Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСХОЗЯЙНЫЕ ВЕЩИ / ЭНЕРГЕТИКА / ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / БЕСХОЗЯЙНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Символоков О.А.

Цель. Исследовать проблемы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты энергетики и разработать предложения по их преодолению.Процедуры и методы. При проведении исследования использованы общенаучный (диалектический) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, эмпирический, статистический) методы познания, методы и приёмы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).Результаты. В статье рассмотрены основные проблемные вопросы правового режима бесхозяйного недвижимого имущества в энергетике, связанные с его содержанием, ремонтом и эксплуатацией, ответственностью за надёжное и качественное снабжение потребителей энергетическими ресурсами, компенсацией понесённых расходов на эксплуатацию бесхозяйных объектов энергетики, порядком приобретения права собственности на бесхозяйные энергетические линейные объекты. Предлагается в качестве альтернативного механизма выбора эксплуатирующей организации использовать единый способ определения такой организации для всех сфер энергетики, состоящий в закреплении обязанности по содержанию, ремонту и эксплуатации бесхозяйного объекта энергетики за гарантирующей эксплуатирующей организацией. Сделан вывод о том, что реализация норм Гражданского кодекса РФ о приобретении эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты возможна только после устранения противоречий в положениях ст. 225 ГК РФ, а также после внесения необходимых изменений в законодательство о государственной регистрации недвижимости и гражданское процессуальное законодательство.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ института приобретения права собственности на бесхозяйные вещи на примере бесхозяйных объектов энергетики и могут быть использованы в рамках работы по совершенствованию гражданского и гражданского процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF MISMANAGED PROPERTY IN THE ENERGY SECTOR

Aim. To investigate the problems of acquiring ownership of mismanaged energy facilities and develop proposals to overcome them.Methodology. During the study, general scientific (dialectical) and special (formal-legal, comparativelegal, technical-legal, systemic, empirical, statistical) methods of cognition, methods and techniques of formal logic (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.) were used.Results. The article discusses the main problematic issues of the legal regime of mismanaged property in the energy sector, related to its maintenance, repair and operation, responsibility for reliable and high-quality supply of energy resources to consumers, compensation for the incurred expenses for the operation of the mismanaged energy facilities, the procedure for acquiring ownership of mismanaged energy linear facilities. It is proposed to use a single method of determining such an organization for all energy sectors as an alternative mechanism for choosing an operating organization, which consists in assigning the obligation to maintain, repair and operate an ownerless energy facility to the guaranteeing operating organization. It was concluded that the implementation of the norms of the Civil Code of the Russian Federation on the acquisition by operating organizations of ownership of ownerless linear objects is possible only after eliminating contradictions in the provisions of Art. 225 of the Civil Code of the Russian Federation and after making necessary changes to the legislation on state registration of property and civil procedure legislation.Research implications. The research contributes to the development of the theoretical basis of the institution of acquiring property rights on the mismanaged objects on the example of the mismanaged energy facilities and can be used in the framework of civil and civil procedure law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

УДК 346:620. 9

DOI: 10.18384/2310-6794-2022-2-58-68

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Символоков О. А.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Исследовать проблемы приобретения права собственности на бесхозяйные объекты энергетики и разработать предложения по их преодолению.

Процедуры и методы. При проведении исследования использованы общенаучный (диалектический) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, эмпирический, статистический) методы познания, методы и приёмы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).

Результаты. В статье рассмотрены основные проблемные вопросы правового режима бесхозяйного недвижимого имущества в энергетике, связанные с его содержанием, ремонтом и эксплуатацией, ответственностью за надёжное и качественное снабжение потребителей энергетическими ресурсами, компенсацией понесённых расходов на эксплуатацию бесхозяйных объектов энергетики, порядком приобретения права собственности на бесхозяйные энергетические линейные объекты. Предлагается в качестве альтернативного механизма выбора эксплуатирующей организации использовать единый способ определения такой организации для всех сфер энергетики, состоящий в закреплении обязанности по содержанию, ремонту и эксплуатации бесхозяйного объекта энергетики за гарантирующей эксплуатирующей организацией. Сделан вывод о том, что реализация норм Гражданского кодекса РФ о приобретении эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты возможна только после устранения противоречий в положениях ст. 225 ГК РФ, а также после внесения необходимых изменений в законодательство о государственной регистрации недвижимости и гражданское процессуальное законодательство. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических основ института приобретения права собственности на бесхозяйные вещи на примере бесхозяйных объектов энергетики и могут быть использованы в рамках работы по совершенствованию гражданского и гражданского процессуального законодательства.

