Р.А. Осипов,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии
R.A. Osipov,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law, Saratov State Law Academy magistr_sar@mail.ru
Б01:
ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: в статье рассмотрены научные подходы к пониманию сущности одной из самых распространенных деформаций правового сознания общества - правового инфантилизма. Характерной чертой и главной опасностью данной деформации правового сознания являются широкие масштабы ее распространения среди населения и в первую очередь среди молодежи. Автором работы проведен анализ причин, юридической природы, а также форм выражения правового инфантилизма. Предложены способы минимизации распространения данной формы деформированного правосознания в современном обществе.
вое сознание, правовая культура, инфантилизм.
& I
е
Ключевые слова: правовой инфантилизм, деформация правового сознания, право- и
з
LEGAL INFANTILISM AS A DEFORMATION
OF THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE INDIVIDUAL f
u
Abstract: the article discusses scientific approaches to understanding the essence of one a
of the most common deformations of the legal consciousness of society, legal infantilism. g
A characteristic feature and the main danger of this deformation of legal consciousness o
is the wide scale of its spread among the population and, first of all, among young people. °
The author of the work analyzes the causes, legal reasons, as well as forms of expression g
of legal infantilism. The ways of minimizing the spread of this form of deformed legal §
consciousness in modern society are proposed. |
Keywords: legal infantilism, deformation of legal consciousness, legal consciousness, o
legal culture, infantilism. u
207
Сознательность и самостоятельность личности в совре менном обществе играют важную роль. Каждый гражданин должен 5 понимать и осознавать возможные результаты и последствия любого своего решения, именно это является главной отличительной чертой зрелой и полноценной личности.
К сожалению, в современном обществе отнюдь не каждый индивид готов сознательно брать ответственность за свои поступки и решения, за свое социальное и профессиональное развитие.
Распространение подобных тенденций негативно влияет на экономическое и социальное развитие данного общества, так как люди с патерналистскими чертами, т.е. привыкшие надеяться не на себя, а на других людей, получать, а не отдавать, не способствуют его эволюции. Данное явление в науке именуется инфантилизмом. Многие ученые считают, что инфантилизм можно рассматривать как своеобразную девиацию личностного развития, которая характеризуется «детской моделью» поведения [1—3].
Впервые понятие «инфантилизм» было использовано в медицинской практике и введено французским психиатром Э. Ш. Ласегом в 1864 г. Данный термин означал «относительно планомерную задержку психического и физического развития» [4, с. 7]. В дальнейшем его стали использовать для обозначения патологии психического развития, личностной характеристики, а также рассматривать как „о социальное явление.
Стоит согласиться с позицией В. И. Башкирцева о том, что «социальный инфантилизм ученые связывают с условиями функциониро-№ вания общества, семьи и других значимых для личности социальных § групп.
§ Выделяются причины формирования социального инфантилизма 2 личности. Социальные причины связаны с особенностями воспитания индивида, чаще всего с проявлениями у родителей деструктивных — стилей воспитания детей: чрезмерная опека, повышенный родитель-§ ский контроль, деспотическое воспитание, включающее постоянную критику, чаще всего необоснованную.
Развитие социального инфантилизма обычно связывают с современными характеристиками социальной коммуникации, в которую вступает индивид, социальными ролями, которые молодой человек о принимает на себя. Исходя из новых реалий - интернет-общение, ^ удаленные виды обучения и работы, различные мессенджеры С часто являются детерминантами формирования инфантильных черт. Ученые объясняют это тем, что информационные технологии 208 способны мгновенно передавать информацию о культурных цен-^ ностях, потребностях и т.д., теряя при этом часть своей глубины (V и уменьшая свою ценность для развития личности и самосознания ® человека» [5, с. 65].
По мнению ученых, типичными характеристиками инфантильной
I
С
го
личности являются «безответственность, несамостоятельность, зависимость, социальная пассивность, маргинальность, аморальность, творческая стагнация и профессиональная и личностная деградация» [6, с. 195].
