Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ДЕФЕНИЦИИ ПРАВОВОГО МЕНТАЛИТЕТА'

К ВОПРОСУ ДЕФЕНИЦИИ ПРАВОВОГО МЕНТАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТРУКТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / РУССКАЯ ДУША / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТРУКТУРА ПРАВОВОГО МЕНТАЛИТЕТА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волик Ксения Борисовна

С конца ХХ века российские теоретики права начали активную разработку дефиниции «правовой менталитет». Статья посвящена одной из важнейших проблем методологии современной теории государства и права. К глубокому сожалению авторов, в современной российской теории государства и права всё ещё не оформилось целостное учение о правовой ментальности, и эта статья, анализирующая определение правового менталитета, направлена на частичное восполнение этого пробела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE DEFINITION OF THE LEGAL MENTALITY

Since the end of the twentieth century, Russian legal theorists began to actively develop a definition of the «legal mentality». The article is devoted to one of the most important problems of the methodology of the modern theory of state and law. Unfortunately, in the modern Russian theory of state and law, a holistic doctrine of the legal mentality has not yet taken shape. And this article, analyzing the definition of legal mentality, is aimed at partially filling this gap.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ДЕФЕНИЦИИ ПРАВОВОГО МЕНТАЛИТЕТА»

УДК 340.11

РО! 10.23672/!1654-0800-8970-д

Волик Ксения Борисовна

старший преподаватель кафедры общетеоретических правовых дисциплин, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected]

Ksenia B. Volik

Senior Lecturer of the Department of General Theoretical Legal Disciplines, North Caucasus branch Russian State University of Justice [email protected]

К вопросу дефениции правового менталитета

Аннотация. С конца ХХ века российские теоретики права начали активную разработку дефиниции «правовой менталитет». Статья посвящена одной из важнейших проблем методологии современной теории государства и права. К глубокому сожалению авторов, в современной российской теории государства и права всё ещё не оформилось целостное учение о правовой ментальности, и эта статья, анализирующая определение правового менталитета, направлена на частичное восполнение этого пробела.

Ключевые слова: идея, правовой менталитет, правосознание, конструкт, ментальность, правовая жизнь, русская душа, правовое мышление, структура правового менталитета, системный подход.

On the question of the definition

of the legal mentality

Annotation. Since the end of the twentieth century, Russian legal theorists began to actively develop a definition of the «legal mentality». The article is devoted to one of the most important problems of the methodology of the modern theory of state and law. Unfortunately, in the modern Russian theory of state and law, a holistic doctrine of the legal mentality has not yet taken shape. And this article, analyzing the definition of legal mentality, is aimed at partially filling this gap.

Keywords: idea, legal mentality, legal consciousness, construct, mentality, legal life, Russian soul, legal thinking, structure of legal mentality, systematic approach.

С конца ХХ века российские теоретики права начали активную разработку дефиниции «правовой менталитет» [1, с. 717]. В.Н. Синюков подметил, что анализ правосознания в нынешней России не может обойтись без особенной категории. Эта категория отражала бы «сложную морфологию общественного и индивидуального сознания, обозначающую все - как позитивные, знаковые, так и непозитивные,образные,символические и иные феномены правовой культуры. Такой категорией выступает понятие правового менталитета...» [2, с. 180].

Считаем, что конструкт менталитета - это в значительной степени константный феномен. В силу этого, он практически мало зависит от сколь - нибудь кардинального преобразования. Он выступает как социально-психологическое конструкт. Менталитет - это фундаментально стабильные поведенческие директивы социального поведения и индивидуальной психики людей. Эти установки материализуются в жизни и практике конгломератов социальных групп и индивидов [1, с. 717]. Поэтому, силовое влияние на него для кардинальной трансформации в сжатые сроки совершенно провально. Оно может привести лишь к внешним, неосновательным видоизменениям менталитета. Однако продолжает оставаться его умение к возрождению в старом значении. Органической частью менталитета выступает правовой менталитет.

К сожалению, в сегодняшней России доктрина правового менталитета не выработана надлежащим образом.

Так, Р.С. Байниязов аргументирует, что правовой менталитет является духовно-психологической основой положительного права, своего рода культурной парадигмой правовой действительности. Правосознание и правовая ментальность создают внутреннюю материю правовой жизни. Они воплощают в жизнь юридическое самопознание и правовое созерцание [3, с. 31-40].

Е.Ф. Казаков полагает, что ментальность (менталитет) - это тип мыслей, форма миро восприятия, миропонимание [4, с.142], и на его формирование весьма существенно повлияло язычество и православное христианство [5].

В.А. Бачинин, В.П. Сальников констатируют наличие «ментальности за падного типа» и «ментальности восточного типа», формулируют их приз н а ки [ 6 , с. 175-176].

В.Л. Дорошенко [7, с. 136] полагает, что правовая система любого социума работает как образ жизни, как менталитет. Собственно, в границах менталитета эта система приобретает стабильность. Через менталитет происходит передача правовой культуры социума.

