Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СВЕДЕНИЯ / ПОРОЧАЩИЕ ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ / ОПРОВЕРЖЕНИЕ СВЕДЕНИЙ / ИСТЕЦ И ОТВЕТЧИК / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кот М.К., Порфирьева А.Б.

В статье рассмотрены понятие деловой репутации и его связь с финансовой устойчивостью предприятия. Обоснована важность достижения положительной деловой репутации для обеспечения стабильных финансовых показателей фирмы. Раскрыт порядок защиты деловой репутации юридического лица в соответствии с нормами гражданского законодательства. Выделены проблемы, существующие в процессе опровержения сведений, порочащих деловую репутацию фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ASPECT OF BUSINESS REPUTATION AS ONE OF THE CRITERIA OF FINANCIAL STABILITY

The article deals with the concept of business reputation and its relationship with the financial stability of the enterprise. The importance of achieving a positive business reputation for ensuring stable financial performance of the company is justified. The procedure for protecting the business reputation of a legal entity in accordance with the norms of civil legislation is disclosed. The problems that exist in the process of refuting information that discredits the business reputation of the company are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

М.К. Кот, канд. юрид. наук, доцент А.Б. Порфирьева, магистрант

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-32-35

Аннотация. В статье рассмотрены понятие деловой репутации и его связь с финансовой устойчивостью предприятия. Обоснована важность достижения положительной деловой репутации для обеспечения стабильных финансовых показателей фирмы. Раскрыт порядок защиты деловой репутации юридического лица в соответствии с нормами гражданского законодательства. Выделены проблемы, существующие в процессе опровержения сведений, порочащих деловую репутацию фирмы.

Ключевые слова: деловая репутация, финансовая устойчивость, сведения, порочащие деловую репутацию, опровержение сведений, истец и ответчик, гражданское судопроизводство.

В условиях современного развития экономико-правового пространства РФ важность исследования содержания причинно-следственных связей между такими категориями, как деловая репутация предприятия и его финансовая устойчивость, является бесспорной. Это связано с тем, что, как свидетельствуют данные проведенных исследований, свыше трети банкротств предприятий обусловлено влиянием внешних факторов, в числе которых выделяют деловую репутацию организации [5, с. 223]. С другой стороны, наиболее крупные и ведущие участники рынка в части организационно-технического и производственного потенциала, а также финансово-экономических ресурсов обладают высокими критериями деловой репутации, что свидетельствует о важности изучения данного понятия с точки зрения его влияния на финансовую устойчивость предприятия.

В большинстве своем термин «деловая репутация» подразумевает сложившееся представление о фирме со стороны контрагентов, ее «доброе имя», с которым предприятие идентифицируют сторонние агенты [1, с. 42]. В свою очередь финансовая устойчивость отражает способность предприятия функционировать и развиваться в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры с учетом обеспечения платёже-

способности и инвестиционной привлекательности [6, с. 26]. Финансовая устойчивость достигается посредством корреляции взаимозависимых составляющих, среди которых выделяют в т.ч. критерий деловой репутации. Так, высокая деловая репутация является предпосылкой увеличения цены товара и максимизации, тем самым, итоговой прибыли компании, повышения совокупного спроса вследствие существующего доверия к организации, определения переговорной позиции предприятия при взаимодействии с различными субъектами рынка и т.д. Таким образом, взаимодействие и взаимообусловленность анализируемых понятий очевидна, что обосновывает важность изучения правовых инструментов защиты деловой репутации фирмы в контексте обеспечения ее финансовой устойчивости.

Дефиниция деловой репутации рассматривается в рамках ст. 152 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в которой декларируется право юридического лица требовать опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию в случае, если лицо, адресующее данную информацию, не докажет, что она истинна (п. 1 ст. 152) [2]. При этом опровержение должно осуществляться через те же каналы, через которые изначально были получены сведения. Если изначально сведения,

порочащие деловую репутацию, транслировались в СМИ, то предприятие имеет право не только потребовать факт опровержения, но и опубликовать свой ответ наряду с таким опровержением. Допускается уничтожение материальных носителей с содержащейся на них информацией, порочащих деловую репутацию фирмы, если исходные сведения стали широко известны в массах, вследствие чего всестороннее опровержение видится невозможным. Аналогичным образом удаляется информация из телекоммуникационной сети «Интернет», когда сведения, порочащие деловую репутацию предприятия, оказались доступными для пользователей электронной среды.

В числе прочего законодатель регламентирует, что в ряде случаев, прямо указанных в ГК РФ, суд устанавливает порядок опровержения сведений, порочащих деловую репутацию, и в таком случае применение к нарушителю санкций юридической ответственности не освобождает его от совершения действий, предусмотренных решением суда. Также судебное рассмотрение спора необходимо в том случае, если является невозможным установить лицо, инициирующее распространение сведений, порочащих деловую репутацию фирмы, в силу чего истцу необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.

