АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
administrative law and process
DOI: 10.18287/2542-047X-2022-8-1-88-96 I^^kbJ
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 34.03
Дата поступления: 25.09.2021 рецензирования: 27.10.2021 принятия: 21.03.2022
Правовое регулирование закупочной деятельности России, Китая и Монголии: некоторые аспекты противодействия коррупции
Ж. П. Гунзынов
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ, Российская Федерация
E-mail: [email protected] М. Ю. Дондокова
Московский государственный институт международных отношений МИД России, г. Москва, Российская Федерация
E-mail: [email protected] З. А. Коновалова
Коми республиканская академия государственной службы и управления, г Сыктывкар, Российская Федерация
E-mail: [email protected] А. Н. Мяханова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ, Российская Федерация
E-mail: [email protected] Д. В. Синьков
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые особенности правового регулирования государственных закупок в Китайской Народной Республике, Монголии и Российской Федерации. Выделены некоторые положения противодействия коррупции. Отмечены приоритеты государственной политики в указанных странах в сфере государственных закупок. Законодательство Китая и Монголии анализируется с позиций возможного использования их положений для совершенствования российского законодательства. Так, китайское и монгольское законодательство, в отличие от российского, более лаконично, не имеет отсылочного характера и пр. Цель: проведение сравнительного анализа законодательства в области закупочной деятельности РФ, КНР и Монголии на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов.
Ключевые слова: контрактная система; требования к участникам закупки; меры ответственности; преступления в сфере закупок в России; преступления в сфере закупок в КНР; преступления в сфере закупок Монголии; противодействие коррупции.
Цитирование. Гунзынов Ж. П., Дондокова М. Ю., Коновалова З. А., Мяханова А. Н., Синьков Д. В. Правовое регулирование закупочной деятельности России, Китая и Монголии: некоторые аспекты противодействия коррупции // Юридический вестник Самарского университета. 2022. Т. 8, № 1. С. 88-96. DOI: https://doi. org/10.18287/2542-047X-2022-8-1-88-96.
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
© Гунзынов Ж. П., Дондокова М. Ю., Коновалова З. А., Мяханова А. Н., Синьков Д. В., 2022
Жаргал Паламович Гунзынов - старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, юридический факультет, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 670000, Российская Федерация, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Максара Юрьевна Дондокова - кандидат филологических наук, доцент кафедры китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков, Московский государственный институт международных отношений МИД России, 119454, Российская Федерация, г. Москва, проспект Вернадского, 76.
Зинаида Алексеевна Коновалова - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Коми республиканская академия государственной службы и управления, 167982, Российская Федерация, Северо-Западный федеральный округ, Республика Коми, г Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11.
Александра Николаевна Мяханова - доцент кафедры уголовного права и криминологии, судья в отставке, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 670000, Российская Федерация, Дальневосточный федеральный округ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Дмитрий Владимирович Синьков - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 25.09.2021 Revised: 27.10.2021 Accepted: 21.03.2022
Legal regulation of procurement activities in Russia, China and Mongolia: some aspects of financial control and anti-corruption
Zh. P. Gunzynov
Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation
E-mail: [email protected] m. Yu. Dondokova MGIMO University, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected] Z. A. Konovalova,
The Komi Republican Academy of State Service and Administration, Syktyvkar, Russian Federation
E-mail: [email protected] A. N. Myakhanova, Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation
E-mail: [email protected] D. v. Sinkov,
Saint Petersburg University, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract: The article describes some of the features of legal regulation of public procurement in the People's Republic of China, Mongolia and the Russian Federation. In the article the key provisions of financial control and anti-corruption are highlighted and the priorities of state policy in these countries in the field of public procurement are noted. The legislation of China and Mongolia is analyzed from the standpoint of the possible use of their provisions to improve Russian legislation. So, the Chinese and Mongolian legislation, in contrast to the Russian, is more concise, has no reference character, etc. Purpose: All above confirms the relevance of further comparative legal analysis of the legislation of the People's Republic of China, Mongolia and the Russian Federation in the field of procurement. Conclusions obtained in the course of the study: To identify the distinctive points in the legal regulation of financial control and the application of measures of responsibility for crimes in the implementation of procurement activities in the Russian Federation, the People's Republic of China and Mongolia. Conclusions of the research: the legislation of Russia, Mongolia and China is improving methods of combating corruption offenses that are committed in the implementation of procurement activities. Despite the adoption of many legal measures, corruption crimes in procurement activities are committed quite often. Key words: contract system; financial control; contract; requirements for procurement participants; terms of contract execution; penalties; procurement crimes in Russia; procurement crimes in the PRC; procurement crimes in Mongolia. Citation. Gunzynov Zh. P., Dondokova M. Yu., Konovalova Z. A., Myakhanova A. N., Sinkov D. V. Pravovoe regulirovanie zakupochnoi deyatel'nosti Rossii, Kitaya i Mongolii: nekotorye aspekty protivodeistviya korruptsii [Legal regulation of procurement activities in Russia, China and Mongolia: some aspects of financial control and anti-corruption]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2022, vol. 8, no. 1, pp. 88-96. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2022-8-1-88-96 [in Russian]. Information about the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
© Gunzynov Zh. P., Dondokova M. Yu., Konovalova Z. A., Myakhanova A. N., Sinkov D. v., 2022
Zhargal P. Gunzynov - senior lecturer, Department of Theory and History of Law and State, Faculty of Law, Banzarov Buryat State University, 24 a, Smolin Street, Ulan-Ude, 670000, Far Eastern Federal District, Republic of Buryatia, Russian Federation.
