Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА'

ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТРУКТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / РУССКАЯ ДУША / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ПРАВОВОГО МЕНТАЛИТЕТА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волик Ксения Борисовна, Мартыненко Георгий Константинович, Мартыненко Борис Константинович

Статья посвящена важнейшей проблеме методологии современной теории государства и права. К сожалению, в современной российской теории государства и права всё ещё не оформилось концептуальное учение о правовой ментальности. А ведь этот концепт является краеугольным стержнем для понимания правосознания, правовой культуры и правового воспитания. И эта статья явится подспорьем для уяснения корреляции правового менталитета и правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MENTALITY AND LEGAL CULTURE

The article is devoted to the most important problem of the methodology of the modern theory of state and law. Unfortunately, in the modern Russian theory of state and law, the conceptual doctrine of the legal mentality has not yet taken shape. But this concept is the cornerstone for understanding legal awareness, legal culture and legal education. And this article will help to clarify the correlation of legal mentality and legal culture.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

УДК 340.111

DOI 10.23672/y3234-8450-8759-r

Волик Ксения Борисовна

старший преподаватель кафедры общетеоретических правовых дисциплин, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия martinkb@inbox.ru

Ksenia B. Volik

Senior Lecturer of the Department of General Theoretical Legal Disciplines, North Caucasus branch Russian State University of Justice martinkb@inbox.ru

Мартыненко Георгий Константинович

кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия martynenko.54@list.ru

Мартыненко Борис Константинович

кандидат юридических наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия ckvorcov@inbox.ru

Georgiy K. Martynenko

Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of General Theoretical Legal Disciplines, North Caucasus branch Russian State University of Justice martynenko.54@list.ru

Boris K. Martynenko

Candidate of Law Sciences,

Professor of the Department

of General Theoretical Legal Disciplines,

North Caucasus branch

Russian State University of Justice

ckvorcov@inbox.ru

Правовой менталитет

и правовая культура

Legal mentality

and legal culture

Аннотация. Статья посвящена важнейшей проблеме методологии современной теории государства и права. К сожалению, в современной российской теории государства и права всё ещё не оформилось концептуальное учение о правовой ментальности. А ведь этот концепт является краеугольным стержнем для понимания правосознания, правовой культуры и правового воспитания. И эта статья явится подспорьем для уяснения корреляции правового менталитета и правовой культуры.

Ключевые слова: идея, правовой менталитет, правосознание, конструкт, ментальность, правовая жизнь, русская душа, правовое мышление, структура правового менталитета, правовая культура, системный подход.

Annotation. The article is devoted to the most important problem of the methodology of the modern theory of state and law. Unfortunately, in the modern Russian theory of state and law, the conceptual doctrine of the legal mentality has not yet taken shape. But this concept is the cornerstone for understanding legal awareness, legal culture and legal education. And this article will help to clarify the correlation of legal mentality and legal culture.

Keywords: idea, legal mentality, legal consciousness, construct, mentality, legal life, Russian soul, legal thinking, structure of legal mentality, legal culture, systematic approach.

За весьма длительное время своего бытия суждение «менталитет» в монографической и научной литературе трактовалось и продолжает трактоваться крайне противоречиво. На наш взгляд, это объяснимо определённой трудностью и универсальностью этого социокультурного феномена. В этой связи, обусловленные критерии, с использованием которых возможно определять анализируемую категорию, видятся нам как довольно сложные для закрепления.

Политологический энциклопедический словарь устанавливает «менталитет» как собирательное суждение, в некоторой степени, образно-метафорическое, означающее, в широком смысле, сумму и особую форму организации, неповторимый склад всевозможных психических свойств и качеств, специфики и проявлений [6, с. 175].

Считаем, что конструкт менталитета - это в значительной степени константный феномен. В силу этого, он практически мало зависит от сколь-

нибудь кардинального преобразования. Он выступает как социально-психологическое конструкт.

Менталитет - это фундаментально стабильные поведенческие директивы социального и индивидуальной психики людей. Эти установки материализуются в жизни и практике конгломератов социальных групп и индивидов [2, с. 717], поэтому силовое влияние на него для кардинальной трансформации в сжатые сроки провально. Оно может привести лишь к внешним, неосновательным видоизменениям менталитета, однако, продолжает оставаться его умение к возрождению в старом значении.

Органической частью менталитета выступает правовой менталитет.

