УДК 347.77
СЕДОВ Петр Денисович,
студент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» e-mail: [email protected]
Научный руководитель: СВИРИДОВА Е.А.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
e-mail: [email protected]
НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье анализируются основные положения правового регулирования географических указаний и наименований мест происхождения товара. Исследуется природа и специфика данных средств индивидуализации, т.к. основная идея географических указаний и наименований мест происхождения товара состоит в защите производителей, которые создают продукты, непосредственно связанные с каким-либо географическим объектом. Определяются основные условия, необходимые для регистрации географических указаний и наименований мест происхождения товара, приводятся основные проблемы, которые могут возникнуть и возникают на практике у предпринимателей.
Автором проанализирован зарубежный и международный опыт правового регулирования использования географических указаний и наименований мест происхождения товара. В частности, рассмотрены некоторые положения законодательства Европейского Союза, стран СНГ и ЕАЭС, а также проанализированы международные соглашения, связанные с регулированием географических указаний и наименований мест происхождения товара.
Так же автором были выдвинуты предположения о дальнейшем пути развития и совершенствовании российского законодательства в отношении охраны средств индивидуализации, содержащих указание на географическое происхождение товаров.
Ключевые слова: географические указания, наименования мест происхождения товара, средства индивидуализации, интеллектуальная собственность, региональные бренды, правовое регулирование, международные соглашения, местный производитель.
SEDOV Peter Denisovich,
student of Department at Financial University under the Government of the Russian Federation
Scientific adviser: SVIRIDOVA E. A.,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation economic activities of Department at Financial University under the Government of the Russian Federation»
NAME OF THE PLACE OF ORIGIN AND GEOGRAPHICAL INDICATION: THE PROBLEM OF CORRELATION
Annotation. This article analyzes the main provisions of legal regulation of geographical indications and appellations of origin. We study the nature and specificity of these means of individualization, because the main idea of geographical indications and names of places of origin is to protect producers who create products directly related to any geographical object. The main conditions necessary for registration of geographical indications and names of places of origin of goods are defined, the main problems that can arise and arise in practice for entrepreneurs are given.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
The author analyzes the foreign and international experience of legal regulation of the use of geographical indications and appellations of origin. In particular, some provisions of the legislation of the European Union, the CIS countries and the EAEU are considered, as well as international agreements related to the regulation of geographical indications and appellations of origin of goods are analyzed.
The author also made assumptions about the further development and improvement of Russian legislation in relation to the protection of means of individualization that contain an indication of the geographical origin of goods.
Key words: geographical indications, appellations of origin, means of individualization, intellectual property, regional brands, legal regulation, international agreements, local manufacturer.
На сегодняшний день вопросы использования наименований мест происхождения товара и географических указаний приобретает все большую актуальность. Это обусловлено заинтересованностью государства в развитии региональных брендов и появлением нового Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 230-Ф3 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»». В связи с чем возникает много разнообразных вопросов, связанных с данными средствами индивидуализации. Сами по себе наименования мест происхождения товара и географические указания представляют собой не только правовой механизм защиты правообладателей, но и мощный экономический инструмент, направленный на развитие национальных экономик. Данные средства индивидуализации неразрывно связаны с определенной географической средой, следовательно, они позволяют повысить престиж национальных производителей, увеличить спрос на различного рода национальные продукты, а также повысить экспорт страны на международный рынок. В частности, в Российской Федерации последнее время все активнее и активнее начинает подниматься тема развития региональных брендов, увеличился интерес со стороны государства, направленный на развитие экономики регионов.
Географические указания (далее - ГУ) и наименования мест происхождения товара (далее -НМПТ) как средства индивидуализации активно используются и развиваются по всему миру. Большое количество стран уже урегулировала НМПТ и ГУ в своих национальных юрисдикциях. Кроме того, географические указания и наименования мест происхождения товара упоминаются в рамках многих международных соглашений, первым из которых принято считать Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности. Здесь следует отметить, что Парижская конвенция не дает четкого понятия географического ука-
зания, более того, в рамках данной Конвенции упомянуты только «указания происхождения» и «наименования мест происхождения», что усложняет терминологическую базу и четкость разделения между «географическим указанием», «наименованием мест происхождения товара» и «указанием происхождения» [1, с. 15].