Ключевые слова: бесхозяйные вещи, энергетика, эксплуатирующая организация, право собственности, бесхозяйные линейные объекты

LEGAL REGIME OF MISMANAGED PROPERTY IN THE ENERGY SECTOR

O. Simvolokov

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ul. Bolshaya Cheremushkinskaya 34, Moscow 117218, Russian Federation

Abstract

Aim. To investigate the problems of acquiring ownership of mismanaged energy facilities and develop proposals to overcome them.

Methodology. During the study, general scientific (dialectical) and special (formal-legal, comparative-legal, technical-legal, systemic, empirical, statistical) methods of cognition, methods and techniques of formal logic (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.) were used.

© CC BY Символоков О . А . , 2022.

Vssy

Results. The article discusses the main problematic issues of the legal regime of mismanaged property in the energy sector, related to its maintenance, repair and operation, responsibility for reliable and high-quality supply of energy resources to consumers, compensation for the incurred expenses for the operation of the mismanaged energy facilities, the procedure for acquiring ownership of mismanaged energy linear facilities. It is proposed to use a single method of determining such an organization for all energy sectors as an alternative mechanism for choosing an operating organization, which consists in assigning the obligation to maintain, repair and operate an ownerless energy facility to the guaranteeing operating organization. It was concluded that the implementation of the norms of the Civil Code of the Russian Federation on the acquisition by operating organizations of ownership of ownerless linear objects is possible only after eliminating contradictions in the provisions of Art. 225 of the Civil Code of the Russian Federation and after making necessary changes to the legislation on state registration of property and civil procedure legislation.

Research implications. The research contributes to the development of the theoretical basis of the institution of acquiring property rights on the mismanaged objects on the example of the mismanaged energy facilities and can be used in the framework of civil and civil procedure law/

Keywords: mismanaged property, energy; operating organization; ownership; mismanaged linear objects

Введение

Надёжное и безопасное функционирование энергетики как отрасли экономики связано с надлежащей эксплуатацией комплекса производственных, передающих и иных объектов, объединённых в энергетические системы (электроэнергетические, системы теплоснабжения, газоснабжения и др . ) . От устойчивой и непрерывной работы отдельных объектов энергетики и энергетических систем зависит деятельность других отраслей экономики, снабжение потребителей энергетическими ресурсами . Так, электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения1. Теплоснабжение направлено на обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем2. Добыча, транспортировка, хранение, поставка газа, снабжение потребителей газом обеспечивается с использованием систем газоснабжения3 .

Объекты энергетики и энергетические системы, выполняющие критиче-

1 См.: Абз . 2 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

2 См.: П . 8 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) .

3 См.: Абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).

ски важные функции жизнеобеспечения, не должны оставаться без надлежащего содержания и обслуживания, должны приниматься меры по предотвращению аварий и катастроф, гибели людей, причинённые убытки должны возмещаться Потребители должны бесперебойно снабжаться энергетическими ресурсами

Вместе с тем выявляется значительное количество бесхозяйных объектов энергетики, что является вызовом энергетической безопасности [2]. В основном речь идёт о бесхозяйных линейных объектах (объектах электросетевого хозяйства, газораспределительных сетях, сетях теплоснабжения) Бесхозяйные объекты генерации встречаются реже Тем не менее такое возможно в связи с развитием распределённой генерации [6] и возобновляемой энергетики [7; 8]. Например, могут появиться бесхозяйные объекты генерации, ранее принадлежавшие потребителям электрической энергии (солнечные электростанции, ветрогенераторы, мини-ТЭЦ и др . ) .

При отсутствии активных действий по сокращению количества бесхозяйных объектов энергетики со стороны субъектов энергетической безопасности может быть причинён ущерб энергетике Российской Федерации, могут быть нарушены права и законные интересы граждан и юридических лиц, создаются причины и усло-

вия, совершения преступлений в топливно-энергетическом комплексе [1; 11]. В Доктрине энергетической безопасности и Энергетической стратегии сокращение количества бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса отнесено к задачам и мерам по совершенствованию государственного и корпоративного управления в сфере энергетики1 .