Разновидность социального инфантилизма - правовой инфантилизм. Данная форма деформированного правосознания личности является одной из самых упоминаемых в отечественной научной и учебной литературе, наряду с правовым нигилизмом и правовым идеализмом, но, в отличие от последних, мало исследована. Современные авторы - исследователи деформаций правового сознания ограничиваются дефинированием понятия «правовой инфантилизм», не проводя анализ предпосылок появления, признаков и видового разнообразия данной деформации правового сознания.
Правовой инфантилизм подавляющим большинством ученых признается достаточно мягкой разновидностью деформации правового сознания личности. Стоит обратить внимание на мнение, высказанное А. М. Исмаиловым и Н. В. Даничевым: «Инфантилизм даже не следует относить к деформации правового сознания, он является естественным -з1 при обыденном правосознании человека, его стихийном формирова- § нии. Рядовой гражданин не может иметь исчерпывающую базу знаний I. и профессиональных навыков в сфере юриспруденции, превращая свое 4 правосознание в профессиональное и подавно - в научное. Вполне § естественно, что у "обычного" человека нет систематизированных | и полных знаний, вследствие чего и возникают дилетантизм, пробелы к в правовой базе, недостаточная сформированность взглядов, идей * и концепций» [7, с. 118]. В данном высказывании есть рациональ- ■©. ное зерно, но каждый взрослый гражданин все же должен обладать 1 определенным обязательным минимумом правовых знаний, навыков § и умений, которые позволяли бы ему быть полноценным участником ^ общественных отношений, в том числе правовых. §
Стоит отметить, что правовой инфантилизм характерен для моло- 8
дежи, но также присущ людям и более взрослым, не сталкивающимся £
„5
регулярно с действием правовых норм в реальной жизни и не име- " ющим специализированного юридического образования. Субъект, £ которому свойственен данный тип деформации правового сознания, § либо не знает о существовании тех или иных норм, считая конкретный случай безразличным для права, либо искаженно воспринимает со- 209 держание этих норм, пределы их исполнения и практику применения. ^
Следует считать ошибочным тезис о том, что правовой инфантилизм является менее опасной деформацией, чем, например, правовой § нигилизм, так как в перспективе он может таить большую угрозу для § нормального развития как общества и государства, так и отдельного индивида.
В юридической литературе распространена точка зрения, что правовой инфантилизм характеризуется неукомплектованностью
правосознания, наличием пробелов в правовых знаниях, навыках и умениях, отсутствием правильных моделей правового поведения.
Целесообразно провести разграничение по видам правосознания и наложения признаков инфантилизма на них. Так, при анализе научного правосознания вряд ли будет уместным употребление термина «правовой инфантилизм», поскольку данное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Характеризуя профессиональное правосознание, скорее всего, можно говорить о профессиональной неопытности, неразвитости и незрелости правовой психологии и сильном воздействии эмоциональных аспектов [8].
Степень и формы проявления правового инфантилизма в реальной жизни могут быть различными: от незначительных пробелов „о в сфере права до полного отсутствия каких-либо правовых знаний го и деформации правового мировоззрения. С правовым инфантилизмом связывают пробелы правосознания, возникающие на основе полного незнания сущности и назначения современной правовой системы [9]. В дальнейшем правовой инфантилизм способен перерасти в правовой нигилизм, усугубляя ситуацию. 2 Распространенной формой проявления правового инфантилизма ^ является пробельность правового сознания, которая означает, что — пробел правосознания - это особая разновидность его дефектности, § возникающая на основе либо полного отсутствия знания о каком-5 либо элементе правовой действительности, либо забывания таких § знаний [10, с. 16]. При наличии пробела правосознания у индивида ^ в конкретный момент отсутствует информация о каком-либо элементе правовой действительности, что исключает его позитивное отноше-о ние к закону и иным правовым ценностям. Пробел правосознания ^ характеризуется также незнанием закона и безразличным отношением С к нему, что нередко приводит к совершению индивидом правонарушений. Так, к причинам появления правового инфантилизма, помимо 210 субъективного фактора и недостатков действующего законодательства, ^ можно отнести формализм и низкую степень качества правового вос-(V питания, проводимого компетентными государственными органами,
О
«V
со
а также их должностными лицами.