В.Л. Дорошенко мыслит, что правовая система любого социума работает как образ жизни, как менталитет. Собственно, в границах менталитета эта система приобретает стабильность. Через менталитет происходит передача правовой культуры социума [3, с. 136].

Люди появляются на свет, воспитываются и живут в условиях права, используют правовой язык, обладая сформировавшимся правовым сознанием. При этом они не знают, да их и не интересует определение права и правопонимание. Как раз, правовой менталитет и выступает базой для уяснения правовой культуры, правосознания и правового поведения. Собственно, в нем таиться особенность устоявшегося в данном социуме отношения к праву [1, с. 25].

Особенностью российской правовой матрицы выступает объяснение нравственности как эмоциональной стихии сострадания, что способствовало развитию в России характерного типа правовой культуры. Его основой выступает приоритет морали и нравственности по отношению к праву.

Мы полагаем, что в обязательном порядке следует обратить внимание на важнейшие моменты, обусловливающие правовой менталитет:

1. Он формулирует соответствующий образ уяснения и постижения правовой реальности, что выступает солидной базой правовой культуры.

2. Устанавливает основополагающие границы, как правосознания, так и правовой яви. Он вырабатывает духовную и психологическую базу позитивного права. Это - культурная парадигма правовой действительности.

3. Он предопределяет культурологическую характерность той или иной правовой культуры. Он выступает как основополагающий приём её постижения.

4. Он выступает в качестве «хранителя» правовых основ конкретного социума.

5. Формулирует системно сформированные духовные и интеллектуальные константы. Он определяет креативность всевозможных компонентов правовой системы социума к стабильности,

неизменности во всякое время её развития (в том числе и в переломные эпохи).

6. Гарантирует встраивание человека в правовое бытие конкретного социума.

Системный подход позволяет определить структуру правового менталитета. В него входят правовые принципы, правовые стандарты, ценностно-правовая направленность, правовые директивы.

Эти предписания локализуются на двух ярусах -сознательном (предрасположены к изменению) и бессознательном (малоизменяемы).

В ядре российского правового менталитета сверху формулы «истина - закон - право (правило)», характерной в применении в повседневной жизни европейцев, размещена иная формула: «правда - совесть - справедливость».

Эта формула сосредоточила в себе все основополагающие константы. Россиянин не любитель возлагать надежды на «справедливый» суд.

Фетишизация правды, объективности и совести призвано возместить определённую индифферентность к стандартным установлениям и правилам. Это происходит тогда, когда они утратили свою ценность касательно общественной практики. Так воцарялся типичный образ юридической ментальности. Вполне логично, что сложившаяся на этой основе правовая культура обладает доминированием эмотивно-морального оценивания как своих, так и сторонних поступков.

На основании всего вышеизложенного, мы полагаем, что правовой менталитет есть конгломерат осознанных и неосознанных психологических предписаний. Это, по сути, стремление человека мыслить, чувствовать действовать. Это - умение человека осознавать и постигать многообразные сущности конкретным способом. Человек анализирует их как позитивные, так и негативные черты в государственной и правовой областях.

Из этой дефиниции правового менталитета мы можем вывести и его признаки. Полагаем, что признаками правового менталитета являются:

- его принадлежность к области сознания;

- продолжительность диатексиса его морфоги-неза, историчность;

- безусловная константность;

- скрытость.

Консервация правового менталитета прямо обусловливается действием в социуме каналов передачи ментального материала. К этим каналам относятся:

- окружающая правовая среда;

- коммуникация с носителями правового менталитета:

- связь генераций людей;

- юридический язык в определённом социуме выступает как форма передачи национальных способов правового духа;

- тексты законов и юридических апокрифов;

- самобытность правового уклада жизни.

Между правосознанием, правовым мировоззрением, правовым мышлением и правовым менталитетом есть неотъемлемая взаимосвязь и близкая аллелопатия. Считаем, что правовой менталитет даёт базу для вырабатывания и проявления правосознания, юридического мировоззрения, правового мышления. Но и те, в свою очередь, служат средствами для имманентной жизни и функционирования правового менталитета [5, с. 18-19].

Как нам представляется, сама сущность анализируемого феномена во многом обусловливает его важность для результативного уяснения гражданами норм права. Результатом выступает их осуществление в отношениях, урегулированных правом. Здесь речь идёт о воздействии на правовую ткань социума продолжительно выработавшихся, преимущественно характерных воззрений. Эти взгляды выражают стабильное, сравнительно ровное чувство к праву. Вследствие этого, это чувство не требует других одобрений его результативности.

