свидетельствует о снижении эффективности использования труда и капитала е формировании ВВП за прошедшие десять лет. По 035 модели он значительно не достигает границы эффективности {0,224 при максимально возможной единице) и лежит ниже среднего уровня. Среди стран лидеров поданным показателям можно выделить Нидерланды, Австрию, Бельгию, Норвегию.
2
е 1.8 о 1 6
¡14
2 0.8
£ 0 6
Р 0 4 <0
Д 0.2 О
2003
1 799
1370 Ш
1 лет 1.099
31 0.665 0. ipi 1,136
1 107 1.127"^ 0 39 1.027
O'&J 7
0,2 flu
2010
Источник, расчеты автора.
2012
2014
2016
Года
Рисунок 2 Динамика коэффициента ОПФ для России и в среднем за рассматриваемый период
Таким образом, в результате оценки состояния экономической безопасности государства по заранее отобранному показателю ВВП как наиболее репрезентативному среди других экономических показателей, можно сделать вывод о низкой эффективности использования факторов труда и капитала в формировании 88П. В качестве критериев оценки по данному показателю может быть предложено достижение средних значений коэффициента общей производительности факторов и коэффициента модели СР5 за рассматриваемый десятилетний период наблюде-
ний. А именно, для индекса Малмкви ста - 1,016, для CRS модели - 0,370.
Литература:
1. "О Стратегии экономической безопасности Рос сийской Федерации на период до 2030 года". [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208. Доступ из срак, правовой системы Таранг.ру". URL hitps;// www. да га nt.ru/products/ipo/prime/do с/71572608/
2. Глазьев С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернатив ный реформационный курс // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1-2. - С. 3.
3. Charnes A, WW Cooper and EL Rhodes Measuring (he Efficiency ofDecision-Making Units (19/8), p. 429.
4. Fare R, Grosskopf S, Norris M, Zhang Z. Productivity Growth, Technical Progress, and Effi- , ciency Change in Industrialized " Countries. Am Econ Rev. 1994; 84(1),pp. 66-83.
5. Lawrence M. Seiford, William W. Cooper, Joe Zhu Data
Envelopment Analysis: History, Models, and Interpretations 2011, p.1.
6. Karel Janda and Stepan Krska Trends in electricity distribution network regulation in North West Europe // A Report Prepared for Energy Norway / Frontier F.conomics Ltd, London, 2012.
7. Meryem Duygun Fethi and Fotios Pasiouras Assessing bank efficiency and performance with operational research and artificial intelligence techniques: A survey / European Journal of Operational Research, 2010, vol. 204, issue 2, 189-198.
8. Sarkis Joseph Modeling Data Irregularities and Structural Complexities in Data Envelopment Analysis, pp,305-320.
9. Skare M., Rabar D. Measuring Economic Growth Using Data Envelopment Analysis / Amfiteatru economic 18(42), 2016, p. 403.
20 58
-Срценее значение коэффициента ОПФ aa рассматриваемый период
Значение коэффициента эффективности России за рассматриваемый период
05
т—I
о
CU
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го 2
5
339
SfNGLE MEDICAL AND SOCIAL INFORMATION SPACE AS THE BASIS OF THE MEDICAL SERVICE'S MARKETPARTICIPANTS INTERACTION
Plugar Elena Valerievna, PhD ofEconomics, Assoc iate Professor Rastrigina Olga Vfadimirovna, Postgraduate student
Crimean Federal University named after VJ. Vernadsky, Simferopol, Republic Of Crimea
The article analyzes the functioning and interaction of a single state health information system, regional medical information system, medical information systems of medical organizations. It mis proved that the single medical and social information space is a set of federal, regional medical information systems, medical information systems of medical organizations, information systems of social insurance organizations, based on common principles and technologies of their operation, providing information interaction of authorities, organizations, citizens. The principles of the single medical and social information space functioning, the possibility of participants information interaction of the medical service's market were formulated.
Keywords: single medical and social information space; interaction; single state health information system; regional medical information system.
