБРОСА И ЗАХОРОНЕНИЯ В НИХ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация. В последние годы все большую актуальность в связи с укреплением международных экономических связей приобретает регулирование отношений по охране водной (в частности, морской) среды от загрязнения в ходе работ по прокладке трубопроводов (например, строительство газопроводов Северный, Южный и Голубой поток, различного рода нефтепроводов и др.), инженерных сооружений, линий связи и других объектов. Отвалы грунта, полученные в результате дноуглубительных, строительных работ, а также работ, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых в водных объектах, тоже представляют собой значительную опасность, загрязняя и засоряя водные объекты.

Ключевые слова: водный объект, отходы производства и потребления, ресурсосбережение, сброс, ООН.

KARAPETYAN Arman Rafaelovich,

PhD student at Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NRU)

LEGAL REGIME FOR PROTECTION OF WATER BODIES FROM DISCHARGE AND DISPOSAL OF PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE THEREIN

Annotation. In recent years, in connection with the strengthening of international economic ties, the regulation of relations on the protection of the water (in particular, the marine) environment from pollution during the work on laying pipelines (for example, the construction of the North, South and Blue Stream gas pipelines, various kinds of oil pipelines, etc.), engineering structures, communication lines and other facilities has become increasingly relevant. Soil dumps obtained as a result of dredging, construction, as well as work related to the exploration and extraction of minerals in water bodies also pose a significant danger, polluting and clogging water bodies.

Key words: water body, production and consumption waste, resource saving, discharge, UN.

Регулирование сброса отходов производства, ТБО осуществляется следующими международными соглашениями: это Конвенция ООН по морскому праву, посвященная вопросам защиты и сохранения морской среды 1982 г.; Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Договор об Антарктике 1959 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г., Лондонская конвенция «Договор, регламентирующий управление и сброс отходов в океан» 1972 г.; Конвенция ОСПАР «Международный договор по контролю загрязнения морской среды в Северо-Вос-

точной части Атлантического океана»; Барселонская Конвенция, направленная на защиту Средиземного моря; МАРПОЛ 73/78 - Конвенция, направленная на минимизацию загрязнения морей, уделяя особое внимание отходам масла, нефти и выхлопным газам; Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.

В соответствии с Модельным законом «Об отходах производства и потребления»1, в качестве отходов производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрика-

1 Модельный закон об отходах производства и потребления от 31 октября 2007 г.// Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ N 41. 2007 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

тов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также утратившие свои потребительские свойства товары (продукция), которые не могут в дальнейшем использоваться в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Отдельно закреплено в законе понятие отходов производства - это остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, изделий и иных продуктов, образовавшихся в процессе производства продукции и (или) выработки энергии или выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства; образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие по своим характеристикам применения в технологическом процессе, в том числе бракованная продукция; вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых; побочные и попутные продукты; улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод твердые вещества; сельскохозяйственные отходы.

Отходы потребления, в свою очередь, все образующиеся в результате потребления и (или) эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утратившие свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

Что касается принципов международного сотрудничества в области обращения с отходами, то государство осуществляет международное сотрудничество в области обращения с отходами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными конвенциями и договорами, ратифицированными государством, затрагивающими область обращения с отходами; государство осуществляет международное сотрудничество в области обращения с отходами с целью создания механизма консультаций и диалога между компетентными государственными органами и интенсификации сотрудничества, нацеленного на сближе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ние законодательства и выравнивание основных требований по предотвращению образования отходов и их комплексного вовлечения в хозяйственный оборот в направлении использования более высоких стандартов, применения политики развития экологически более чистого производства и использования ресурсосберегающих технологий, содействия применению экономических инструментов для снижения негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье людей, обмена экологической информацией и просвещения населения; международное сотрудничество может включать реализацию межгосударственной целевой программы в области обращения с отходами.

