5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ (НЕКОНВЕНЦИАЛЬНОЙ) МЕДИЦИНЫ (ЦЕЛИТЕЛЕЙ)
Епифанова Елена Владимировна, к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар
Аннотация: статья посвящена исследованию
общественной опасности как критерия криминализации деяний представителей альтернативной
(неконвенциальной) медицины (целителей). Автор делает выводы на основании собственных исследований. В статье приводится алгоритм признания деятельности целителей преступлением.
Ключевые слова: уголовное право, общественная опасность, медицина, альтернативная
(неконвенциальная) медицина, целители, алгоритм.
PUBLIC DANGER AS CRITERION OF KRIMINALIZACII OF ACTS OF REPRESENTATIVES OF ALTERNATIVE (NEKONVENCIAL'NOY) MEDICINE (HEALERS)
Еpifanovа Elena Vladimirovna, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of faculty of the theory and history of the state and the right, a faculty of law The Kuban state agrarian university t. Krasnodar
Annotation: the article is devoted research of public danger as criterion of kriminalizacii of acts of representatives of alternative (nekonvencial'noy) medicine (healers). An author draws conclusion on the basis of own researches. To the article the algorithm of confession of activity of healers is driven by a crime. Keywords: criminal law, public danger, medicine, alternative (nekonvencial'naya) medicine, healers, algorithm
Современная реальность такова, что чаще всего рядовые обыватели обращаются в случае необходимости не к медицинским работникам, а к знахарям и целителям. Объясняется это целым рядом факторов.
Во-первых, низким уровнем профессиональной грамотности медицинского персонала (тому причин много, в том числе технологии, которыми пользуются врачи в тех больницах, куда студенты медицинских вузов приходят для получения навыков на практику; низкий уровень заработной платы, низкие моральноэтические качества и т.д.).
Во-вторых, слишком узкими возможностями страховой медицины (ведь в конечном итоге, как это чаще всего оказывается, все услуги предоставляются на платной основе).
В-третьих, неудобной системой организации обслуживания пациентов.
В-четвертых, практически отсутствием возможности привлечь к ответственности медицинский персонал за ущерб причиненный здоровью пациента.
В-пятых, низкий образовательный уровень самих пациентов.
В-шестых, расширение влияния религии на умы и сознание людей.
В-седьмых, низкий уровень контроля со стороны государственных структур за применяемыми целителями методиками, так сказать, врачевания.
Перечень этих причин можно было бы продолжить, однако понятно, что в последние годы наметился отток пациентов из официальной медицины в среду целителей. На законодательном уровне государство позволяет себе вяло бороться с народными врачевателями. Официальных данных о причиняемом целителями ущербе здоровью граждан не обнародовано (да и вряд ли такая статистика присутствует, ведь многие из них работают нелегально, не заводя истории болезни обращающихся к ним пациентам). Неофициальная статистика неутешительна, практически каждый второй гражданин обращался за помощью к ним, потеряв надежду на излечение официальными медицинскими методами.
Возникает совершенно логичный вопрос: нужна ли обществу нетрадиционная система исцеления? Очевидно, именно сейчас нужна. Однако, понимая какой неизгладимый вред может быть причинен здоровью, насколько велики моральные и нравственные страдания пациента и его родных и близких, исходя их повышенной опасности их несанкционированной деятельности, полагаем, что следует более детально остановиться на вопросах уголовно-правовой ответственности представителей народной медицины.
Обратимся к законодательству России по вопросу народной медицины. Ныне действующие Основы законодательства «Об охране здоровья граждан» 2011 года под народной медициной понимают (Статья 50. «Народная медицина»): методы оздоровления,
утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно - магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Правом на занятие народной медициной обладают граждане, получившие разрешение, выданное органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления
медицинской профессиональной некоммерческой
организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской
профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта
РФ, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение. Лица, получившие разрешение, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, -уголовную ответственность [1].
