Научная статья на тему 'Правовое регулирование в сфере народной медицины в Российской Федерации'

Правовое регулирование в сфере народной медицины в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3499
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Коробко К.И., Юдин Е.В.

В статье проводится анализ основных нормативных правовых актов в сфере народной медицины в Российской Федерации. Выявляются меры, принимаемые государством для законодательного урегулирования правовых пробелов в сфере рассматриваемых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование в сфере народной медицины в Российской Федерации»

УДК 008-349

к. и. коробко, Е. в. Юдин

Правовое регулирование в сфере народной медицины в российской Федерации

В статье проводится анализ основных нормативных правовых актов в сфере народной медицины в Российской Федерации. Выявляются меры, принимаемые государством для законодательного урегулирования правовых пробелов в сфере рассматриваемых правоотношений.

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, народная медицина, сертификация.

K. I. Korobko, E. V Yudin. Legal regulation in the field of traditional medicine in the Russian Federation

The article analyzes the main normative legal acts in the field of traditional medicine in the Russian Federation. The measures taken by the state for the legislative settlement of legal gaps in the sphere of the legal relations in question are revealed.

Keywords: protection of citizens' health, traditional medicine, certification.

Народная медицина является одним из древнейших элементов культуры народа, важным аспектом традиционной повседневности. Она никак не регламентировалась на протяжении веков, находя свое обоснование в народной картине мира — этом своеобразном «народном праве».

Сегодня народная медицина является одним из весьма противоречивых феноменов современной системы здравоохранения. По настоящее время не утихают ожесточенное споры относительно эффективности и целесообразности применения тех или иных методов народной медицины. ^гласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения, доля лиц, которые при заболевании обращаются за помощью к народным целителям и нетрадиционной медицине, в 2015 г. увеличилась на 1 %

© Коробко К. И., Юдин Е. В., 2017

и составила 2 % [3]. Также среди последних опросов особенно стоит выделить опрос «Левада-центра», проведенный в конце февраля 2017 г., согласно которому более половины россиян (52 %] доверяют народной медицине [1]. Суммарно мировая экономика расходует на народную медицину около 40 миллиардов фунтов стерлингов в год, что делает ее самой быстрорастущей областью медицинских расходов [9, с. 12].

Как видно из вышеприведенных данных, народная медицина занимает одну из главных ролей в жизни общества. В данном контексте чрезвычайно актуализируется вопрос правой регламентации народной медицины. Предметом настоящей статьи будет исследование нормативной правовой базы в сфере народной медицины федерального уровня.

Народная медицина очень слабо включена в отечественное нормативное правовое поле. Современное законодательство отличается фрагментарностью и непоследовательностью регулирования, что приводит к дестабилизации и дисфункциональности общественных отношений, складывающихся по поводу применения методов народной медицины в практической деятельности. Проведем анализ нормативной правовой базы Российской Федерации в сфере народной медицины.

В статье 41 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ] закрепляется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также провозглашается, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека [2].

Одним из способов лечения и поддержания здоровья является использование методов народной медицины.

Базовым нормативным правовым в сфере охраны здоровья граждан является федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья граждан] [10]. Согласно п. 1 ст. 50 данного нормативного правового акта, народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе кото-

рых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. На сегодняшний день существует значительное количество методов народной медицины: акупунктура, гомеопатия, хиропрактика, фитотерапия, антропософская медицина, ароматерапия, аюрведа, гидроколонотерапия, гипнотерапия, гиру-дотерапия, детоксикация, кислородная терапия, клеточная терапия, краниальная остеопатия, кристаллотерапия и т. д. В п. 1 ст. 50 Закона об охране здоровья граждан закреплена норма, согласно которой к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магическо-го характера, а также совершение религиозных обрядов.

В п. 2 ст. 50 Закона об охране здоровья закрепляется, что право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Следовательно, порядок получения разрешения на занятие народной медициной утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Вместе с тем законодательство субъектов Российской Федерации в сфере народной медицины не является предметом настоящей статьи.

Отдельным блоком нормативных правовых актов в сфере регулирования народной медицины являются ведомственные нормативные правовые акты.

Так, например, Приказом Минздравмедпрома РФ от 13 июня 1996 г. № 245 поручается руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации и иным субъектам не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации неразрешенных методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия, а также методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения [8]. Согласно п. 4 данного приказа, к работе по указанным методам и методикам допускаются специалисты, имеющие соответствующую подготовку по психиатрии, наркологии, психотерапии, медицинской психологии и получившие в установленном порядке сертификат специалиста по указанным специальностям.

