Научная статья на тему 'Правовое регулирование внешнеэкономических отношений'

Правовое регулирование внешнеэкономических отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1267
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (ВЭО) / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭО / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ СДЕЛКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колонтаевская И. Ф.

Правовое регулирование внешнеэкономических отношений Российской Федерации представляет собой сложный комплекс правовых норм национального права и международно-правовых обязательств РФ. Тесное, а порой коллизионное взаимодействие норм международного и на­ционального права наряду с взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права в сфере внешнеэкономических отношений требует дальнейшего совершенствования правового регулирования, приведения его в соответствие с общепризнанными международными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование внешнеэкономических отношений»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© Колонтаевская И.Ф.*

Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), г. Москва

Правовое регулирование внешнеэкономических отношений Российской Федерации представляет собой сложный комплекс правовых норм национального права и международно-правовых обязательств РФ. Тесное, а порой коллизионное взаимодействие норм международного и национального права наряду с взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права в сфере внешнеэкономических отношений требует дальнейшего совершенствования правового регулирования, приведения его в соответствие с общепризнанными международными стандартами.

Ключевые слова внешнеэкономические отношения (ВЭО), правовое регулирование ВЭО, внешнеторговые связи, национальное законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, внешнеторговая сделка.

Внешнеэкономические отношения являются важнейшим фактором воздействия на уровень и направление экономического развития Российской Федерации и ее регионов, рост национального дохода государства, повышение качества жизни российских граждан, построение в РФ национальной инновационной системы.

Внешнеэкономические отношения возникают в процессе внешнеэкономической деятельности и включают торговые, валютно-финансовые, производственные, трудовые и другие отношения. В свою очередь, внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Основными формами внешних экономических связей при этом выступают внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование [1].

Правовое регулирование внешнеэкономических отношений - это совокупность нормативных актов, на основе и в рамках которых ВЭО осуществляются. Источниками, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации, являются:

* Профессор кафедры Управления инновациями, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор.

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России с другими странами, торговые обычаи при заключении внешнеэкономических сделок;

- национальные нормы права, представленные в Конституции Российской Федерации, кодексах, законах, а также подзаконных нормативных правовых актах РФ и ее субъектов.

В системе правовых источников, регулирующих внешнеэкономические отношения, принципам и нормам международного экономического права принадлежит особая роль. Так в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. И, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [2].

В международных соглашениях и договорах, нормы которых влияют на регулирование ВЭО, унифицируются и стандартизируются правила международной торговли, что способствует ускорению, облегчению и удешевлению коммерческих переговоров, ведению операций по купле-продаже, закрепляются принципы-режимы, применяемые во внешнеэкономической деятельности конкретного государства (принцип наибольшего благоприятствования, национальный режим), оговариваются особые случаи действия тех или иных торговых правил [4, с. 27].

Среди международных правовых актов, ратифицированных РФ, в соответствии с которыми реализуются внешнеэкономические отношения, - Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (1980 г.), «Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге» (1988 г.), Конвенция ООН «О международных переводных векселях и международных простых векселях» (1988 г.), Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (1958 г.), Конвенция «О праве применимом к договорам международной купли-продажи товаров» (1986 г.), Бернская Конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» (1886 г.), Всемирная конвенция «Об авторском праве» (1952 г.), Евразийская патентная конвенция (1994 г.), Парижская конвенция «По охране промышленной собственности» (1883 г.).

В то же время отдельные важнейшие международные документы остаются не ратифицированными РФ: Нью-Йоркская конвенция об исковой давности международной купли-продажи товаров (1974 г.), Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи (1986 г.), Оттавская конвенция о факторинге (1988 г.), Женевская конвенция о чеках (1931 г.), что не способствует единообразному применению норм этих документов, негативно отражается на трансграничных торговых сделках, создает коллизионные правовые ситуации, увеличивает количество споров в судах.

Правовое регулирование социально-экономических отношений

215

Применение международных договоров, которые считаются международными стандартами во внешнеэкономической деятельности, вызывает определенные сложности, так как существовали и существуют определенные пробелы в действующем законодательстве и противоречия в применении национальных, договорных норм права или обычаев, касающихся внешнеэкономической деятельности [5, с. 5-6].

Законодательство Российской Федерации, регулирующее внешнеэкономические отношения, основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса РФ в 4-х частях, Таможенного кодекса РФ, иных законов, а также подзаконных нормативных правовых актов, прямо или косвенно относящихся к сфере ВЭО.

Национальными законами в сфере внешнеэкономических отношений являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (1993 г.), Федеральные законы «Об экспортном контроле» (1999 г.), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999 г.), «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.), «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (2003 г.), другие нормативно-правовые акты.

Исходя из того, что Россия представляет собой многоуровневое федеративное образование, состоящее 83 субъектов, включая муниципальные образования, Конституцией РФ предусматривается разделение полномочий между РФ и субъектами в ведении внешнеэкономической деятельности. Статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации внешнеэкономические отношения. А статья 72 Конституции закрепляет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ [2].

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимают соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие реализацию ВЭО [3, гл. 2].

Статьей 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.) установлено, что любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами [3].

Внешнеэкономические сделки, как правовая форма внешнеэкономической деятельности, регулируются нормами международного частного права.

Отличительными особенностями правового регулирования внешнеэкономических сделок является: взаимодействие (зачастую коллизионное) норм

международного и национального права; применение норм различной отраслевой принадлежности национального права; широкое распространение форм негосударственного регулирования (контрактных условий, обычаев международной торговли, судебной и арбитражной практики).

В российском законодательстве нормы, регулирующие частноправовые отношения с участием иностранного элемента закреплены в основном в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» (1993 г.). Из последних изменений российского законодательства в сфере урегулирования отношений международного частного права следует отметить, что Закон отказался от закрепления в ГК РФ строгого правила об обязательной письменной форме внешнеэкономических сделок: с 1 сентября 2013 г. п. 3 ст. 162 ГК РФ утратил силу. Как свидетельствовала арбитражная практика, правило о недействительности внешнеэкономической сделки, заключенной с нарушением этой нормы, более не оправдывало себя в связи с отменой государственной монополии на внешнюю торговлю. Данное правило затрудняло внешнеэкономический оборот, поскольку ставило стороны внешнеэкономических сделок в неравное положение по сравнению со сторонами внутрироссийских сделок [6, п. 4.1.4. раздела II].

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, как особая сфера общественных межгосударственных отношений, регулируется международным и национальным правом, общим и специальным законодательством. В связи с этим при заключении и совершении внешнеэкономических сделок, опосредующих внешнеэкономические отношения, актуальным является выявление взаимосвязей и оптимальное урегулирование национальных норм права, международных договорных норм, договорных и обязательных принципов и международных торговых обычаев.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 N 183-Ф3 (ред. от 06.12.2011).

2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. - М.: Издательство: Волтерс Клувер, 2004 - 478 с.

5. Тымчук Н.Б. Правовые аспекты внешнеэкономической деятельности в современной России: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 28 с.

6. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.