Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загородникова Юлия Олеговна, Бауэр Дарья Владимировна

В данной статье будет рассмотрена специфика авторских прав на хореографическое произведение. Хореографическое произведение является результатом творческой деятельности в области танцевального искусства. Танец, как объект авторских прав обладает рядом особенностей, которые заслуживают отдельного внимания, как с теоретической точки зрения, так и с практической. В первую очередь важно отметить, что танец мимолетен, это связано с тем, что хореография существует только в момент исполнения, в связи с чем, актуальным является вопрос, в какой момент хореограф становится автором произведения и как реализовать права на объект, который существует только в рамках сценической площадки.Актуальность данной темы обусловлена тем, что законом, для хореографов не предусмотрено специальных механизмов для реализации авторских прав на созданные произведения. По этой причине, многие творения танцевального искусства и их авторы не получает правовой защиты. В нашей стране правовое регулирование данного объекта авторских прав развито слабо, хореографы предпочитают не обращаться к услугам юристов, отсутствует судебная практика по данной категории споров, а случаи неправомерного копирования хореографических произведений встречаются всё чаще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COPYRIGHT PROTECTION FOR A CHOREOGRAPHIC WORK

This article is devoted to the characterization of the content of copyright for a choreographic work. A choreographic work is the result of creative activity in the field of dance art. As an independent object of copyright protection, it can be presented as separate numbers in the form of dances presented by a group of dancers, dance elements can be present in the numbers of variety performers, in theatrical and entertainment productions, which include performances, operas, ballets etc.The choreographic text has certain features, first of all, this is due to the fact that when creating a dance work, the choreographer’s creativity is limited by a set of expressive means (movements and postures), the scope of the stage area and the purpose of the work, the choreographic work is “fleeting”, that is, it can exist only at the moment of its performance by the dancers, when perceived by the audience.The relevance of this topic is due to the fact that the Civil Code of the Russian Federation contains only a mention of a choreographic work in the list of objects of copyright, without providing for special mechanisms for the implementation of rights to this object.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

Правовое регулирование защиты авторских прав на хореографическое произведение

Загородникова Юлия Олеговна,

студент магистратуры, кафедра гражданского права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет E-mail: zagorodnikovaiulia@yandex.ru

Бауэр Дарья Владимировна,

студент магистратуры, кафедра гражданского права, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет E-mail: d.bauer26@mail.ru

В данной статье будет рассмотрена специфика авторских прав на хореографическое произведение. Хореографическое произведение является результатом творческой деятельности в области танцевального искусства. Танец, как объект авторских прав обладает рядом особенностей, которые заслуживают отдельного внимания, как с теоретической точки зрения, так и с практической. В первую очередь важно отметить, что танец мимолетен, это связано с тем, что хореография существует только в момент исполнения, в связи с чем, актуальным является вопрос, в какой момент хореограф становится автором произведения и как реализовать права на объект, который существует только в рамках сценической площадки. Актуальность данной темы обусловлена тем, что законом, для хореографов не предусмотрено специальных механизмов для реализации авторских прав на созданные произведения. По этой причине, многие творения танцевального искусства и их авторы не получает правовой защиты. В нашей стране правовое регулирование данного объекта авторских прав развито слабо, хореографы предпочитают не обращаться к услугам юристов, отсутствует судебная практика по данной категории споров, а случаи неправомерного копирования хореографических произведений встречаются всё чаще.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, авторское право, интеллектуальные права, хореографическое произведение, исключительные права, личные неимущественные права.

S2

со

Авторское право является одним из важнейших институтов в праве интеллектуальной собственности, регулирующий общественные отношения, связанные с созданием научных, литературных и художественных произведений, предоставлением исключительных прав на эти произведения, а также защитой и охраной прав автора и других правообладателей. Благодаря авторскому праву создатели результата интеллектуальной деятельности могут защитить своё произведение от плагиата и незаконного копирования и хореографы не исключение [1].

Согласно ст. 1257 Гражданского Кодекса Российской Федерации, «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано».