Система добровольной сертификации услуг в области народной медицины «Реестр целителей» введена в действие с 20 января 2006 г. приказом Росздравнадзора от 25 января 2006 г. № 154-Пр/06 [4]. Данный приказ утвердил Порядок проведения сертификации услуг в области народной медицины. Добровольную сертификацию услуг в области народной медицины осуществляет центральный орган Системы по сертификации, а также уполномоченные им органы по сертификации. Объектами сертификации являются оказываемые на территории Российской Федерации услуги целителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или оказывающих такие услуги на основании трудового договора. При проведении сертификации осуществляется оценка на соответствие характеристикам деятельности, установленным в международных стандартах, федеральных нормативных документах, на соответствие стандартам научно-методического центра Системы, требованиям Системы. Положительным результатом проверки является официальное подтверждение действия ранее выданного сертификата соответствия. При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и направляет его держателю сертификата. По окончании срока действия сертификата соответствия проводится повторная сертификация.

Следующим важным нормативным правовым актом, в котором затрагивается народная медицина, является приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст, которым принят и введен в действие с 7 января 2015 г. новый Общероссийский классификатор занятий (далее — ОК 010-2014 (МСКЗ-08). В ОК 010-2014 (МСКЗ-08) включены профессии представителей народной медицины, что является чрезвычайно важным шагом на пути интеграции народной медицины в современный нормативный правовой ландшафт. Среди специалистов высшего уровня квалификации перечислены высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины, среди специалистов среднего уровня квалификации — лекари народной медицины и целители. ОК 010-2014 (МСКЗ-08] подробнейшим образом описывает их компетенцию. Так, высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины осматривают пациентов; занимаются профилактикой и лечением за-

болеваний, болезней, травм и других физических и умственных нарушений; поддерживают общее состояние здоровья у людей посредством применения знаний, навыков и опыта, полученных в результате глубокого изучения теорий, убеждений и опыта, накопленных в определенных культурах.

Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: проведение медицинских осмотров пациентов и собеседований с ними и членами их семей для выяснения состояния их здоровья; составление и претворение в жизнь планов лечения физических, душевных и психологических недугов с использованием таких методов, как иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина и фитотерапия; оценка и документальное подтверждение течения болезни пациентов посредством планов лечения; консультирование отдельных лиц, семей и групп лиц по вопросам здоровья, питания и образа жизни; назначение и приготовление средств народной медицины, таких как травяные, растительные, минеральные и животные экстракты с целью усиления способностей организма к самовосстановлению; обмен информацией о пациентах с другими медицинскими работниками по мере необходимости для обеспечения непрерывного и всеобъемлющего медицинского ухода; проведение исследований в области альтернативной и народной медицины и лечения, а также распространение результатов, в частности посредством научной документации и отчетов.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе: врач аюрведической медицины, гомеопат, иглотерапевт, натуропат, а также некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам: врач мануальной терапии, фитотерапевт, бальнеолог.

В соответствии с ОК 010-2014 (МСКЗ-08), лекари народной медицины и целители оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволечения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов. Они организуют применение процедур, основанных на использовании традиционных методов и лекарственных средств, действуя самостоятельно или в рамках планируемой терапевтической помощи со стороны традиционной медицины или других медицинских работников.

Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: обследование пациентов, собеседование с ними и членами их семей для определения состояния здоровья и характера физического или психического расстройства, болезни или других заболеваний; рекомендации по уходу и лечению заболеваний или других болезней с использованием традиционных народных средств и методов: физических манипуляций и упражнений, кровопускания с использованием натуральных сосудов и препаратов, полученных на основе трав, растений, насекомых и животных экстрактов; назначение лечения с помощью таких средств и методов, как акупунктура, аюрведа, гомеопатических препаратов и лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами, обычно применяемыми традиционной медициной или другими медицинскими работниками; осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии; консультирование отдельных лиц, семей и общин в области здравоохранения, питания, гигиены, образа жизни и других вопросов для поддержания или улучшения здоровья и благополучия; направление пациентов к другим специалистам, оказывающим медико-санитарную помощь, и обмен с ними информацией для обеспечения полноценного лечения и непрерывного ухода.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе: костоправ; лекарь, фитотерапия; целитель, народные методы; а также некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам: гомеопат, специалист по акупунктуре, остеопат.