Maksara Yu. Dondokova - Candidate of Philological Sciences, associate professor of the Department of Chinese, Vietnamese, Thai and Lao Languages, MGIMO University, 76, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119454, Russian Federation.
Zinaida A. Konovalova - associate professor of the Department of State and Legal Disciplines, The Komi Republican Academy of State Service and Administration, 11, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, 167982, Northwestern Federal District, Komi Republic, Russian Federation.
Alexandra N. Myakhanova - associate professor of the Department of Criminal Law and Criminology, retired judge, Banzarov Buryat State University, 24 a, Smolin Street, Ulan-Ude, 670000, Far Eastern Federal District, Republic of Buryatia, Russian Federation.
Dmitry V. Sinkov - Candidate of Legal Sciences, associate professor, Department of Criminal Law, Saint Petersburg University, 7/9, Universitetskaya Embankment, St. Petersburg, 199034, Russian Federation.
Введение
В последние годы продолжает усиливаться сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией. Касается
это как внешнеполитических, так и внешнеэкономических отношений. В этой связи представляет большой интерес анализ правового регулирования в сфере государственных закупок в этих стра-
нах. Анализ уголовного законодательства Китая и Монголии о противодействии коррупции в сфере закупочной деятельности актуален в связи с тем, что указанные страны достигли некоторых успехов в экономической деятельности и в сфере противодействия коррупции.
Опыт исследуемых стран азиатского региона вызывает интерес. К примеру, по мнению некоторых авторов, Китай достаточно эффективен в противодействии коррупционной преступности [1]. В России вопросы в сфере противодействия коррупции распространяются на новые уровни управления. В настоящее время антикоррупционные обязанности должны выполнять не только государственные служащие, но и работники государственных корпораций [2], иных коммерческих организаций [3]. По мнению некоторых авторов, необходимо создание эффективных корпоративных комплаенс-процедур и надежных организационно-договорных отношений с соблюдением международных антикоррупционных стандартов [4]. Россия в современных условиях стремится к увеличению прозрачности процедуры осуществления и контроля закупок. Тем не менее контрактная система по-прежнему одна из самых коррупционно уязвимых [5].
Государственные закупки в России обеспечивают достаточно открытое и эффективное расходование как бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон 44-ФЗ), так и средств юридических лиц по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-Ф3).
Объем государственных контрактов в России в 2020 г. составил 8,9 трлн руб. (2019 г. -8,2 трлн руб.). В рамках закона 223-ФЗ в 2020 г. -19,9 трлн руб. (2019 г. - 21,12 трлн руб.)1. К различным видам ответственности в 2020 г. в этой сфере привлечено свыше 40 тыс. лиц. Генеральным прокурором РФ 14 января 2021 г. издан приказ № 6 «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок»2. Всего в 2020 г. выявлено свыше 45 тыс. нарушений законов, связанных с реализацией нацпроектов, большая часть которых - нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе3.
По мнению некоторых авторов, ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»), направленная на борьбу с картелями (а значит, и на торгах), име-
1 Главная портал закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/ main/public/home.htmi (дата обращения: 26.08.2021).
2 Неприкасаемых не будет. Генеральный прокурор Игорь Краснов - о новых способах борьбы с коррупцией. URL: https://rg.ru/2020/12/08/generalnyj-prokuror-igor-krasnov-o-novyh-sposobah-borby-s-korrupciej.html (дата обращения: 01.09.2021)
3 Итоги работы органов прокуратуры за 2020 год и задачи по укреплению законности и правопорядка на 2021 год. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59741739
ет настолько существенные недостатки [6], что об эффективности уголовно-правовых мер в этой борьбе говорить пока не приходится [7].
Важность борьбы с коррупцией в КНР обусловлена тем, что закупки - это один из способов защиты технологической и финансовой независимости национального производства. Государственные закупки в Китае регулируются Законом КНР о проведении тендеров и торгов (Ф^АЙ^^ИЙЙ КЙЙ) от 30 августа 1999 г.4 и Законом КНР от 29 июня 2002 г. № 68 «Государственные закупки Китайской Народной Республики» (Ф^Айй ^ПНЙдаЖШШ (далее - Закон о закупках КНР)5 (здесь и далее используется авторский перевод с китайского языка на русский с приближением к российской терминологии. Далее он может быть скорректирован. - Прим. авт.).
В Китае к 2019 г. было около 30 миллионов частных предприятий. В 2018 г. зарегистрировано максимальное количество правонарушений при продажах и закупках, 31 и 26 % соответственно. Получение взяток является одним из самых часто встречающихся преступлений (26 % от общего
числа)6(Ш4МЕ^, ШМШМЖШШМк
В современный период частные предприятия обеспечивают поступление более 50 % налоговых поступлений, а занятость в городах превышает 80 % [8].
В Монголии основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере госзакупок, - это Закон о закупках товаров работ и услуг от 1 декабря 2005 г. Основная роль системы государственных закупок - стимулирование роста экономики за счет бюджетных средств и привлечения иностранных инвестиций7.
