Научная статья на тему 'Правовой режим оборота оружия по российскому законодательству дореволюционногопериода'

Правовой режим оборота оружия по российскому законодательству дореволюционногопериода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ARMS TRAFFICKING / ОРУЖИЕ / НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ / ХРАНЕНИЕ ОРУЖИЯ / POSSESSION OF ARMS / ARMS / CARRYING OF ARMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заборский М. Я.

В статье рассматривается становление и эволюция понятия «оружие», отношение государства к оружию как к предмету культуры в дореволюционный период истории России. Проводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные элементы оборота оружия. Уделяется внимание развитию уголовно-правовых и административно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заборский М. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regime of the arms trafficking under the Russian legislation in pre-revolutionary period

The article deals with the formation and the evolution of the term “arms”, the attitude of the State towards arms as a cultural object during the pre-revolutionary period of the Russian history. The analysis of legal acts regulating separate elements of the circulation of arms is also carried out in the article. Special attention is paid to the development of criminal and administrative law that establish liability for the illegal arms trafficking.

Текст научной работы на тему «Правовой режим оборота оружия по российскому законодательству дореволюционногопериода»

Правовой режим оборота оружия по российскому законодательству дореволюционного

периода

The legal regime of the arms trafficking under the Russian legislation in pre-revolutionary

period

Заборский М.Я.

Студент I курса юридического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Кафедра теории и истории государства и права

Mikhail Zaborsky

First-year student of the Law Faculty Of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education

"Perm State University " History and Theory of State and Law Department

Научный руководитель

Мхитарян Л.Ю.

к.ю.н., доцент

Россия, г. Пермь Zaborsky. mix@yandex. ru

Scientific adviser Lyudmila Mkhitaryan

Candidate of Juridical Sciences, associate Professor

Russia, Perm Zaborsky. mix@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматривается становление и эволюция понятия «оружие», отношение государства к оружию как к предмету культуры в дореволюционный период истории России. Проводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные элементы оборота оружия. Уделяется внимание развитию уголовно-правовых и административно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот оружия.

Annotation.

The article deals with the formation and the evolution of the term "arms", the attitude of the State towards arms as a cultural object during the pre-revolutionary period of the Russian history. The analysis of legal acts regulating separate elements of the circulation of arms is also carried out in the article. Special attention is paid to the development of criminal and administrative law that establish liability for the illegal arms trafficking.

Ключевые слова: оборот оружия, оружие, ношение оружия, хранение оружия.

Key words: arms trafficking, arms, carrying of arms, possession of arms.

Оружие является одним из древнейших предметов материальной культуры, которое во многом определило направление развития человечества.

Вместе с развитием оружия, появлением новых его конструкций, появлением отношений по обороту оружия, появлялись и изменялись и правовые нормы, регулирующие данные общественные отношения.

Исследуя памятники русского права, стоит обратить внимание на нормы, регулирующие те общественные явления, которые признаются в Российской Федерации оборотом оружия. Сущность оборота оружия раскрывается в федеральном Законе «Об оружии» [1]. Согласно норме, содержащейся в ст. 1 данного правового акта, оборотом оружия признаётся производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование,

использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

Следует отметить, что в памятниках права Древней Руси понятие «оружие» не имело четкой формулировки. Вследствие казуистичного характера древнерусского права оно раскрывалось, главным образом, путем перечисления видов оружия. К ним относились: копья, стрелы, мечи, сулицы, ножи, рогатины, топоры и т.д. [2, 33]. В договорах Киевской Руси с Византией оружие упоминается в нескольких смыслах: во-первых, как элемент клятвы при заключении договоров между князьями, в случае нарушения которых следует наказания -смерть от собственного оружия [5, 40]. Во-вторых, под оружием понималось любое средство причинения вреда здоровью [5, 41].

Уже с IX-X вв. оружие считалось одним из богатств Древнерусского государства и, как следствие, находилось под защитой закона. Особая защита оружия выражалась в том, что отыскание вора за кражу оружия осуществлялось по своду, как и, например, коней, скота, челяди. Это подчеркивает исключительно личный характер права собственности на оружие. Также в Русской правде закреплялось право лица взять потерянное оружие «лицем» при условии, что лицо в момент потери заявило об этом публично. В случае, если лицо увидело свою вещь в чужом владении, оно имело право истребовать вещь, при этом предусматривалась уплата потерпевшему 3 гривен за обиду [2, 6].

Однако при закреплении оружия как особо важного имущества, находящегося под особой охраной закона, государство практически не уделяет внимание регулированию оборота оружия. Основной причиной этому стало признание в Древнерусском государстве несомненного и святого права каждого свободного и разумного человека защищать себя и свое имущество от влияния природы и действий человека. В последнем случае лицо имело право запирать своё имущество на засов и вооружать себя в предупреждение возможных нападений. Замок и оружие представляли собой предупредительные меры личной и имущественной безопасности, которые нельзя было отнять у человека, не лишая его прав и не ограничивая его свободы. Таким образом, оружие рассматривалось как повседневное снаряжение взрослого мужчины, желающего защитить себя, своих близких и свое государство [3, 564].

