18. Bogumila Michalewicz Ph.D. (a.b.d.). Preparaciónacadémica de interpretes y traductores: lagunas y mares. Seminariotraducción e interpretaciónespecializadas (25 feb 2002) // [Электронный ресурс]: URL: http://www.apuntesonline.org/ponenciaBogumila.htm (дата обращения: 26.03.2020).
19. Винников А.В. Этническая преступность и проблемы национального языка судопроизводства // Профессионал. 2012. № 3(101). С. 30-35.
20. Щербинина И.В., Александрова Е.М. Правовая основа деятельности переводчика // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. №3. С. 23.
References and Sources
1. Shcherbinina I.V., Aleksandrova E.M. Pravovaya osnova deyatel'nosti perevodchika // Pravo i praktika. 2019. №4. S. 239.
2. Martynenko I.A. Google-perevodchik: praktika i perspektivy primeneniya v yuridicheskom vuze // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). №11. 2018. S.81-87.
3. Shlepnev D.N. Yuridicheskij perevod, yuridicheskij tekst, yuridicheskij diskurs: k voprosu ob opredelenii // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 12(78): v 4-h ch. Ch. 2. C. 174-177.
4. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 16.12.2019) // SZ RF. 1994. N 32. St. 3301.
5. Kuznecov O.Yu. Surdoperevodchik v sisteme rossijskogo processual'nogo prava: osobennosti sudoproizvodstva po delam s uchastiem lic s narusheniyami funkcii sluha // Vestnik Mezhdunarodnogo yuridicheskogo instituta pri Ministerstve yusticii Rossijskoj Federacii. 2009. N 3 (31). S. 98103.
6. Vinnikov A.V. Nacional'nye yazyki, sudebnyj perevod i pravoprimenenie // Sovremennoe pravo. 2013. № 7. S. 122-128.
7. Kuznecov O.Yu. Pravosub"ektnost' perevodchika v grazhdanskom sudoproizvodstve i poryadok ee priobreteniya // Sovremennoe pravo. 2007. № 10. S. 40-50.
8. Kratkij kurs notarial'nogo perevoda dlya nachinayushchih // URL: https://liga-t.m/kratkij-kurs-notarialnogo-perevoda-dlya-nachinayushhih/#chto-takoe-notarialniy-perevod (data obrashcheniya: 01.10.2019).
9. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate (utv. VS RF 11.02.1993 N 4462-1) (red. ot 27.12.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2020) // Rossijskaya gazeta. 1993. N 49.
10. Vinnikov A.V. Notariat i perevodchiki. O kompetencii perevodchika, rossijskom principe razumnoj dostatochnosti i zapadnom perfekcionizme // Notarially) vestnik".2012. № 10. S. 26-35.
11. Bender Jennifer. Gerichtsdolmetscher und Urkundenübersetzer // [Elektronnyj resurs]: URL: http://www.leginda.de (data obrashcheniya: 27.03.2020).
12. NV. 2008. N 2.
13. Kalinichenko T. Sootnoshenie perevodcheskoj i notarial'noj deyatel'nosti// [Elektronnyj resurs]: URL: https://notariat.ru/ru-ru/publishing-center/author/-sootnoshenie-perevodcheskoj-i-notarialnoj-deyatelnosti/ (data obrashcheniya: 26.03.2020).
14. Kommentarij k Osnovam zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate (postatejnyj) / V.V. Argunov, T.A. Archugova, A.V. Begichev i dr.; pod red. K.A. Korsika. M.: Fond razvitiya pravovoj kul'tury, 2018.
15. Kommentarij zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate (postatejnyj) / A.A. Anisimova, R.S. Bevzenko, V.A. Belov i dr.; pod red. D.YA. Maleshina. M.: Statut, 2018. S. 662.
16. Zajceva T.I., Medvedev I.G. Notarial'naya praktika: otvety na voprosy. M.: Infotropik Media, 2010. Vyp. 3. S.305.
17. https://filling-form.ru/blank_zayav/39674/index.html?page=17 [Elektronnyj resurs]: URL: http://www.leginda.de (data obrashcheniya: 27.03.2020).
