УДК 342.25
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Майшекина Эльдана Советовна1
КЗаведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин, Alikhan Bokeikhan University, г. Семей, Республика Казахстан, доктор PhD; e-mail: [email protected].
Абдрахманов Медет Каучерханович
Докторант Alikhan Bokeikhan University, г. Семей, Республика Казахстан; е-mail: [email protected]
Душечкина Елена Владимировна
Директор ТОО «Юридической клиники Alikhan Bokeikhan University», г. Семей, Республика Казахстан, магистр права, е-mail: [email protected]
Аннотация. Местное самоуправление представляет собой фундамент национальной государственности. Именно на локальном уровне могут быть успешно решены многие задачи социально-экономического профиля и созданы реальные условия для обеспечения устойчивого роста и благосостояния населения. Будучи социальным государством, Республика Казахстан обладает оригинальным опытом становления и развития системы муниципального управления, построенной на значительном влиянии народного представительства. Анализ особенностей ее становления, результаты которого отражены в тексте статьи, содержит новые научные знания, имеющие перспективу практической апробации при совершенствовании законодательства об основах местного самоуправления. Сравнив доктринальные позиции, высказанные в казахстанской и зарубежной юридической печати, удалось выявить наличие общих проблем в организации и деятельности органов местного самоуправления в различных государствах. Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы сформировать комплекс научно обоснованных рекомендаций, характеризую-S щих направления развития правового обеспечения функционирования местного самоуправа. ления. Использовав результаты, полученные экспериментальным путем, изучив состояние ^ судебной практики, отражающей качество местного самоуправления в Республике Казах?» стан, а также совокупность традиционных общенаучных и частно-научных методов, ав-g торы пришли к выводу о возможности - в условиях конвергенции национальных правовых s систем - создания общей концепции организации местного самоуправления, обладающей ^ доверием граждан и основанной на демократической выборной форме комплектования. Е В правовом государстве, все сущностные признаки которого закреплены в Конституции е Республики Казахстан и реализованы в деятельности органов государственной власти, s именно такая модель местного самоуправления приобретает ымаксимальную эффективно ность.
о Ключевые слова: правовое государство; государственная власть; местное самоуправ-£ ление; выборы; народное представительство.
S <1 m
ь
-Q
с;
ш £
4 О X
о <
РЛ
5
ь
X S
S X
ь
ш m
1 Автор для корреспонденции
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ЖЕРГ1Л1КТ1 ЭЗШ-ЭЗ1 БАСЦАРУДЬЩ КАЛЫПТАСУЫ МЕН ДАМУЫН К^КЫКТЫК
ТАЛДАУ
Эльдана Советовна Майшекина
Мемлекетт.к-щущыщтыщ пэндер кафедрасыныц мецгерушШ, Alikhan Bokeikhan University,
Семей щ., Цазащстан Республикасы, doKmopPhD; e-mail: [email protected]
Медет Каучерханович Абдрахманов
«Alikhan Bokeikhan University» докторанты, Семей щ., Казащстан Республикасы;
e-mail: [email protected]
Елена Владимировна Душечкина
«Alikhan Bokeikhan University Зац клиникасы» ЖШС директоры, Семей щ., Цазащстан Республикасы, ЩYЩыщмагистрi, e-mail: [email protected]
Аннотация. Жергiлiктi мемлекеттт ез.н-ез. басщару улттыщ мемлекеттшктщ не-г.¡зт щурайды. Жергiлiктi децгейде элеуметт.к-экономикалыщ кептеген мiндеттерi тиiмдi шешт, халыщтыц туращты есу.мен эл-аущатын щамтамасыз ету Yшiн нащты жагдайлар жасалуы мYмкiндiк бередi.
