УДК 346.1; 347.961
DOI 10.23672/SAE.2022.67.29.001
Соловяненко Нина Ивановна
кандидат юридических наук, сектор процессуального права, старший научный сотрудник, Институт государства и права РАН civilaw@igpran.ru
Nina I. Solovyanenko
Candidate of Legal Sciences
Procedural Law Sector, Senior Researcher,
Institute of State and Law
of the Russian Academy of Sciences
civilaw@igpran.ru
Правовой режим
квалифицированной электронной подписи и ее функции в механизме защиты прав участников электронного взаимодействия
The legal regime
of a qualified electronic signature and its functions in the mechanism of protection of the rights of participants in electronic interaction
Аннотация. В статье предметом исследования являются юридические функции и правовой режим квалифицированной электронной подписи: условия создания и применения, а также. правовое признание подписанных данной подписью электронных документов, отмечаются их юридические преимущества и юридическая значимость. Рассматриваются законодательные преобразования правового режима квалифицированной электронной подписи и новации, закрепляющие порядок подтверждения полномочий лиц, подписывающих электронные документы. Делается вывод о том, что нерешенные правовые вопросы, сдерживают повсеместное применение квалифицированной электронной подписи в социально-экономической сфере.
Ключевые слова: электронная подпись, усиленная квалифицированная электронная подпись, правовой режим, защита прав и законных интересов электронный документ, участники электронного взаимодействия, юридические действия, юридическая сила, правовое признание, правовой механизм доверия.
Annotation. In the article, the subject of research is the legal functions and legal regime of a qualified electronic signature: the conditions for the creation and application, as well as the legal recognition of electronic documents signed with this signature, their legal advantages and legal significance are noted. Legislative transformations of the legal regime of qualified electronic signature and innovations fixing the procedure for confirming the powers of persons signing electronic documents are considered. It is concluded that unresolved legal issues restrain the widespread use of qualified electronic signatures in the socio-economic sphere.
Keywords: electronic signature, enhanced qualified electronic signature, legal regime, protection of rights and legitimate interests electronic document, participants of electronic interaction, legal actions, legal force, legal recognition, legal mechanism of trust.
На современном этапе построения информационной (цифровой) экономики ускоренное развитие получили электронные способы взаимодействия граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, государственных и муниципальных органов. «Бесконтактное» электронное взаимодействие является не только оперативным, доступным и сокращающим издержки, но также безопасным для здоровья человека в условиях не преодоленной окончательно пандемии СОУЮ-19. В текущем десятилетии совершение юридических действий с использованием цифровых технологий широко используется в предпринимательской и иной деловой деятельности, трудовых отношениях, административных, судебных и нотариальных процедурах, а также, творческой активности, социальных и культурных инициативах. Данное явление находит отражение в исследованиях, посвященным теории права [1, с. 81-
89.], гражданскому и предпринимательскому праву [3, с. 90-101], проблемам трудового права [6, с.11-19]; деятельности суда и нотариата [4, с. 66-74.], правовым вопросам научно-технического и культурного сотрудничества в интеграционных объединениях государств [2, с. 93-99] и многих других. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика РФ» содержит стратегические ориентиры для разработки и совершенствования специальных правовых институтов и юридических средств, регулирующих применение «безбумажных» технологий в социально-экономической сфере.
Результативное электронное взаимодействие возможно при наличии у всех его участников уверенности в безопасности, юридической значимости и надлежащих правовых последствиях операций, проводимых в цифровом пространстве, то
есть доверия - «уверенности в чьей-либо честности и добросовестности, которая определяет поведение и желание полагаться на что-либо» [5; 8]. К основным правовым конструкциям доверия принадлежит закрепленный в законодательстве технологический, организационный и юридический механизм электронной подписи. Федеральный закон от 6.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» определяет электронную подпись как «информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией». Электронная подпись исполняет принципиальную юридическую роль в цифровой среде. Она используется:
- в целях подтверждения личности и правосубъектности действующих удаленно контрагентов;
- проверки подлинности электронных документов и сообщений, определения даты и времени их подписания;
- гарантирует неизменность электронных данных, документов и сообщений в процессе передачи от одного участника электронного взаимодействия другому.
Так, при заключении соглашения в электронной форме требуются электронные подписи сторон для того, чтобы обеспечить выражение ими своего согласия с содержанием соглашения, гарантировать целостность электронного документа, в котором зафиксировано соглашение, предотвратить несанкционированный доступ третьих лиц, а также, обозначить в документе конкретную дату и время заключения соглашения.