18. Bogumila Michalewicz Ph.D. (a.b.d.). Preparaciónacadémica de interpretes y traductores: lagunas y mares. Seminariotraducción e interpretaciónespecializadas (25 feb 2002) // URL: http://www.apuntesonline.org/ponenciaBogumila.htm (data obrashcheniya: 26.03.2020).
19. Vinnikov A.V. Etnicheskaya prestupnost' i problemy nacional'nogo yazyka sudoproizvodstva // Professional. 2012. № 3(101). S. 30-35.
20. Shcherbinina I.V., Aleksandrova E.M. Pravovaya osnova deyatel'nosti perevodchika // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2020. №3. S. 23.
ЩЕРБИНИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Государственного гуманитарно-технологического университета ([email protected]). 142613 г.о. Орехово-Зуево, ул. Северная, д.15, кв.18. 89031215441,
АЛЕКСАНДРОВА ЕЛЕНА МИХАИЛОВНА - кандидат филологических наук, доцент Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ([email protected]),
SHCHERBININA, IRINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Private Law, State Humanitarian-Technological University.
ALEKSANDROVA, ELENA M. - Ph.D. in Philology, Associate Professor of the Center for Linguistics and Professional Communication, Institute of Law and National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
УДК 349_006.06
КУЗНЕЦОВ А.К.
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ключевые слова: электронная подпись, правовое регулирование, удостоверяющий центр, информация, электронная доверенность.
Представлен анализ изменений, внесенных в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Рассмотрен новый порядок использования квалифицированных электронных подписей, выдачи сертификатов, идентификации заявителей, а также требования к удостоверяющим центрам. Особое внимание уделено созданию единого пространства доверия электронной подписи, введению «облачной электронной подписи», института доверенных третьих сторон, электронной доверенности. Показано, что важным достижением законодателя является введение «облачной электронной подписи» (отсутствие необходимости установки специального программного обеспечения на рабочем месте), института доверенных третьих сторон, универсализация КЭП (создание единого пространства доверия электронной подписи), информирование граждан о выпущенных на них сертификатах.
KUZNETSOV, A.K.
CHANGE OF THE LEGISLATION ON ELECTRONIC SIGNATURES: CORE PROVISIONS
Keywords: electronic signature, legal regulation, certification centre, information, electronic power of attorney.
The article describes the changes in the Federal Act dated April 6, 2011 № 63-FL «On the Electronic Signature». It considered a new procedure for the use of qualified electronic signatures, the issuance of certificates, the identification of applicants, and requirements for certification centres. Special attention is paid to creation of a single space of trust of electronic signature, introduction of «cloud electronic signature», institution of trusted third parties, electronic power of attorney. It is shown that an important achievement of the legislator is the introduction of a "cloud electronic signature" (no need to install special software at the workplace), the institution of trusted third parties, the universalization of CES (the creation of a single space of trust for electronic signatures), and informing citizens about the certificates issued to them.
Одной из задач национального проекта «Цифровая экономика» является создание нормативной правовой базы в целях масштабной цифровой трансформации России. Ускорение технологического развития страны, внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере невозможно без системы электронного взаимодействия. При таком обмене информацией и документацией важным элементом является электронная подпись.
Модель правового регулирования, а также требования к самой электронной подписи получили широкое освещение в исследованиях юристов, специалистов в сфере управления информацией, документацией и IT (Черемушкин А.В., Головков И.В., Храмцовская Н.А., Бочаров Я.Е., Бачило И.Л., Семилетов С.И., Фатьянов А.А., Хачатурова С.С., Толстов И.В., Фетисов К.А., Чернова А.Я., Попова Е.В., Астахова Т.С., Чадаева Е.П., Скрынникова М.В., Пешков Г.Г., Зайцева Л.В., Колышкин П.А. и другие). Целью данной работы является анализ Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1], а также последствий его принятия.