Цель исследования - проведение сравнительного анализа законодательства в области закупочной деятельности РФ, КНР и Монголии на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов и в целях выявления общих и отличительных особенностей противодействия коррупции.
Методика проведения исследования
Использовался метод сравнительного анализа, который позволил выявить общность и различия в подходах к искоренению коррупционных проявлений в сфере закупок в законодательстве РФ, КНР и Монголии.
4 (Закон КНР о проведении тендеров и торгов). URL: http://www.npc.gov.cn/ wxzl/gongbao/2000-12/05/content_5004749.htm (дата обращения: 01.09.2021).
5 Ф^АКЛ^ЭЙ^ЖШЙ (Закон о государственных закупках Китайской Народной Республики). URL: http:// www.ccgp.gov.cn/zcfg/gjfg/201310/t20131029_3587339. htm (дата обращения: 01.09.2021).
6 Правовая газета.. URL: http://www.xinhuanet.com/ legal/2019-08/29/c_1124934197.htm (дата обращения: 01.11.2020).
7 Закон Монголии о закупке товаров, работ и услуг. URL: https://pandia.ru/text/80/548/1170.php (дата обращения: 27.08.2021)
Результаты исследования
В последние годы Россия предпринимает шаги к выстраиванию системы противодействия коррупции, в том числе совершенствуя нормативно-правовую базу. Это связано и с тем, что с 1 февраля 2007 г. для России вступила в силу Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в Страсбурге 27 января 1999 г. Статья 12 Конвенции послужила основанием для внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ). Криминализировано посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). В частности, что касается ч. 5 ст. 291.1 УК РФ («Обещание или предложение посредничества во взяточничестве»), то норма не имеет аналогов в истории российского права [9].
В Китае также подчеркивается необходимость усиления антикоррупционной работы. В конце 2019 г. сообщено о продолжении борьбы с коррупцией, в том числе на низовом уровне. Правительство издало ряд законов и постановлений для содействия институциональному противодействию коррупции с позиции верховенства закона8.
В конце января 2021 г. в Пекине прошел Пятый пленум 19-го созыва Центральной комиссии по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая (КПК) - высшего органа по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями властью. Председатель КНР Си Цзиньпин указал стратегические цели борьбы с коррупцией, на необходимость углублять антикоррупционную работу в области финансов, госпредприятий, в области исполнительной и законодательной власти (М^^^ШиЙШ^П^^
тт&тшъ9.
В Монголии основными законами, регулирующими вопросы антикоррупционной политики, являются Закон «О государственной службе» и Закон «Против коррупции». В последние годы в них внесены значительные поправки. Так, в Закон о государственных закупках Монголии (PPL) внесено следующее изменение: для закупок товаров низкой стоимости товары отечественного производства должны быть закуплены при условии, что они доступны внутри страны и соответствуют минимальным стандартам качества (давуу эрх олгоно)10 (здесь и далее используется авторский перевод с монгольского языка на русский с приближением к российской терминологии.
8 Результаты «расшифровки стенограммы» по борьбе с коррупцией за 2019 год очевидны: растет количество осужденных чиновников провинциального уровня // Агентство Синьхуа. URL: http://www.xinhuanet.com/ legal/2020-01/03/c_1125417016.htm (дата обращения: 19.09.2021).
9 Стенограмма Пятого пленарного заседания Центральной комиссии по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая 19-го созыва. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-01/24/c_ 1127019059.htm (дата обращения: 19.09.2021).
10 Закон Монголии о закупке товаров, работ и услуг.
URL: https://www.legalinfo.mn/additional/details/
3495?lawid=493 (дата обращения: 27.08.2021).
Далее он может быть скорректирован. -Прим. авт.).
К основным программно-целевым документам антикоррупционной политики относится Национальная программа Монголии по противодействию коррупции, принятая в 2002 г. (в ред. 2016 г.). Она представляет систему мер организационного, экономического, правового и информационного характера, учитывающую государственное устройство страны, направленную на устранение основных причин коррупции.
Вместе с тем, Монголия по данным международного агентства Transparency International, за последние семь лет (2013-2020 гг.) остается страной с высоким уровнем коррупции11.
В России контрактная система также является одной из самых коррупционно уязвимых [10]. В связи с этим следует признать обоснованным внимание государства к этой проблеме.
Согласимся, что адекватной мерой, направленной на предотвращение коррупции, создающей юридическую основу для мониторинга контрагентов в ходе исполнения договоров на предмет соблюдения антикоррупционных обязанностей, а также выполняющей коммуникативную функцию (контрагенты заблаговременно информируются об антикоррупционной политике компании), является антикоррупционная оговорка (аnti-corruption clauses), или комплаенс-оговорка (compliance clause). Основная цель такой оговорки - формулирование сторонами договора условия, гарантирующего соблюдение правил деловой этики в течение срока действия договора, а иногда и после истечения его действия [11].
В Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы12 к числу основных задач отнесены в том числе «совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Правительству страны поручено представить предложения о внесении изменений в условия заключаемых контрактов в части обязательств о недопущении действий, которые могут привести к нарушению требований законодательства о противодействии коррупции.
Отметим, что некоторые коррупциогенные факторы содержатся непосредственно в нормативном документе, регулирующем закупочную деятельность. Возникают ситуации, при которых заказчик определяет требования к исполнителю, формально соблюдая положения о конкуренции, но факти-
11 Индекс коррупции в 2020 г. // Отчет международного агентства Transparencyinternational . URL: https://www. transparency.mn/post/2020-оны-авлигын-индексийг-transparency-international-танилцуулж-байна (дата обращения: 15.09.2021).
