Научная статья на тему 'Современные уголовно-правовые подходы в борьбе с терроризмом в Германии'

Современные уголовно-правовые подходы в борьбе с терроризмом в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
889
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗ-МОМ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / НЕГАТИВНОЕ СОЦИАЛЬ-НОЕ ЯВЛЕНИЕ / terrorism / the fight against terrorism / the security of the state / a negative social phenomenon.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулганеев Ренат Рафаилович

Статья посвящена рассмотрению актуальных по-ложений правового опыта Федеративной Республики Германии в вопросах оптимизации средств уголовно-правового воздействия за совершение деяний терро-ристического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern criminal-legal campaigns in the fight against terrorism in Germany

The article is devoted to the consideration of actual provisions of the legal experience of the Federal Republic of Germany in questions of optimization of the means of criminal legal effect for committing acts of a terrorist nature.

Текст научной работы на тему «Современные уголовно-правовые подходы в борьбе с терроризмом в Германии»

УДК 343.3

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10013

Абдулганеев Ренат Рафаилович Renat R. Abdulganeev

кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отделения Казанский юридический институт МВД России (420059, Казань, ул. Оренбургский тракт, 128)

candidate of sciences (law), head of research department

Kazan law institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (128 Orenburgskij trakt, Kazan, Russian Federation, 420059)

E-mail: renatabd001@mail.ru

Современные уголовно-правовые подходы в борьбе с терроризмом в Германии

Modern criminal-legal campaigns in the fight against terrorism in Germany

Статья посвящена рассмотрению актуальных положений правового опыта Федеративной Республики Германии в вопросах оптимизации средств уголовно-правового воздействия за совершение деяний террористического характера.

Ключевые слова: терроризм, борьба с терроризмом, безопасность государства, негативное социальное явление.

The article is devoted to the consideration of actual provisions of the legal experience of the Federal Republic of Germany in questions of optimization of the means of criminal legal effect for committing acts of a terrorist nature.

Keywords: terrorism, the fight against terrorism, the security of the state, a negative social phenomenon.

Распространение идеологии терроризма в мире, появление новых форм и методов осуществления террористической деятельности свидетельствует о его качественных изменениях и требует актуализации средств уголовно-правового воздействия за данное негативное явление.

В российском правовом пространстве борьба с терроризмом как угрозой национальной и военной безопасности возведена в ранг приоритетных направлений в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] и Военной доктрине Российской Федерации [2], однако проявления терроризма настолько многоаспектны по своему содержанию и сложны по заложенному в них характеру преступных деяний, что законодательство не всегда своевременно реагирует на его качественные изменения.

К тому же проведенный анализ результатов оперативно-служебной деятельности специализированных подразделений по борьбе с терроризмом позволяет оценить масштабы террори-

стической угрозы в стране. Так, в 2012 году было зарегистрировано 637 преступлений террористического характера; в 2013 году - 661; в 2014 году - 1128; в 2015 году - 1538; в 2016 году -2227; в 2017 году -1871 [3].

Приведенные показатели преступлений террористического характера вызывают обоснованную тревогу как у практических работников, так и у исследователей данного вопроса.

Мы считаем, что рассмотрение актуальных положений уголовного законодательства отдельных государств в сфере борьбы с терроризмом способствует выработке предложений по формированию эффективных антитеррористических барьеров в рамках национального уголовного законодательства.

В немецком научном сообществе к различным аспектам борьбы с терроризмом уголовно-правовыми средствами обращались М. Цёллер (М. Zoller) (повышение эффективности уголовного законодательства в борьбе с терроризмом

© Абдулганеев Р.Р., 2018

и политическим экстремизмом под влиянием законодательства Европейского союза) [4], Ф. Шрё-дер (F. Schröder) (формирование эффективных мер уголовно-правового реагирования на организованные формы преступности, в том числе и террористического характера) [5], Б. Хафене-гер (B. Hafeneger) (повышение эффективности правовых форм борьбы с исламизмом, салафиз-мом и джихадизмом в Гермаии) [6], Д. Динстбюль (D. Dienstbühl) (повышение эффективности применения уголовного законодательства в сфере борьбы с распространением идеологии терроризма в интернет-пространстве) [7] и др.