Казащстан Республикасы халыщ екшдтнщ мацызы элеуметтт мемлекет щура отыру-дагы елеулi ыщпалына нег1зделген муниципалды басщару ЖYйесiн щалыптастыру мен дамы-тудыц ез.нд.к тэжiрибесiне ие. Мащалда келтiрiлген щущыщтыщ талдау жэне шешiмдер жергiлiктi ез.н eзi басщару зацнамасын жетiлдiруге жол ашады. Казащстандыщ жэне шет елд.к галымдардыц зац басылымдарыдагы доктриналыщ кез-щарастарын талдау арщылы мемлекеттж ез.н-езi басщару щызметтдегi мэселелер аныщталды. Жумыстыц мащсаты кешендi зерттеулердi б.ртт.ре отырып, жергтктi дамытудагы гылыми нег.здемегекелу. Сонымен щатар,сот тэж.ребес.н зерттей келе жергтктi ез.н-езi басщару мэселеы бой-ынша улттыщ щущыщтыщ ЖYйелердi б.р.ктере отырып, сайлау ЖYйесiн арттыру арщылы жалпыга ортащ адамдардыц бил.ккке сетмдштн арттыру тужырымдамасын щалыпта- С стыру. Жергшктi мемлекеттж ез.н-езi басщару щызметшц тшмдшгт арттыру Yлгiсi Н рет.нде, Казащстан Республикасы Конституциясында щущыщтыщ мемлекеттщ белгшелерi > ЖYзеге асщан. с
Tyümdi свздер: щущыщтыщ мемлекет; мемлекетт.к бил.к; жергтктi басщару; сайлау; Т
халыщтыщ екшдж. Т
>
З
А
Д
Е
Л
LEGAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT > OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF p
KAZAKHSTAN
Maishekina Eldana Sovetovna
Head of the Department of State and LegalDisciplines, Alikhan Bokeikhan University,Semey, e
А
Republic of Kazakhstan, PhD; e-mail: [email protected] Abdrakhmanov Medet Kaucherkhanovich
Doctoral student of Alikhan Bokeikhan University,Semey, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
> ro
о
СП
О
"U
Dushechkina Elena Vladimirovna
Director of Alikhan Bokeikhan University Law Clinic LLP, Semey, Republic of Kazakhstan, Master of Law, e-mail: [email protected]
Abstract. Local self-government is the foundation of national statehood. It is at the local level that many socio-economic tasks can be successfully solved and real conditions created to ensure sustainable growth andwell-being of the population. Beinga social state, the Republic ofKazakhstan has an original experience in the formation and development of a municipal government system built on the significant influence of the people's representation. The analysis of the peculiarities of its formation, the results of which are reflected in the text of the article, contains new scientific knowledge that has the prospect of practical approbation in improving legislation on the basics of local self-government. Comparing the doctrinal positions expressed in the Kazakh andforeign legal press, it was possible to identify the presence of common problems in the organization and activities of local self-government bodies in various states. The purpose of the study was to form a set of scientifically based recommendations characterizing the directions of development of legal support for the functioning of local self-government. Using the results obtained experimentally, having studied the state of judicial practice reflecting the quality of local self-government in the Republic of Kazakhstan, as well as a set of traditional general scientific and private scientific methods, the authors came to the conclusion that it is possible - in the conditions of convergence of national legal systems - to create a general concept of the organization of local self-government that has the trust of citizens and is based on a democratic elective form of recruitment. In a state governed by the rule of law, all the essentialfeatures of which are enshrined in the Constitution of the Republic of Kazakhstan and implemented in the activities of state authorities, it is this model of local self-government that acquires maximum efficiency.
Key words: the rule of law; state power; local self-government; elections; people's representation.
ГМ
0
ГМ
£ Введение
™ Исследование особенностей формиро-
1 вания и развития в Республике Казахстан £ местного самоуправления было бы недоста-1 точно полным в отсутствие краткого исто-
< рического анализа. В этой связи авторами
0 предпринята попытка обобщить результаты
1 эволюции местного самоуправления, охарактеризовав различные ее периоды. Траса диционно в постсоветской историографии
используется прием, который охватывает
с советский и современный периоды, каждый
< из которых представляет самостоятельный интерес для исследования. В Республике
£ Казахстан наиболее выраженные демокра-
^ тические черты система органов местного
о самоуправления приобрела после провоз-
о глашения государственного суверенитета.
^ В современный период, когда в основе про-
¡5 веденных государственно-правовых преоб-
^ разований оказались интересы многонаци-
Ь онального народа Казахстана, изменились
^ сами принципы организации местного са-
^ моуправления, его роль в жизни общества и
Ь обеспечении безопасного и благополучного
00 состояния граждан. Однако при формирова-
DOI: 10.52026/2788-5291_2023_73_2_22
нии органов местного самоуправления оказались востребованными историко-право-вые традиции.
