УДК 316
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
© Г. Ш. Хамитова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: [email protected]
Проблема правового нигилизма молодежи в современном российском обществе в настоящее время становится все более актуальной в связи с широким распространением таких явлений, как алкоголизация подрастающего поколения, табакокурение, наркомания, подростковая проституция, молодежный экстремизм, преступность, незнание законов, невыполнение и неверие в их силу.
Ключевые слова: правовой нигилизм, молодежь, социальная проблема, ценностные ориентации, девиантное поведение.
По мнению ряда исследователей, правовой нигилизм является специфической характеристикой российской ментальности. Иногда правовой нигилизм рассматривают как существенный элемент российского правового менталитета, полагая, что россиянам присущи «неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуваже-ния и законопослушания, незрелое деформированное правосознание, ... элементы вседозволенности» [1]. Однако правовой нигилизм как мировоззренческая проблема не является лишь российской проблемой.
К крайне отрицательным формам правового нигилизма, проявляющимся у подрастающего поколения, относятся алкоголизация, курение, наркомания, подростковая проституция, преступность в молодежной среде, молодежный экстремизм. И одной из главных причин распространения правового нигилизма, по нашему мнению, является отсутствие должного и необходимого правового воспитания.
Некоторые исследователи полагают, что изучение права молодыми людьми с раннего возраста может неблагоприятно сказаться на их психике, это может лишить детей детства. Однако подростковая среда наиболее болезненно реагирует не на право, а на негативные последствия кризисного состояния общества. Это обусловлено тем, что в переходном возрасте происходит нравственное формирование личности, накопление опыта, в том числе и отрицательного.
Как отметил Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов в декабре 2006 г., современное поколение молодежи выросло в новом постсоветском пространстве, когда многие достижения, духовные и нравственные ценности прежних лет в стране были утеряны [2].
Общеизвестно, что молодежь является стратегически важным ресурсом любого государства, основой развития общества. Поэтому от роли и места молодежи в социуме зависит позитивное развитие России. При этом эффективная молодежная политика позволяет обеспечить демократические
преобразования, движение по пути экономического и социального прогресса.
Социальная роль молодых людей определяется, прежде всего, их воспитанием, и особенно -правовым воспитанием. Однако как показывают проведенные социологические исследования, в настоящее время появились новые ценностные ориентации представителей молодого поколения, которые приводят к совершению ими правонарушений.
Т ак, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в январе-ноябре 2008 г. в стране почти каждое пятнадцатое (6.6%) преступление совершено несовершеннолетними или при их участии [3].
С одной стороны, 6.6% - незначительный показатель, если рассматривать его абстрактно. Но сам факт того, что 6.6% от общего числа всех преступлений, совершенных в январе-ноябре 2008 г. в России, приходится на молодых людей несовершеннолетнего возраста, свидетельствует о том, что данные подростки уже с раннего возраста вовлечены в противоправную (уголовную) орбиту.
Кроме того, для современной молодежи характерны такие негативные социальные девиации, как алкоголизация, табакокурение, наркомания, подростковая проституция, молодежный экстремизм. Приходится констатировать, что такие негативные проявления отклоняющегося поведения сопровождают молодых людей задолго до их совершеннолетия.
В данных наиболее социально опасных девиациях ярко проявляется негативное отношение молодых граждан к праву, закону, правовой нигилизм, неверие в разрешение вопросов правовым способом.
Одной из главных причин этого, на наш взгляд, является недостаточный уровень правового образования молодых граждан в семье, учебных заведениях, со стороны других институтов и агентов социализации.
В настоящее время правовое обучение в школах начинается с 8 класса и осуществляется до 11 класса включительно. Однако анализ учебных планов 10-11 классов показывает, что, как правило,
570
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
общеправовая подготовка старшеклассников отсутствует, за исключением профилированных юридических классов. Существенным недостатком этой модели является то, что обязательное систематическое изучение правовых знаний прекращается в 14-15 лет (9 класс), когда учащийся еще не имеет юридического статуса в полном объеме. В результате, общеправовая подготовка не получает завершения уже в самой модели [4].
Так, в школьном учебном плане (8 класс) на изучение предмета «Обществоведение» выделено 34 часа, и только 1 час посвящен правовым вопросам. В 9 классе аналогичная ситуация: из 34 часов только 17 отведено изучению права. В 10 классе из 34 часов, выделяемых на предмет «Обществозна-ние», ни одного часа правовым вопросам не уделяется. В 11 классе из 68 часов «Обществознания» также ни одного часа не посвящено изучению права.
Анализ учебных планов и программ неюридических факультетов Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационного технического университета показал, что на предметы «Правоведение» и «Основы права» выделяется от 20-26 часов (специальность «Химия», «Физика») до 90 часов (специальность
«ОТЗИ», «Управление качеством») за курс. При этом в общее количество часов входят как аудиторные занятия, так и самостоятельная работа студентов.
Результаты социологических исследований, проведенных нами в 2007-2008 гг. в форме опроса (анкетирования) молодых граждан 14-21 года на основе оригинального авторского инструмента, показали, что чуть более половины старшеклассников (63.7%) смогли получить необходимые правовые знания в процессе обучения в школе. По мнению самих учащихся, 15.8% из них не получили достаточных знаний в области права. Пятая часть (20.5%) респондентов затруднилась однозначно ответить на поставленный вопрос (рис. 1).
□ 20.5 ° о
□ Да
■ Нет
О Затрудняюсь ответить
Рис. 1. Дало ли изучение права в школе необходимые знания и навыки?
Лучше ситуация обстоит в колледжах и ПТУ. Весьма большое число респондентов (89%) считают, что получили достаточные правовые знания в процессе обучения, не смогли получить правовые знания и навыки 5% опрошенных и затруднились однозначно ответить на данный вопрос 6% учащихся ПТУ, колледжей (рис. 2).
