УДК 316
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
© Г. Ш. Хамитова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: [email protected]
Проблема правового нигилизма молодежи представляет собой реальную угрозу национальной и социальной безопасности России. Это детерминировано широким распространением в современном российском обществе преступности, экстремизма в подростковой и молодежной среде. Одним из способов решения данной социальной проблемы является правовое образование и воспитание молодежи.
Ключевые слова: правовое образование и воспитание.
Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Общество предоставляет ей возможность социального становления, обеспечивая льготами, но ограничивая при этом возможности активного участия в определенных сферах жизни социума.
Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, установок, принципов, навыков правомерного поведения, которая систематически и организованно воздействует на личность.
Правовое образование - передача, накопление и усвоение правовых знаний в учебных заведениях.
Правовой нигилизм - социальное явление, которому свойственна высокая степень деформирования правового сознания индивидов, характеризующаяся отрицанием права как социального блага, неуважением к нему, негативным отношением к правосудию и законности, нарушением правовых предписаний и запретов, наносящим вред отдельным индивидам, обществу, государству.
Социальная безопасность - состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.
Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Проблема национальной безопасности российского государства становится все более актуальной с каждым днем во многом в связи с тем, что, помимо ранее известных угроз, появляются новые, которые требуют безотлагательного устранения или, в крайнем случае, нивелирования.
К числу современных угроз национальной безопасности нашей страны относят националистические настроения, ксенофобию, сепаратизм и насильственный экстремизм, угрозу распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, наркоторговлю и торговлю людьми, глобальное информационное противоборство и другие [1]. Мы считаем, в этот список необходимо включить и правовой нигилизм молодежи. Данное социальное явление вызывает серьезные опасения многих исследователей.
Так, например, по мнению профессора А. А. Щегорцева, массовый правовой нигилизм молодежи, проявляющийся в беспрецедентном разгуле преступности, уже через несколько лет может привести к введению чрезвычайных положений и мер в тех регионах, где уровень преступности постоянно увеличивается. И, более того, «молодежная преступность начинает приобретать глобальный для российского общества характер» [2].
Об этом свидетельствует уголовно-правовая статистика, в соответствии с которой в январе-ноябре 2010 г. каждое девятнадцатое (5.4%) преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Кроме того, по сравнению с этим же периодом 2009 г. на четверть (25.2%) возросло количество зарегистрированных преступлений (597) экстремистской направленности [3].
Социальная опасность правового нигилизма молодежи заключается в том, что, если молодые люди не уважают законы своего государства, не боятся преступать их, законопослушные граждане вынуждены жить в обществе, в котором не чувствуют себя в безопасности, не видят реальной защиты со стороны государства. То есть часть населения, нарушающая правовые запреты и предписания, ведущая нигилистический образ жизни, вынуждает других к аналогичному типу поведения. Следовательно, правовой нигилизм представляет собой угрозу не только национальной, но и социальной безопасности российского государства.
Под социальной безопасностью понимают состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод [4].
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Фе-
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4
1257
дерации от 12.05.2009 г. №537, среди основных приоритетов национальной безопасности Российской Федерации особо выделяется общественная безопасность, стратегическими целями обеспечения которой являются защита основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение социальной стабильности в обществе [1].
Однако приходится констатировать, что в современном российском обществе не только имеют место, но и широко распространены нарушения прав и свобод человека и гражданина. Об этом свидетельствуют результаты проведенного автором в 2010 г. социологического исследования (см. табл. 1-2). На вопрос: «Нарушаются ли Ваши права и свободы?» ответили «да, постоянно» 8.7% респондентов, «скорее, да» - 60.9%, «редко» - 30.4% молодых людей, ни одного ответа «нет, никогда» не последовало. То есть нарушения своих прав отмечают все опрошенные представители молодого поколения. Учитывая, что только у трети респондентов права нарушаются редко, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство (69.6%) молодежи сталкивается с постоянным нарушением их прав и свобод.
Если основные права и свободы молодых людей постоянно нарушаются, это вызывает соответствующую негативную реакцию по отношению к обществу (в лице его граждан) и государству (в лице его структур). Молодежь перестает всерьез воспринимать право как таковое, его функцию в качестве регулятора социальных отношений и перестает верить в возможность решения возникающих вопросов и проблем правомерными способами. Это неуважительное, скептическое отношение к праву приводит, в частности, к нарушению существующих правовых и социальных норм, подтачивая общество изнутри, и представляет собой такое крайне деструктивное явление, как правовой нигилизм в молодежной среде.
Оно, безусловно, имеет под собой определенные основания. Ведь в решении возникающих вопросов и проблем молодое поколение не рассчитывает на помощь государства. Об этом свидетельствуют социологические данные, полученные автором в 2010 г. К примеру, 47.8% студентов Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан на вопрос: «Рассчитываете ли Вы на помощь государства в решении Ваших проблем (жилищных; связанных с получением образования, с трудоустройством, рождением детей и т.д.)?» ответили, что полагаются только на себя. На частичную помощь государства надеются 39.1% респондентов и лишь 13.1% молодых людей полностью уверены в помощи государства.
Исходя из этого вполне закономерным является то, что правовыми способами (пишут заявления, жалобы, обращаются в суд и т. п.) борются с нарушением своих прав лишь 39.1% опрошенных, более половины (52.2%) молодых людей обращаются за помощью к родителям, родственникам, друзьям и знакомым, а 8.7% применяют неправовые методы (дают взятки, «презенты» и т.д.).