В Повестке дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года содержится указание на то, что государствам, действуя по мере необходимости на индивидуальной, двусторонней или многосторонней основе и в рамках ИМО и других соответствующих международных организаций, будь то субрегиональных, региональных или глобальных, следует провести оценку необходимости дополнительных мер по решению проблем деградации морской среды, связанной со сбросом, путем:

а) содействия более широкой ратификации и осуществлению соответствующих конвенций о предотвращении загрязнения моря сбросами и участию в них, включая скорейшую разработку будущей стратегии в рамках Лондонской конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов;

б) содействия сторонам Лондонской конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов в принятии надлежащих мер по прекращению сброса и сжигания в море вредных веществ.

ИМО и, по мере необходимости, другим компетентным организациям системы Организации Объединенных Наций по просьбе заинтересованных государств следует, сообразно обстоятельствам, проводить оценку масштабов загрязнения морской среды в районах интенсивного судоходства, например, в международных проливах с оживленным судоходством, в целях обеспечения соблюдения общепризнанных международных норм, в частности норм, касающихся незаконного сброса отходов с судов, в соответствии с положениями части III Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и другими материалами 1972 г. устанавливает правовой режим преднамеренного захоронения в море экологически вредных веществ, разделенных на три группы.

1. Наиболее опасные (определены в Приложении I к Конвенции - хлор, ртуть, кадмий, нефть, пластмасса, радиоактивные вещества) - ни при каких обстоятельствах не подлежат захоронению в море.

2. Другие вещества могут быть захоронены по специальному разрешению компетентных национальных органов.

3. Менее опасные подлежат захоронению на основе общего разрешения.

Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. и пятью приложениями (Конвенция МАРПОЛ 1973/1978) принята с целью пресечения загрязнения моря сбросами при эксплуатации морских судов. Конвенция распространяется на все типы морских судов (кроме военных судов и судов, используемых на государственной некоммерческой службе) и запрещает сбрасывать в море любые загрязняющие вещества.

В Конвенции установлен единый международный стандарт по предотвращению загрязнения. Прибрежные государства имеют право инспектировать иностранные суда. В некоторых районах предусмотрен особо строгий режим -полностью запрещен сброс отходов определенных веществ (Черное, Средиземное и Красное моря, Персидский и Оманский заливы).

Таким образом, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. содержит нормы, непосредственно направленные на обеспечение охраны морских экосистем от загрязнения различными вредными веществами.

На сегодняшний день Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением является самым всеобъемлющим природоохранным глобальным соглашением по опасным и другим отходам. Цель Базельской конвенции — защита жизни и здоровья людей, окружающей среды от неблагоприятных последствий трансграничного перемещения и утилизации опасных отходов путем сокращения трансграничного перемещения опасных и других отходов до минимума, соответствующего экологически приемлемым нормам; обработки и размещения опасных и других отходов ближе к производящим их источникам, используя экологически приемлемые методы; минимизации производства опасных и других отходов в показателях количества и потенциальной опасности1.

Общие принципы Базельской конвенции для Стороны, ратифицировавшей ее: 1) обязатель-

1 Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.)// Бюллетень международных договоров, 1996 г., N 7. С.3.

ство принять соответствующее национальное законодательство в целях регулирования трансграничных перевозок опасных отходов; 2) признание незаконного оборота опасных или других отходов преступлением; 3) принятие соответствующего законодательства в целях предотвращения незаконного оборота и назначения наказания для причастных к нему лиц. Диапазон регулирования трансграничных перевозок опасных отходов может быть неодинаковым, что позволяет Сторонам принимать более строгие меры, чем те, которые предусмотрены Соглашением.

Кроме того, Базельская конвенция устанавливает глобальную систему контроля за трансграничной перевозкой отходов.

