Научная статья на тему 'Концептуальные основы решения социальной проблемы правового нигилизма молодежи'

Концептуальные основы решения социальной проблемы правового нигилизма молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
690
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / СОЦИУМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабакович Г. А., Хамитова Г. Ш.

Целью исследования стала разработка теоретических и методологических основ концепции взаимодействия социальных институтов общества в процессе правового образования и воспитания молодого поколения, т.е. в процессе решения социальной проблемы правового нигилизма молодежи. Теоретико-методологической основой исследования выступают концепции и положения, сформулированные в предметных рамках социологии отклоняющегося поведения, представленные в теориях девиантного поведения, аномии, социального контроля, «теории разбитых окон», целевого объекта; системный, исторический подходы. В рамках рассматриваемой концепции авторами предложена модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи, которая представлена в виде линейной последовательности, каждый из взаимодополняющих этапов которой должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан (в семье, дошкольных образовательных учреждениях и т.д.) и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и других органов). Результаты исследования могут применяться в работе государственных структур различного уровня, в том числе образовательных учреждений, правоохранительных органов, судов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы решения социальной проблемы правового нигилизма молодежи»

628

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 658.336.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО

НИГИЛИЗМА МОЛОДЕЖИ

© Г. А. Кабакович, Г. Ш. Хамитова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: [email protected]

Целью исследования стала разработка теоретических и методологических основ концепции взаимодействия социальных институтов общества в процессе правового образования и воспитания молодого поколения, т.е. в процессе решения социальной проблемы правового нигилизма молодежи. Теоретико-методологической основой исследования выступают концепции и положения, сформулированные в предметных рамках социологии отклоняющегося поведения, представленные в теориях девиантного поведения, аномии, социального контроля, «теории разбитых окон», целевого объекта; системный, исторический подходы. В рамках рассматриваемой концепции авторами предложена модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи, которая представлена в виде линейной последовательности, каждый из взаимодополняющих этапов которой должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан (в семье, дошкольных образовательных учреждениях и т.д.) и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и других органов). Результаты исследования могут применяться в работе государственных структур различного уровня, в том числе образовательных учреждений, правоохранительных органов, судов и др.

Ключевые слова: молодежь, правовой нигилизм, правовое образование и воспитание, социум, национальная безопасность, социальная безопасность.

Проблема правового нигилизма молодежи в России приобрела в последние годы общенациональное, общегосударственное, общесоциальное значение и требует безотлагательного разрешения. Это обусловлено тем, что в современном российском обществе находят широкое отражение такие крайне негативные формы правового нигилизма, как молодежный экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде.

Социальная проблема правового нигилизма заключается в том, что он расшатывает и без того размытые представления россиян о праве, которое воспринимается ими как инструмент достижения определенных политических и личных целей власть имущих. В свою очередь, подрыв доверия к праву как средству защиты личности в обществе автоматически приводит к моральному обоснованию и оправданию неправовых и противоправных форм самозащиты, тем самым создавая угрозу различным аспектам безопасности России, задерживая развитие общества и государства.

России нужна четкая концепция национальной, государственной и социальной безопасности, исходящая из верховенства интеллекта, нравственности, духовности, основывающаяся на философ-ско-социальном осмыслении всех явлений, происходящих в обществе.

В связи с этим цель данной работы состоит в разработке теоретических и методологических основ концепции взаимодействия социальных институтов общества - образовательных учреждений, государственных (в том числе правоохранитель-

ных) органов, армии и др. в процессе правового образования и воспитания молодого поколения.

Теоретико-методологической основой исследования выступают концепции и положения, сформулированные в предметных рамках социологии отклоняющегося поведения, представленные в теориях девиантного поведения, аномии (Э. Дюркгей-ма, Р. Мертона, П. Сорокина), социального контроля, «теории разбитых окон» (Дж. Уилсон, Дж. Кел-линг), целевого объекта (А. Маслоу); системный, исторический подходы.

Для разработки концептуальных основ решения проблемы правового нигилизма в молодежной среде, необходимо, прежде всего, рассмотреть данное сложное социальное явление в различных аспектах.

Во-первых, правовой нигилизм можно представить как социально-политическое явление. По мнению ряда современных исследователей, в действительно демократическом обществе не должно быть такого социального явления, как правовой нигилизм. Граждане государства, в котором народ является единственным источником власти, должны уважительно относиться к существующей системе права (каким бы он ни был, но закон есть закон), добровольно и без какого-либо принуждения соблюдать правовые предписания и запреты. В государстве действуют именно те законы, которые его граждане заслужили. Однако именно в российском (провозглашенном демократическим) обществе правовой нигилизм имеет место, и даже, более того, широко распространен, особенно в молодеж-

* автор, ответственный за переписку

ной среде. В то же время некоторые исследователи полагают, что если демократия - это подчинение меньшинства большинству, то отчуждение от власти, законов и т.п. возможно и реально.