12 Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СПС «Гарант». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/ (дата обращения: 28.09.2021).
чески нарушая требования антикоррупционного законодательства.
Подобные пробелы есть и в Китае. Так, во Внутренней Монголии (автономный регион на севере Китая, основанный 1 мая 1947 года) секретарь комитета зоны экономического и технологического развития Хух-Хото Ли Цзяньпин регистрировал компании на своих подчиненных. Он создал десятки подставных компаний, управляя которыми получал от государства крупные суммы13.
В Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы указана также необходимость представления предложений об осуществлении в целях исключения коррупционных рисков мер по обеспечению открытости процедур.
Так, например, при формировании заявки на поставку медицинского оборудования и препаратов существует множество ограничений, поэтому возможен вариант развития коррупционной схемы, когда будет сделано все для получения поставщиком разрешения на торговлю некачественными лекарственными препаратами [12]. Также отметим, что преимущественно при применении ст. 286 УК РФ квалификация действий должностного лица заказчика производится с указанием того, что должностное лицо в отсутствие законных оснований, т. е. в отсутствие фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, подписывает акт приемки [13].
В Китае после громкого дела Ли Цзяньпина во Внутренней Монголии стали выделять проблемы «десяти хаосов»(А§1), к которым относятся набор персонала, беспорядочное подписание соглашений, заимствование средств и открытие счетов, хаос в управлении, беспорядок в системе и надзоре и т. д.
Подобные проблемы
есть в России.
Следует иметь в виду, что коррупционные правонарушения в области закупочной деятельности отличаются высокой степенью латентности. В случаях обоюдного интереса у коррупционера и кор-руптора достаточно сложно доказать их сговор. Также отметим, что механизм коррупционных сделок становится более системно организованным и глобализируется.
Генеральная прокуратура России в соответствии с указанным Национальным планом должна принимать меры по пресечению незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за «предоставление» права заключения незаконного контракта. Речь идет о возврате так называемых откатов при завышении цены договора или контракта.
13 Центральная дисциплинарная комиссия обнародовала самый крупный случай в истории борьбы с коррупцией во Внутренней Монголии. URL: http://www.legaldaily. com.cn/index/content/2021-02/27/content_8442952.htm (дата обращения: 19.09.2021).
14 Там же.
Для определения достоверной стоимости товара и качества выполненных работ и услуг в ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ закреплено, что заказчик при приемке обязан провести экспертизу закупаемых товаров, работ, услуг. Однако порядок ее проведения не определен, что дает поставщику и заказчику возможность для коррупционного нарушения.
Также в отечественном законодательстве четко не регламентировано, что входит в понятие «обоснование закупок». А именно, каким образом заказчик обязан объяснить, для каких нужд необходимо осуществить ту или иную закупку. Аналогичная ситуация с этим и в Китае. К примеру, бывший секретарь Хэ Бинжун (провинция Чжэцзян) просил своих подчиненных купить на государственные средства 14 770 бутылок элитных напитков15.
При этом указанные выше коррупционные действия возможно пресечь посредством финансового контроля, осуществляемого как органами исполнительной власти, так и путем аудиторского контроля, проводимого контрольно-счетными органами различных уровней власти [14].
В Монголии разработана Национальная антикоррупционная программа (Авлигатай тэмцэх Yндэсний хвтвлбвр), утвержденная Постановлением Великого Государственного Хурала Монголии 03 ноября 2016 г. В ней предложены такие меры, как перевод всех тендерных процессов в систему электронных закупок (цахим Yйлчилгээг хогжуулжч анар XYртээмжийгнь сайжруулах); обновление процедуры рассмотрения жалоб и споров; совершенствование политики и процесса планирования закупок; определение методов и критериев для прямого заключения контрактов; увеличение штрафов для физических или юридических лиц и др.16
Правительство Монголии устанавливает порог, ниже которого контракты на товары и работы могут быть заключены напрямую (статья 8.1.2 Закона о госзакупках). Он равен в настоящее время 10 млн тугриков. В России он установлен в размере 600 тыс. руб. для заказчиков, работающих по Закону 44-ФЗ. Для тех, кто осуществляет закупочную деятельность по Закону 223-ФЗ, порог устанавливается заказчиком.
Как в России, так и в Монголии в связи с предоставленной возможностью дробления стоимости работ, товаров или услуг на несколько частей избегают конкурентных процедур для заключения контрактов или договоров с нужным поставщиком. Отметим, что дробление стоимости товаров и работ на более мелкие тендеры с целью применения неконкурентных процедур запрещено (статья 8.5 Закона о госзакупках).
Согласимся, что эффективная борьба с коррупцией средствами уголовного права предполагает,
15 Там же.
16 Авлигатай тэмцэх Yндэсний хетелбер (Национальная
антикоррупционная программа)/ URL: https://www.iaac. mn/page/92?menu=217 (дата обращения: 26.09.2021).
во-первых, высокое качество уголовно-правовых норм, направленных на противодействие коррупции, а во-вторых, отсутствие коррупциогенности в самом уголовном законе [15].
