Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жумадилова Талшын, Кумекова Сания

В данной работе правовое воспитание несовершеннолетних рассматривается как одно из условий формирования правового государства, изучены законы, регулирующие профилактику правонарушений несовершеннолетних, другие нормативные документы, регламентирующие систему правового воспитания и просвещения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF MINORS AS A CONDITION OF FORMATION OF LAW

In this paper, the legal education of minors is considered as one of the conditions for the formation of the rule of law, studied law governing the prevention of juvenile delinquency, and other normative documents regulating the system of legal education and the education of students.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

Однако нельзя упускать из вида исключительного случая, когда суд апелляционной инстанции переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, по той причине, что дело подлежало рассмотрению в общем порядке, а не в упрощенном. В этом случае допустимо изменение состава суда с единоличного на коллегиальный (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 по делу № А35-2051/2013).

В действительности встречаются и такие случаи, когда после перехода к рассмотрению дела по существу по причине ненадлежащего порядка рассмотрения дела, апелляционный суд остается в единоличном составе вместо коллегиального (примером может Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу № А40-129887/2013).

Также нельзя обойти того момента, что суд апелляционной инстанции может в определенных случаях (часть 4 статьи 270 АПК РФ) перейти к рассмотрению по правилам, установленным для суда первой инстанции. При изучении материалов судебной практики можно заметить, что в большинстве случаев в качестве основания указывается ненадлежащее извещение лиц. Например, при обжаловании решения по делу № А41-51230/2014, Десятым арбитражным апелляционным судом при отмене решения суда первой инстанции было приведено следующее обоснование.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции был нарушен порядок оказания услуг почтовой связи, поскольку определение о принятии заявления к производству, направленное в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении, не было ему доставлено. И поскольку ответчик не получил судебное извещение по не зависящим от него причинам, он не может считаться надлежащим образом уведомленным о начавшемся процессе. Ответчик был лишен возможности реально защищать свои права и законные интересы, в результате чего были допущены нарушения таких принципов арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (статья 7 АПК РФ), равноправие сторон (статья 8 АПК РФ),

состязательность (статья 9 АПК РФ).

Все вышеприведенные выводы апелляционного суда стали основанием для перехода к рассмотрению дела по существу.

В свою очередь, не осуществление данного перехода при наличии соответствующих оснований влечет отмену и постановления апелляционного суда (дела № А40-150518/2012, № А27-1671/2014).

Рассмотренные вопросы соблюдения сроков обжалования, формирования состава суда, принятия (непринятия) дополнительных доказательств, выбора порядка рассмотрения дела и разрешения апелляционных жалоб имеют важное процессуальное значение, поскольку на определенной стадии процесса могут явиться препятствием для обжалования или безусловным основанием для отмены судебного акта соответственно.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 30. - ст. 3012.

2. Федеральный закон от 25.06.2012 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 26. - ст. 3439.

3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 8.

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 12.

5. Картотека арбитражных дел. Доступ: http:// kad.arbitr.ru

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ _ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Жумадилова Талшын,

специальность «5В030100-Юриспруденция» 2 курс,

Кумекова Сания,

специальность «5В030100-Юриспруденция», 2 курс Восточно-Казахстанский Государственный Университет,

имени С.Аманжолова., Г.Усть-Каменогорск

LEGAL EDUCATION OF MINORS AS A CONDITION OF FORMATION OF LAW Zhumadilova Talshyn, specialty "5V030100-Law" 2nd course.

Kumekova Saniya, specialty "5V030100-Law", 2nd course. Sarsen Amanzholov East Kazakhstan State University Ust-Kamenogorsk АННОТАЦИЯ

В данной работе правовое воспитание несовершеннолетних рассматривается как одно из условий формирования правового государства, изучены законы, регулирующие профилактику правонарушений несовершеннолетних, другие нормативные документы, регламентирующие систему правового воспитания и просвещения школьников.

ABSTRACT

In this paper, the legal education of minors is considered as one of the conditions for the formation of the rule of law, studied law governing the prevention of juvenile delinquency, and other normative documents regulating the system of legal education and the education of students.

Ключевые слова: правовое государство; правовое воспитание; правовая культура; профилактика правонарушений; концепция правового воспитания несовершеннолетних.

Keywords: state of law; legal education; legal culture; prevention of crime; the concept of legal education of minors.

В 2015 году народ Казахстана отметит 20-летие Конституции Республики. Отмечая эту знаменательную дату, хотелось бы обратить внимание на основополагающие конституционные принципы, закрепленные в Основном законе нашего государства. Так, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 КРК).

