Научная статья на тему 'Система способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета: анализ проблемы'

Система способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета: анализ проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1409
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вектор ГеоНаук
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальникова О.Н.

Статья посвящена комплексной характеристике проблемы способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета. Производится описание системы способов выявления бесхозяйных объектов недвижимости, анализ правовой процедуры признания имущества бесхозяйным; порядок действий органов местного самоуправления при работе с бесхозяйным имуществом. Подчеркивается, что рассмотрение способов и оснований выявления бесхозяйного имущества необходимо производить системно, охватывая сам процесс в целом. Исследуются теоретические основы данного процесса, его правового аспекта и ставится вопрос о его комплексном рассмотрении и рациональном использовании бесхозяйного имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сальникова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета: анализ проблемы»

ййI:

УДК 332.248

СИСТЕМА СПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛИТЕТА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Сальникова Ольга Николаевна - кандидат философских наук, заведующая лабораторией кафедры городского кадастра и инженерных изысканий, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, dstt_80@maii.ru

Аннотация: статья посвящена комплексной характеристике проблемы способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета. Производится описание системы способов выявления бесхозяйных объектов недвижимости, анализ правовой процедуры признания имущества бесхозяйным; порядок действий органов местного самоуправления при работе с бесхозяйным имуществом. Подчеркивается, что рассмотрение способов и оснований выявления бесхозяйного имущества необходимо производить системно, охватывая сам процесс в целом. Исследуются теоретические основы данного процесса, его правового аспекта и ставится вопрос о его комплексном рассмотрении и рациональном использовании бесхозяйного имущества.

Ключевые слова: объекты бесхозяйного имущества, муниципальное управление, инвентаризация, право собственности.

Введение.

ктуальность проблемы выявления бесхозяйного имущества обусловлена возрастающей значимостью недвижимого имущества для современного общества в разных сферах его функционирования и развития, как с политической, так и с социальной точек зрения. В рамках публичного права земля и недвижимое имущество выступают территорией государства. В частном праве недвижимость представляет собой жизненное пространство каждого гражданина. Следовательно, вопросы приобретения недвижимости и прав на неё играют одну из важнейших ролей в жизнедеятельности как общества и государства, так и отдельного гражданина. Актуализацией экономической проблематики недвижимого имущества и идеями его рационального использования продиктован в настоящее время повышенный интерес к процессу выявления бесхозяйных объектов. В этих условиях возникает проблема теоретического комплексного исследования процесса выявления бесхозяйных объектов. Вопрос рационального использования бесхозяйного имущества проходит красной нитью через столетия, начиная с момента постановки этого вопроса до наших дней.

Основная часть. Обнаружение и выявление бесхозяйных недвижимых объектов -процесс знаковый для региональной экономики. Не исчерпанная потребность субъектов в существенных экономических благах возвращает нас в русло процессов выявления данных объектов и их рационального использования. Обращение к системе способов выявления бесхозяйного имущества неразрывно связано с исследованием примеров из практики муниципального управления в сфере имущества. Характеристика процесса выявления бесхозяйного имущества не может сводиться исключительно к исследованию отдельных способов приобретения в собственность бесхозяйного имущ ества. Рассмотрение способов и оснований выявления бесхозяйного имущества необходимо производить комплексно, системно, охватывая сам процесс в целом. Возникает необходимость теорети-че с к о го исследования данного процесса, его социальной и правовой составляющих, ставится вопрос комплексного исследования явления.

Как правило, объекты недвижимого имущества обладают довольно высокой стоимостью. Данное обстоятельство, с одной стороны, обусловлено исторически сложившейся тенденцией на современном этапе развития, позиционирующей недвижи-

мость в качестве существенного экономического блага, с другой - оно само по себе обусловливает необходимость профессионального подхода к управлению недвижимостью и способам выявления бесхозяйного имущества в том числе.

В настоящее время не существует определенного порядка, закрепленного на законодательном уровне, по выявлению бесхозяйного имущества. В связи с этим каждый муниципалитет самостоятельно разрабатывает подобного рода порядок, учитывая региональные и территориальные особенности, особенности организации деятельности комитетов (отделов) по управлению имуществом и т.д. Таким образом, процесс выявления бесхозяйных объектов в каждом региональном субъекте имеет свои отличительные черты. В таких муниципальных образованиях как городские поселения и муниципальные районы процесс определения бесхозяйных объектов недвижимости прописан и утвержден на уровне муниципальных правовых актов.

Данные, полученные из области практики муниципального управления в сфере имущества, позволяют выделить несколько способов нахождения бесхозяйных объектов недвижимости:

1) в процессе проведения ремонтных работ и инвентаризации;

2) на основании обращения (в виде заявления на имя главы муниципального образования) предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан по поводу обнаружения объектов недвижимого имущества.

3) в ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования: а) органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества; б) соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон

№ 122-Ф3) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы [4].

Все выявленные данными способами бесхозяйные объекты недвижимости должны быть поставлены в обязательном порядке на государственный учет. Это п оложение закреплено на законодательном уровне. По заявлению органа местного самоуправления, на территории которого распо-ложе ны такого рода объекты, и согласно п.3 ст. 225 ГК РФ, они принимаются на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество [2]. Необходимо отметить, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие, что у объекта недвижимого имущества нет собственника или его собственник неизвестен.

Законодателем установлен определенный временной промежуток, в течение которого бесхозяйное недвижимое имущество, принятое на учет, может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам. В том случае, когда по истечении года с момента постановления бесхозяйного недвижимого имущества на учет никто не заявляет о своих правах на него, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуще-ст в ом, вправе потребовать в судебном порядке признать право муниципальной собственности на этот объект [3]. Следовательно, право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость возникает на основании признания этого права в судебном порядке. Обращению в суд предшествует проведение муниципалитетом обязательных мероприятий, в первую очередь, по выявлению бесхозяйных объектов.