Законодатель исключил из своего арсенала термин «целительство», а все методики оздоровления, направленные на оценку и восстановление здоровья отнес к народной медицине. В Основах не говорится о том, что народная медицина занимается лечением. Следует отметить, что в предлагаемом ранее Проекте Основ законодательства «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (2010 год) под целительством (оно же народная медицина) понимались методы диагностики, предупреждения и лечения болезней человека, которые вследствие отсутствия чётких правил, большой доли субъективности в их выборе и применении, плохой воспроизводимости результатов и сложности в проведении объективных испытаний их эффективности не могут быть внедрены в клиническую практику. Таким образом, в действовавших ранее Основах целительство (народная медицина) трактовалась как совокупность методов оздоровления, профилактики, диагностики и лечения народной медицины, которые, в принципе можно было бы использовать наряду с методами традиционной медицины. В них об этом четко говорилось: допускается использование методов
народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений в соответствии со статьей 43 Основ.
Ныне же традиционная медицина, занимаясь оздоровлением, а не лечением, не имеет права на использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях
государственной или муниципальной системы здравоохранения, ведь народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
От чего же наметился такой совершенно противоположенный курс? Возможно, государство желает освободить медицинские учреждения от ответственности за последствия применения в лечении, профилактики, диагностики болезней нетрадиционными методами народной медицины.
Можно ли рассматривать использование народной медицины как основание для привлечения к уголовной ответственности? Полагаем, что общественная опасность выступает критерием криминализации и декриминализации деяний. Уголовно-правовая политика позволяет связать воедино понятия преступления, общественной опасности,
криминализации и декриминализации деяний и другие, придав им современное содержание. Теперь обратимся к проблеме выявления общественной опасности занятия народной медициной, предпримем попытку дать ответ на поставленный вопрос о криминализации ответственности за занятия народной медициной. Следует отметить, что ныне ст. 235 УК РФ
предусматривает уголовную ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. Статья (ч.1.ст. 235) применяется в случае занятия медицинской практикой лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека.
В соответствии с выработанным нами алгоритмом последовательно ответим на вопросы:
1. Деяние наносит значительный вред личности, обществу, государству, органам государственной власти и местного самоуправления или нет?
Полагаем, что, да, так как нелегальная работа целителей приводит к значительным налоговым потерям. Что касается личности, то здесь сложно подсчитать величину материального и морального вреда в связи с высокой латентностью деятельности представителей народной медицины. Оборот денег в этой своеобразной сфере услуг достигает миллиардов, причем не рублей. По данным депутата Госдумы РФ Т. Яковлевой, оборот целителей, колдунов, ясновидящих, бизнеса на медицинских лжеприборах и лжелекарствах достигает в России $2 млрд. [3].
2. Существует политическая воля элиты, государства на признание деяния преступлением (т.е. проводимая уголовная политика, направленная на криминализацию деяний)?
Существует, достаточно вспомнить ст. 235 УК РФ, которой предусматривается ответственность за занятие частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или его смерть. В России действуют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в ст. 50 которых закрепляется право на занятие народной медициной. До принятия Основ шла правовая работа в этом направлении, так Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 298 был утвержден Общероссийский классификатор занятий оК 010-93, в котором выделяются составная группа 324 «Целители и практики нетрадиционной медицины», базовая группа 3241 «Практики нетрадиционной медицины», базовая группа 3242 «Целители (лечащие внушением и молитвами)». 27 октября 2004 года Московская городская Дума обратилась к председателю Правительства РФ М. Е. Фрадкову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б. В. Грызлову с обращением «О поддержке обращения Законодательного собрания Владимирской области о необходимости регламентации деятельности народных целителей». Депутаты выразили беспокойство в связи с ситуацией, связанной с увеличением числа лиц, пострадавших от неквалифицированной медицинской помощи [4]. В настоящее время пациент сам должен решать вопрос о законности деятельности лиц занимающихся народной медициной. Причем вероятность опасности для здоровья возрастает при обращении граждан к нетрадиционным или редким методам диагностики оздоровления.
