4. Proskuryakova L.N., Saritas O., Sivaev S.B. Water Management Complex: Global Challenges and Long-term Trends of Innovative Development. M.: HSE Publishing house, 2015. 84 p.
5. Timofeev LA. Complex Use of Waters. Legal Issues. Saratov: Publishing house of Saratov University, 1985. 85 p.
6. Polyanskaya G.N. Scientific Bases of Codification of Water Legislation / / Soviet state and law. 1961. No. 9. P. 114-119.
7. Aksenenok G.A. Legal Support of Complex and Most Effective Use of Natural Resources and Their protection. In the book. XXII CPSU and problems of land and collective farm law. M.: Gosyurizdat, 1962. 330 p.
8. Yakovlev SV., Gubii I.G., Pavlinova I.I. Integrated Water Resources Management: textbook for universities. 2nd ed. Rev. and suppl. M.: Higher school, 2008. 383 p.
9. Water Strategy of the Agro-industrial Complex of Russia for the Period up to 2020. Moscow: Ed. VNIIA, 2009. 72 p.
10. Krasnova I.O. Differentiation and Integration in Environmental Law: on the Way to Convergence // Environmental law. 2015. No. 4. P. 9-16.
11. Vasilyeva M.I. Powers of Local Governments in the Field of Use and Protection of Water Objects // Lex russica. 2017. No. 11. P. 67-82.
12. Sivakov D.O. On the State and Prospects of Development of Water Law in Russia. Journal of Russian law. 2018. No. 5. P. 139-147.
13. Scheme of Integrated Use and Protection of Water Bodies of the Volga River Basin. Book 7. Consolidated volume the plan of the river Volga. Atlas of maps to project the plan of the river Volga. M.: Ecological water management firm LLC «VED», 2013. 219 p.
14. Saratov Deputies will Ask Medvedev for Money to Clean the Volga / / Reporter 64. 2019. 21 Jan.
15. The Ministry of Natural Resources of the Region Considers the Saratov Region «the Cleanest along the Volga» / / IA Vzglyad-info. 2019. March 27.
16. Samodelova S. The Causes of the Catastrophic Death of Fish in the Volga // MK.RU. 2019. July 9.
УДК 34:[002:004.7]
Р.В. Амелин, Л.В. Бессонов
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ*
Введение: в современном мире качество медицинской помощи во многом зависит от того, насколько эффективно используется накопленная медицинская информация. Одной из актуальных задач информационного права является обеспечение интегра-
© Амелин Роман Владимирович, 2019 1
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права (Саратовский •
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail:[email protected] 6
© Бессонов Леонид Валентинович, 2019 11
Кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории « Системы поддержки )
принятия врачебных решений» (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); 2
e-mail:[email protected] 1
tD
© Amelin Roman Vladimirovich, 2019
Candidate of law, Associate professor, Constitutional and municipal law department (Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky)
© Bessonov Leonid Valentinovich, 2019
Candidate of physics and mathematics, Leading researcher, Medical decisions support systems laboratory (Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky)
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-03-00082-0ГН). 267
ции медицинских информационных систем в единое информационное пространство. Цель: анализ правового обеспечения медицинских информационных систем различного уровня через категорию их правового режима, выработка рекомендаций по развитию и совершенствованию правовых норм. Методологическая основа: структурный и сравнительный анализ правовых режимов медицинских информационных систем. Результаты: раскрыта трехуровневая структура единого информационного пространства в сфере здравоохранения в Российской Федерации, показана роль правового обеспечения информационных систем всех трех уровней в развитии информатизации в сфере здравоохранения, реализации информационных правоотношений и информационного обеспечения процессов в сфере медицины. Выводы: комплекс правовых норм, устанавливающих правовой режим медицинских информационных систем прошел стадию начального становления. Важную роль в этом институте должны играть общие нормы, регулирующие, в частности, вопросы формирования и использования медицинских информационных ресурсов, функционирования медицинских информационных технологий.
Ключевые слова: медицинское право, информационное право, медицинские информационные системы, ЕГИСЗ, правовой режим, информатизация.