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. Казахстан является правовым государством. Оно желает, чтобы каждый гражданин знал свои права, обязанности и подчинялся законам.

Однако, статистика свидетельствует о правонарушениях и преступном поведении не только взрослого населения, но и подростков. По статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК за 12 месяцев 2014 года было совершено лицами в возрасте 12-17 лет 4180 преступлений, за такой же период 2014 года - 4211 преступлений [1].

На наш взгляд, это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах. Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение. Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена. При оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления. Наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Становление Республики Казахстан как

правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня правовой культуры населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и эффективных механизмов воспитания.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, образование (всех уровней), печать, средства массовой информации, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве Республики Казахстан и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры казахстанского общества.

Мы исходим из того, что правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [2].

С детских лет начинают формироваться взгляды на жизнь, моральные принципы личности, основы будущего поведения в обществе. И только правильное и своевременное правовое воспитание ребенка позволяет создать личность, умеющую противостоять жизненным трудностям, не переступая через законы и моральные принципы. К описываемой ситуации очень удачно подходит древняя китайская мудрость: «Лучшее лечение - это профилактика».

Мы поддерживаем идею, согласно которой лучшим способом профилактики противоправного поведения граждан является формирование правовой культуры личности со школьного возраста. Так, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы гласит: «Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией

каждого казахстанца, а честность и неподкупность - нормой поведения.

Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией - дело всего общества.

Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.

Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции». Школе принадлежит центральное место в решении такой важной задачи, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации. Начиная со школьного возраста, нужно дать понять детям, что они граждане своего государства, что их жизнь регулируются законами этого государства, и что они будут нести личную ответственность за свои действия.

Основными нормативными актами, регулирующими отношения по профилактике правонарушений и правовому воспитанию, являются:

1. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (далее - «ЗППН») [3].

2. Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-М «О профилактике правонарушений» (далее - «ЗПП») [3].

3. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 (далее - «Концепция правовой политики») [3].

4. Образовательные стандарты соответствующих уровней образования (далее - «Образовательные стандарты») [4].

5. Типовые учебные программы по общеобразовательным предметам (далее - «Типовые учебные программы») [5].

Анализ указанных выше нормативных актов свидетельствует, о наличии в законодательстве по правовому воспитанию несовершеннолетних определенных пробелов.

Так, ЗППН, перечисляет в 11-ти статьях (всего в Законе 36 статей) лишь функции и полномочия государственных органов и меры, которые они предпринимают для предупреждения правонарушении среди несовершеннолетних.

Однако данные меры невозможно в полном смысле этого слова назвать профилактическими. Из содержания указанных норм следует, что эти меры касаются несовершеннолетних, которые уже совершили противоправные деяния или находятся в большой зоне риска совершения таких деяний.

К примеру, согласно статье 19 ЗППН, меры индивидуальной профилактики правонарушений проводятся в отношении следующих категории несовершеннолетних:

1. «безнадзорных и беспризорных;

2. содержащихся в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания и их выпускников, а также содержащихся в центрах адаптации несовершеннолетних;

3. злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильнодействующими веществами, оказывающими отрицательное влияние на психические и физические функции и поведение человека;

4. не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения;

5. 4-1) в отношении которых вынесено защитное предписание;

6. совершивших административные правонарушения, а также освобожденных от административной ответственности или от исполнения назначенного административного взыскания с применением мер воспитательного воздействия;

7. освобожденных от уголовной ответственности или наказания за совершение уголовных правонарушений на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, в том числе вследствие акта амнистии или помилования;

8. совершивших деяния, содержащие признаки уголовного правонарушения, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9. обвиняемых или подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10. условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания;

11. получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12. освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;

13. осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14. условно осужденных, осужденных к привлечению к общественным работам, осужденных к исправительным работам, иным видам наказаний, не связанных с лишением свободы».

Очевидно, что профилактика правонарушений необходима не только в отношении категории несовершеннолетних, установленных в статье 19 ЗППН. Профилактика правонарушений, в первую очередь, должна проводиться в отношении детей, которые еще не были замечены в совершении противоправных деянии, т.к. именно в этом и заключается смысл профилактики, как комплекса мероприятий, направленных на предупреждение правонарушения несовершеннолетним.

