Научная статья на тему 'Правовой механизм формирования и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия в России и государствах постсоветского пространства'

Правовой механизм формирования и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия в России и государствах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Ключевые слова: правовое регулирование / всемирное наследие / культурное наследие / ЮНЕСКО / государственная политика в сфере культуры / правовой механизм / сохранение культурного наследия. / Keywords: legal regulation / world heritage / cultural heritage / UNESCO / state policy in the sphere of culture / legal mechanism / preservation of cultural heritage.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А. Ю., Астахова Е. А.

Аннотация: в статье дается содержание правового механизма формирования и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия на основе анализа законодательства России и стран ближнего зарубежья. Сформулированные выводы могут быть положены в основу совершенствования правовых норм, составляющих институт охраны объектов культурного наследия, а также могут быть использованы для формирования теоретической основы улучшения механизма формирования и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов А. Ю., Астахова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal mechanism for the formation and ensuring the preservation and protection of world cultural heritage sites in Russia and the post-soviet states

Abstract: the article provides the content of the legal mechanism for the formation and provision of preservation and protection of world cultural heritage sites based on the analysis of the legislation of Russia and neighboring countries. The formulated conclusions can be used as a basis for improving the legal norms that constitute the institution of protection of cultural heritage sites, and can also be used to form a theoretical basis for improving the mechanism for the formation and provision of preservation and protection of world cultural heritage sites.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм формирования и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия в России и государствах постсоветского пространства»

• международно-правовая политика •

А. Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

Е. А. Астахова,

кандидат юридических наук, младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

A.Yu. Sokolov,

Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences aysockolov@mail.ru E. A. Astakhova,

Candidate of Law, Junior researcher of the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, orhideya-katerina@mail.ru

I

DOI:

правовой механизм формирования и обеспечения сохранности и защиты

| объектов всемирного культурного наследия

§ в россии и государствах постсоветского

2 пространства

^ Аннотация: в статье дается содержание правового механизма формирования

< и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия

5 на основе анализа законодательства России и стран ближнего зарубежья. Сформулированные выводы могут быть положены в основу совершенствования правовых

^ норм, составляющих институт охраны объектов культурного наследия, а также

С; могут быть использованы для формирования теоретической основы улучшения ме-

I

ханизма формирования и обеспечения сохранности и защиты объектов всемирного культурного наследия.

О Ключевые слова: правовое регулирование, всемирное наследие, культурное на-

^ следие, ЮНЕСКО, государственная политика в сфере культуры, правовой механизм, С; сохранение культурного наследия.

102 legal mechanism for the formation

and ensuring the preservation pj and protection of world cultural heritage

^ sites in russia and the post-soviet states

PO Abstract: the article provides the content of the legal mechanismfor the formation and

provision of preservation and protection of world cultural heritage sites based on the analysis of the legislation of Russia and neighboring countries. The formulated conclusions can be used as a basis for improving the legal norms that constitute the institution of protection of cultural heritage sites, and can also be used to form a theoretical basis for improving

the mechanism for the formation and provision of préservation and protection of world cultural heritage sites.

Keywords: legal regulation, world heritage, cultural heritage, UNESCO, state policy in the sphere of culture, legal mechanism, preservation of cultural heritage.

a &

Любящий свою родину §

человек не может §

»

не испытывать нравственной S

ответственности перед ■§

людьми будущих поколений, 3

чьи духовные запросы будут g

все множиться и возрастать jj ё

академикД.С. Лихачев g §

ё M

Культура в Российской Федерации возведена в ранг наци- g g ональных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества ^ | жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамично- ю §

"о ■©■

го социально-экономического развития, гарантом сохранения единого § ■§ культурного пространства и территориальной целостности России [1]. §■§ 12 октября 1988 г. Советский Союз, правопреемницей которого явля- 3 8 ется Россия, ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культур- 5! § ного и природного наследия (далее также - Конвенция) [2]. Данный шаг § о способствовал укреплению международных связей в части сохранения g | культурного наследия, что подтверждает история сотрудничества наше- § 8 го государства и ЮНЕСКО. Первые объекты были занесены в Список g § объектов всемирного культурного и природного наследия (далее так- § g же - Список) в 1990 г. на Четырнадцатой сессии Комитета всемирного 3 8 наследия ЮНЕСКО (Канада (Банф)). В июле 2024 г. на Сорок шестой а § сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (Индия (Нью-Дели)) § Ю Список дополнился объектом «Культурный ландшафт Кенозерья». 8 J Таким образом, общее количество объектов всемирного культурного § jj наследия (далее также - ОВКН) в России составило 32, и на сегодняшний день наша страна занимает девятое место в этом Списке: она 103 обладает 21 культурным и 11 природными объектами [3]. Наличие

