навливавшего право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающего факт их оказания. Наиболее обоснованным на сегодняшний день является позиция, что туристская путевка поглотила функции туристского ваучера.
Список литературы
1. Собрание законодательства РФ.1996. № 49
2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2003 N А56-22785/02
3. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 2007. N 7
УДК 347
Р.Ю. Герасимов
Национальный институт им. Екатерины Великой, Москва, Россия
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РАМКАХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Приведены основания необходимости установления на государственном уровне принципов защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Подчеркивается, что наличие соответствующего внутреннего документа является необходимым как для решения правовых вопросов обеспечения сохранности конфиденциальной информации, так и в целях доведения до сведения работников основ установленного на предприятии режима коммерческой тайны. Обсуждаются статьи Федерального закона «О коммерческой тайне». Рассмотрены основные принципы правового обеспечения режима коммерческой тайны на предприятиях, в организациях и учреждениях. Проанализированы вопросы юридической ответственности работника и работодателя, способной возникнуть в отношениях, связанных с обеспечением сохранности конфиденциальной информации.
Именно важность производственной информации обусловила такие правонарушения, как промышленный шпионаж, разглашение конфиденциальной информации и т. д. По той же причине компании всего мира прилагают огромные усилия, затрачивают существенные денежные суммы на обеспечение безопасности своей производственной информации. Естественно, что эти усилия без соответствующей законодательной базы не всегда оказываются эффективными. Разработка принципов и допустимых методов обеспечения конфиденциальности информации давно уже стала государственным делом. В связи с этим частные предприятия приобрели свою собственную конфиденциальную информацию, которая именуется коммерческой тайной.
В России понятие коммерческой тайны долгое время отсутствовало в законодательной базе, да и в деловом обороте. Советская экономика оперировала в основном информацией, составляющей государственную либо как минимум служебную тайну. Этого было достаточно. Но с началом девяностых годов и коренных экономических изменений стало очевидно, что конфиденциальная, секретная информация может быть не только у государственных органов и специальных служб, но и у тех субъектов, которые занимаются рядовым, как тогда казалось, производством.
Так осознание необходимости установления на государственном уровне принципов защиты информации, составляющей коммерческую тайну, пришло и в Россию. Законодательная база этого вопроса вызревала достаточно долго. Законодатель начал внедрять конфиденциальность в жизнь очень осторожно. Начало коммерческой тайне положила близкая ей по духу банковская тайна. Было введено в оборот также и понятие налоговой тайны — некоторого симбиоза тайны служебной и коммерческой. Следующей вехой стало установление юридических санкций за разглашение различного рода конфиденциальной информации. Нормы об ответственности за такие правонарушения
появились в российском Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Последний из кодифицированных законов о труде — Трудовой кодекс — также не преминул ввести дисциплинарную ответственность в виде увольнения за разглашение работником конфиденциальной информации, в том числе составляющей коммерческую тайну.
Своего рода завершающим этапом формирования законодательной базы, регулирующей вопросы обеспечения коммерческой тайны в России, стало принятие 29 июля 2004 г. Федерального закона РФ «О коммерческой тайне». Этот документ увидел свет, претендуя стать своего рода кодексом по вопросам обеспечения секретов производства и другого бизнеса. В данном законе государство сделало попытку установить общие для всех хозяйствующих субъектов принципы формирования режима коммерческой тайны, его соблюдения. Для достижения этой цели были сформулированы нормы, определяющие перечень допустимых организационных мер по установлению и обеспечению сохранности конфиденциальной информации.
Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» можно назвать действительно рыночным. Его нормы не ставят задачу полностью урегулировать режим коммерческой тайны — от государственной политики в этой области до конкретных организационных мер, принимаемых на каждом отдельном предприятии. Как раз наоборот — закон прописал наиболее общие, основные юридические механизмы, а определение конкретных форм и методов защиты коммерческой тайны, ее состава и уровней защищенности он оставил хозяйствующим субъектам — реальным обладателям охраняемой информации данной категории.