Следующим международным соглашением, в котором затрагиваются вопросы о географической привязке товаров, является Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указании" происхождения на товарах 1891 г. В данном Соглашении нет четкого разграничения, что же такое географическое указание, однако в нем предусмотрено, что всякое изделие, снабженное ложным или неправильным обозначением, прямо или косвенно указывающим в качестве страны или места происхождения этого изделия какую-либо из стран, к которым применяется настоящее Соглашение, или место, расположенное в какой-либо из этих стран, подлежит аресту при ввозе в каждую из упомянутых стран [3, с. 11].
Одним из базовых международных актов в области географических указаний и НМПТ считается Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации 1958 г. Под «наименованием места происхождения» в рамках данной конвенции понимается географическое наименование страны, района или местности, служащее для обозначения продукта, который происходит из данной страны, района или местности, качество и особенности которого обусловлены исключительно или главным образом географической средой, включая природные и человеческие факторы. На данный момент порядка 30 стран являются участниками данного Соглашения и ратифицировали его у себя.
В продолжение Лиссабонского соглашения в 2015 г. был принят Женевский акт, который позволил осуществлять международную регистрацию НМПТ и ГУ, а также ввел понятие географического указания в данное Соглашение. Согласно ст. 2 Лиссабонского соглашения, географическое указание - любое указание, охраняемое в Договари-вающеися стороне происхождения и являющееся
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
названием географического района или иного указания, известное как указание на такои" район, или содержащее такое название или такое иное указание, которое идентифицирует товар, как происходящий из этого географического раиона, когда определенное качество, репутация или иное свойство товара обусловлены, главным образом, его географическим происхождением [13, с. 175].
Женевский акт предполагает международную регистрацию НМПТ или географических указаний в Международном реестре в случае получения Международным бюро заявки на международную регистрацию соответствующего объекта в надлежащей форме, предусмотренной Инструкцией (ст. 6). Заявка может быть подана не только компетентным органом страны происхождения товара (от имени бенефициаров или физического или юридического лица), но и напрямую бенефициарами или физическими или юридическими лицами, если такой порядок подачи заявок на регистрацию соответствующего объекта предусматривается национальным законодательством государства-участника (п. 3 ст. 5). Таким образом, международная регистрация как НМПТ, так и географических указаний как средств индивидуализации, связанных с местом происхождения товара, представляется расширением международно-правовых основ охраны таких объектов. Актом установлены и гарантии в отношении других прав, в т.ч. прав на зарегистрированные товарные знаки, которые не должны быть ограничены вследствие предоставления охраны НМПТ или географическому указанию [2, с. 14].
Относительно разграничения и основных отличий данных средств индивидуализации следует сказать, что в случае с НМПТ такая связь должна устанавливаться через влияние географической среды, включая природные и человеческие факторы, на качество или особенности товара. А географические указания, в свою очередь, по смыслу Женевского акта, используются в случае наличия связи качества, репутации или иной особенности товара с его географическим происхождением. Ключевое отличие заключается в том, что связь с местом происхождения в случае наименования места происхождения представляется более прочной.
Женевский акт весьма важен для улучшения международной системы правовой охраны НМПТ и географических указаний, в первую очередь в силу того, что в тексте акта происходит раскрытие определений НМПТ и географических указаний, выявляющих их сходство и различие.
Так же хотелось бы выделить Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое было заключено в Маррекеше 15 апреля 1994 г. В данном Согла-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
шении присутствует целый раздел, который посвящен вопросам географических указаний, включая также определение, особенности в отношении вин и крепких спиртных напитков. Соглашение, в первую очередь, интересно тем, что сосредоточено на товарах с особыми качествами, со сложившейся репутацией у потребителя или с другими характеристиками, прямо связанными с местом их географического происхождения. В ст. 22 данного Соглашения закреплено, что географическое указание - это обозначения, которые определяют товар, как происходящий с территории данной страны или региона, или местности на этой территории, при этом особое качество, репутация или другие характеристики товара главным образом определяются его географическим происхождением (в целом совпадает с общим подходом к урегулированию географических указаний).
Согласно ст. 22.1 Соглашения ТРИПС, указание необязательно должно совпадать с географическим местом, чтобы подлежать охране в качестве географического указания. Географическое указание является неким видом обозначения, которое указывает на определенную страну, регион или местность и обладает определенным качеством, репутацией или иными характеристиками, связывающими товар с географическим происхождением, но необязательно носит название географического места: это может быть географическое название или указание, которое не является географическим названием, если указание вызывает ассоциацию с местом происхождения [7, с. 690].
