Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового режима космического пространства'

Актуальные проблемы правового режима космического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2726
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОСМОСА / THE LEGAL REGULATION OF SPACE / OUTER SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипова А.О., Щебляков Е.С.

Рассмотрены актуальные проблемы правого режима космического пространства. Проанализированы некоторые документы и нормативные акты. Выявлены особенности правового регулирования космического пространства. Также рассмотрены некоторые пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGIME OF OUTER SPACE

This article describes the current problems of legal regime of outer space. Analyzed some documents and regulations. Peculiarities of legal regulation of outer space. And also discusses some ways to solve existing problems.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового режима космического пространства»

УДК 340

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

А. О. Осипова, Е. С. Щебляков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: anna.osipowa00@gmail.com

Рассмотрены актуальные проблемы правого режима космического пространства. Проанализированы некоторые документы и нормативные акты. Выявлены особенности правового регулирования космического пространства. Также рассмотрены некоторые пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: международное право, космическое пространство, правовое регулирование космоса.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGIME OF OUTER SPACE

A. O. Osipova Scientific supervisor - E. S. Shcheblyakov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: anna.osipowa00@gmail.com

This article describes the current problems of legal regime of outer space. Analyzed some documents and regulations. Peculiarities of legal regulation of outer space. And also discusses some ways to solve existing problems.

Keywords: international law, outer space, the legal regulation of space.

Космическое пространство, как и воздушное и морское пространство, регулируется определенной отраслью права, а именно - международным космическим правом. Принципы и нормы международного космического права определяют правовой режим космического пространства, в том числе и небесных тел, а также позволяют регулировать деятельность государств по использованию космоса. Что касается источников международного космического права, то основными можно назвать различные международные договоры, а также ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Помимо этого, есть так же много двусторонних и многосторонних соглашений, которые позволяют регулировать международные аспекты сотрудничества в космосе [1]. Данная отрасль международного права появилась достаточно давно, однако и по сей день в ней существует ряд пробелов и некоторых неопределенностей. Одной из таких неопределенностей можно назвать правовой статус космических туристов.

Одной из проблем, которая существует в международном космическом праве, является высотное разграничение воздушного и космического пространств. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Высотный предел воздушного пространства, тем временем, является линией разграничения воздушного и космического пространств. Но тогда возникает вопрос, как определить, где же заканчивается территория государства и начинается, так сказать, ничейный космос? В настоящее время не существует формального разграничения космоса и воздушного пространства. Правовые режимы этих двух пространств, естественно, весьма различны. Но, так или иначе, как и в международном праве, так и в национальных законодательствах государств не содержатся никакие нормы, которые устанавливали бы границу между этими пространствами.

Но на практике между странами сложилось соглашение, согласно которому космосом считается пространство выше 100-110 километров над уровнем моря. Данная неопределенность суверенитета высотного предела становится актуальной при пересечении национального воздушного простран-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ства в ходе запуска и посадки космических аппаратов. И любое государство старается решить эту проблему. Так, например, по Закону РФ «О космической деятельности», согласно ст. 19 (п. 4) «Космический объект иностранного государства может осуществлять одноразовый безвредный пролет через воздушное пространство Российской Федерации с целью запуска такого объекта на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих служб Российской Федерации о времени, месте, траектории и иных условиях такого пролета» [2]. Другие утверждают, что на данный момент не существует каких-либо практических проблем, связанных с применением действующих правовых рамок в области космической деятельности, и попытки провести разграничение двух режимов могут только усложнить ситуацию.

Следующей проблемой можно назвать регулирование отдельных вопросов в отношении геостационарной орбиты. Что же понимается под термином «геостационарная орбита»? Геостационарная орбита - это круговая орбита, расположенная над экватором Земли находясь на которой, искусственный спутник обращается вокруг планеты с ее же скоростью. Высота такой орбиты 35 786 км над уровнем моря [3]. Очень удобно размещать на геостационарной орбите спутники связи и спутники систем телевизионного вещания, так как спутник, который находится на такой орбите, всегда неподвижен относительно точки на экваторе.

