Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ПРИОРИТЕТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ / ДИСЦИПЛИНА / ПРАВОВОЙ ПРИОРИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хрони Наталья Николаевна

Актуальность: обозначаемые руководством страны приоритетные направления развития требуют соответствующей реализации, которая осуществляется посредством исполнения обязанностей, в том числе приоритетных. Процесс эволюционирования базовых обязанностей субъектов в предписания, имеющие первостепенный характер, в нормативные установления приоритетного значения, превосходящие общеустановленный уровень требуемого для субъектов общественных отношений поведения, позволяет констатировать существование иерархичности обязанностей. Данный факт подтверждается решениями судов, фрагментарным использованием категории в научных исследованиях. В связи с этим возможно обозначить недостаточность разработки в государственно-правовой науке на современном этапе указанного правового явления, в том числе аспекта реализации юридической обязанности, необходимость выполнения которой отличается оперативностью, первоочередностью, значимостью для государства и общества. Актуальность проведения исследования по вопросам реализации приоритетной обязанности обусловлена потребностью общества и государства добиться понимания важности осознания проблематики с целью создания единого теоретического и практического базиса для рационального использования рычагов воздействия на субъекты, снижения рисков возможных злоупотреблений. Таким образом, объектом в исследовании выступают общественные отношения, возникновение и изменение которых обусловлено существованием приоритетных обязанностей и их реализацией субъектами со специальным правовым статусом. Предметом исследования стали наиболее общие закономерности процесса реализации приоритетных обязанностей субъектами со специальным правовым статусом. Постановка проблемы: исходя из анализа современных нормативных правовых актов и правоприменительной практики следует, что в целом закономерное увеличение количества обязанностей, обусловленное как объективными факторами, так и субъективными причинами, вызывает некоторые трудности у субъектов при расставлении приоритетов и установлении очередности их исполнения. В связи с этим определение организационно-правового механизма реализации приоритетных обязанностей позволит избежать искажений и неправильных толкований приоритетов, положительно отразиться на повышении правовой грамотности населения, снизить коррупционные риски и распространение правового нигилизма в обществе. Цель исследования: обозначить реализацию приоритетных обязанностей как процесс, включающий в себя последовательность действий. Определить механизм реализации приоритетных обязанностей. Методы исследования: методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ и синтез, системный и структурный подход). Применены частные методы правовой науки, в том числе толкование права для уяснения содержания и смысла правовых явлений. Результаты и ключевые выводы: в результате исследования обосновывается вывод о недостаточности провозглашения приоритетов на государственном уровне, о необходимости создания условий и гарантий для их реализации субъектами со специальным правовым статусом в процессе исполнения приоритетных обязанностей. Обозначены основные характеристики процесса реализации приоритетной обязанности: недопустимость отказа от исполнения; правовые преимущества; итоговая реализация; социальная направленность. Рассматриваются взаимосвязанные правовые явления, служащие дополнительными факторами в процессе реализации приоритетной обязанности, например такие, как «дисциплина». Подчеркивается важность этапов процесса реализации, а также создание условий, гарантии правообязанным лицам доступа к инструментам, защита со стороны государства, итоговый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISM OF PRIORITY DUTY IMPLEMENTATION:THEORY AND PRACTICE

