Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой режим / космическое пространство / небесные тела / международное право / Генеральная ассамблея ООН / legal regime / outer space / celestial bodies / international law / The UN General Assembly

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Д. Ногина, В.В. Сафронов

Представлен анализ проблем международного космического права и пути их решения. Автор даёт точное и полное определение понятий “правовой режим” и “правовой режим космического пространства и небесных тел”, как основных понятий данной отрасли права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF OUTER SPACE AND CELESTIAL BODIES

An analysis of the problems of international space law and ways to solve them is presented. The author gives an accurate and complete definition of the concepts of “legal regime” and “legal regime of outer space and celestial bodies” as the basic concepts of this branch of law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ»

УДК 34

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

А.Д. Ногина Научный руководитель — В.В. Сафронов

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская, д.7А E-mail: nogina_alina@bk.ru

Представлен анализ проблем международного космического права и пути их решения. Автор даёт точное и полное определение понятий "правовой режим" и "правовой режим космического пространства и небесных тел ", как основных понятий данной отрасли права.

Ключевые слова: правовой режим, космическое пространство, небесные тела, международное право, Генеральная ассамблея ООН.

LEGAL REGIME OF OUTER SPACE AND CELESTIAL BODIES

A.D. Nogina Scientific supervisor - V.V. Safronov

Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7A, Moskovskaya str., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nogina_alina@bk.ru

An analysis of the problems of international space law and ways to solve them is presented. The author gives an accurate and complete definition of the concepts of "legal regime" and "legal regime of outer space and celestial bodies" as the basic concepts of this branch of law.

Keywords: legal regime, outer space, celestial bodies, international law, The UN General Assembly.

Правовой режим представляет собой особый порядок правового регулирования, основанный на применении совокупности норм и правовых средств, закрепленных в правовых актах, и гарантирующий порядок общественных отношений в удовлетворении интересов субъектов права. [1]

Космическое пространство — это пространство за пределами воздушного пространства (т. е. более 100 км).

Правовой режим космического пространства состоит, прежде всего, в том, что оно изъято из обращения и не является общей собственностью; эта территория не подлежит суверенитету какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета над ним, ни путем использования или оккупации, ни каким-либо иным образом.

Космос открыт для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. [2]

Небесные тела - это любые объекты природного происхождения, находящиеся в космическом пространстве.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

В настоящее время международно-правовые отношения в области использования и исследования космического пространства регулируются международным космическим правом (далее - МКП). Основными источниками МКП являются, прежде всего, ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (1963, 1982, 1986, 1992, 1996), международные договоры и другие документы. Кроме того, существует множество двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные аспекты сотрудничества в космосе. Однако до сих пор существует ряд неясностей и лазеек в международном космическом праве, а именно неопределенность правового статуса космических туристов, проблема определения статуса геостационарной орбиты, проблема минирования в космосе, проблема координации космических деятельность международных организаций и др. Ввиду перспектив, связанных с развитием космического туризма, возникает проблема правового положения лиц, совершающих космические путешествия. В 1960-е и 1970-е годы, когда разрабатывались основные положения космического права, туризму по понятным причинам не уделялось большого внимания. [3] До сегодняшнего дня не существует международно-правового различия между профессиональными космонавтами и туристами. Все они имеют почетный статус посланников человечества в космосе, а Соглашение о спасении космонавтов распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов. Правовой статус космических туристов нуждается в серьезном изучении в нескольких аспектах. На сегодняшний день «белыми пятнами» в законе остаются вопросы, связанные с разделением ответственности между туристом, туроператором и соответствующим поставщиком услуг, обеспечением безопасности космических туристов, критериями отбора, ресурсами предполетной подготовки и тому подобное. Эти вопросы также распространяются на более широкий контекст, связанный с местом и ролью государства в обеспечении и мониторинге такой деятельности. Необходимо, в частности, определить, в какой степени на космических туристов распространяются нормы международного космического права в части правового положения космонавтов (космонавтов), можно выделить права и обязанности космических туристов. В уточнении нуждается и степень распространения норм международного транспортного (авиационного) права на лиц, осуществляющих суборбитальные полеты в космическое пространство.

Еще одной проблемой является решение некоторых вопросов, связанных с геостационарной орбитой (далее - ГСО). Под ней понимается круговая орбита на высоте около 35 786 км. над земным экватором. ГСО требует учитывать три вещи. Во-первых, спутник на ГСО остается неподвижным в определенной точке земного экватора (как если бы он завис над поверхностью Земли); во-вторых, это явление полезно для размещения на ГСО спутников связи, и в частности спутников систем прямого вещания (сигнал с такого спутника не требует следящей приемной антенны на Земле и может приниматься на стационарную антенну, например, в бытовой ); в-третьих, в геостационарном пространстве может быть размещено лишь ограниченное количество спутников, потому что если они будут слишком близко друг к другу, их радиоустройства будут мешать друг другу. Проблема, однако, в том, что количество позиций для одновременной и эффективной работы спутников на геостационарной орбите ограничено (ограничено). Однако на этой орбите находится примерно 650 спутников геостационарной орбиты, сегодня она особо не определена. Этот статус бывает в разных странах. Однако потребность в нем растет. [4]

Сегодня также стал актуальным вопрос космического минирования. Правовое регулирование добычи полезных ископаемых в космосе остается неоднозначным. Договор о космосе, принятый Организацией Объединенных Наций в 1967 году, не запрещает добычу ресурсов в космосе до тех пор, пока добыча полезных ископаемых не представляет собой де-факто «захват» части космического пространства. Однако в тексте договора не упоминается, кто может владеть добытыми в космосе ресурсами. Соглашение о государственной деятельности на Луне и других небесных телах; принятая ООН в 1984 г., частично уточняла

права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим достоянием человечества», «использование Луны должно осуществляться на благо и в интересах всех страны». Однако Соглашение о Луне не было ратифицировано (в отличие от Договора о космосе), и против него проголосовали и США, и СССР, поэтому пункт Договора о космосе о добыче природных ресурсов остался неясным. Этот пробел можно восполнить, приняв нормы, аналогичные международному морскому праву, регулирующему вопрос о добыче полезных ископаемых (в Конвенции по международному морскому праву 1982 г.) из глубоководных районов (в Конвенции под названием Район). В соответствии с Конвенцией ни одно государство не может заявлять или осуществлять суверенитет или суверенные права над какой-либо частью Района или его ресурсами. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо часть Района или его ресурсы. Район открыт для исключительно мирного использования всеми государствами, как прибрежными, так и внутренними, без дискриминации. [5] Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого специальная Международный орган по морскому дну (обеспечивает принятие и единообразное применение правил, положений и процедур, регулирующих разведку, разведку и разработку Района в отношении отдельных категории выпуска) и международное Предприятие. Поэтому можно взять за основу международно-правового решения проблемы добычи полезных ископаемых нормы Конвенции по международному морскому праву 1982 г. и разработать соответствующие нормы в отношении МПБ, и вполне Также возможно создание специального органа (по типу «Международного органа по морскому дну»), который должен регулировать исследования, разведку и добычу полезных ископаемых из космоса.

Библиографические ссылки

1. Дис. к.ю.н. Яковенко А.В. Актуальные проблемы прогрессивного развития международного космического права. - М., 1999. - 181 с.

2. Писаревский Е.Л. Правовые основы космического туризма // Туризм: право и экономика. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 9-14.

3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-seventh/04.htm (дата обращения : 11.04.2022).

4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.cybersecurity.ru/ space/149345.html (дата обращения : 11.04.2022).

5. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. - М.: Международные отношения, 1986. - 240 с.

© Ногина А. Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.