Стоит сразу отметить, что Гражданский кодекс устанавливает презумпцию авторства, поскольку для подтверждения своего статуса достаточно, чтобы автор был указан как таковой на оригинале или копии произведения.

Это положение берёт свое начало в нормах Бернской конвенции, согласно которой при отсутствии иных доказательств, вполне достаточно, если имя автора указано на экземпляре произведения. Этот пункт также применяется, если автор создает свои произведения под псевдонимом, при этом псевдоним должен быть легально закреплён за автором и не должен оставлять сомнений при установлении личности автора [2].

Таким образом, важно отметить, что презумпция авторства значительно облегчает бремя доказывания в судах при возникновении спора. Возможность оспаривания авторства возможна только в случае, если иные лица предоставят судебным органам экземпляр того же произведения, где будет указана более ранняя дата создания, в таком случае, автором будет признано лицо, предоставившее такой экземпляр, если будет доказана его добросовестность [3].

Применительно к хореографическому произведению первоначальным владельцем такого результата творческой деятельности может быть: во-первых, лицо, непосредственно создавшее полноценное произведение с использованием набора движений и поз, а во-вторых, лица, творческим трудом которых созданы отдельные элементы или танцевальные связки.

При определении автора хореографического произведения, прежде всего, необходимо определить терминологию, которая должна применяться к лицу, чья работа создала набор танцевальных движений. В литературе существуют разные поня-

тия: «хореограф», «хореограф-постановщик», «балетмейстер» и т.д.

Подход Сергея Лифарь представляется весьма интересным для доктринального исследования. Как профессиональный танцор, Сергей, анализируя терминологические пробелы в области танцевального искусства, вывел новое понятие «хореав-тор», определив его как создателя хореографического произведения [4].

Но всё-таки для современного понимая того, кто является автором хореографического произведения, наиболее обоснованным является общепризнанный термин «хореограф», в переводе с древнегреческого как «пишущий танец».

Теперь перейдём непосредственно к правам автора произведения, дадим им общую характеристику, а позже уделим внимание их особенностям применительно к хореографическому произведению.

Авторские права в соответствии законодательством Российской Федерации возникают с момента создания произведения, когда творческий замысел автора приобретает объективную форму. Данные положения дублируются во многих зарубежных странах и находят своё отражение в нормах Бернской конвенции

Авторские права делятся на личные и имущественные. К личным неимущественным относят право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения и на обнародование, данные права не отчуждаемы и могут принадлежать только автору. Исключительное право охраняет имущественные интересы, в свою очередь, может отчуждаться и принадлежать третьим лицам [5].

Исключительное право даёт возможность автору использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Возможные варианты такого использования предусмотрены п. 2 ст. 1270 ГК РФ. При этом реализация исключительного права не зависит от того совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или на безвозмездной основе [6].

Стоит подробно остановиться на неимущественных правах, определить сущность каждого из них и назначение.

Право авторства является важнейшим из личных прав создателя, которое представляет собой правомочие признаваться автором произведения. В свою очередь право на имя предоставляет возможность автору использовать или разрешать использование своего произведения под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.

Право на неприкосновенность не допускает внесение в авторское произведение изменений, сокращений, дополнений и прочих корректировок. [7].

Право на обнародование позволяет автору осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для публики.

К категории «иных прав», можно отнести «право на отзыв», которое позволит отказаться от ранее принятого решения на обнародование произведения. Однако данное право противостоит обязанности автора возместить причиненные таким решением убытки.

К «иным правам» относится и право на вознаграждение за служебное произведение, которое ориентировано на защиту прав авторов-работников, данное правомочие гарантирует создателю приобретение личных неимущественных прав, а работодателю предоставляет исключительное право на произведение. Отдельно определяется размер и порядок выплаты вознаграждения для работника, в случае не достижения сторонами соглашения по данному вопросу, автор, работающий по трудовому договору может обратиться в суд.

Теперь стоит рассмотреть вышеперечисленные особенности авторских прав применительно к хореографическому произведению.