г « « « ь ь

данных объектов является важной основой развития туристической ь g отрасли, повышает привлекательность страны как для представителей § о других стран и культур, так и для соотечественников. g g

Процесс формирования Списка объектов всемирного культур- ё ного и природного наследия достаточно сложный и включает в себя несколько этапов подготовки номинаций [4]. Для наглядности представим таблицу.

3' 2024 | 2 ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

Таблица

Этапы подготовки номинаций на включение в Список всемирного наследия

Этапы Содержание этапа Субъект, принимающий решение

Этап 1 Составление Предварительного списка объектов культурного наследия Государство - участник Конвенции

Этап 2 Подготовка досье номинации, включающая описание особенностей объекта, обоснование его уникальности, информацию о методах защиты объекта и системе управления в соответствии с действующими требованиями Комитета всемирного наследия, а также подробные карты, отображающие границы объекга-номинанта

Этап 3 Отбор объектов из Предварительного списка для номинации на включение в Список всемирного наследия

Этап 4 Заполнение специальной формы для включения объектов в Список и направление ее в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с необходимой документацией

Этап 5 Проверка правильности заполнения формы и направление ее на оценку в ИКОМОС Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Центр всемирного наследия ЮНЕСКО)

Этап 6 Посещение экспертами объектов-номинантов, оценка их сохранности и управления ими Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)

Этап 7 Проверка объектов-номинантов на соответствие критериям культурного наследия, прописанным в Руководстве по выполнению Конвенции

Этап 8 Составление оценочного отчета с привлечением широкого круга экспертов для консультаций

Этап 9 Ознакомление Комитета всемирного наследия с объекгами-номинан-тами и документацией по ним Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Комитет всемирного наследия)

Этап 10 Принятие членами Комитета всемирного наследия решения с одной из следующих формулировок: внести, отсрочить, отказать

Таким образом, проанализированные этапы подготовки объ-ектов-номинантов на включение в Список всемирного наследия свидетельствуют о трудоемкости данного процесса, необходимости понимания различных условий и тонкостей, но вместе с тем такая

регламентированная ступенчатая процедура обеспечивает объек- §*

тивную оценку объекта-номинанта как выдающейся универсальной 8

ценности. §

Ю

В законодательстве Советского Союза и союзных республик S

употреблялся устойчивый термин «памятники истории и культуры». ■§

После распада СССР государства постсоветского пространства по- g

степенно начинали формировать национальное законодательство g

об охране культурного наследия. В современных условиях на регио- Ц -о

нальном уровне сложилось понятие «объекты культурного наследия», g §

которое закреплено в модельном законодательстве стран СНГ [5]. Этот g §

же термин используется в законодательстве РФ [6]. В то же время, g |

например, в Республике Беларусь применяется понятие «историко- § | культурные ценности» [7], а в законодательстве Туркменистана —

«объекты национального историко-культурного наследия» [8]. Такое 8 ■§

разночтение способно вызвать сложности с реализацией правовых § ■§

норм на практике. Тем не менее стоит учитывать тот факт, что с те- g О

о S

чением времени исходные для вышеупомянутых термины «культура» § §

■Sis

и «история» крепко переплелись и находятся в тесной взаимосвязи. 1 о

Видный ученый в области охраны историко-культурного наследия | |

И. Э. Мартыненко связывает такое смешение понятий с когерентно- 0 !