Также, ЗППН упускает важность правовой пропаганды через средства массовой информации, Интернет-ресурсы как средства профилактики правонарушений,

хотя важность правовой пропаганды отмечается в Концепции правовой политики: «В свою очередь составной частью научно-образовательной деятельности является правовое образование, правовая пропаганда, то есть вопросы правовой культуры. В этой связи следует продолжать работу по повышению прав осознания граждан, в том числе юридической грамотности среди государственных служащих. Необходимо расширять объемы и повышать качество правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации, включая интернет-ресурсы, активизировать научные исследования по актуальным проблемам законодательства и правоприменения, особенно в тех отраслях права, которые наиболее востребованы в повседневной жизни граждан».

Кроме того, ЗППН не содержит норм, которые регулировали бы отношения по правовому воспитанию, хотя именно правовое воспитание является действенным методом по профилактике правонарушений. Не содержит рассматриваемый Закон также и определение термина «правовое воспитание несовершеннолетних».

Следует отметить, что термин «правовое воспитание» содержится в ЗПП. Согласно ЗПП, под правовым воспитанием понимается «комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на формирование законопослушного поведения, правосознания и правовой культуры граждан» (п.6 статьи 1 Закона).

Вместе с тем, в ЗПП повторяются все те же недостатки, упомянутые в ЗППН. Фактически в ЗПП дублируются все нормы о профилактике правонарушений содержащихся в ЗППН и также не раскрывается содержание деятельности по правовой пропаганде и правовому воспитанию.

Концепция правовой политики, являющаяся основой для разработки программ в области правовой политики государства, содержит нормы очень близкие к правовому воспитанию. Основной акцент в правовом образовании и правовой пропаганде, отмечаемой в Концепции правовой политики, смещен на повышение качества юридического образования и повышения уровня правосознания чиновников, не упоминая необходимость правового воспитания несовершеннолетних.

Таким образом, Концепция правовой политики также упускает важность правового воспитания несовершеннолетних, как способа профилактики правонарушений.

Если говорить об Образовательных стандартах и Типовых учебных планах, то в них не учитывается возраст наступления юридической ответственности и не обеспечивается уровень преподавания основ права для профилактики преступности детей школьного возраста. Единственным предметом, изучаемым в школах и имеющим отношение, к правовому воспитанию является учебный предмет «Человек. Общество. Право», который начинает преподаваться только с 9 класса - когда ребенок уже достиг 14-ти лет [6]. Иными словами ученикам объясняют основы правосознания в том возрасте, когда у них уже успел сформироваться определенный стереотип поведения и образец подражания. Следует отметить, что уголовная ответственность в ряде составов преступлении наступает уже в 14 лет, административная ответственность - в 16 лет, а гражданская дееспособность может, в некоторых случаях, наступать в 16 лет. То есть, в настоящее время, право

начинают преподавать в школах только тогда, когда школьник уже может нести юридическую ответственность.

Кроме того, в рамках программы учебного предмета «Человек. Общество. Право» правовому воспитанию отводится мало времени - всего 10 часов из 34-ти запланированных на учебный предмет часов [6]. Крайне сомнительно, что в столь ограниченное время школьники получат внутреннюю убежденность в необходимости соблюдать нормы права, осознают себя полноправными членами общества, имеющими гарантированные права и свободы.

Формирование должной правовой компетентности, высокой правовой культуры учащегося, на наш взгляд, наиболее успешно может быть реализовано в рамках системы правового воспитания и обучения несовершеннолетних. Более того, результаты отечественных криминологических и социологических исследований свидетельствуют о том, что современный несовершеннолетний обладает весьма поверхностной информированностью в области правовых знаний, у него практически отсутствуют представления о правовых запретах, предписаниях, санкциях. Усугубляет ситуацию еще и тот факт, что существовавшая до 90-х годов XX века система базовых ценностей (духовных, нравственных, этических, правовых) была разрушена - у современного подростка высокие идеалы добра, справедливости, чести, достоинства, сменились материальными установками и потребительским отношением к жизни. Нормой жизни стали эгоистические, нечестные поступки, которые довольно часто перерастают в противоправное (в том числе и в преступное) поведение. Как свидетельствуют статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 2013 и 2014 годы, несовершеннолетними совершаются корыстные преступления (кражи, грабежи, разбой, вымогательство, угон транспортных средств) и насильственные преступления (убийство, покушение на убийство, причинение вреда здоровью, изнасилование) [1].

По словам ученого-юриста Кудрявцева В.Н., социальные нравы, усвоенные личностью, определяют совместно с потребностями и интересами мотивацию поступка, влияют на принятие решения. Твердые этико-мо-ральные принципы способны остановить развитие механизма преступного посягательства и, напротив, шаткость нравственных основ поведения оживляет это развитие, способствует ему [7].