Во-вторых, правовой нигилизм можно рассматривать в качестве формы общественного отношения, проявляющей себя и как субъект-объектная связь (отношение к обществу и его законам), и как субъект-субъектная связь (отношение к другим индивидам).

В данном случае можно рассмотреть правовой нигилизм в контексте теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом и усовершенствованной впоследствии Р. Мертоном. Э. Дюркгейм утверждал, что когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов, а вообще практически отсутствуют, тогда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия. При этом состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды истории, и в этом смысле оно нормально [1]. Такое состояние, по-видимому, переживает в настоящее время и наше общество.

В то же время Р. Мертон полагал, что аномию можно наблюдать и в стабильном обществе. В этом случае она связана «с невозможностью достичь одобряемых культурой целей нормальными, узаконенными средствами, что в свою очередь приводит к поискам незаконных способов удовлетворения потребностей» [2].

Обострение проблемы правового нигилизма в молодежной среде в значительной степени детерминировано аномизацией всего общества в условиях радикальных стремительных социальных перемен, которые сопровождаются общественной деморализацией, крушением прежних социальных идеалов, перестройкой всей системы социального контроля, состоянием, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. В результате отмечается широкое распространение правового нигилизма молодежи в российском обществе.

При этом некоторые исследователи полагают, что правовой нигилизм проявляется не от свободы выбора, а, напротив, от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.

В-третьих, правовой нигилизм допустимо рассматривать в качестве формы общественного мышления, которая, выражая свою мировоззренческую позицию относительно права, отчужденную определенными причинами, выступает как следствие и причина отчуждения от права.

Существуют индивиды, которые выбирают отрицательную линию поведения (в том числе правового) из нежелания быть как все. Как отмечает Д. Карнеги, людьми движет страстное стремление осознания собственной значимости. Это же желание быть оцененным подталкивает многих молодых людей к совершению правонарушений. Более того, со-

временный малолетний преступник считает себя значительной личностью, и первое, о чем он просит после ареста,- это посмотреть те бульварные газеты, которые пишут о нем как о герое дня [3].

Другие отрицают ценность существующей правовой системы, считая ее несправедливой. Несогласие определенной части населения с действующей в государстве правовой системой представляется вполне закономерным по причине того, что идеального права, как и идеального государства не существует. Кроме того, невозможно достичь единообразного отношения к праву всех людей, учитывая моральные, культурно-нравственные, социально-экономические и иные различия. Кроме того, то, что законы принимаются в интересах определенных групп населения, является одним из поводов для противоречий и несогласия с ними граждан, чьим интересам они противоречат.

Более того, общество, создавая определенный стандарт поведения, не всегда само ему соответствует. Если идеальное общество и существовало бы (что, как известно, утопия), оно не могло бы долго оставаться совершенным. Как отметил Э. Дюрк-гейм, «если смотреть глубже, то окажется, что во всякой гармонии интересов таится скрытый и только отложенный на время конфликт. Ибо там, где господствует только интерес, ничто не сдерживает сталкивающиеся эгоизмы, каждое «Я» находится относительно другого «Я» на военном положении, и всякое перемирие в этом антагонизме не может быть долговечным» [4].

Рассматривая социологический аспект правового нигилизма, необходимо раскрыть понятие его источников. К источникам правового нигилизма молодежи мы относим отсутствие должного правового образования и воспитания молодого поколения основными агентами социализации, особенно -учебными заведениями; усилившуюся социальную и имущественную дифференциацию общества; низкий уровень доходов семей несовершеннолетних и молодых людей; безработицу; отказ от прежней системы ценностей и др.

В настоящее время государство не в полной мере осуществляет управление поведением граждан, особенно молодых людей. Управление поведением молодежи напрямую связано с правовым образованием, воспитанием. Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, так как это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности, ее гражданской активности и культуры.

Кроме того, правовое образование, правовое воспитание являются неотъемлемой частью общей культуры гражданина, условиями формирования правосознания. Если в образ всесторонне развитой личности обычно включаются умственная, физическая, трудовая, нравственная, политическая и правовая составляющие, то в настоящий период в связи с переходом к рыночной экономике, провозгла-

630

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

шением России правовым государством, становлением гражданского общества акцентирование внимания на правовой воспитанности, правовом образовании стало не просто актуальным, а необходимым требованием времени.