Relevance: the priority areas of development designated by the country's leadership require appropriate implementation, which is carried out through the performance of duties, including priority ones. The process of evolution of the basic duties of subjects into prescriptions of a primary nature, into normative definitions of priority value that exceed the generally established level of behavior required for subjects of public relations allows us to state the existence of a hierarchy of duties. This fact is confirmed by court decisions, fragmentary use of the category in scientific research. In this regard, it is possible to identify the insufficiency of the development in state legal science at the present stage of this legal phenomenon, including the aspect of the implementation of legal obligations, the need for which differs in efficiency, priority, significance for the state and society. The relevance of the research on the implementation of the priority responsibility is due to the need of society and the state to achieve an understanding of the importance of awareness of the issues in order to create a unified theoretical and practical basis for the rational use of levers of influence on subjects, reducing the risks of possible abuse. Thus, the object of the study is social relations, the emergence and change of which is due to the existence of priority responsibilities and their implementation by subjects with a special legal status. The subject of the study was the most general patterns of the process of implementing priority responsibilities by subjects with a special legal status. Problem statement: based on the analysis of modern regulatory legal acts and law enforcement practice, it follows that, in general, a natural increase in the number of responsibilities caused by both objective factors and subjective reasons causes some difficulties for subjects in prioritizing and prioritizing their execution. In this regard, the definition of the organizational and legal mechanism for the implementation of priority responsibilities will avoid distortions and misinterpretations of priorities, have a positive impact on improving the legal literacy of the population, reduce corruption risks and the spread of legal nihilism in society. The purpose of the study: to identify the implementation of priority responsibilities as a process that includes a sequence of actions. Determine the mechanism for the implementation of priority responsibilities. Research methods: the methodological basis of the study was made up of general scientific methods (analysis and synthesis, system and structural approach). Private methods of legal science are applied, including the interpretation of law to clarify the content and meaning of legal phenomena. Results and key conclusions: as a result of the study, the conclusion is substantiated about the insufficiency of declaring priorities at the state level, about the need to create conditions and guarantees for their implementation by subjects with a special legal status in the process of fulfilling priority duties. The main characteristics of the process of implementing the priority obligation are outlined: inadmissibility of refusal to perform; legal advantages; final implementation; social orientation. Interrelated legal phenomena that serve as additional factors in the process of implementing a priority duty, for example, such as "discipline", are considered. The importance of the stages of the implementation process is emphasized, as well as the creation of conditions, guarantees to eligible persons of access to tools, protection by the state, final control.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Хрони Наталья Николаевна,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: N.Khroni@bk .ru

Научная специальность: 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

УДК 342.7

DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-172-178

Дата поступления: 5 декабря 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.

Natalya Nikolayevna Khroni,

Adjunct of the 3rd Faculty

(Training of Scientific and Pedagogical Staff),

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: N.Khroni@bk .ru

Scientific specialty:

5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences

172

Правовой механизм реализации приоритетной обязанности: теория и практика

Legal Mechanism of Priority Duty Implementation: Theory and Practice

Аннотация

Актуальность: обозначаемые руководством страны приоритетные направления развития требуют соответствующей реализации, которая осуществляется посредством исполнения обязанностей, в том числе приоритетных. Процесс эволюционирования базовых обязанностей субъектов в предписания, имеющие первостепенный характер, в нормативные установления приоритетного значения, превосходящие общеустановленный уровень требуемого для субъектов общественных отношений поведения, позволяет констатировать существование иерархичности обязанностей. Данный факт подтверждается решениями судов, фрагментарным использованием категории в научных исследованиях. В связи с этим возможно обозначить недостаточность разработки в государственно-правовой науке на современном этапе указанного правового явления, в том числе аспекта реализации юридической обязанности, необходимость выполнения которой отличается оперативностью, первоочередностью, значимостью для государства и общества. Актуальность проведения исследования по вопросам реализации приоритетной обязанности обусловлена потребностью общества и го-

* Ранее - заместитель начальника Управления организации ведомственного образования Департамента кадровой политики Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

Abstract

Relevance: the priority areas of development designated by the country's leadership require appropriate implementation, which is carried out through the performance of duties, including priority ones. The process of evolution of the basic duties of subjects into prescriptions of a primary nature, into normative definitions of priority value that exceed the generally established level of behavior required for subjects of public relations allows us to state the existence of a hierarchy of duties. This fact is confirmed by court decisions, fragmentary use of the category in scientific research. In this regard, it is possible to identify the insufficiency of the development in state legal science at the present stage of this legal phenomenon, including the aspect of the implementation of legal obligations, the need for which differs in efficiency, priority, significance for the state and society. The relevance of the research on the implementation of the priority responsibility is due to the need of society and the state to achieve an understanding of the importance of awareness of the issues in order to create a unified theoretical and practical basis for the rational use of levers of influence on subjects, reducing the risks of possible abuse. Thus, the ob-

** Previously, Deputy Head of the Department of Organization of Departmental Education of the Personnel Policy Department of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan.