Отметим, что теоретическая основа осуществления государственной безопасности в немецком обществе была сформулирована В. фон Гумбольдтом [8] в постулате: «без безопасности нет свободы». Это явилось отправной точкой в формировании курса «либеральной безопасности», нашедшей свое практическое отражение после событий «Немецкой осени» 1977 года [9].

Новейшая история Федеративной Республики Германии (ФРГ) знает немало примеров проявлений терроризма на своей территории, особенно в период миграционного кризиса 2015-2016 года, когда только в течение 2016 года было совершено пять террористических актов (нападение террористов-смертников в г. Ансбахе; атака на пассажиров поезда в г. Вюрцбурге; нападение на храм общины сикхов в г. Эссене; нападение на сотрудника криминальной полиции в г. Ганновере; нападение на посетителей рождественской ярмарки в г. Берлине).

По данным органов государственной безопасности Германии (Bundesamt für Verfassungsschutz), с 2014 года растет потенциал террористических организаций в стране: так, на оперативном учете в 2017 г. состояло более 25 230 человек (2016 г. - 24 400; 2015 г. - 14 120; 2014 г. - 12 890 человек), активных участников или лиц, поддерживающих различные террористические организации [10, s. 23].

К тому же за период с 2001 по 2017 годы на территории Германии была пресечена деятельность 16 террористических организаций, имевших разветвленную сеть ячеек в стране [11].

В центре внимания органов государственной безопасности Германии находится высокая опасность вхождения членов террористических организаций в европейские миграционные потоки. Так, в 2017 году выявлено 940 человек (2016 г. -890; 2015 г. - 780; 2014 г. - 550; 2013 г. - 240), которые принимали участие (оказывали поддержку) в деятельности террористических организаций на территории Сирии и Ирака [12].

Произошедшие акты терроризма и рост потенциала террористических организаций внутри Германии потребовали реализации решительных правовых мер, направленных на обеспечение национальной безопасности и поддержание конституционного порядка путем актуализации норм уголовного законодательства Германии.

К числу нормативных правовых актов, реформировавших отдельные положения Уголовного кодекса ФРГ, относятся:

1) Закон о борьбе с международным терроризмом (Закон о борьбе с терроризмом) (Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (Terrorismusbekämpfungsgesetz) [13] от 9 января 2002 года, с изменениями, внесенными Законом о продлении сроков действия положений Закона о борьбе с терроризмом (Gesetz zur Verlängerung der Befristung von Vorschriften nach den Terrorismusbekämpfungsgesetzen) [14] от 9 декабря 2015 года, который определил новые уголовно-правовые подходы в определении средств борьбы с терроризмом на территории Германии;

2) Закон об улучшении обмена информацией в борьбе с международным терроризмом (Gesetz zum besseren Informationsaustausch bei der Bekämpfung des internationalen Terrorismus) [15] от 29 июля 2016 ода, который внес дополнения в статью 129а «Организация террористического объединения», расширив перечень условий, при которых возможно применение надзора за лицами - участниками террористического объединения;

3) Закон о реформе уголовно-правовой процедуры изъятия имущества (Gesetz zur Reform der strafrechtlichen Vermögensabschöpfung) [16] от 13 апреля 2017 года, существенно дополнив статью 89с «Финансирование терроризма», статью 129а «Организация террористического объединения» и статью 129в «Вовлечение в преступные и террористические объединения за рубежом».

Таким образом, проблемы, с которыми столкнулась Германия, явились катализатором формирования структурированного государственного подхода в определении наиболее эффективных уголовно-правовых механизмов по борьбе с терроризмом в стране [17].

Под терроризмом в правовом пространстве Германии понимается устойчивая борьба за политические цели, достигаемые посредством нападений на жизнь, здоровье и имущество других лиц и состоящие в совершении террористических преступлений или совершении других уголовно наказуемых деяний, которые служат основой для подготовки таких преступлений [18, s. 319].

Действующая редакция Уголовного кодекса ФРГ (Strafgesetzbuch) [19] предусматривает в особенной части ряд статей, устанавливающих перечень деяний, отнесенных законодателем к преступлениям террористического характера. К таковым (без дополнительных условий) относятся:

1. Статья 89с «Финансирование терроризма» (Terrorismusfinanzierung).

