Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ "ГЕОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАНИЯ"'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ "ГЕОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
887
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРЕНД РЕГИОНОВ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / ТОВАР / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / BRAND OF REGIONS / GEOGRAPHICAL INDICATION / OBJECTS OF INTELLECTUAL RIGHTS / APPELLATION OF PRODUCT ORIGIN / PRODUCT / COMMERCIAL DESIGNATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шереметьева Наталья Владимировна

В статье рассматривается новый объект интеллектуальных прав - «географическое указание», как средство индивидуализации товара. Автором рассмотрена значимость «географического указания» для развития регионов. Определены предпосылки возникновения идеи правой охраны географического указания, в том числе международно-правового характера. Приведено отличие «географического указания» от «наименования места происхождения товара». Также проанализированы основные положения главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF "GEOGRAPHICAL INDICATION"

In the article considers a new object of intellectual property - “geographical indication”, as a means of individualization of product. The author considered the significance of the “geographical indication” for the development of the regions. It identified the prerequisites for the emergence of the idea of right protection of geographical indication, including of an international-legal character. It given the difference between “geographical indication” and “appellation of product origin”. It also analyzes the main provisions of Chapter 76 of the Civil Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ "ГЕОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАНИЯ"»

12. Federal'nyj zakon ot 27.12.2019 №2 507-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 20 Federal'nogo zakona «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti» i Federal'nyj zakon «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» v chasti razvitiya instrumentov finansovogo rynka» // SZ RF. 2019. № 52 (chast' I). st. 7825.

13. Klement'ev A.P. Vybor prava v transgranichnom likvidacionnom nettinge // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2019. №2 2. S. 228.

МАТЫЦИН ДЕНИС ЕВГЕНЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института права кафедры предпринимательского права, арбитражного и гражданского процесса Волгоградского государственного университета. MATYTSIN, DENIS E. - Ph.D. in Economics, Research fellow at the Institute of law of the Department of business law, arbitration and civil procedure, Volgograd State University (dmatytsin@ya.ru), ORCID: 0000-0002-4038-4032.

УДК 347.772:346.544.4

ШЕРЕМЕТЬЕВА Н.В. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ «ГЕОГРАФИЧЕСКОГО УКАЗАНИЯ»

Ключевые слова: бренд регионов, географическое указание, объекты интеллектуальных прав, наименование места происхождения товара, товар, коммерческое обозначение.

В статье рассматривается новый объект интеллектуальных прав - «географическое указание», как средство индивидуализации товара. Автором рассмотрена значимость «географического указания» для развития регионов. Определены предпосылки возникновения идеи правой охраны географического указания, в том числе международно-правового характера. Приведено отличие «географического указания» от «наименования места происхождения товара». Также проанализированы основные положения главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации.

SHEREMETEVA, N.V.

LEGAL REGIME OF «GEOGRAPHICAL INDICATION»

Keywords: brand of regions, geographical indication, objects of intellectual rights, appellation of product origin, product, commercial designation.

In the article considers a new object of intellectual property - "geographical indication", as a means of individualization of product. The author considered the significance of the "geographical indication" for the development of the regions. It identified the prerequisites for the emergence of the idea of right protection of geographical indication, including of an international-legal character. It given the difference between "geographical indication" and "appellation of product origin". It also analyzes the main provisions of Chapter 76 of the Civil Code of the Russian Federation.

Двенадцать лет исполнилось с момента вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, определившей исчерпывающий перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров, работ, услуг, юридических лиц и предприятий.

Вместе с тем, международное развитие рынков товаров, услуг и торговый оборот приводит к необходимости эффективной индивидуализации услуг, товаров. Одним из правовых механизмов защиты услуг и товаров, их производителей, сохранения репутации регионов является географическое указание и наименование места происхождения товаров. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию возложило на Россию определенные обязательства, в том числе по совершенствованию законодательства в части обязательств по охране «географического указания». Понятие «географические указания» - одно из наиболее специфичных и малоисследованных в научной среде объектов интеллектуальной собственности.

Как таковой, термин «географическое указание» появился относительно недавно в практике Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС), которая впервые стала использовать его в качестве названия предмета нового договора. Отметим, что работа над этим договором велась в данной организации еще с 70-х годах XX века. В соответствии с изначальной концепцией ВОИС, термин «географическое указание» должен был применяться в самом широком смысле, тем самым предполагалось, что он охватит все наименования и обозначения, которые могли бы дать четкое представление о месте географического происхождения товара. При этом, такие элементы как «особые качества товара с природными или человеческими факторами конкретного места его происхождения или же данное географическое название всего лишь указывает на место, где конкретный товар был произведен» не должны были влиять на привязку к конкретному географическому наименованию. Тем не менее, столь широкая концепция в совокупности с охватом различных ситуаций не позволило применить единый термин «географическое указание» при лаконичном формулировании единой идеи данного феномена в конкретном правовом определении, принятом в каком-либо международном соглашении [1].

