Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование космоса / международное космическое право / геостационарная орбита / legal regulation of space / international space law / geostationary orbit

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.П. Адамский, В.В. Сафронов

В представленной работе рассмотрены актуальные проблемы правого режима космического пространства. Проанализированы некоторые документы и нормативные акты. Выделены особенности правового регулирования космоса. А также рассмотрены некоторые пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION IN THE AEROSPACE INDUSTRY

In the work presented to the actual problems of the right regime of outer space are considered. Some documents and regulations have been analyzed. The features of the legal regulation of space are highlighted. And also some ways of solving existing problems are considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

Секция

«ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ _В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»_

УДК 34

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В.П. Адамский Научный руководитель - В.В. Сафронов

Сибирский институт бизнеса, управления, и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская д.7 «а» E-mail: vladislavadamskij@gmail.com

В представленной работе рассмотрены актуальные проблемы правого режима космического пространства. Проанализированы некоторые документы и нормативные акты. Выделены особенности правового регулирования космоса. А также рассмотрены некоторые пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: правовое регулирование космоса, международное космическое право, геостационарная орбита.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION IN THE AEROSPACE INDUSTRY

V P. Adamsky Scientific supervisor - V. V. Safronov

Siberian Institute of Business, Management, and Psychology 7 "a" Moskovskaya str., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vladislavadamskij(gjgmail.com

In the work presented to the actual problems of the right regime of outer space are considered. Some documents and regulations have been analyzed. The features of the legal regulation of space are highlighted. And also some ways of solving existing problems are considered.

Keywords: legal regulation of space, international space law, geostationary orbit.

В 21 веке достаточно быстро осуществляется процесс изучения космического пространства что позволяет человечеству наиболее полно установить происхождение других планет и в целом космоса. Но так как изучением космоса занимаются почти все страны мира необходимо правовое регулирование в космическом пространстве, отсюда и возникают проблемы часть из которых рассмотрены в выступлении.

В целях исследования отдельных вопросов правового регулирования аэрокосмической отрасли были проанализированы следующие проблемы.

Область космонавтики, так же как воздушная и морская области права, регламентируется установленной отраслью права - международным космическим правом. Правила и принципы международного космического права конкретизируют правовой режим галактики, в том числе и космических объектов, а также дают возможность управлять деятельностью

стран по эксплуатации космического пространства .Что касается вопроса источников международного космического права, то основными из них можно отметить разного рода межнациональные договоры, а так же резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, кроме того есть множество других двусторонних и многосторонних согласий, которые позволяют контролировать межнациональные аспекты партнерства в космосе. Такая отрасль международного права возникла много лет назад, тем не менее в ней и в данный момент существует ряд недочетов и некоторых нечеткостей. [1]

Во-первых одной из таких нечеткостей можно назвать правовой статус, а также неясность в правах космических туристов. В настоящее время все больше возрастает спрос на космический туризм. Множество материально обеспеченных людей хотят побывать в космосе и посетить космическую станцию. В России данная услуга достаточно сильно развита и пользуется большой популярностью в сравнении с иными государствами. Данную услугу предоставляет «Роскосмос» и агентство космического туризма Space Adventure. Клиенты могут воспользоваться двухчасовой услугой примерно за 200 тысяч долларов.

Во-вторых проблемой, которая существует в международном космическом праве, является высотное разделение воздушного и космического пространств. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Высотная грань воздушного пространства, в тоже время, является линией разделения воздушного и космического пространств. Но в таком случае возникает вопрос, как же узнать, где прекращается территория государства и начинается космос? В нынешнее время нет формального разделения космоса и воздушного пространства. Правовые режимы этих двух пространств, естественно, очень разнообразны. Но, в любом случае, как и в международном праве, так и в законодательствах государств нет никаких норм, которые закрепляют границы между этими пространствами. [2]

Но на деле между государствами существует договоренность, согласно которой космическим пространством является зона выше 100-110 километров над уровнем моря. Данная нечеткость независимости высотного предела становится актуальной при пересечении национального воздушного пространства в ходе запуска и посадки космических аппаратов. И каждая страна старается решить данный вопрос. Так, например, по Закону Российской Федерации «О космической деятельности», согласно ст. 19 (п. 4) «Космический объект иностранного государства может осуществлять одноразовый безвредный пролет через воздушное пространство Российской Федерации с целью запуска такого объекта на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих служб Российской Федерации о времени, месте, траектории и иных условиях такого пролета». Некоторые высказывают, что в современное время не существует каких-либо реальных проблем, связанных с осуществлением с действующих правовых рамок в области космической деятельности, и попытки установить разделение двух режимов могут только ухудшить ситуацию.