Юридическое признание электронных документов и подписей - категория, охватывающая все случаи, когда им придается значение при правовой регламентации отношений в цифровой среде. Такое признание выполняет ряд ключевых функций в построении цифрового рынка: как национального, так и трансграничного - регионального или глобального.
Правовой режим электронной подписи может содержать в своей основе три различные модели регулирования, на которые указывают как отечественные, так и зарубежные специалисты, подвергая их всестороннему рассмотрению в научных, в том числе, правовых исследованиях [7]. Эти модели различаются по своей юридической сущности. Первая модель реализует императивный подход, в силу которого, законодательство признает только один вид электронных подписей -защищенные (безопасные) цифровые подписи, созданные в соответствии с предусмотренными законом требованиями и процедурами. Цифровой подписью называются технологические решения на основе применения алгоритмических функций для создания двух разных, но математически соотносящихся «ключей». Один ключ используется для создания цифровой подписи, а другой - для проверки подлинности цифровой подписи. Данная модель была воспроизведена в
Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1 -ФЗ (признан утратившим силу с 01 июля 2013 г. на основании ФЗ от 06 апреля 2011 г. № бЗ-ФЗ (в ред. ФЗ от 10 июля 2012 г. № 108-ФЗ). Однако, обеспечивая максимальную степень надежности, они, в то же время, являются дорогостоящими и соответственно, обременительными для многих видов деятельности.
Вторая модель строится на диспозитивном подходе, который не отдает преимущество какой-либо конкретной технологии, признает право участников цифрового взаимодействия применять любую технологию электронной подписи, которую они предпочитают, и придает всем электронным подписям одинаковую юридическую значимость. Данный классический «технологически нейтральный» подход не учитывает, что некоторые технологии, действительно, более безопасны, чем другие, и могут обеспечить большую надежность цифрового взаимодействия.
Третья модель исходит из, так называемого, двухуровневого «гибридного» подхода, в силу которого признается юридическое значение любых видов и технологий электронной подписи и, вместе с тем, предоставляются юридические преимущества надежным (безопасным) цифровым подписям, которые отвечают нормативным требованиям к таким подписям и регламентам их использования участниками цифрового взаимодействия.
Первая и третья модель регулирования процедур формирования и использования электронных подписей в значительной части, а именно, в отношении правового режима надежных (безопасных) квалифицированных подписей, близки друг к другу. Данное обстоятельство не исключает возможности для таких подписей занимать особое положение и подчиняться специальному правовому режиму.
Современное российское законодательство при построении правового режима электронной подписи придерживается двухуровневого подхода, который оказывает влияние на условия ее создания и применения, критерии правового признания подписанных такой подписью электронных документов, а также, на основания и объем ответственности лиц, предоставляющих услуги (сервисы доверия) в данной сфере.
По общему правилу, закрепленному в ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. «Об электронной подписи», физические и юридические лица вправе использовать электронные подписи в электронных документах при совершении различных юридических действий и при этом руководствоваться собственным усмотрением при выборе вида электронных подписей (простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная или усиленная квалифицированная электронная подписи), а также при выборе информационной технологии и (или) технических средств применительно к конкретным их видам.
Вместе с тем, юридические преимущества и безусловная юридическая значимость приданы электронным документам, подписанным квалифицированными электронными подписями, поскольку федеральный закон рассматривает квалифицированную подпись как наиболее надежный вид электронных подписей. Участники электронного взаимодействия вправе использовать такие документы в любых правоотношениях (кроме случаев, когда законодательство обязывает составить документ только на бумаге). Закон запрещает отказывать в признании подписанных квалифицированной подписью электронных документов или устанавливать ограничения их признания. Исключениями являются случаи и основания, предусмотренные законом.