Область применения конвенции охватывает широкий спектр отходов. Отходы, контролируемые ее регулирующим режимом, перечислены в Приложении I и II к конвенции и далее поясняются в Приложениях VIII и IX. В приложении I перечислены те виды отходов, которые относятся к разряду опасных и подпадают под предусмотренные процедуры контроля. В приложении II указаны категории отходов, требующие особого рассмотрения (обозначаемые как «другие отходы» и в основном представляющие собой бытовой мусор). Стороны также могут информировать Секретариат конвенции о других видах отходов, помимо перечисленных в приложениях I и II, которые рассматриваются или определяются как опасные в соответствии с их национальным законодательством, а также о любых требованиях относительно трансграничной перевозки, распространяющихся на такие отходы.

Значение Базельской конвенции состоит в том, что с ее принятием была заложена основа международно-правового регулирования трансграничной перевозки опасных отходов. В договорном документе были впервые закреплены основополагающие принципы трансграничного перемещения опасных отходов и установлена определенная процедура уведомления о перевозке, состоящая из нескольких этапов.

Однако эффективность данного международного поистине универсального соглашения, регулирующего международный оборот опасных отходов, может быть реализована в полной мере только при условии, если как можно большее число стран (прежде всего промышленно развитых), присоединиться к ней. Кроме этого необходимо периодически пересматривать положения Базельской конвенции на предмет соответствия их современным реалиям, ведь, несмотря на эффективность международно-правовых актов в области трансграничной перевозки опасных отходов, процесс их дальнейшего развития не завершен. Несомненно, этот факт уже повлек за собой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

разработку ряда дополнительных документов в области регулирования трансграничного перемещения отходов.

Широкие перспективы в деле обеспечения охраны морских экосистем от загрязнения и международном сотрудничестве этой области открывает Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. В 1978 г. к Конвенции принят Протокол, вступивший в силу 2 ноября 1983 г., согласно которому на государства-участники возложена обязанность оборудовать танкеры танками изолированного и чистого балласта, оснастить суда системой инертных газов и др. Протокол изменил и дополнил Приложение I Конвенции 1973 г., которая вступила в силу лишь в части Приложения I, измененного и дополненного Протоколом 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 1973/1978). Следует указать, что, хотя вся Конвенция 1973 г. в силу еще не вступила, но Россия и ряд государств уже трансформировали ее положение в своем национальном законодательстве. Причем положения этой конвенции отразились и в нормах военного законодательства Российской Федерации, в частности, в действующих Правилах охраны природной среды в Военно-Морском Флоте 1990 г.

В действующих многосторонних международных договорах регионального характера, регулирующих специальные вопросы сотрудничества государств по охране Мирового океана, также закреплены обязательства сторон по защите морских экосистем от загрязнения.

Различные районы Мирового океана — предмет регулирования большинства региональных соглашений и конвенций. Среди них — нормы, регулирующие охрану морских экосистем от загрязнения с судов, атмосферных и других единичных источников загрязнения.

Вторую группу составляют нормы, регулирующие защиту морских экосистем от любых источников загрязнения, в том числе радиоактивных.

К числу локальных норм, запрещающих загрязнение морских экосистем с судов, из атмосферы и из сухопутных источников относятся:

— Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью 1969 г. (Бонн);

— Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением моря нефтью 1971 г. (Копенгаген), предусматривающее сотрудничество скандинавских стран и Дании в борьбе с загрязнением прибрежных морских вод;

— Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды путем сброса веществ с судов и летательных аппаратов от 15 февраля 1972 г. (Осло), которая запрещает преднамеренный сброс в морскую среду в районе северо-восточ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ной Атлантики вредных веществ и материалов с судов и летательных аппаратов;

— Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды из наземных источников от 4 июня 1974 г. (Париж);

— Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г. (Бонн) и др.