стью природы исторических и культурологических исследований, g §

породивших соединение терминов [9 , с. 67]. ® |

Декларация принципов международного культурного сотрудни- g g

чества [10] провозглашает обеспечение каждому человеку доступа а 8

к знаниям и возможности наслаждаться искусством, что в равной 8 S

степени может быть отнесено и к объектам всемирного культурно- g J

го наследия. Статья 44 Конституции РФ закрепляет право каждого § jj на доступ к культурным ценностям и конституционную обязанность

каждого заботиться о сохранении исторического и культурного на- 105 следия, беречь памятники истории и культуры [11]. Соответственно,

для обеспечения свободного доступа к ОВКН необходимо их под- í g

держание в надлежащем состоянии, поэтому проблемы сохранения 8 о

данных объектов выходят на первый план. | g

С каждым годом число угроз объектам культурного наследия не- " изменно растет, что связано не столько с естественными процессами износа и старения объектов, сколько с факторами экологического, природного и антропогенного характера, которые ускоряют разруше-

ние объектов. Данные процессы часто сложно, а порой и невозможно контролировать.

Все это требует повышенного внимания и особой заботы со стороны органов государственной власти, поэтому на современном этапе во главу угла ставится комплексное эффективное использование правовых механизмов государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, особенно в свете политической обстановки, сложившейся в мире. Еще академик Д. С. Лихачев отмечал, что культура требует от хранителей поддержки и защиты в настоящем моменте, чтобы не было необратимых проблем в близком и отдаленном будущем [12, с. 3]. Так, Президент России в Стратегии национальной безопасности РФ провозгласил укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России [13]. На реализацию Стратегии направлен Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению ^ и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [14], согласно положениям которого культура России является одним из ключевых факторов по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей и инструментом по борьбе с рас-

■а

5 пространением деструктивной идеологии [Там же].

Правовое регулирование в области сохранения объектов культурного наследия России основывается на положениях Конституции РФ, ||| Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и законов субъек-^ тов РФ в области государственной охраны объектов культурного на-§ следия, земельного и налогового законодательства РФ, законодатель-Ё ства РФ и субъектов РФ о градостроительной деятельности и об охране ^ окружающей среды, ряда международных актов (Конвенция об охране § всемирного и культурного наследия, Европейская конвенция об охране ® археологического наследия, Конвенция об охране архитектурного С наследия Европы и др.) и иных нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность по сохранению исторического 106 и культурного наследия. Такую усложненную систему правового регу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' лирования объектов культурного наследия предопределила их особен-^ „

су ность - наличие двух составляющих: материальной и нематериальной. ® Ядром системы правового регулирования сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия стал Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Закон об ОКН) [6], принятый в рамках исполнения требований Конвенции об охране всемирного и куль-

турного наследия, в последнем документе (ст. 4) предусмотрено, что государства-участники признают возложенную обязанность по сохранению и передаче следующим поколениям культурного и природного наследия [2]. Таким образом, ключевая роль в осуществлении охраны

ОВКН отведена отдельным государствам и их национальному праву. »

Принятие Закона об ОКН сыграло весомую роль в сфере охраны О

объектов культурного наследия. Закон об ОКН направлен на реа- §

лизацию конституционного права каждого на доступ к культурным 8

ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о со- ■§

хранении исторического и культурного наследия, беречь памятники §

истории и культуры. В нем четко определено понятие «объекты куль- |

турного наследия» (ст. 3 Закона об ОКН), обозначена их ценность, Ц .|>

уделено особое внимание единому государственному реестру объектов § §

культурного наследия. На любого законного владельца такого объекта | §

возлагаются обязанности по его сохранению, выдается специальный | |

паспорт объекта (ст. 21, 40, 44, 45, 48 Закона об ОКН). | |

Объекты культурного наследия в соответствии с Законом об ОКН ю ^

подразделены на виды: памятники, ансамбли, достопримечательные 8 ■§

места, а также в зависимости от значимости на объекты культурного § ■§

наследия федерального, регионального и местного значения. При д [

этом закон отдельно не оговаривает «объекты всемирного культур- 51 §

ного наследия», а лишь регламентирует основания, необходимые о о

для включения объекта культурного наследия в Список всемирного | |

культурного и природного наследия, а также порядок предоставления 8 |

необходимой документации. Зафиксировано также, что включенные § §

в такой Список объекты признаются особо ценными в приоритетном ® |

порядке, что говорит о придании таким объектам более высокого § [

охранного статуса. | 8

Определение особо ценных объектов культурного наследия ин- 8 ®

ституционализировано в Указе Президента РФ от 30 ноября 1992 г. "§|

№ 1487 (с изм. и доп.) «Об особо ценных объектах культурного насле- § ^ дия народов Российской Федерации» [15]. Так, согласно п. 1 данного