щ 5 о/0 □ 6 0 о
□ 89 0 о
□ Да
■ Бет
О Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Дало ли изучение права в ПТУ, колледже необходимые знания и навыки?
Анализ ответов студентов вузов показал, что меньше половины респондентов (45%) получили достаточные правовые знания в процессе обучения в высших учебных заведениях, не смогли получить необходимые правовые знания и навыки 26.3% учащихся вузов, почти треть респондентов (28.7%) затруднилась однозначно ответить на данный вопрос (рис. 3).
□ 28 7%
□ 26.3° о
■ Да □ Нет □ Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Дало ли изучение права в вузе необходимые знания и навыки?
Кроме того, лишь 6.3% школьников применяли в жизни правовые знания, полученные в процессе обучения в школе. Практически одинаковые показатели у студентов вузов - 6.4% молодых граждан смогли применить на практике полученные во время обучения правовые знания. Меньший процент выявился у учащихся ПТУ, колледжей. Всего 4.4% респондентов считают также (рис. 4).
П Школы Ш ПТУ, колледжи □ ВУЗы
Рис. 4. Дало ли изучение права в учебных заведениях необходимые знания и навыки?
Чтобы наглядно представить соотношение ответов всех учащихся школ, ПТУ, колледжей, вузов на вопрос: «Дало ли изучение права в образовательных учреждениях необходимые знания и навыки?», рассмотрим данные рис. 5.
□ 23.5 Н
□ 20.5 °о
■ Да □ Нет □ Затрудняюсь ответить
Рис. 5. Дало ли изучение права в учебных заведениях необходимые знания и навыки? (по мнению учащихся школ, ПТУ, колледжей, вузов).
Т ак, чуть более половины (56%) респондентов ответили, что смогли получить в процессе обучения необходимые и достаточные правовые знания. Отрицательной точки зрения по данному поводу придерживаются 20.5% учащихся. При этом 23.5% опрошенных затруднились однозначно ответить на заданный вопрос. Очевидно, что правовой информации, получаемой учащимися в школах, ПТУ, колледжах, вузах, совершенно недостаточно для самостоятельной жизни, правомерного поведения молодых граждан.
Таким образом, результаты социологических исследований, проведенных автором, показывают недостаточный, по мнению самих респондентов, уровень правового образования молодежи в учебных заведениях. Данный факт, в свою очередь, не может способствовать правомерному поведению молодых граждан, воспитанию в духе уважения к праву.
Таким образом, результаты наших социологических исследований показывают недостаточный, по мнению самих респондентов, уровень правового образования молодежи в учебных заведениях. Данный факт, в свою очередь, не может способствовать правомерному поведению молодых граждан, воспитанию в духе уважения к праву. Более того, это приводит к широкому распространению правового нигилизма в молодежной среде. Поэтому приходится констатировать, что тех правовых знаний, которые получают молодые люди в процессе обучения в школе, ПТУ, колледже, вузе, совершенно недостаточно для взрослой самостоятельной жизни молодых людей, воспитания граждан правового государства.
Очевидно, если в учебных планах образовательных учреждений не уделяется должного внимания правовому воспитанию молодежи, молодые граждане в школах, ПТУ, колледжах и даже вузах не могут получить базовые правовые знания, необходимые им в жизни. Следовательно, они знают о своих правах, обязанностях и об ответственности за
свои неправомерные действия, что приводит к совершению ими правонарушений.
В связи с этим весьма важным представляется необходимость управления поведением молодых граждан со стороны государства. Молодежь должна получать необходимые для жизни правовые знания для того, чтобы уважительно относиться к закону и праву в целом, не нарушать действующее законодательство и осуществлять правомерные действия.
Опасные для общества девиации, проявляющиеся в поведении молодых людей, призваны регулировать социальный контроль, а именно - правовое воспитание. Особое внимание необходимо обратить на правовое образование молодежи в учебных заведениях. Так, по нашему мнению, в школах изучение права должно начинаться уже с младшего школьного возраста (5-6 классы) и продолжаться на протяжении всего периода обучения. В колледжах, ПТУ, вузах также необходимо преподавать правовые дисциплины студентам неюридических специальностей на всех курсах обучения.
В настоящее время Российская Федерация, согласно действующей Конституции, является правовым государством. В правовом государстве человек, его права и свободы представляют высшую ценность. Однако значительная часть молодежи воспринимает свободу личности как вседозволенность, забывая при этом, что подлинная свобода реализуется в сочетании с защищенностью и обязанностями. Поэтому для сбалансированного развития молодых граждан необходима более продуманная государственная программа, соответствующая экономическая поддержка в сочетании с воспитанием молодого поколения в духе уважения к праву.
Правовое воспитание составляет важную сторону деятельности любого демократического общества и государства. Именно правовое воспитание направлено на формирование у молодых людей высокого правосознания, правовой культуры и правомерного поведения. А формирование и повышение уровня правового сознания молодежи, их правовое воспитание являются одним из важных направлений государственной политики, связанной с повышением гражданской зрелости, социальной активности молодых людей во всех сферах государственной и общественной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матузов Н. И. Актуальные проблемы права. Саратов, 2003. С. 141.
2. Выступление Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова на заседании Совета при Полпреде Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе в декабре 2006 г. // Молодежная газета. 14.12.2006.
3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2008 г. иЯЬ: http://www.mvd.ru/content/10000148/10000218/6094/
4. Морозова С. А. // Правоведение. 1996. №3. 1 июня.
Поступила в редакцию 13.12.2008 г.
После доработки — 13.05.2009 г.