УДК 343.9 DOI: 10.24420/KUI.2019.91.33.007
Р.Р. Абдулганеев
ПРАВОВОЙ ОПЫТ АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
SELECTED ASPECTS OF THE CRIMINAL LAW OF THE REPUBLIC OF AUSTRIA ON COUNTERING TERRORISM
Введение: в статье рассматриваются отдельные аспекты уголовного законодательства Австрийской Республики о противодействии преступлениям террористического характера.
Материалы и методы: материальную базу исследования составили нормы действующего уголовного законодательства Австрийской Республики, нормативные правовые акты Европейского союза, статистические данные правоохранительных органов и специализированных государственных структур Австрийской Республики о количественных и качественных показателях преступлений террористического характера, а также статистические данные Полицейской службы Европейского союза (Европол).
Методика исследования основана на диалектическом методе, в качестве частных научных методов применялись статистический, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Результаты исследования: в статье рассматриваются особенности австрийского уголовного законодательства при квалификации преступлений террористического характера. В рамках данной статьи особое внимание уделено этапам становления, причинам актуализации и опыту реализации антитеррористических норм уголовного законодательства Австрийской Республики.
Обсуждение и заключения: в статье обосновывается мнение, согласно которому антитеррористические нормы австрийского уголовного права, находясь во взаимосвязи с правовыми нормами Европейского союза, формируют особый правовой контекст, в котором противодействие терроризму уголовно-правовыми средствами представляется в качестве обеспечительной меры национальной безопасности.
Ключевые слова: терроризм, преступление террористического характера, австрийское уголовное законодательство, противодействие терроризму
Для цитирования: Абдулганеев Р.Р. Правовой опыт Австрийской Республики в противодействии преступлениям террористического характера // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 10, № 3. С. 302-308. DOI: 10.24420/KUI.2019.91.33.007
Introduction: the article considers the legal experience of the Republic of Austria in the sphere of countering crimes of a terrorist nature by criminal law means.
Materials and Methods: the material base of the study was constituted by the norms of the current criminal legislation of the Republic of Austria, the regulatory legal acts of the European Union, statistical data of law enforcement agencies and specialized state structures of the Republic of Austria on quantitative and qualitative indicators of terrorist crimes, as well as data of the European Union Police Service.
The research methodology is based on the dialectical method. Statistical, comparative legal and formal logical methods were used as private scientific methods.
Results: the article deals with the peculiarities of the Austrian criminal law when qualifying crimes of a terrorist nature. Within the framework of this article, special attention is paid to the stages of formation, the reasons for the actualization and the experience in the implementation of the anti-terrorist norms of the criminal legislation of the Republic of Austria.
Discussion and Conclusions: the article substantiates the view that the anti-terrorist norms of Austrian criminal law, while interrelated with the legal norms of the European Union, form a special legal context in which countering terrorism with criminal means is presented as a security measure of national security.
Key words: terrorism, terrorism crime, Austrian criminal law, countering terrorism
For citation: Abdulganeev R.R. Selected aspects of the criminal law of the Republic of Austria on countering terrorism // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2019. V. 10, N 3. P. 302-308. DOI: 10.24420/KUI.2019.91.33.007
Введение
Противодействие терроризму на территории стран Западной Европы выступает одним из ключевых элементов в обеспечении стратегических интересов национальной безопасности государств-членов Европейского союза (ЕС). Данное основание находит свое правовое закрепление в рамках «Глобальной стратегии внешней политики и политики безопасности ЕС» (A Global Strategy for the EU's Foreign and Security Policy)1 как руководящего документа европейского стратегического планирования.
При этом высокая вероятность террористической угрозы потребовала от ряда стран Европейского союза существенной модернизации национальной нормативной правовой базы, в том числе норм уголовного законодательства, за совершение преступлений данной категории.
К одной из стран, сформировавших особый правовой режим, позволяющий эффективно противодействовать терроризму уголовно-правовыми средствами, относится Австрийская Республика. Мы полагаем, что рассмотрение положений австрийского уголовного законодательства в сфере противодействия преступлениям террористического характера позволит выявить и обобщить положительный правовой опыт, а также сформировать направления по актуализации антитеррористических барьеров в рамках отечественного уголовного права.