В целом, в России сформирована нормативная правовая основа, обеспечивающая осуществление электронного взаимодействия между всеми субъектами правоотношений в цифровом поле с использованием единой усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП). Однако при взаимодействии с различными органами власти пользователи (юридические и физические лица) сталкиваются с проблемой отсутствия возможности применять для идентификации и аутентификации в информационных системах соответствующих органов власти и структур при получении государственных услуг и направлении межведомственных запросов единый сертификат ключа проверки КЭП (квалифицированный сертификат), который соответствовал бы требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - ФЗ «Об электронной подписи»). Причиной возникновения данной проблемы является требование органов власти по содержанию в квалифицированных сертификатах объектных идентификаторов (OID) определенных полномочий, которые закрепляются за пользователем в рамках конкретной информационной системы. Сертификаты, выданные аккредитованными удостоверяющими центрами (далее - УЦ), не могут быть использованы для проверки электронной подписи в подобных информационных системах, так как в них отсутствуют соответствующие идентификаторы. Такое ограничение вынуждает УЦ предлагать пользователям квалифицированные сертификаты, предназначенные для работы в конкретной информационной системе определенного органа власти (организации) [2].
Таким образом, рассматриваемый закон направлен на решение данной проблемы в рамках регламентации процедур установления и проверки полномочий лица, использующего электронную подпись в различных информационных системах и обеспечение достоверности идентификации лица с помощью электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие. Рассмотрим подробнее новый порядок использования КЭП и связанные с ним положения нового федерального закона.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ дополняет понятийный аппарат ФЗ «Об электронной подписи» следующими дефинициями: заявитель, доверенная третья сторона, аккредитация доверенной третьей стороны, средства доверенной третьей стороны, метка доверенного времени («достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью») [1]. Интересным представляется внесение изменений в определение термина «квалифицированный сертификат». Он дополнен словами: «являющийся в связи с этим официальным документом» [1].
Храмцовская Н.А. считает, что это может повлечь за собой серьезные последствия, главным образом, в связи с тем, что Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 18.02.2020), в 5 статьях предусматривает наказания за преступления, связанные именно с «официальными документами»: статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», статья 292 «Служебный подлог», статья 324 «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград», статья 325 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия», статья 327 «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков» [3].
Статья 10 «Обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных электронных подписей» ФЗ «Об электронной подписи» дополнена нормой, согласно которой участники электронного взаимодействия не вправе устанавливать иные, за исключением предусмотренных законом, ограничения признания КЭП. Не допускается нарушение запрета на ограничение или отказ от признания электронных документов, подписанных КЭП, соответствующей предъявляемым к ней требованиям, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью [1].
Предусматривается, что электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными нормами, применяются в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации.
Важным нововведением стало требование визуализации электронной подписи. Ранее такая норма содержалась лишь в ведомственных документах Минкомсвязи России и Банка России. В статье 12 указано, что визуализация электронной подписи должна содержать информацию о том, что такой документ подписан электронной подписью, а также о номере, владельце и периоде действия сертификата ключа проверки электронной подписи. Эта норма важна и для разработчиков программного обеспечения (систем электронного документооборота).
Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ установлены новые полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи. Так, например, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, наделяется полномочием устанавливать требования к порядку действий аккредитованного УЦ при возникновении обоснованных сомнений о лице, давшем поручение на использование хранимых ключей электронной подписи, а также при приостановлении (прекращении) технической возможности использования хранимых ключей электронной подписи. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности уполномочен устанавливать требования к средствам электронной подписи и средствам УЦ, включающие требования по хранению ключей КЭП, защите информации, передаваемой по каналу взаимодействия между владельцем квалифицированного сертификата и аккредитованным УЦ, осуществляющим создание и проверку КЭП по поручению такого владельца.
Серьезные изменения коснулись УЦ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 выделены следующие виды аккредитованных УЦ:
- УЦ, получившие аккредитацию;
- УЦ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (УЦ ФНС России);
- УЦ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (УЦ Казначейства России);
- УЦ Центрального банка Российской Федерации.