Значимость и актуальность правового воспитания и обучения заключается также еще и в том, что посредством приобретения правовых знаний, которые в основном являют собой «узаконенные» общечеловеческие запреты (не убивай, не укради и т.п.), несовершеннолетний одновременно постигает двуединую роль права как выразителя незыблемых духовно-нравственных ценностей и как регулятора общественных отношений. Право будет выступать и как внутренняя форма свободы, пределы которой самостоятельно определяются подростком, исходя из осознанных и усвоенных духовно-нравственных ценностей, и как внешняя форма свободы, пределы которой закреплены в законе, нарушение которых влечет за собой осуждение со стороны государства и общества, в виде соответствующих санкций. Внешняя форма свободы, в свою

очередь, будет являть собой проявление внутренней формы свободы, являясь голосом совести.

Отмечено, что в противоправном, преступном поведении несовершеннолетнего проявляются не только отсутствие знания об элементарных правовых нормах и запретах, но и отсутствие знания о допустимом поведении с точки зрения духовно-нравственных, культурных норм поведения в обществе. Несовершеннолетний не только нарушает нормы права, становясь тем самым субъектом преступления, за которое он будет привлечен к уголовной (административной) ответственности, но он являет собой образ невоспитанного, духовно-неразвитого человека. Ведь чем выше духовно-нравственный уровень и потребности человека, тем меньше вероятность совершения им противоправного поведения. А учитывая органическую связь права и морали, права и культуры, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание и обучение - это одно из направлений целостного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, являющегося основой всей системы профилактики преступного поведения несовершеннолетних.

Под профилактикой преступного поведения несовершеннолетних мы будем понимать организованный государственно-общественный процесс, основной направленностью которого является устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению от общечеловеческих ценностей и правовых норм в поведении человека и совершению им преступлений и иных правонарушений [8]. Преступление всегда легче предупредить, чем в последствии за него наказывать. В отношении несовершеннолетних это наиболее обоснованный подход, так как наказание само по себе уже не раз доказало свою далеко не полную эффективность ввиду того, что оно направлено, в первую очередь, на личность преступника и не затрагивает ни социальных, ни индивидуальных мер, предупреждающих на ранних стадиях противоправное поведение. Таким образом, именно правовое воспитание и правовое обучение призвано обеспечить формирование такой личности подростка, для которой совершение противоправных поступков станет недопустимым и нежелательным.

В науке правовое воспитание представляет собой организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения [9]. Правовое обучение, в свою очередь, - это преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных учреждениях.

На основании изложенного, в целях совершенствования системы правового воспитания и формирования правовой культуры несовершеннолетних мы предлагаем следующие меры:

1. Внедрить в программу школьного образования новый учебный предмет «Правовое воспитание». Данный учебный предмет необходимо ввести, вычленив из предмета «Человек. Общество. Право» темы касающиеся права. Предполагается, что предмет «Правовое воспитание» будет преподаваться наряду с предметом «Человек и Общество». В процессе изучения данной учебной дисциплины, несовершеннолетние будут учиться понимать, что они являются неотъемлемой частью общества и государства, что их жизнь регулируются не только нормами морали, но и нормами права.

В результате изучения дисциплины «Правовое воспитание», предполагается, что несовершеннолетние будут знать основополагающие правовые нормы, уметь использовать возможности современной правовой системы государства и уметь отстаивать свои права.

2. Для разработки теории и методики учебного предмета «Правовое воспитание» привлечь как профессиональных педагогов, психологов, так и ученых юристов.

Теория и методика правового воспитания должны вобрать в себя важнейшие достижения педагогики, психологии, этики, юриспруденции, а также методы и формы различных видов и направлений патриотического, трудового, семейного воспитания. Для этого необходимо разработать Концепцию правового воспитания несовершеннолетних, в которой будут установлены теория и методика учебного предмета «Правовое воспитание», а также меры повышения правового сознания и правовой культуры через пропаганду в СМИ, Интернет-ресурсы и массовые мероприятия.

Если рассмотреть проблему шире, то необходимо разработать единую модернизированную общегосударственную концепцию правового воспитания и обучения несовершеннолетних в рамках школьного образования как неотъемлемой составной части в общей системе духовно-нравственного и патриотического воспитания и обучения. Дальнейшее эффективное развитие концепции правового воспитания и обучения несовершеннолетних будет зависеть и от уровня теоретической разработанности ее положений, разработки новых методик, адаптированных для различных социальных групп, и, что представляется немаловажным, от их прикладного внедрения в правовую практику в качестве устоявшейся и теоретически освоенной правовой категории.