Люди появляются на свет, воспитываются и живут в условиях права, используют правовой язык, обладая сформировавшимся правовым сознанием. При этом они не знают, да их и не интересует определение права и правопонимание. Как раз, правовой менталитет и выступает базой для уяснения правовой культуры, правосознания и правового поведения. Собственно, в нем таиться особенность устоявшегося в данном социуме отношения к праву [8, с. 25].

Вполне закономерно Н. С. Соколова свидетельствует о том, что нестандартность генезиса российского менталитета воспроизводит бесконечное метание его среди антагонистических полюсов. Здесь и тяготение то к истокам нашего прошлого, то к необычным, очень часто суррогатным рецептам нашей реальности. Это - пиетет то перед идеальной духовностью, то перед абсолютным цинизмом.

Социум колеблется меж имперской державно-стью и самостийностью. Обществу не чужды патернализм и развенчание авторитетов. Оно повторяет дифирамбы своему и раболепно ведёт себя перед иностранным. Общество раскачивается между патриотизмом и универсализмом, и свято полагается на необыкновенность особенного российского пути. Всё это, в сумме с прочими отрицательными причинами объективного и субъективного характера, совершенно не служило подспорьем ратификации идей свободы, законности, прав человека в российском социуме [9, с. 385].

Правовой менталитет является логической разновидностью менталитета народа. В упрощённом понимании менталитет - это характер русской души.

С точки зрения западных исследователей, русская душа им малопонятна и не логична. Загадочных черт довольно много: антиномичность [10], возвышенная духовность, задумчивость [11], мессианство [12], первенство чувствен ности перед логичностью [13]. Следует заметить, что в разные периоды истории обнаруживались и доминировали различные качества характера русского человека.

Честность, непосредственность, обширность души - в целом, это те позитивные свойства, что выступили негативным фактором во времена нависания серьёзных опасностей над Русью. Именно доминирование таких качеств над предприимчивостью, утилитарностью, спесивостью, характерными для западного характера, в целом отразилось на облике жизни российского социума в различные периоды времени.

Российский менталитет можно обрисовать как недостаток стратегического проекционного мышления, некое легкомыслие, вера в справедливость сформировавшееся от полагания, что пограничные народы также альтруистичны, легкомысленны и не имеют вероломных умыслов.

Категории правосознания, правового мировоззрения, правового мышления, правового

менталитета тесно переплетены, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Но здесь следует заметить, что правовой менталитет выступает базисом для развития и выражения правосознания и тесно с ним связанных смежных категорий.

Следует различать понятия «правовой менталитет» и «правосознание»:

- правовая ментальность мыслится как глубинный слой сознания. Она отражает также и подсознательный правовой уровень;

- правовой менталитет характеризуется как консервативно - константный;

- правовой менталитет упорядочивает правосознание;

- правосознание предполагает не только лишь интеллектуальное постоянство, но и рацио нально - эмоциональное непостоянство [14].

Безусловно, в правовом менталитете социума сберегается этическая и культурно-историческая база национально-правовой культуры. Правовой менталитет есть духовно-психологи ческая фундамент позитивного права. Правосознание и правовая ментальность создают имманентную ткань юридического бытия. Они дают жизнь правовым мироощущениям. Значимую роль при этом играет и самобытный феномен - правовое подсознание. Оно создаёт духовную подструктуру, как углубленный пласт правового сознания. В этой связи, отметим, что оно не может быть познано целесообразными средствами сознания.

Системный подход позволяет определить структуру правового менталитета. В него входят:

- правовые принципы;

- правовые стандарты;

- ценностно-правовая направленность;

- правовые директивы.

Эти предписания локализуются на двух ярусах -сознательном (предрасположены к изменению) и бессознательном (малоизменяемы).

Особенности менталитета россиян проявляются в мнениях о праве. Они вырабатываются и хранятся в народном творчестве русского народа. Эти представления отображаются в привычках, обыкновениях и способах действовать. Это - повседневная жизнь на протяжении многих веков истории народов России. В этих мнениях учтены интересы всякого человека. Эти мнения подчинены интересам социума и государства.

Эти особенности проявляются и в национальных представлениях по отношению к государству, праву, закону, обычаям, преступлениям, наказанию, суду, семье, собственности и т.п.

Кроме того, на российский правовой менталитет оказал существенное влияние патернализм, то

есть, склонность человека жить за счет господдержки и, вместе с тем, надеяться на государство по вопросам обустройства собственной жизни, отказываясь при этом от части своих прав.

Особенностью российской правовой матрицы выступает объяснение нравственности как эмоциональной стихии сострадания, что способствовало развитию в России характерного типа правовой культуры. Его основой выступает приоритет морали и нравственности по отношению к праву.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что на правовой менталитет повлиял ряд причин, к которым надлежит причислить:

- размеры и плотность заселения территории;

- географическое местоположение;

- жёсткую природно-климатическая среду.