УДК 338.46 ВАК РФ 08,00.05
) Плугарь ЕЛ, 2019
i О В, 2019
LU
S
о
UJ 3-S
X
О X
о
л
#
* *
340
ПЛУГАРЬ Елена Валериевна, кандидат экономических наук, доцент
РАСГРИГИНА Ольга Владимировна, аспирант
Крымский федеральный университет имени в. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
в статье проведен анализ функционирования И взаимодействия единой государственной информационной системы здравоохранения, региональной медицинской информационной системы, медицинских информационных систем медицинских организаций. Обосновано, что единое информационное медико-социальное пространство представляет собой совокупность федеральных, региональных медицинских информационных систем, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем органи заций социального страхования, работающих на основе единых принципов и технологий их эксплуатации, обеспечивающих информационное взаимодействие органов власти, организаций, граждан. Сформулированы принципы функционирования единого информационного медико-социального простран ства, возможности информационного взаимодействия для участников рынка медицинских услуг.
Ключевые слова: единое информационное медико-социальное пространство ; взаимодействие; единая государственная информационная система здравоохранения; региональная медицинская информационная система.
Специфичность рынка медицинских услуг, проявляющаяся в особенностях самой медицинской услуги как товара, процесса ее ока* зания и проявления результатов медицинского вмешательства, обуславливает своеобразие и многоаспектность взаимодействия всех его участников (пациентов, организаций, предоставляющих медицинские услуги и товары, регуляторных органов). Ядром взаимодействия является оказание медицинской помощи и платных медицинских услуг, сбор, накопление, хранение, обмен специализированной медицинской информацией, в том числе и о состоянии здоровья пациентов, предоставление электронных документов, организационно-методическая помощь, регуляторное обеспечение и координация деятельности медицинских организаций, финансирование медицинского обслуживания граждан России по программе обязательного медицинского страхования. Активное развитие и внедрение инфор-мационно-коммуникационных технологий в систему здравоохранения, направлено на повышение доступности и качества медицинских услуг, обеспечение электронного и дистанционного взаимодействия между пациентами, их законными представителями и медицинской организацией, между медицинскими организациями, между медицинскими организациями регуляторными и надзорными органами.
В целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в этой сфере с 2011 года начато создание, а с 2017 начата эксплуатация единой государственная информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Ее функционирование и развитие направлено на решение следующих задач:
- информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения и поддержку деятельности медицинских организаций;
- информационное взаимодействие оператора ЕГИСЗ в лице Министерства здравоохранения Российской Федерации, поставщиков информации (Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба государствен-
ной регистрации, кадастра и картографии и Федеральное казначейство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, медицинские и фармацевтические организации) и ее пользователей (Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, медицинские и фармацевтические организации, граждане);
- информационное взаимодействие с населением в вопросах ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, электронных рецептах;
- обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме через федеральную государственную информационную систему Единый портал государственных и муниципальных услуг [1 ].
Функционирование ЕГИСЗ основано на информационном взаимодействии федеральной системы и медицинских информационных систем регионов.
В федеральной системе предусмотрено ведение реестров медицинских работников и медицинских организаций, электронных медицинских документов и нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан; функционирование федеральной электронной регистратуры; создание и ведение интегрированной электронной медицинской карты; мониторинг организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения; осуществление контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд; сбор информации и формирование отчетности и работа других подсистем.
Медицинская информационная система региона состоит из двух уровней:
1} региональная медицинская информационная система, представляющая собой интегрированную систему сбора, обработки, полу-
чения, передачи и хранения сведении о состоянии здоровья населения, окружающей среды, ресурсном и финансовом обеспечении организаций здравоохранения региона, предназначенная для поддержки процессов управления [2];
2) медицинская информационная система медицинской организации - комплексная информационная система, обеспечивающая автоматизацию лечебно-диагностического процесса и сопутствующей медицинской деятельности медицинской организации; информационную поддержку процессов взаимодействия с пациентами, включая предоставление возможности записи пациента на прием к врачу, информационного наполнения его личного кабинета и выдачи электронных копий медицинских документов; информационное взаимодействие между различными медицинскими организациями, включая направление; пациентов вдругие медицинские организации для проведения лабораторных и диагностических обследований, получения медицинской помощи, с централизованными региональными и федеральными информационными системами в части обмена информацией, связанной с лечебно-диагностическим процессом [3] (рис. 1).