сударства добиться понимания важности осознания проблематики с целью создания единого теоретического и практического базиса для рационального использования рычагов воздействия на субъекты, снижения рисков возможных злоупотреблений. Таким образом, объектом в исследовании выступают общественные отношения, возникновение и изменение которых обусловлено существованием приоритетных обязанностей и их реализацией субъектами со специальным правовым статусом. Предметом исследования стали наиболее общие закономерности процесса реализации приоритетных обязанностей субъектами со специальным правовым статусом.

Постановка проблемы: исходя из анализа современных нормативных правовых актов и правоприменительной практики следует, что в целом закономерное увеличение количества обязанностей, обусловленное как объективными факторами, так и субъективными причинами, вызывает некоторые трудности у субъектов при расставлении приоритетов и установлении очередности их исполнения. В связи с этим определение организационно-правового механизма реализации приоритетных обязанностей позволит избежать искажений и неправильных толкований приоритетов, положительно отразиться на повышении правовой грамотности населения, снизить коррупционные риски и распространение правового нигилизма в обществе.

Цель исследования: обозначить реализацию приоритетных обязанностей как процесс, включающий в себя последовательность действий. Определить механизм реализации приоритетных обязанностей.

Методы исследования: методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ и синтез, системный и структурный подход). Применены частные методы правовой науки, в том числе толкование права для уяснения содержания и смысла правовых явлений.

Результаты и ключевые выводы: в результате исследования обосновывается вывод о недостаточности провозглашения приоритетов на государственном уровне, о необходимости создания условий и гарантий для их реализации субъектами со специальным правовым статусом в процессе исполнения приоритетных обязанностей. Обозначены основные характеристики процесса реализации приоритетной обязанности: недопустимость отказа от исполнения; правовые преимущества; итоговая реализация;социальная направленность.

Рассматриваются взаимосвязанные правовые явления, служащие дополнительными факторами в процессе реализации приоритетной обязанности, например такие, как «дисциплина».

Подчеркивается важность этапов процесса реализации, а также создание условий, гарантии пра-вообязанным лицам доступа к инструментам, защита со стороны государства, итоговый контроль.

ject of the study is social relations, the emergence and change of which is due to the existence of priority responsibilities and their implementation by subjects with a special legal status. The subject of the study was the most general patterns of the process of implementing priority responsibilities by subjects with a special legal status.

Problem statement: based on the analysis of modern regulatory legal acts and law enforcement practice, it follows that, in general, a natural increase in the number of responsibilities caused by both objective factors and subjective reasons causes some difficulties for subjects in prioritizing and prioritizing their execution. In this regard, the definition of the organizational and legal mechanism for the implementation of priority responsibilities will avoid distortions and misinterpretations of priorities, have a positive impact on improving the legal literacy of the population, reduce corruption risks and the spread of legal nihilism in society.

The purpose of the study: to identify the implementation of priority responsibilities as a process that includes a sequence of actions. Determine the mechanism for the implementation of priority responsibilities.

Research methods: the methodological basis of the study was made up of general scientific methods (analysis and synthesis, system and structural approach). Private methods of legal science are applied, including the interpretation of law to clarify the content and meaning of legal phenomena.

Results and key conclusions: as a result of the study, the conclusion is substantiated about the insufficiency of declaring priorities at the state level, about the need to create conditions and guarantees for their implementation by subjects with a special legal status in the process of fulfilling priority duties. The main characteristics of the process of implementing the priority obligation are outlined: inadmissibility of refusal to perform; legal advantages; final implementation; social orientation.

Interrelated legal phenomena that serve as additional factors in the process of implementing a priority duty, for example, such as "discipline", are considered.

The importance of the stages of the implementation process is emphasized, as well as the creation of conditions, guarantees to eligible persons of access to tools, protection by the state, final control.

Ключевые слова: юридическая обязанность; приоритетная обязанность; реализация приоритетной обязанности; дисциплина; правовой приоритет.

Keywords: legal duty; priority duty; implementation of priority duty; discipline; legal priority.