3. После разработки Концепции правового воспитания несовершеннолетних, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, необходимо ЗПП и ЗППН дополнить определениями «правовое воспитание несовершеннолетних», «правовой нигилизм», «правовая культура» и «правовая пропаганда». Также, нужно ввести нормы о регулировании профилактики совершения правонарушений не только среди беспризорных несовершеннолетних и несовершеннолетних, уже совершивших противоправные деяния, но и в отношении детей, которые еще не находятся в зоне риска развития правового нигилизма.

Список использованной литературы

1) http://service.pravstat.kz

2) «Теория государства и права. Курс лекций». Под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.И. Матузова и доктора юридических наук, профессора А.В. Малько.

3) http://adilet.zan.kz

4) Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования».

5) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».

6) Типовой учебный план основного среднего образования с русским языком обучения. Приложение 5к

приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500.

7) Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М., 2003. С. 248-250.

8) Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980. С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) Левитан К.М. Юридическая педагогика М., 2008 г. С. 188

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ДЕЛАМ О КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯХ В КНР И РФ

Зверянская Лариса Павловна

стажер адвоката Эхирит-Булагатского филиала, Иркутской Областной Коллегии Адвокатов, г. Иркутск

COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF REGISTRATION AND SEIZURE TRACE INFORMATION FOR CYBERCRIME IN CHINA AND THE RUSSIAN FEDERATION

Zveryanskaya Larisa, trainee lawyer Ekhirit-Bulagat branch, Irkutsk Regional Bar Association, Irkutsk

Киберпреступность - сравнительно новое явление, характеризующееся антисоциальностью, высокой общественной опасностью, сопровождающее научно-технический прогресс и развитие сферы высоких технологий. Киберпреступность захватила уже все страны, Российская Федерация и Китайская Народная Республика, тоже не являются исключением.

По статистическим данным в настоящее время Китай занимает второе место в мире по количеству пользователей услуг сети Интернет. По этому показателю КНР опережают лишь Соединенные Штаты Америки, однако, как прогнозируется, уже через несколько лет Китай выйдет в лидеры.

Но при том, что Российская Федерация не является лидером в пользовании Интернет услуг, уровень Интернет-преступности на территории нашего государства очень высок. Хотя по статистике МВД за последние годы идет резкий спад компьютерной преступности, латент-ность же достигает 90%.

В связи с этим, исследование указанного вида преступности, выработка рекомендаций, а также предупреждение преступлений является первоочередной задачей юридической науки и практики.

Сложным с практической точки зрении является фиксация и изъятие следовой информации, так как компьютерные преступления оставляют специфическую следовую картину: на месте происшествия можно обнаружить как «традиционные» следы, так и компьютерные следы (виртуальные, компьютерно-технические), остающиеся в памяти электронных устройств.

Под виртуальными следами понимают следы совершения любых действий (включения, создания, открывания, активации, внесения изменений, удаления) в информационном пространстве компьютерных и иных цифровых устройств, их систем и сетей [4, с.43].

Компьютерный (виртуальный) след - это любое изменение состояния автоматизированной информационной системы, вызванное системой команд, связанное с событием преступления и зафиксированное [2, с.16].

Любые действия с компьютерными или иными программируемыми устройствами (мобильными телефонами, смартфонами, планшетами и т.д.) получают свое отображение в памяти:

- в журналах администрирования, журналах безопасности отображаются такие действия, как включение, выключение, различные операции с содержанием памяти компьютера;

- в реестре компьютера отображаются действия с программами (установка, удаление, изменение и т.д.);

- в ^-файлах отображаются сведения о работе в сети Интернет, локальных и иных сетях;

- в свойствах файлах отображаются последние операции с ними (например, дата создания, последних изменений).

Виртуальные следы могут послужить доказательствами незаконного проникновения в память компьютер или иного устройства (взлома), создания, использования и распространения вредоносных компьютерных программ, совершения или подготовки совершения преступления лицом или группой лиц.

Вопросы следообразования в компьютерном пространстве и сущности компьютерных следов активно исследуются в криминалистической литературе, но при этом на практике часто совершаются ошибки при фиксации и изъятии виртуальных следов, что влечет потерю важной информации и доказательств.

В связи с этим считается целесообразно изучить практику фиксации и изъятия следовой информации в КНР, так как именно в Китае, самое разработанное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в киберпространстве.

Система следственных действий В КНР формируется на основе уголовно-процессуального законодательства. УПК Китая достаточно детально регламентирует виды и порядок проведения следственных действий. Этим вопросам посвящен 2 подраздел второй части УПК КНР. Статья 89 УПК КНР определяет, что после возбуждения уголовного дела органы общественной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.