Обзор литературы Формирование новых подходов в определении действенных антитеррористических мер уголовно-правового характера составляет одно из ключевых направлений деятельности австрийского научного сообщества. Так, различным аспектам противодействия терроризму уголовно-правовыми средствами были посвящены труды ведущих австрийских ученых: Ф. Форштубера (F. Forsthuber) (терроризм и уголовное право - взгляд с практической и теоретической точек зрения [1], А. Ленер (A. Lehner) (преступления, связанные с финансированием терроризма) [2], И. Митгуча (I. Mitgutsch) (национальная юрисдикция в отношении зарубежных террористических организаций) [3], Н.М. Шал-лмозер (N.M. Schallmoser) (участие в террористических организациях за рубежом и внутренняя юрисдикция) [4], П. Хилпольда (P. Hilpold) (австрийский нейтралитет и борьба с терроризмом) [5] и др.
Материалы и методы Материальную основу исследования составили статистические данные Полицейской службы Европейского союза (Европол) с 2014 по 2018 гг. об
индексах террористической угрозы на территории государств-членов Европейского союза; статистические данные Министерства внутренних дел Австрийской Республики с 2013 по 2018 гг. о количественных и качественных показателях выявленных преступлений террористического характера; статистические данные Министерства по вопросам конституции, реформам, дерегуляции и юстиции c 2014 по 2018 гг. о количестве расследованных уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений террористического характера; данные Федерального ведомства по охране конституции и борьбе с терроризмом Австрийской Республики с 2016 по 2018 гг. о количестве и видах совершенных преступлений террористического характера; данные Федерального управления статистики Австрийской Республики о количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Австрийской Республики с 2016 по 2018 гг.
Результаты исследования
Австрийская Республика относится к числу стран со значительным индексом террористической угрозы2, этому способствует не только соседство с государствами, подвергшимися террористической агрессии, но и расположение на пересечении крупных транзитных путей незаконной миграции из регионов с осложненным политическим и (или) социально-экономическим положением.
По данным Министерства внутренних дел Австрийской Республики (Bundesministerium für Inneres), географическая близость к государствам западно-балканского региона и реализация процессов интеграции этих государств в Европейский союз оказывают исключительное влияние на ситуа-
" 3
цию с антитеррористической защищенностью3.
Таким образом, в зоне особого внимания правоохранительных органов Австрийской Республики остается высокая вероятность включения в нелегальные миграционные потоки представителей террористических организаций, в том числе лиц, имеющих гражданство или вид на жительство в странах Европейского союза.
По данным Федерального ведомства по охране конституции и борьбе с терроризмом (Bundesamt für Verfassungsschutz und Terrorismusbekämpfung), с 2016 г. усилилась тенденция к возвращению лиц из числа граждан Австрийской Республики, выехавших на территории квазигосударственных образований в сирийско-иракскую зону военных действий. Так, только за последние три года на территорию страны вернулось более 170 граждан Австрийской Республики4.
1 A Global Strategy for the EU's Foreign and Security Policy, June 2016. URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy/17304/ global-strategy-european-unions-foreign-and-security-policy_en (дата обращения: 10.02.2019)
2 European Union Terrorism Situation and Trend Report 2018. Hague. 2018. P. 57.
3 Verfassungsschutzbericht. 2017. Wien. 2018. S. 12.
4 Verfassungsschutzbericht. 2017. Wien. 2018. S.12; Verfassungsschutzbericht. 2016. Wien. 2017. S. 24.
С 2013 г. в Австрийской Республике наблюдается устойчивый рост преступлений, совершенных мигрантами1. Из 30157 лиц, которые были осуждены в 2018 г. за совершение преступлений, доля иностранных граждан составила 43,5% (13118 лиц)2; в 2017 г. - 42,8% (13001 лиц из 30746); в 2016 г. -41,1% (12520 из 30450); в 2015 г. - 40 % (12857 из 32118); в 2014 г. - 37% (12210 из 32980); в 2013 г. -35,2% (12107 из 34424)3.
