Научная статья на тему 'Некоторые аспекты приобретения прав на отдельные бесхозяйные объекты коммунальных услуг'

Некоторые аспекты приобретения прав на отдельные бесхозяйные объекты коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МУНИ ЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ / БЕСХОЗЯЙНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ / БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА / ГА РАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / UNMANAGED OBJECTS / PUBLIC UTILITY INFRASTRUCTURE / MUNICIPAL PROPERTY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ACQUISITION OF RIGHTS / UNMANAGED HEATING NETWORK / UNMANAGED ELECTRIC GRID FACILITIES / GUARANTEEING PROVIDER OF PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаст Ольга Фёдоровна

Ведение: на территории нашего государства появилось значительное количество брошенных объектов коммунально-бытового назначения (объектов инженерной инфраструктуры). В течение многих лет органы местного самоуправления повсеместно не предпринимают никаких действий, а иногда даже чинят препятствия по передаче объектов инфраструктуры в муниципальную собственность. В статье рассматриваются проблемы признания прав на бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры, встречающиеся на практике, отмечается различный под ход законодателя в признании бесхозяйными некоторых таких объектов. Цель: выработать единый подход в процедуре признания прав на бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры на основе анализа гражданского законодательства. Методы: системный подход, методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ действующего гражданского законодательства показал, что в нормативных актах федерального и регионального значения встречаются разные термины, которыми обозначаются инженерные инфраструктуры, выявлены различные критерий для признания бесхозяйными некоторых объектов коммунального обслуживания. Выводы: постановка на учет бесхозяйных объектов коммунально-бытового назначения (газо -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации) имеет важное практическое значение, т.к. участники сложного процесса снабжения вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйные участки и это, несомненно, служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей газа -, тепло -, электро -, водоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEVERAL ASPECTS OF ACQUISITION OF RIGHTS FOR DETACHED UNMANAGED OBJECTS OF UTILITIES

Introduction: A great number of unmanaged public utility objects (objects of engineering infrastructure) appeared on the territory of our country. Throughout many years local governments have not taken any actions or even worse they put up obstacles when passing infrastructure objects to municipal property. In this article the author studies the problems of recognition of rights to unmanaged public utility objects which specialists come across in their practice and exposes different approaches to recognize a number of such objects as unmanaged ones. Purpose: the author presents his idea of a single approach to the procedure of recognition of rights for the unmanaged objects of public utility on the basis of civil legislation analysis. Methodology: doing the research the author uses systemic approach, methods of comparison, description, interpretation, theoretical methods of formal and dialectical logic. Particular scientific methods were used: the comparative-lawful method and the method of legal rules interpretation. Results: the analysis of the current civil legislation showed that in the legal acts of federal and regional levels there are different terms which define engineering infrastructure. A number of criteria is revealed to accept several public utility objects as unmanaged ones. Conclusion: registering unmanaged public utility objects (gas, heat, electricity, water supply, draining system) is very significant as the participants of the supply process have to use unmanaged areas in their activity and it is an impediment in providing reliable and uninterrupted supply for gas, heat, electricity, water consumers.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты приобретения прав на отдельные бесхозяйные объекты коммунальных услуг»

Полагаем, что предложенный в настоящей статье аспект изучения источников наследственного права (как системы) можно рассматривать в качестве одного из перспективных направлений исследования, отвечающего, прежде всего, потребностям правоприменительной практики.

Библиографический список

1. Абраменков М.С., Чугунов П.В. Наследственное право: учебник для магистров / отв. ред. В.А. Белов. М.: Юрайт, 2013. 423 с.

2. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. М.: Статут, 2016. 511 с.

3. Комментарий к разделу V части III Гражданского кодекса Российской Федерации «Наследственное право» (постатейный) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2016. 144 с.

4. Рузанова В.Д. Состав гражданского законодательства, двухуровневая система гражданских законов и предмет гражданского закона: взаимосвязь понятий // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. 2012. № 1. С. 58-62.

References

1. Abramenkov M.S., Chugunov P.V. Law of Hereditary Succession: textbook for magistrates / editor-in-chief V.A. Belov. Moscow: Urait, 2013. 423 p.