Появление бесхозяйных объектов энергетики связано с ненадлежащим регулированием вопросов перехода права собственности на указанные объекты в процессе акционирования государственных предприятий СССР [9], отсутствием должного разграничения государственной и муниципальной собственности, прекращением деятельности с использованием соответствующего объекта энергетики по объективным и субъективным причинам, значительным количеством сетевых организаций, не способных обеспечить надлежащее содержание энергетических сетей и другими факторами

Основные направления развития теоретических и нормативных правовых основ института приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи на примеры бесхозяйных объектов энергетики

Проблема бесхозяйного имущества в энергетике затрагивает комплекс правовых вопросов, связанных с его содержанием и использованием, ответственностью за надёжное и качественное энергоснабжение, компенсацией понесённых расходов на эксплуатацию, порядком приобретения права собственности

1 Пп . «к» п . 25 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 .05 . 2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»; Гл . 4 раздела IV Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г , утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»

Только часть этих вопросов (общие правила о порядке приобретения права собственности на бесхозяйные вещи) регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Другие вопросы регламентируются отраслевым законодательством, нормативное содержание которого не является полным и единообразным и может существенно отличаться

Одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются участники энергетических отношений в процессе использования бесхозяйных объектов энергетики, заключается в обеспечении надлежащего содержания, ремонта, эксплуатации таких объектов

Бремя содержания имущества, в т. ч . объектов энергетики, по общему правилу (ст 210 ГК РФ) возлагается на собственника имущества. Законом или договором могут быть установлены исключения из этого правила, связанные с особенностями регулируемых отношений

Потребность в передаче на основании закона обязанности собственника по содержанию имущества может быть связана с тем, что вещь является бесхозяйной, т. е . не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

В связи с тем, что добровольное принятие каким-либо субъектом энергетики на себя бремени содержания бесхозяйных объектов и несения расходов, связанных с их эксплуатацией, при отсутствии определённости в последующем переходе права собственности к такому лицу и возможности компенсации возникающих расходов на содержание бесхозяйных объектов энергетики является маловероятным, то для исключения возможных неблагоприятных последствий для энергетических систем и потребителей в энергетическом законодательстве, как правило, закрепляются императивные нормы, предусматривающие временное (до определения собственника бесхозяйных объектов энергетики в судебном порядке) возложение

V6V

бремени содержания бесхозяйных объектов энергетики на определённых субъектов

Каким образом определяется надлежащий субъект, обязанный осуществлять временное содержание бесхозяйного объекта энергетики? Законодательство предусматривает различные варианты ответа на данный вопрос

Например, Законом об электроэнергетике (п 4 ст 28) предусмотрено возложение бремени содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и других объектов электроэнергетики на эксплуатирующие организации

В соответствии с Законом о теплоснабжении (ч . 4 ст. 8, ч . 5-6. 6 ст. 15, ч. 12 ст 23 8) содержание бесхозяйного объекта теплоснабжения может быть возложено на одного из 3-х субъектов: орган местного самоуправления, теплосетевую организацию или единую теплоснабжающую организацию Орган местного самоуправления в силу закона обязан обеспечивать эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения до вынесения им решения о закреплении такой обязанности за эксплуатирующей организацией (тепло-сетевой организацией или единой теплоснабжающей организацией) При этом орган местного самоуправления совершает предварительные действия по выявлению бесхозяйного объекта теплоснабжения и постановке его на учёт Вместе с тем такое решение органа местного самоуправления может неверно определять надлежащую эксплуатирующую организацию Так, Арбитражный суд Уральского округа признал незаконным распоряжение администрации муниципального образования об определении эксплуатирующей организации для бесхозяйных объектов теплоснабжения в связи с её несоответствием критериям теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации1

Закон о газоснабжении не содержит норм, прямо предусматривающих порядок определения лица, на которое возлагается бремя содержания бесхозяйных объектов газоснабжения В сфере газоснабжения содержание бесхозяйных газораспределительных сетей возлагается на эксплуатирующие организации По этому пути идёт судебная практика2