По нашему мнению, данные обстоятельства обусловливают формирование пространства для потенциальной радикализации, в том числе образование анклавов и закрытых социальных групп, организованных на национальной или религиозной основе, где велика вероятность культивирования крайних идеологических воззрений, в том числе идеологии терроризма.
Все указанное свидетельствует о наличии напряженного криминогенного фона внутри австрийского общества, приводящего к разногласиям на межнациональной и религиозной почве, нередко переходящим грань уголовного закона.
Осознавая сложность преодоления угрозы терроризма и обеспечения внутренней безопасности в Австрийской Республике, федеральное правительство предприняло ряд шагов по актуализации норм уголовного законодательства современным вызовам и угрозам террористического характера. Так, с 1974 по 2019 гг. в Уголовный кодекс Австрийской Республики (УК Австрийской Республики) было внесено 58 изменений, из них 6 связаны с совершенствованием норм, направленных на противодействие терроризму.
Важной особенностью действующего уголовного законодательства Австрийской Республики является отсутствие дефиниции терроризма. При этом, как отмечает А. Ленер, с 1963 г. Австрийская Республика ратифицировала действие 19 конвенций и протоколов о противодействии терроризму, которые по-разному толкуют данное понятие [2], но так и не выработала собственного правового понимания терроризма как преступного явления.
С момента принятия Уголовного кодекса Австрийской Республики (Strafgesetzbuch) в 1974 г.4 раздел 20 «Преступные действия против обще-
ственного спокойствия» (Strafbare Handlungen gegen den öffentlichen Frieden) не предусматривал преступления террористического характера в качестве самостоятельной нормы, а терроризм как разновидность преступной деятельности.
Отметим, что нарастающая опасность террористической угрозы потребовала принятия взвешенных и эффективных мер уголовно-правового характера, что нашло отражение в следующих этапах становления и актуализации антитеррористических норм уголовного законодательства Австрийской Республики:
I. Правовое осознание угрозы международного терроризма
Переосмысление ключевых подходов в работе по формированию актуальных уголовно-правовых барьеров на пути террористической угрозы приобрело новый виток после трагических событий 11 сентября 2001 г. в г. Нью-Йорке. Так, в 2002 г. УК Австрийской Республики был подвергнут масштабному реформированию, в результате которого в раздел 20 Уголовного кодекса Австрийской Республики были включены статьи 278b «Террористическое сообщество» (Terroristische Vereinigung), 278с «Террористические преступления» (Terroristische Straftaten) и 278d «Финансирование терроризма» (Terrorismusfinanzierung)5.
II. Развитие уголовно-правовой мысли о противодействии новым формам террористической деятельности
Данный этап реформирования уголовного законодательства Австрийской Республики был связан с принятием закона «О предупреждении терроризма» (Das Terrorismuspräventionsgesetz) в 2010 г., на основании которого была проведена работа по дополнению раздела 20 УК Австрийской Республики статьей 278f «Инструктаж по совершению террористического преступления»» (Anleitung zur Begehung einer terroristischen Straftat) и статьей 282a «Подстрекательство к совершению террористических преступлений и поощрению совершения террористических преступлений» (Aufforderung zu terroristischen Straftaten und Gutheißung terroristischer Straftaten), которые вступили в силу в январе 2012 г. 6
1 По данным Федерального управления статистики Австрийской Республики, по стоянию на 2018 г. в стране официально проживает 1,697 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, что составляет 19,2% от общей численности населения страны // Bundesländer Statistiken zu migration & integration. - 2018. Wien, 2018. S. 10.
2 Kriminalität. URL: http://statistik.at/web_de/statistiken/menschen_und_geseUschaft /soziales/kriminalitaet/index.html (дата обращения: 12.08.2019).
3 Sicherheitsbericht 2017. Bericht über die Tätigkeit der Strafjustiz. Wien, 2018. S. 39.
4 Bundesgesetz vom 23. Jänner 1974 über die mit gerichtlicher Strafe bedrohten Handlungen (Strafgesetzbuch - StGB) // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 1974. Nr. 60, ausgegeben zu Wien am 29 Jänner1974, S. 641-692.