Не углубляясь в анализ качества норм Федерального закона РФ «О коммерческой тайне», необходимо рассмотреть столь существенный аспект этого вопроса, как обеспечение режима коммерческой тайны в трудовых отношениях. Это представляется крайне важным, поскольку именно трудовые отношения являются основой любого производства. Именно работники предприятий, учреждений, организаций ежедневно сталкиваются с производственными секретами. Более того, как показывает практика, частые злоупотребления в области конфиденциальной информации встречаются как раз в трудовых отношениях. Вопрос обеспечения режима коммерческой тайны в трудовых отношениях не кажется однозначным и простым. Ведь помимо набора организационных мер, направленных на обеспечение режима конфиденциальности, существует целый юридический инструментарий, применение которого нередко вызывает вопросы и различного рода затруднения. Достаточно привести уже упомянутую дисциплинарную ответственность в виде увольнения работника за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, установленную Трудовым кодексом РФ. Практике уже известны трудовые споры работников и работодателей по этому вопросу. Кстати, решения судов по этим спорам принимались не в пользу работодателей, что было обусловлено их различными нарушениями и упущениями при установлении режима коммерческой тайны. Каковы основные и первоочередные действия работодателя, направленные на создание правомерных механизмов охраны коммерческой тайны и привлечения работников к ответственности, связанной с ее разглашением?
Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» установил наиболее общие, принципиальные основы правового регулирования режима коммерческой тайны. Выбор конкретных механизмов обеспечения сохранности такой информации, определение ее состава, уровней защиты, методики выявления утечек и так далее — прерогатива самого работодателя. В этой связи первое, с чего необходимо начинать внедрение режима коммерческой тайны на любом предприятии, — это подготовка и утверждение пакета локальных нормативно-правовых актов, осуществляющих регулирование вопросов конфиденциальности информации. В основу нормативно-правовой базы предприятия по вопросам обеспечения сохранности коммерческой тайны должен быть положен единый документ, будь то инструкция или положение, определяющий: состав информации, относимой работодателем к коммерческой тайне; порядок обеспечения сохранно-
сти коммерческой тайны в трудовых и гражданско-правовых отношениях; права, обязанности и ответственность работников при исполнении обязанностей, связанных с доступом к информации, составляющей коммерческую тайну; права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну; особенности режима коммерческой тайны; перечень организационных и правовых мер по обеспечению сохранности коммерческой тайны; другие положения в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» и с учетом специфики конкретной организации.
Наличие внутреннего документа является необходимым как для решения правовых вопросов обеспечения сохранности конфиденциальной информации, так и в целях доведения до сведения работников основ установленного на предприятии режима коммерческой тайны. В процессе разработки таких внутренних документов необходимо учитывать предписания Федерального закона «О коммерческой тайне». Например, определяя конкретный состав информации, относимой работодателем к коммерческой тайне, необходимо принимать во внимание статью 5 указанного закона, установившую перечень сведений, которые не могут относиться к коммерческой тайне. Такими сведениями законодатель, в частности, считает: информацию, содержащуюся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; информацию, содержащуюся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности, информацию о численности, составе работников; информацию о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест и т. д.
Работодателю следует обратить особое внимание на разработку перечня информации, которую он относит к коммерческой тайне. Он позволит решить как минимум две серьезные задачи. Во-первых, довести до сведения работников, какая именно информация является конфиденциальной. Это повысит степень эффективности обеспечения сохранности такой информации, ведь работник не может в должной мере соблюдать режим неразглашения информации, если он не имеет представления о степени ее защищенности. Во-вторых, четкое перечисление видов информации, относящихся к коммерческой тайне работодателя, и ознакомление с ними работников гарантирует возможность правомерного привлечения работника к ответственности за ее разглашение. Как показывает практика, суды при решении вопросов о правомерности привлечения работников, в частности, к дисциплинарной ответственности за разглашение конфиденциальной информации устанавливают прежде всего факт ознакомления работника с конкретным перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. Позиция судов основана на логике, в соответствии с которой работник не может быть привлечен к ответственности за разглашение конфиденциальной информации, если до него письменно не доведен ее перечень. Более того, часто от работодателя требуется не просто довести до работника такой перечень, но и указать конкретные виды конфиденциальной информации, к которым он получает доступ.
При разработке локальных нормативно-правовых актов о режиме коммерческой тайны работодателю следует также обратить внимание на перечень обязанностей работников, связанных с неразглашением и обеспечением сохранности конфиденциальной информации. Очертить круг обязанностей работника поможет п. 3 ст. 11 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне», согласно которому работники обязаны: выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны; не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях; не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в тече-
ние трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось; возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей; передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
Как следует из приведенного перечня, работники обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию, обладателем которой является не только работодатель, но его контрагенты. Кроме того, срок, в течение которого работник обязан сохранять коммерческую тайну после увольнения из организации, должен быть указан в локальном нормативном правовом акте работодателя. Ограничений по величине этого срока законом не установлено. Следовательно, он может быть любым и определяться исходя из реальных экономических условий. Если же работодатель не установил во внутреннем документе величину этого срока, то он определяется по умолчанию и составляет три года. Помимо обязанностей работников упомянутый федеральный закон определил и ряд существенных обязанностей работодателя. В основном они направлены на обеспечение условий соблюдения работниками коммерческой тайны. Данные обязанности перечислены в п. 1 ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне».
