Научная статья на тему 'Правовое регулирование в области информационных технологий'

Правовое регулирование в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8613
737
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / AN INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGIES / THE INFORMATION LEGISLATION / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочерга С. А.

Информационные технологии один из главных факторов развития цивилизации, а их универсальное применение вызвало к жизни новую сферу общественных отношений. Информационные технологии затрагивают наиболее различные стороны социально-экономического развития, управления, повседневной жизни людей. Совместно с телекоммуникационными технологиями, информационные технологии возможным движение к информационному обществу.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nformational technologies are the leading factors of the civilization progress and their universal application has generated a new sphere of public relations. Information technologies affect various aspects of social and economic development, management, daily life. Along with the telecommunication technologies, information technologies pave the way to the information society.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование в области информационных технологий»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.А. Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению Тел: (495) 442-24-95; E-mail: SKocherga@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

Informational technologies are the leading factors of the civilization progress and their universal application has generated a new sphere of public relations. Information technologies affect various aspects of social and economic development, management, daily life. Along with the telecommunication technologies, information technologies pave the way to the information society.

Информационные технологии - один из главных факторов развития цивилизации, а их универсальное применение вызвало к жизни новую сферу общественных отношений. Информационные технологии затрагивают наиболее различные стороны социально-экономического развития, управления, повседневной жизни людей. Совместно с телекоммуникационными технологиями, информационные технологии возможным движение к информационному обществу.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, информационное законодательство, интеллектуальная собственность.

Keywords: an information society, information technologies, the information legislation, intellectual property.

Информационные технологии стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений. Информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального и экономического развития, государственного управления, повседневной жизни людей. Наряду с телекоммуникационными технологиями информационные технологии составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу.

Окинавская Хартия Глобального информационного общества, подписанная Президентом Российской Федерации 22 июля 2000 года, среди основных направлений предусматривает продвижение усилий по укреплению соответствующей политики и нормативной базы. Информационно-

коммуникационные технологии являются одними из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества [1].

Совершенствование законодательства в

сфере правового регулирования охраны информационных систем предусмотрено принятыми в Российской Федерации концептуальными и доктринальными документами. Среди них необходимо выделить: Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, одобренную Президентом Российской Федерации 09.09.2000; Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24; Концепцию внешней политики Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 28.08.2000; Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010)», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 (в ред. от 15.08.2006); Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р.

В феврале 2006 года Президент Российской Федерации на заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» отметил, что высокие технологии станут для России мощной опорой и для роста экономики, и для модернизации управления, и - что крайне важно -они должны стать предметом повышенного потребительского спроса [2]. Из чего следует, что развитие и эффективное использова-

ние информационных технологий является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.

Важным направлением развития информационного общества является формирование эффективного «электронного правительства». В этом направлении в соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010)», Концепцией формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 года, обсуждавшейся 16 августа 2007 года на заседании Правительства Российской Федерации, и в рамках отдельных проектов ведется разработка нормативной правовой базы в сфере правовой охраны межведомственных информационных систем с учетом требований информационной безопасности.

Правовая информированность граждан и общества в целом рассматривается сегодня как одно из условий динамичного и бесконфликтного развития любого цивилизованно -го государства. По уровню развития правовой информации судят о степени экономической и политической открытости страны, об отношениях между государством и личностью, властью и гражданином. Создание системы аккумуляции и свободного доступа к официальной, достоверной и актуальной правовой информации государства является своего рода точкой отсчета и необходимым адекватным условием развития всех фундаментальных процессов, в первую очередь, экономических, социальных, политических, научных и культурных.

Принципы правового регулирования в сфере информационных технологий определяются: положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере информационных технологий,

так и с их использованием в других сферах.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей [3].

Информационное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Информационное законодательство в настоящее время формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации - порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношения по владению и распоряжению информационным ресурсом конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг, использованию в сфере образования и т.п.

Правовое регулирование отношений, связанных с информационными технологиями в сфере образования требует координации и согласованности правотворческой деятельности органов власти, ее соответствия государственной политике Российской Федерации в сфере развития и использования информационных технологий в образовании.

Правовая информатизация в сфере образования как процесс повышения эффективности информационного воздействия правовых норм на общественные отношения путем внедрения в образовательную сферу новейших информационных технологий представляет собой одно из необходимых

условий гармоничного развития общества и государства, особенно в условиях перехода к информационному обществу.

В современном обществе высокотехнологичная информационная составляющая выступает как равноправный элемент любой правовой системы, активно влияющий не только на право, но и на общественное развитие в целом.

Однако, как ни велики возможности информационных технологий, будь то в экономике или в сфере образования, сами по себе, без четких организационных решений, правого обеспечения, регулирующего информационные потоки, они бессильны. Необходим налаженный механизм, который обеспечит доведение правовой информации до сведения граждан, субъектов хозяйствования, государственных органов и иных заинтересованных субъектов.

Действительно, процессы формирования информационного общества настоятельно ставят во главу угла создание единого информационно-правового пространства, перманентного развития всех направлений правовой информатизации, в том числе создание адекватной системы единой информационно-образовательной системы в нашей стране.

Московский государственный университет экономики, статистики информатики (МЭСИ) является одним из ведущий инновационных вузов в России, который активно использует в образовательной деятельности

технологии e-learшng. Отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих сферу использования образовательных технологий e-learning, к сожалению, не приводит к развитию современных технологий в образовании.

Наработанные методики и применение технологий e-learning позволили МЭСИ наработать свой и изучить мировой опыт, поэтому МЭСИ неоднократно обращался и обращается в органы законодательной власти, органы исполнительной власти в сфере образования с предложениями по урегулированию нормативного правового обеспечения применения в образовании образовательных технологий e-learning.

В настоящее время МЭСИ является участником различных рабочих групп по разработке и выработке предложений нормативно правовых документов, связанных с применением образовательных технологий e-learning.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо принять ряд нормативно-правовых актов, которые урегулируют порядок применения образовательных технологий e-learning в России, которые не вступят в противоречие с конституционными правами граждан и организаций в информационной сфере, основными положениями государственной политики в области образования, а также с положениями законодательных актов.

Литература

1. Окинавская Хартия Глобального информационного общества http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html

2. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» от 16 февраля 2006г., Нижний Новгород, http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/16/2325_type63378type63381_101794.shtml

3. Ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА

Д. В. Разумовский, асп. каф. Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте Тел.:442-23-97; E-mail: drazumovskiy@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики http://www.mesi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.