Таким образом, разрабатываемая по заказу Министерства здравоохранения единая государственная информационная система и медицинские информационные системы региона включают:
- информационные ресурсы в виде реестров, регистров, электронных медицинских карт, электронных медицинских документов и др., зафиксированных на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры (министерства здравоохранения регионов), обеспечивающие функционирование информационных систем, а именно, сбор, обработку, хранение, передачу информации;
- средства информационного взаимодействия операторов систем, поставщиков и получателей информации, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-техническое и организационное сопровождение.
Также посредствомЁГИСЗ планируется осуществление информационного взаимодействия с огромным количеством информационных систем, баз данных участников рынка медицинских услуг, федеральных государственных информационных систем, в том числе в
05
т—I
о си
-О о. ш
СС
ь-
ш о
аГ го
го
а 2
ё
341
сфере социальной защиты населения, таких как Федеральный реестр инвалидов, Единая автоматизированная вертикально-интегриро-ванная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы, система "Соцстрах" и другие.
1-И S
О 1-И 3-
s о
X
о
л
#
* *
342
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
а и I
тттт
РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
подсистемы
ТЕ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Региональная нормативно-справочная информация;
Демографические показатели региона и ресурсов системы здравоохранения (регистры прикрепленного населения, в том числе льготных категорий, медицинских работников, мед.оборудования и мед.техники, вычислительной техники и каналов связи); Электронная регистратура;
Региональная интегрированная электронная медицинская карта;
Ведение стандартов лечения и анализ оказания медицинской помощи;
Ведение специализированных территориальных регистров по основным направлениям
медицины;
Организация скорой и неотложной медицинской помощи региона (в том числе санитарной авиации);
Организация обеспечения региона лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения, в том числе льготного;
Информационное обеспечение телемедицины региона;
Учет проведения профилактических осмотров населения;
Санитарно-эпидемиологический мониторинг;
Поддержка службы переливания крови;
Ведение документов строгой отчетности и учета решона;
Информационно-аналитическая система поддержки управленческих решений на всех уровнях организации здравоохранения региона
СЕРВИСНЫЕ Система поддержки принятия управленческого решения; Региональный портал системы здравоохранения;
Сервис «Личный кабинет пациента»; Портал электронного образования;
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ Ведение электронной медицинской карты;
Региональная лабораторная информационная система; Региональная радиологическая система;
"Ш"
"1ПТ
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИИ
------ подсистемы ............
Регистратура поликлиники;
Приемное отделение;
Ведение электронных амбулатор ных/
стационарных карт пациентов;
Учет временной нетрудоспособности;
Аптека мед.организации;
Управление коечным фондом;
Управление взаиморасчетами за оказанную
медицинскую помощь;
Кабинет переливания крови;
Запись пациентов на прием;
Статистика;
Клинико-диагностическая лаборатория; Цифровые изображения (Радиология); Инструментальная диагностика; Патоморфология; Оказание скорой и неотложной медицинской помощи; Диспансерное наблюдение; Периодические медицинские осмотры;
Вакцинопрофилактика; Стоматология;
Льготное лекарственное обеспечение.
Рисунок 1 - Взаимодействие ЕГИСЗ с медицинскими информационными системами регионов
Следовательно, в ЕГИСЗ и взаимодействующих с ней медицинских информационных системах регионов реализуются все элементы и свойства информационного пространства [4, 5], а специфичность сведений, размещаемых в системе, приведенный в Положении о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения [б], перечень поставщиков и пользователей системы, информаци-
онных систем, с которыми взаимодействует система для обмена информацией, позволяет определить ее как единое информационное медико-социальное пространство {ЕИМСП}. То есть, ЕИМСП представляет собой совокупность федеральных, региональных медицинских информационных систем, медицинских информационных систем медицинских организаций, в том числе и негосударственной формы собственности, информационных систем организаций социального страхования, функционирующих на основе единых принципов и технологий их эксплуатации, обеспечивающих информационное взаимодействие органов власти, организаций, граждан.