Если работодателем разработаны основные документы, определяющие режим коммерческой тайны на предприятии, то вторым этапом внедрения механизма ее защиты в трудовых отношениях может стать разработка и подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками, в которых отразятся основы и принципы режима коммерческой тайны на конкретном предприятии. Вместо дополнительных соглашений к трудовым договорам работодатель может разработать самостоятельные двухсторонние соглашения о соблюдении режима коммерческой тайны. Наименование документа здесь не имеет существенного значения — важно его содержание. В дополнительных соглашениях к трудовым договорам необходимо изложить права, обязанности и ответственность сторон трудового договора по обеспечению сохранности информации, составляющей коммерческую тайну. Эти соглашения помимо информативной функции помогут при разрешении трудовых споров, связанных с незаконным использованием или разглашением конфиденциальной информации.
В практике применения режима государственной и служебной тайны встречается понятие расписки, которую дает работник, получивший допуск к указанным видам тайны. Суть расписки заключается в обязательстве работника не разглашать в течение установленных сроков охраняемую законом тайну. Внедрение в практику обеспечения сохранности коммерческой тайны на предприятии расписок или иных документов, содержащих подобные обязательства, не противоречит закону. Однако если работодатель разработал и подписал с работниками указанные выше соглашения, то расписка становится всего лишь дублирующим документом. Ведь в соглашениях среди прочих обязанностей работников по обеспечению сохранности конфиденциальной информации, принадлежащей работодателю, должна содержаться и первоочередная обязанность не разглашать и не использовать в личных целях информацию, составляющую коммерческую тайну.
Таковы основные принципы правового обеспечения режима коммерческой тайны на предприятиях, в организациях и учреждениях. В заключении хотелось бы остановиться на вопросах юридической ответственности работника и работодателя, способной возникнуть в отношениях, связанных с обеспечением сохранности конфиденциальной информации.
Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, может повлечь привлечение работника к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной — в виде увольнения по пп. «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации; административной — в соответствии со ст. 13.14 Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации; уголовной — в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации; гражданской — в виде обязанности возмещения работодателю ущерба, вызванного разглашением или незаконным использованием информации, отнесенной к коммерческой тайне.
Работодатель также может претерпеть неблагоприятные юридические последствия, связанные с режимом коммерческой тайны. Во-первых, согласно п. 8 ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» работник имеет право обжаловать в суде незаконное установление работодателем режима коммерческой тайны, к которой первый получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей. Во-вторых, нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности за разглашение конфиденциальной информации создает условия для обращения работника в суд за защитой своих трудовых прав. Решение суда в этом случае, вынесенное не в пользу работодателя, часто грозит ему весьма существенными компенсационными выплатами.
УДК 343.3/.7 Т.П. Дерябина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА.
Рассмотрены нарушения Закона о товарных знаках в отношении обладателей исключительного права на товарный знак (правообладателей), юридических лиц или осуществляющие предпринимательскую деятельность физических лиц, то есть лиц, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической деятельностью в соответствии с гражданским законодательством. Приведены ссылки на соответствующие статьи ГК РФ и УК РФ.
Неправомерное использование товарного знака, а также иные действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака, влекут за собой гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. К сожалению, за последние годы нарушения в данной области в связи с общим ослаблением правопорядка в стране и развитием частнопредпринимательской деятельности достигли невиданных ранее масштабов.
Согласно п.2 ст.4 Закона РФ о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, предложение к продаже, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.
В теории уголовного права под составом преступления понимается установленная уголовным законом совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление [1]. В науке уголовного права общепризнано, что состав преступления образуют четыре взаимосвязанных элемента, именуемых объектом преступления, объективной стороной, субъективной стороной и субъектом преступления [2]. В теории российского уголовного права считается, что общественная опасность преступления определяется значимостью (ценностью) тех общественных отношений, на которые совершено посягательство, то есть объектом преступления.