Данная статья входит в главу третью «Угроза демократическому правовому государству» (Gefährdung des demokratischen Rechtsstaates) первого раздела «Угроза государственной безопасности, государственная измена и угроза демократическому правовому государству» (Friedensverrat, Hochverrat und Gefährdung des demokratischen Rechtsstaaten) особенной части УК ФРГ.

В статье под финансированием терроризма понимается совершение умышленных действий по сбору, приему или предоставлению финансовых активов, в том числе третьим лицам с целью совершения преступлений против жизни и здоровья человека (убийство, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, причинение тяжкого физического и (или) психического вреда здоровью); против свободы человека (захват заложников); против свободы конкуренции (нарушение целостности компьютерных данных, уничтожение зданий, уничтожение важного промышленного оборудования, поджог, поджог со смертельным исходом, опасные вмешательства в систему железнодорожных, морских и воздушных перевозок и др.); против окружающей среды (несанкционированное обращение с радиоактивными веществами и другими опасными веществами и товарами); против правил оборота огнестрельного оружия.

При этом отдельно предусмотрена возможность применения указанной нормы и в случае финансирования террористического акта, совершаемого за границей, однако при его совершении за пределами государств-членов Европейского Союза данная норма применяется только в случае, если субъектом преступления выступает гражданин Германии или преступление совершается в отношении гражданина Германии.

Законодательно также предусмотрена возможность смягчения наказания по усмотрению суда в случае добровольного прекращения совершения преступления лицом или добровольного препятствия его совершению другими лицами. В случае предотвращения преступления без вмешательства преступника (для смягчения наказания), достаточно наличия добровольных и достаточных усилий с его стороны для достижения этой цели.

2. Статья 129а «Организация террористического объединения» (Bildung terroristischer Vereinigungen).

Указанная статья входит в седьмой раздел «Преступления против общественного порядка» (Straftaten gegen die öffentliche Ordnung) особенной части УК ФРГ.

Отметим, что статья 129а «Организация террористического объединения» УК ФРГ была включена в Уголовный кодекс ФРГ в 1976 году в рамках пакета законодательных инициатив «Lex RAF» [20] и впервые ввела термин «Террористическое объединение» в качестве юридического понятия.

Так, под террористическим объединением понимается организованное на длительный срок объединение более чем двух человек, созданное с целью совершения террористических преступлений [21, s. 928].

В последней редакции части 1 и 2 статьи 129a УК ФРГ уголовно наказуемым является совершение деяний, направленных на организацию объединения, цели и деятельность которого направлены на совершения убийства, геноцида, преступления против человечности, военные преступления или преступления против личной свободы человека, а также участие в таком объединении в качестве ее члена.

В части 2 статьи 129а УК ФРГ к организации террористического объединения также отнесена организация объединения с целью совершения деяний, направленных против здоровья человека (физического и (или) психического); против свободы личности; против свободы экономической деятельности; против окружающей среды; против правил оборота огнестрельного оружия.

Заметим, что также отдельно оговорена ответственность за участие в деятельности такого объединения в качестве ее члена, даже в случае, если ее деятельность была направлена исключительно на запугивание общества путем нарушения деятельности органов государственной власти или международной организации, нанесения ущерба политическим, конституционным, экономическим или социальным основам государства, а также и в случае, когда последствия их совершения могли нанести серьезный ущерб государству или международной организации.

3. Статья 129в «Вовлечение в преступные и террористические объединения за рубежом» (Kriminelle und terroristische Vereinigungen im Ausland; Einziehung).

Данная статья была введена в уголовный закон Германии в 2002 году в качестве одной из

правовых мер борьбы с международным терроризмом, после трагических событий 11 сентября 2001 года в г. Нью-Йорке [22].

Положения статьи 129в УК ФРГ предусматривают возможность применения статьи 129 УК ФРГ «Организация преступного объединения» и статьи 129а УК ФРГ «Организация террористического объединения» в отношении террористических объединений, созданных за рубежом, но представляющих угрозу интересам национальной безопасности Германии.