3. Существуют ли международные обязательства (ратифицированные конвенции, международные договоры в области уголовного права), в
соответствии с которыми Россия должна проводить уголовную политику, направленную на криминализацию деяний, осуждаемых широким сообществом.
Пятьдесят шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, рассмотрев доклад о народной медицине на сто одиннадцатой сессии (ЕВ 111^12 Пункт 5.7.повестки дня 24 января 2003 г.), приняла рекомендации ВОЗ по народной медицине и целительству [5]. Россия, как член ВОЗ должна выполнять принятые международные рекомендации.
4. Следует выявить позволяют ли религиозные
верования (православие, христианство - религия, исповедуемая большинством, проживающего
населения на территории России) признать деяния преступлением.
В нашей стране народная медицина, как и церковное духовное целительство не являются преступными с точки зрения церкви, однако церковь выступает против таких методов как воздействие «концентраторами» и «трансформаторами» космической энергии, биоэнерготерапия и др., которые приводят к духовной гибели больного, то есть направлены против спасения души и являются антихристианскими по сути [6]. Отношение церкви к целителям было высказано в заявлении Церковно-общественного совета по биоэтике при Московской патриархии 5 января 2001 года о проекте Федерального закона «О традиционной и народной медицине (целительстве)» Государственной Думой РФ принятом к рассмотрению в первом чтении в феврале 2001 года проект федерального закона «О традиционной и народной медицине (целительстве)»: Основной целью
предлагаемого закона является «легализация деятельности специалистов традиционной и народной медицины и народных целителей»
(«информационное», «биоэнергетическое»,
«бесконтактное» воздействие, «традиционная
диагностика», «биоэнергоинформатика»). Попытка авторов законопроекта объединить медицинскую науку и «целительство» абсурдна и недопустима. Законопроект является беспрецендентной попыткой легализовать часто граничащую с преступной наживой деятельность «целителей». Большую опасность для жизни и здоровья граждан представляет также то, что в законопроекте ставится знак равенства между медициной и т.н. «целительством». На Архиерейском Соборе, высшем церковно-законодательном форуме Русской Православной Церкви, была еще в 1994 году дана оценка таким явлениям конца нынешнего века: «Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословений лжеименного знания» (1 Тим. 6,20)» («Архиерейский Собор Русской Православной Церкви: Документы». Москва: 29 ноября - 2 декабря 1994 года. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», п.16) [7].
5. Выясним, позволяют ли сложившийся менталитет, нормы морали, нравственности, традиции, обычаи признать деяния преступными.
Считаем, что сложившийся менталитет, нормы морали, нравственности, традиции, обычаи
позволяют признать такие деяния преступными. Так в заявлении Церковно-общественного совета по биоэтике при Московской патриархии 5 января 2001 года о проекте Федерального закона «О традиционной и народной медицине (целительстве)» Государственной Думой РФ принятом к рассмотрению в первом чтении в феврале 2001 года проект федерального закона «О традиционной и народной медицине (целительстве)» содержалось отношение церкви к пропагандируемым целителями нормам морали и нравственности, в частности, в нем говорилось о том, что, законопроект, основанный на внедрении такого мракобесия, как магия, колдовство, оккультизм и пр. «целительства», в повседневную медицинскую практику, несовместим с традициями большинства населения России [8].
6. Определим, позволяет ли социально -экономическая доктрина и историческая концепция развития России признать деяния преступными.
Современный вектор развития общества направлен на соблюдение прав и свобод человека как высшей ценности. Тому подтверждением выступают международные конвенции в области охраны здоровья граждан. Реформы здравоохранения, проводимые в России, направлены на создание цивилизованных условий для жизни и охраны здоровья граждан. Антинаучные методы применяемые целителями, не имеющими зачастую медицинского образования не могут применяться для оказания помощи гражданам.