174

Достижение обозначаемых на государственном уровне приоритетных целей непосредственно связано с процессом реализации обязанностей. Согласно этимологии, понятие «реализовать» означает сделать реальным, осуществить, провести в жизнь [13, с. 891].

В теории права процесс реализации обязанностей отнесен к третьей стадии правового регулирования, где происходит достижение цели, через требуемое поведение конкретных лиц [1, с. 34—43]. Процесс реализации обязанностей затрагивался в научных исследованиях ученых-правоведов: Е. В. Вавилина, В. П. Грибанова, В. С. Ема, В. В. Злобина, С. В. Игони-на, Н. В. Канагеева, В. В. Ковалева, А. В. Мел-кумяна, А. А. Опалевой, А. А. Провальского, К. Б. Толкачева.

Основываясь на научном материале предыдущих исследований, а также на предлагаемой профессором Д. В. Пожарским теоретической модели самого механизма реализации [7, с. 7], рассмотрим процесс реализации приоритетных обязанностей с указанием сущности и механизма.

Поясним, что под приоритетной обязанностью понимается вид юридической обязанности, при котором последовательность действий субъекта, наделенного специальным правовым статусом, обусловлена правовыми установлениями, закрепленными в правовых актах, предусматривающими первостепен-ность в процессе их реализации.

Перечислим основные принципы приоритетной обязанности: первостепенность (внеочередность и первоочередность при исполнении); непреложность (отсутствие возможности добровольного делегирования исполнения иному лицу); аксиологическая наполненность (нацеленность на достижение справедливости, соблюдение равноправия и законности; устранение допущенных нарушений прав); срочность (наличие временных рамок), субсиди-арность (в силу важности исполнения, предусмотрено, что в случае неисполнения обязанности одним лицом исполнение возлагается на иной субъект).

Исходя из принципов приоритетной обязанности процесс ее реализации будет характеризоваться:

— недопустимостью отказа от исполнения, что подтверждается наличием соответствую-

щих санкций, которые предусматривают в том числе лишение субъекта специального правового статуса;

— обеспечением интересов правообязанно-го субъекта посредством наделения соответствующими правовыми преимуществами;

— итоговой надлежащей реализацией, наличием контроля и возложением исполнения на иной субъект, если предыдущий не исполнил, либо исполнил недолжным образом данную обязанность;

— социальной направленностью, которая обусловлена провозглашаемыми целями по созданию условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека.

Рассмотрим реализацию приоритетных обязанностей как процесс с определенной очередностью в исполнении:

1. Установление последовательности действий. В настоящее время субъект вынужден самостоятельно разбираться в иерархии обязанностей, распределяя их согласно указаниям вышестоящих руководителей, организаций, своим внутренним убеждениям. В разъяснениях Пенсионного фонда Российской Федерации по классификации трудовой деятельности указывается, что если трудовая деятельность (занятие, работы, обязанности) охватывает широкий круг трудовых функций, то их классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности1. Министерство промышленности и торговли устанавливает порядок выплат гражданским служащим премий за исполнение должностных обязанностей, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ)2. Приведенные примеры свидетельствуют, что процесс определения последовательности в исполнении обязанностей делегирован исполнительным органам власти различного уровня, при этом теоретическое и законодательное закрепление очередности отсутствует.

1 О заполнении кода выполняемой функции в форме СЗВ-ТД (отчет «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица») [Электронный ресурс]: письмо от 10 сентября 2021 г. № ЕК-08-19/20896. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2 Положение о порядке выплаты премий, материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минпромторга России от 31 июля 2017 г. № 2505 (с изм. и доп. от 3 февраля 2022 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Процесс исполнения приоритетных обязанностей предполагает правомерное поведение субъектов в соответствии с правовыми нормами. Достигается это посредством сбалансированного применения мер стимулирования и принуждения. Стимулирование выражается в виде преимуществ, которыми субъект наделяется согласно специальному правовому статусу [9, с. 334]. Принуждение проявляется в установлении и применении санкции. Нельзя не указать, что важной составляющей является и добровольное исполнение приоритетных обязанностей, когда процесс осуществления действий, составляющих сущность обязанности, происходит осознанно, не вследствие угрозы санкциями, либо в надежде получить преимущества. Кроме того, одним из факторов, дополнительно воздействующих на исполнение приоритетных обязанностей, выступает такой феномен, как дисциплина. Понятие «дисциплина» разнообразно по своему содержанию и в словарях дается несколько вариантов значений. Например, в словаре русского языка С. И. Ожегова дисциплина — это «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Словарь иностранных слов предлагает следующие варианты: «1) обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; 2) выдержанность, привычка к строгому порядку» [6, с. 174].