Большинство коррупционных преступлений совершаются на стадиях планирования и определения поставщика, исполнения контракта, приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Противоправное деяние выражается в завышении цены контракта; предоставлении преимуществ «близким товарищам» при определении поставщика; приеме товаров, работ и услуг с дефектами и недоделками.
Целью закупок в России обозначены реализация государственных программ, международных обязательств, исполнения обязанностей органов государственной и муниципальной власти, казенных учреждений17.
В Китае целью Закона о закупках (ст. 1) заявлено регулирование закупочной деятельности, сохранение интересов государства и общественности, защита законных прав и интересов участников
В Китае, к примеру, отмечают распространенность в дорожном строительстве таких коррупционных проявлений, как взяточничество, злоупотребление полномочиями и непотизм. Впоследствии победителем тендера становится компания, имеющая неформальные связи с организаторами конкурсного отбора. Отсюда превышение сроков строительства, снижение качества, сверхнормативные затраты [16].
В Монголии, согласно ст. 1 Закона о закупках, основная цель закупок - организация закупок (зо-хион байгуулах), осуществление надзора (хяналт) за процедурами закупок, рассмотрение жалоб (гомдол гаргаж шийдвэрлу^лэх) и ужесточение ответственности (хариуцлага XYлээлгэ xamyY холбог-дон) за нарушение этого закона.
Общим для трех стран является наличие ограничения для поставщиков, подпадающих под понятие «конфликт интересов». Вместе с тем следует согласиться с мнением, что понятие «личная заинтересованность» является многосоставным и достаточно сложным для правоприменителя [19].
В законодательстве о закупках Китая и Монголии, в отличие от России, указаны составы правонарушений и юридическая ответственность за них. В КНР нарушениями считаются: сговор, получение взятки, предоставление недостоверной информации и др. Соответствующие меры ответственности указаны в нормативно-правовом акте регулирующем закупочную деятельность.
17 Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624.
В законодательстве Монголии указаны такие нарушения, как завышение цены, недобросовестное проведение тендера и др.
В России существует такое наказание, как включение в «Реестр недобросовестных поставщиков» (РНП) сроком до двух лет. По мнению некоторых авторов, потенциал РНП может быть использован при противодействии коррупции в контрактной сфере, если включить признание сделки ничтожной в связи с наличием конфликта интересов как основание для включения в реестр [20]. В Монголии участников закупки, которые нарушили процедуру, включают в реестр лиц с ограничением права участия в тендере. Например, в 2018 г. в получении взятки изобличена руководитель Департамента городского строительства Т. Эрденетуяа. За приостановление строительных работ ею получена взятка в размере 60 млн тугриков18.
В настоящее время в России преступления в сфере закупок квалифицируются не только по ст. 200.4, 200.5 УК РФ, но и по другим статьям, в том числе по ст. 159, 160, 165, 285, 286, 292, 293 УК РФ. Так, в Коми возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 200.4 УК РФ (нарушение законодательства о контрактной системе). Администрация г. Инты в ноябре 2019 г. инициировала проведение аукциона на приобретение детской площадки на сумму 5 млн руб. Для определения начальной цены контракта получены три коммерческих предложения, поступивших с одного адреса, две заявки направлены от организаций, прекративших свою деятельность. Кроме этого, приняты меры по ограничению круга участников торгов путем установления трудновыполнимых условий. В результате обеспечена победа в аукционе конкретной коммерческой организации, а стоимость детской площадки необоснованно завышена на 2,5 млн руб.19
Отметим проблемы в борьбе с коррупцией на частных предприятиях Китая. Так, ответственность за договоры, при исполнении которых по халатности причинен ущерб, предусмотрена в ст. 167 УК КНР. Вместе с тем, за деятельность с извлечением выгоды для директоров и управляющих компаний, повлекшую значительный ущерб для фирмы, наступает гражданская ответственность согласно ст. 215 Закона о компаниях
—Считаем такое положение недостаточным сдерживающим фактором для виновных лиц.
Таким образом, представляется, что положительный опыт Китайской Народной Республики и Монголии в сфере противодействия коррупции при осуществлении закупочной деятельности возможно применить и в России. Полагаем актуаль-
18 Хахуулийн хэргээр баривчлагдсан Т. Эрдэнэтуяа гэгч нууц хатагтай хэн бэ. URL: https://www.medee. mn/p/112935 (дата обращения: 15.09.2021)
19 Новости Интинского городского суда Республики Коми. URL: http://intasud.komi.sudrf.ru/modules.php?did= 142&name=press_dep&op=1 д обращения: 01.08.2021).
ным продолжить сравнительно-правовое исследование в этой сфере как в части законодательства, в том числе уголовного, так и в контексте судебной практики, Китая, Монголии и России.
Выводы
1. Доказано, что в России, Китае и Монголии
определены стратегические цели противодействия коррупционным проявлениям в сфере закупок.
2. Определено, что финансовый контроль при осуществлении закупочной деятельности призван помогать раскрытию коррупционных преступлений, совершаемых в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Библиографический список
1. Лун Чанхай, Коробеев А. И., Чучаев А. И. Уголовный кодекс КНР: совершенствование в процессе реализации (к 20-летию со дня принятия) // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 3 (136). С. 128-142. DOI: http://doi. org/10.17803/1729-5920.2018.136.3.128-142.
2. Трунцевский Ю. В., Севальнев В. В. Перспективы международного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере противодействия коррупции // Международное публичное и частное право. 2016. № 6. C. 30-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27345143.
3. Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 106-114. DOI: http://doi.org/10.12737/22727.
4. Хабриева Т. Я. Актуальные проблемы укрепления правопорядка и противодействия коррупции в условиях евразийской интеграции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 5-13.
5. Мяханова А. Н., Буланов В. В. Коррупция в государственных закупках // Криминологические чтения: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Великой победы в Великой Отечественной войне. Улан-Уде, 2020. С. 104-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44016708; https://www.bsu.ru/content/page/23671/sbornik-kriminologicheskie-chteniya-2020g.pdf.
6. Кинев А. Ю., Тенишев А. П. Уголовная ответственность за картели // Юрист. 2017. № 1. С. 7-13. URL: https:// wiselawyer.ru/poleznoe/87026-ugolovnoj-otvetstvennosti-karteli; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28132565.
7. Даниловская А. В., Тенишев А. П. Об уголовной ответственности за сговоры на торгах // Актуальные проблемы российского права, 2019. № 1 (98), С. 119-131. DOI: http://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.98.1 119-131.
8. Коновалова З. А., Мяханова А. Н., Дондокова М. Ю. Финансовый контроль при осуществлении закупочной деятельности по законодательству Китая и России: сравнительный анализ // Пробелы в Российском законодательстве. 2020, Т. 13, № 6. С. 82-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44355433.
9. Влияние Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию на российский уголовный закон // Россия и Совет Европы. История, современность и перспективы взаимодействия правовых систем: учебное пособие / под ред. Е.С. Шугриной. Москва: Проспект, 2016. 165 c. URL: https://ru.1lib.education/ book/18450579/64f25a; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25874310.
10. Трунцевский Ю. В. Соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции: вопросы практики // Журнал российского права. 2019. № 2 (266). С. 169-182. DOI: http://doi.org/10.12737/ art_2019_2_16.
11. Фешина С. С., Орлова Л. Н., Цветкова О. А. Коррупция в сфере государственных закупок в части обеспечения здравоохранения Российской Федерации // На страже экономики. 2020. № 4 (15). С. 68-79. DOI: http://doi. org/10.36511/2588-0071-2020-4-68-79.
12. Плесовских Г. Ю., Евтушенко А. А. Хищения бюджетных средств Министерства обороны РФ, совершенные при передаче функций по организации тылового обеспечения войск сторонним организациям на условиях аутсорсинга: способы совершения и особенности методики расследования // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2015. № 4-5. С. 124-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24989010.
13. Коновалова З. А. Контроль в сфере закупок: правовые проблемы // Государственный и муниципальный финансовый контроль. 2017. № 2. С. 31-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29304851.
14. Рарог А. И. Борьба с коррупцией и качество уголовного закона // Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона: сборник материалов Первой Всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. Ю. Е. Пудовочкина. Москва: РАП, 2014. 118 с. URL: https://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=27156.
15. Новоселова Л. В. Китайские дороги: путь в будущее// Российский экономический журнал. 2019. № 1. С. 58-74. URL: http://www.re-j.ru/archive/2019/1/article_558; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36983597.
16. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Особенности системы государственных закупок в Китае // Экономика, предпринимательство и право. 2015. Т. 5, № 3, С. 151-158. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25401430.
17. Баранов А. А., Паулов П. А. Законы, регулирующие систему государственных закупок в Китайской Народной Республике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2, С. 186-188. DOI: http:// doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10687.
18. Уманская В. П., Малеванова Ю. В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. 176 с. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=353054.
19. Записная Т. В. Особенности института конфликта интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). 2021. Т. 14, № 1. С. 32-38. DOI: http://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-32-38.
20. Мяханова А. Н., Дондокова М. Ю., Ковш А. В., Гунзынов Ж. П. Коновалова З. А. Закупочно-правовая деятельность России, Китая, Монголии, республики Кореи: финансово-контрольный аспект // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17, № 1. С. 175-183. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44848600.
21. Правовая газета. URL: http://www.xinhuanet.com/legal/2019-08/29/c_1124934197.html (дата обращения: 01.11.2020).
22. Результаты «расшифровки стенограммы» по борьбе с коррупцией за 2019 год очевидны: растет количество осужденных чиновников провинциального уровня // Агентство Синьхуа. URL: http://www.xinhuanet.com/ legal/2020-01/03/c_1125417016.htm (дата обращения: 19.09.2021).
23. Стенограмма Пятого пленарного заседания Центральной комиссии по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая 19-го созыва. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-01/24/c_1127019059. htm (дата обращения: 19.09.2021).
24. Центральная дисциплинарная комиссия обнародовала самый крупный случай в истории борьбы с коррупцией во Внутренней Монголии. URL: http://www.legaldaily.com.cn/index/content/2021-02/27/content_8442952.htm (дата обращения: 19.09.2021).
25. Авлигатай тэмцэх Yндэсний хетелбер (Национальная антикоррупционная программа). URL: https://www.iaac. mn/page/92?menu=217 (дата обращения: 26.09.2021).
26. Хахуулийн хэргээр баривчлагдсан Т. Эрдэнэтуяа гэгч нууц хатагтай хэн бэ. URL: https://www.medee. mn/p/112935 (дата обращения: 15.09.2021).