Также в данном документе отдельно оговариваются ряд методик народной медицины, которые не попадают в проанализированные выше группы. Целители на основе веры, которые лечат заболевания человека через духовные практики, без использования травяной терапии или других медикаментов и физического воздействия, включены в начальную группу 3413 «Служители церкви, не имеющие духовного сана». Занятия, которые предусматривают лечение с использованием традиционных форм массажа и приложения давления, таких как точечный массаж и методика шиацу, включены в начальную группу 3255 «Фельдшеры-физиотерапевты и другие физиотерапев-

ты среднего уровня квалификации». Традиционные акушерки и повитухи, которые оказывают помощь женщинам в связи с беременностью и родами, осуществляют уход и дают рекомендации, основанные прежде всего на практическом опыте и знаниях, полученных не в процессе обучения, а через традиции и практику народной медицины, должны учитываться в начальной группе 3222 «Средний медицинский персонал по акушерству».

Как видно из проведенного анализа, ОК 010-2014 (МСКЗ-08) дал содержательную характеристику субъектов, занимающихся народной медициной.

Медицина, в том числе и народная, всегда была предметом особенного контроля не только со стороны государства в лице уполномоченных органов, но и со стороны церкви. Подобная ситуация сохраняется и по сегодняшний день. 18 июня 2015 г. в Москве было заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее — Минздрав РФ) и Русской православной церковью (Московский патриархат), в соответствии со ст. 15 которого Минздрав РФ совместно с Русской православной церковью производят работу по противодействию незаконному занятию народной медициной (целительством), в том числе деятельности псевдорелигиозных структур и лженаучных практик [10].

Вместе с тем на важность исследования и дальнейшей регламентации народной медицины в Российской Федерации, а также на наличие существенного количества пробелов в рассматриваемых правоотношениях в Российской Федерации указывает создание рабочих групп и комиссий по вопросу народной медицины.

Так, Приказом Минздрава России от 13 февраля 2015 г. № 54 была утверждена межведомственная рабочая группа по вопросам применения методов народной медицины в области медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения [4]. В состав рабочей группы вошли представители структурных подразделений Минздрава РФ, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных бюджетных учреждений, иных органов и организаций. Рабочая группа вправе приглашать к участию в заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей зарубежных стран и международных организаций. К функциям рабочей группы относятся: анализ

методов народной медицины; подготовка предложений о возможности применения методов народной медицины в области медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Приказом Минздрава РФ от 12 апреля 2016 г. № 223 был создан при Минздраве РФ координационный совет по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере народной медицины, основными функциями которого являются: анализ методов народной медицины; анализ деятельности лиц, занимающихся народной медициной; подготовка предложений по разработке проектов нормативных правовых актов в сфере народной медицины [5]. Состав Координационного совета формируется из представителей Федерального собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, медицинских и образовательных организаций, общественных организаций, иных органов и организаций. Целью работы Координационного совета является обсуждение законодательных проблем в сфере регулирования народной медицины и предложение путей их устранения.

Таким образом, на сегодняшний день сформировано некоторое нормативное правовое поле в сфере народной медицины, однако эффективность и последовательность данного регулирования неоднозначна. Вместе с тем, нельзя не отметить имеющую место с 2015 г. положительную тенденцию к совершенствованию существующей нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере общественных отношений.

* * *

1. Более половины россиян признались в доверии к народной медицине. URL: http://www.interfax.ru/russia/552467 (дата обращения: 01.04.2017).

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Пресс-выпуск № 2824 // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 115239 (дата обращения: 01.01.2017).

4. О введении в работу Системы добровольной сертификации услуг в области народной медицины «Реестр целителей»: приказ Росздравнадзора

от 25 января 2006 г. № 154-Пр/06 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.01.2017).

5. О Координационном совете по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере народной медицины при Министерстве здравоохранения Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 12 апреля 2016 г. № 223 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.01.2017).

6. О межведомственной рабочей группе по вопросам применения методов народной медицины в области медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения: Приказ Минздрава РФ от 13 февраля 2015 г. № 54 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.01.2017).

7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 ноября. № 263.

8. Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия: Приказ Минздравмедпрома РФ от 13 июня 1996 г. № 245 // Здравоохранение. 1996. № 8.

9. Сингх С., Эрнст Э. Ни кошелька, ни жизни. Нетрадиционная медицина под следствием. М.: АСТ, 2017. С. 12.

10. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Русской православной церковью (Московский Патриархат) (Заключено в г. Москва 18 июня 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.