Подлинное правовое воспитание должно ориентироваться на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно, а также вести борьбу с любыми правонарушениями. Т.е. правовое воспитание представляет собой разновидность социального контроля, который призван регулировать негативное и опасное для общества девиантное поведение молодых людей, в частности подростковые и молодежные преступления. Прежде всего, это обусловлено тем, что «предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе» [5].

В свою очередь отсутствие правового воспитания молодых граждан, на наш взгляд, является одной из главных причин молодежного и подросткового правового нигилизма, а также криминального поведения как одной из его деструктивных форм. Необходимость разрешения возникшей в обществе социальной ситуации подчеркивает актуальность разработки целостного концептуального подхода к проблемам правовоспитательной деятельности в молодежной среде.

Полностью решить социальную проблему правового нигилизма в молодежной среде не представляется возможным, потому что общество само производит условия и факторы его распространения. Однако возможно и необходимо свести к минимуму его деструктивные проявления и последствия, представляющих угрозу национальной, социальной и государственной безопасности. Это обеспечивается только при комплексном подходе.

Необходимость разработки специальной социологической теории многоуровневого правового образования и воспитания молодежи продиктована радом причин. Ее положения, позволяющие свести к минимуму проявления правового нигилизма в молодежной среде, могут быть положены в основу построения системы национальной, социальной и государственной безопасности Российской Федерации. Они особенно актуальны и необходимы в работе государственных структур различного уровня, в том числе образовательных учреждениях, правоохранительных органах, судах и др.

Специальная социологическая теория способна помочь практике социального управления процессами, происходящими в масштабах страны, в вопросах предупреждения правонарушений и преступлений, представляющих постоянную угрозу личности, обществу и государству, исправления недостатков правового воспитания, полученного в семье.

Поскольку концепция правового образования и воспитания молодежи во многом относится к числу образовательных, то по своей логике и структуре она должна вписываться в ряд остальных образовательных тенденций и, в первую очередь, в концепцию единой системы непрерывного образования и воспитания. Поэтому внедрение системы многоуровневого правового образования и воспитания молодого поколения требует соответствующих изменений и в образовательной системе, и в деятельности государственных органов.

Концепция решения социальной проблемы правового нигилизма молодежи и, следовательно, обеспечения национальной и социальной безопасности России основывается на следующих методологических положениях [6]:

- правовое образование и воспитание молодежи, наряду с духовно-нравственным воспитанием, является приоритетной задачей органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

- молодежь, находясь на этапе социализации, требует особого управленческого влияния со стороны общества и государства;

- развитие социальной организации и самоорганизации молодежи является объективным процессом, отражающим потребности подрастающего поколения и общества в целом;

- определенный разрыв между молодежью, общественными объединениями и органами государственной власти, их обособленность друг от друга представляет собой одну из причин ослабления управляемости процессами, происходящими в молодежной среде;

- уровень развития современных социальноэкономических условий недостаточно соответствует эффективной реализации потенциала молодежи в политике, формировании и развитии национального богатства, гражданского общества, нового качества жизни населения;

- в настоящее время имеет место недостаточная вовлеченность молодого поколения в решение социально-экономических задач.

В рамках рассматриваемой концепции авторами предложена модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи, которая представлена в виде линейной последовательности, каждый из взаимодополняющих этапов которой должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан (в семье, дошкольных образовательных учреждениях и т.д.) и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и др. органов). Сформированная таким образом база знаний и будет являться средством достижения заданного высокого уровня правосознания молодых граждан.

Это ставит перед агентами правовой социализации новые цели и задачи: обеспечение молодых людей необходимыми правовыми знаниями и навыками, возникающими как в связи с существующими, так и изменяющимися социальными условиями, и отражающими запросы общества, государства, индивидуальные запросы представителей молодого поколения, а также формирование образовательных потребностей, ориентированных на решение социальной проблемы правового нигилизма молодежи, обеспечение национальной и социальной безопасности России.

Таким образом, в современных условиях правовое образование и воспитание должны стать важнейшим фактором развития личности, преодоления правового нигилизма, становления гражданского общества, построения демократического правового государства, обеспечения национальной и социальной безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер.с франц., сост., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. С. 342.

2. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социальные исследования. 1992. №3. С. 43.

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Минск: Попурри, 2007. С. 28-30.

4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведение. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 52.

5. Руководящие принципы Организации Объединенных

Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.). иЯЬ: http://www.juvenilejustice.rU/documents/d/world/

errijad (дата обращения: 12.10.2010).

6. Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006-2015 гг. (утв. Указом Президента Республики Башкортостан №УП-415 от 26.09.2006). Уфа: Дом Республики, 2006. С. 5-6.

Поступила в редакцию 21.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.