Сюда же следует отнести войны, многонацио-нальность, религию, просвещение. В равной степени, к этим причинам относится и менталитет проживающих этносов. Весь этот конгломерат причин и определяет необычную историческую

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.; СПб., 1998. С. 717.

2. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 180.

3. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет / Р.С. Байниязов // Правоведение. 2000. № 2. С. 31-40.

4. Казаков Е.Ф. Душа русской культуры: к определению понятия / Е.Ф. Казаков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45. С. 142.

5. Бердяев А.Н. Русская идея. URL : https:// nnov.hse.ru/data/2018/02/20/1165426589/Бердя ев%20Николай.%20Русская%20идея%20-%20го уаШЬ.ги

6. Бачинин В.А. Философия права. Краткий словарь / В.А. Бачинин, В.Л. Сальников. М., 2000. С. 175-176.

7. Дорошенко В.Л. Что такое право? / В.Л. Дорошенко // ЭКО. Новосибирск, 2002. № 3. С. 136.

8. Ануфриева Б.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен / Б.А. Ануфриева, Л.В. Лесная // Социально политический журнал. 1997. № 3. С. 25.

9. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2001. С. 385.

10. Бердяев НА. Судьба России. URL : http:// lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt

стезю онтогенеза государственности, права, менталитета.

На основании всего вышеизложенного, мы полагаем, что правовой менталитет есть конгломерат осознанных и неосознанных психологических предписаний. Это, по сути, стремление человека мыслить, чувствовать действовать. Это умение человека осознавать и постигать многообразные сущности конкретным способом. Человек анализирует их как позитивные так негативные черты в государственной и правовой областях.

Мы считаем, что категорию «правовой менталитет» в генезисе теории правосознания надо ценить, последовательно изучать и разрабатывать. Это, в первую очередь связано с тем, что в её отсутствие практически невозможно познание гипо-генных структур юридической психологии. Нельзя понимать мировоззренческие начала правосознания гражданина и общества. Самобытие менталитета предполагает и факт существования нерациональных конструкций современного уяснения права. Постижение законодателем и правоприменителем самой сути правовой ментальности народа сделает более аргументированными принимаемые и применяемые ими акты права.

Literature:

1. A large encyclopedic dictionary. 2nd edition, revised and supplemented. M.; SPb., 1998. P. 717.

2. Sinyukov V.N. The Russian legal system. Introduction to general theory. Saratov, 1994. P. 180.

3. Bayniyazov R.S. Legal awareness and the Russian legal mentality / R.S. Bayniyazov // Jurisprudence. 2000. № 2. P. 31-40.

4. Kazakov E.F. The soul of Russian culture: to the definition of the concept / E.F. Kazakov // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2018. № 45. P. 142.

5. Berdyaev A.N. Russian idea. URL : https:// nnov.hse.ru/data/2018/02/20/1165426589/Berdya ev%20Nikolai.%20Russian%20idea%20-%20gou-aSH.giAG

6. Bachinin V.A. Philosophy of law. A concise dictionary / V.A. Bachinin, V.L. Salnikov. M., 2000. P. 175-176.

7. Doroshenko V.L. What is law? / V.L. Doroshenko // ECO. Novosibirsk. 2002. № 3. P. 136.

8. Anufrieva B.A. Russian mentality as a socio-political and spiritual phenomenon / B.A. Anufrieva, L.V. Lesnaya // Sociopolitical Journal. 1997. № 3. P. 25.

9. Nersesyants V.S. Problems of the general theory of law and state. M., 2001. P. 385.

10. Berdyaev N.A. The Fate of Russia. URL : http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt

11. Бердяев НА. Истоки русского коммунизма. URL : http://www.odinblago.ru/russk_ kommunizm

12. Орехов С.И. Виртуальная реальность: Исследование онтологических и коммуникационных основ: дис. д-ра филос. наук. URL : https://www.dis-sercat.com/content/virtualnaya-realnost-issledo-vanie-ontologicheskikh-i-kommunikatsionnykh-os-nov

13. Ильин И.А. О русской идее. URL : https:// imwerden.de/pdf/iljin_o_russkoj_idee.pdf

14. Правовой менталитет как феномен, влияющий на правовую культуру личности. URL : https://articlekz.com/article/5260

11. Berdyaev N.A. The Origins of Russian Communism. URL : http://www.odinblago.ru/russk_ kommunizm

12. Orekhov S.I. Virtual reality: A study of ontological and communication foundations: dis. Dr. philos. Sciences. URL : https://www.dissercat.com/content/vir-tualnaya-realnost-issledovanie-ontologicheskikh-i-kommunikatsionnykh-osnov

13. Ilyin I. A. About the Russian idea. URL : https://im-werden.de/pdf/iljin_o_russkoj_idee.pdf

14. Legal mentality as a phenomenon affecting the legal culture of the individual. URL : https://arti-clekz.com/article/5260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.