5 Bundesgesetz Strafrechtsänderungsgesetz 2002 // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 2002. Teil I. Nr. 134, ausgegeben zu Wien am 13 August 2002, S. 1407-1422.
6 Bundesgesetz, mit dem das Strafgesetzbuch zur Verhinderung von Terrorismus sowie das Strafgesetzbuch und die Strafprozessordnung 1975 zur Verbesserung des strafrechtlichen Schutzes der Umwelt geändert warden // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 2011. Teil I. Nr. 103, ausgegeben zu Wien am 21 November 2011. URL: https://www.sbg.ac.at/ssk/bgbl/2013_i_116.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
III. Совершенствование уголовно-правовых механизмов по противодействию воспроизводимому потенциалу террористических организаций
К одному из последних изменений УК Австрийской Республики, произошедших в октябре 2018 г., относится дополнение раздела 20 статьей 278g «Поездка в террористических целях» (Reisen für terroristische Zwecke)1, направленной на противодействие пополнению рядов террористических организаций австрийскими гражданами и лицами, имеющими вид на жительство в стране.
Стоит отметить, что особое влияние на формирование уголовно-правовой политики в области противодействия терроризму оказывает нахождение Австрийской Республики в рамках правового пространства Европейского союза. Так, Директива 2017/541 Европейского парламента и Совета от 15.03.2017 г. «О борьбе с терроризмом и замене Рамочного решения Совета 2002/475/JI и внесении изменений в Решение Совета 2005/671/JI»2 в части 1 статьи 19 определила, что каждое государство-член ЕС должно принять необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении ряда преступлений, к числу которых также относятся деяния террористического характера.
Таким образом, в современном уголовном законодательстве Австрийской Республики к преступлениям террористического характера (без дополнительных условий) относятся: статья 278b «Террористическое сообщество», статья 278с «Террористические преступления» и статья 278d «Финансирование терроризма»; 278e «Обучение (подготовка) в террористических целях»; статья 278f «Инструктаж по совершению террористического преступления»; статья 278g «Поездка в террористических целях»; статья 282a «Подстрекательство к совершению террористических преступлений и поощрению совершения террористических преступлений».
По данным Министерства по вопросам конституции, реформам, дерегуляции и юстиции (Bundesministerium für Verfassung, Reformen, Deregulierung und Justiz), c 2014 по 2018 гг. на территории Австрийской Республики было осуждено 126 человек (2014 г. - 1; 2015 г. - 18; 2016 г. - 43; 2017 - 293; 2018 - 354), за совершение преступлений террористического характера.
По данным статистики за 2014-2018 гг., к наиболее распространенным преступлениям террористического характера относятся деяния, указанные в статьях 278b, 278d и 282a УК Австрийской Республики5.
По нашему мнению, приведенные выше нормы составляют рациональное сочетание правовых усилий австрийского законодателя в сфере формирования актуальных антитеррористических барьеров уголовно-правового характера.
1. Статья 278b «Террористическое сообщество» (Terroristische Vereinigung).
Раскрывая положения статьи 278b «Террористическое сообщество», важно отметить, что она относится к числу первых антитеррористических норм австрийского уголовного законодательства и с момента ее введения в УК Австрийской Республики в 2002 г. претерпевает уже вторую редакцию.
В УК Австрийской Республики под террористическим сообществом понимается объединение лиц на долгосрочной основе, состоящее более чем из двух человек, имеющее целью совершение хотя бы одним из них одного или нескольких террористических преступлений или осуществление финансирования терроризма.
Действующая редакция статьи 278b «Террористическое сообщество» УК Австрийской Республики по итогам внесенных изменений в 2010 г. включает в себя три части. В части 1 предусмотрена ответственность лица за руководство террористическим сообществом, в части 2 - за участие в деятельности террористического сообщества, а в части 3 приведено понятие террористического сообщества.