References
1. Long Chan Hai, Korobeev A. I., Chuchaev A. I. Ugolovnyi kodeks KNR: sovershenstvovanie v protsesse realizatsii (k 20-letiyu so dnyaprinyatiya) [The Criminal Code of the People's Republic of China: the improvement in the process of implementation (the 20th anniversary of the adoption). Lex Russica (Russkii zakon) [Lex Russica (Russian Law)], 2018, no. 3 (136), pp. 128-142. DOI: http://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.136.3.128-142 [in Russian].
2. Truntsevsky Yu. V, Sevalnev V. V Perspektivy mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossiiskoi Federatsii i Kitaiskoi Narodnoi Respubliki v sfere protivodeistviya korruptsii [Prospects for international anti-corruption cooperation of the Russian Federation and the People's Republic of China]. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo [International public and private law], 2016, no. 6, pp. 30-34. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27345143 [in Russian].
3. Tsirin A. M. Preduprezhdenie korruptsii:problemy iperspektivy [Prevention of corruption: problems and perspectives]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2016, no. 12, pp. 106-114. DOl: http://doi.org/10.12737/22727 [in Russian].
4. Khabrieva T. Ya. Aktual'nye problemy ukrepleniya pravoporyadka i protivodeistviya korruptsii v usloviyakh evraziis-koi integratsii [Actual problems of strengthening the rule of law and combating corruption in the context of Eurasian integration]. Zhurnalzarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogopravovedeniya [Journal of Foreign Legislation and Comparative Law], 2016, no. 4 (59), pp. 5-13 [in Russian].
5. Myakhanova A. N., Bulanov V. V Korruptsiya vgosudarstvennykh zakupkakh [Corruption in public procurement]. In: Kriminologicheskie chteniya: materialy XV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 75-letiyu Velikoi pobedy v Velikoi Otechestvennoi voine [Criminological readings: materials of the XV All-Russian Scientific and practical Conference dedicated to the 75the anniversary of the Great Victory in the Great patriotic War]. Ulan-Ude, 2020, pp. 104-108. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44016708; https://www.bsu.ru/content/page/23671/sbornik-kriminologicheskie-chteniya-2020g.pdf [in Russian].
6. Kinev A. Yu., Tenishev A. P. Ugolovnaya otvetstvennost'za karteli [Criminal Liability for Cartels]. Yurist [Jurist], 2017, no. 1, pp. 7-13. Available at: https://wiselawyer.ru/poleznoe/87026-ugolovnoj-otvetstvennosti-karteli; https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=28132565 [in Russian].
7. Danilovskaya A. V., Tenishev A. P. Ob ugolovnoi otvetstvennosti za sgovory na torgakh [Criminal responsibility for collusions at auctions]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual Problems of Russian Law], 2019, no. 1 (98), pp. 119-131. DOI: http://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.98.L119-131 [in Russian].
8. Konovalova Z. A., Myakhanova A. N., Dondokova M. Yu. Finansovyi kontrol' pri osushchestvlenii zakupochnoi deyatel'nosti po zakonodatel'stvu Kitaya i Rossii: sravnitel'nyi analiz [Financial control over procurement activities under Chinese and Russian laws: comparative analysis]. Probely v Rossiiskom zakonodatel 'stve [Gaps in Russian Legislation], 2020, vol. 13, no. 6, pp. 82-87. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44355433 [in Russian].
9. Vliyanie Konventsii Soveta Evropy ob ugolovnoi otvetstvennosti za korruptsiyu na rossiiskii ugolovnyi zakon [Impact of the Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption on Russian Criminal Law]. In: Rossiya i Sovet Ev-ropy. Istoriya, sovremennost' i perspektivy vzaimodeistviya pravovykh sistem. Uchebnoe posobie pod red. E. S. Shugrinoi [Shurgina E. S. (Ed.) Russia and the Council of Europe. History, modernity and prospects for the interaction of legal systems: textbook]. Moscow: Prospekt, 2016, 165 p. Available at: https://ru.1lib.education/book/18450579/64f25a; https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=25874310 [in Russian].
10. Truntsevsky Yu. V. Soblyudenie organizatsiyami trebovanii zakonodatel'stva o protivodeistvii korruptsii: vo-prosy praktiki [Compliance of Organizations with the Requirements of Anti-Corruption Legislation: Practice Issues]. Zhurnal Rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2019, no. 2 (266), pp. 169-182. DOI: http://doi.org/10.12737/ art_2019_2_16 [in Russian].
11. Feshina S. S., Orlova L. N., Tsvetkova O. A. Korruptsiya v sfere gosudarstvennykh zakupok v chasti obespecheniya zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsii [Corruption in the sphere of public procurement in terms of providing healthcare in the Russian Federation]. Na strazhe ekonomiki [The economy under guard], 2020, no. 4 (15), pp. 68-79. DOI: http://doi.org/10.36511/2588-0071-2020-4-68-79 [in Russian].
12. Plesovskikh G. Yu., Evtushenko A. A. Khishcheniya byudzhetnykh sredstv Ministerstva oborony RF, sovershennye pri peredache funktsii po organizatsii tylovogo obespecheniya voisk storonnim organizatsiyam na usloviyakh autsors-inga: sposoby soversheniya i osobennosti metodiki rassledovaniya [Theft of budgetary funds of the Ministry of Defense of the Russian Federation, committed during the transfer of functions for organizing logistical support of troops to third-party organizations on outsourcing terms: methods of commission and peculiarities of the investigation method]. Vestnik Khabarovskoi gosudarstvennoi akademii ekonomiki i prava, 2015, no. 4-5, pp. 124-132. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=24989010 [in Russian].