В профессиональной деятельности пробелы в знаниях о праве могут привести к браку в работе, ошибкам, неряшливости и, что еще хуже, должностному произволу и злоупотреблению полномочиями. Незнание рождает в сознании субъекта лакуну в конкретной области правового регулирования, в дальнейшем он начинает компенсировать
5
пробелы при помощи бытового мировоззрения и миропонимания, что не всегда может соответствовать действующим в государстве правовым нормам. Субъект может так и оставить незаполненные пробелы в правовых знаниях или же в силу личностных качеств использовать для удовлетворения личных эгоистичных потребностей совершение корыстных действий, наносящих вред общественному благосостоянию. Данная форма выражения правового инфантилизма граничит с другой деформацией правового сознания - правовым дилетантизмом (невежеством), который, как и правовой инфантилизм, предполагает пробельность правосознания личности и небрежное отношение к правовым ценностям, существующим в обществе.
Ввиду юридизации многих сфер жизни, роста количества частных отношений недостаточность профессиональных знаний юриста может признаваться естественной, но к этому обязательно должно -З быть критическое отношение. §
С правовым нигилизмом нужно бороться и мобилизовать для этого I
|
возможные ресурсы, в том числе использовать все возможности про- 4 свещения. Конечно, как и при любой форме правовой деформации,
возникает необходимость в улучшении качества юридического обра- 8
зования, массовизации юриспруденции, создании условий для инди- к
видуальной работы с гражданином, насколько это возможно. К тому *
же всегда следует учитывать личностные особенности каждого чело- 4 века, факторы внешней среды, воздействующие на его психологию (социальное окружение, информацию, воспринимаемую сознанием, род деятельности, менталитет, историко-культурные особенности),
под действием чего и формируются структурные элементы правовой §
культуры [11, с. 842-843]. £
Разрушительные последствия инфантилизма (в том числе право- §
вого) для будущих поколений нельзя предугадать на 100 %, но сама *
возможность массового распространения в обществе правового £
~ о
нигилизма заставляет нас весьма серьезно задуматься о данной про- § блеме уже сейчас. К правовому инфантилизму нужно относиться как к общественной опасности. 211
Все формы правовой деформации достаточно неоднозначны по своей природе и характеризуются сложным характером и много-аспектностью причин появления. Подтверждается важность исторических расследований, в рамках которых проведено детальное изучение культуры, устоявшихся традиций и обычаев. На определенных временных этапах деформация правосознания становится естественным следствием предшествующих событий. Мы считаем, что если не изменится экономическая обстановка, не решится социальный кризис,
■о 1
№ ■С §5
:о ь
личности не будут в полном объеме гарантированы права и свободы, изменить ситуацию не получится.
Правосознание, как известно, пронизывает все стадии и элементы механизма правового регулирования, играет существенную роль в правотворческом и правореализационном процессах. Именно от уровня правосознания зависит соблюдение правовых норм, обеспечение законности и правопорядка в стране. Правосознание - отражение правовых отношений, результат взаимодействия личности и права [12, с. 25].
Правосознание - основа формирования и функционирования права. Можно сделать вывод, что база правосознания зависит от способности субъекта правовых отношений осмыслять и объяснять правовые явления и мотивировать к правовым действиям. В связи с этим «положительный» аспект проявляется в том, что личность понимает, „о осознает и принимает необходимость права и уважительно относится го к правам окружающих людей. «Отрицательный» аспект - если личность не видит потребности в правовых нормах. Необходимо отме-№ тить, что соблюдение правовых норм из чувства страха, а не личных § внутренних мотивов и побуждений также формирует негативную § позицию.
