Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свобода совести / свобода вероисповеданий / Конституция / правовой институт / светское государство / freedom of conscience / freedom of religion / Constitution / legal institution / secular state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.И. Ларинбаева, А.П. Александров, А.Ю. Селиванова

Статья посвящена рассмотрению правового института свободы совести и свободы вероисповеданий на современном этапе развития правовой системы Российской Федерации. Анализируются его основные составные части, принципы, источники. Отмечается, что свобода совести и вероисповеданий является важным достижением отечественной правовой науки и практики, поскольку отражает базовые права и свободы человека. Вместе с тем, в статье указывается незавершенность формирования правового института, необходимость юридической проработки некоторых категорий и понятий данного правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL INSTITUTE OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the consideration of the legal institution of freedom of conscience and freedom of religion at the present stage of development of the legal system of the Russian Federation. Its main components, principles, and sources are analyzed. It is noted that freedom of conscience and religion is an important achievement of Russian legal science and practice, since it reflects basic human rights and freedoms. At the same time, the article indicates the incompleteness of the formation of a legal institution, the need for legal elaboration of some categories and concepts of this legal institution.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.И. Ларинбаева, канд. юрид. наук, доцент А.П. Александров, магистрант А.Ю. Селиванова, магистрант Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-3-98-101

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правового института свободы совести и свободы вероисповеданий на современном этапе развития правовой системы Российской Федерации. Анализируются его основные составные части, принципы, источники. Отмечается, что свобода совести и вероисповеданий является важным достижением отечественной правовой науки и практики, поскольку отражает базовые права и свободы человека. Вместе с тем, в статье указывается незавершенность формирования правового института, необходимость юридической проработки некоторых категорий и понятий данного правового института.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповеданий, Конституция, правовой институт, светское государство.

Важным правовым институтом, который характеризует Россию как правовое государство, является свобода совести и свобода вероисповеданий.

Согласно современным представлениям в правовой науке право на свободу совести и вероисповедания как базисное право человека и гражданина есть совокупность правовых норм, закрепляющих право каждого гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой (право самостоятельно определять свое отношение к религии), свободно выбирать и менять религию, распространять свои религиозные или атеистические убеждения, совершать религиозные обряды и церемонии, основывать и содержать свободно доступные места богослужений и религиозных собраний, а также места паломничества, учреждать религиозные общества, вести благотворительную деятельность и культурно-просветительскую религиозную деятельность, а также установленных гарантий, реально обеспечивающих эти права или их ограничивающих в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспече-

ния обороны страны и безопасности государства [4].

Хотя идеал религиозной свободы завоевал чрезвычайно широкое признание во всем мире, и в настоящее время он признается не только всеми крупными международными декларациями и соглашениями по правам человека, в нашей стране данный правовой институт в такой трактовке получил свое развитие в последние десятилетия после распада СССР.

В течение этого времени были приняты многочисленные нормативные правовые акты, в которых нормы рассматриваемого правового института нашли свое воплощение. В целом, структуру правового института свободы совести и вероисповеданий составляют:

1) нормы Конституции Российской Федерации, фиксирующие основные положения свободы совести;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепляющие свободу совести;

3) положения международных договоров Российской Федерации, относящихся к реализации свободы совести;

4) положения федеральных законов, регулирующих защиту свободы совести в России (Федеральный закон «О свободе

совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ);

5) положения договоров между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающих принципы свободы совести;

6) нормы конституций (уставов) и других правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на дополнительное регламентирование свободы совести в субъектах Российской Федерации, и другие [4].

Особая роль в регулировании института свободы совести и свободы вероисповедания принадлежит Конституции РФ, которая обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция России регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести:

- Российская Федерация - светское государство (ст. 41);

- в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);

- никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);

- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);

- государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав гражданина по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);

- каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);

- не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);

- никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (ч. 2 ст. 30);

- гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероис-

поведанию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59) [1, 4].