Важное значение для выявления сущности ЕИМСП имеют сформулированные принципы, которые отражают главные особенности его формирования, развития, эксплуатации (табл. 1).
Использование единого информационного медико-соци-ального пространства в разных системах взаимодействия (медицинская организация -пациент, медицинская организация - медицинская организация, медицинская организация - другая организация сферы медицинских услуг, медицинская организация - фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, медицинская организация - региональное министерство здравоохранения) позволит обеспечить:
- эффективную коммуникацию пациента и медицинской организации, организации, оказывающей услуги в сфере здравоохранения (запись на прием к врачу, электронный рецепт, получение справок, вызов врача};
- постоянный доступ гражданам к медицинским услугам за счет удалённого мониторинга физиологических функций организма, преемственность в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;
Гзблица 1 - Принципы функционирования единого информационного медико-социального пространства
Принцип Сущность принципа
Законность ЕИМСП создается и функционирует на основе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов, статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами организациями, государственными органами, органами местного самоуправления
Функциональность ЕИМСП должна обеспечивать выполнение всего спектра задач, которые ставят перед ней ее пользователи
Технологическая независимость ЕИМСП создается и функционирует на основе технологически независимого программного обеспечения и сервиса, которые могут быть использованы на всей территории Российской Федерации, обеспечены гарантийной и технической поддержкой российских организаций, не имеют принудительного обновления и управления из-за рубежа
Безопасность ЕИМСП должно обеспечивать защиту информации, программно-технических средств в соответствии с требованиями законодательства к обеспечению информационной безопасности
Ограниченность доступа Доступ к информации, содержащейся в ЕИМСП, предоставляется исключительно пользователям системы, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации. аутентификации и авторизации
Ответственность Поставщики информации в ЕИМСП несут ответственность за достоверность, полноту и актуальность предоставленных в своих информационных подсистемах сведений
И н те ро пера бе л ьность Подсистемы пространства работают по независимым алгоритмам, не имеют единой точки управления, способны к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмене; все управление определяется единым набором стандартов - профилем инте-ро п е рабельност и
Стандартизация Разработка и использование всеми пользователями ЕИМСП единых стандартов в сфере здравоохранения, информационных систем, документированной информации
Единство информации Информация в ЕИМСП вносится только одним поставщиком в зависимости от его полномочий
Преемственность Рациональное использование при развитии ЕИМСП существующих информационных ресурсов, средств телекоммуникации, научно-методического задела в реализации информационных технологий, систем стандартизации
Всеобщность Полный и непрерывный охват всех процессов, связанных с медицинским и социальным обслуживанием граждан, информационного обеспечения и взаимодействия поставщиков, пользователей ЕИМСП
Устойчивость Сохранение работоспособности ЕИМСП и создание резервных копий информации в случае неисправности какой-либо подсистемы
- сотрудничество врача и пациента, превращение пациента из субъекта лечения в объект лечебного процесса за счет его постоянного информирования о диспансеризации, профилактических осмотрах, ведении здорового образа жизни, результатах лечения и реабилитации;
- реализацию прав пациентов на получение информации о состоянии своего здоровья в доступной форме, в том числе сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагноза, методах лечения, прогнозе, рисках, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах
проведенного лечения посредством получения информации в личном кабинете, электронных документов;
- эффективное принятие врачебных и управленческих решений на основе применения интеллектуальных систем поддержки принятия решений (например, системы распознавания патологии по изображениям в медицине, системы помощи принятия решения при постановке диагнозов, системы поддержки выбора методов фармакотерапии);
- управление потоками пациентов как по ли-; нии обязательного, так и по линии добровольного медицинского страхования;
- своевременное выявление нарушений при оказании медицинских услуг, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата;
-организациюи координацию деятельности медицинских организаций, эффективное управление ресурсами.