Ближе к российской правовой действительности является соглашение среди стран СНГ и ЕАЭС. Так, согласно Минскому соглашению от 4 июня 1999 г. «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний», под географическими указаниями понимаются обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий сторон или их регионов или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением, а также предусматривается комплекс мер по предупреждению правонарушений и защите нарушенных прав владельцев товарных знаков и географических указаний.
Если же рассматривать национальное регулирование вопросов НМПТ и ГУ в различных странах, то здесь следует рассмотреть как отдельное регулирование стран Евросоюза, так и стран СНГ.
Если говорить про Европейский Союз, то следует отметить следующее:
1) В ЕС существует Регламент Европейского парламента и Совета ЕС от 21 ноября 2012 г. № 1151/2012 «О схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания». Данный документ заменил принятый ранее Регламент от 14 июля 1992 г. № 2081/92 «Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов и продовольственных товаров», а также Регламент от 20 марта 2006 г. № 510/2006 «Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных и пищевых продуктов». В нем даются понятия НМПТ и ГУ, приводятся общие положения регулирования [14, с. 27].
2) Если рассматривать отдельно регулирования европейских стран, то только географические указания охраняются в Румынии в соответствии с Законом о товарных знаках и географических указаниях 1998 г. № 84. Примечательно, что наряду с географическим указанием, определение которого в принципе совпадает со ст. 22 Соглашения ТРИПС, правовая охрана распространяется и на сертификационный знак.
В большинстве европейских стран действует смешанная система, когда в одном нормативном правовом акте предусмотрена правовая охрана как географических указаний, так и наименований мест происхождения. Так, в Чешской Республике действует Закон от 29 ноября 2001 г. № 452/2001 об охране наименований мест происхождения и географических указаний и изменений Закона об охране прав потребителей. Оба объекта основаны на регистрационной системе, их определения сходны с определениями, предусмотренными нормативными правовыми актами ЕС. Например, географическое указание определяется только через название (т.е. словесное обозначение) территории, используемой для идентификации товаров, что исключает представление географического указания в виде изобразительного символа, присущее классическому определению данного объекта интеллектуальной собственности [4, с. 55].
В Венгрии принят Закон 1997 г. № XI об охране товарных знаков и географических указаний. Согласно ст. 103 данного Закона, географическим указаниям и наименованиям мест происхождения, которые используются в торговом обороте для идентификации географического происхождения продуктов, предоставляется охрана в качестве географических указаний.
Географические указания и наименования мест происхождения, определения понятий которых соответствуют праву ЕС, подлежат охране на основе регистрации этих объектов интеллектуальной собственности.
Сходный прием юридической техники использован в Кодексе интеллектуальной собственности Франции 1992 г. в редакции 2015 г.: название разд. II т. VII ч. 2 Кодекса - «Географические указания», однако в этом же разделе урегулированы и наименования мест происхождения, причем со ссылкой на определение этого объекта, которое содержится в ст. L115-1 Кодекса прав потребителя.
При этом географические указания относятся только к промышленным и ремесленным изделиям. Так, в ст. L721-2 Кодекса предусмотрено, что географическим указанием является обозначение географической зоны или определенной местности, служащей для обозначения продукта иного, чем сельскохозяйственный, лесной, пищевой или морской продукт. Иными словами, прослеживается тенденция к отходу от традиционного для Европы применения наименований мест происхождения и географических указаний только в отношении сельскохозяйственных продуктов и пищевых продуктов [5, с. 37].
Формальный подход к включению географических указаний в сферу правовой охраны продемонстрирован в Кодексе промышленной собственности Италии от 10 февраля 2005 г., разд. II которого озаглавлен «Географические указания». Однако в ст. 29 Кодекса, в которой речь идет о предмете охраны, по сути, дается определение наименования места происхождения, хотя здесь же упоминаются и географические указания: предоставляется охрана географическим указаниям и наименованиям мест происхождения, идентифицирующим страну, регион или местность, которые приняты для обозначения продукта, происходящего с этого места и качество, репутация или свойства которого исключительно или главным образом определяются географической средой, включая сюда природные и людские факторы и традиции.