документа к особо ценным объектам культурного наследия народов 107 Российской Федерации относятся расположенные на ее территории

историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамб- ь д

ли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, 8 §

а также другие объекты, представляющие собой материальные, интел- | |

лектуальные и художественные ценности эталонного или уникального " характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Однако в данном определении также не содержится прямого упоминания об ОВКН.

Интересно обратить внимание на регулирование данного аспекта в Республике Беларусь, где вопросы сохранения культурного наследия регулируются Кодексом о культуре РБ, согласно которому для материальных историко-культурных ценностей в зависимости от их значимости и в соответствии с их отличительными духовными, художественными и (или) документальными особенностями установлены определенные категории. Так, в ст. 96 данного нормативного акта закреплены следующие категории: категория «0» - всемирная, «1» - международная, «2» - национальная, «3» - региональная (для отдельного региона Республики Беларусь). Отражены в Кодексе о культуре РБ и объекты «без категории», к которым относятся историко-культурные ценности, не имеющие самостоятельного статуса, но при этом входящие в состав комплексной историко-культурной ценности категорий «0», «1», «2» и «3». [7; 16].

Представляется целесообразным, опираясь на опыт Республики Беларусь, дополнить ст. 4 Федерального закона об ОКН «Категории

8

го

историко-культурного значения объектов культурного наследия» категорией «объекты культурного наследия всемирного значения», определив их как объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, а также объ-

сЕ екты археологического наследия, имеющие мировое значение и вклю-^ ченные в установленном порядке в Список всемирного культурного и природного наследия. Данное дополнение будет способствовать устранению двоякого толкования действия закона относительно его ^ распространения на ОВКН.

§ Нормы Закона об ОКН направлены на регулирование групп сле-С дующих отношений, связанных с объектами культурного наследия: ^ гражданские, земельные, градостроительные.

§ Важнейшей составляющей частью Закона об ОКН является ст. 33, ® посвященная государственной охране объектов культурного наследия, С в которой определены задачи государственных органов в сфере охраны памятников, а именно контроль за соблюдением законодательства, 108 за использованием и сохранением ОКН, включая разработку проектов ' на проведение строительных или хозяйственных работ, на основании данных постоянного контроля за состоянием объектов культурного ® наследия, установление ответственности за повреждение или уничтожение таких объектов.

Реализация государственной политики по сохранению объектов исторического и культурного наследия имеет многоуровневую систему управления. В России эта система включает в себя Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, региональные ор-

ганы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Правительство РФ разрабатывает федеральные программы сохранения культурного наследия, осуществляет их финансирование. Функции по реализации политики в этой сфере на федеральном уровне исполняет Министерство культуры РФ, на региональном уровне - органы §v исполнительной власти субъекта РФ и их структурные подразделения. 8 В Республике Молдова вопросы контроля и управления в сфере § охраны культурного наследия возложены на Министерство культуры, S также образованы Национальный центр по сохранению и популяри- ■§ зации нематериального культурного наследия, возводимого в обще- g ственных местах, Национальный совет по памятникам, Национальное g агентство археологии, Национальная комиссия по защите нематери- jj ального культурного наследия. В Республике Азербайджан специ- g § альными органами, отвечающими за охрану культурного наследия, £ § являются Министерство культуры, Управление государственного g | историко-культурного заповедника «Ичеришехер». ^ | На органы публичной власти возлагается обязанность по осущест- ю § влению контрольно-надзорной деятельности, включающей процедуры § ■§ мониторинга состояния объектов, экспертизы проектной документа- § ■§ ции на предмет соответствия требованиям законодательства об охране g £ культурного наследия, выдачи разрешений на производство работ, как i § того требует охрана архитектурных объектов культурного наследия, 8 о а также предотвращения обветшания или уничтожения находящейся | | под охраной недвижимости. § £ Контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере культур- g § ного наследия осуществляет Департамент государственной охраны 8 | культурного наследия, в задачи которого входит лицензирование g £ деятельности по сохранению объектов культуры, выдача разрешений а 8 на работы по сохранению культурных ценностей, формирование и ве- 8 Ю дение единого государственного реестра объектов культурного насле- £ J дия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. § jj

