Научная статья на тему 'Проблемы управления бесхозяйными инженерными сетями государственными и муниципальными органами'

Проблемы управления бесхозяйными инженерными сетями государственными и муниципальными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИНЖЕНЕРНАЯ СЕТЬ" / "ТОРГИ" / "БЕСХОЗЯЙНОЕ ИМУЩЕСТВО" / "ENGINEERING NETWORK" / "TENDERS" / "OWNERLESS PROPERTY"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альмухаметов Ренат Ильдусович,

В отечественном законодательстве остается актуальным вопрос управления бесхозяйным имуществом государственными и муниципальными органами. Данная проблема появилась на заре 90-х годов XX века в связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике и остается на сегодняшний день из-за недостатков правового регулирования в области энергетики, гражданского законодательства и банкротного законодательства. Авторами в статье освещены основные проблемы, связанные с управлением бесхозяйными инженерными сетями и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management problems of ownerless engineering networks by state and municipal bodies

In domestic legislation, the issue of management of ownerless property by state and municipal authorities remains relevant. This problem appeared at the dawn of the 90s of the 20th century in connection with the transition of the Russian Federation to a market economy and remains today due to shortcomings in the legal regulation in the field of energy, civil legislation and bankruptcy legislation. The authors in the article highlight the main problems associated with the management of ownerless engineering networks and suggest ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления бесхозяйными инженерными сетями государственными и муниципальными органами»

Проблемы управления бесхозяйными инженерными сетями государственными и

муниципальными органами

Management problems of ownerless engineering networks by state and municipal bodies

Альмухаметов Ренат Ильдусович

Студент 1 курса Факультет Государственного права Башкирский государственный университет 450076, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Заки Валиди, д.32

e-mail: almrenatufa@gmail.com

Almukhametov Renat Ildusovich

Student 1 term Faculty of State law Bashkir State University 450076, Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi st., 32 e-mail: almrenatufa@gmail.com

Научный руководитель Еникеев Олег Анатольевич

Кандидат наук Башкирский государственный университет 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Заки Валиди, д.32

e-mail: enikeevo2013@yandex.ru

Scientific adviser Enikeev Oleg Anatolievich

PhD

Bashkir State University 450076, Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi st., 32 e-mail: enikeevo2013@yandex.ru

Аннотация.

В отечественном законодательстве остается актуальным вопрос управления бесхозяйным имуществом государственными и муниципальными органами. Данная проблема появилась на заре 90-х годов XX века в связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике и остается на сегодняшний день из-за недостатков правового регулирования в области энергетики, гражданского законодательства и банкротного законодательства. Авторами в статье освещены основные проблемы, связанные с управлением бесхозяйными инженерными сетями и предложены пути их решения.

Annotation.

In domestic legislation, the issue of management of ownerless property by state and municipal authorities remains relevant. This problem appeared at the dawn of the 90s of the 20th century in connection with the transition of the Russian Federation to a market economy and remains today due to shortcomings in the legal regulation in the field of energy, civil legislation and bankruptcy legislation. The authors in the article highlight the main problems associated with the management of ownerless engineering networks and suggest ways to solve them.

Ключевые слова: «инженерная сеть», «торги», «бесхозяйное имущество».

Key words: "Engineering network", "tenders", "ownerless property".

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации «Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался» .

Под понятием «инженерные сети (системы, коммуникации)» понимаются системы, обеспечивающие жизнедеятельность потребителей: населения, коммунально-бытовых и промышленных предприятий .

К инженерным сетям относят такие виды сетей как: сеть водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и водоотведения. В системе данных правоотношений по производству, поставке и потреблению

участвуют следующие субъекты: 1) производители соответствующих ресурсов (воды, электричества, газа и т.п.), организации, деятельность которых лицензируема; 2) ресурсоснабжающие организации (в частности, гарантирующие поставщики); 3) владельцы инженерных сетей (на праве собственности, на праве аренды, ином вещном или обязательственном праве); 4) потребители.

Поставка ресурсов конечному потребителю - долгий и сложный процесс, регулирование которого осуществляется нормами гражданского, энергетического, административного, государственного и муниципального права.

Как отмечают множество авторов, каждый этап данной сложной системы в современном российском праве и современной экономике имеет проблемы . В данной статье акцентируем внимание на проблеме признания за государственным или муниципальным органами права собственности на инженерные сети и проблеме управления инженерными сетями государственными или муниципальными органом.

В связи с переходом нашего государства с плановой экономики на рыночную, переоценке понятий собственности и субъектного состава правоотношений собственности, на территории множества муниципальных образований имеются бесхозяйные инженерные сети. Так же, инженерные сети могут стать бесхозяйными в результате банкротства предприятий.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве в 2018-ом количество предприятий банкротов составило 13 117. В 2019-ом ожидается рост корпоративной несостоятельности, связанный с сентябрьским и декабрьским повышением ставки Банка России в 2018 году .

Банкротство организаций, в частности процедура конкурсного производства, подразумевает реализацию имущества, состоящего на балансе должника. Однако, на практике возникают некоторые проблемы с реализацией инженерных сетей. Связано это с несколькими причинами.