В электроэнергетике и газоснабжении орган местного самоуправления не рассматривается в качестве возможного субъекта, обязанного содержать бесхозяйные объекты электроэнергетики При этом также не требуется вынесения решения органа местного самоуправления об определении эксплуатирующей организации, которая обязана осуществлять содержание бесхозяйных объектов энергетики Так, надлежащей эксплуатирующей организацией в отношении бесхозяйных объектов распределительного электросетевого комплекса является организация, которая соответствует критериям отнесения к территориальной сетевой организации, к её сетям непосредственно присоединены бесхозяйные электрические сети, указанные сети используются для оказания услуг по передаче электрической энергии

Эксплуатирующая организация обязана самостоятельно установить наличие указанных обстоятельств, обязывающих её осуществлять эксплуатацию бесхозяйных электрических сетей Эксплуатирующая организация в сфере электроэнергетики и газоснабжения должна также самостоятельно установить факт бесхозяйности соответствующего объекта энергетики Обоснованный вывод об отсутствии собственника у конкретного объекта энергетики эксплуатирующая организация делает в силу необходимости использования смежных бесхозяйных объектов энергетики для оказания услуг по передаче электрической энергии (газа) своим потребителям,

1 См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.09.2021 № Ф09-5732/21 по делу № А76-40668/2019 // Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant. ru/38860278/ (дата обращения: 08.06.2022).

2 Напр.: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 № 19АП-329/2021 по делу № А64-5530/2020 // Гарант: [сайт]. URL: https://base . garant, ru/64378391/ (дата обращения: 08.06.2022).

а также в связи с отсутствием договорных отношений на оказание услуг по передаче электрической энергии (газа) по смежным бесхозяйным сетям и расходов по оплате данных услуг, совершением фактических действий по поддержанию бесхозяйных сетей в исправном состоянии При этом в случае сомнений в возникновении обязанности по содержанию бесхозяйных сетей или уклонения территориальной сетевой организации (газораспределительной организации) от её исполнения факт бес-хозяйности объектов электроэнергетики устанавливает суд1

Таким образом, в сфере энергетики применяется 2 правовых механизма определения организации, обязанной эксплуатировать бесхозяйные объекты энергетики Для первого механизма, применяемого в электроэнергетике и газоснабжении, имеют значение факты того, что энергетические объекты эксплуатирующей организации должны быть непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам энергетики (территориальность), приниматься на обслуживание самостоятельно без санкционирования со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления (автономность) только одной эксплуатирующей организацией (исключительность), в качестве которой выступает организация, осуществляющая профессиональную деятельность (например, оказание услуг по передаче электрической энергии) в сфере энергетики (профессиональность) Для второго механизма свойственны экстерриториальность (в качестве эксплуатирующей организации может быть определена единая теплоснабжающая организация, объекты

1 См.: Решение Арбитражного суда Ростовской об-

ласти от 02.11.2017 по делу № А53-14247/2017 // Судебные и нормативные акты: [сайт]. URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/L3fBv26l3RmX/ (дата обра-

щения: 08.06.2022); Постановление Арбитражного

суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2019

№ Ф08-11339/2019 по делу № А53-32130/2018 // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.

consultant ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc&base=AS

K&n=150843#QNjt3ATkj3XPznKs (дата обращения:

08 06 2022)

теплосетевого хозяйства которой могут не иметь непосредственного присоединения к бесхозяйным объектам энергетики), зависимость (эксплуатирующая организация определяется решением органа местного самоуправления), множественность (в качестве лица, обязанного осуществлять содержание бесхозяйного объекта теплоснабжения может выступать орган местного самоуправления, теплосетевая организация, единая теплоснабжающая организация), непрофессиональность (орган местного самоуправления может непосредственно нести расходы на содержание бесхозяйных объектов энергетики)

Главными причинами недостатков каждого способа определения эксплуатирующей организации является отсутствие непротиворечивых норм, обеспечивающих оперативность и бесспорность выбора соответствующей организации, наличие неопределённости в содержании правоспособности соответствующей эксплуатирующей организации [4], что способствует возникновению рисков надёжного и безопасного энергоснабжения, увеличению некомпенсируемых расходов субъектов энергетики

Кроме того, отсутствие норм, которые способствовали бы оперативному определению эксплуатирующей организации, на практике приводит к злоупотреблениям со стороны таких организаций, которые, например, пытаются переложить бремя содержания бесхозяйных объектов энергетики на потребителей за счёт перераспределения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Суды и антимонопольные органы в таких случаях защищают интересы потребителей, указывая, что: бесхозяйные сети не должны входить в зону эксплуатационной ответственности потребителя2; разграничение балансовой принадлежности и экс-

