Научная статья УДК 342.98
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ, ТРАНСЛИРУЕМЫХ
СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПАТРУЛЬНЫМ АВТОМОБИЛЕМ С ПОМОЩЬЮ ГРОМКОГОВОРЯЩЕЙ УСТАНОВКИ, В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1 2
Литвинов Артём Валерьевич , Андреев Петр Геннадьевич
1 Омская академия МВД России, Омск, Россия
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
1 artyom_hawk@m ail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены основные положения Правил дорожного движения и ведомственных нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок использования сигнальной громкоговорящей установки на патрульных автомобилях, оборудованных специальными световыми и звуковыми приборами, в условиях выполнения ими неотложного служебного задания, а также при осуществлении надзора за дорожным движением. Авторами выполнен акцент на использовании во время движения устройства для трансляции речевых сообщений в отношении пешеходов и водителей. Сформированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство, определяющее порядок взаимодействия сотрудников оперативных служб при управлении патрульным автомобилем и участников дорожного движения.
Ключевые слова: правое значение, речевые сообщения, громкоговорящая установка, сотрудники полиции, участники дорожного движения, специальные сигналы.
Для цитирования: Литвинов А.В., Андреев П.Г. Правовое значение речевых сообщений, транслируемых сотрудниками полиции при управлении патрульным автомобилем с помощью громкоговорящей установки, в отношении участников дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 3(96). С. 53-59.
THE LEGAL MEANING OF SPEECH MESSAGES BROADCAST BY POLICE OFFICERS WHEN DRIVING A PATROL CAR USING A LOUDSPEAKER INSTALLATION, IN RELATION TO ROAD USERS
12
Artyom V. Litvinov , Peter G. Andreev
1Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia
2Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia
1 artyom_hawk@mail .ru
Annotation. The article considers the main provisions of the Traffic Rules and departmental normative legal acts, which establish the procedure for the use of signalling loudspeaker installation on patrol cars equipped with special light and sound devices, in the conditions of their urgent official task, as well as in the implementation of supervision over road
traffic. The authors emphasise the use of the device for broadcasting speech messages to pedestrians and drivers while driving. Proposals for amendments to the current legislation defining the procedure for interaction between officers of operational services when driving a patrol car and road users are formed.
Keywords: right value, speech messages, loudspeaker installation, police officers, road users, special signals.
For citation: Litvinov A.V., Andreev P.G. The legal meaning of speech messages broadcast by police officers when driving a patrol car using a loudspeaker installation, in relation to road users// Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 3(96). Р. 53-59.
В настоящее время весьма значимой остается задача регулирования правовых отношений между участниками дорожного движения1, а также должностными лицами, реализующими правоохранительные функции в условиях управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее - патрульные автомобили) [1, с. 1891; 2, с. 607]. Одним из направлений совершенствования действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения является исключение противоречий в правовом толковании норм, устанавливаемых постановлениями Правительства РФ и ведомственными подзаконными актами. Авторы статьи проводят анализ возможных «узких мест» в нормативных правовых актах (далее - НПА), устанавливающих порядок действий участников дорожного движения, в условиях применения сигнальной громкоговорящей установки в режиме подачи речевых команд (далее - громкоговорящая установка)2.
Наиболее детальному рассмотрению подвергнуты следующие НПА: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»3 (далее - Правила), приказ МВД России от 28.06.2021 № 495 «Об утверждении организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России»4 (далее -Наставление ППСП), приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»5 (далее - Административный регламент ГИБДД), приказ МВД России от 22.03.2019 № 177 «Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и признании утратив-
1 Стратегия безопасности дорожного движения Российской Федерации на 2018-2024 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Сигнальная громкоговорящая установка «Элина». Руководство по эксплуатации. ПТ22.00РЭ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.autoflagman.ru/wp-content/uploads/2018/09/Инструкция-СГУ-Смерч-Элина.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
3 О Правилах дорожного движения [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
шими силу нормативных правовых актов МВД России» (далее - Приказ о сопровождении)1. Указанные НПА содержат порядок осуществления распорядительно-регулировочных действий, проводимых сотрудниками правоохранительных органов при управлении патрульными автомобилями в отношении участников дорожного движения, а также нормы, определяющие обязанности участников дорожного движения при наступлении таких условий.
