УДК 340.1 ББК 67.0
DOI 10.22394/1682-2358-2023-4-88-93
A.T. Malkhasyan, postgraduate student of the department of law and general legal disciplines, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
LEGAL
CONSCIOUSNESS OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY
Specifics and characteristics of the legal consciousness of modern youth of the Russian Federation in the context of rapidly developing information technologies. Features of youth legal consciousness formation in the information society.
Key words and word-combinations: legal consciousness, modern youth, information society.
А.Т. Малхасян, аспирант кафедры гражданского права и общеправовых дисциплин Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (втай: [email protected])
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. Исследуется специфика правосознания современной молодежи Российской Федерации в условиях быстроразвивающихся информационных технологий. Рассматриваются особенности формирования правового сознания молодежи в информационном обществе.
Ключевые слова и словосочетания: правовое сознание, современная молодежь, информационное общество.
Пр
1.роцесс перехода во всех странах мира к демократичным формам организации общественной жизни на протяжении всей истории развития человечества сопровождается стремлением к формированию правового сознания молодежи. В связи с этим одной из важнейших задач государства является обеспечение общедоступности получения достоверной правовой информации молодым поколением с целью дальней-
88
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2Q23. Vol. 23. № 4
шего использования им этих ресурсов в жизни общества, что создает условия благоприятного воздействия на сознание молодежи.
Политика государства в сфере информационной безопасности молодежи предполагает общие усилия в этом процессе семьи, общественных организаций и непосредственно государственных институтов, в функции которых входит формирование у молодых людей умений самостоятельно оценивать и анализировать имеющийся правовой контент, отличать истинные новости от дезинформации, не поддаваться манипуляции асоциального поведения.
В информационном постиндустриальном обществе возрастает роль права, являющегося одним из главных способов регулирования общественных отношений в государстве, что отражается и на правовом сознании современной молодежи [1, с. 198].
Правовое сознание молодежи — это способность отражать существующие в современном обществе нормы, идеи, взгляды, а также процессы, совершающиеся в рамках правового поля. Информационное поле, безусловно, представляет собой один из основных способов воздействия на правосознание граждан, включая молодежь, которое в значительной степени обеспечивает и гарантирует законность и соблюдение правопорядка в любом государстве [2, с. 275].
В структуре правового сознания современной молодежи можно выделить два тесно связанных друг с другом пласта. Первый из них — когнитивный анализ — содержит разнообразные формы получения правовой информации и правовых знаний (теоретический, экспериментальный (эмпирический) и практический опыт), а также умение накапливать, оценивать, отбирать, производить анализ, усваивать и систематизировать полученную правовую информацию [3, с. 89]. В результате данных процессов осуществляется реализация когнитивных функций юридического и правового сознания личности. Второй пласт — мотивационно-регуляци-онный — включает набор определенных потребностей, норм, ценностей, интересов, установок с оценкой реальной возможности применения их на практике в конкретных ситуациях общественной жизни, что, в свою очередь, создает механизм регулирования отношений в правовом поле.
Формирование правового сознания современной молодежи осуществляется в ходе социально-общественных коммуникаций, соответствующих традициям классической правовой культуры. При таком подходе подразумевается обмен информацией субъектов права в процессе их общения, неотъемлемой частью которого становится новое осмысление различных правовых норм и конструкций. Большинство исследователей рассматривают познавательный уровень как определяющий в системе правовой социализации, так как именно он преимущественно
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 89
распространен в молодежной среде через приобщение обучающихся различных учебных заведений к правовым нормам, правилам и ценностям.
Однако ускорение темпов цифровизации, характерное для всего мира, существенно меняет подходы и методы формирования правового сознания современной молодежи [4, с. 25]. Общедоступность телекоммуникационно-информационных технологий сместило ранее используемые методы получения и осмысления правовой информации на более современные, быстрые и удобные. В настоящее время любой человек, имеющий смартфон или компьютер, способен без особых трудностей найти интересующую его информацию, в том числе правового характера. В большинстве случаев, обращаясь к такой информации, молодежь не владеет даже минимальным объемом основополагающих правовых знаний.