Вопрос правового регулирования института свободы совести и свободы вероисповедания постоянно находится в нашей стране в центре внимания властных структур: государства, его органов, политических партий, общественных объединений и организаций. Необходимо констатировать, что все нормативные правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам [6].

Несмотря на стройность и демократичность перечисленных выше конституционных норм, необходимо отметить некоторые особенности подхода отечественного законодателя к воплощению правовых норм в области свободы совести и вероисповеданий, вызванные особенностями исторического развития России, а также задачами государства в текущий момент.

Концептуальным основанием отношения государства и религиозных объединений в современной России выступила идея культурно-исторической избирательности, состоящая в предоставлении преимущества конфессиям по признаку их культурной и исторической значимости. Данное обстоятельство порой вызывает нарекания со стороны отечественных юристов, усматривающих в этом нарушения принципов равенства. В преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится фраза о признании особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. По многих ученых-экспертов, формулировка преамбулы является некорректной, поскольку создает условия для нарушения права на свободу совести представителей религиозных течений, не составляющих [3].

Еще один дискуссионный вопрос каса- мается, что решение этих конкретных во-ется понятийного аппарата рассматривае- просов современной российской действи-мых правовых норм. Не утихают споры по тельности является насущной задачей Рос-поводу должного правового осмысления и сийского государства [3, с. 101]. выражения таких понятий как «вера», «ре- Таким образом, мы видим, что совре-

лигия», «свобода совести», «религиозные менное состояние правового института в чувства», «верующий» и прочее [5, с. 9]. области свободы совести и свободы веро-Особую актуальность этот вопрос приоб- исповеданий характеризуется динамичным рел в свете внесенных изменений в ст. 148 развитием. В последние десятилетия были Уголовного Кодекса Российской Федера- приняты конституционные правовые нор-ции, произошедших в 2013 году. Высказы- мы фундаментального характера, закреп-вается вполне обоснованные суждения о ляющие равенство религиозных конфес-трудностях в применении данной правовой сий, светскость Российского государства, нормы, поскольку диспозиция ст. 148 Уго- свободу совести, идеологическое многооб-ловного Кодекса Российской Федерации разие. Вместе с тем, перед отечественны-содержит новые для отечественной право- ми учеными и законодателями стоит задача вой науки оценочные категории («религи- детальной проработки указанных норм с озные чувства», «оскорбление религиоз- тем, чтобы закрепленные конституционных чувств»), которые пока не нашли се- ные принципы нашли свое воплощение в рьезного осмысления и конкретизации с правоприменительной практике нашей целью адекватного правоприменения. Ду- страны.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.02.2024).

2. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ в ред. от 02 ноября 2023 года // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.02.2024).

3. Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова. - Москва: Юриспруденция, 2007. -123 с.

4. Живулин В.А. Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: автореферат дисс. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2006. - 26 с.

5. Шевелева, Е.В. Конституционно-правовое содержание института свободы вероисповедания в Российской Федерации: автореферат дисс. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 26 с.

6. Левина А.А. Институт «свободы совести и вероисповедания»: Историко-правовой опыт России: автореферат дисс. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Нижегор. акад. МВД России. - Нижний Новгород, 2003. - 33 с.

THE LEGAL INSTITUTE OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

I.I. Larinbayeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

A.P. Alexandrov, Graduate Student

A.Y. Selivanova, Graduate Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The article is devoted to the consideration of the legal institution of freedom of conscience and freedom of religion at the present stage of development of the legal system of the Russian Federation. Its main components, principles, and sources are analyzed. It is noted that freedom of conscience and religion is an important achievement of Russian legal science and practice, since it reflects basic human rights and freedoms. At the same time, the article indicates the incompleteness of the formation of a legal institution, the need for legal elaboration of some categories and concepts of this legal institution.

Keywords: freedom of conscience, freedom of religion, Constitution, legal institution, secular state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.