2 Стоит согласиться с М. С. Егоревой, отмечающей «недостаточ-^ ность правовой информированности граждан, негативно влияющую — на развитие правосознания. Государство обязано информировать § граждан обо всех законодательных актах-новеллах доступными ему 5 средствами» [13, с. 109]. Доступность юридической информации, ее § точность способны повысить уровень правовой культуры общества ^ и отдельной личности и снизить уровень распространения деформаций правового сознания. о Нужно учесть, что процесс борьбы с деформациями долгий ^ и охватит не одно поколение. Существенным шагом и первой побеси дой будет момент, когда осознание необходимости изменений и исправлений начнется на личностном уровне каждого человека. Все 212 это требует грамотной и скоординированной работы по правовому ^ воспитанию граждан. При этом ее субъектами должны выступать (V не только государственные органы, но и школьные учреждения, уни-® верситеты, а также семья. Только так можно минимизировать уровень ^ распространения деформаций правосознания в общем и правового инфантилизма в частности.
Подводя итог изложенному, можно предложить следующее определение основного объекта исследования: правовой инфантилизм - это форма (разновидность) деформированного правосознания личности,
характеризующаяся наличием пробелов в правовых знаниях, непониманием правовых норм и ценностей, а также неразвитостью правовой идеологии индивида, вызванная часто недостатком его жизненного опыта и отсутствием правильных примеров юридически значимого поведения.
Список литературы:
1. Chrobak, M. Swiaty dziecinstwa. Infantylizacje w literaturze i kulturze / M. Chrobak, K. Wqdolny-Tatar. - Krakow : Universitas, 2016.
2. Scharl, J.C. Lonely and scared: College students culture of immaturity / J.C. Scharl // Academic Questions. - Spring 2020.
3. Infantilism test DIT-M / V.M. Datskovsky // American Scientific Journal.
- 2020. - № 42. - P. 24-32.
4. Абдрахимова, Р.Г. Исторические аспекты возникновения термина . «инфантильность» / Р.Г. Абдрахимова // Международный научно-исследо- "g вательский журнал. - 2016. - № 3. - С. 6-10. g
5. Башкирцев, В.И. Исследование феномена «инфантилизм» в зарубеж- » ной науке / В.И. Башкирцев // Социальные отношения. - 2022. - № 1(40).
- С. 60-71. 1
6. Михайлова, О.Б. Инфантилизм молодежи как проблема современного | общества / О.Б. Михайлова // Профилактика девиантного поведения детей g и молодежи: региональные модели и технологии : сборник статей по ма- | териалам III Международной научно-практической конференции (Ялта, ь 13-15 октября 2021 г.). - Симферополь : Ариал, 2021. - С. 195-199. f
7. Исмаилов, А.М. Правовой инфантилизм / А.М. Исмаилов, S Н.В. Даничев // Инновационное развитие науки и образования : сборник ста- g тей V Международной научно-практической конференции (Пенза, 23 марта f 2019 г.). - Пенза : Наука и Просвещение, 2019. - С. 117-120. g
8. Волчок, А. А. Правовой инфантилизм как вид юридической патологии о / А. А. Волчок // Материалы Международного молодежного научного фору- S ма «Л0М0Н0С0В-2020» / отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, g Е. А. Антипов. - М. : МАКС Пресс, 2020. I
9. Сенин, И.Н. Деформации правосознания и пути их преодоления / g И.Н. Сенин // Эпоха науки. - 2017. - № 12. - С. 87-91. |
10. Антонова, А.В. Правовой инфантилизм как форма деформации правосознания / А.В. Антонова // Вестник научных конференций. - 2017. - 213 № 9-3(25). - С. 16-17.
11. Волчок, А.А. Инфантилизм правосознания: серьезная патология ъ или пробелы правосознания? / А.А. Волчок // XLIX Огарёвские чтения : § материалы научной конференции : в 3 ч. (Саранск, 7-13 декабря 2020 г.). g
- Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2021. - Ч. 3. - С. 839-845.
12. Кощеева, А.В. Деформация правосознания - проблема современного общества / А.В. Кощеева // Трансформация права в информационном обществе : материалы III Всероссийского научно-практического
форума молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 26 ноября 2020 г.). - Екатеринбург : Уральский государственный юридический университет, 2020. - С. 25-29.
13. Егорева, М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры / М.С. Егорева // Государство и право. - 2001. - № 9. - С. 108-109.