2. Civil law: textbook: in 2 parts / edited by B.M. Gongalo. Part 1. Moscow: Statut, 2016. 511 p.

3. Commentary to section V of part three of the Civil Code of the Russian Federation «Law of Hereditary Succession» (article-for-article commentary) / editorin-chief Yu.F. Bespalov. Moscow: Prospekt, 2016. 144 p. £

4. Ruzanova V.D. The Civil Legislation Structure, Two-level Civil Legislation К system and the Subject of the Civil Law: the interconnection of the Concepts // Bul- р letin of the Omsk State University. Law series. 2012. № 1. P. 58-62. В

n

О

УДК 347.218.31:247.231.1 £

т

О.Ф. Фаст 1

5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ £

НА ОТДЕЛЬНЫЕ БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ I

КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ е

(D

S

Ведение: на территории нашего государства появилось значительное количество • брошенных объектов коммунально-бытового назначения (объектов инженерной S инфраструктуры). В течение многих лет органы местного самоуправления повсе- 8 местно не предпринимают никаких действий, а иногда даже чинят препятствия ) по передаче объектов инфраструктуры в муниципальную собственность. В статье 7 рассматриваются проблемы признания прав на бесхозяйные объекты коммуналь-

© Фаст Ольга Фёдоровна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fastolga@mail.ru © Fast Olga Fyodorovna, 2017

Candidate of Law, Associate professor of the Department of Civil and Family Law (Saratov State law Academy) 119

ной инфраструктуры, встречающиеся на практике, отмечается различный подход законодателя в признании бесхозяйными некоторых таких объектов. Цель: выработать единый подход в процедуре признания прав на бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры на основе анализа гражданского законодательства. Методы: системный подход, методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ действующего гражданского законодательства показал, что в нормативных актах федерального и регионального значения встречаются разные термины, которыми обозначаются инженерные инфраструктуры, выявлены различные критерий для признания бесхозяйными некоторых объектов коммунального обслуживания. Выводы: постановка на учет бесхозяйных объектов коммунально-бытового назначения (газо -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации) имеет важное практическое значение, т.к. участники сложного процесса снабжения вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйные участки и это, несомненно, служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей газа -, тепло -, электро -, водоснабжения.

Ключевые слова: бесхозяйные объекты, коммунальная инфраструктура, муниципальная собственность, органы местного самоуправления, приобретение прав, бесхозяйные тепловые сети, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик коммунальных услуг.

O.F. Fast

SEVERAL ASPECTS OF ACQUISITION OF RIGHTS FOR DETACHED UNMANAGED OBJECTS OF UTILITIES

Introduction: A great number of unmanagedpublic utility objects (objects of engineering infrastructure) appeared on the territory of our country. Throughout many years local governments have not taken any actions or even worse they put up obstacles when passing infrastructure objects to municipal property. In this article the author studies the problems of recognition of rights to unmanaged public utility objects which specialists come across in their practice and exposes different approaches to recognize a number of such objects as unmanaged ones. Purpose: the author presents his idea of a single approach to the procedure of recognition of rights for the unmanaged objects of public utility on the basis of civil legislation analysis. Methodology: doing the research the author uses systemic approach, methods of comparison, description, interpretation, theoretical methods of formal and dialectical logic. Particular scientific methods were used: the comparative-lawful method and the method of legal rules interpretation. Results: the analysis of the current civil legislation showed that in the legal acts of federal and regional levels there are different terms which define engineering infrastructure. A number of criteria is revealed to accept several public utility objects as unmanaged ones. Conclusion: registering unmanaged public utility objects (gas, heat, electricity, water supply, draining system) is very significant as the participants of the supply process have to use unmanaged areas in their activity and it is an impediment in providing reliable and uninterrupted supply for gas, heat, electricity, water consumers.

Key-words: unmanaged objects, public utility infrastructure, municipal property, local self-government, acquisition of rights, unmanaged heating network, unmanaged electric grid facilities, guaranteeing provider of public services.