Одной из причин этого, помимо того, что молодые люди не рассчитывают на помощь государ-
ства, является, на наш взгляд, отсутствие должного и необходимого правового образования и воспитания в учебных заведениях. И мы рассматриваем правовое образование и воспитание молодежи в качестве одного из средств преодоления правового нигилизма, обеспечения национальной и социальной безопасности российского государства.
Под средствами обеспечения национальной и социальной безопасности понимают технологии, технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной и социальной безопасности и мерах по ее укреплению [1].
Основной объем правовой информации молодежь получает из семьи, учебных заведений, СМИ. Однако первое представление о праве складывается в семье. Именно здесь формируется база, на основе которой осуществляется дальнейшее развитие представлений человека о праве и культуре, а поступки родителей и окружающих людей формируют его жизненные ориентиры.
Сравнительный анализ данных, полученных в результате анкетирования студентов ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (далее - БашГУ) и Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан (далее - БАГСУ), показал примерно одинаковое, а именно то, что постоянно правовые вопросы в семье обсуждаются только в 24.8% и 21.7% случаев соответственно (табл. 1). Из общего числа опрошенных всего лишь около четверти семей молодых респондентов (24.3%) проводят с детьми беседы на правовые темы постоянно, иногда - в 58.6% случаев. Очень редко правовые вопросы обсуждаются в 13.8% семей и даже имеет место такой вариант ответа, как «нет, никогда» - его отметили 3.9% студентов БашГУ (в БАГСУ такой вариант ответа не был обозначен).
Однако семья как агент первичной социализации далеко не всегда справляется со своей обязанностью правового воспитания молодежи. Это, в частности, наглядно видно из табл. 1. Но проблема не только в том, что в семьях не проводятся соответствующие беседы, а в том, что далеко не все семьи отличаются уважительным отношением к праву и соответственно не прививают детям основы законопослушного поведения. Поэтому обсуждение в семье правовых вопросов также не является безусловным гарантом формирования у представителей молодого поколения четкой правовой направленности в мыслях и действиях.
Такие пробелы в правовом воспитании в рамках семьи призваны устранять образовательные учреждения, которые также являются одними из агентов первичной социализации.
Мы также исследовали отношение молодых людей к правовым знаниям, полученным ими в образовательных учреждениях, и к навыкам их применения в повседневной деятельности (табл. 2).
Таблица 1.
Обсуждаете ли Вы в семье правовые вопросы? (в %)*
Вуз Да, постоянно Иногда Очень редко Нет, никогда
БашГУ 24.8 57.4 13.9 3.9
БАГСУ 21.7__________65.2 13.1 -Итого: 24.3__________ 58.6 13.8 3.3
* Источник: результаты опроса (анкетирования) молодых граждан (студентов вузов) в возрасте 16-30 лет, который проводился в 2010 г. на основе авторского инструментария.
Таблица 2.
Смогли ли Вы получить правовые знания, необходимые Вам в жизни, работе, в учебных заведениях? (в %)*
Вуз Да Скорее, да Скорее, нет Нет Затрудняюсь ответить
БашГУ 25.6 42.6 13.2 7.8 10.8
БАГСУ 56.5 21.7 8.7 -- 4.4
Итого: 30.3 40.8 12.5 6.6 9.8
* Источник: результаты опроса (анкетирования) молодых граждан (студентов вузов) в возрасте 16-30 лет, который проводился в 2010 г. на основе авторского инструментария.
Столь высокий процент студентов БАГСУ, ответивших «да» (56.5%) и не ответивших «нет» (0%) на вопрос: «Смогли ли Вы получить правовые знания, необходимые Вам в жизни, работе, в учебных заведениях?», вероятно, обусловлен не только качеством преподавания правовой дисциплины в предыдущих образовательных учреждениях, но также тем, что эти студенты получают второе высшее образование и обучаются при этом на юридической специальности.
Несмотря на то, что большая часть респондентов БашГУ и БАГСУ (71.1%), по их мнению, получили необходимые для жизни, работы правовые знания, вызывает тревогу то, что практически треть опрошенных (28.9%) либо отметили отсутствие у них таких знаний, либо не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос.
Поэтому объективным результатом этого является то, что примерно треть студентов БашГУ (всего 28.9%) либо очень редко (21.9%) применяет на практике знания, полученные при изучении права в учебном заведении, либо никогда (7%) этого не делает.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. провозглашено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных
посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Т.е. курс направлен на преодоление правового нигилизма [1].
С учетом того, что социальная проблема правового нигилизма молодежи является одной из наиболее сложных в современном российском обществе, решать ее можно только используя комплексный подход, одной из составляющих которого является правовое образование и воспитание молодежи.
Для обеспечения национальной и социальной безопасности государство должно гарантировать социальную стабильность, реализацию гражданами Российской Федерации своих прав и свобод, безопасность. Одним из способов достижения этого является необходимый, достаточный уровень и качество правового образования всего населения и особенно молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. №537. ИКЬ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=87685
2. Щегорцев А. А. Перспективы молодежи в условиях социально-экономической трансформации российского общества. И^: http://budjetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF
3. Краткая характеристика состояния преступности за январь-ноябрь 2010 г. И^: http://www.mvd.ru/stats/10000479/10000742/8586/
4. Социальная безопасность как составная часть национальной безопасности государства. И^: http://plan-
konspekt.ru/ogp/ogp 106001 .Мт
Поступила в редакцию 12.11.2010 г.