Законодательство Греции можно отнести к традиционному для Европы правовому регулированию географических указаний и наименований мест происхождения, которое пока что не претерпело никаких изменений. Так, в Президентских декретах от 16 марта 1993 г. № 81 «Условия, сроки и процедура определения наименований мест происхождения для сельскохозяйственных продуктов» и от 9 марта 1993 г. № 61 «Условия и процедура признания наименования мест происхождения для оливкового масла» речь идет об охраняемых наименованиях мест происхождения (PDO) и охраняемых географических указаниях
Если рассматривать страны СНГ и бывшего СССР, то здесь следует отметить, что там тоже
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
нет общей концепции данных средств индивидуализации.
Так, к примеру, особенность Закона Туркменистана заключается в том, что в нем приведены два определения охраняемого объекта: краткое в ст. 1 («Наименование места происхождения товара - обозначение географического объекта, с которым связаны особые свойства товаров») и развернутое, классического типа в ст. 31 («К наименованию места происхождения товара относится обозначение современного или исторического наименования страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования, используемое в отношении товара, особые свойства и известность которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами»).
При этом следует иметь в виду, что государства - члены ВТО (Казахстан, Кыргызстан, Россия) обязаны ввести у себя в той или иной форме правовую охрану географических указаний.
В Азербайджане предусмотрена правовая охрана только географических указаний. Согласно ст. 1 Закона Азербайджанской Республики от 12 июня 1998 г. «О товарных знаках и географических указаниях», географическим указанием признается обозначение, устанавливающее связи происхождения товара с государством, регионом, территорией или местом на определенной территории (с географическим объектом) и в то же время отражающее особое качество, известность и другие качества этого товара в основном в связи с географическим происхождением.
В Армении, Беларуси и Таджикистане приняты законы о географических указаниях, однако ни один из них не относится только к географическим указаниям.
Так, Закон Республики Армения от 22 мая 2010 г. № ЗР-60 «О географических указаниях» регулирует отношения, связанные с регистрацией, правовой охраной и использованием географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированного традиционного продукта. Понятия географических указаний и наименований мест происхождения в данном Законе сходны с соответствующими понятиями, закрепленными в Регламенте ЕС от 20 марта 2006 г. № 510/2006 (впоследствии заменен Регламентом № 1151/2012). Под гарантированным традиционным продуктом понимается сельскохозяйственный или пищевой продукт, специфичность которого признана и который зарегистрирован согласно настоящему Закону.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-3 «О географических указаниях» посвящен трем объектам: собственно географическим указаниям, наименованиям мест происхождения товаров и указаниям происхождения товаров.
Теперь хотелось бы вернуться к российской правовой действительности, в частности, рассмотреть недавно принятый Закон № 230-ФЗ, который вводит в ГК РФ новый термин «географическое указание» и улучшает регулирования НМПТ.
Согласно данному Закону, географическое указание - это обозначение, используемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом своего происхождения. ГУ предоставляется правовая охрана при условии, что на территории соответствующего географического объекта осуществляется хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик (п. 1 ст. 1516 ГК РФ в новой ред.).
ГУ обычно используются в отношении сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков, ремесленных и промышленных изделий. Право на ГУ позволяет его обладателям препятствовать использованию указания третьими сторонами, чьи продукты не отвечают применимым стандартам [8, с. 50].
Представляется необходимым кратко остановиться на сходстве и отличиях в правовых режимах ГУ и НМПТ. Сходства ГУ и НМПТ:
- наличие связи обозначения с территорией определенного географического объекта;
- возможность предоставления исключительного права на уже зарегистрированное обозначение любому лицу, выполняющему соответствующие требования;
- закрепление права на подачу заявки на регистрацию обозначения за одним или несколькими гражданами, юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц;
- недопустимость распоряжения исключительным правом, в т.ч. путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования НМПТ или географического указания, а также перехода исключительного права без заключения договора;
- действие исключительного права в течение 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию с возможностью продления;
- особая маркировка (по образцу стран, в которых существует аналогичная практика охраны ГУ или НМПТ).
Законом уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию ГУ или НМПТ (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот - не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком [6, с. 116].