За капитальное строительство, реконструкцию и реставрацию объектов культуры отвечает Департамент управления делами и ин-

109

вестиций.

m ^

Важная роль в сохранении ОКН отводится Совету по сохранению m 5

и государственной охране объектов культурного наследия (памятни- 88 о

ков истории и культуры) народов Российской Федерации, который | g

формируется из представителей Министерства культуры РФ, ученых " и специалистов в области сохранения ОКН, в том числе в области археологии, архитектуры, градостроительства, реставрации и музейного дела. К числу задач данного органа относятся: подготовка заключе-

ний по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, методических рекомендаций по вопросам, касающимся сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; подготовка заключений по проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, проектам зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и материалам, связанным с историческими поселениями федерального значения; анализ правоприменительной практики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, изучение зарубежного опыта в этой области; подготовка предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов ^ культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,

8

го

объектов культурного наследия федерального значения, в своей основе возведенных до 1800 г., объектов культурного наследия, отнесенных к памятникам деревянного зодчества [17].

Залогом сохранности объектов всемирного наследия может быть

2 устойчивое взаимодействие международного и национального права, ^ комплексная работа по сохранению, использованию и популяризации

ОВКН, что напрямую зависит от гармоничных отношений между ||| международными, общественными, политическими, экономическими ^ и градостроительными структурами. Для эффективного сохранения § объектов культурного наследия также необходим контроль на всех С уровнях власти.

3 В данном контексте играет большую роль в том числе об-3 разовательный процесс, связанный с изучением правового поля. ® Стимулированием к изучению законодательства об охране культурного С наследия может стать введение в юридических вузах страны спецкурса

«Правовая охрана объектов культурного наследия России: между-110 народный и национальный аспекты». В этом плане весьма полезен ' опыт Республики Беларусь, а именно Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, где с 2017 г. успешно преподается по® добный курс и изучаются проблемы международно-правовой защиты культурных ценностей.

Невозможно обойти стороной и вопрос популяризации объектов культурного наследия, поскольку изучение во всех взаимосвязях влияния ОВКН на человека, их нравственного значения способно усилить воспитательную составляющую среди молодого поколения, что так

необходимо для нравственной самодисциплины, формирования чувства привязанности к родным местам, любви к Родине. Здесь стоит согласиться с мнением Д.С. Лихачева: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен

и к своей стране» [18, с. 22]. Недаром Президент России провозгласил §*

культуру одним из ключевых факторов в борьбе с распространением 8

деструктивной идеологии. На необходимость сочетания образования §

с воспитанием в качестве способа достижения образовательного су- |

веренитета страны обратил внимание академик В. И. Жуков, отмечая, I

что человек в системе образования являет собой образ и подобие §

Создателя, а образование выступает базовой основой воспроизводства | традиционных ценностей [19, с. 72; 75]. I?

Таким образом, совершенствование правового механизма фор- § §

мирования объектов всемирного культурного наследия, обеспечения | ®

их сохранности и защиты является важной составной частью госу- 2 |

дарственной культурной политики. Необходима реализация зако- з |

§ ^

нодательных мер, направленных на улучшение данного механизма, Ю -е.

§§

О 3 § 1 8 I

что может способствовать интенсификации деятельности органов исполнительной власти по выявлению наиболее ценных памятников, последующему их внесению в Список всемирного культурного 8 | и природного наследия и обеспечению их сохранности. Важно при

этом учитывать зарубежный опыт, показывающий варианты зако- § 8 нодательной регламентации соответствующих отношений, которые 8 2

8 I

со о © о

могут быть учтены российским законодателем, в частности опыт Республики Беларусь в области категоризации историко-культурных ценностей, связанный с выделением объектов всемирного наследия | в отдельную категорию. g i

a о

■s а

о

Список литературы: S *

1. Основы государственной культурной политики : утв. Указом Пре- о £ зидента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 (в ред. от 25 января 2023 г.) // Собр. 3 J законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 52, ч. 1, ст. 7753; 2023. - № 5,

ст. 777. 111

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия : заключена в Париже 16 ноября 1972 г.; ратифицирована Указом Президиума ВС СССР № 8595-XI от 9 марта 1988 г. // Сборник международных договоров СССР. - Вып. XLIV. - М., 1990. - С. 496-506.