Запрет на загрязнение морских экосистем определенных районов Мирового океана радиоактивными и другими вредными веществами содержится в ряде общих многосторонних договоров регионального характера, которые распространяют этот запрет на все источники загрязнения. Такие обязательства государств содержат следующие документы:

— Конвенция о предотвращении загрязнения Средиземного моря 1976 г. (Барселона), распространяющаяся на Средиземное море, за исключением Мраморного моря, Черноморских приливов и внутренних вод стран-участниц;

— Протокол 1976 г. о предотвращении загрязнения Средиземного моря сбросами с судов и летательных аппаратов, о сотрудничестве в предотвращении загрязнения Средиземного моря нефтью и прочими вредными веществами при чрезвычайных обстоятельствах;

— Протокол 1980 г. по защите Средиземного моря от загрязнения из источников, расположенных на суше;

— Кувейтская конвенция о сотрудничестве в защите морской среды от загрязнения 1978г.;

— Конвенция о сотрудничестве по защите и развитию морской среды и прибрежных районов Западного и Центрального африканского региона 1981 г. (Абиджан);

— Конвенция по защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана (Лима, 1981 г.);

— Конвенция по сохранению морской среды и прибрежных районов Красного моря и Аденского залива (Джидда, 1982 г.);

— Конвенция по защите и развитию морской среды региона Карибского моря (Картахена, 1983 г.);

— Конвенция о защите рационального использования и освоения морской и прибрежной среды в регионе Восточной Африки (Найроби, 1985 г.);

— Конвенция об охране природных ресурсов и окружающей среды региона южной части Тихого океана (Нумеа, 1986 г.);

— Протокол об охране юго-восточной части Тихого океана от радиоактивного загрязнения (Пайпа, 1989 г.);

— Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря от 9 апреля 1992 г. (Хель-

синки), которая распространяется и на территориальные моря государств-участников (Дания, Эстония, Финляндия, ФРГ, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция) и предусматривает выполнение целей Конвенции и во внутренних водах этих государств. Участниками этой конвенции являются также Чешская и Словацкая республики.

Таким образом, мы видим, что вопросы сброса и захоронения отходов производства и потребления в водные объекты урегулированы достаточно широко. Однако, на долю данного вида загрязнения приходится 20% загрязнений мирового океана, что говорит о том, что правовые механизмы в области охраны водных объектов необходимо дополнительно урегулировать.

Список литературы:

[1] Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.)// Бюллетень международных договоров, 1996 г., N 7. С.3.

[2] Валиуллина К.Б. Международно-правовое регулирование и контроль в сфере внедрения чужеродных водных организмов и патогенов в результате сброса судовой балластной воды // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2016. Т. 158, кн. 2. С. 545-553.

[3] Махотлова М. Ш. Охрана подземных и поверхностных вод и вод Мирового океана // Молодой ученый. 2015. №18. С. 97-101.

[4] Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию,

Рио-де-Жанейро, S-14 июня 1992 г.// Электронный ресурс: Официальный сайт ООН URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ agenda21.shtml (дата обращения 25.08.2019 г.).

[5] Правовое обеспечение интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: монография / под общ. ред. А.И. Чучаева. M.: «Проспект», 2017.

Spisok literatury:

[1] Bazel'skaya konvenciya o kontrole za trans-granichnoj perevozkoj opasnyh othodov i ih udale-niem (Bazel', 22 marta 1989 g.)// Byulleten' mezh-dunarodnyh dogovorov, 1996 g., N 7. S.S.

[2] Valiullina K.B. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie i kontrol' v sfere vnedreniya chuzherod-nyh vodnyh organizmov i patogenov v rezul'tate sbrosa sudovoj ballastnoj vody // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. 2016. T. 158, kn. 2. S. 545-55S.

[S] Mahotlova M. SH. Ohrana podzemnyh i pov-erhnostnyh vod i vod Mirovogo okeana // Molodoj uchenyj. 2015. №18. S. 97-101.

[4] Povestka dnya na XXI vek. Prinyata Konfer-enciej OON po okruzhayushchej srede i razvitiyu, Rio-de-ZHanejro, S-14 iyunya 1992 g.// Elektronnyj resurs: Oficial'nyj sajt OON URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21. shtml (data obrashcheniya 25.08.2019 g.).

[5] Pravovoe obespechenie integracionnyh pro-cessov v ramkah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: monografiya / pod obshch. red. A.I. CHuchaeva. M.: «Prospekt», 2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.