Полагаем, что как обязательное следование установленному порядку данное явление играет немаловажную, но все же второстепенную роль. Дисциплина выполняет функцию, способствующую реализации приоритетных обязанностей. Поясним, значение дисциплины наиболее явно выражено у некоторых категорий субъектов, наделенных специальным правовым статусом (военнослужащие, полицейские, сотрудники противопожарной службы и др.). Соглашаясь с предложенным Н. И. Матузовым делением дисциплины на государственную (административную, трудовую, воинскую, учебную) и общественную (профсоюзную, партийную) [4, с. 278— 279], возможно определить, что каждый субъект в зависимости от его специального правового статуса принимает и обязуется соблюдать установленные правила. Дисциплина подчеркивает сложность и многогранность феномена обязанности, в том числе приоритетной. Исследование нормативных правовых актов показывает, что дисциплина одновременно влияет на исполнение обязанностей, однако для ее поддержания требуется соответственно выполнение ряда обязанностей. Кроме того, дисциплинарные взыскания, вплоть до уволь-

нения с должности, применяются за неисполнение обязанностей. Например, в п. 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации перечисляются обязанности командира, исполняемые в целях поддержания дисциплины в воинской части. Приоритетной обязанностью среди перечисляемых станет «уважение личного достоинства военнослужащих, забота об их правовой и социальной защите» 3.

Профессор А. Г. Репьев, рассматривая понятия «дисциплина» и «законность», подчеркивает их общий признак — направленность на выполнение обязанностей [8, с. 17]. Г. И. Молев отмечает, что правовое выражение дисциплины есть подчинение юридическим обязанностям [5, с. 8—10]. В. А. Телегина указывает на объединение в дисциплине исполнения предписанных нормами закона обязанностей и соблюдение моральных, этических норм. Кроме того, в своей работе В. А. Телегина, рассматривая правовой статус судей, обращает внимание на связь дисциплины с исполнением особых обязанностей в соответствии со специальным правовым статусом [12, с. 129].

Таким образом, дисциплина, являясь самостоятельным феноменом, выступает дополнительным фактором, влияющим на процесс реализации приоритетной обязанности.

3. Получение конкретного и измеримого результата, который выражается в обеспечении прав субъектов, удовлетворение законных потребностей и интересов. Одним из показателей достижения результата является отсутствие жалоб со стороны субъектов на нарушения их прав. Согласно Докладу уполномоченного по правам человека по г. Москве за 2020 г. поступило 4 570 обращений. Наибольшее количество жалоб приходилось на сферу правоохранительной деятельности — 955, из них касалось уголовного производства — 692 (15,5%); по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания — 154 (3,4%); по административным правонарушениям — 109 (2,4%) [10]. Предполагаем, что подобная ситуация связана с большим количеством обязанностей у субъектов, отсутствием четко установленной иерархии и последовательности действий представителей правоохранительной сферы. В частности, функциональный диапазон обязанностей участковых уполномочен-

3 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 24 декабря 2021 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

176

ных полиции достаточно широк. Значительная часть обязанностей связана с взаимодействием с гражданами, обществом, в том числе: рассмотрение обращений, выявление нарушений законодательства, предупреждение и пресечение противоправных деяний, восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц и др. Как подчеркнул в своем выступлении Министр внутренних дел Российской Федерации: «Зачастую по работе участковых судят о полиции в целом. К ним в первую очередь обращаются граждане, рассчитывающие получить защиту и необходимую помощь» [2]. Формирование благоприятного общественного мнения о деятельности МВД напрямую зависит от выполнения обязанностей каждым сотрудником, а в условиях постоянного роста их объема возникает необходимость структурирования и выделения приоритетных.