3. Список объектов всемирного наследия // Сайт ЮНЕСКО. - URL: https://whc . unesco . org/ru/list/ (дата обращения: 03.09.2024).

4 . Preparing World Heritage Nominations // UNESCO. - URL: http:// whc unesco org/en/preparing-world-heritage-nominations (дата обращения: 03.09.2024).

ГТ1 Г

* Г

а i х i

i л

o а в о 3 п

5. О модельном законе «Об охране нематериального культурного наследия» : постановление № 39-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ : принято в г. Санкт-Петербурге 29 ноября 2013 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств -участников Содружества Независимых Государств. - 2014. - № 60, ч. 2.

6. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 (в ред. от 8 августа 2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 26, ст. 2519; 2024. - № 33, ч. 2, ст. 5023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кодекс Республики Беларусь о культуре от 20 июля 2016 г. № 413-3 (с изм. и доп. от 21 июля 2022 г.) // Сайт «Юрист». - URL: https://online . zakon . kz/Document/?doc_id=35508167 (дата обращения: 05.09.2024).

8. Об охране объектов национального историко-культурного наследия : закон Туркменистана от 19 октября 2012 г. № 341-IV (с изм. и доп. от 25 ноября 2023 г.) // Сайт «Юрист». - URL: https://online . zakon . kz/ Document/?doc_id=31337751 (дата обращения: 05.09.2024).

„q 9. Мартыненко, И. Э. Применение мер правовой защиты объектов на-

¡^ ционального историко-культурного наследия: опыт государств - участников

СНГ / И. Э. Мартыненко // Наследие и современность. - 2018. - № 1 (21). -^ С. 66-83.

^ 10. Декларация принципов международного культурного сотрудни-

§ чества : принята в г. Париже 4 ноября 1966 г. на 14-й сессии Генеральной оа

конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. -

[i М. : Логос, 1993. - С. 404-406. ^ 11. Конституция Российской Федерации : принята всенародным го-

^ лосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобр. в ходе общерос. голосования

g 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31,

^ ст. 4398; Официальный интернет-портал правовой информации. - URL:

^ http://www.pmvo . gov. ru, 04.07.2020.

С 12. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев. Избранные ра-

0; боты : в 3 т. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 3. - 519 с.

со 13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации :

указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос.

0Q

g Федерации. - 2021. - № 27, ч. 2, ст. 5351. ^ 14. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению

и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценно-112 стей : указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 46, ст. 7977. pj 15. Об особо ценных объектах культурного наследия народов Россий-

О ской Федерации : указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487 (в ред. ^ от 9 сентября 2019 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -00 1992. - № 23, ст. 1961; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. -№ 37, ст. 5153.

16. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. -URL: https://pravo . by/novosti/analitika/2024/april/77482/ (дата обращения: 03.09.2024).

17. Об утверждении положения о федеральном научно-методическом совете по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации : приказ Минкультуры России от 26 октября 2023 г. № 2966. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 03.09.2024). ^

18. Лихачев, Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Знание - сила. - 8 1982. - № 6. - С. 22-24. §5

19. Жуков, В. И. Российский образовательный суверенитет: преодоле- 8 ние девиаций и формирование новой государственной политики (истори- | ко-правовой анализ) / В. И. Жуков // Труды Института государства и права § Российской академии наук. - 2023. - Т. 18, № 4. - С. 54-77. 3

0 ^

1 § § §

1 §

2 £ £ |

§ I

§

ю §

О ^

О 2 § §

| §§

О II £ 3

За а 8 § о 2

-ч 0\ §

£ О § 2

иц

00 о

Ф о

О £

о "о

3 £

0 1

О

§ I §

|

8 8

■О 1 £

1 £ 8 1

£

113

ГТ1 ь.

§ Г

8 о £ § § 5

о а §

£ Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.