Следует сразу отметить, что объектом авторского права является не только полноценное произведение, но и его часть в соответствии с пунктом 7 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное положение применимо и к части хореографического произведения. Из этого следует, что защита должна быть обеспечена не только для полноценного, завершенного хореографического номера (например, сольному танцу в целом), но и для отдельной хореографической фразы (танцевальной связки) [8].

Если говорить об особенностях исключительного права применительно к хореографическому произведению, то следует иметь в виду, что этот объект авторского права может иметь различную объективную форму выражения. Это может быть, например, сценическое представление, видеозапись, письменное описание танцевальных движений, художественное представление хореографического текста или компьютерная визуализация [9].

Поэтому, принимая во внимание специфику хореографического произведения и форму его выражения, невозможно применять определенные способы использования, указанные в ст. 1274 ГК РФ, ввиду чего, целесообразно привести примеры, вариантов использования хореографического произведения, к ним могут относиться:

- просмотр видеозаписи с хореографическим произведением;

- продажа или безвозмездное отчуждение видеозаписи с хореографией;

- ввоз в страну видеозаписей зарубежных хореографических произведений;

- предоставление видеозаписи танца во временное пользование; р

- показ хореографического произведения в ме- ИД сте, открытом для свободного посещения; Ч

т

- «живое» исполнение хореографического про- К изведения танцорами в публичном месте; ё

- показ танцевального номера по телевизионно- у му каналу; А

- размещение письменного описания танцевальных движений в сети Интернет.

Отдельно хочется уделить внимание одному из самых распространённых способов использования танца - это воспроизведение хореографии. Так, по мнению Бирюкова А.А. «воспроизведение произведения повторно придаёт произведению объективную форму, делает его доступным третьим лицам». Данное правомочие может быть реализовано посредством повторного воспроизведения произведения, которое должно быть зафиксировано на материальном носителе [10].

Как упоминалось выше, практика предусматривает разные способы фиксации хореографического текста, это может быть: нотация, фотосъемка, видеозапись, применение компьютерных программ для переноса танца в виртуальную плоскость. Одним из важнейших признаков воспроизведения является отсутствие творческого характера, ведь оно собой представляет техническую работу, если в процессе будут внесены элементы творчества, то тогда будет иметь место возникновение производного произведения авторского права[11].

На сегодняшний день, наиболее острая проблема, воспроизведения хореографии - это её неправомерная видеозапись. Достаточно часто встречается в повседневной жизни ситуация, когда на спектакле или на выступление известных танцовщиков, перед началом концерта объявляется, что фото и видеосъёмка запрещена. Это вполне обосновано в случае, когда зритель намеревался использовать запись не в личных целях, а коммерческих, например, продать запись или предоставить её к просмотру неопределенному кругу лиц, без согласия на то правообладателя. В таком случае действия данного лица будут признаны нарушением авторских прав, а экземпляры видеозаписи - контрафактными.

Достаточно часто применяется такой способ использования хореографического произведения как публичное исполнение произведения, исполнители предоставляют дополнительную возможность автору донести его произведение неопределённому кругу лиц, что повысит популярность его произведения.

Стоит разобраться с тем, что представляет собой публичное исполнение. В подпункте 6 п. 2 ст. 1270 Гражданский кодекс содержит определение данного способа использования.

Можно сделать вывод, что важными признаками публичного исполнения являются:

- возможность его осуществления посредством прямого контакта с публикой, так и путём воспроизведения зафиксированного на материальном носителе исполнения;

- произведение должно быть исполнено при значительном числе лиц, не относящихся к обычному кругу семьи;

- исполнение должно осуществляться в месте, открытом для всеобщего посещения (любое лицо может посетить данное место, независимо от возмездности или безвозмездности такого посещения);

- произведение автора будет восприниматься

посредством танца артиста-исполнителя [12].