7. Выясним, существуют ли статистические данные, свидетельствующие о том, что появились деяния, приносящие вред человеку, обществу, государству, органам государственной власти местного самоуправления, не закрепленные в УК РФ как преступления.
Приведем типичные примеры судебной практики (сразу же оговоримся, что высока степень латентности целительской деятельности).
Так, в Омске в течение последних лет было возбуждено несколько уголовных дел. Вот обстоятельства одного из них. По сообщению газеты «Коммерсантъ^аНу», в Омске задержан трижды судимый «народный целитель» Анатолий Пашков (дважды судимый за воровство). Никакого специального образования, медицинского или фармакологического, у 37-летнего «целителя» не было. Лечил он от всех недугов одним и тем же «лекарством» - водкой «Довгань», которую больные приносили с собой. Пашков настаивал на водке свои травы и поил настойкой пациентов. За лекарство брал от 100 до 1500 руб. в зависимости от тяжести заболевания. Впоследствии экспертиза показала, что в этих настойках было повышенное содержание сурьмы и мышьяка. Пашков лечил жителей Омска и его окрестностей почти два года, пока им не заинтересовалась налоговая полиция. Лицензии у «целителя» не было, и со своих заработков он не платил налогов. Пашкова задержали и возбудили уголовное дело по двум статьям: незаконное занятие частной медицинской практикой (ст. 235 УК) и незаконное предпринимательство (ст. 171).
По информации Генеральной прокуратуры РФ, размещенной на официальном сайте в феврале 2005 г., Амурская городская прокуратура (Хабаровский край) предъявила обвинение Александру Маркову в умышленном причинении смерти гр-ну Д. (ч. 1 ст. 105
УК). Следствием было установлено, что Марков, считая себя народным целителем, не имея специального образования, взялся избавлять людей от алкоголизма настоями трав. В сбор растений, на основе которых изготавливалось снадобье, входили и ядовитые растения. За каждый прием брал плату с граждан в размере 600 руб. Гр-н Д., употребив раствор «знахаря», скончался. За аналогичное преступление Марков привлекался к уголовной ответственности в 2001 г.
Интересна проблема квалификации действий «целителей», обещающих за определенную плату вылечить от наркомании или избавить от лишнего веса по фотографии, т.е. без непосредственного контакта с «пациентом». Несмотря на то, что соответствующих официальных методик нет, умелое проведение оперативных мероприятий может стать залогом возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК (мошенничество). Средствами прокурорского надзора установить факт совершения подобного рода правонарушений, а именно лечения граждан методами народной медицины лицами, у которых нет перечисленных документов, достаточно трудно. Это основная причина того, что актов прокурорского реагирования, внесенных прокурорами по результатам проведенной проверки, мало. В частности, было возбуждено около десятка дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.2 и ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, по результатам изучения рекламных объявлений в одной из областных газет проверена деятельность Дубровой - провидицы «бабы Натальи». В ходе проверки установлено, что у Дубровой медицинского образования, лицензии, диплома целителя и сертификата специалиста нет, а лечит она некоторые виды бесплодия, алкоголизм, бытовое пьянство. Ее действие образует состав административного правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 6.2 КоАП. Постановлением мирового судьи Дуброва привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 минимальных размеров оплаты труда. Также был выявлен факт лечения граждан по корейской методике «Су-Джок» (лечение суставов путем закрепления семян растений на теле человека) Бекбулатовой без необходимых документов, что также послужило основанием для вынесения постановления о возбуждении административного дела по ч. 2 ст. 6.2 КоАП. По факту рекламы в средствах массовой информации медицинской деятельности, в том числе методами народной медицины, деятельности по реализации средств народной медицины без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего, а также пометки об обязательной сертификации товара в отношении семи должностных лиц организаций-рекламораспространителей возбуждены
административные дела по факту ненадлежащей рекламы по ст. 14.3 КоАП.