27 июля 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 26.07.2019 ,№230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 231 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которым в Гражданский кодекс Российской Федерации вводится новый самостоятельный объект интеллектуальных прав - «географическое указание». Принятие вышеуказанного Федерального закона в облеченной форме позволит производителям получить право на использование средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории [2].

Особо хотелось бы отметить, что инициаторами законопроекта № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 1 и 231 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» были члены Совета Федерации Матвиенко В.И., Умаханов И.М., Драгункина З.Ф., Гумерова Л.С., Фабричный С.Ю. и депутат Государственной Думы Крашенинников П.В.

Принятый закон закрепляет новую редакцию параграфа 3 главы 76 части четвертой ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара - «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями, заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

Законодательная цель создания объекта интеллектуальных прав «географическое указание» - это регистрация обозначений товаров, обладающих определенными свойствами и репутацией, которые, в силу определенных обстоятельств, не могут быть отнесены к категории «наименования места происхождения товара» (далее - НМПТ) [3].

Понятие наименование места происхождения товара - это уже существующее в законодательстве обозначение, применяемое к товару, который производится в определенном месте и ассоциируется с его уникальностью.

Главное отличие географического указания от наименования места происхождения товара - упрощенная регистрация и требования. В случае с новой законодательной инициативой, для соблюдения «географического указания» необходимо, чтобы она из стадий технологического производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, осуществлялась на указанной территории региона.

Законодатель определил требования к производителям при регистрации наименования места происхождения товара. Так, производитель должен соответствовать определенным требованиям, в том числе производить товар, имеющий особые подтвержденные свойства, а также производить его на территории, которая позволяет получать эти самые уникальные свойства.

Согласно принятому Федеральному закону, «географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик».

В качестве географического указания, можно регистрировать определенные региональные бренды. К примеру, это могут быть камчатский краб, дальневосточная корюшка, якутские алмазы, птичка приморская и т.д.

Законодатель определил, что регистрацию географического указания, будет реализовывать Роспатент по итогам рассмотрения поданных заявок. При этом институт «географическое указание» будет действовать в течении десяти лет. Новый институт права интеллектуальной собственности «географическое указание» будет охраняться в течении всего времени существования возможности производить товар, который отвечает определенным требования.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется особое, исключительное право на его использования, при условии соблюдения всех требований к

географическому указанию. Следует обратить внимание, что лицами, зарегистрировавшим географическое указание могут быть как физические лица, так и юридические, а также различные ассоциации.

Географическое указание охраняется в течение всего времени, на протяжении которого производится товар, отвечающий требованиям, относящимся к данной категории. Законодателем установлен срок - 10 лет, по истечении которого необходимо совершить заявку на продление патента на географическое указание. Также стоит отметить, то действие патента может быть завершено досрочно, при выявлении какого-либо несоблюдения требований к географическому указанию и товару [4].

Отметим также, что в юридической литературе также распространено мнение, отрицающее необходимость и целесообразность внедрения в законодательство положений о защите и охране географического указания по причине схожести данного института с институтом наименования места происхождения. Так, например, в соответствии с позицией А. В. Степановой, Н.В. Котельникова и К.В. Лиджеевой, выделение охраны географического наименования в самостоятельных институт, охраняемый гражданским законодательством, является ошибочным. Исследователь аргументирует тем, что «географическое указание - это указание на то, что данный продукт происходит из определенного региона. Например, «Сделано в России», а в то время как наименование места происхождения — это более точное географическое указание. Наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используется для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами» [5].

В свою очередь, отметим, что географическое указание является самостоятельным средством индивидуализации, способное идентифицировать какой-либо товар либо услугу как происходящую из определенной местности, региона или страны. Следовательно, признание и охрана географических указаний на национальном уровне не только выполняет функцию информирования потенциального потребителя о регионе происхождения товара или услуг, но также позволяет обезопасить как потребителя от возможного мошенничества, связанного с географическим указанием, так и защищает бизнес, повышая его узнаваемость и уникальность.

Следует также отметить, что в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях проведена достаточно четкая линия между НМПТ и географическим указанием. В частности, в случае с НМПТ «такая связь должна устанавливаться через влияние географической среды, включая природные и человеческие факторы, на качество или особенности товара», когда географические указания применяются «в случае наличия связи качества, репутации или иной особенности товара с его географическим происхождением» [6]. Иными словами, принципиальное отличие между этими двумя институтами заключается в прочности связи места происхождения товара.

Отметим также, что НМПТ часто признают одним из наиболее «малочисленных с точки зрения количества зарегистрированных объектов и малоисследованных в научной среде объектов интеллектуальной собственности» [7]

Введение в российское законодательство правовой охраны географических указаний предоставляет возможность обеспечить международные обязательства Российской Федерации, расширить возможности охраны указаний на географические объекты, в которых производятся оригинальные товары, а также обеспечить развитие брендирования регионов, которое охватывает комплекс мер правового, организационного, рекламного характера, учитывая непростые экономические реалии страны.