Материалы и методы
Вместе с тем, проблемное поле настоящего исследования не могло бы получить серьезного научного осмысления в отсутствие использования формально-логического метода, посредством которого становится возможным выявить генезис, детерминацию и развитие основных элементов механизма местного самоуправления в Республике Казахстан.
Посредством совокупности иных признанных общенаучных методов авторами проведена оценка эффективности формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Казахстан. В целях обеспечения ее полноты и достоверности были использованы экспериментальные методики, среди которых: мониторинг информации, характеризующей демократический и свободный избирательный процесс, сопровождающий комплектование численного состава органов местного само-
управления; наблюдения, отражающее результаты рассмотрения судами Республики Казахстан соответствующих требований и иных материалов с участием органов местного самоуправления. Использование данных за пятилетний период (2017-2021 годы) гарантирует репрезентативность сформированных выборок и достоверность полученных результатов.
Обсуждение и результаты
Приоритет интересов казахского народа при признании верховенства прав и политического плюрализма стал основой новой суверенной модели органов местного самоуправления в Республике Казахстан. Такая основа имеет историческую связь, прерванную в советский период [1, с.171], но успешно восстановленную после провозглашения независимости в 1991 г.
С обретением государственного суверенитета конституционно-правовые установления Республики Казахстан неизменно содержали положения об органах местного самоуправления, развитие которого в условиях новой реальности стало важнейшей задачей. Основы развития местного самоуправления в Казахстане были заложены Законом от 15 февраля 1991 г. «О местном самоуправлении и местных советах народных депутатов Казахской ССР». Однако он содержал нормы, отражавшие вертикальную иерархию представительных органов, что существенно понижало независимость их деятельности. Если в местных исполнительных органах наличие единоначалия отражает вертикальное взаимодействие с более высокими уровнями государственного управления и способствует единообразной реализации государственных программ, то представительные органы в условиях вертикальной подотчетности функционировать не могут, поскольку создаются в результате акта народовластия на выборах. Деятельность советских органов была приостановлена в 1992 г., когда в связи с наступлением переходного периода, вызванного прекращением существования СССР, местное самоуправление было фактически заменено единоначальными местными администрациями, подчинявшимися напрямую президенту Республики Казахстан. Отчасти это способствовало стабильному и быстрому проведению базовых экономических реформ, осуществлявшихся централизованно и целенаправленно.
В силу ст. 90 Конституции РК 1993 г.
местные представительные и исполнительные органы учреждались с учетом административно-территориального деления государства для решения вопросов местного значения. При этом было предусмотрено, что местные представительные органы избираются населением сроком на пять лет, тогда как комплектование состава местных исполнительных органов осуществлялось посредством назначения. В соответствии с конституционными нормами была выстроена определенная иерархия местных исполнительных органов, и частично их вертикаль замыкалась непосредственно на Президенте республики. Это означало, что их решения, если они противоречат действующему законодательству, могут быть отменены как в судебном, так и в административном порядке. Напротив, решения местных представительных органов могли отменяться только в судебном порядке или ином порядке, установленном законом. Конституционные нормы в этой части носили во многом бланкетный характер, ориентируя правоприменителей на будущие нормотвор-ческие решения. Однако при этом конституционно-правовая конструкция органов местного самоуправления была в большей степени ориентирована на относительную полноту именно представительной власти. Такая относительность проистекала вслед- Т ствие ограничения полномочий последней И вопросами местного значения, а также ее И взаимосвязью с парламентом - Верховным Т Советом РК, - который был уполномочен на У их досрочное прекращение. ^
Разработанная модель перераспределения А полномочий органов местного самоуправле- о ния может быть названа «переходной»: отча- Д сти при ее создании использовалась структу- Е ра советского государственного управления, ь но кроме того, была усилена независимость В именно выборных органов, хотя бы и огра- И ниченных в масштабе своей деятельности п
~и
только вопросами местного значения. Закон В
Республики Казахстан от 10 декабря 1993 О
г. «О местных представительных и испол- и
нительных органах Республики Казахстан» ф
завершил децентрализацию местного само- р
управления, прямо закрепив, что маслихаты А
не связаны отношениями соподчиненности и
и по вертикали (ст. 3). Тем не менее, по- к
скольку административно-территориальное №
деление Казахстана оставалось многосту- (
пенчатым, существование вышестоящих -
маслихатов было необходимым (например, 2
с учетом структур областей и районов). 3
IX
< IX
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь
-О
ш £
ч О X
0 <
РЛ
1
X
ь
И маслихаты, и местные администрации (исполнительные органы) отвечали за обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, но при этом местная администрация была подконтрольна маслихату. Таким образом, децентрализация местного самоуправления и подконтрольность исполнительных органов представительным способствовали разделению их функций и частично оптимизировали локальное управление в кризисный период.