R.V. Amelin, L.V. Bessonov
LEGAL REGIME OF HEALTH INFORMATION SYSTEMS
Background: in the modern world, the quality of medical care depends largely on how effectively the accumulated medical information is used. One of the urgent tasks of information law is to ensure the integration of medical information systems into a single information space. Objective: analysis of the legal support of medical information systems at various levels through the category of their legal regime, development of recommendations for the development and improvement of legal norms. Methodology: structural and comparative analysis of the legal regimes of medical information systems. Results: the three-level structure of a single information space in the field of healthcare in the Russian Federation is revealed, the role of the legal support of information systems of all three levels in the development of informatization in the field of healthcare, the implementation of information relations and information support of processes in the field of medicine is shown. Conclusions: a set of legal norms establishing the legal regime of medical information systems has passed the stage of initial formation. An important role in this institute should be played by general rules governing, in particular, the formation and use of medical information resources, functioning of medical information technologies.
Key-words: medical law, information law, medical information systems, Unified State Information System in the field of health care, legal regime, informatization.
Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 6 марта 2019 г.)1 (далее — Закон об охране здоровья), информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации информационных систем в сфере здравоохранения (ИСЗ). В литературе закрепилось также наименование «медицинские информационные системы», которое в узком смысле включает информационные системы медицинских организаций (МО), предназначенные для автоматизации и информационного обеспечения лечения пациентов [1], а в широком — совпадает с понятием ИСЗ [2; 3]. Они используются как собственно в процессе лечения, так и в различных обеспечивающих процессах, включая управление работой медицинских организаций, а также государственное управление в медицинской сфере.
268
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724.
Централизованная информатизация в здравоохранении до настоящего времени практически не проводилась. В результате сегодня используются сотни различных ИСЗ, сведения в которых частично дублируются, частично расходятся, частично недоступны из-за низкого уровня сопряжения различных систем. Между тем от того насколько эффективно накопленная медицинскими организациями информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, во многом зависит качество медицинской помощи [4]. По этой причине интеграция медицинских информационных систем в единое информационное пространство является приоритетной задачей, в решении которой важна, в том числе роль информационного права.
Верхний уровень единого информационного пространства составляют федеральные государственные информационные системы. Анализ их правового обеспечения рационально осуществлять с использованием категории правового режима ИС, который включает следующие основные элементы: цель создания, состав информационного ресурса, правовой статус поставщиков и пользователей информации, правовой статус оператора системы, требования к техническому, программному и иному обеспечению [5, с. 162-163].
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) создается на основе ст. 91.1 Закона об охране здоровья. В Концепции создания системы основной целью было заявлено обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи2. Однако в итоге законодатель решил возложить эту задачу на иные информационные системы, а в качестве целей ЕГИСЗ утверждены: 1) обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме и 2) взаимодействие информационных систем в сфере здравоохранения. При этом Концепция продолжает действовать. С одной стороны, она регулирует, по сути завершившийся этап создания т информационной системы и ее нормы не пересекаются с федеральным законом | во времени, но формально нормы действуют одновременно и противоречат друг а другу [6,с. 85]. При этом ситуация, вполне типичная для процесса разработки в информационных систем, когда архитектурные решения и даже цель создания й могут постоянно корректироваться, не укладывается в традиции нормотворче- з ства. На наш взгляд, изменение цели создания ГИС допустимо лишь при условии, 1 что правовое обеспечение системы полностью соответствует цели, закрепленной в в итоговой редакции закона. о
Основными категориями информации, формирующими информационный | ресурс ЕГИСЗ, являются сведения о медицинских организациях, о лицах, Д участвующих в медицинской деятельности, обезличенные сведения о лицах, е которым оказывается медицинская помощь, а также сведения о медицинской й документации, сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения ! и др. м
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 91.1, информационный ресурс системы включает све- I дения, содержащиеся в федеральных ИС, базах данных и регистрах в сфере № здравоохранения. При этом информационный ресурс включает сведения в тех 3 ИС, ведение которых осуществляется с ее использованием. На данном этапе не ^ вполне понятно, каким образом будут совмещаться правовые режимы ЕГИСЗ и о подобных информационных систем и для чего в принципе необходим самостоятельный статус такой интегрированной в ЕГИСЗ подсистемы.