Согласно источникам, оружие на Древней Руси носили ополченцы, купцы, дружинники, другие взрослые мужчины [4, 111]. Однако упоминается, что оружие могли носить и дети - старшие сыновья. Все субъекты права на владение оружием объединялись в категорию «способные носить оружие». Думается, что в данную категорию входили лица, обладающие не только естественным правом на защиту себя и своего имущества, но и совокупностью некоторых качеств: «способными носить оружие» признавались лично свободные взрослые мужчины или их старшие сыновья.

Одно из первых ограничений права на владение оружием было установлено договором Руси с Византией 944 г. Так, русские купцы, прибывающие в Византию с целью торговли, были обязаны являться безоружными [5, 63].

Торговля же оружием была неограниченной вплоть до XVI в., когда Иван IV формально запретил вывозить на восточную границу железо и оружие. Этот запрет сохранялся и впоследствии, но большей определенностью и категоричностью отличался в XVII в. В 1600 г. царь Борис Годунов и его сын Фёдор дают жалованную грамоту Пинежским и Мезенским промышленникам [6, 113]. Последние, свободно торгуя с самоедами (коренными народами Сибири) морем и реками Обь и Енисей товаром не заповедным, получают по этой грамоте право брать с собой в промысел «по одному-два топора на каждого человека, да по два или три ножа, по рогатине» на том основании, что их промысел занимает два-три года. Однако промышленники не могут ничего из этого продавать самоедам и их соседям. Запрещалось также продавать «пищали и зелье пищальное,

саадаков и сабель, луков и стрел, доспехов и копий, рогатин и панцирей», которые относились к заповедным предметам. 24 сентября 1620 г. была дана грамота Верхотурскому воеводе, которая обязывала его не допускать вывоза в Сибирь железных товаров, панцирей, копий и топоров, ножей, стрел под страхом конфискации товаров [7, 120]. Данные нормативные акты подтверждают, что особое отношение к оружию как к богатству страны, сложившееся в Древнерусском государстве, сохранялось и в Средние века.

Продолжая речь о регулировании внутреннего оборота оружия, стоит отметить, что вплоть до XVII в. нормы об оружии носили бессистемный характер. Судебники 1497 г. и 1550 г., по-прежнему, не содержали четкого понятия оружия. Смысл его, как и ранее, раскрывался через перечисление видов вооружения. Однако появились новые виды оружия: теперь под оружием понималось не только холодное, но и огнестрельное оружие. В 1545 г. был издан указ, предписывающий ратным людям иметь огнестрельное оружие: пищали, самопалы, душницы, бердыши, а также холодное оружие: топоры, рогатины [8, 180].

XVII век можно считать отправной точкой законодательного регулирования оборота оружия в России. В статье 5 главы III «О государеве дворе» Соборного Уложения 1649 г. устанавливалось одно из первых ограничений на ношение и использование оружия: никто не имел права обнажать или использовать оружие при государевом дворе или в присутствии государя [9, 52]. Нарушение данного запрета наказывалось смертной казнью. Аналогичный запрет устанавливался статьей 105 главы «О суде» Уложения: «Если кто-либо замахнется на судью каким либо оружием или ножом, а судья не будет ранен, того бить батогами, если судья будет ранен, того бить кнутом, если судья будет убит, то и нападавшего казнить» [9, 62]. Введение ограничений на ношение и использование оружия, а также установление санкций за нарушение данных запретов, вероятно, является следствием осознания государством потенциальной общественной опасности оружия.

Ограничения в обороте оружия продолжали складываться в течение второй половины XVII века. Так, указ царя от 25 октября 1682 г. запрещал ношение оружия в Москве всем, кроме лиц, исполняющих служебные обязанности по охране правопорядка [10, 103]. Если лица, нарушающие данный запрет, учиняли при этом ссоры, поединки или бросали грубые слова, к ним применялись меры юридической ответственности.

Артикул Воинский 1715 г. стал следующим актом, регулирующим оборот оружия. Он рассматривал оружие, в основном, как главную принадлежность солдата, вследствие чего большинство норм, которые устанавливали права, обязанности и запреты в отношении обращения с оружием адресовались именно военнослужащим. Особого внимания заслуживает тот факт, что в Артикуле впервые разграничивается совершение преступления с оружием и без такового. Совершение преступления с использованием оружия становится обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность. Так, за грабеж, совершенный без оружия, устанавливается более мягкое наказание, нежели за грабёж, совершенный с применением оружия [9, 183]. В первом случае в качестве наказания устанавливаются телесные наказания, а во втором - колесование.