В качестве ГУ или НМПТ нельзя зарегистрировать обозначение, которое (п. 2 ст. 1516 ГК РФ): - вошло во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом производства;
Таблица 1 / Table 1
Различия между ГУ и НМПТ/ Difference between geographical indications and designations of origin
ГУ/ geographical indications НМПТ/ designations of origin
Любое обозначение (словесное, изобразительное, эмблема, маркировка), которое должно связывать товар и регион происхождения (географический субъект) Словесное обозначение, оно обязательно включает наименование географического (территориального) субъекта, который стал широко известен благодаря товару, а его природные или людские характеристики обусловливают особые свойства продукции
Достаточно одной стадии изготовления товара в пределах указанной территории. Например, сбора лечебных трав, тогда как их обработка и упаковка могут проводиться на территории другого региона, где есть соответствующие производственные мощности Весь цикл производства товара должен находиться в пределах территориального субъекта, фигурирующего в НМПТ
Наличие особых свойств подтверждать не нужно. Такие товары должны обладать качеством, репутацией или иными характеристиками, достаточными для того, чтобы у потребителей возникала конкретная ассоциация в отношении товара, происходящего с определенной территории. Например, товар, произведенный по традиционной технологии данного региона (осетинские пироги) Требуется заключение о наличии в товаре особых свойств, который отличает его от других товаров. Заключение выдается профильными федеральными органами исполнительной власти (Минздравом, Минпромторгом, Минсельхозом, Росалкогольрегулиро-ванием - в зависимости от типа товара)
Для регистрации ГУ заявитель самостоятельно предоставляет сведения, подтверждающие определенные качества продукции, показатели, репутацию или другие характеристики продукции, которые зависят от места происхождения. Право на проведение экспертизы для присвоения товарам этого обозначения планируется передать региональным властям Для положительного решения по предоставлению свидетельства на НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается товар со специфическими характеристиками. Это является основным препятствием для массовой регистрации обозначений, связывающих продукцию и место ее происхождения
Источник / Source: составлено автором / compiled by the author.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
- зарегистрировано в качестве географического указания или НМПТ в отношении товара того же вида;
- тождественно или сходно с товарным знаком с более ранним приоритетом, что может ввести в заблуждение потребителя;
- представляет собой сорт растения или породу животного, что может ввести в заблуждение потребителя;
- может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
- заявлено в отношении товара, который не соответствует требованиям закона.
Нововведением закреплены порядок государственной регистрации ГУ, его использования (определены случаи незаконного использования), прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него.
Зарегистрировать ГУ смогут: один или несколько граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения. Процедура создания и деятельность таких объединений не должны противоречить законодательству страны происхождения товара. Охрана может быть испрошена группой производителей продукта, идентифицируемого географическим указанием [9, с. 4]. Производители могут быть организованы в объединение, например, кооператив или ассоциацию, которое представляет их и следит за тем, чтобы продукт удовлетворял определенным согласованным или применяемым ими требованиям.
Предполагается, что регистрировать ГУ, в первую очередь, будут объединения, в состав которых могут входить не только производители товара, но и производители сырья, упаковщики, дистрибьюторы и т.д. Порядок контроля использования ГУ будет осуществляться самими объединениями или ассоциациями, подающими заявку на регистрацию ГУ. Такие объединения будут иметь право лишать производителей продукции, утратившей заявленные характеристики, возможности использовать ГУ для идентификации своей продукции. Лицам же, зарегистрировавшим ГУ, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований [11, с. 61].
Для обозначения своих прав на ГУ или НМПТ правообладатели смогут использовать, в том числе специальные эмблемы, которые утвердит Роспатент. Владельцы смогут размещать защищенное ГУ на товарах, этикетках, упаковках, а также на бланках, счетах и другой документации. Кроме того, это будет иметь силу для объявлений о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в СМИ. Не допускается использование зарегистрированного ГУ:
1) лицами, не обладающими право его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание, используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п.;
2) правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
либо произведенного за пределами границ географического объекта;
3) использование сходного с зарегистрированным ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести в заблуждение потребителей относительно места происхождения товара или его характеристик.
ГУ признается и охраняется в силу его государственной регистрации. Для регистрации ГУ нужно подать заявку в Роспатент. В ней нужно указать: товар; его характеристики; описание способа производства; другие данные. К заявке необходимо приложить документы, подтверждающие всю приведенную в ней информацию и что заявитель производит данный товар.
Регистрацию будет осуществлять Роспатент. Исключительное право на этот объект удостоверяется свидетельством. ГУ охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям [10, с. 58]. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя при условии, что производимый товар по-прежнему обладает соответствующими характеристиками. Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара.