2 См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (в ред. от 12 апреля 2012 г.) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2011. № 7. 269
Закон об охране здоровья устанавливает круг поставщиков информации в ЕГИСЗ (ч. 6 ст. 91.1). Помимо уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, к ним отнесены медицинские и фармацевтические организации, а также операторы иных медицинских информационных систем, взаимодействующих с ЕГИСЗ. Основные обязанности поставщиков информации закреплены в п. 41 Положения о ЕГИСЗ3! Они обязаны обеспечить представление сведений в порядке, установленном Положением, актуальность и достоверность этих сведений, а также работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с ЕГИСЗ. Новеллой является право поставщиков информации предоставлять оператору предложения по развитию информационной системы.
Пользователями информации в ЕГИСЗ являются ее поставщики, а также граждане (ч. 7 ст. 91.1). Система обеспечивает, в том числе возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (ч. 5 ст. 91.1). Положением установлено соответствие между категориями пользователей и видами предоставляемой им информации (п. 45, Приложение 2).
Среди информационных систем, созданных (или находящихся в разработке) в сфере здравоохранения на основе федерального законодательства, можно выделить несколько наиболее важных.
Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах на основании ст. 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»4! Правила формирования и ведения реестра, а также использования содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 6744 Интересно, что такие важные элементы правового режима ГИС как цель создания и задачи, принципы функционирования, права и обязанности поставщиков и пользователей информации закреплены Распоряжением Правительства в форме Концепции создания, ведения и использования ФГИС6. Важной новеллой Концепции является раздел «Оценка социальной эффективности создания информационной системы», содержащий перечень запланированных положительных результатов от создания системы. Поскольку каждая государственная информационная система не только требует расходов бюджета, но и как правило, возлагает бремя в форме обязанности на поставщиков информации, требуется соизмерять эти затраты с социальным эффектом от внедрения системы и дорабатывать, либо выводить из обращения те системы, которые этого эффекта не достигают [7, с. 117]. По этой причине данный подход мы считаем необходимым активно распространять на иные, в том числе медицинские информационные системы. В то же время, как отмечают Н.С. Волкова и О.Ю. Еремина, остаются нерешенным многие вопросы, связанные с соотнесением информации, в т.ч. о единой персонификации инва-
§ 3 См.: Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной
" информационной системе в сфере здравоохранения» (в ред. от 2 февраля 2019 г.) // Собр. за-
1 конодательства Рос. Федерации. 2018. № 20, ст. 2849.
ш 4 См.: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4563.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 31, ст. 5011.
6 См.: Распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (в ред. от 18 октября 2018 г.) // Собр. законодатель-
270 ства Рос. Федерации. 2016. № 31, ст. 5040.
лидов в разных информационных базах, синхронизации данных о получении лекарственной помощи инвалидами, вносимых в реестр и др. [8]
Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий функционирует на основе ст. 38 Закона об охране здоровья в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ7! Введение в гражданский оборот изделий медицинского назначения возможно только при наличии соответствующего регистрационного удостоверения и включения записи в реестр. Информация в реестре является официальной и используется, в частности, при осуществлении закупок медицинских изделий [9].
Согласно Положению о ЕГИСЗ данная информационная система должна быть также интегрирована с информационной системой в сфере обязательного медицинского страхования. Между тем, на сегодняшний момент правовой режим такой информационной системы не установлен. При этом Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 2019 г.) предусматривает требования к составу и порядку ведения ряда единых реестров, включая реестры медицинских организаций и страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, единый реестр экспертов качества медицинской помощи, единый регистр застрахованных лиц8. Полагаем, что единая информационная система в сфере обязательного медицинского страхования может быть создана на базе указанных реестров с дополнительной интеграцией информационных ресурсов информационных систем медицинских организаций и страховых медицинских организаций. Однако до установления правового режима такой системы норма об интеграции с ней по сути является бланкетной, что вполне допустимо во многих сферах правотворчества, но в информационном праве, когда правовые нормы задают параметры технологических процессов, требующих полной определенности, такое положение вещей представляется спорным. Это приводит к необходимости принятия положения об информационной системе в сфере ОМС.
Из важных информационных систем, требующих интеграции с ЕГИСЗ, следует также отметить ФГИС «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы»9, Единую базу данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов10; систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения11 и др.