4. Получение соответствующей реакции от субъектов, на чьи права были направлены действия субъекта в процессе реализации. Кроме жалоб, возможно рассмотреть и их противоположность, а именно благодарности, положительные оценки при проведении социальных опросов. Данный фактор в Российской Федерации указан как один из показателей деятельности, в частности полиции. По данным опроса ФСО России, с 2020 г. прослеживается тенденция к улучшению отношения граждан к деятельности полиции. Например, показатель доверия уже в 2020 г. повысился до 44,9 %, защищенности — до 51,6 %, а эффективности — до 43,8 % [3, с. 195—206].

Определив некую последовательность действий при реализации приоритетных обязанностей, рассмотрим факторы, способствующие данному процессу, которые включают:

а) создание условий (объективные и субъективные) для непосредственного выполнения. К первым относятся формирование государственных институтов, нормативное и реальное предоставление гарантий для субъектов. Соответственно ко вторым: способность субъекта к выполнению обязанностей (состояние здоровья и др.), профессиональная подготовленность, повышение личной ответственности субъекта (правовое воспитание);

б) достижение эффективной корреляции между гарантируемыми и защищаемыми правами и соответствующими обязанностями через нормы права, закрепленные в законодательстве. В данном случае необходимо понимание субъектом приоритетной цели и обеспечение процесса реализации приоритетных обязанностей со стороны государственных структур. Одним из примеров может выступить приоритетная обязанность судей по справедливому ведению судебного разби-

рательства и соблюдению прав сторон, которая коррелируется с правом на судебную защиту прав и свобод4. Должная реализация обязанности достигается через создание условий и гарантий независимости судей. К примеру, «судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел»5;

в) доступ субъектов к необходимым инструментам реализации и гарантированность в защите при исполнении обязанностей. К одному из блоков инструментов будет относиться материально-техническое обеспечение и субъектов, и государственного органа в целом. Гарантия защиты субъекта, выполняющего приоритетные обязанности, в том числе посредством предоставления дополнительных преимуществ, которые могут распространяться и на членов семьи6;

г) предупреждение возможных нарушений при исполнении обязанностей. Обращения, жалобы от граждан позволяют запустить процесс должного исполнения обязанностей. Значимую роль играют и профилактические меры. В российских нормативных правовых актах закреплен целый комплекс мер, направленных на исполнение родителями приоритетных обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. Распределены функции между государственными органами власти, прописан процесс взаимодействия между ними [11, с. 225—207]. К примеру, «Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией», где определены обязанности заинтересованных государственных органов, указываются приоритетные направления совместной профилактики, очерчены специальные временные периоды, в частности каникулы у несовершеннолетних7 ;

д) пресечение уже имеющих место нарушений. Устранение неблагоприятных послед-

4 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (ст. 46) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/constitution/ (дата обращения: 13.10.2022).

5 О статусе судей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I (ст. 1, ст. 10). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6 О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2022 г. № 268. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7 Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска» [Электронный ресурс]: письмо Минпросвещения России № 07-6607, МВД России № 12/5351, Минобрнауки России № MH-11| 1548 от 2 ноября 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ствий путем применения комплекса действий по принятию мер к субъектам, допустившим нарушения, контроль за иными субъектами, которым перепоручена реализация обязанностей, а также за результатами исполнения приоритетных обязанностей. Итогом данного этапа является восстановление нарушенного права, что достигается через принятие государственными органами принудительных мер по исполнению обязанностей (решения суда, арбитража, судебных исполнителей, руководства исправительных учреждений и т. д.).

Обобщая изложенное, следует заключить, что механизм реализации приоритетной обязанности — это последовательный процесс, направленный на достижение обозначаемых на государственном уровне приоритетов, обе-

спечиваемый необходимыми условиями и гарантиями, закрепленными в нормативных правовых актах. Создание этих условий и соблюдение гарантий есть главная задача в процессе реализации приоритетной обязанности, так как одного провозглашения приоритетов недостаточно. Теоретической основой для практической реализации приоритетной обязанности также является определение самого феномена «приоритетная обязанность», его признаков, особенностей и взаимосвязанных правовых явлений. Полагаем, что рассматриваемая в статье проблематика повлияет на дальнейшие теоретические исследования в данной области права, привлечет внимание лиц, задействованных в законотворческом процессе и непосредственной реализации законов.