По правилам разрешения гражданских дел, предметом которых выступает опровержение сведений, порочащих деловую репутацию фирмы, надлежащим ответчиком выступает, с одной стороны, автор таких сведений, а с другой, лицо, участвующее в их распространении [3]. При этом, чтобы суд признал требования истца, необходимо, чтобы одновременно в части сведений было доказано:

1. распространение, т.е. их опубликование в СМИ, сети «Интернет» и т.д., в результате чего сведения стали известны третьим лицам;

2. порочащий характер, т.е. сведения, содержащие утверждения о нелицеприятном или нечестном действии предприятия, его недобросовестности и т.д., в результате чего умаляется «доброе имя» фирмы;

3. не соответствие действительности, т.е. сведения декларируют факт, который не имел места в реальности в установленный промежуток времени [3].

В свою очередь ответчик обязан предоставить данные о том, что сведения достоверны.

В правоприменительной практике, несмотря на предельно ясную систематизацию норм, регламентирующих порядок защиты деловой репутации юридического лица, тем не менее, встречаются следующие проблемы опровержения такой информации:

1. в большинстве случаев юридическому лицу трудно доказать, что в каком-либо репортаже, съемке и т.п. речь идет именно о его предприятии в силу того, что опознавательные знаки и наименования шифруются [7, с. 101];

2. сведениями, порочащими деловую репутацию предприятия, не считается оценочное мнение эксперта, поскольку оно выражает субъективную точку зрения и не может соответствовать критерию его соответствия действительности;

3. нередко в исковых требованиях отказывается по причине того, что суд вследствие исследования материалов дела и представленных доказательств устанавливает, что оспариваемые сведения имели место в действительности [5, с. 224].

Примером из судебной практики, в которой суд отказал в исковых требованиях, может являться рассмотрение дела №А45-14273/2020 Арбитражным судом Новосибирской области. Истец - Клиника «Золотое Сечение» заявило требование к ответчику - ООО «Сеть городских порталов» о признании сведений, опубликованных в сети, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию клиники. Так, в тексте публикации упоминалось о физических недомоганиях пациентки, которые, по мнению истца, не были связаны с медицинским вмешательством со стороны Клиники «Золотое Сечение»

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что негативные впечатления, которые могут возникнуть у читателя по ходе прочтения материалов, не относятся к конкретным фактам, на основании

которых можно говорить о вреде, нане- отказа в исковых требованиях юридиче-сенном деловой репутации фирмы. В силу ского лица на предмет опровержения све-чего суд решил в исковых требованиях от- дений, порочащих его деловую репута-казать [4]. цию. Причинами могут быть сложности

Таким образом, деловая репутация идентификации истца в рамках рассмотре-фирмы прямым образом сказывается на ния события, в котором наблюдается нане-финансовой устойчивости предприятия, в сение ущерба его деловой репутации, насилу чего у юридического лица присутст- личие субъективного мнения третьих лиц, вует непосредственная заинтересованность а также присутствие информации, полу-в том, чтобы «доброе имя» фирмы носило ченной из официальных источников. В та-положительный окрас. В этом смысле ком случае требуется тщательное изучение гражданское законодательство предельно критериев, позволяющих интерпретиро-четко регламентирует порядок защиты вать информацию как сведения, пороча-предприятия в случае опубликования и щие деловую репутацию с тем, чтобы ус-распространения сведений, порочащих его пех судебного разбирательства для пред-деловую репутацию. Вместе с тем в судеб- приятия был гарантирован. ной практике нередко возникают случаи

Библиографический список

1. Веверица А.А., Дибляк Д.А. Проблемы определения деловой репутации при защите прав корпораций // Colloquium-journal. - 2019. - № 15-10 (39). - С. 42-44.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 24.03.2021)

3. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52017/ (дата обращения 24.03.2021)

4. Решение от 5 октября 2020 г. по делу № А45-14273/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/YS0jsyJ5DPbV/ (дата обращения 24.03.2021)

5. Трофимова Я.Л. Гражданско-правовая защита деловой репутации // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Н.А. Резина, Е.Ф. Рашидов. - 2019. - С. 222-225.

6. Шекшня П.П. Значение оценки финансовой устойчивости компании в обеспечении экономической безопасности бизнеса // Студент. Аспирант. Исследователь. - 2020. -№7 (61). - С. 25-36.

7. Шугаев А.А. Гражданско-правовые способы защиты чести, достоинства и деловой репутации: научно-практический и международно-правовой аспекты // Велес. - 2019. -№2-2 (68). - С. 96-108.

THE LEGAL ASPECT OF BUSINESS REPUTATION AS ONE OF THE CRITERIA OF

FINANCIAL STABILITY

M.K. Kot, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor A.B. Porfirieva, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the concept of business reputation and its relationship with the financial stability of the enterprise. The importance of achieving a positive business reputation for ensuring stable financial performance of the company is justified. The procedure for protecting the business reputation of a legal entity in accordance with the norms of civil legislation is disclosed. The problems that exist in the process of refuting information that discredits the business reputation of the company are highlighted.

Keywords: business reputation, financial stability, information discrediting business reputation, refutation of information, plaintiff and defendant, civil proceedings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.