По утверждению одних ученых, процесс быстрого получения и обмена правовой информации приводит к росту объема правовых и юридических знаний у молодежи. Однако другие ученые полагают, что низкий уровень правовой грамотности, а в некоторых случаях и отсутствие такового в сочетании с неопытностью молодежи часто при самостоятельном поиске информации в источниках сети «Интернет» приводит пользователей к неактуальным или фиктивным информационным ресурсам, что пагубно влияет на дальнейшее формирование правового сознания в молодежной среде, вследствие чего возникает деформация правовой культуры:
— дилетантское и некорректное толкование юридических норм права;
— применение технологии манипулирования сознанием молодежи в политических целях в средствах массовой информации;
— необъективная избирательность при подборе и использовании правовых источников информации на основе субъективных представлений [1, с. 289].
В связи с этим необходимо определить, что следует понимать под правовой информацией, получаемой из виртуальных источников. В некоторых случаях под таковой понимается смысловое содержание норм права, а в других — сами нормативные правовые акты, в которых непосредственно содержатся нормы права, например Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N° 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5]. Вместе с тем в сфере цифровых технологий под системами правовой информации принято понимать различные информационно-поисковые системы, использование которых обеспечивает общедоступный способ получения информации из правовых документов. При этом источниками правовой информации служат нормативные правовые акты всех институтов, затрагивающих основные уровни общественной жизни в правовом поле [6, с. 126].
90 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4
Примечательно, что чаще всего современная молодежь интересуется такими правовыми вопросами, как реализация прав и свобод человека и гражданина в государстве, выполнение гражданами определенных юридических обязанностей, возможности получения гарантий социальной направленности и т.д. [4, с. 29]. Как правило, молодежь знакома в общих чертах с ключевыми положениями и нормами отдельных нормативных правовых актов (Конституции РФ, кодексов Российской Федерации, федеральных законов), но применение их на практике оказывается непростым делом. В связи с этим, несмотря на популярность использования виртуальных средств в качестве поиска источников юридических норм, представители и старшего поколения, и молодежной среды при необходимости получения помощи в юридических вопросах предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам в области права
[2, с. 278]. Следовательно, на формирование правового сознания молодежи источники Интернета оказывают определенное воздействие, но не столь существенное и не всегда положительное. Тем не менее требуется совершенствовать меры, ориентированные на помощь молодым людям в поиске и сортировке правовой информации с целью дальнейшего использования юридических норм в общественной жизни, что, безусловно, является положительным фактором при формировании правового сознания в интенсивно развивающейся информационной среде.
Следует отметить, что основой формирования правового сознания современной молодежи остается правовое воспитание, которое начинается в общеобразовательных учреждениях, где преподаются такие предметы, как «Обществознание» и «Право», что позволяет обучаемым усвоить основы конституционного строя государства, применяемые в общественной жизни. Студенты средних профессиональных организаций и высших учебных заведений Российской Федерации закрепляют полученные в школе правовые знания на более глубоком уровне с целью дальнейшего применения в общественных отношениях.
Таким образом, на современном этапе информационного развития общества и государства процесс правового воспитания является весьма актуальным, поэтому государство вкладывает значительные средства в развитие правового сознания современной молодежи.
В процессе формирования правовой культуры современной молодежи особое значение приобретает комплекс социальных, экономических и политических факторов, в нынешних реалиях обусловленных идеологическим плюрализмом, тенденциями инновационного характера в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, меняющимися общественными отношениями. Современная социальная среда российской молодежи формируется совокупностью
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 91
тех жизненных условий и процессов, в которых она реализует свою повседневную деятельность. Это в первую очередь так называемая микросоциальная среда: семейный круг, коллективы обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней, соседи-сверстники. В число важнейших параметров микросреды входит следующее: состав и финансово-материальное положение семьи, доступность получения образования, характерные особенности близкого окружения подростков, распределение свободного времени, а также наличие такого значимого фактора, как духовно-нравственная атмосфера, которая складывается вокруг молодежных групп, в том числе состояние правового сознания в современном цифровизированном обществе.