Таким образом, принятый закон - не только долгожданный для страны, но и имеет большое значение для развития регионов, многие из которых имеют свою историческую, культурную или природную уникальность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.п. Законодательные нововведения предоставляют упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, которые не только уникальны именно своим географическим происхождением, но и имеют определенное историческое значение для регионов.

Можно с уверенность сказать, что законодательные инициативы, закрепляющие такой вид правого режима, как «географическое указание», повысят конкурентоспособность производителей продукции регионов, обладающих особыми свойствами, зависящими от места ее происхождения, в том числе малых и микро-предприятий.

Однако, на мой взгляд, уже сегодня можно с уверенностью сказать, что основное преимущество и коммерческая ценность такого вида интеллектуальной собственности в коммерческой и предпринимательской среде на примере «географического указания» это его отличительная особенность от НМПТ и простота регистрации.

При этом основные функции «географического указания»: отличительная (позволяет выделить товары среди других товаров); стимулирующую (стимулирует, поддерживает качество товара регионального); рекламная («географическое указание» способствует привлечению покупателя); охранительная (недопустимость использования третьими лицами).

Кроме того, на мой взгляд, «географическое указание» должно стать полноценным средством индивидуализации товара и предоставлять его обладателям все способы защиты исключительных прав, включая возможность взыскании компенсации за незаконное использование «географического указания».

Вместе с тем, уже сейчас можно отменить, что законодательные нововведения нового объекта интеллектуальной собственности обусловлено целым рядом проблем в правовом регулировании. В частности, нет федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены выдавать заключение о том, что в границах географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) иным факторами.

Литература и источники

1. Лиджеева К.В. Правовая охрана географических указаний в Российской Федерации // Вестник Калмыкского института гуманитарных исследований РАН. - 2013. - №1. - С. 107.

2. Бабкин С.А. Понятие и содержание исключительных прав // Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под ред. В.А. Белых. М., 2007.

3. Гаврилов Э.П. Как надо защищать наименование мест происхождения товаров и географического указания // Патент и лицензия. Интеллектуальные права. - 2017. - №5.

4. Рузакова О.А., Aабричный С.Ю. Новеллы законодательства об интеллектуальных правах 2017 года и перспективы его развития // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2018. - №3.

5. Степанова А.В., Котельников Н.В., Лиджеева К.В. Интеллектуальные права: вопросы правоприменения. Элиста: НПП «Джангар», 2007.

6. Левдикова Л.Н. Наименование места происхождения товара как средство индивидуализации // Синергия наук. - 2020. - № 47. - С. 418.

7. Рожкова М. Географические указания, наименования места происхождения, указания происхождения — что день грядущий нам готовит? // [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2018/08/10/geograficheskoe_ukazanie_novyj_obekt_ intellektualnyh_pr av#comment_471422

References and Sources

1. Lidzheyeva, K.V. Pravovaya okhrana geograficheskikh ukazaniy v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Kalmykskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN. - 2013. - №1. - S. 107.

2. Babkin, S.A. Ponyatiye i soderzhaniye isklyuchitel'nykh prav // Grazhdanskoye pravo: aktual'nyye problemy teorii i praktiki / pod red. V.A. Belykh. M., 2007.

3. Gavrilov, E.P. Kak nado zashchishchat' naimenovaniye mest proiskhozhdeniya tovarov i geograficheskogo ukazaniya // Patent i litsenziya. Intellektual'nyye prava. - 2017. - №5. 4. Ruzakova, O.A., Aabrichnyy S.Yu. Novelly zakonodatel'stva ob intellektual'nykh pravakh 2017 goda i perspektivy yego razvitiya // Imushchestvennyye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii. - 2018. - №3.

5. Stepanova, A.V., Kotel'nikov N.V., Lidzheyeva K.V. Intellektual'nyye prava: voprosy pravoprimeneniya. Elista: NPP «Dzhangar», 2007.

6. Levdikova, L.N. Naimenovaniye mesta proiskhozhdeniya tovara kak sredstvo individualizatsii // Sinergiya nauk. - 2020. - № 47. - S. 418.

7. Rozhkova, M. Geograficheskiye ukazaniya, naimenovaniya mesta proiskhozhdeniya, ukazaniya proiskhozhdeniya — chto den' gryadushchiy nam gotovit? // [Elektronnyy resurs]. URL: https://zakon.ru/blog/2018/08/10/geograficheskoe_ukazanie_novyj_obekt_intellektualnyh_pr av#comment 471422

ШЕРЕМЕТЬЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - помощник судьи Арбитражного суда Приморского края, аспирант Иркутского института Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (nata-sheremet@mail.ru). SHEREMETEVA, NATALYA V. - assistant judge of the Arbitration Court of the Primorsky Territoty, Ph.D.Student of the Irkutsk Institute All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), senior lecturer at the Department of Civil Law Disciplines of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vladivostok State University of Economics and Service» (nata-sheremet@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.