Изменения отдельных особенностей правового режима наименований места происхождения товаров включают в себя следующее: требование в отношении наименований места происхождения товаров об осуществлении всех стадий производства товара на территории соответствующего географического объекта; введение возможности подачи заявки на регистрацию наименований места происхождения товаров одновременно несколькими лицами. На практике нередко особые свойства товара обусловлены деятельностью нескольких лиц, в т.ч. тех, кто создает необходимые материалы, добывает сырье, обеспечивает хранение товара, а не только тех, кто осуществляет непосредственно его создание. При этом расширяются возможности в предоставлении заключения. Так, если уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере производства товара отсутствует, то к заявке на регистрацию наименования места происхождении товара прилагается заключение органа (организации), уполномоченного высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данный географический объект [15, с. 102].
Значение региональных органов применительно к географическим указаниями и наименованиям места происхождения товаров будет неуклонно расти. Это связано с тем, что особые требования к стадиям производства, качеству, репутации, известности, особым свойствам или другим характеристикам товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места происхождения товара, могут устанавливаться не только федеральными нормативными правовыми актами, но и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся соответствующие географические объекты (проектируемая норма п. 1 ст. 1516 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем возможность возникновения такого объекта, как географическое указание, или наименование места происхождения товара, не должно зависеть от правового регулирования субъектов Российской Федерации.
В целом введение правового регулирования географических указаний в ГК РФ - весьма важный шаг с точки зрении перспектив развития регионов России и развития гражданского законодательства. Однако возникают проблемные вопросы, связанные с введение данного института, а именно: не отпадет ли надобность в НМПТ после введение ГУ, и будут ли производители регистрировать НМПТ? На данные вопросы сможет ответить только практика после введения закона, однако уже сейчас многие производители проявили интерес к данному закону и видят в этом возможность развития продукта.
Список литературы:
[1] Аветисян Г.Г. Наименование места происхождения товара как объект гражданских прав // Эпомен. - 2018. - № 22. - С. 13-19.
[2] Богустов А.А. Проблемы соотношения права ЕАЭС и международных соглашений универсального характера по вопросам охраны географических указаний // Современные проблемы права, экономики и управления. - 2018. - № 2. -С. 11-16.
[3] Гаврилов Э.П. Как надо защищать наименования мест происхождения товаров и географические указания // Патенты и лицензии. - 2017. - № 5. - С. 9-14.
[4] Еременко В.И. Наименования мест происхождения и географические указания: международно-правовой аспект // Законодательство и экономика. - 2016. - № 8. - С. 53-61.
[5] Ламбина В.С. Некоторые вопросы, связанные с использованием географических назва-
ний в обозначениях, регистрируемых в качестве товарных знаков // Юрид. наука. - 2019. - № 4. - С. 35-40.
[6] Лачин А.А., Лачина Е.А. Географическое указание как новый вид интеллектуальных прав в гражданском законодательстве // Ученые записки. - 2018. - № 3. - С. 116-118.
[7] Рузакова О.А., Гринь Е.С. Вопросы развития правового регулирования отношений, объектом которых выступают географические указания // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. - 2018. -№ 42. - C. 685-699. DOI: 10.17072/1995-41902018-42-685-699.
[8] Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Региональные бренды России: основные направления развития // Патенты и лицензии. - 2017. - № 5. - С. 46-53.
[9] Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Географическое указание: взгляд законодателя // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. -2018. - № 11. - С. 2-7.
[10] Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав // Имущественные отношения в РФ. - 2018. - № 12 (207). - C. 53-60. DOI: 10.24411/2072-4098-2018-10126.
[11] Фёдорова Н. Новый правовой институт «географические указания»: в чем отличия от наименований мест происхождения товаров // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2019. - № 9. - С. 59-63.
[12] Фомина Л. Шанс региональных брендов. Географическое указание - новый объект интеллектуальных прав // Финансовая газета. - 2019. -№ 34.- С. 5-7.
[13] Шахназарова Э.А. Особенности международно-правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний в свете принятия Женевского акта Лиссабонского соглашения 20 мая 2015 г. // Журнал росс. права. - 2016. - № 11 (239). - С. 171-180.
[14] Шугурова И.В. — Унификация правового регулирования в сфере охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в Европейском Союзе // Международное право. - 2019. - № 3. - С. 23 - 40. DOI: 10.25136/26445514.2019.3.30390.