Одно из правил приватизации унитарных предприятий на основании пп. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 17 января 2017 г.)1 — отсутствие возможности приобретения частной собственности на объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей многоквартирных и других жилых домов, которые ранее входили в состав унитарного предприятия как имущественного комплекса. Законодатель императивно определил вид собственности в силу прямого указания закона для сетей коммунально-бытового обслуживания, инженерной инфраструктуры, отнеся их к объектам муниципальной собственности. В случаях неправомерного включения в план приватизации перечисленных объектов, а также по причинам банкротства организаций, на балансе которых находились эти объекты, на территории нашего государства появилось значительное количество брошенных объектов коммунально-бытового назначения (объектов инженерной инфраструктуры). Но, несмотря на это, как показывает практика, уже в течение многих лет органы местного самоуправления (далее — МСУ) повсеместно не предпринимают никаких действий, а иногда даже чинят препятствия по передаче объектов инфраструктуры в муниципальную собственность, о чем свидетельствуют многочисленные примеры судебной практики2. Причина, из-за которой органы местного самоуправления препятствуют передаче объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, обусловлена известными внешними обстоятельствами и связана главным образом с недостаточностью объема материально-финансового ресурса для содержания объектов инженерной инфраструктуры.

Хотелось бы подробнее остановиться на основаниях приобретения прав на брошенные объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания населения, определить круг субъектов, которые, прежде всего, при наличии права (собственности или иного вещного права) на эти объекты должны нести и определенные обязанности (обслуживания, содержания и др.) в отношение этих объектов.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) вещь признается бесхозяйной, если у нее отсутствует собственник или его невозможно определить (собственник неизвестен), либо собственник отказался от права собственности на нее. На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи могут быть признаны в установленном порядке муниципальной собственностью по характерным признакам недвижимого имущества, к которому можно отнести объекты инженерной инфраструктуры. Мы уже отмечали нежелание органов МСУ совершать необходимые действия для приобретения прав на бесхозяйные инженерные сети и наряду с этим гарантирующие поставщики коммунальных услуг обязаны обеспечивать бесперебойное снабжение потребителей через бесхозяйные инженерные сети. Такое столкновение интересов пытаются решить на региональном уровне. Так, Экспертный совет при Саратовской областной Думе

1 См.: Парламентская газета. 2002. 26 янв.; Российская газета. 2017. 4 июля.

2 См.: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2016 г. № Ф03-2785/2016 по делу № А73-14697/2015; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2016 г. № Ф04-28944/2015 по делу № А45-7301/2015; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2016 г. № 06АП-776/2016 по делу № А73-14697/2015; Апелляционное определение Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. по делу

№ 33-11542/2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 121

(далее — Совет) в мае 2016 г. рассматривал законопроект о внести изменения в п. 3 ст. 225 ГК РФ, дополнив его правом гарантирующего поставщика коммунальных услуг самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных инженерных сетей в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Эксперты сделали ряд замечаний, например, отсутствие законодательно закрепленного определения «инженерные сети», что может повлечь неоднообразное, ошибочное применение правоприменительной практики. В разных нормативных актах федерального и регионального значения встречаются следующие термины, которыми обозначаются инженерные инфраструктуры: «инженерные сети и коммуникации»3, «системы инженерной инфраструктуры и благоустройства»4, «объекты инженерной инфраструктуры»5, «объекты коммунального хозяйства»6, «объекты инженерного и коммунального хозяйства»7, «системы газоснабжения»8! «системы водоснабжения»9, «системы теплоснабжения»10, «объекты электросетевого

3 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 1, ст. 5; Российская газета. 2013. 10 июля; Федеральный закон от 19 декабря

2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.12.2016); Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.07.2017).

4 См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. 2015. 17 июля; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.

^ pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2016).

S 5 См.: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования

~ отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объ-Д ектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных

Ln для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и

f объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском

I и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-

| сийской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2015 г.) // Российская газета. 2015. 16 июля; 2015. | 31 дек.; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ " (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; Рос-§ сийская газета. 2017. 9 авг.

¥ 6 См.: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 748 «Об утверждении при-

¡1 мерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и | иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляются обра° ботка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов, объектов, | предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания ä граждан» (в ред. от 23 сентября 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, 8 ст. 5352; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. >g ru (дата обращения: 27.09.2016).

S 7 См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной

° системе жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собр. законода-

§ тельства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. I, ст. 4210; Официальный интернет-портал правовой ^ информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.2016). 1 8 См.: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской

i Федерации» (в ред. от 26 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14, ст. 1667; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.07.2017).

9 См.: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведе-нии» (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7358; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.07.2017).

10 См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 29 июля

2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4159; Официальный интернет-122 портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:31.07.2017).