Однако действует ряд условий, при которых возможна реализация положений указанной статьи. Так, в случае совершения преступных деяний, предусмотренных статьями 129 и 129а УК ФРГ, за пределами Германии или государств - членов Европейского Союза, применение статьи 129в УК ФРГ возможно только, если лицом, совершившим преступление, или потерпевшим является гражданин Германии. Также возможно их применение в случаях подготовки за рубежом преступным или террористическим объединением совершения преступления на территории Германии против государственного порядка, против личности или против общественной безопасности.

Рассмотрение правового опыта Федеративной Республики Германии в вопросах оптимизации средств уголовно-правового воздействия за совершение деяний террористического характера позволило сформулировать следующие выводы:

1. Антитеррористические нормы уголовного законодательства Германии являются одними из наиболее динамичных среди остальных норм особенной части УК ФРГ. Так, в статью 129а «Организация террористического объединения» (Bildung terroristischer Vereinigungen) УК ФРГ были внесены пять поправок; в статью 129в «Вовлечение в преступные и террористические объединения за рубежом» (Kriminelle und terroristische Vereinigungen im Ausland; Einziehung) УК ФРГ - три поправки. При этом наибольшее количество изменений уголовного законодательства Германии приходится на 2002 и 2015 годы, что, на наш взгляд, является правовым отражением возникновения наиболее крупных угроз ее национальной безопасности.

2. В свете изменения отдельных норм УК ФРГ принципиально по-новому определены сроки давности за совершение преступлений террористического характера, которые составляют от пяти до десяти лет, однако такое правило не применяется в отношении организатора или покровителя террористического объединения. В данном случае сроки давности установлены от десяти до двадцати лет. С точки зре-

ния УК ФРГ, действия и принимаемые решения организатором террористического объединения должны носить ультимативный характер для ее членов. При этом немецкий законодатель к организаторам террористического объединения относит также членов, которые хотя сами и не принадлежат к руководству объединения, но своими действиями вносят существенный вклад в развитие такого объединения или выступают вдохновителями осуществления преступной деятельности.

3. К особенностям немецкого уголовного законодательства относится дифференцированный подход при применении поощрительных норм, освобождающих лицо от ответственности в случае совершения преступления террористического характера. Правовая возможность полного освобождения от ответственности виновного за совершения преступлений террористического характера при добровольном прекращении совершения преступления или добровольного препятствия его совершению другим лицам (при соучастии) не предусмотрена.

4. Закрепленная система уголовных наказаний, предусмотренных за совершение преступлений террористического характера, построена на принципе законодательной градации - от менее строгого наказания к более строгому. Основным видом наказания за совершение преступлений террористического характера является лишение свободы на определенный срок (от шести месяцев до десяти лет - за финансирование терроризма и вовлечение в преступные и террористические объединения за рубежом; от одного года до десяти лет - за организацию террористического объединения).

Полагаем, что рассмотренные современные уголовно-правовые походы в борьбе с терроризмом в Германии будут интересны как с позиции актуальной законодательной практики, так и полезны субъектам борьбы с терроризмом в России, а также позволят определить наиболее перспективные направления дальнейшего совершенствования отечественного уголовного законодательства в указанной сфере.

Примечания

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.

2. О Военной доктрине Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Российская газета. 2014. 30 декабря.

3. Преступления экстремистской направленности и террористического характера по России за период с 2012 по 2017 гг. // ГИАЦ МВД России. М., 2018.

4. Zöller M. Strafrechtliche Verfolgung von Terrorismus und politischem Extremismus unter dem Einfluss des Rechts der Europäischen Union // Zeitschrift für Internationale Strafrechtsdogmatik. 2014. № 9. S. 402-411.

5. Schröder F. Vereinigung, Bande, Gruppe & Co.; Die organisationsbezogenen Straftatbestände des deutschen Strafgesetzbuchs // Zeitschrift für Internationale Strafrechtsdogmatik. 2014. № 9. S. 389-392.

6. Hafeneger B. Islamismus, Salafismus, Dschihadismus; Überlegungen und Hinweise zum religiös motivierten Extremismus // Sozial Extra. 2015. № 2. S. 10-15.