В-третьих, проблемой является регулирование отдельных вопросов в отношении геостационарной орбиты. Что же понимается под термином «геостационарная орбита»? Геостационарная орбита - это круговая орбита, расположенная над экватором Земли находясь на которой, искусственный спутник обращается вокруг планеты с ее же скоростью. [3] Высота такой орбиты 35 786 км над уровнем моря. На геостационарной орбите достаточно удобно устанавливать спутники связи и телевизионные спутники которые неподвижны относительно точки экватора. Можно отметить, что в геостационарной области разместить можно ограниченное количество спутников, потому что, будучи друг от друга на достаточно близком расстоянии, их радиоаппаратура будет создавать помехи. Именно это стало причиной долгих разногласий о правовом статусе геостационарной орбиты и о режиме

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

ее эксплуатации. Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодняшний день не определен в специальном порядке.

Считается что, в современное время очень необходимо наиболее точно определить правовой статус геостационарной орбиты, а также стоит уделить больше внимания на последствия крушения спутников на Землю.

В-четвертых, космос преследует экологическая проблема. По причине того, что выброс мусора на орбиту практически никак не контролируется, в будущем это может создать достаточно серьезные последствия для нашей планеты и космоса в целом. Под понятием «космический мусор» понимается совокупность всех искусственных объектов и их частей в космическом пространстве, которые больше не будут функционировать, но несут большой вред космосу. И этот вред направлен на космические аппараты, преимущественно пилотируемые. Межнациональное законодательство мало проработано. Если рассматривать ответственность за ущерб, созданный космическим мусором, то только два документа могут решить данную проблему. «Договор о космосе» предусматривает «международную ответственность», но в нем не упоминается, за что конкретно наступает юридическая ответственность. Также «Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами», где говорится, что государство, запустившее искусственный объект в космос, понесет полную ответственность за причиненный вред другому государству или воздушному судну. Рассматривая вред, причиненный космическим объектом одного государства другому государству, то государство, причинившее вред, несет ответственность лишь в том случае, если признано, что ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

В-пятых, стала актуальной на сегодняшний день проблема добычи полезных ископаемых в космическом пространстве. В пример можно привести, что в апреле 2012 года компания из Соединенных Штатов Америки «Planetary Resources», решила заниматься добычей полезных ископаемых, но не на Земле, а в космосе. Но правовое регулирование поиска и добычи полезных ископаемых в галактике все также остаётся неясным. Согласно договору о космосе, который был принят Организации Объединенных Наций в 1967 году, поиск и добыча полезных ресурсов в космосе не запрещена до тех пор, пока горнодобывающая станция в действительности не представляет «захвата» космоса. Что же касается поиска и добычи полезных ископаемых на астероидах, то формулировка, существующая в этом договоре, позволяет найти большое количество обходов. К примеру, там говорится о том, что небесные тела не могут присваиваться странами. Это позволяет добывать ресурсы на астероидах частными компаниями, либо позволяет оформить добычу ресурсов, как пользование, а не присвоение астероида. Такой прецедент уже имел место быть, когда в процессе осуществления миссии Аполло, NASA доставила на Землю несколько сотен килограмм лунных пород. И это считалось использованием Луны, а не ее присвоением.

Соглашение об осуществлении деятельности стран на Луне и других небесных телах, которое было принято Организацией Объединенных Наций в 1984 году, от части дало понять права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества». Соглашение о Луне не было официально утвержденным, в итоге пункт Соглашения по космосу о добыче природных ресурсов остался не разъясненным.

Имеется мнение что этот недочет можно решить путем принятия норм по аналогии с международным морским правом. В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать на независимость. Никакая страна, физическое или юридическое лицо не может приписывать себе часть морского дна или его ресурсов.

В завершении следует отметить, что данные проблемы далеко не единственные в данной отрасли права, с точки зрения правового регулирования, их можно решить только принятием совместных решений между всеми государствами и добровольно принятых ограничений.

Также очень важно, чтобы не было каких-то привилегий в космической деятельности у какой бы то ни было страны, право на исследование и работу в космосе имеют все страны одинаково. Необходимо проработать и закрыть все недочеты в законодательстве, содержащие права и обязанности стран в области космического регулирования, для решения конфликтов в сфере космоса.

Библиографические ссылки

1. Верещетин В. С., Жукова Э. Г., Каменецкая Е. П. Правовое регулирование полетов человека в космос. 1991. № 1. С. 76-81.

2. Вылегжанин А.Н., Юзбашян М.Р. Космос в международно-правовом контексте / А.Н. Вылегжанин, М.Р. Юзбашян // Международные процессы. - 2011. - № 3 (27). - С. 18-30.

3. кйр8://ш^1к1реё1а.ощ/мк1/Геостационарная_орбита.

© Адамский В.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.