2 См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.12.2020 № Ф09-7177/20 по делу № А07-23835/2019 // Консультант Плюс: [сайт]. URL: http:// www. consultant, ru/cons/cgi/online . cgi?req=doc&base =AUR&n=220758#b0Fw3ATQBdUo2Jpr (дата обращения: 08 06 2022)

плуатационной ответственности не подтверждает возникновение вещных прав, если право собственности на бесхозяйный объект не зарегистрировано1; принуждение потребителя к соглашению с целью изменения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности на него является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий договора2 В качестве альтернативного механизма выбора эксплуатирующей организации может быть предложено использовать единый способ определения такой организации для всех сфер энергетики, состоящий в закреплении обязанности по содержанию, ремонту и эксплуатации бесхозяйного объекта энергетики за одним субъектом, в качестве которого должна выступать организация, осуществляющая профессиональную деятельность в соответствующей сфере энергетики на территории соответствующего субъекта или субъектов РФ, независимо от наличия непосредственного присоединения объектов энергетики такой организации к бесхозяйным объектам (гарантирующая эксплуатирующая организация) Орган местного самоуправления должен быть освобождён от непосредственного осуществления хозяйственных функций по содержанию бесхозяйных объектов и осуществлять организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации3

1 См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2021 № Ф05-12426/2019 по делу № А41-87457/2018 // Гарант: [сайт]. URL: https://base . garant, ru/69120278 (дата обращения: 08 06 2022)

2 См.: Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 09.02.2021 № Ф04-6542/2020 по делу № А27-1493/2020 // Гарант: [сайт]. URL: https://base. garant, ru/38271813 (дата обращения: 08 06 2022)

3 См.: п . 4 ч . 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URl: http://www.

Определённое влияние на вовлечение органов местного самоуправления в имущественные отношения по содержанию бесхозяйных объектов энергетики оказывает постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г . № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», толкование которого позволяет относить объект энергетики, который не имеет собственника, не к бесхозяйному имуществу, а к объектам публичной собственности [3, с . 155, 156].

Возложение на органы местного самоуправления и уполномоченные государственные органы обязанности нести расходы на содержание бесхозяйных объектов энергетики является адаптацией компетенций публичных органов, которая позволяет сохранять механизмы устойчивого организационно-правового воздействия на общественные, естественные и технические процессы на определённом этапе развития государства и права Вместе с тем такое регулирование компетенций приводит к нарушению законности и «сбоям» в работе публичных органов, которые должны устраняться [10, с . 5].

Таким образом, предлагаемый способ определения гарантирующей эксплуатирующей организации должен отвечать признакам исключительности, автономности, экстерриториальности, профессиональности деятельности указанной организации

Реализация предлагаемого способа установления гарантирующей эксплуатирующей организации позволит исключить неопределённость и неоперативность при выборе лица, обязанного содержать бесхозяйные объекты энергетики, освободить органы местного самоуправления от осуществления несвойственных им функций, сократить количество сетевых организа-

сошикай .ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата

обращения: 08.06.2022).

ций, возложить обязанность по содержанию бесхозяйных объектов энергетики на организации, располагающие наибольшими экономическими, профессиональными и организационными возможностями

В зависимости от сферы энергетики и, соответственно, применяемого способа определения эксплуатирующей организации ответственность за надёжность обеспечения энергией и её качество перед потребителями в соответствии с действующим регулированием может возлагаться на органы местного самоуправления или субъектов энергетики (территориальные сетевые организации, единые теплоснабжающие организации и др ) [5, с 64]

В свою очередь организации, на которые возлагается обязанность по эксплуатации бесхозяйных объектов энергетики и бремя их содержания, могут претендовать на компенсацию расходов, возникших в связи с обеспечением надлежащего функционирования бесхозяйных объектов энергетики

При этом экономически обоснованные расходы эксплуатирующих организаций, связанные с обеспечением функционирования бесхозяйных объектов энергетики, учитываются при установлении цен (тарифов) для таких организаций (п . 4 ст. 28 Закона об электроэнергетике, ч . 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении)