13. Konovalova Z. A. Kontrol'v sfere zakupok: pravovyeproblemy [Procurement control: legal issues]. Gosudarstvennyi i munitsipal'nyi finansovyi kontrol', 2017, no. 2, pp. 31-32. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29304851 [in Russian].
14. Rarog A. I. Bor 'ba s korruptsiei i kachestvo ugolovnogo zakona [Fight against corruption and quality of criminal law]. In: Aktual'nyeproblemy teorii ipraktikiprimeneniya ugolovnogo zakona: sbornik materialov Pervoi Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf. Pod red. Yu. E. Pudovochkina [Pudovochkin Yu. E. (Ed.) Actual problems of theory and practice of the application of criminal law: collection of materials of the First All-Russian research and practical conference]. Moscow: RAP, 2014, 118 p. Available at: https://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=27156 [in Russian].
15. Novoselova L. V. Kitaiskie dorogi: put' v budushchee [Chinese roads: the way to the future]. Rossiiskii ekonomi-cheskii zhurnal [Russian Economic Journal], 2019, no. 1, pp. 58-74. Available at: http://www.re-j.ru/archive/2019/1/ article_558; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36983597 [in Russian].
16. Prodanova N. A., Zatsarinnaya E. I. Osobennosti sistemy gosudarstvennykh zakupok v Kitae [The peculiarities of state procurement in China]. Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo [Journal of Economics, entrepreneurship and law], 2015, vol. 5, no. 3, pp. 151-158. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25401430 [in Russian].
17. Baranov A. A., Paulov P. A. Zakony, reguliruyushchie sistemu gosudarstvennykh zakupok v Kitaiskoi Narodnoi Re-spublike [Laws Regulating the Public Procurement System in the People's Republic of China]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2019, no. 3-2, pp. 186-188. DOI: http://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10687 [in Russian].
18. Umanskaya V. P., Malevanova Yu. V. Gosudarstvennoe upravlenie i gosudarstvennaya sluzhba v sovremennoi Ros-sii: monografiya [Public administration and public service in modern Russia: monograph]. Moscow: Norma, 2020, 176 p. Available at: https://znanium.com/catalog/document?id=353054 [in Russian].
19. Zapisnaya T. V Osobennosti instituta konflikta interesov v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [Features of institute of conflict of interest in procurement of goods, works, services for state and municipal needs]. Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI) [Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-Economic Sciences], 2021, vol. 14, no. 1, pp. 32-38. DOI: http://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-32-38 [In Russian].
20. Konovalova Z. A., Myakhanova A. N., Dondokova M. Yu., Kovsh A. V, Gunzynov Zh. P. Zakupochno-pravovaya deyatel'nost'Rossii, Kitaya, Mongolii, respubliki Korei: finansovo-kontrol'nyi aspekt [Procurement and legal activities of Russia, China, Mongolia, Republic of Korea: financial and control aspect]. Problemy economiki i yuridicheskoy praktiki [Economic Problems and Legal Practice], 2021, vol. 17, no. 1, pp. 175-183; p. 177. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44848600 [in Russian].
21. Pravovaya gazeta [Law magazine]. Available at: http://www.xinhuanet.com/legal/2019-08/29/c_1124934197.html (accessed 1.11.2020) [in Chinese].
22. Rezul 'taty «rasshifrovki stenogrammy» po bor 'be s korruptsiei za 2019 god ochevidny: rastet kolichestvo osuzhden-nykh chinovnikovprovintsial'nogo urovnya [The results of the anti-corruption transcript in 2019 are clear: the number of convicted provincial officials is growing]. Retrieved from the official website of the Xinhua News Agency. Available at: http://www.xinhuanet.com/legal/2020-01/03/c_1125417016.htm (accessed 19.09.2021) [in Chinese].
23. Stenogramma Pyatogo plenarnogo zasedaniya Tsentral'noi komissii po proverke distsipliny Kommunisticheskoi par-tii Kitaya 19-go sozyva [Transcript of the Fifth Plenary Session of the Central Commission for Discipline Inspection of the 19th Chinese Communist Party]. Available at: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-01/24/c_1127019059.htm (accessed 19.09.2021) [in Chinese].
24. Tsentral'naya distsiplinarnaya komissiya obnarodovala samyi krupnyi sluchai v istorii bor 'by s korruptsiei vo Vnu-trennei Mongolii [Central Disciplinary Commission unveils the largest case in the history of the fight against corruption in Inner Mongolia]. Available at: http://www.legaldaily.com.cn/index/content/2021-02/27/content_8442952.htm (accessed 19.09.2021) [in Chinese].
25. Natsional'naya antikorruptsionnayaprogramma [National anti-corruption program]. Available at: https://www.iaac. mn/page/92?menu=217 (accessed 26.09.2021) [in Mongolian]
26. Khakhuuliin khergeer barivchlagdsan T. Erdenetuyaa gegch nuuts khatagtai khen be [Xaxyy^HHH хэргээр 6apHBH^argcaH T. !3p^roiyaa rarn нyyц xararraH xэн 6э]. Available at: https://www.medee.mn/p/112935 (accessed 15.09.2021) [in Mongolian].