Список литературы:

References:

1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. Екатеринбург, 2018.

2. Глава МВД рассказал об изменениях в работе участковых [Электронный ресурс] // РИА новости. URL: https://ria. ru/20190925/1559110168.html (дата обращения: 22.06.2022).

3. Латов Ю. В., Ситковский А. Л., Костин С. Г. Сравнение исследований общественного мнения о деятельности полиции на региональном уровне: ФСО VERSUS МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58).

4. Матузов Н. И. Личность, права, демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.

5. Молев Г. И. Дисциплина в российском обществе: теоретико-правовой аспект: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва, 1982.

7. Пожарский Д. В. Охранительная функция государства (теоретико-методологические проблемы): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Москва, 2015.

8. Репьев А. Г. Категория «иммунитет» в системе правовых преимуществ: теория, методология, практика. Москва, 2013.

9. Репьев А. Г. Преимущества в праве и законодательстве. Москва, 2020.

10. Статистический анализ работы по рассмотрению обращений граждан. Из Доклада уполномоченного по правам человека по г. Москве [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.mos.ru/user/user/ docs/Доклад_stat_%202020.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

4.

5.

1. Alekseev S. S. Mekhanizm pravovogo reguliro-vaniya v socialisticheskom gosudarstve. Ekaterinburg, 2018.

2. Glava MVD rasskazal ob izmeneniyah v rabote uchastkovyh [Jelektronnyj resurs] // RIA novo-sti. URL: https://ria.ru/20190925/1559110168. html (data obrashcheniya: 22.06.2022).

3. Latov Yu. V., Sitkovskij A. L, Kostin S. G. Comparison of public opinion research on police activities at the regional level: Federal Protection Service versus Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58). 2021. № 2 (58). Matuzov N. I. Lichnost', prava, demokratiya. Teoreticheskie problemy sub"ektivnogo prava. Saratov, 1972.

Molev G. I. Disciplina v rossijskom obshchestve: teoretiko-pravovoj aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. Moskva, 1982.

7. Pozharskij D. V. Ohranitel'naya funkciya gosu-darstva (teoretiko-metodologicheskie problemy): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2015.

8. Repev A. G. Kategoriya «immunitet» v sisteme pravovyh preimushchestv: teoriya, metodologi-ya, praktika. Moskva, 2013.

9. Rep'ev A. G. Preimushchestva v prave i zakonodatel'stve. Moskva, 2020.

10. Statisticheskij analiz raboty po rassmotreniyu obrashchenij grazhdan. Iz Doklada upolnomo-chennogo po pravam cheloveka po g. Moskve [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ombudsman. mos.ru/user/user/docs/Doklad_stat_%202020. pdf (data obrashcheniya: 11.05.2022).

11. Tajbusinova D. Z. Sovershenstvovanie mer pre-duprezhdeniya neispolneniya obyazannostej po

11. Тайбусинова Д. З. Совершенствование мер предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Молодой ученый. 2021. № 17 (359).

12. Телегина В. А. Правосудие как социально-правовая ценность (вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

13. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва, 2008.

vospitaniyu nesovershennoletnego // Molodoj uchenyj. 2021. № 17 (359).

12. Telegina V. A. Pravosudie kak social'no-pravo-vaya cennost' (voprosy teorii): dis. ... kand. yu-rid. nauk. Saratov, 2006.

13. Ushakov D. N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovre-mennogo russkogo yazyka. Moskva, 2008.

Для цитирования:

For citation:

O —

О X ü У

ъ

о —

il

о

s

<

X

s

a H

Хрони Наталья Николаевна. Правовой механизм реализации приоритетной обязанности: теория и практика // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 172-178.

Khroni Natalya Nikolayevna. Legal Mechanism of Priority Duty Implementation: Theory and Practice // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 172-178.

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.