Отечественное законодательство не раскрывает, того, кто должен быть отнесен к обычному кругу семьи. Попытка заполнения правового проблема, была предпринята Верховным Судом, в Постановлении Пленума от 19 июня 2006 г. № 15. В 2008 году Постановление утратило силу, в связи появлением части четвертой Гражданского Кодекса.

Но считаем целесообразным, уделить внимание п. 32, который устанавливает критерии определения обычного круга семьи. Суд указал, что должны учитываться: родственные отношения и личные связи присутствующих при исполнении произведения лиц, периоды их общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства [13].

Теперь стоит разобраться с особенностями личных неимущественных прав, принадлежащих автору хореографического произведения. Так, реализация права авторства может осуществляться в различных формах, например, путем указания имени автора на материальном носителе, содержащем запись хореографии, либо посредством нотариального удостоверения описания хореографического текста с указанием имени создателя, указание автора на программе мероприятия или на афише, оповещение телезрителей об авторе транслируемой хореографической постановки [14].

Если говорить о праве автора на имя в области танца, известные хореографы могут брать себе псевдонимы, например наставник шоу «Танцы на ТНТ» - Мигель (настоящее имя Сергей Шесте-перов). Творческий псевдоним Мигель - образован от отчества Мигельевич, появился еще в самом начале его танцевальной карьеры. Но в основном в российской культурной среде хореографы работают и создают произведения под своим именем, к ним можно отнести Аллу Духову, Владимира Варнаву, Татьяну Баганову и т.д. [15]

Право на обнародование предоставляет возможность автору принимать решения о необходимости опубликования произведения и о его порядке. Поэтому, автор хореографического произведения, наследники вправе решать, каким образом это произведение будет выпущено в свет, например, публично исполнено на спектакле или показано по видеозаписи. Право на обнародование автор может реализовать в любой момент, независимо от даты создания произведения.

Уделяя внимание иным правам автора, следует затронуть право на отзыв. На практике возникали случаи, когда хореограф создавал танец для театрального спектакля, но позже по неизвестным причинам запрещал использование танца. Что делать в подобных ситуациях режиссёру спектакля? Верховный Суд ещё в 2015 году в своём обзоре указал, что Гражданский кодекс в ст. 1269, устанавливает общее правило, предоставляя автору произведения возможность до момента обнародования, отказаться от ранее принятого решения о демонстрации произведения публике. Автор обя-

зан оплатить убытки лицу, которое понесло ущерб из-за принятия такого решения. Но в тоже время, специально для таких случаев в вышеназванной статье, предусмотрен пункт 2, устанавливающий запрет на отзыв применительно к произведениям, являющимися составными частями сложного объекта. А театрально-зрелищное представление по своей природе относится именно к сложным объектам, поэтому в таком случае отказ на обнародование не допустим [16].

Литература

1. Лебедь (Ефремова) В.В. Авторское право в правовой системе современного российского государства: проблемы терминологии // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 1. С. 164-172

2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров Российской Федерации договоров. - 2003. - № 9. - Ст. 3.

3. Смирнова В.М. Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 64-70.

4. Лифарь С. Танец: основные течения академического танца. Изд-е 2. - Париж: Изд. Etoile. 1938. С. 24-26.

5. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: учебник для магистров. М., 2012. С.120-123.

6. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. М., 2005. С. 4144.

7. Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник. М.: Проспект. 2011. 152 с.

8. Месяшная Е.А. Особенности хореографического произведения. Актуальные проблемы интеллектуальной собственности. Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции, 19-20 октября 2006 г.: В 3-х томах. - М.: Изд-во РГИИС. 2006. Т. 2. 233 с.

9. Юмадилова Г.Б. Правовая охрана хореографического произведения как объекта авторского права в России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. № 4. С. 27-33.

10. Бирюков А.А. Авторское право в схемах: учеб. пособие. М.: Проспект. 2015. 67 с.

11. Ирхен И.И. Лаврова С.В. Нотация и фиксация хореографического текста в условиях функционирования медиасредств // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 3. С. 39-52.

12. Смирнова В.М. Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 64-70.