Остается важным вопрос о целостном анализе системы способов по выявлению бесхозяйного имущества и обоснование направлений по повышению эффективности этого процесса. Для этого требуется охарактеризовать способы выявления бесхозяйных объектов; проанализировать правовую процедуру признания имущества бесхозяйным; проследить порядок действий

Вектор ГеоНаук/УесЬог of Geosciences

1(4) 2018

органов местного самоуправления при работе с бесхозяйным имуществом.

Исследователь О.В. Батурина, рассматривая взаимодействие местных органов власти и налоговых органов при выявлении бесхозяйных объектов, предлагает следующий механизм выявления незарегистрированных объектов недвижимости. Первым способом выступает применение аэрофотосъемки и соотнесение ее сведений со сведениями, полученными из государственного кадастра. Для данного способа важно наличие разработок специальной информационной системы, представляющую собой свод нескольких баз данных.

Первым слоем информации служит подробная карта аэрофотосъемки, позволяющая достичь детализированного отображения, на которой заметен каждый объект недвижимости. Вторым слоем информации выступает база государственного кадастра. Совмещая два данных слоя, можно провести сравнение реальных данных и тех сведений, которые внесены в кадастр. Кроме того, система должна обладать возможностью отправки автоматического запроса данных в Роcреестр о правах на объекты недвижимости.

В результате обработки аэрофотосъемки, совмещая ее сведения со сведениями государственного кадастра (сверкой со сведениями ЕГРН и архивами БТИ) на карте следует выделить те строения, которые не состоят на учете и на которые не зарегистрированы права.

Второй способ представляет собой осуществление выездных проверок налоговых органов. В ходе их проведения можно применять инвентаризацию, осмотр, опрос, привлечение специалиста, экспертизу. Проводится осмотр, инвентаризация объектов основных средств и иного имущества, опрос. Осмотр является предварительной стадией по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости. Инвентаризация объектов основных средств и иного имущества осуществляется налоговыми органами с целью выявления основных средств или иного имущества.

Работа муниципальных органов власти (осмотр, обход объектов недвижимости) является третьим способом выявления

незарегистрированных объектов недвижимости. Он состоит в том, что местными органами власти проводится физический обход территории муниципального образования для выявления неучтенных объектов недвижимости [1]. Можно вполне определенно утверждать, что муниципальным органам власти принадлежит ключевая роль в выявлении бесхозяйных объектов недвижимости.

Заключение. Опираясь на решение проблемы выявления бесхозяйных недвижимых объектов, можно выделить следующие её направления: а) определение порядка и системы способов выявления бесхозяйных объектов; б) учет региональных и территориальных особенностей в данном процессе; в) роль и значение права собственности муниципалитета на бесхозяйные объекты в ходе их рационального использования.

Проведенный анализ процесса способов выявления бесхозяйных недвижимых объектов позволяет выделить его особенности на уровне муниципалитета. Требует с в о е го углубленного изучения не только вопрос о приобретении муниципалитетом прав а собственности на бесхозяйное имущество, до последнего времени изучаемый как один из компонентов правовой сферы регионов, но и вся система способов выявления бе сх озяйных объектов. При этом задача их рационального использования остро стоит сегодня в связи с тенденциями современного социума.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батурина О.В., Хорошавина Е.С. Взаимодействие местных органов власти и налоговых органов при выявлении бесхозяйных и сокрытых от учета объектов недвижимости // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 1.

2. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим досту-па:http://base.consultant.ru /.

3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 22.11.2013 № 701 (в ред. от 16.06.2015) «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых ве щ е й. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/.

Вектор ГеоНаук/Vector of Geosciences

1(4) 201 в

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/.

REFERENCES

1. Baturina O.V., Horoshavina E.S. Vzaimodejstvie mestnyh organov vlasti i nalo-govyh organov pri vyyavlenii beskhozyajnyh i sokrytyh ot ucheta ob"ektov nedvizhimosti // Baikal Research Journal. 2017. T. 8. № 1.

2. Grazhdansko-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 № 138-FZ.

[Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:http:// base.consultant.ru /.

3. Prikaz Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya RF ot 22.11.2013 № 701 (v red. ot 16.06.2015) «Ob ustanovlenii poryadka prinya-tiya na uchet beskhozyajnyh nedvizhimyh vesh-chej. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http : //base.consultant.ru/.

4. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 1997 g. № 122-FZ «O gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim». [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// base.consultant.ru/.

THE SYSTEM OF METHODS TO IDENTIFY UNCLAIMED PROPERTY AUTHORITIES OF THE MUNICIPALITY: AN ANAL YSIS OF THE PROBLEM

Salnikova O.N.

Annotation: thearticle is devoted to the complex characteristic of the problem of ways to identify ownerless property by the municipal authorities. The description of system of ways of identification of ownerless real estate objects is made, analysis of the legal procedure for the recognition of property as ownerless; the procedure of local authorities when working with ownerless property. It is emphasized that consideration of methods and bases of identification of ownerless property needs to be made systemically, covering process in whole. Theoretical bases of this process, its legal aspect are investigated and the question of its complex consideration and rational use of ownerless property is raised.

Key words: objects of ownerless property, municipal management, inventory, ownership.

© Сальникова О.Н., 2018

Сальникова О.Н. Система способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета: анализ проблемы //Вектор ГеоНаук. 2018. Т. 1. №4. С. 32-35.

Salnikova O.N., 2018. The system of methods to identify unclaimed property authorities of the municipality: an analysis of the problem. Vector of Geosciences. 1(4): 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.