По своей сути, правовой менталитет это некая интеллектуальная база. С её помощью правовая культура социума этнически «пульсирует». При этом правовая культура и показывает себя как добротное юридическое состояние.

Складываясь в аналах истории, менталитет обусловливает образец общественного и правового образа действий, надлежащую юридическую культуру.

Правовая ментальность характеризуется неизменностью и консервативностью. В этой связи, отметим, что в бытии правовой культуры это качество выступает в двух ипостасях: прогрессивной и деградационной.

В первой ипостаси, правовой менталитет - это необходимый блюститель правовой регламентированности. Благодаря своей окостенелости, правовой менталитет санкционирует сохранность и увеличение всего самого лучшего, что было в предшествующих национальных и мировых обычаях права.

Вторая ипостась правовой консервативности не всегда формирует правовые ценности, используя опыт новейших социальных явлений.

Именно в общественной коммуникации человек как создание биологическое овладевает и постигает культуру. Всякая новая генерация людей не только бережёт и умножает её, но и делегирует её своему следующему поколению. Этот правило выступает базой социализации. Как результат: постижение ценностей, верований, норм, правил

и идеалов - всё это влияет на становление личности человека и регламентирование его поступков.

Лишь отталкиваясь от осознания системообразующего характера правового менталитета, можно уяснить многое. В частности, отчего живут и сберегаются установленные традиции права, отчего, когда рушатся, казалось бы, непоколебимые правовые нормы, правовая жизнь социума не прерывается?

Следует отметить, что с методологической точки зрения конструкты правовая ментальность и правовой менталитет отчётливо не разграничены. Зачастую они употребляются как тождественные.

Категории «правосознание», «правовое мировоз-з ре н и е», «правовое мышление», «правовой менталитет» тесно переплетены, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Но, здесь следует заметить, что правовой менталитет выступает базисом для развития и выражения правосознания и тесно с ним связанных смежных категорий.

Дефиниции правового менталитета и правовой ментальности служат для установления специфики хода многообразных диатексисов в правовой культуре.

Правовая культура - это один из видов общей культуры. Правовая культура квалифицируется взаимодействием с иными областями культуры. Она выступает как континуум исторически сформированных социумом правовых ценностей, заключающихся в эталонных составляющих культуры. Правовая культура отражает передовое правовое развитие социума.

Правовая культура - это сумма мнений людей о праве, его исполнения, правоприменительной деятельности, образованных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом.

Многообразие правовой культуры как явления государственно-правовой жизни не есть раз и навсегда установленная константа. Она содержит в себе оригинальность исторической эпохи, некоторых отдельных периодов формирования социума. Правовая культура заключает в себе особенность социальных взаимоотношений, существенные тенденции формирования, характеристику ценностей и эталонов, определённых не только степенью её формирования, но целиком и полностью отображающих ментальные референции этого типа общественной устройства [5].

Правовую культуру допускается подвергать анализу в узком и широком смыслах.

Так, в узком смысле под правовой культурой понимают систему взаимоотношений, что установились между людьми и всевозможными организациями как итог их долговременной аллелопатии. Разумеется, такое взаимодействие регулируется правовыми нормами и охраняется государством.

А в широком смысле, к данной дефиниции относят весь запас юридических знаний, аккумулированный человечеством раньше. Эти знания

применяются людьми в обыденной жизни, как в быту, так и в других областях жизни. Здесь правовая культура выступает базой для законопослушного образа действия людей.

С.С. Алексеев полагает, что правовая культура структурно состоит из правосознания, законности, безупречности законодательства, правовой практики.

А.П. Семитко выделяет несколько иные элементы правовой культуры: правовые тексты, юридическая деятельность, сознание и степень воспитания субъекта права.

Мы полагаем, что это - не исчерпывающая структура правовой культуры. Налицо наличие некоторого элемента субъективности при исследовании данного феномена. Несомненно, такое положение способствует возникновению основы для корреляции исследований и взглядов конкретного ученого.

А.К. Уледов, проводя анализ правовой культуры, особо отмечал, что этим словом отмечают обусловленное состояние социума на конкретном временном отрезке в его формировании [9].

По мнению Ю.А. Рузавина, структура правовой культуры включает в себя правовой менталитет, правовое сознание, правовую деятельность, правовые акты [7].