7. Dienstbühl D. Radikalisierung per E-Learning; Das Internet als islamistisches Rekrutierungsmedium // Kriminalistik. 2015. № 3. S. 167-172.

8. Humboldt von W. Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen. Breslau, 1851. 219 s.

9. Maaßen H.-G. Erste öffentliche Anhörung der Präsidenten der Nachrichtendienste des Bundes durch das Parlamentarische Kontrollgremium im Deutschen Bundestag am 5. Oktober 2017. URL: https://www. verfassungsschutz.de/de/oeffentlichkeitsarbeit/ vortraege/eingangsstatement-p-20171005-oeffentliche-anhoerung-pkgr-2017 (дата обращения: 28.10.2017)

10. Verfassungsschutzbericht 2017: Fakten und Tendenzen. Berlin, 2017.

11. Übersicht über Verbotsmaßnahmen des BMI gegen islamistische Organisationen im Zeitraum von Januar 1990 bis Dezember 2016. URL: https:// www.verfassungsschutz.de/de/arbeitsfelder/af-islamismus-und-islamistischer-terrorismus/verbotene-organisationen-islamismus (Tabelle «Verbotene islamistische Organisationen») (дата обращения: 28.10.2017).

12. Reisebewegungen von Jihadisten Syrien/ Irak. URL: https://www.verfassungsschutz.de/de/ arbeitsfelder/af-islamismus-und-islamistischer-terrorismus/reisebewegungen-von-jihadisten-syrien/ irak (дата обращения: 15.09.2017).

13. Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (Terrorismusbekämpfungsgesetz) // Bundesgesetzblatt Jahrgang. 2002. Teil I. Nr. 3, ausgegeben zu Bonn am 11 Januar 2002. S. 361-395.

14. Gesetz zur Verlängerung der Befristung von Vorschriften nach den Terrorismusbekämpfungsge setzen // Bundesgesetzblatt Jahrgang 2015. Teil I. Nr. 49, ausgegeben zu Bonn am 09 Dezember 2015. S. 2161-2162.

15. Gesetz zum besseren Informationsaustausch bei der Bekämpfung des internationalen Terrorismus // Bundesgesetzblatt Jahrgang. 2016. Teil I. Nr. 7, ausgegeben zu Bonn am 29 Juli 2016. S. 1819-1823.

16. Gesetz zur Reform der strafrechtlichen Vermögensabschöpfung // Bundesgesetzblatt Jahrgang. 2017. Teil I. Nr. 22, ausgegeben zu Bonn am 21 April 2017. S. 872-894.

17. Абдулганеев РР Современные криминологические меры предупреждения религиозного экстремизма в Германии как средство защиты конституционного строя // Библиотека криминалиста. 2017. № 1 (30). С. 166- 171.

18. Verfassungsschutzbericht 2005. Berlin, 2006.

19. Strafgesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 13. November 1998 (BGBl. I S. 3322), das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 17. August 2017 (BGBl. I S. 3202) geändert worden ist. Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH. URL: http: // www.juris.de (дата обращения: 05.10.2017).

20. Gesetz zur Änderung des Strafgesetzbuch, der Strafprozessordnung, des Gerichtsferfassungsgesetzes, der Bundesrechtsanwaltsordnung und des Strafvollzugsgesetzes // Bundesgesetzblatt Jahrgang 1976. Teil I. Nr. 102, ausgegeben zu Bonn am 20 August 1976. S. 2181-2186.

21. Fischer T. § 129a, Bildung terroristischer Vereinigungen, Rn. 4 // Strafgesetzbuch und Nebengesetze, C.H. Beck. München, 2012.

22. Vierunddreißigstes Strafrechtsänderungsgesetz § 129b StGB (34. StrÄndG) // Bundesgesetzblatt Jahrgang. 2002. Teil I. Nr. 61, ausgegeben zu Bonn am 29 August 2002. S. 3390-3393.

Notes

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 no. 683. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, part II, art. 212. (In Russ.)

2. On the Military Doctrine of the Russian Federation: approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 no. Pr-2976. Rossiyskaya gazeta, 2014, December 30. (In Russ.)

3. Extremist and terrorist crimes for Russia for the period from 2012 to 2017. GIAC of the Ministry of Internal affairs of Russia. Moscow, 2018. (In Russ.)