После принятия в 1995 г. действующей Конституции Республики Казахстан эта модель получила новые черты. При сохранении на местном уровне элементов представительной и исполнительной власти был создан и впоследствии усовершенствован четкий баланс между ними. Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах предоставленных им законом полномочий получила конституционные гарантии (п. 4 ст. 89 Конституции РК). Был закреплен принцип осуществления местного самоуправления непосредственно населением как посредством выборов, так и через выборные органы. Маслихаты (местные представительные органы) получили право осуществлять с учетом общегосударственных интересов меры, необходимые для реализации воли населения. При этом п. 4 ст. 86 Конституции РК прямо устанавливала их распорядительные и контролирующие функции, в силу которых маслихаты могли принимать активное участие в планировании социально-экономического развития территории и реализации иной деятельности по обеспечению законных интересов ее жителей. Местные исполнительные органы по-прежнему составляли вертикаль, в структуре которой практиковалось назначение их глав (акимов) вышестоящими руководителями, включая главу государства. При этом Президент РК имел право освобождать акимов от должности. Решения маслихатов могли быть отменены только в судебном порядке, тогда как решения и распоряжения акимов также и в порядке вертикальной подчиненности (вышестоящим акимом, правительством). Пределы действия названных правовых актов ограничивались территорией соответствующих административно-территориальных единиц. Взаимосвязь между маслихатами и местными исполнительными органами
имела место и в части распределения бюджетных средств: соответствующие проекты решений могли выноситься на голосование только после получения положительного заключения акима. Из этого можно заключить, что коллективные решения, принимаемые маслихатами, избираемыми населением, обладали меньшей степенью самостоятельности, поскольку фактически согласовывались. В то же время, степень осуществления контроля за деятельностью маслихатов была меньшей. Маслихаты также наделялись полномочием по выражению вотума недоверия акиму, причем в 2007 г. доля депутатов, по инициативе которых такой вопрос мог быть рассмотрен, уменьшилась с двух третей до одной пятой. Из этого можно заключить, что конституционно-правовой статус выборного органа - маслихата изначально ориентировался на определенное сдерживание исполнительных органов, руководители которых обладали правом принятия единоличных решений. Это представляется важным доказательством приоритета выборного коллективного органа, формируемого непосредственно населением, над частью вертикали власти, которой являлись местные исполнительные органы. Депутаты всегда должны быть на связи с избирателями и непосредственно привлекать их к осуществлению контроля за своей деятельностью, который будет заключаться в проведении встреч на которых они будут давать полный отчёт о своей работе по осуществлению различных государственных программ, предоставлять информацию по исполнению местного бюджета, консультироваться по вопросам планирования своей деятельности [2, с. 249].
Казахстан, в отличие от ряда сопредельных государств, избежал социальных конфликтов и боевых действий, что стало условием для формирования и поддержания гражданского согласия. В 2001 г. был принят Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»2 , установивший схему управления административно-территориальными единицами и раскрывший конституционные положения о формировании и компетенции органов местного самоуправления. Он сохранил определенную преемственность с ранее действовавшими нормативными правовыми актами и создал единую базу для последующей
2 Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-П«О местном государственном управлении и само-
управлении в Республике Казахстан» https://online.zakon.kz/Document/?docid=1021546 (дата обращения: 22.11.2022)
разработки стратегических приоритетов, решение которых начинается с локального уровня управления.
Государство должно оставаться гарантом баланса между защитой общего блага и защитой индивидуальных прав людей, причем вторые, кроме того, включены в первую. Это, в частности, предполагает, что оно позиционирует себя как ориентир, который решительно подтвердит ценности, лежащие в основе социального диалога [3, с. 36].