Немного статистики. В Санкт-Петербурге на 13.09.2000 существовало более 300 различных школ целительства [10]. Преступления, предусмотренные ст.235 УК РФ, составляют ничтожно малую долю в общей массе зарегистрированных преступлений. Так, в 2001 году было зарегистрировано только 14 преступлений, запрещенных ст. 235 УК РФ, в 2002 -19, в 2003, 2004, 2005 - по 13 преступлений [11], в 2006 - 17, а в 2007 - 13 преступлений. Однако
официальная статистика лишь частично отражает картину динамики данного вида преступности, фактически число преступлений, предусмотренных ст. 235 УК РФ, более чем в 10 раз превышает количество зарегестрированных преступлений [12].
Приведем еще некоторые цифры. Согласно проведенному в 2007 году исследованию РАМН в России у 95% народных целителей отсутствует медицинское образование, а более 40% из них нуждаются в лечении психических отклонений [13]. На 8 сентября 2008 года на территории Хабаровского края насчитывалось более 200 фирм, занимающихся народной медициной и целителей, в то время как в Санкт-Петербурге только профсоюз знахарей объединяет более 3000 знахарей [14].
Судебная статистика подтверждает тот факт, что среди целителей более двух третьих - это шарлатаны. В июле 2005 года в Уссурийске народный целитель Евгений Нивин предстал перед судом за то, что продал за 2 тыс. рублей обратившейся к нему женщине «вакцину от рака» на основе культуры трихинелл. Проще говоря, заразил ее глистами.
В марте 2007 года в Алтайском крае был вынесен приговор Петру Яковлеву, который торговал «эликсиром жизни», приготовленным из антисептического раствора. В нем содержалось вещество, способное вызывать функциональные изменения нервной системы, воздействовать на печень, почки и головной мозг. Яковлеву назначили наказание в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей.
В мае Ухтинский городской суд вынес приговор по уголовному делу в отношении Сергея Сандакова. Заявляя о своих способностях излечивать безнадежно больных, он обещал помочь женщине, страдавшей гепатитом С и циррозом печени. После двух сеансов «лечения», стоивших около 50 тыс. рублей, женщина скончалась. Суд приговорил целителя к двум годам лишения свободы условно.
Тогда же во Владивостоке слушалось дело Маирбека Бегизова. За 200 рублей Бегизов продавал «капли от катаракты», состоявшие из воды и меда, за 10,7 тыс. рублей брался излечить от наркотической и алкогольной зависимости, болей в спине, астмы и язвы желудка. «Восстановление семейных отношений» стоило 10 тыс. рублей. Суд назначил ему наказание в виде трех лет условно. Кстати, Бегизов предъявлял больным диплом вышеупомянутого центра «ЭНИОМ».
Самым нашумевшим стал еще не завершившийся процесс над Григорием Грабовым. Он не только занимался «целительством» и «предотвращением катастроф», но обещал воскресить детей Беслана.
К сожалению, подобных дел в России считанные единицы. И целители-шарлатаны во всех этих случаях отделывались легким испугом. Это объясняется, во-первых, тем, что обманутые больные обычно стесняются огласки, а во-вторых, тем, что в суде чрезвычайно сложно доказать степень вреда, причиненного здоровью и психике пациента. Ведь у него нет ни заключенного с целителем контракта, ни рецепта на чудодейственные снадобья. К тому же он приходит к целителю добровольно [15]. Таким образом, имеющаяся судебная практика и материалы статистики, позволяют нам сделать вывод о высокой степени общественной опасности целительства.
8. Следует отметить, что регулярно проводятся социологические опросы о необходимости
криминализации отдельных деяний как среди специалистов в области уголовного права, так и среди граждан России [16].
9. Выясним, проводились ли научные дискуссии, имеются ли научные исследования деяний.