Экономически обоснованные расходы на содержание бесхозяйных сетей, включая нормативные потери в таких сетях, в итоге оплачивают конечные потребители в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии При этом сверхнормативные потери не являются экономически обоснованными и не должны включаться в тариф на услуги по передаче электрической энергии, установленный для эксплуатирующих организаций Потребители электрической энергии не должны оплачивать сверхнормативные потери как в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии, так и в составе платы за электрическую энергию1

1 См.: Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.20 № ВАС-10864/13

С какого момента эксплуатирующая организация вправе требовать компенсации понесённых расходов путём их включения в соответствующие тарифы? Этот момент различается и зависит от способа определения эксплуатирующей организации Так, теплосетевая организация вправе потребовать включения расходов, понесённых на содержание бесхозяйных тепловых сетей, с момента принятия решения органом местного самоуправления о закреплении этих сетей за данной организацией

Экономически обоснованные расходы на содержание бесхозяйного объекта энергетики, понесённые ненадлежащей эксплуатирующей организацией, которая ошибочно полагала, что действует как эксплуатирующая организация, не включаются в тариф для данной организации, приводят к неосновательному обогащению надлежащей эксплуатирующей организации и подлежат возмещению по правилам о возврате неосновательного обогащения .

ГК РФ (ст 225) предусматривает общий порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, который в т ч применительно к бесхозяйному объекту энергетики, включает:

1) обращение с заявлением о постановке на учёт такого объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (орган регистрации прав);

2) принятие органом регистрации прав бесхозяйного объекта энергетики на учёт и осуществление учёта такого объекта в течение установленного срока;

3) обращение в суд общей юрисдикции с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект энергетики

«О признании пункта 55 .1 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв . Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу» // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: https://sudact. ru/arbitral/doc/Uz9Glj1Fm1YK/ (дата обращения: 08 06 2022)

Орган регистрации прав осуществляет учёт бесхозяйных недвижимых объектов энергетики в соответствии с Порядком принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей1

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (гл. 33) устанавливает процедуру признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен

В ГК РФ были внесены изменения2, предусматривающие особенности приобретения права собственности на бесхозяйные линейные объекты: установление сокращенного трехмесячного срока учёта таких объектов органом регистрации прав; предоставление органу, уполномоченному управлять муниципальным имуществом, уполномоченному государственному органу города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, эксплуатирующей организации права обращения в орган регистрации прав с заявлением о постановке бесхозяйного линейного объекта на учёт, а также права обращения в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект по истечении указанного срока

По существу новеллы призваны решить давнюю проблему бесхозяйных энергетических сетей Практика признания права государственной или муниципальной собственности на бесхозяйные объекты сетевого хозяйства была негативной в силу фактического уклонения органов государственной власти и органов местного самоуправления от инициирования их учёта бесхозяйных сетей и последующего приоб-

1 Утверждён приказом Минэкономразвития России от 10 .12 .2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» // Гарант: [сайт]. URL: https://base . garant, ru/71385080/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 08 06 2022)

2 См.: Федеральный закон от 21.12. 2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_404036/ (дата обращения: 08 06 2022

ретения на них права собственности с вытекающими последствиями, связанными с необходимостью содержания такого имущества

Сетевые организации в различных сферах энергетики, которые в соответствии с законодательством обязаны осуществлять эксплуатацию бесхозяйных сетей, являются теми субъектами, которые обладают необходимыми техническими и профессиональными компетенциями по обеспечению функционирования энергетических линейных объектов Органы местного самоуправления и органы государственной власти не могут эти функции осуществлять непосредственно Для этого потребуется создавать специализированные юридические лица, основанные на государственной или муниципальной собственности (государственные или муниципальные унитарные предприятия и учреждения), либо создавать юридические лица, основанные на частной собственности, либо передавать сети в аренду, безвозмездное пользование третьим лицам Создание новых юридических лиц приведёт к увеличению числа сетевых организаций, что не соответствует стратегическим целям развития энергетики, в т ч целям развития электросетевого комплекса РФ

Предоставление эксплуатирующей организации возможности обращаться с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного линейного объекта в орган регистрации прав, а в дальнейшем в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный линейный энергетический объект позволит передавать в собственность бесхозяйные объекты энергетики тем лицам, которые могут эффективно их использовать в своей профессиональной деятельности