Ключевые институты государственного и муниципального управления обладают рядом устойчивых связей, уже выступавших предметом научного исследования [4, с. 8]. В развитие высказанных суждений можно утверждать, что принцип делегирования полномочий, универсальный для организации местного самоуправления, оказался востребованным и в Республике Казахстан. При этом, с учетом особенностей государственного механизма и исторических традиций, наиболее перспективным оказался опыт таких стран, как Франция и Россия [5, с. 138]. На основе его обобщения в казахстанскую социальную действительность было гармонично включено сочетание управления и самоуправления на локальном уровне. Основная идея, реализованная в нормах Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», состояла в том, чтобы обеспечить непосредственное участие населения в управлении делами государства. Именно поэтому решение наиболее важных вопросов местного значения начинается с волеизъявления, высказанного сходом местного сообщества.
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что каждый законопослушный гражданин в Казахстане имеет отношение к определению приоритетов локального уровня. Сходу подотчетны акимы и маслихаты, поскольку они обязаны представлять сведения о выполнении возложенных на них функций; кроме того, избираемое сходом собрание местного сообщества согласовывает решения по управлению коммунальной собственности, проект бюджета, проекты отчуждения коммунального имущества (ст. 39-3 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»). При этом маслихаты, избираемые населением, не имеют рычагов влияния на сход и собрание местного сообщества. Их компетенция включает широкий перечень
вопросов местного значения (земельные отношения, благоустройство, подготовка и проведение отопительного сезона). Кроме того, они формируют персональный состав акиматов (местных исполнительных органов) по представлению акима. В свою очередь, аким города районного значения, поселка, сельского округа, села избирается населением на прямых выборах. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются на должность с согласия соответствующего маслихата.
Исходя из приведенной схемы взаимоотношений между различными сегментами структуры органов местного самоуправления в Республике Казахстан, можно заключить, что она находится под серьезнейшим влиянием непосредственного волеизъявления жителей административно-территориальных единиц, отражая механизм осуществления реального народовластия. Ни одно звено этого механизма не формируется без непосредственного, осуществляемого в результате свободных выборов, или опосредованного, реализуемого избранными народом представителями, участия жителей страны. В этой части его можно рассматривать в какой-то степени как превосходящий по демократическому потенциалу французскую коммунальную модель, взятую в 2001 г. за го основу и адаптированную к казахстанским Т социально-правовым реалиям. Во Фран- И ции коммуны являются основным террито- И риальным образованием, но управляются Т избираемыми населением муниципальным У советом и мэром, т.е. основной акцент сде- А лан на опосредованное народное волеизъ- А явление, выражаемое при комплектовании о состава муниципальных советов на свобод- Д ных выборах. Французский опыт получил в Е научных исследованиях как позитивные [6, ь с. 124], так и негативные [7, с. 260] оцен- В ки. При этом основные принципы форми- И рования локального уровня управления во р Франции сложились еще до принятия дей- АВ ствующей Конституции 1958 г. [8, с.109], О вследствие чего отчасти они являются опре- и деленным анахронизмом. Применительно к ф казахстанским социально-правовым реали- ОР ям необходимо отметить, что в современный А период правовое обеспечение локального ИИ управления динамично развивается. к
Однако роль гражданского общества в № участии формировании деятельности ор- ( ганов местного самоуправления остается -слабой, одной из приоритетных задач для 2 государства должно явиться повышение 3
IX
< IX
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь
-О
ш £
ч О X
0 <
РЛ
1
роли гражданского общества в участии в управлении делами государства [9, с. 187].
Необходимо отметить, что исследованный опыт относится к практике организации местного самоуправления в странах англосаксонской и романо-германской правовых семей, а также к постсоциалистическим государствам. При этом их современное устройство может быть как унитарным (Франция, Великобритания, Польша), так и федеративным (Германия, Австралия, США, Канада). Однако общий социальный запрос на децентрализацию местного самоуправления и расширение полномочий, реализуемых на локальном управленческом уровне с учетом потребностей населения, свидетельствует о том, что в условиях конвергенции правовых систем имеется тенденция к определенной унификации местного самоуправления с расширением демократических начал при формировании муниципальных органов и реализации ими функций, направленных на благо населения определенной территории.
Любые цели стратегического характера представляются недостижимым в условиях недостаточного внимания к потребностям населения. Оптимальным рупором для их выражения является реальное народовластие, которое подразумевает усиление роли выборных органов и непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Недостатком сформированной в соответствии с Конституцией РК 1995 г. системы организации и деятельности органов местного самоуправления стала концентрация, несмотря на номинальную подконтрольность маслихатам, в руках акимов большинства полномочий локального характера, что позволило им сосредоточить свою деятельность в направлении усиления собственного влияния. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, потребовалось изменить концепцию организации местного самоуправления, и в настоящее время Казахстан успешно приспосабливается к новым реалиям, возникшим во взаимосвязи с преобразованиями конструкции взаимоотношений внутри системы органов местного самоуправления.