При этом в изначальной редакции 2002 г. в части 1 статьи 278b УК Австрийской Республики были заложены две формы активного преступного поведения, заключающиеся как в непосредственном руководстве террористическим сообществом, так и в руководстве террористическим сообществом с целью совершения преступлений, указанных в части 1 статьи 278c УК Австрийской Республики6.
Отметим, что при характеристике участия лица в деятельности террористического сообщества применяются требования части 3 статьи 278 «Преступное сообщество» (Kriminelle Vereinigung) УК Австрийской Республики, на основании которых членом преступного сообщества является любой,
1 Bundesgesetz Strafrechtsänderungsgesetz 2018 // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 2018. Teil I. Nr. 70, ausgegeben zu Wien am 25 Oktober 2018. URL: https://www.ris.bka.gv.at/Dokumente/BgblAuth/BGBLA_2018_I_70/BGBLA_2018_I_70.pdfsig (дата обращения: 20.05.2019).
2 Richtlinie (EU) 2017/541 des Europäischen Parlaments und des Rates vom 15. März 2017 zur Terrorismusbekämpfung und zur Ersetzung des Rahmenbeschlusses 2002/475/JI des Rates und zur Änderung des Beschlusses 2005/671/JI des. URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/DE/TXT/?uri=celex%3A32017L0541 (дата обращения: 05.03.2019).
3 Sicherheitsbericht 2017. Bericht über die Tätigkeit der Strafjustiz. Wien. 2018, S. 49.
4 European Union Terrorism Situation and Trend Report 2019. Hague. 2019, P. 69.
5 Sicherheitsbericht 2017. Bericht über die Tätigkeit der Strafjustiz. Wien, 2018. S. 48-49.
6 Статья 278c «Террористические преступления» УК Австрийской Республики включает в себя список умышленных деяний, которые могут считаться террористическими преступлениями, если они совершены при наличии террористического мотива.
кто совершает уголовное преступление в рамках своей преступной деятельности или иным образом участвует в деятельности такого сообщества (предоставляя информацию, активы и др.), зная, что своими действиями пропагандирует сообщество или его преступную деятельность.
2. Статья 278d «Финансирование терроризма» (Terrorismusfinanzierung).
Современная австрийская уголовно-правовая политика в сфере формирования барьеров на пути финансирования терроризма складывается в инклюзивном ключе, позволяя координировать правовые усилия в противодействии организованным формам финансового обеспечения терроризма.
В первоначальной (2002 г.) редакции статья 278d УК Австрийской Республики включала две части, содержащие восемь различных вариантов преступной деятельности. К таковым относилось финансирование разнородных по своему правовому характеру деяний (воздушное пиратство, преднамеренная угроза для воздушной безопасности; преднамеренное воздействие ядерного или ионизирующего излучения; покушение на жизнь, здоровье или свободы лица, пользующегося международной защитой, и др.). Однако в 2013 г. в свете реализации Рекомендаций ФАТФ «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»1 преступлением было признано финансирование не только террористических актов, но и отдельных террористов и террористических организаций, даже при отсутствии связи их действий с конкретным террористическим актом или актами.
На этом основании 29.07.2013 в Федеральный закон Австрийской Республики от 13.08.2002 №134 «О внесении изменений в Уголовный кодекс»2 были внесены поправки, в соответствии с которыми часть 1 статьи 278d УК Австрийской Республики была дополнена пунктом 9 и введена в действие часть 1а.
Положения пункта 9 части 1 статьи 278d УК Австрийской Республики предусматривают ответственность за предоставление или сбор финансовых активов с целью их использования (даже частичного) при совершении любого из преступлений, указанных в пункте 1 статьи 278c «Террористические преступления», статье 278e «Обучение (подготовка) в террористических целях», статье 278f «Инструктаж по совершению террористи-
ческого преступления» и статье 278g «Поездка в террористических целях» или за использование финансовых активов с целью вовлечения другого лица к совершению одного из преступлений, указанных в пунктах с 1 по 9 и 10 части 1 статьи 278с УК Австрийской Республики.