Рассмотрим основные положения Правил и ведомственных НПА, которые имеют практическое значение в условиях трансляции речевых сообщений сотрудниками оперативных служб при управлении транспортными средствами, оборудованными специальными световыми и звуковыми сигналами. Прежде чем перейти к рассмотрению основых положений, отметим, что одним из ключевых постулатов следует считать положение п. 1.3 Правил, которое в качестве обязанности участников дорожного движения определяет наличие у них знаний и соблюдение ими относящихся к ним разделов Правил.
Пешеходы, как участники дорожного движения, обязаны знать и соблюдать раздел 4 Правил, так как он содержит прямое указание на выполнение обязанностей конкретной категорией участников, а также по смыслу и содержанию названия раздела 6 Правил - сигналы светофора и регулировщика. Обращаясь к нормам раздела 4 Правил, устанавливаем, что в п. 4.7 содержится указание на запрет действий пешеходов по созданию помех в движении транспортным средствам с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. Отметим, что зачастую процесс приближения к пешеходным переходам, перекресткам, а также к иным участкам дороги (при наличии в данных местах пешеходов) сопровождается применением громкоговорящей установки, однако по смыслу данный пункт не позволяет получить преимущество в движении патрульному автомобилю перед пешеходами. Кроме того, раздел 4 Правил, напрямую указывающий на обязанности пешеходов, не содержит норм, определяющих их поведение в случае применения громкоговорящей установки патрульного автомобиля, воспроизводящей речевые команды, подаваемые сотрудником полиции с целью дополнительного информирования о необходимости выполнения законных требований.
Порядок действий участников дорожного движения при осуществлении функций по надзору за дорожным движением регулировщиком определен разделом 6. При этом появление регулировщика на проезжей части в форменном обмундировании, подача им сигналов, определенных п. 6.10, наделяют его особым статусом, который, как отмечается в ряде научных исследований, не делает его участником дорожного движения [3, с. 37]. По смыслу вышеизложенного подача сигналов сотрудником полиции с помощью громкоговорящей установки при движении на патрульном автомобиле не наделяет его статусом регулировщика, что позволяет сделать вывод об отсутствии в п. 6.15 прямого указания на выполнение законных требований пешеходами при приближении к ним патрульного автомобиля, водитель которого подает распоряжения с помощью громкоговорящей установки.
Наставлением ППСП предусмотрен раздел, определяющий порядок и особенности использования специальных световых и звуковых сигналов (п.п. 141-145). В рамках рассматриваемой статьи особое внимание следует обратить на п. 145, который указывает на возможность применения громкоговорящей установки для дополнительного оповещения участников дорожного движения, в частности пешеходов, при условии проезда патрульного автомобиля с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
1 Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 22 марта 2019 г. № 177. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Административный регламент ГИБДД содержит п. 96, который определяет применение громкоговорящего устройства для информирования участников дорожного движения о приближении патрульного автомобиля с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами при осуществлении преследования. Следует отметить, что подобное использование данного устройства должно быть выполнено при наличии соответствующей возможности. Обратившись к п. 102 устанавливаем, что одним из методов предъявления пешеходу требования об остановке является применение громкоговорящей установки. На наш взгляд, данное положение несколько противоречит положениям Правил. Мы не придерживаемся мнения о необходимости исключения этого пункта из Административного регламента, скорее, предлагаем включить соответствующую норму в раздел 4 Правил. Подобное внесение изменений позволит повысить безопасность дорожного движения за счет исключения противоречия между указанными НПА, достижения более четкой и понятной структуры. Подобное изменение может положительно сказаться на обеспечении безопасности по беспрепятственному проезду патрульного автомобиля с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами [4, с. 84]. «Приказ о сопровождении» в п. 29.1 и п. 36 подчеркивает необходимость применения вышеуказанногого устройства для предупреждения участников дорожного движения о приближении транспортных средств [5, с. 147; 6, с. 27].