О повышении качества деятельности органов местного самоуправления в Республике Казахстан свидетельствует и то обсто-
ятельство, что в 2017-2021 гг. существенно сократилась доля судебных исков, предметом которых является законность и обоснованность их действий и решений (в общей структуре рассматриваемых ежегодно судами Казахстан гражданских дел такие иски составляют не более 5%). При этом суды руководствуются правовыми позициями органа конституционного контроля - Конституционного Совета Республики Казахстан, который дал важные разъяснения относительно статуса решений органов местного самоуправления, а также о непрерывном характере их деятельности. Эти разъяснения берутся судами общей юрисдикции за основу при проверке законности и обоснованности действий и решений органов местного самоуправления.
31 мая 2000 г. Конституционный Совет РК дал разъяснение относительно наличия у акимов полномочий по отмене собственных решений и распоряжений3 . Признав их наличие, поскольку содержание п. 4 ст. 88 Конституции РК этого не исключала, орган конституционного контроля указал, что отсутствие такой возможности ослабляло бы органы местного самоуправления, лишая их оперативного контроля за изменяющейся обстановкой и не давая шансов самостоятельно устранить допущенную при принятии решения ошибку. Отчасти эта правовая позиция несколько видоизменила судебную практику, поскольку суды получили право принимать решения по спорам с участием органов местного самоуправления на условиях констатации самостоятельного устранения допущенного нарушения закона. При этом за последние четыре года (2019-2021 гг.) казахстанскими судами иски, связанные с обжалованием незаконных действий и решений акимов различных уровней, по существу не рассматривались.
В целом динамика судебной активности, имея тенденцию к спаду, дает основания полагать, что качество муниципального управления в Республике Казахстан повышается.
Заключение
18 августа 2021 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 г. за № 63 94 . в ее тексте обобщены результаты реализации
X
Ь
3 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан. Об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан: утв. 31 мая 2000 года, № 3/2//ИС Институт законодательства и правовой информации. - 2017, апрель - 17.
4 Указ Президента Республики Казахстан от 18 августа 2021 года № 639. Обутверждении Концепции развития
предыдущего стратегического документа и констатировано, что в 2013-2020 гг. в Казахстане сформирована и развивается собственная модель местного самоуправления, основанная на участии граждан в решении вопросов местного значения непосредственно или через выборные органы.
Одним из положительных результатов вовлечения граждан в обсуждение социально значимых территориальных проблем стала поэтапная передача полномочий по формированию бюджета (в том числе, права расходования налоговых поступлений, уплаченных жителями поселений).
Среди стратегических мероприятий в Концепции обозначены:
- дальнейшее поэтапное разграничение полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления;
- дополнение полномочий органов местного самоуправления (рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере благоустройства, профилактика домашнего насилия, оказание отдельных видов государственных услуг, выставочно-ярма-рочная деятельность, организация раздельного сбора коммунальных отходов);
- планируемое вовлечение населения в деятельность органов местного самоуправления (повышение правовой грамотности, создание электронных порталов для упрощения взаимодействия, организация центров общественно-культурной деятельности для упрощения общения).
Кроме того, предполагается усиление
выборных начал при формировании органов местного самоуправления в сельских округах: с 2024 г. будут проводиться прямые выборы акимов сельских округов, а также кенесов (собраний местного сообщества, низового уровня самоуправления).
Из приведенных концептуальных идей можно заключить, что основным приоритетом при совершенствовании местного самоуправления в Казахстане будет дальнейшая его децентрализация с повышением участия населения в формировании представительных институтов. Такой подход позволит не только включать в состав органов местного самоуправления жителей территорий, пользующихся авторитетом и доверием граждан, но и осуществлять рациональное использование бюджетных ассигнований в соответствии с целевым назначением, предполагающим их освоение на нужды территории или поселения.