хозяйства»и!Конечно, такое многообразие определено техническими особенностями объектов, встречающихся в технической документации.

В соответствии с пп. 20, 21 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»12 раскрыты понятия «сеть инженерно-технического обеспечения» и «система инженерно-технического обеспечения»:

сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудале-ния, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

На Совете предлагалось объединить эти дефиниции понятием, которое уже используется в ГК РФ — бесхозяйные «линейные объекты»13, под которыми понимаются сооружения или иные вещи, неразрывно связанные физически или технологически (ст. 133.1). Возможно, стоит принять во внимание такой подход, т.к. единообразное понимание дефиниции «инженерные сети» и применение объединяющего понятия «линейные объекты» устранит недобросовестное поведение участников правоотношений при постановке на учет данных объектов как бесхозяйных и впоследствие обеспечит признание за ними права муниципальной собственности или приобретения на них права собственности частными лицами на основании приобретательской давности.

Хотелось бы обратить внимание на различие критерий для признания бесхозяйными некоторых объектов коммунального обслуживания. В качестве примера рассмотрим «бесхозяйные тепловые сети» и «бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства».

Основываясь на положениях п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» некоторые авторы под бесхозяйной теплосетью понимают «совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии и не имеющих эксплуатирующей организации» и на основании толкования нормы выделяют признак отнесения теплосети к бесхозяйной — отсутствие эксплуатирующей организации14.

Приведенный подход вызывает сомнения, т.к. бесхозяйные сети в основном составляют часть или участок теплосети, обеспечивающий бесперебойное обе-

11 См.: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государствен- 5 ного и муниципального имущества» (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. 1 Федерации. 2002. № 4, ст. 251; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: ) http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.07.2017). 2

12 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопас- 73 ности зданий и сооружений» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. ^ 2010. № 1, ст. 5; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 08.07.2013).

13 Предложение внесено экспертом Совета А.И. Зинченко, доцентом кафедры гражданского права и процесса, Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС.

14 См.: Матиящук С.В. Бесхозяйные тепловые сети в гражданском обороте: необходимые изменения в законодательстве и судебной практике. URL: http://отрасли-права.рф/article/7343.

Дата размещения статьи: 30.05.2015. 123

спечение потребителей тепловой энергией. Эксплуатация бесхозяйных тепловых сетей таким или иным образом осуществляется организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями. Таким образом, основополагающими признаками признания тепловых сетей бесхозяйными следует считать признаки, указанные в п. 1 ст. 225 ГК РФ: отсутствие собственника или собственник неизвестен, или собственник отказался от права собственности.

В отношении электрической энергии, предоставляемой на рынке для личных и бытовых нужд, ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяет для признания бесхозяйных электросетей применение общих признаков п. 1 ст. 225 ГК РФ, т.к. ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями, энер-гопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, не имеющим собственника, чей собственник не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к чьим электрическим сетям такие объекты присоединены.

Подводя итог, стоит отметить, что постановка на учет бесхозяйных объектов коммунально-бытового назначения (газо -, тепло -, электро -, водоснабжения и канализации) имеет важное практическое значение, т.к. хозяйственное значение объектов коммунально-бытового назначения сохраняется, поскольку многие потребители присоединены к ним. И как следствие, при такой ситуации участники сложного процесса снабжения вынуждены использовать в своей деятельности бесхозяйные участки, и это, несомненно, послужит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения потребителей газо -, тепло -, электро -, водоснабжения.

УДК 347.45.47

М.В. Шмелева

РАЗРАБОТКА НОВОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Введение: актуальность и особую научно-практическую значимость исследования государственных закупок продуцирует тот факт, что за последние годы наблюдается стремительный рост государственного регулирования экономики большинства стран мира. Основными причинами такого роста выступают стремление государств и международных организаций к проведению экономически эффективных закупок, стимулированию развития рыночной экономики, недопущению возникновения ситуаций расточительства бюджетных средств и борьба с коррупцией. Цель: определение признаков, характеризующих государственные закупки в России и выявление способов для совершенствования действующей системы закупок. Методологическая основа: диалектический и логический, системный методы исследования. Формально-

© Шмелева Марина Владимировна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: civil2012@mail.ru © Shmeleva Marina Vladimirovna, 2017 124 Candidate of legal Sciences, associate Professor, Department of civil law (Saratov state Academy of law)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.