В значительном числе правоотношений, в которых используется электронный документооборот, законодательство предусматривает применение именно квалифицированной электронной подписи. Приведем ряд примеров. Подпись данного вида обязаны использовать в сфере государственных и муниципальных закупок для подписания электронных документов (в частности заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 3) ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. (ред. от 16.04.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Подаваемые в суд в электронном виде посредством систем электронного документооборота, заявление, жалоба, представление и иные документы, должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью. Исполнительный лист в электронной форме, направляемый судом для исполнения, подписывается судьей с использованием квалифицированной электронной подписи (п. 1.1. ст. 3; п. 4. ст. 131 ГПК РФ. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг, электронные дубликаты документов (преобразованные в электронную форму документы на бумажном носителе с сохранением их содержания) заверяются квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра (п. 7.2, ч. 2 ст. 16. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). В сфере нотариата документы, исходящие от нотариуса, подписываются квалифицированной подписью нотариуса (ч. 3 ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993) (ред. от 26.03.2022).
В российском законодательстве об электронной подписи установлены требования к квалифицированной электронной подписи, квалифицированному сертификату ключа проверки такой подписи, аккредитованному удостоверяющему центру, выпускающему квалифицированные сертификаты. Так, минимальный размер собственных средств (капитала) подобного удостоверяющего центра составляет не менее чем один миллиард рублей либо пятьсот миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов
Российской Федерации одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра (п. 1) ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. «Об электронной подписи». Изменения, внесенные в законодательные и иные нормативные правовые акты, в различных аспектах дополняют и усиливают правовой режим квалифицированной электронной подписи. Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» законодательно закреплена метка доверенного времени, а также юридическая конструкция доверенной третьей стороны, которая осуществляет проверку электронных подписей, подтверждает подлинность электронных документов в определенный момент времени и документально фиксирует результаты такой проверки.
Необходимо особо указать на то, что правовой режим квалифицированной электронной подписи и ее функции в области защиты прав и интересов участников электронного взаимодействия подвергаются последовательным преобразованиям. В этой связи, следует отметить законодательные новации, закрепляющие порядок подтверждения полномочий лиц, подписывающих электронные документы квалифицированной электронной подписью, и связанное с ним применение машиночитаемого документа о полномочиях, машиночитаемой доверенности, (Федеральный закон «Об электронной подписи» в редакции ФЗ от 27.12.2019). Лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности, индивидуальные предприниматели и ряд других должны получать квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ФНС России). Услуга по выдаче квалифицированного сертификата предоставляется ФНС России бесплатно и может оказываться в территори-ал ьных органах ФНС России. Физические лица, в том числе, действующие от имени организации по доверенности, получают квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах. Доверенность, в электронной форме подписывается квалифицированной электронной подписью юридического лица, (индивидуального предпринимателя) владельцем квалифицированного сертификата которой является лицо, действующее от его имени без доверенности.
Доверенность представляется путем ее включения в пакет электронных документов, иной порядок ее представления может быть установлен соглашениями при взаимодействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Доверенности оформляются в соответствии с требованиями ГК РФ, представляются в электронной
форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, для использования которых представляются документы. Формы доверенностей должны соответствовать единым требованиям, устанавливаемым уполномоченным федеральным органом (Приказ Министерства цифрового развития России от 18.08.2021 № 857). Полномочия, удостоверенные такими доверенностями, определяются в соответствии с классификатором полномочий. Организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены доверенностей устанавливаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 223).
Необходимо также указать на то, что в настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий продление срока, в течение которого к квалифицированным сертификатам ключей проверки электронной подписи представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не применяются требования о предоставлении машиночитаемой доверенности. В результате принятия соответствующего федерального закона до 31 августа 2023 года, будет действовать переходный период, в течение которого указанные представители смогут подписывать электронные документы своей квалифицированной подписью без машиночитаемой доверенности.
Квалифицированная электронная подпись может применяться для автоматического подписания электронного документа или автоматической проверки подписи в электронном документе. В подобном случае, используется квалифицированная подпись юридического лица - оператора соответствующей информационной системы и в квалифицированном сертификате только юридическое лицо указано в качестве его владельца. Такой сертификат создается и выдается удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ФНС России).
В российском праве прослеживается общая тенденция к интенсификации цифрового взаимодействия на основе безусловного правового признания электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью.
При этом следует указать на нерешенные правовые вопросы или проблемы, которые сдерживают повсеместное применение электронного документооборота в качестве приоритетного способа совершения юридических действий, особенно в отношениях с участием физических лиц. Так, нет ясности в том, насколько физическое или
Литература:
1. Андреев В.К. Правовое регулирование применения цифровых технологий: теоретические размышления / В.К. Андреев // Государство и право. 2021 № 11. С. 81-89.