Солидаризируясь с Н.И. Матузовым и А.В. Малько, мы полагаем, что понятие «правовая культура общества» надлежит трактовать как качественное состояние правовой жизни общества. Это состояние выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности. Это состояние выражается также в степени свободы поведения личности и взаимной ответственности её и государства. В сумме, всё это положительно воздействует на коллективный прогресс и формирование, содействие условиям бытия социума [8].

Суть феномена правовой культуры содержится в знании, пиетете субъектом права правовых норм и следовании их предписаниям. По этому основанию правовая культура во многом перекликается с правосознанием. Всё дело в том, что эти категории, в некоторой степени, базируется на представлении о соответствии или несоответствии тех или других поступков. Кроме этого, в её состав инкорпорируется поведение, отвечающее не только требованиям норм права, но и спрашивающее от любого субъекта права следование норм морали, прав иных граждан и совершение взятых ими на себя обещаний. В силу этого, данное понятие требует от гражданина развития в себе целого ряда позитивных личных свойств. Сюда входят такие качества, как честность, справедливость, совестливость.

К структуре рассматриваемого феномена относится целый реестр элементов. Из этих частей и складывается положительное юридическое поведение граждан.

Есть три группы таких компонентов. Это - познавательные (полнота правовой компетентности граждан, степень юридической образованности граждан и т.п.), поведенческие (стабильные формы поведения в рамках правовых норм. Это -будничное, уяснённое соблюдение и исполнение гражданином законов и разнообразных обязанностей. Это и использование им своих привилегий и т.д.), и ценностно-ориентационные (всевозможные юридические установки, затрагивающие готовность гражданина придерживаться требований закона. Это - его стремление сознавать, овладевать, обдумывать юридический материал. Это - его стремление защищать свои законные интересы и др.) компоненты.

Правовую культуру разграничивают на:

- правовую культуру личности;

- правовую культуру социальной группы;

- правовую культуру социума.

В этой связи, следует отметить, что правовая культура выполняет целый ряд важнейших функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную, прогностическую.

Существование правовой культуры поддерживает оптимизацию работы правоохранительной системы, помогает устанавливать и развивать ал-лелопатию между разнообразными группами жителей и сферами общества. Тем самым, предупреждается возможное противостояние между ними.

Высокий уровень правовой культуры непосредственно оказывает влияние на правоприменительную и правотворческую деятельность,

повышается результативность их деятельности, совершенствуются связи между разнообразными институтами государства.

Вдобавок, правовая культура включает в себя практику юридической коммуникации граждан и представителей власти, зрелость юридической науки, соблюдение прав граждан и целый спектр иных существенных моментов. В структуру правовой культуры входит и правосознание. Однако здесь речь идёт исключительно о выражении её в развитых формах.

Таким образом, правовая культура аккумулирует все ценности, относящиеся к юридической практике человека. Сюда же включаются и правовые отношения между государством и человеком, правовой менталитет жителей, области правопорядка и правоприменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовая культура человека складывается, в первую очередь, из образования, что человек получает, и типа жизни, который он ведёт. За исключением правовой грамотности, правовая культура человека презюмирует знание и умение использовать право, подчинять свои действия директивам норм права. Аксиоматично, что из правовой культуры каждого человека формируется правовая культура социальных групп и социума, в целом.

Правовая культура человека зависит, в первую очередь, от:

- знания и усвоения права;

- пиетета к праву в силу субъективной позиции;

- искусства употреблять право;

- подчинения своих действий установкам правовых норм.

В канве наших рассуждений следует сопоставить категории «юридический менталитет» и «правовая культура». Можно согласиться с теми немногими авторами, утверждающими, что структурно и, по своей сути, правовая культура и юридический менталитет сопредельны. Аргументировать же их синонимию и совершенное концептуальное тождество пока прежде времени.

Заметим, что относительная «юность» и сравнительная новизна категории «менталитет» позволяет оградить его от бесчисленной смысловой «шелухи». Отсюда и отсутствие полисемичности, а также - хаотичности в использовании. Правовая же культура, наоборот, в российском понимании не лишена возможности обыденного применения. Это довольно часто приводит к приписыванию ей других, ненаучных смыслов: «культурность», «разумность» и т.д. «Непонятный» термин «правовой менталитет», вероятно, избегает такого риска.

В заключении констатируем:

1. Менталитет - это первое, специфическое качество образа действия социального организма которое рождает в дальнейшем и правовую культуру: «В рамках социально-правовой и этнической ментальности складывается характерный только для данного общества, народа, нации, общественной группы людей правоимманентный стиль мышления, «думания», рефлексии; он, по-своему, уникален, специфичен, неотделим от социального менталитета... [4].