Однако формирование ЕИМСП, способного обеспечить полной, достоверной и качественной информацией, очное и дистанционное взаимодействие всех его пользователей длительный и сложный процесс. На сегодняшний день остаются нерешенными ряд проблем:
- информационные системы медицинских организаций, лабораторий, фармацевтических организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, региональных министерств здравоохранения и других государстеенных органов га частую имеют ограниченную функциональность, не интегрированы или слабо интегрированы между собой, что не позволяет в оперативном режиме осуществлять маршрутизацию пациентов,
05
т—I
о си
-О о. ш
СС
ь-X ш о
аГ го
го
^к:
ё
343
s
UJ
S ^
О UJ
Z
О X
о
rt
■X
■X *
344
управлять ресурсами, контролировать качество медицинских услуг, обеспечивать своевременный обмен данными (персоницифици-рованные данные о пациенте, электронная медицинская карта, лабораторно-диагностические исследования и т.д.);
- имеются серьезные недоработки 8 законодательстве, регулирующемтелемедицинские услуги - отсутствуют национальные клинические рекомендации по телемедицине, не определены, ответственность врача и порядок оплаты его работы, авторизация пациентов и др.;
- не достаточно развиты технологии персонального дистанционного мониторинга здоровья (интернет медицинских вещей), не отработаны формат и стандарты клинического обмена данными;
- низкая цифровая медико-санитарная грамотность среди работников медицинских организаций и населения, недостаточная производительность внутренних сетей медицинских организаций и скорость Интернет-соедине-ния, что не позволяет в полной мере использовать медицинские информационные системы.
Таким образом, реализация всех задач по формированию и эксплуатации единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, создание качественных региональных медицинских информационных систем и информационных систем медицинских организаций с интеграцией в ЕГИСЗ обеспечит полноценное функционирование единого информационного медико-социального пространства. В этих условиях ЕИМСП будет
играть главенствующую роль по информационному взаимодействию всех участников рынка медицинских услуг.
Примечания:
1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ф3 ■■ [Электронный ресурс]. Режим доступа: h ftp://www.consuI tant.ru/cons/cgi/ online (дата обращения 05.08.19).
2. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональной медицинской информационной системы (РМИС), утверждены Министром здравоохранения РФ 23.03.16 [Электронный ресурс]. Режим дос тупа: http://portal.egisz.ros m inzdrav.ru/mate rials/391 (дата обращения 05.08.19)
3. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских органи заций (МИС МО), утверждены Министерством здравоохранения РФ 01. 02. 2016 г, - [Электронный ресурс] - Режим доступа; http://www.gara nt.ru/products/ipo/prime/doc/ 71238346/#reviewCqaTa обращения 05.08.19)
4. О Концепций научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере, решение Экономического совета СНГ от 13.03. 2009 г. -[Электронный ресурс]. ■- Режим доступа: http:// base.garant.ru/2568289/ (дата обращения 07.08.19)
5. Д.зялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. - М. : Московский центр Карнеги , 2009.
6. Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обра щения07.08.19)
TRENDS AND PERSPECTIVES OF MUSEUMS IN THE RUSSIAN FEDERA TION ('ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)
Polyakova frina Leonidovna, PhD of Economics, Associate Professor Kholodilina Yuliya Evgenyevna, PhD of Economics, Associate Professor
Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg
The subjects of the study are the modern tendencies in the development of Museum activities in Russia and prospects of museums in the tourist-excursion activities in the regions. Prospects of development of tourist excursion activities in museums, allowing the popularization of Museum collections among a wider range of visitors and to attract additional sources of funding for Museum activities. A review of the development of Museum activities in the Russian Federation. The description of museums of the Orenburg region, dedicated modem tools of development of Museum activities in the region. Presented in the article features of activity of museums in the regions may be useful for representatives of tourist business community, museums, regional and municipal authorities, as well as for researchers studying the museums activities with the organizational and economic aspects,
Keywords: museum, museum activities, tourism and excursion activity.