юридическое лицо обязано полагаться на поступающие от иных лиц электронные документы с квалифицированной электронной подписью или просто принимать такие документы, если данные отношения не были предварительно согласованы; отсутствуют соответствующие положения нормативных правовых актов или правил информационных систем. Кроме того, на практике квалифицированная электронная подпись при всей ее технологической надежности не обеспечивала необходимых юридических гарантий доверия и защиты прав физических лиц при онлайн сделках с принадлежащей им недвижимостью. Соответственно, был оперативно разработан и включен в законодательство дополнительный юридический механизм защиты интересов указанных лиц, который применяется офлайн. В силу ст. 36.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 01.05.2022), физическое лицо для того, чтобы воспользоваться возможностью государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости на основании документов, подписанных квалифицированной электронной подписью, должно направить в орган регистрации прав соответствующее заявление в бумажном виде посредством личного обращения. До настоящего времени не создан правовой механизм ответственности участников электронного взаимодействия при использовании квалифицированной электронной подписи. Данный механизм должен сопровождать соответствующие обязанности указанных лиц, предусмотренные ст.10 Федерального закона «Об электронной подписи».
Нам представляется целесообразным также обратить внимание на позицию некоторых исследователей, которые рассматривают концепцию юридически безопасной квалифицированной электронной подписи только в краткосрочной перспективе как связующего звена с законами бумажного мира. Законы, разработанные без учета цифровой обработки информации и электронных подписей, были составлены на основе бумажных документов и собственноручных подписей. Было бы очень громоздко изменять все эти действующие законы сразу и адаптировать их к электронной среде. Более того, было бы недостаточно изменить только текст законов. Правовые нормы эффективны только в том случае, если они встроены в общепринятую практику и понятны государственным администраторам, судьям и обществу, в целом. При этом законы постоянно модернизируются и, в долгосрочной перспективе, будут содержать требования безопасности, учитывающие контекст цифровой обработки информации. В этой связи, акцентируется необходимость стандартизированной защищенной электронной подписи, которую можно использовать для всех видов транзакций, в том числе, при трансграничном взаимодействии [7].
Literature:
1. Andreev V.K. Legal regulation of the use of digital technologies: theoretical reflections / V.K. Andreev // State and law. 2021 № 11. P. 81-89.
2. Доровских Е.М. Правовые основы формирования интегрированного научно-технического и культурного пространства и риски для национальной безопасности в рамках интеграционных объединений государств / Е.М. Доровских // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 6. С. 9399.
3. Лаптев В.А. Цифровая информация как объект гражданского и торгового оборота на современном этапе / В.А. Лаптев // Государство и право. 2022 № 7. С. 90-101.
4. Защита гражданских, трудовых и семейных прав в условиях глобализации и цифровизации государства и общества / Е.В. Михайлова [и др.] // Государство и право. 2022. № 9. С. 66-74.
5. Толковый словарь Ожегова (gufo.me) (дата обращения 04.11.2022).
6. Чуча С.Ю. Правовое регулирование электронного кадрового документооборота в РФ / С.Ю. Чуча // Вопросы трудового права. 2020. № 1. С. 11-19.
7. Dumortier Jos Legal Status of Qualified Electronic Signatures in Europe.
8. Oxford Learner's Dictionary of Academic English at OxfordLearnersDictionaries.com (дата обращения 04.11.2022).
2. Dorovskikh E.M. Legal foundations of the formation of an integrated scientific, technical and cultural space and risks to national security within the framework of integration associations of states / E.M. Dorovskikh // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2020. № 6. P. 93-99.
3. Laptev V.A. Digital information as an object of civil and commercial turnover at the present stage / V.A. Laptev // State and Law. 2022. № 7. P. 90-101.
4. Mikhailova E. V. Protection of civil, labor and family rights in the context of globalization and digitaliza-tion of the state and society / E.V. Mikhailova // State and Law. 2022. № 9. P. 66-74.
5. Ozhegov's Explanatory Dictionary (gufo.me) (date of the application 04.11.2022).
6. Chucha S.Yu. Legal regulation of electronic personnel document management in the Russian Federation / S.Yu. Chucha // Issues of labor law. 2020. № 1. P. 11-19.
7. Dumortier Jos Legal Status of Qualified Electronic Signatures in Europe.
8. Oxford Learner's Dictionary of Academic English at OxfordLearnersDictionaries.com (date of the application 04.11.2022).