В конце XVIII в. впервые в истории России был введён общий запрет на ношение оружия. Данная норма была закреплена в «Уставе благочиния или Полицейском», принятом 8 апреля 1782 г. Екатериной II. Статья 213 Устава гласит: «Подтверждается запрещение носить орудие, кому узаконение не позволяет» [11, 368].

Право на ношение оружия перестало быть абсолютным, теперь для его реализации требовалось издание специального акта органа государственной власти. Введение данного ограничения означает изменение отношения государства к оружию, осознания его потенциальной общественной опасности. Запрет подкреплялся и установлением санкций за его нарушение: согласно статье 255 Устава, ношение оружия без законодательного на то разрешения каралось конфискацией оружия, взысканием дневного денежного содержания рядового и арестом [11, 377].

Актом, окончательно сформировавшим подход государства к регулированию оборота оружия, стало «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. (далее - Уложение). После поражения в Крымской войне незаконный оборот оружия стал общегосударственной проблемой: сложившаяся в стране социально-экономическая обстановка привела к повышенному спросу на оружие, приобретение которого не было законодательно ограничено. Оружие требовалось как революционерам различных политических течений, так и преступникам (вторая половина XIX в. характеризуется увеличением количества преступлений, совершенных с применением оружия). В связи с этим, государство установило уголовную ответственность не только за незаконное ношение оружия, но и за иные виды его оборота. Так, статья 1241 Уложения устанавливала ответственность за изготовление предметов вооружения, запрещенных законом, в том числе оружия, исключительным правом на производство которого обладало только государство. А статья 1242 устанавливала санкции за незаконное хранение оружия и пороха [12, 511].

«Уголовное уложение» 1903 г., как и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., содержало нормы, устанавливающие уголовную ответственность за приобретение, хранение, сбыт оружия. Сохранялись запреты на хранение и ношение незаконного оружия, стрельбу из огнестрельного оружия в неположенных местах [13, 68].

Изложенное позволяет утверждать, что законодательство об обороте оружия в Отечественной истории складывалось, начиная с XVI-XVII вв. По мере совершенствования конструкций оружия, создания огнестрельных его видов, оно всё чаще использовалось в качестве орудия совершения преступлений. Государство, осознавая общественную опасность оружия, вводило новые ограничения его оборота, которые были направлены на изъятие у населения незаконного оружия. Запрещающие нормы вводились в целях предотвращения преступлений, направленных, главным образом, против монарха, целостности Российского государства и порядка управления. Таким образом, к концу XIX в. в Российском государстве был установлен запрет на изготовление, хранение и ношение оружия.

Следует констатировать, что, несмотря на значительное количество уголовно-правовых и административно-правовых норм, законодательство об оружии оставалось далеким от совершенства, что проявлялось, к примеру, в противоречиях между предоставляющим каждому право на приобретение и хранение оружия «Сводом законов Российской империи» и устанавливающими запрет на данные действия «Уставом Благочиния» и «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных».

Тем не менее, ограничения оборота оружия, сложившиеся к началу XX в., послужили прочной правовой основой для создания законодательства об оружии РСФСР, образовавшегося после событий 1917 г. и с 1922 г. -законодательства об оружии СССР.

^исок используемой литературы:

1. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии»// Российская газета - Федеральный выпуск

№174

2. Маньковский И.Ю. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Часть 1 [Текст] : учебное пособие / сост. И.Ю. Маньковский. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 243 с.

3. Лешков В. Н. Русский народ и государство / Сост., предисл., примеч. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 683 а

4. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 а

5. Фёдоров И.Ю. Договор Руси с Византией: учеб. - метод. пособие / М. В. Фёдоров - М.: РУДН, 2012 - 87 с.

6. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией в 3 т. Т. 2. - СПб.: Типография II отд. С.Е.И.В. канцелярии, 1841 - 426 с.

7. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией в 3 т. Т. 3. - СПб.: Типография II отд. С.Е.И.В. канцелярии, 1841 - 500 с.

8. Сергеевич В. И. Древности русского права: т. 3 «Землевладение»/ В. И. Сергеевич; вступ. ст. И. Ю. Семёнова; Гос. публ. ист. б-ка России. - М., 2007 - 498 с.

9. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю. П. Титов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 464 с.

10. Сошина Л. А. История развития уголовно-правовых норм,, регламентирующих ответственность за незаконный оборот оружия в дореволюционный период в России - Иркутск: Сибирский юридический вестник, 2008. №2 (41) - с. 103 - 107

11. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. - М.: Юрид. Лит., 1987 - 528 с.

12. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - СПб.: Типография 2-го отделения его собственного императорского величества канцелярии, 1845. - 922 с.

13. Уголовное уложение высочайше утверждённое 22 марта 1903 г. - СПб.: Сенатская типография, 1903. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.