Как справедливо отмечает Малахова М. М. [17] исследованию состава незаконного занятия частной медицинской практикой или частной
фармацевтической деятельностью, уделялось фрагментарное внимание с момента принятия УК РФ 1996 года, что объясняется тем, что норма об ответственности за исследуемые деяния претерпела существенные изменения по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В трудах Ф. Ю. Бердичевского, О. Е. Богоудинова, В.А. Глушкова, А.П. Громова, Н. Д. Дурманова, И. Ф. Огаркова, Н. А. Мирошниченко, И. О. Никитина, В. Н. Смитиенко, В. И. Ткаченко, А. Е. Шалагина, Р. Г. Ямалаева и других авторов обсуждаются отдельные проблемы, связанные с незаконным занятием частной медицинской практикой или частной
фармацевтической деятельностью. Однако все авторы говорят о необходимости выработки эффективных мер предупреждения исследуемых видов преступной деятельности.
На все поставленные вопросы можно ответить только положительно, поэтому, занятие народной медициной, осуществляемое лицом без разрешения органа исполнительной власти субъекта РФ, совершенно справедливо, признается деянием общественно опасным, о чем гласит ст. 235 УК РФ. Однако, несмотря на наличие уголовного и административного законодательства, направленного на пресечение незаконного занятия медицинской практикой, возникают проблемы, прежде всего связанные с охраной здоровья граждан. Для того, что бы защитить здоровье людей необходимо учесть, что:
1. Многие «альтернативные» методики лечения действенные. У некоторых из них тысячелетняя история (акупунктура, фитотерапия), а также серьезные научные основы (гомеопатия). Но проблема в том, что ни у одной из этих методик нет надежной системы стандартизации, т.е. оценки эффективности, безопасности и т.д. Нет и стандартов подготовки специалистов, что способствует появлению на рынке медицинских услуг безответственных дилетантов, а то и просто шарлатанов, мошенников.
2. Не образует состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 235, само незаконное занятие народной медициной, а так же осуществление лечения. Уголовная ответственность возможна лишь за виновное фактическое причинение вреда здоровью человека в результате занятия народной медициной. Она реализуется на общих основаниях, как за преступления против здоровья [16], что, на наш взгляд, неправильно.
3. В связи с высокой общественной опасностью незаконного целительства правоохранительные органы должны осуществлять постоянную работу, направленную на выявление и предупреждение незаконного занятия народной медициной. В средствах массовой информации должны активнее пропагандироваться методы официальной медицины и разъясняться последствия обращения к целителям, не санкционировано осуществляющим свою деятельность. Чтобы проблему решить, необходимо
создать так называемую систему координат, по которой можно было бы отслеживать динамику развития той или иной болезни до посещения пациентом лекаря и после. Тогда появится и ответственность представителей народной медицины перед законом и перед больными. Впрочем, часть вины лежит на самих пациентах. Эксперты считают, что такая ситуация сложилась из-за массового распространения в России всевозможных суеверий.
4. Только дипломированный специалист может оказать квалифицированную помощь пациенту по лечению, профилактике и оздоровлению. Считаем необходимым наличие медицинского образования у представителей народной медицины, будь то среднего или высшего.
Список литературы:
1. ФЗ РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 1 ноября 2011, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 9 ноября 2011).
2. Проект Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 43. Целительство.. Опубликовано 30 августа 2010 г. на сайте «Российской Газеты»
3. Глушкова Е. Чародей и закон // www.interfax-russia.ru/Ural/view.asp?id=180506
4. Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Обоснование к законопроекту о лицензировании (налогообложении) деятельности астрологов, прорицателей, магов, ясновидящих и пр.