Законодатель наделил УЦ (ч. 2.2 ст. 15) полномочиями по: хранению ключа электронной подписи, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате с обеспечением его защиты от компрометации и (или) несанкционированного использования, в том числе создание при помощи указанного ключа подписи по поручению владельца квалифицированного
сертификата с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с п. 2.1 ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об электронной подписи»; информированию владельца квалифицированного сертификата об использовании ключа электронной подписи и предоставление по требованию владельца квалифицированного сертификата истории использования указанного ключа электронной подписи.
Законом ужесточены требования к порядку аккредитации УЦ и деятельности УЦ, в том числе предусматривается:
1. Сокращение срока аккредитации УЦ с пяти до трех лет.
2. Высокий порог собственного капитала УЦ. Минимальный размер собственных средств (капитала) должен составлять не менее чем один миллиард рублей или пятьсот миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства УЦ.
3. Высокий порог страховой ответственности деятельности УЦ. Размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном УЦ, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой УЦ, должен составлять не менее 100 миллионов рублей.
4. Введение административной ответственности за нарушения работы УЦ технического характера и уголовной ответственности за заведомо умышленные действия сотрудников УЦ. В соответствии с ч. 7 ст. 15 аккредитованный УЦ (работник аккредитованного УЦ, доверенные лица и их работники) несет гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных ФЗ «Об электронной подписи» и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также порядком реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей [1].
Необходимо отметить, что законодатель также обязал УЦ бесплатно обеспечивать физических лиц шифровальными (криптографическими) средствами (ч. 8 ст. 15).
В целом новые требования к УЦ могут свести к нулю коммерческие УЦ.
Введена статья 16.1 «Федеральный государственный надзор в сфере электронной подписи». Федеральным законом предусматривается проведение только внеплановых проверок за соблюдением аккредитованными УЦ, доверенными третьими сторонами требований, установленных ФЗ «Об электронной подписи» и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Важно отметить некоторые изменения в порядке выдачи сертификатов и идентификации заявителей. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 13 УЦ создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты заявителям при условии идентификации заявителя. Идентификация заявителя проводится:
- при его личном присутствии;
- посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием КЭП при наличии действующего квалифицированного сертификата;
- посредством идентификации заявителя - гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные;
- путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Выдача квалифицированных сертификатов для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, а также их подведомственных учреждений и иных организаций отнесена федеральным законом к
исключительным полномочиям УЦ Казначейства России, который в настоящее время обеспечивает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц квалифицированными сертификатами, необходимыми для осуществления государственных (муниципальных) закупок, размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, использования интегрированной информационной системы управления общественными финансами и ряда других государственных информационных систем. Имеющаяся инфраструктура УЦ Казначейства России позволит централизовано обеспечивать органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц необходимыми для их деятельности квалифицированными сертификатами [2].
УЦ вправе наделить третьих лиц (доверенные лица) полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также вручению таких сертификатов от имени УЦ. При совершении порученных УЦ действий доверенное лицо обязано идентифицировать заявителя при его личном присутствии (ч. 4 ст. 13). Данная норма может создать трудности для руководителей организаций в силу необходимости их личного присутствия.
Квалифицированный сертификат выдается аккредитованным УЦ «на безвозмездной основе или за установленную УЦ плату при условии, что размер такой платы не должен превышать предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство Российской Федерации» (ч. 3.1 ст. 18). Кроме того, федеральный закон предполагает создание нового института доверенных третьих сторон - «организаций, осуществляющих деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами» [1]. Данные организации будут осуществлять свою деятельность после получения аккредитации, порядок которой закреплен в статье 18.2.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 доверенная третья сторона оказывает услуги: по подтверждению действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, в том числе установлению фактов того, что соответствующие сертификаты действительны на определенный момент времени, созданы и выданы аккредитованными УЦ; по проверке соответствия всех квалифицированных сертификатов, используемых при подписании электронного документа, требованиям, установленным ФЗ «Об электронной подписи» и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами; по проверке полномочий участников электронного взаимодействия; по созданию и подписанию КЭП доверенной третьей стороны квитанции с результатом проверки КЭП в электронном документе с достоверной информацией о моменте ее подписания; по хранению данных, в том числе документированию выполняемых доверенной третьей стороной операций [1].