Стоит заметить, что в геостационарной области можно разместить только ограниченное количество спутников, так как, находясь друг от друга на слишком близком расстоянии, их радиоаппаратура будет создавать помехи. Именно это стало причиной длительных споров о правовом статусе ГСО и о режиме ее эксплуатации. Международно-правовой статус геостационарной орбиты на сегодня не определен в специальном порядке. Этот статус выходит из положений Договора по космосу, Соглашения о Луне и некоторых других международно-правовых актов. В соответствии с этими актами геостационарная орбита является частью космического пространства, и на нее распространяются нормы и принципы международного права, касающиеся этого пространства.

Это побудило то, что в 1976 г. на совещании экваториальных стран в Боготе была подписана декларация, в которой Колумбия, Конго, Эквадор, Индонезия, Кения, Уганда и Заир заявили свои претензии на сегменты ГСО, соответствующие их территориям по экватору. В Комитете ООН по космосу такие заявления, естественно, подверглись критике, и эти притязания были отвергнуты как противоречащие принципу неприсвоения любых частей космоса. Но в последнее время обстановка усложняется тем, что фактическими владельцами крупнейших спутниковых систем часто являются банки и финансовые корпорации.

Как мне кажется, в данный момент просто необходимо более подробное урегулировать статус геостационарной орбиты, а также стоило бы обратить внимание на последствия в том случае, если спутники, находящиеся на ГСО, по каким-либо причинам упадут на Землю.

Стала так же актуальной на сегодняшний день проблема добычи полезных ископаемых в космосе. Например, в апреле 2012 года американская компания «Planetary Resources», решила заняться поиском полезных ископаемых, но не на Земле, а в космосе [4]. Но правовое регулирование добычи полезных ископаемых в космосе все-таки остаётся неоднозначным. Согласно договору о космосе, который был принят ООН в 1967 году, добыча ресурсов в космосе не запрещается до тех пор, пока горнодобывающая станция фактически не представляет «захвата» части космического пространства. Что же касается добычи на астероидах, то формулировка, существующая в этом договоре, позволяет найти большое количество лазеек. Например, там говорится о том, что небесные тела не могут присваиваться странами. Это позволяет добывать ресурсы на астероидах частными компаниями, либо позволяет оформить добычу ресурсов как использование, а не присвоение астероида. Такой прецедент уже имел место быть, когда в ходе миссии Аполло, NASA доставила на Землю несколько сотен килограмм лунных пород. И это считалось использованием Луны, а не ее присвоением.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, которое было принято ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества». Соглашение о Луне не было ратифицировано, в результате чего пункт Договора по космосу о добыче природных ресурсов остался не прояснённым.

Я думаю, что данный пробел можно урегулировать путем принятия норм по аналогии с международным морским правом. В соответствии с Конвенцией, ни одно из государств не вправе претендовать на суверенитет. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть морского дна или его ресурсов.

С первых же шагов исследования и использования космического пространства были признаны важность и необходимость правового регулирования новой сферы деятельности человека. Рассмотренные мною проблемы не единственные в данной области. Возможно, это связано с тем, что хоть в области космоса за последние десятилетия было сделано много открытий, но она остается все еще малоизученной областью. Совершенствование космического права сейчас направлено на то, чтобы данная отрасль международного права, учитывая его основные принципы, объективно отражала происходящие в мире политические и экономические изменения, способствовала бы развитию национального космического законодательства с международным правопорядком в космосе. А также, предоставляла бы крепкую основу сотрудничества государств и их лиц в деле экономического использования самого большого пространства и, соответственно, обеспечила бы более эффективное регулирование коммерческой космической деятельности.

Библиографические ссылки

1. Верещетин В. С., Жукова Э. Г., Каменецкая Е. П. Правовое регулирование полетов человека в космос (опыт международного сотрудничества ученых) // Советский журнал международного права. 1991. № 1. С. 76-81.

2. Огородов Д. Право на космос // Вокруг света. 2008. № 2814.

3. URL: Ьйр://гц.'шк1ре^а.о^/'шк1/Геостационарная_орбита (дата обращения: 30.03.2015).

4. URL: http://www.cybersecurity.ru/space/149345.html (дата обращения: 30.03.2015).

© Осипова А. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.