В свою очередь, введение части 1а в статью 278d УК Австрийской Республики позволило включить в уголовно-правовую орбиту две новые разновидности финансирования терроризма: а) деяния, связанные с предоставлением или сбором финансовых активов для другого лица, о котором достоверно известно, что оно готовит совершение одного из деяний, указанных в части 1 статьи 278d УК Австрийской Республики; б) деяния, связанные с предоставлением или сбором финансовых активов для члена террористического сообщества, которое готовит совершение деяния, указанного в части 1 статьи 278d УК Австрийской Республики.
3. Статья 282а «Подстрекательство к совершению террористических преступлений и поощрению совершения террористических преступлений».
Формирование уголовно-правовых барьеров на пути распространения крайних идеологических воззрений, в том числе идеологии терроризма среди широких слоев общества, получило новый импульс в свете активизации в 2010-2016 гг. миссионерского движения салафитского толка в Австрийской Республике и на территории приграничных государств3.
В 2011 г. в рамках реализации требований Рамочного решения Совета ЕС 2008/913/ ХНА от 28 ноября 2008 года «О криминализации определенных форм и проявлений расизма и ксенофобии»4 УК Австрийской Республики был дополнен статьей 282а.
Структурно указанная норма состоит из двух частей. В части 1 предусмотрена ответственность за публичное подстрекательство в печатном издании, в прямом эфире средств массовой информации или любым другим способом к совершению любого преступления, указанного в пунктах с 1 по 9 или 10 части 1 статьи 278с УК Австрийской Республики.
Важно отметить, что, исходя из положений статьи 12 УК Австрийской Республики, лицом, совершающим преступление, признается не только непосредственный его исполнитель, но также и любое лицо, подбирающее соучастников для его совершения, или лицо, иным образом способствующее его совершению.
1 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М., 2012. С. 15.
2 Bundesgesetz, mit dem das Strafgesetzbuch geändert wird // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 2002. Teil I. Nr. 134, ausgegeben zu Wien am 13 August 2002. S. 1407-1422.
3 Verfassungsschutzbericht. 2017. Wien, 2018. S. 12.
4 Rahmenbeschluss 2008/913/JI des Rates vom 28. November 2008 zur strafrechtlichen Bekämpfung bestimmter Formen und Ausdrucksweisen von Rassismus und Fremdenfeindlichkeit // Amtsblatt der Europäischen Union. 2008. № L 328. S. 55-58.
В свою очередь, в положении части 2 статьи 282а УК Австрийской Республики закреплено, что уголовной ответственности подлежит любое лицо, которое поощряет совершение любого преступления, указанного в пунктах с 1 по 9 или 10 части 1 статьи 278с УК Австрийской Республики, в такой форме, которая может привести к совершению другим лицом одного или нескольких подобных преступлений.
Полагаем, что такое понимание подстрекательства к совершению террористических преступлений и поощрению их совершения является характерной чертой австрийского уголовного законодательства, позволяющей комплексно реагировать на угрозу распространения идеологии терроризма и взвешенно подходить к преодолению новых вызовов террористического характера.
Обсуждение и заключения
На основании проведенного анализа отдельных аспектов уголовного законодательства Австрийской Республики в сфере противодействия терроризму считаем необходимым выделить следующее:
1. По нашему мнению, осложнение криминогенной обстановки и нарастание внутренних дестабилизирующих процессов, происходящие изменения вектора распространения крайних идеологических воззрений, сопряженные с негативными последствиями миграционного кризиса 2015-2016 гг., способствовали выявлению уязвимых компонентов общеевропейской архитектуры безопасности, что потребовало актуализации отраслевой нормативной правой базы, в том числе и норм уголовного законодательства.
Важно отметить, что, начиная с 2002 г., из 6 внесенных изменений в УК Австрийской Республики, связанных с совершенствованием норм, направленных на противодействие терроризму, 4 были внесены в период с 2010 по 2018 гг. Считаем, что этапность происходящих с 2010 г. модификаций антитеррористических норм австрийского уголовного законодательства носит не системный, а, скорее, уточняющий характер. По нашему мнению, указанное выступает следствием материальных изменений терроризма как преступного явления на территории государств-членов Европейского союза, что имманентно отражается на всей правовой системе Австрийской Республики. Данное основание позволяет сделать вывод о наличии «конвенционной зависимости» антитеррористических норм уголовного законодательства Австрийской Республики, что может негативно отражаться на формировании национальных правовых барьеров в указанной сфере.