5. Http://www.freebirth.spb.ru/right/3/celitelstvo/
6. Жохов В. Народная медицина и целительства -этические проблемы // http://bashbee.info/publ/7-1-0-130
7. Церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Утверждено на заседании Совета 5 января 2001 года//www.pms.orthodoxy.ru
8. [8] Церковно-общественный совет по биомедицинской этике. Утверждено на заседании Совета 5 января 2001 года//www.pms.orthodoxy.ru
9. Земеров Н. Надзор за исполнением законодательства о народной медицине // Законность, 2005, N 8.
10. Как мы в Петербурге противостоим лжесвидетельству. Бесседа по радио «Петербург» от 08.12.00//http://humanism.su/ru
11. Преступность, криминология, криминологическая
защита/Под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007. - С. 360;
Экстримизм и другие криминальные явления. - М.: Российская криминологическая ассоциация. - С. 227.
12. Латентная преступность в Российской Федерации: 20012006: научное издание / Под ред. С.М. Иншакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2007. - С. 115.
13. Чем опасна «народная медицина»?//Российская газета,
18.05.2007; Слета М. Альтернативная медицина: чего больше - пользы или вреда? // medpulse.ru;
http//ru.wiki pedia.org
14. Вольгушева Н. Деятельность народных целителей Хабаровского края обеспечена нормативно-правовой базой // http://www.advocacy-ru.org
15. Глушкова Е. Чародей и закон // www.interfax-
russia.ru/Ural/view.asp?id=180506
16. Малахова М.М. Незаконное занятие частной
медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. Дисс.к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2008. - 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/469.
17. Малахова М.М. Незаконное занятие частной
медицинской практикой или частной фармацевтической
деятельностью. Дисс.к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2008. - 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/469.
18. Целитель из Ленинского района ЕАО отделался штрафом // vostokmedia.com
19. http://zakonrf.info/koap/6.2./
Reference list:
1. Federal Law Russian Federation from November 21, 2011 of No. 323-FZ «About bases of health protection of citizens in the Russian Federation» (it is accepted by the State Duma of Federal Meeting of the Russian Federation on November 1 2011, is approved by the Federation Council of Federal Meeting of the Russian Federation on November 9 2011).
2. The draft of the Federal law "About bases of health protection of citizens in the Russian Federation" Article 43. Healing. It is published on August 30, 2010 on a site of «the Russian Newspaper»
3. Glushkov E. Magician and law//www.interfax-russia.ru/Ural/view.asp?id=180506
4. The explanatory note to the bill «About modification of article 17 of the Federal law «About licensing of separate kinds of activity»; Justification to the bill of licensing (taxation) of activity of astrologers, prophets, magicians, clairvoyants and so forth.
5. Http://www.freebirth.spb.ru/right/3/celitelstvo/
6. Zhokhov V. Traditional medicine and healings - ethical problems//http://bashbee.info/publ/7-1-0-130
7. Church public council on biomedical ethics.
www.pms.orthodoxy.ru is approved at Council meeting on
January 5, 2001//
8. Church public council on biomedical ethics.
www.pms.orthodoxy.ru is approved at Council meeting on
January 5, 2001//
9. Zemerov N. Supervision of performance of the legislation on traditional medicine//Legality, 2005, N 8.
10. As we in Petersburg resist to perjury. Besseda by radio "Petersburg" from 08.12.00//http://humanism.su/ru
11. Crime, criminology, criminological protection / Under the
editorship of A.I.Debt. - M: Russian criminological
association, 2007. - Page 360; Ekstrimizm and other criminal phenomena. - M: Russian criminological
association. - Page 227.
12. Latent crime in the Russian Federation: 2001-2006: the scientific edition / Under the editorship of S. M. Inshakov. -M: YuNITI-DANA: law and right, 2007. - Page 115.
13. Than "traditional medicine" is dangerous?//Russian newspaper, 18.05.2007; M Meeting. Alternative medicine: than that it is more - advantage or harm?//medpulse.ru; http//ru.wikipedia.org
14. Volgusheva N. Activity of folk healers of Khabarovsk Krai is
provided with standard and legal
ba se//http://www .advocacy-ru.org
15. Glushkov E. Magician and law//www.interfax-russia.ru/Ural/view.asp?id=180506
16. Malakhov M. M. Illegal occupation by private medical
practice or private pharmaceutical activity. Diss.K.Yu.N. Rostov-on-Don, 2008. - 197 pages: silt. RGB ODES, 61 09-12/469.