Вместе с тем реализация указанных возможностей может столкнуться с определёнными препятствиями, связанными как с недостатками материально-правового, так и процессуально-правового регулирования

В связи с расширением круга заинтересованных лиц, которые могут обратиться

в орган регистрации прав, вполне вероятна ситуация конкуренции заявлений о постановке бесхозяйного линейного объекта на учёт, когда такое заявление подаётся разными лицами (например, уполномоченным государственным органом г. Москвы и территориальной сетевой организацией либо разными эксплуатирующими организациями, например, единой теплоснабжающей организацией и тепло-сетевой организацией) Для подобных случаев можно было бы предусмотреть в ГК РФ порядок установления права приоритета на подачу заявления соответствующим лицом

Также неопределённость возникает и в тех случаях, когда лицо, управомочен-ное на обращение в орган регистрации прав с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учёт (например, орган местного самоуправления), по истечении трехмесячного срока учёта уклоняется от обращения в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект Вправе ли другое упра-вомоченное лицо (например, сетевая организация) обратиться в суд с заявлением о признании права собственности в случае уклонения другого управомочен-ного лица от обращения в суд? Следует предположить, что такую возможность следует предоставить другому заинтересованному лицу При этом не должно иметь значения, что заявление о постановке на учёт было подано органом местного самоуправления или сетевой организацией Существенное значение имеет сокращение количества бесхозяйных линейных объектов

Реализация нормы п 5 ст 225 ГК РФ, закрепляющей право эксплуатирующей организации на обращение с заявлением о постановке на учёт в регистрирующий орган, а также право этой организации на обращение в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект блокируется нормами законодательства о регистра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции недвижимости1, а также нормами гражданского процессуального законодательства (гл 33 ГПК РФ), которые не предусматривают возможности подачи заявления эксплуатирующими организациями Орган регистрации прав вернёт заявление эксплуатирующей организации о постановке бесхозяйного линейного объекта на учёт, а суд общей юрисдикции вернёт ей заявление о признании права собственности на бесхозяйный линейный объект в связи с тем, что указанные заявления поданы неуправомо-ченным лицом

Заключение

В качестве альтернативного правового механизма выбора эксплуатирующей организации предлагается использовать единый способ определения такой организации для всех сфер энергетики, состоящий в закреплении обязанности по содержанию, ремонту и эксплуатации бесхозяйного объекта энергетики за гарантирующей эксплуатирующей организацией

При этом полноценная реализация норм ГК РФ о приобретении эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты возможна только после устранения противоречий в положениях ст 225 ГК РФ, а также после внесения необходимых изменений в законодательство о государственной регистрации недвижимости и гражданское процессуальное законодательство

Статья поступила в редакцию 20.05.2022.

1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://www. consultant .ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения: 08.06.2022).

ЛИТЕРАТУРА

I. Горенская Е. В. , Фомин В. В . Криминогенная ситуация в топливно-энергетическом комплексе. М. : Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ, 2013. 92 с.

2 . Горенская Е. В. , Денисов Н . Л . К вопросу обеспечения органами внутренних дел экономиче-

ской безопасности топливно-энергетического комплекса // Уголовно-правовая охрана конституционных прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации: сб . трудов Международной науч . -практ. конференции, Москва, 28 мая 2021 г. М. : Московский университет МВД России имени В. Я . Кикотя, 2021. С. 146-151.

3 . Иванишин П. З . К вопросу об учёте бесхозяйного имущества в сфере электроснабжения //

Энергетическое право: модели и тенденции развития: сб . мат-лов II междун . науч . -практ. конф . / под ред. А. В . Габова . Белгород, 2021. С. 152-156. 4. Символоков О . А . Проблемы правоспособности юридических лиц в сфере электроэнергетики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015 . № 6. С. 32-35.

5 . Символоков О . А. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере электро-

энергетики // Журнал российского права. 2018 . № 5 . С. 63-74.

6 . Символоков О . А . Формирование гражданско-правовых механизмов поддержки распределен-

ной генерации // Гражданское право . 2020. № 4. С. 7-10 .

7 . Символоков О . А . Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики . М. : Инфотропик

Медиа, 2021. 186 с.

8 . Символоков О . А. Перспективы правового регулирования «зеленой» сертификации электриче-

ской энергии // Энергетическое право: модели и тенденции развития: сб мат-ов II междун науч -практ. конф . / под ред. А . В . Габова . Белгород, 2021. С. 134-138.