Наиболее дискуссионными стали положения статей 17.1-17.6, которые посвящены использованию КЭП при участии в правоотношениях физического лица; юридических лиц; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также нотариусов; индивидуальных предпринимателей; государственных органов или органов местного самоуправления; а также оформлению доверенностей, необходимых для использования КЭП. Согласно указанным нормам, подпись юридического лица оформляется только на физических лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности. В случае, если от имени юридического лица действует любое другое лицо, то используется электронная подпись физического лица, полученная в аккредитованном УЦ, а подписью юридического лица будут заверяться выданные им электронные доверенности. Таким образом, возникают вопросы безопасности в силу использования КЭП физического лица на работе, а также массового выпуска электронных доверенностей.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2020 г., но имеет отлагательные нормы. Так, положения новых статей 17.1-17.6, предусматривающих использование КЭП при участии в правоотношениях физического или юридического лица, кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, а также при участии в правоотношениях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов
местного самоуправления, государственных органов или органов местного самоуправления и в государственных информационных системах, не применяются в части, не связанной с применением доверенностей, до 1 января 2022 г. Квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до дня вступления в силу данного федерального закона УЦ, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их УЦ либо не более чем до 1 января 2022 г. Аккредитация УЦ, полученная ими до дня вступления в силу данного федерального закона, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 г [1].
Таким образом, Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ направлен на совершенствование правового регулирования применения электронных подписей в Российской Федерации. Закон вводит такие новые понятия как заявитель, доверенная третья сторона, метка доверенного времени, а также определяет новые полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи. Установлены новые полномочия УЦ, требования к аккредитации УЦ и доверенных третьих сторон, а также порядок проведения внеплановых проверок в отношении них. Важным достижением законодателя является введение «облачной электронной подписи» (отсутствие необходимости установки специального программного обеспечения на рабочем месте), института доверенных третьих сторон, универсализация КЭП (создание единого пространства доверия электронной подписи), информирование граждан о выпущенных на них сертификатах.
Тем не менее, указанные в законе нормы использования КЭП при участии в правоотношениях физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, государственных органов, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также работы с электронными доверенностями, необходимыми для использования КЭП, требуют дальнейшей конкретизации в подзаконных актах. Требуется доработать и принять целый комплекс нормативных правовых документов: актов Правительства России, ведомственных документов Минкомсвязи России, Минфина России, Банка России, ФСБ России.
Литература и источники
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ // Российская газета. 2019. 31 декабря. № 296.
2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи» № 747528-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747528-7 (дата обращения: 18.04.2020).
3. Храмцовская Н.А. Новое в законе об электронной подписи: Квалифицированный сертификат является теперь официальным документом // URL: http://rusrim.blogspot.com/2020/02/blog-post_10.html (дата обращения: 18.04.2020).
References and Sources
1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob elektronnoj podpisi» i stat'yu 1 Federal'nogo zakona «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya»: Federal'nyj zakon ot 27.12.2019 № 476-FZ // Rossijskaya gazeta. 2019. 31 dekabrya. № 296.
2. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem regulirovaniya v sfere elektronnoj podpisi» № 747528-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747528-7 (data 18.04.2020).
3. Hramcovskaya N.A. Novoe v zakone ob elektronnoj podpisi: Kvalificirovannyj sertifikat yavlyaetsya teper' oficial'nym dokumentom // URL: http://rusrim.blogspot.com/2020/02/blog-post_10.html (data obrashcheniya: 18.04.2020).
КУЗНЕЦОВ АНТОН КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова ([email protected])
KUZNETSOV, ANTON K. - Ph.D. in History, Associate Professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov.
УДК 347.734.5
ВАСИЛЬЕВА Е.Г., ТЕМЗОКОВ А.Р. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ «МИР»
Ключевые слова: национальная платёжная система «МИР», национальная платежная карта, бесконтактная оплата, совместимость карт, Mir Pay, Visa и MasterCard.
В статье освещаются актуальные проблемы и перспективы развития национальной платежной системы «МИР». Выявлены ее преимущества и недостатки, исследованы теоретические и практические проблемы, связанные с использованием и