Проблемы правового обеспечения информатизации медицины на региональном и местном уровне.
7 См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении Правил • ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных пред- 6 принимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий» (в ред. 1 от 21 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 26, ст. 3532. )
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49, ст. 6422. 2
9 См.: Приказ Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной ш экспертизы» (в ред. от 28 июня 2018 г.) // Российская газета. 2012. 28 дек.
10 См.: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 667 «О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 32, ст. 4320.
11 См.: Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16,
ст. 1815. 271
Второй уровень «цифрового контура» здравоохранения формируют государственные информационные системы субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (региональные медицинские ИС). С одной стороны, РМИС интегрируют информацию, поступающую от ИС медицинских организаций для нужд управления сферой здравоохранения, а с другой стороны, используются для выстраивания процессов автоматизации в регионе и, таким образом, диктуют требования этим системам. На столкновении этих двух тенденций и формируются основные проблемы региональной информатизации. Отмечается, что в первой половине 2010-х гг. регионы находились на разном уровне информатизации медицинских учреждений: одни уже имели в своем распоряжении разрозненные учрежденческие МИС, часто разных производителей, другие еще даже не планировали автоматизировать ЛПУ, третьи просто не имели финансовых возможностей. К примеру, в Санкт-Петербурге децентрализованная информатизация здравоохранения велась с 1992 г.; в результате в городе действует множество разнообразных, не связанных между собой учрежденческих МИС, и остро стоит проблема их интеграции12. Однако попытки довести локальные информационные системы до регионального уровня поэтапной модернизацией и интеграцией по мнению специалистов является малоперспективными, хотя именно этим сценарием пользуется большинство разработчиков ПО. Вместе с тем, едва ли можно согласиться с мнением, что информационную систему, изначально спроектированную под комплексное решение задач здравоохранения регионального уровня, без труда можно «приспособить» к процессу информационной поддержки отдельной поликлиники1^ Отсутствие согласованных подходов и критериев выбора МИС на уровне территорий приводит к тому, что вместо развития и модернизации региональных информационных систем разработчики вынуждены ежедневно заниматься решением «неотложных» информационных проблем конкретных учреждений.
Медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО) являются основным источником первичной информации для системы управления здравоохранением. С точки зрения правового обеспечения наибольшие интерес представляют следующие категории:
1) Информационные системы автоматизации документооборотаобеспечивают, не только циркулирование электронных документов, но также формирование и использование различных баз данных (по пациентам, их болезням, результатам лечения, справочным материалам). Они используются также в повседневной управленческой деятельности (управление расписаниями, назначениями и т.д.) [10]. Именно эти системы обеспечивают на низовом уровне возможность оказания таких государственных (муниципальных) услуг как запись к врачу, вызов врача на дом, предоставление информации об оказанных медицинских услугах и их стоимости, запись для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, предоставление доступа к электронным медицинским документам и т.д. Наиболее значительные вопросы правового регулирования таких систем связаны с обеспечением безопасности их информационных ресурсов, защитой тайны (медицинской и личной), поиском баланса между объективными потребностями врача, системы государственного управления в сфере медицины и законными интересами пациента.
12 См.: Патрикеева С. Медицинские ИС: региональный профиль. ИКС-медиа. 2017. № 0304. URL: http://www.iksmedia.ru/articles/540l304-Medicinskie-IS-regionalnyj-profil.html (дата обращения: 23.06.2019).
13 См.: Пулит В. Региональная медицинская информационная система (на примере МИС qMS). СП.АРМ. Информационные системы в медико-социальной среде. URL: https://sparm.
272 com/media/publications/single/4 (дата обращения: 23.06.2019).
Минздрав России утвердил Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций [11]. Как и в ряде других сфер (к примеру, унификация сайтов образовательных учреждений), введение единого стандарта положительно сказывается на информационном пространстве в целом, и позволяет «подтянуть» большинство медицинских организаций к некоторой минимальной планке. В то же время флагманские медицинские учреждения, имеющие уникальные информационные системы, ориентированные на специфику их процессов — навязывание подобных детальных требований только повредит. В настоящее время данные методические рекомендации не имеют статуса обязательных, но активно внедряются, и в частности, влияют на процессы закупок МИС МО.