Подводя итог рассмотрению нормативных правовых актов, определяющих условия применения громкоговорящей установки при выполнении неотложного задания [7, с. 37] и наступление соответствующих последствий для пешеходов, отметим, что основное назначение этого оборудования - предупреждение пешеходов о приближении патрульного автомобиля и (или) сопровождаемых транспортных средств.
В 3 разделе Правил по применению специальных сигналов указаны условия по отступлению от требований соответствующих разделов и приложений, а также получения преимущества в движении. Достаточно важным является то, что в данном разделе отсутствует какое-либо указание на действия водителей при движении автомобиля с включенными специальными сигналами, осуществляющего трансляцию речевых сообщений. Подобное обстоятельство фактически не обеспечивает безопасность движения патрульного автомобиля и (или) сопровождаемых транспортных средств, а также ставит под сомнение возможность выполнения неотложного служебного задания в кратчайшие сроки. Учитывая ранее приведенные выводы о том, что водитель транспортного средства с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами не является регулировщиком, полагаем, что содержание п. 6.11 следует включить в раздел 3 Правил.
Как отмечалось выше, Наставление ППСП содержит п. 145, указывающий на то, что громкоговорящая установка применяется для дополнительного оповещения участников дорожного движения о приближении патрульного автомобиля. Приказ о сопровождении содержит указание на необходимость использования громкоговорящей установки при приближении к конкретным участкам дорожной сети. Административный регламент в п. 85 устанавливает определенный порядок реализации процедуры остановки транспортного средства, в частности, при движении патрульного автомобиля громкоговорящую установку нужно использовать для остановки конкретного транспортного средства, а для привлечения внимания в этом случае возможно включение специальных световых и звуковых сигналов. При осуществлении преследования информировать других участников дорожного движения о приближении патрульного автомобиля согласно п. 96 Административного регламента допустимо, но лишь при необходимости и при наличии возможности.
Практика применения громкоговорящей установки при выполнении неотложного служебного задания весьма разнообразна. Нами затронута лишь часть НПА, опреде-
ляющих порядок взаимодействия водителей патрульных автомобилей, осуществляющих трансляцию речевых сообщений, и участников дорожного движения. При этом обратим внимание, что большую часть из рассмотренных НПА объединяет то, что применение такого транслятора речи, как громкоговорящая установка, направлено исключительно на предупреждение участников дорожного движения о приближении патрульного автомобиля. Однако Административный регламент указывает на необходимость применения громкоговорящей установки для выполнения процедуры остановки транспортного средства и (или) пешехода. Безусловно, наличие подобных положений в Административном регламенте определяет специфику выполняемых служебных обязанностей сотрудниками дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Подчеркнем, что изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения ими НПА возможно, в том числе путем создания или переработки НПА для достижения максимально четкой структуры и обеспечения такого фундаментального свойства, как нормативность [8, с. 204].
Исключая повторное перечисление пунктов проанализированных НПА, которые, по нашему мнению, требуют соответствующих изменений или перемещений из одного раздела в другой, подведем общий вывод о значимости и необходимости нормативного закрепления подобного устройства и формы воздействия на участников дорожного движения со стороны должностных лиц. Громкоговорящая установка должна быть использована заблаговременно для информирования участников дорожного движения о приближении патрульного автомобиля с включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом при выполнении неотложного служебного задания. Распоряжения, транслируемые с помощью данной установки (при перечисленных выше условиях), должны быть обязательны для выполнения участниками дорожного движения, при условии обеспечения безопасности движения.
1. Бакулин Н.П. Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № Т13. С. 1891-1895.
2. Ильин Ю.И. Тактика применения специальных световых и звуковых сигналов водителями транспортных средств оперативных служб // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 607-610.
3. Слышалов И.В. Об осуществлении дорожно-патрульной службой ГИБДД функции по регулированию дорожного движения и административно-правовом статусе регулировщика // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 3(69). С. 34-37.
4. Андреев П.Г. Особенности влияния степени восприятия окружающей информации водителем транспортного средства на общие условия безопасности дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. № 1(82). С. 82-86.