9 . Сыров А . Н . Управление на муниципальном уровне бесхозяйными объектами инженерной ин-

фраструктуры // Вопросы региональной экономики 2020 № 3 С 111-117

10 . Тихомиров Ю . А . Динамика компетенций публичных органов в нормальных и критических си-

туациях // Журнал российского права. 2021. Т. 25 . № 3 . С. 5-16 .

II. Экономическая безопасность (уголовно-правовой формат) / отв .ред. И . И. Кучеров, О . А . Зайцев, С. Л . Нудель. М. , 2021. 320 с.

REFERENCES

1. Gorenskaya E. V , Fomin V. V. Kriminogennaya situatsiya v toplivno-energeticheskom komplekse [Criminogenic situation in the fuel and energy complex]. Moscow, Vserossiyskiy nauchno-issledovatelskiy institut MVD RF Publ. , 2013. 92 p .

2 . Gorenskaya E. V , Denisov N . L. [On the issue of ensuring the economic security of the fuel and energy

complex by the internal affairs bodies]. In: Ugolovno-pravovaya okhrana konstitutsionnykhprav i svobod grazhdan, suvereniteta i territorialnoy tselostnosti Rossiyskoy Federatsii: sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 28 maya 2021 g. [Criminal law protection of constitutional rights and freedoms of citizens, sovereignty and territorial integrity of the Russian Federation: collection of articles. Proceedings of the International scientific and practical conferences, Moscow, May 28, 2021]. Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya . Kikot, 2021, pp 146-151

3 . Ivanishin P. Z. [On the issue of accounting for ownerless property in the field of electricity supply].

In: Gabova A . V. , ed. Energeticheskoye pravo: modeli i tendentsii razvitiya: sbornik materialov II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferensii [Energy Law: Models and Development Trends: collection of materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference]. Belgorod, 2021, pp 152-156

4. Symbolokov O. A . Problems of legal capacity of legal entities in the field of electric power industry. In: Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2015, no. 6, pp 32-35

5 . Symbolokov O. A . [Responsibility for violation of contractual obligations in the field of electric power

industry]. In: Zhurnal rossiyskogoprava [Journal of Russian law], 2018, no. 5, pp. 63-74.

6 . Symbolokov O. A . [Formation of civil law mechanisms to support distributed generation]. In:

Grazhdanskoyepravo [Civil law], 2020, no . 4, pp . 7-10 .

7 . Symbolokov O. A . Dogovory v elektroenergetike: problemy teorii ipraktiki [Contracts in the electric power

industry: problems of theory and practice]. Moscow, Infotropic Media Publ . , 2021. 186 p.

8 . Symbolokov O . A . [Prospects for the legal regulation of «green» certification of electrical energy].

In: Gabov A. V. , ed. Energeticheskoye pravo: modeli i tendentsii razvitiya: sbornik materialov II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferensii [Energy Law: Models and Development Trends: collection of materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference]. Belgorod, 2021, pp. 134-138.

9 . Syrov A. N. [Management at the municipal level of ownerless objects of engineering infrastructure]. In:

Voprosy regionalnoy ekonomiki [Issues of regional economics], 2020, no. 3, pp. 111-117.

10 . Tikhomirov Yu. A . [Dynamics of the competences of public bodies in normal and critical situations]. In:

Zhurnal rossiyskogoprava [Journal of Russian law], 2021, vol. 25, no. 3, pp. 5-16. 11. Kucherov I . I . , Zaitsev O. A . , Nudel S . L. , eds. Ekonomicheskaya bezopasnost (ugolovno-pravovoy format) [Economic security (criminal legal format)]. Moscow, 2021. 320 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Символоков Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; e-mail: simvolokovo@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

OlegA. Simvolokov - Cand. Sci. (Law), Leading Researcher, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; e-mail: simvolokovo@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Символоков О . А. Правовой режим бесхозяйного имущества в энергетической сфере // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2022. № 2 . С 58-68. Э01: 10.18384/2310-6794-2022-2-58-68

FOR CITATION

Simvolokov O. A . Legal Regime of Mismanaged Property in the Energy Sector. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2022, no . 2, pp . 58-68. DOI: 10.18384/2310-6794-2022-2-58-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.