Указанные понятия как неотъемлемая и важная часть социальной системы находятся во взаимодействии друг с другом, при этом социальная среда оказывает колоссальное влияние на правовое сознание и правовое воспитание молодежи России, а ее правовое сознание, в свою очередь, существенно воздействует на социальную среду.
В научной литературе под значением термина «воспитывающая социальная среда» подразумевается социальная среда, целью которой является формирование социально значимой позитивной личности, соблюдающей общеправовые нормы и правила государства. В соответствии с концепцией правового воспитания молодежи утверждается тезис о том, что под воздействием социальной среды у молодежи складываются определенные личностные качества, происходит усвоение правил и норм, наиболее значимых и важных для конкретной социальной среды. Исходя из этого, правовое воспитание современной молодежи превращается в важнейший социальный фактор.
В ходе социального взросления современной молодежи, связанного с ее правовой социализацией, претерпевает изменение и характер ее взаимодействия с общественной средой. Формирование личности молодого человека, как правило, сопровождается процессом изменения его сознания, социальных отношений и связей. Каждый последующий уровень развития приумножает и углубляет внешние связи, а также существенно перестраивает их качество. Развитие сознания и личностных качеств молодого человека не заканчивается с его интеграцией в сферы профессиональной деятельности, а углубляется и развивается по мере дальнейшего включения в общественную деятельность [7, с. 43].
Формирование правового сознания современной российской молодежи более интенсивно осуществляется в социальной среде, связанной с реализацией норм права. Непосредственное взаимодействие механизмов правового характера и методов социального регулирования способствует росту правового сознания молодежи, развитию многообразной правовой деятельности, а также формированию правовой культуры в целом[1, с. 320].
92 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4
Таким образом, в современном информационном цифровизирован-ном обществе социальная среда как один из главных и важных механизмов правового воспитания оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие правового сознания молодежи, а молодежная социальная среда, в свою очередь, развиваясь и видоизменяясь, «подстраивается» под правовые реалии жизни общества и государства [3, с. 95]. Именно на данном этапе правосознание как конструктивный потенциал становится инструментом организационно-управленческой деятельности и перехода от правовой воли к практической реализации в правовом пространстве [8]. Правосознание молодежи при этом рассматривается как социальное взаимодействие общества и государства, направленное на совершенствование индивидов в правовом поле. Подчеркнем, что бесконтрольное распространение в общедоступных цифровых источниках информации юридического характера нередко приводит к неправильному толкованию юридических норм и правовых процессов, что, безусловно, может негативно сказываться на правовом сознании молодежи. Именно поэтому со стороны государства и общественных организаций необходимо развивать процесс контроля и помощи молодым людям в поиске, обработке правовой информации, а также использования полученной ими информации в общественной жизни. С этой целью в учебных заведениях всех уровней целесообразно проводить элективные либо факультативные занятия, направленные на обучение методам и способам получения грамотной правовой информации.
Библиографический список
1. ГоршковМ.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
2. Болжеларская К.Н. Правосознание в условиях цифровизации общества // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2019. Т. 5, № 1. С. 274-279.
3. Гладких М.В. Понятие индивидуального правосознания в свете психоаналитической теории: диссертация канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004.
4. Дымарецкий Д.Ю. Социализация личности как предпосылка формирования ее правосознания // Юридическая мысль. 2013. № 3 (77). С. 26-31.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2022 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
6. Блясова И.Ю. Влияние средств массовой информации на формирование правосознания подростков // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2 (81). С. 124-127.
7. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 42-46.
8. Белканов Е.А. Структура и функция правосознания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 93