4. Zöller M. Criminal prosecution of terrorism and political extremism under the influence of European Union law. Journal of International Criminal Law Dogmatics, 2014, no. 9, pp. 402-411. (In German.)

5. Schröder F. Vereinigung, Bande, Gruppe & Co; The Organizational Offenses of the German Penal Code. Journal of International Criminal Law Dogmatics, 2014, no. 9, pp. 389-392. (In German.)

6. Hafeneger B. Islamism, Salafism, Jihadism; Reflections and references to religiously motivated extremism. Social extra, 2015, no. 2, pp. 10-15. (In German.)

7. Humboldt von W. Radicalization via e-learning; The Internet as an Islamist recruiting medium. Criminalistics, 2015, no. 3, pp. 167-172. (In German.)

8. Humboldt von W. Ideas for an attempt to determine the limits of the effectiveness of the state. Wroclaw, 1851. 219 s. (In German.)

9. Maassen H.-G. First Public Hearing of the Presidents of the Federal Intelligence Service by the Parliamentary Control Panel in the German Bundestag on 5 October 2017. URL: https://www.verfassungsschutz. de/de/oeffentlichkeitsarbeit/vortraege/eingangsstate-ment-p-20171005-oeffentliche-anhoerung-pkgr-2017 (accessed 28.10.2017). (In German.)

10. Report on the Protection of the Constitution 2017: facts and tendencies. Berlin, 2017. (In German.)

11. Overview of prohibition measures of the BMI against Islamist organizations in the period from January 1990 to December 2016. URL: https://www. verfassungsschutz.de/de/arbeitsfelder/af-islamis-mus-und-islamistischer-terrorismus/verbotene-organisa-tionen-islamismus (Table «Forbidden Islamist Organizations») (accessed 28.10.2017). (In German.)

12. Travel movements of jihadists Syria/Iraq. URL: https://www.verfassungsschutz.de/de/arbeitsfelder/af-is-lamismus-und-islamistischer-terrorismus/reisebewegun-gen-von-jihadisten-syrien/irak (accessed 15.09.2017). (In German.)

13. Act to Combat International Terrorism (Counter Terrorism Act). Federal Law Gazette, 2002, part I, no. 3, issued to Bonn on 11 January 2002, pp. 361-395. (In German.)

14. Law on the extension of the time limit of regulations under the terrorism control laws. Federal Law Gazette, 2015, part I, no. 49, issued to Bonn on 09 December 2015, pp. 2161-2162. (In German.)

15. Law for a better exchange of information in the fight against international terrorism. Federal Law Gazette, 2016, part I, no.7, issued to Bonn on July 29, 2016, pp. 1819-1823. (In German.)

16. Law on the reform of criminal asset recovery. Federal Law Gazette, 2017, part I, no. 22, issued to Bonn on 21 April 2017, pp. 872-894. (In German.)

17. Abdulganeev R.R. Modern criminological measures to prevent religious extremism in Germany as a means of protecting the constitutional order. Library of the criminalist, 2017, no. 1 (30), pp. 166-171. (In Russ.)

18. Constitutional Protection Report 2005. Berlin, 2006. (In German.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Penal Code as amended on 13 November 1998 (BGBl. I p. 3322), which was last amended by Article 1 of the Act of 17 August 2017 (Federal Law Gazette I p. 3202). Federal Ministry of Justice and Consumer Protection in cooperation with juris GmbH. URL: http://www. juris.de (accessed 05.10.2017). (In German.)

20. Law amending the Criminal Code, the Code of Criminal Procedure, the Judiciary Act, the Federal Lawyers Act and the Prison Act. Federal Gazette, 1976, part I, no. 102, issued to Bonn on 20 August 1976, pp. 2181-2186. (In German.)

21. Fischer T. § 129a, formation of terrorist associations, para. 4. Penal Code and subsidiary laws, C.H. Beck. Munich, 2012. (In German.)

22. Thirty-Fourth Criminal Law Amendment Act § 129b StGB (34th StrÄndG). Federal Law Gazette, 2002, part I, no. 61, issued to Bonn on 29 August 2002, pp. 3390-3393. (In German.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.