13. Постановление Пленума Верховного Суда от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возник-

ших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда.-2006.-№ 8.-Ст.5 (утр. силу)

14. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 1113.

15. 12 имен российской хореографии [Электронный ресурс] //URL: https://musicseasons. org/12-imen-rossijskoj-xoreografii/ (дата обращения 02.04.2023)

16. «Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)

LEGAL REGULATION OF COPYRIGHT PROTECTION FOR A CHOREOGRAPHIC WORK

Zagorodnikova Yu.O., Bauer D.V.

Novosibirsk National Research State University

This article is devoted to the characterization of the content of copyright for a choreographic work. A choreographic work is the result of creative activity in the field of dance art. As an independent object of copyright protection, it can be presented as separate numbers in the form of dances presented by a group of dancers, dance elements can be present in the numbers of variety performers, in theatrical and entertainment productions, which include performances, operas, ballets etc.

The choreographic text has certain features, first of all, this is due to the fact that when creating a dance work, the choreographer's creativity is limited by a set of expressive means (movements and postures), the scope of the stage area and the purpose of the work, the choreographic work is "fleeting", that is, it can exist only at the moment of its performance by the dancers, when perceived by the audience.

The relevance of this topic is due to the fact that the Civil Code of the Russian Federation contains only a mention of a choreographic work in the list of objects of copyright, without providing for special mechanisms for the implementation of rights to this object.

Keywords: intellectual property right, copyright, intellectual property rights, choreographic work, exclusive rights, personal non-property rights.

References

1. Swan (Efremova) V.V. Copyright in the legal system of the modern Russian state: problems of terminology // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 1. pp. 164-172

2. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works dated 09/09/1886 (as amended on 09/28/1979) // Bulletin of international treaties of the Russian Federation treaties. -2003. - No. 9. - Art. 3.

3. Smirnova V.M. Legal regulation of relations on the use of choreographic works // Journal of Russian law. 2015. № 3. pp. 64-70.

4. Lifar S. Dance: the main currents of academic dance. Edition 2. - Paris: Ed. Etoile. 1938. S. 24-26.

5. Zenin I.A. Intellectual property law: textbook for masters. M., 2012. S. 120-123.

6. Gavrilov E.P. Commentary on the law on copyright and related rights. M., 2005. S. 41-44.

7. Twin I.A. Copyright and related rights: textbook. M.: Prospect. 2011. 152 p.

8. Mesyashnaya E.A. Features of the choreographic work. Actual problems of intellectual property. Materials of the First All-Russian Scientific and Practical Conference, October 19-20, 2006: In 3 volumes. - M.: RGIIS Publishing House. 2006. Vol. 2. 233 p.

9. Yumadilova G.B. Legal protection of a choreographic work as an object of copyright in Russia // Electronic supplement to the Russian legal journal. 2014. No. 4. pp. 27-33.

5

"O

C3 ж

■с

10. Biryukov A.A. Copyright in schemes: study guide. M.: Prospect. 2015. 67 p.

11. Irkhen I.I. Lavrova S.V. Notation and fixation of the choreographic text in the conditions of the functioning of media. Bulletin of the Academy of Russian Ballet. A. Ya. Vaganova. 2017. № 3. pp. 39-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Smirnova V.M. Legal regulation of relations on the use of choreographic works // Journal of Russian Law. 2015. № 3. pp. 6470.

13. Resolution of the Plenum of the Supreme Court dated June 19, 2006 No. 15 "On issues that arose from the courts when considering civil cases related to the application of copyright and relat-

ed rights legislation" // Bulletin of the Supreme Court. -2006. -No. 8. -Art.5 (null. force)

14. Khokhlov V.A. On the right of authorship // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2012. No. 4. P. 11-13.

15. 12 names of Russian choreography [Electronic resource] //URL: https://musicseasons.org/12-imen-rossijskoj-xoreografii/ (accessed 04/02/2023)

16. "Review of judicial practice in cases related to the resolution of disputes on the protection of intellectual rights" (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on September 23, 2015)

S2

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.