2. Особенностью российской правовой матрицы выступает объяснение нравственности как эмоциональной стихии сострадания, что

Литература:

1. Ануфриева Б.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен / Б.А. Ануфриева, Л.В. Лесная // Социально политический журнал. 1997. № 3. С. 25.

2. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.; СПб., 1998. С. 717.

3. Дорошенко В.Л. Что такое право? / В.Л. Дорошенко // ЭКО. Новосибирск, 2002. № 3. С. 136.

4. Ибраев Д.Ж. Правовой менталитет как системообразующий элемент и основа типологии правовых культур / Д .Ж. Ибраев // Вестник Казахстан-ско-Американского Свободного Университета. 2011. УЯЬ : https://articlekz.com/article/32321

способствовало развитию в России характерного типа правовой культуры. Его основой выступает приоритет морали и нравственности по отношению к праву.

3. В ядре российского правового менталитета сверху формулы «истина - закон - право (правило)», характерной в применении в повседневной жизни европейцев, размещена иная формула: «правда - совесть - справедливость».

Эта формула сосредоточила в себе все основополагающие константы. Россиянин не любитель возлагать надежды на «справедливый» суд.

4. Правовая культура - это сумма мнений людей о праве, его исполнения, правоприменительной деятельности, образованных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом.

5. Суть феномена правовой культуры содержится в знании, пиетете субъектом права правовых норм и следовании их предписаниям. По этому основанию, правовая культура во многом перекликается с правосознанием. Всё дело в том, что эти категории, в некоторой степени, базируются на представлении о соответствии или несоответствии тех или других поступков.

6. Правовая культура аккумулирует все ценности, относящиеся к юридической практике человека. Сюда же включаются и правовые отношения между государством и человеком, правовой менталитет жителей, области правопорядка и правоприменения.

7. Структурно и по своей сути, правовая культура и юридический менталитет сопредельны.

8. Мы вполне обоснованно можем выстроить следующую логическую цепочку: менталитет -правосознание - правовая культура.

И не случайно, сегодня пристальное внимание со стороны теоретиков права уделяется именно осмыслению ментальности и её разновидности -правовому менталитету.

Literature:

1. Anufrieva B.A. The Russian mentality as a sociopolitical and spiritual phenomenon / B.A. Anufrieva, L.V. Lesnaya // Sociopolitical Journal. 1997. № 3. P. 25.

2. Great Encyclopedic Dictionary. 2nd edition, revised and supplemented. M.; SPb., 1998. P. 717.

3. Doroshenko V.L. What is law? / V.L. Doroshenko // ECO. Novosibirsk, 2002. № 3. P. 136.

4. Ibraev D.J. Legal mentality as a system-forming element and the basis of the typology of legal cultures / D.J. Ibraev // Bulletin of the Kazakh-American Free University. 2011. URL : https://articlekz.com/arti-cle/32321

5. Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет : автореф. дис. ... на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук по спец. 12.00.01. Краснодар, 2006. С. 18-19.

6. Политология: Энциклопедич. Словарь / Под общ. ред. Ю.И. Аверьянова. М., 1993. С. 175.

5. Ovchiev R.M. Legal culture and the Russian legal mentality / R.M. Ovchiev : autoref. dis. ... job seeker. scientific step. candidate of Law in spec. 12.00.01. Krasnodar, 2006. P. 18-19.

6. Political Science: Encyclopedic. Dictionary / Under the general editorship of Yu.I. Averyanov. M., 1993. P. 175.

7. Рузавин Ю.А. Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры. URL : https://naukarus.com/problemy-sootnosheniya-kate-goriy-pravovogo-mentaliteta-i-pravosoznaniya-v-ramkah-struktury-pravovoy-kultury

8. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. : Юрист, 1997. 712 с.

9. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов // Государство и право. 1993. № 8.

7. Ruzavin Yu.A. Problems of correlation of categories of legal mentality and legal consciousness within the framework of the structure of legal culture. URL : https://naukarus.com/problemy-sootnosheniya-kate-goriy-pravovogo-mentaliteta-i-pravosoznaniya-v-ramkah-struktury-pravovoy-kultury

8. Theory of state and law. Course of lectures / Edited by N.I. Matuzov, A.V. Malko. M. : Lawyer, 1997. 712 p.

9. Tumanov V.A. Legal nihilism in historical and ideological perspective / V.A. Tumanov // State and law. 1993. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.