2) Телемедицинские информационные системыобеспечивают удаленное взаимодействие в режиме реального времени в рамках различных медицинских процессов. В настоящее время наибольшее развитие в РФ (в т.ч. в плане правового обеспечения) получают технологии класса «врач-пациент».
3) Информационные системы поддержки принятия врачебных решений в своем развитии прошли уже несколько поколений. Очередной виток технологических инноваций связан с появлением роботизированных медицинских устройств, принятием медицинских решений на основе искусственного интеллекта. Правовое значение ошибки в таких системах, ответственность за последствия некорректного лечения, правовой статус роботизированной МИС — актуальные и практически неисследованные направления юридической науки.
Для полноценного «цифрового контура» здравоохранения важное значение имеют информационные системы и поставщики информации, которые не имеют прямого отношения к системе здравоохранения, но осуществляют сбор, хранение или обработку различной медицинской информации, имеют законный интерес в информационном обмене с медицинскими информационными системами. Например, субъекты, занимающиеся исследовательской деятельностью, предлагающие инновационные решения в сфере здравоохранения и т.д. Как справедливо отмечает М.С. Журавлев, путем расширения области полезного использования информационных систем в медицине, можно добиться существенного повышения эффективности здравоохранения. В частности, современные методы анализа данных наиболее эффективны при работе с максимально полным объемом информации о состоянии здоровья граждан [12]. Правительством РФ утверждены Правила взаимодействия иных информационных систем с ИСЗ и медицинскими организациями14, которые включают требования к защите информации в таких системах, порядок и условия подключения к ЕГИСЗ, требования к составу сведений о физическом лице, необходимых для обеспечения идентификации и аутентификации и пр.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в РФ успешно формируется единое информационное пространство в сфере здравоохранения. На федеральном уровне обеспечивается стратегическая интеграция и создаются единые федеральные информационные системы, реестры и регистры, осуществляется интеграция систем нижележащих уровней для централизованного управления здравоохранением, организацией оказания государственных и муниципальных услуг. На втором уровне функционируют государственные информационные системы субъектов РФ. Базовыми элементами единого инфор-
14 См.: Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями» (в ред. от 2 февраля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 17, ст. 2491. 273
мационного пространства служат медицинские информационные системы медицинских организаций. Важное значение для стабильного и устойчивого развития информатизации в сфере здравоохранения, реализации информационных правоотношений и информационного обеспечения процессов в сфере медицины играет правовое обеспечение информационных систем всех трех уровней. В настоящее время можно говорить о том, что комплекс правовых норм, устанавливающих правовой режим медицинских информационных систем прошел стадию начального становления. Актуальной задачей является выработка базовых общих норм, закладывающих основы правового режима медицинских информационных систем, медицинских информационных ресурсов и технологий.
Библиографический список
1. Корнеева О.И. Взгляд на персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности с позиций врачебной тайны // Медицинское право. 2015. № 5. С. 42-45.
2. Штыкова Н.Н. Сущность и проблемы реализации электронной медицины (на примере Владимирской области) // Медицинское право. 2014. № 5. С. 22-27.
3. Журавлев М.С. Правовое обеспечение электронного документооборота в телемедицине // Информационное право. 2017. № 4. С. 10-15.
4. Миронов А..А.., Накурдина Е.С. Информационные технологии, применяемые в системе здравоохранения населения // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-1 (10). С. 64-70.
5. Амелин Р.В. Государственные и муниципальные информационные системы в российском информационном праве: теоретико-правовой анализ: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2018. 324 с.
6. Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика (справочное пособие с ситуационными задачами и ответами на них). М.: Инфотропик Медиа, 2018. 314 с.
7. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.
8. Волкова Н.С., Еремина О.Ю. Лекарственное обеспечение инвалидов: теоретические и практические проблемы // Журнал российского права. 2018. № 11. С. 85-96.
9. Александров ГА. Регистрационные удостоверения при закупках медицинских изделий // Прогосзаказ.рф. 2017. № 8. С. 39-54.
10. Ковригина И.В., Болотова Е.В. Опыт и проблемы использования медицинской информационной системы на примере поликлинического учреждения // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 2. С. 90-94.
11. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Изменение функциональных требований к МИС в процессе перестройки систем здравоохранения // Врач и информационные технологии. 2017. № 4. С. 6-25.
12. Журавлев М.С. Правовое обеспечение электронного документооборота в телемедицине // Информационное право. 2017. № 4. С. 10-15.
References
1. Korneeva O.I. View on Personalized Accounting in the Implementation of Medical Activities from the Standpoint of Medical Secrecy // Medical law. 2015. No. 5. P. 42-45.
2. Shtykova N.N. Essence and Problems of Realization of Electronic Medicine (on the example of the Vladimir region) // Medical law. 2014. No. 5. P. 22-27.
3. Zhuravlev M.S. Legal Support of Electronic Document Circulation in Telemedicine // Information law. 2017. No. 4. P. 10-15.
4. Mironov A.A., Nakurdina E.S. Information Technologies Used in the Health Care System of the Population. Materials of Ivanovo readings. 2017. No. 1-1 (10). P. 64-70.
5. Amelin R.V. State and Municipal Information Systems in Russian Information Law: Theoretical and Legal Analysis: monograph / ed. Moscow: Grossmedia, 2018. 324 P.
6. Starchikov M.Yu. Legally Significant Medical Documents: Regulations, Standard Forms and Judicial Practice (reference manual with situational tasks and answers to them). M.: Infotropic Media, 2018. 314 P.
7. Amelin R.V. Legal Regime of State Information Systems. Moscow: GrossMedia, 2016. 338 P.
8. Volkova N.S., Eremina O.Yu. Drug Provision for Disabled People: Theoretical and Practical Problems. Journal of Russian law. 2018. No. 11. P. 85-96.
9. Aleksandrov GA. Registration Certificates in the Procurement of Medical Devices // Progoszakaz. RF. 2017. No. 8. P. 39-54.
10. Kovrigina I.V., Bolotova E.V. Experience and Problems of Using Medical Information System on the Example of Polyclinic Institution // Kuban scientific medical Bulletin. 2016. No. 2. P. 90-94.
11. Belyshev D.V., Guliyev Ya.I., Mikheev A.E. Change of Functional Requirements to MIS in the Process of Restructuring of Health Care Systems // Doctor and information technologies. 2017. No. 4. P. 6-25.
12. Zhuravlev M.S. Legal Support of Electronic Document Circulation in Telemedicine // Information law. 2017. No. 4. P. 10-15.
УДК 349.2
Е.А. Герасимова
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Введение: одной из самых обсуждаемых законодательных новелл прошедшего года стала пенсионная реформа. Повышение возраста выхода на пенсию явилось причиной появления в российском законодательстве специального субъекта — «лицо предпенсионного возраста». Нормы, регулирующие правовое положение таких лиц, имеют межотраслевую природу. Цель: обоснование необходимости оптимизации трудового законодательства и закрепления в нем особенностей регулирования труда лиц предпенсионного возраста. Сформулированная цель определила потребность в решении ряда задач: высветить законодательные подходы к определению содержания понятия «лицо предпенсионного возраста»; сформулировать теоретическое понятие «лицо предпенсионного возраста», общее для разных отраслей права; выявить необходимость наличия специальных норм для данного субъекта в ТК РФ. Методологическая основа: диалектический метод, представляющий собой универсальное средство познания, а также иные общенаучные и частнонаучные методы, такие как формально-логический и системный. Результаты: среди правовых актов разных уровней и отраслевой принадлежности — трудовое законодательство, регламентирующее трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, позволит обеспечить работникам предпенсионного возраста равные с другими категориями права и возможности. Добиться такого равенства можно путем углубления дифференциации правого регулирования их труда. Возраст как субъектное основание дифференциации известно трудовому законодательству и теоретически обосновано. Вывод: о наличии объективной необходимости осуществления субдифференциации по данному основанию. Возможным вариантом разрешения указанной проблемы может
© Герасимова Екатерина Александровна, 2019
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: [email protected] © Gerasimova Ekaterina Aleksandrovna, 2019
Candidate of law, senior lecturer, Labor law department (Saratov State Law Academy) 275