2. В содержательной плоскости основная тенденция развития антитеррористических норм УК Австрийской Республики связана с динамикой
ужесточения санкций за совершение преступлений террористического характера. Так, одним из основных видов наказаний за совершение преступлений террористического характера является лишение свободы на определенный срок. Начиная с 2010 г., минимальный размер данного вида наказания в среднем был увеличен в два раз и в максимальном исчислении достигает 20 лет лишения свободы.
В качестве характерной особенности австрийского уголовного законодательства стоит отметить, что любое лицо при совершении хотя бы одного из деяний, указанных в части 1 статьи 278с УК Австрийской Республики, подлежит наказанию в соответствии с законом, применимым к упомянутому в нем преступлению, при этом максимальный размер наказания за его совершение увеличивается вдвое, но не может составлять более 20 лет.
3. Уголовно-правовые формы защиты национальных интересов Австрийской Республики от преступлений террористического характера сформированы на основе присущей романо-герман-ской правовой системе законодательной градации в зависимости от уровня общественной опасности. Необходимо отметить, что преступления террористического характера до 2002 г. не составляли отдельную категорию уголовно-наказуемых деяний, а рассматривались как разновидность организованных форм преступной деятельности. При этом в рамках действующей редакции УК Австрийской Республики перечень преступлений, признаваемых террористическими, не представлен в виде отдельного раздела, а находит свое отражение в разделе 20 «Преступные действия против общественного спокойствия».
4. В правовом контексте конструирование отдельных антитеррористических норм УК Австрийской Республики имеет новаторский формат, выходящий за пределы классических подходов доктринального обоснования противодействия терроризму уголовно-правовыми средствами. Так, особого внимания заслуживает статья 278с «Террористические преступления», которая в части 1 предусматривает перечень деяний, по своей совокупности не являющихся террористическими, но при наличии террористического мотива подлежащих квалификации как преступления террористического характера.
Полагаем, что рассмотренные отдельные аспекты действующего уголовного законодательства Австрийской Республики в сфере противодействия терроризму позволили раскрыть основные тенденции развития правовой мысли в указанной сфере, выявить характерные для австрийского уголовного законодательства правовые конструкции и обобщить правовой опыт противодействия терроризму.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Forsthuber F. Terrorismus und Strafrecht - Gedanken aus richterlicher und grundrechtlicher Sicht// Terrorismus und Strafrecht. Symposiummaterialien am 15. April 2016. Wien, 2017. S. 9-15.
2. Lehner A. Straftatbestände zur Bekämpfung der Terrorismusfinanzierung. Eine rechtsvergleichende Untersuchung der österreichischen und deutschen Bestimmungen unter Berücksichtigung internationaler und europäischer Rechtsinstrumente: dis. ... Dr. iur. Wien, 2014. 298 s.
3. Mitgutsch I. Innerstaatliche Gerichtsbarkeit bei terroristischer Vereinigung (§ 278b StGB) eines Ausländers im Ausland // Journal für Strafrecht. 2019. № 1. S. 41-44.
4. Schallmoser N.M. Beteiligung an terroristischer Vereinigung im Ausland und inländische Gerichtsbarkeit // Juristische Blätter. 2017. № 12. S. 809-815.
5. Hilpold P. Die österreichische Neutralität und der Kampf gegen den Terrorismus // Journal für Rechtspolitik. 2016. № 4. S. 282-286.
Об авторе: Абдулганеев Ренат Рафаилович, кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отделения Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Абдулганеев Р.Р., 2019.
Статья получена: 03.07.2019. Статья принята к публикации: 19.09.2019. Статья опубликована онлайн: 23.09.2019.
About the author: Abdulganeev Renat R., Candidate of Law (Research doctorate), Head of Research Department of the Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.