[15] Щербачева Л.В. Правомочие использования исключительного права на наименование места происхождения товара // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 3. - C. 101-104.
Spisok literatury:
[1] Avetisyan G.G. Naimenovanie mesta proiskhozhdeniya tovara kak ob»ekt grazhdanskih prav // Epomen. - 2018. - № 22. - S. 13-19.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019
[2] Bogustov A.A. Problemy sootnosheniya prava EAES i mezhdunarodnyh soglashenij universal'nogo haraktera po voprosam ohrany geograficheskih ukazanij // Sovremennye problemy prava, ekonomiki i upravleniya. - 2018. - № 2. - S. 11-16.
[3] Gavrilov E.P. Kak nado zashchishchat' naimenovaniya mest proiskhozhdeniya tovarov i geograficheskie ukazaniya // Patenty i licenzii. - 2017.
- № 5. - S. 9-14.
[4] Eremenko V.I. Naimenovaniya mest proiskhozhdeniya i geograficheskie ukazaniya: mezhdunarodno-pravovoj aspekt // Zakonodatel'stvo i ekonomika. - 2016. - № 8. - S. 53-61.
[5] Lambina V.S. Nekotorye voprosy, svyazannye s ispol'zovaniem geograficheskih nazvanij v oboznacheniyah, registriruemyh v kachestve tovarnyh znakov // Yurid. nauka. - 2019.
- № 4. - S. 35-40.
[6] Lachin A.A., Lachina E.A. Geograficheskoe ukazanie kak novyj vid intellektual'nyh prav v grazhdanskom zakonodatel'stve // Uchenye zapiski.
- 2018. - № 3. - S. 116-118.
[7] Ruzakova O.A., Grin' E.S. Voprosy razvitiya pravovogo regulirovaniya otnoshenij, ob»ektom kotoryh vystupayut geograficheskie ukazaniya // Vestnik Permskogo un-ta. Yurid. nauki. - 2018. - № 42. - C. 685-699. DOI: 10.17072/1995-4190-201842-685-699.
[8] Fabrichnyj S.Yu., Ruzakova O.A. Regional'nye brendy Rossii: osnovnye napravleniya razvitiya // Patenty i licenzii. - 2017. - № 5. - S. 46-53.
[9] Fabrichnyj S.Yu., Ruzakova O.A. Geograficheskoe ukazanie: vzglyad zakonodatelya //
Patenty i licenzii. Intellektual'nye prava. - 2018. - № 11. - S. 2-7.
[10] Fabrichnyj S.Yu., Ruzakova O.A. Novelly o geograficheskih ukazaniyah kak ob»ektah intellektual'nyh prav // Imushchestvennye otnosheniya v RF. - 2018. - № 12 (207). - C. 53-60. DOI: 10.24411/2072-4098-2018-10126.
[11] Fyodorova N. Novyj pravovoj institut «geograficheskie ukazaniya»: v chem otlichiya ot naimenovanij mest proiskhozhdeniya tovarov // Intellektual'naya sobstvennost'. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. - 2019. - № 9. - S. 59-63.
[12] Fomina L. Shans regional'nyh brendov. Geograficheskoe ukazanie - novyj ob»ekt intellektual'nyh prav // Finansovaya gazeta. - 2019. -№ 34. - S. 5-7.
[13] Shahnazarova E.A. Osobennosti mezhdunarodno-pravovoj ohrany naimenovanij mest proiskhozhdeniya tovarov i geograficheskih ukazanij v svete prinyatiya Zhenevskogo akta Lissabonskogo soglasheniya 20 maya 2015 g. // Zhurnal ross. prava. - 2016. - № 11 (239). - S. 171-180.
[14] Shugurova I.V. — Unifikaciya pravovogo regulirovaniya v sfere ohrany geograficheskih ukazanij i naimenovanij mest proiskhozhdeniya tovarov v Evropejskom Soyuze // Mezhdunarodnoe pravo. - 2019. - № 3. - S. 23 - 40. DOI: 10.25136/26445514.2019.3.30390.
[15] Shcherbacheva L.V. Pravomochie ispol'zovaniya isklyuchitel'nogo prava na naimenovanie mesta proiskhozhdeniya tovara // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. - 2019. - № 3. - C. 101-104.
ЮРКОМ ПАНИ
^^ www.law-books.ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019