17. Malakhov M. M. Illegal occupation by private medical
practice or private pharmaceutical activity. Diss.K.Yu.N. Rostov-on-Don, 2008. - 197 pages: silt. RGB ODES, 61 09-12/469.
18. The healer from the Lenin region of EAO got off with a penalty//vostokmedia.com
19. http://zakonrf.info/koap/6.2./
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Общественная опасность как критерий
криминализации деяний представителей альтернативной (неконвенциальной) медицины (целителей)»
Е. В. Епифановой
Статья посвящена актуальной проблеме - криминализации деяний представителей альтернативной (неконвенциальной) медицины (целителей). Автор отмечает, что низкий уровень
заработной платы медицинского персонала приводит к низовой (бытовой) коррупции. Именно коррупция делает недоступной медицинскую помощь для рядового пациента, что в свою очередь сказывается на здоровье пациента.
К сожалению, пациенты плохо освещены о наборе медицинских благ, они не верят в медицину или не могут себе позволить услуги врача, поэтому обращаются к представителям альтернативной медицины. И, в конечном итоге, это приводит к снижению уровня, качества, продолжительности жизни населения. Современное государство является социальным, политика которого направлена на поддержку все слоев населения. Поэтому о наборе социальных благ должны знать и пользоваться все, независимо от материального положения. Иначе говоря, принцип доступности должен быть реализован.
В работе поднимается целый ряд актуальных вопросов, поэтому выбор темы в качестве предмета исследования вполне оправдан.
Несмотря на то, что преступления в сфере здравоохранения исследовалось в целом ряде работ специалистов в области уголовного права, все еще остаются нерешенными многие вопросы, которые резко снижают эффективность уголовного закона в противодействии самым различным проявлениям преступности.
Среди них можно выделить следующие вопросы: более основательное усиление действенности самого уголовного закона в борьбе с преступностью, общественная опасность представителей альтернативной (неконвенциальной) медицины (целителей). Данный перечень носит далеко не исчерпывающий характер.
В статье поставленные проблемные вопросы от решения которых зависит уровень российской системы здравоохранения.
Автор сделал заслуживающие внимание выводы.
Следует отметить полезность исследования. Статья будет интересна студентам, изучающим уголовное, медицинское право, обучающихся в юридических и медицинских учебных заведениях. Его материалы могут быть использованы в работе по совершенствованию современного уголовного законодательства. Выводы автора обоснованы и имеют практическую ценность, они строятся не только на изучении теоретических аспектов, но и на основании исследования российских и зарубежных нормативных актов.
Заслуживают внимания следующие предложения автора:
1. Несомненный интерес представляют выводы автора, хотя и не бесспорные, касающиеся перспектив развития положений об уголовной ответственности за преступления в сфере здравоохранения, его взаимосвязи с явлениями, происходящими в современном российском обществе.
2. Статья существенно выигрывает за счет положений, обладающими элементами новизны и т.д.
Епифановой Е. В. проведено глубокое исследование обозначенной темы. Ею были изучены многочисленные научные работы, статьи периодической печати, материалы размещенные на сайтах интернета, нормативные источники, литература уголовного, теоретико-правового и криминологического, философского, политико-правового, социологического характера, использовались материалы судебной практики автором в статье
обобщены современные научные концепции. Именно такой полный анализ позволил прийти к выводам, заслуживающим внимания.
Статья может быть опубликована в силу актуальности темы, правильной постановки вопроса и аргументированности выводов.
Д.ю.н., профессор кафедры теории и
истории гос. и права юридического
факультета КГАУ
А. В. Дашин