5. Дмитриев А.В. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у сотрудников ГИБДД по безопасному сопровождению транспортных средств // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11-1. С. 145-149.
6. Андреев П.Г. Порядок сопровождения транспортных средств автомобилями государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации // В сборнике: Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (Состояние, Проблемы, Пути совершенствования). 2017. С. 27-30.
7. Габова О.С. К понятию неотложного служебного задания при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных специальными техническими средствами, работающими в автоматиче-
ском режиме // В сборнике: Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел (посвящается 25-летнему юбилею кафедры административной деятельности органов внутренних дел). Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 37-40.
8. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника Российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 204-208.
1. Bakulin N.P. Pravovy'e osnovy' upravleniya transportny'mi sredstvami, oborudovanny'mi ustrojstvami dlya podachi special'ny'x svetovy'x i zvukovy'x signalov // Nauchno-metodicheskij elektronny'j zhurnal «Koncept». 2015. № T13. S. 1891-1895.
2. Il in Yu.I. Taktika primeneniya special'ny'x svetovy'x i zvukovy'x signalov voditelyami transportny'x sredstv operativny'x sluzhb // Alleya nauki. 2017. T. 2. № 14. S. 607-610.
3. Sly'shalov I.V. Ob osushhestvlenii dorozhno-patrul'noj sluzhboj GIBDD funk-cii po regulirovaniyu dorozhnogo dvizheniya i administrativno-pravovom statuse re-gulirovshhika // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universi-teta MVD Rossii. 2022. № 3(69). S. 34-37.
4. Andreev P.G. Osobennosti vliyaniya stepeni vospriyatiya okruzhayushhej informa-cii voditelem transportnogo sredstva na obshhie usloviya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2020. № 1(82). S. 82-86.
5. Dmitriev A.V. Formirovanie obshheprofessional'ny'x i professional'ny'x kompetencij u sotrudnikov GIBDD po bezopasnomu soprovozhdeniyu transportny'x sredstv // Sovremen-ny'e naukoemkie texnologii. 2021. № 11-1. S. 145-149.
6. Andreev P.G. Poryadok soprovozhdeniya transportny'x sredstv avtomobilyami gos-udarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya ministerstva vnutrennix del Ros-sijskoj Federacii // V sbornike: Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (Sostoyanie, Problemy', Puti sovershenstvovaniya). 2017. S. 27-30.
7. Gabova O.S. K ponyatiyu neotlozhnogo sluzhebnogo zadaniya pri proizvodstve po delam ob administrativny'x pravonarusheniyax v oblasti dorozhnogo dvizheniya, zafiksirovanny'x spe-cial'ny'mi texnicheskimi sredstvami, rabotayushhimi v avtomaticheskom rezhime // V sbornike: Aktual'ny'e problemy' administrativnoj deyatel'nosti organov vnutrennix del (posvyashhaetsya 25-letnemu yubileyu kafedry' administrativnoj deyatel'nosti organov vnutrennix del). Materialy' mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 37-40.
8. Ly'senko V.A., Kramskoj I.S., Ryazanova N.A. Osobennosti normativno-pravovogo akta kak istochnika Rossijskogo prava // Vestnik e'konomiki, prava i socio-logii. 2015. № 4. S. 204-208.
Информация об авторах
Артем Валерьевич Литвинов. Доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях. Кандидат технических наук. Омская академия МВД России. 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7
Петр Геннадьевич Андреев. Старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
Information about the authors
Artyom V. Litvinov. Associate Professor of the Department of Internal Affairs in special conditions. Candidate of Technical Sciences.
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 644092, Omsk, Komarova Ave., 7
Peter G. Andreev. Senior lecturer of the Department of Organization of traffic police activities.
Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov.
302027, Russia, Orel, Ignatova str., 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 20.05.2023; одобрена после рецензирования 14.08.2023; принята к публикации 04.09.2023.
The article was submitted May 20, 2023; approved after reviewing August 14, 2023; accepted to the writing of the article for publication September 4, 2023.