Во-первых, с не передачей арбитражному управляющему документации от бывшего руководителя должника.

Во-вторых, с отсутствием кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на инженерную сеть и с дальнейшей невозможностью ее «узаконения» арбитражным управляющим (в связи отсутствием документации, отсутствия разрешения на строительства, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства).

В-третьих, с отсутствием спроса на подобные виды имущества на торгах. Отсутствие спроса, в данном случае, является совершенно справедливой ситуацией. Россия располагает огромной территорией и, соответственно, сетью водоводов большой протяженности. Уже сейчас износ водных коммуникаций достигает чрезвычайно высоких значений - от 50 до 90%. Из-за прорывов трубопроводов происходят потери воды при транспортировке потребителю, причем объем потерь в некоторых городах достигает 50% .

Следуем отметить, что процедура реализации некоторого вида имущества, в частности, инженерных сетей согласно п. 4 ст. 110 Федерального закона Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), проводится путем проведения конкурса.

Конкурс - особый вид торгов, при которых, собранием кредиторов или комитетом кредиторов, исходя из особо режима выставляемого на торги имущества, к участникам торгов предъявляются особенные требования.

Как указывает ст. 132 Закона о банкротстве: «В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к

ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг)».

В соответствии с п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве: «социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы».

Из существа законодательного регулирования следует, что в случае не реализации имущества коммунальной инфраструктуры (в том числе на повторных торгах и публичном предложении), данное имущества не может быть передано и в качестве отступного кредитору. Единственное последствие для такого рода имущества - переход его в собственность муниципального образования. При этом, должнику возмещаются денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов за счет местного бюджета.

В гражданском законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, или собственник отказался от права собственности. Закон определяет порядок по признанию вещи бесхозяйной и ориентируется, исходя из качества вещи, а именно признания бесхозяйного объекта недвижимости либо движимого имущества.

Существо правового регулирования, в большой степени указывает, что приобретение, содержание инженерных сетей - обязанность муниципального органа, а не его право.

В судебной практике встречаются множество проблем в процедуре передачи социально-значимых объектов - инженерных сетей муниципальному органу.

В частности, актуальным является вопрос о делимости или неделимости вещи - инженерной сети.

Суды склонны полагать, что инженерная сеть - сложная вещь, включающая в себя огромный комплекс технологических решений. При оценке того, является ли вещь единой, важно учитывать не только обстоятельство его физической неделимости, когда разделение вещи приведет к невозможности его использования по назначению, но и экономическую сторону вопроса. В частности, предметом рассмотрения Верховного суда Российской Федерации стало дело № А82-2922/2010 в котором решался вопрос о передаче нереализованного на торгах имущества муниципалитету. При этом, проблемным обстоятельством стало то, что вещь - инженерная сеть была расположена на разных земельных участках, физически разделенной. Верховный суд указал, что: «отсутствие технологической и функциональной связи котельных г. Тутаева и п. Константиновский в рассматриваемом случае правового значения не имеет, а принятие собранием кредиторов о продаже имущества отдельными лотами привело к тому, что: лот N 1 приобретен ООО "ПКФ "Сталинит", а лот N 2 не приобретен. Разделение котельных может привести к росту экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, поставляемой от котельной пос. Константиновский в связи с более низким полезным отпуском от данной котельной, который повлечет увеличение расходов областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов» .

Таким образом, проблема приобретения прав на инженерные сети как бесхозяйных вещей органами государственного или муниципального управления остается актуальной проблемой.

При решении данной проблемы перед законодателем должна стоять задача урегулирования и более четкой регламентации порядка приобретения прав на бесхозяйное имущество.

В регулировании нуждается, прежде всего, экономическая сторона вопроса. Если приобретение инженерных сетей должника-банкрота - обязанность муниципальных властей и данное приобретение должно быть возмездным, для осуществления данной деятельности необходимо финансирование. Закон же, об этом умалчивает. Бесхозяйное имущество, так же, нуждается в модернизации, тем более, имущество, приобретенное у должника-банкрота. Закон о банкротстве не предусматривает дальнейшую реализацию социально-значимых на безвозмездной основе инженерных сетей, а так же, не предусматривает прямой переход к заключению концессионных соглашений, либо соглашений о государственном-частном партнерстве.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

2. Визирян Г.В. и др. Терминологический словарь по строительству на 12 языках. М.: Русский язык. С.

1452.

3. Андреева Л.А., Богданов А.Г. К вопросу о приобретении муниципалитетом права собственности на бесхозяйное имущество // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 5(56). Новосибирск: СибАК, 2016. С. 45-57.

4. Сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве. URL: https://bankrot.fedresurs.ru/.

5. Сайт Общероссийского союза Арбитражных управляющих. URL: http://orpau.ru/news/itogi-2018-kolichestvo-korporativnyih-bankrotstv-sniziloт s.html

6. С. Ю. Долматов, а. В. Галкин. Математические модели износа трубопроводов систем водоснабжения // водоснабжение и санитарная техника. 2018. № 3. С. 23.

7. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-фз (ред. от 27.12.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.

8. Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2018 N 301-ЭС18-18873,4,5,6 по делу N А82-2922/2010. Документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.