В перспективе к 2025 г. на всей территории Казахстана будет сформирована единообразная децентрализованная модель местного самоуправления, оснащенная системой сдержек и противовесов и в значительной степени связанная от прямого волеизъявления народа, поскольку и представительные, и отчасти исполнительные органы местного самоуправления будут избираться населением. Сближение населения и локального уровня управления - это общемировой тренд, который упрощает взаимодействие между ними и способствует повышению качества жизни, безопасности, свободной коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
Н
X
ы А
о х о Д А
1. Чжэн Нань. Движение «Алаш» - значение и влияние //Журнал Социально-политические науки. - 2017. - №2. - С. 169-171.
2. Немеребаева А.М. Маслихат как представительные органы и их роль в осуществлении прав граждан на участие в управлении делами государства //Вестник Института законодательства и правовой информации РК. - 2021. - №1 (64). - С. 244-251.
3. Бопина-Омарова И. Особенности взаимодействия государственных органов и населения // Мемлекеттт басцару жэне мемлекеттгк цызмет халыцаралыц гылыми-талдау журналы. - 2022. - №2 (81). - С. 33-44.
4. Кузнецова Е., Безвиконная Е. Актуальные проблемы государственного и местного управления: Монография.-Москва: Изд. /Anchor Academic Publishing, 2018. - 305 с.
5.Садырбаев Е.А. Современные тенденции в развитии местного самоуправления в Республике Казахстан // Вестник Карагандинского государственного университета. -2017. - №4(88). - С. 138-144.
6. Emmanuelle Negrier. The Changing Role of French Local Government // West European Politics. - 1999. - №4 (22): - 120-140 p.
л
СГ
В
СП А
A en О
СП
О
X
е о
"u
2 А
JZ
"и
местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36452209
cl
< z
CL
О в х
о
m О
сп <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
m t
х
ь
7. Olivier Borraz. Reforming Local Government in France: The Case of Two Communautés Urbains, Administrative TheoryPraxis // Sciences de l'Homme et Société. -1999. -№3.-С.252-264.
8. Brian Chapman. French Local Government // The American Political Science Review. -1956. - № 4. - С. 108-110.
9. АбдрахмановМ.К., Майшекина Э.С., Смоилов С.Ж. Жергiлiктi бюджеттщ цщыцтыц цалыптасуыныц e3iH-e3i басцару органдарындагы мацызы //Казацстан Республикасы 11М Бэрiмбек Бейсенов атындагы Караганды академиясыныц «Хабаршы» журналы. - 2022. -№2(76). - С. 183-189.
REFERENCES
1. Chzhjen Nan'. Dvizhenie «Alash» - znachenie i vlijanie//Zhurnal Social'no-politicheskie nauki.- 2017. -№2.-S.169-171.
2. A.M. Nemerebaeva Maslihat kak predstavitel'nye organy i ih rol' v osushhestvlenii prav grazhdan na uchastie v upravlenii delami gosudarstva //Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK.- 2021. - №1 (64). - S. 244-251.
3. I. Bopina- Omarova Osobennosti vzaimodejstvija gosudarstvennyh organov i naselenija // Memlekettik basyaru zhane memlekettik yyzmet halyyaralyy sylymi- taldau zhurnaly.-2022.-№2 (81).-S. 33-44.
4. Kuznecova E., Bezvikonnaja E.Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i mestnogo upravlenija: Monografija.- Moskva: Izd. /Anchor Academic Publishing, 2018. -305 s.
5.Sadyrbaev E.A. Sovremennye tendencii v razvitii mestnogo samoupravlenija v Respublike Kazahstan //Vestnik Karagandinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2017.- №4(88).-S.138-144.
6. Emmanuelle Negrier. The Changing Role of French Local Government //West European Politics. - 1999. -№4 (22) :- 120-140p.
7. Olivier Borraz. Reforming Local Government in France: The Case of Two Communautés Urbains, Administrative TheoryPraxis//Sciences de l'Homme et Société. -1999. -№3.- S.252-264.
8. Brian Chapman. French Local Government // The American Political Science Review.-1956.-№ 4.- S.108-110.
9. Abdrahmanov M.K., Majshekina Je.S., Smoilov S.Zh. Zhergilikti bjudzhett^ ЦYЦyцtyц цalyptasuynyц ezin-ezi basyaru organdaryndasy ma^zy //Kazaystan Respublikasy IIM Barimbek Bejsenov atyndasy Karasandy akademijasynyц «Habarshy» zhurnaly. - 2022.- №2(76).-S.183-189.
ZQAI