условий гармоничного развития общества и государства, особенно в условиях перехода к информационному обществу.
В современном обществе высокотехнологичная информационная составляющая выступает как равноправный элемент любой правовой системы, активно влияющий не только на право, но и на общественное развитие в целом.
Однако, как ни велики возможности информационных технологий, будь то в экономике или в сфере образования, сами по себе, без четких организационных решений, правого обеспечения, регулирующего информационные потоки, они бессильны. Необходим налаженный механизм, который обеспечит доведение правовой информации до сведения граждан, субъектов хозяйствования, государственных органов и иных заинтересованных субъектов.
Действительно, процессы формирования информационного общества настоятельно ставят во главу угла создание единого информационно-правового пространства, перманентного развития всех направлений правовой информатизации, в том числе создание адекватной системы единой информационно-образовательной системы в нашей стране.
Московский государственный университет экономики, статистики информатики (МЭСИ) является одним из ведущий инновационных вузов в России, который активно использует в образовательной деятельности
технологии e-learшng. Отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих сферу использования образовательных технологий e-learning, к сожалению, не приводит к развитию современных технологий в образовании.
Наработанные методики и применение технологий e-learning позволили МЭСИ наработать свой и изучить мировой опыт, поэтому МЭСИ неоднократно обращался и обращается в органы законодательной власти, органы исполнительной власти в сфере образования с предложениями по урегулированию нормативного правового обеспечения применения в образовании образовательных технологий e-learning.
В настоящее время МЭСИ является участником различных рабочих групп по разработке и выработке предложений нормативно правовых документов, связанных с применением образовательных технологий e-learning.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо принять ряд нормативно-правовых актов, которые урегулируют порядок применения образовательных технологий e-learning в России, которые не вступят в противоречие с конституционными правами граждан и организаций в информационной сфере, основными положениями государственной политики в области образования, а также с положениями законодательных актов.
Литература
1. Окинавская Хартия Глобального информационного общества http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html
2. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета «Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации» от 16 февраля 2006г., Нижний Новгород, http://www.kremlin.ru/appears/2006/02/16/2325_type63378type63381_101794.shtml
3. Ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
ПРОЦЕСС ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА
Д. В. Разумовский, асп. каф. Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте Тел.:442-23-97; E-mail: drazumovskiy@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики http://www.mesi.ru
Due to the ever changing conditions of the Russian high education functioning and introducing modern learning technologies it is necessary to assess and guarantee the quality of educational services. The author dwells on the main factors affecting the quality of the e-learning process which is widely spread in the Russian educational system nowadays.
В связи с постоянно меняющимися условиями функционирования российских вузов, а также внедрением современных технологий обучения возникает необходимость в оценке и обеспечении качества образовательных услуг. В статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на качество процесса электронного обучения, получающего сегодня все большее распространение в российской системе образования.
Ключевые слова: качество образования, электронное обучение, обеспечение качества электронного обучения.
Keywords: quality of education, e-learning, e-learning quality assurance.
Сегодня все большее распространение получают новые образовательные технологии, основанные на применении компьютеров и глобальной сети Интернет в учебном процессе. В мировой практике такого рода обучение принято называть электронным, или e-learning. Нельзя отрицать влияния Запада на российскую систему образования. Поэтому, несмотря на расхождение в терминологии - в российском законодательстве отсутствует понятие «электронное обучение» (оно называется «обучение с использованием информационных технологий») - все отечественные специалисты в этой области называют такое обучение, как во всем мире, электронным.
В последнее время ввиду все более нарастающей конкуренции среди российских вузов встает вопрос об оценке и обеспечении качества оказываемых ими образовательных услуг. В условиях динамично меняющейся среды успешная и эффективная работа любого вуза затруднительна без постоянного совершенствования его деятельности. Проблема качества образовательных услуг особо оживленно обсуждается в контексте применения новых технологий обучения, являющихся сегодня неотъемлемой частью учебного процесса любого образовательного учреждения.
Электронное обучение (e-learning - обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий) предоставляет значительные преимущества как для организаторов обучения, так и для учащихся. В то же время существует значительный риск широкого распространения неэффективных и непроработанных образователь-
ных программ, в связи с чем все более важно обеспечить требуемый уровень качества образования.
Оценка качества электронного обучения сводится к оценке качества его процесса. Для определения критериев оценки качества процесса необходимо рассмотреть факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на процесс обучения на каждом его этапе.
Все факторы можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. К внешним относятся факторы, являющиеся проявлением воздействия внешней среды на процесс электронного обучения в образовательном учреждении, к внутренним -факторы, возникающие внутри организации и оказывающие непосредственное влияние на процесс.
Внешние факторы зачастую оказывают косвенное, опосредованное воздействие на процессы внутри организации. Так происходит и с электронным обучением. В сфере образования внешними факторами, воздействующими на деятельность образовательных учреждений, являются государственные, социальные, демографические и финансовые [2].
К государственным факторам относятся: государственное регулирование и управление образованием, организационно-правовое обеспечение, государственные процедуры лицензирования и аккредитации и т.д. Социальные факторы подразумевают: востребованность интеллекта в обществе, проявление обществом потребностей в образовании и общее понимание качества образования. Демографические факторы - это количественный и возрастной состав населения, потребителей образовательной услуги. Финансовый фактор представляет собой систему финансирования образования. В условиях широкого распространения платного обучения финансовый фактор можно частично отнести к группе внутренних фак-
торов для государственных образовательных учреждений и полностью отнести к внутренним факторам для негосударственных образовательных учреждений.
Если говорить о качестве учебного
процесса, то именно внешняя жесткая регламентация со стороны государства оказывает наибольшее влияние на построение процессов, протекающих в образовательном учреждении.
[Фактиры, влияющий на качество процесса] электронного обучения
С
Вкеирдц
3 С
— государственные
- социальные
— демографические
- финансовые
Внутренние
3
КаЧ«ГГВД >'Ч4-Ш!ЫХ Планов м
•леСтрскных учебных материалов
— нндншдуализанта образования
уровень компьютерной грамотности преподавателей и слушателей
- надежность программного и аппаратного обеспечения
зффектинность интерфейса и функциональных возможностей системы -электронного обучения
_ надлежащим образом организованная поддержка пользователей системы электронного обучения
— финансовое сбсстгсчсчие
_ ориентация организации н персонала на качкпо образования
Рис.1. Факторы, влияющие на качество процесса электронного обучения
Внешние факторы, безусловно, оказывают влияние на качество образования, но лишь косвенно, чего нельзя сказать о внутренних факторах. Именно они определяют, в конечном итоге, качество образования и как системы, и как процесса его получения и предоставления.
К внутренним факторам, определяющим качество электронного обучения, относятся:
• качество учебных планов и электронных учебных материалов;
• индивидуализация образования;
• уровень компьютерной грамотности преподавателей и слушателей;
• надежность программного и аппаратного обеспечения;
• эффективность интерфейса и функциональных возможностей системы электронного обучения;
• надлежащим образом организованная поддержка пользователей системы электронного обучения;
• финансовое обеспечение учебного процесса;
• ориентация организации и персонала на качество образования.
Рассмотрим подробнее внутренние фак-
торы, оказывающие прямое влияние на качество процесса электронного обучения.
Основным показателем качества учебных планов и учебных материалов является их содержательная компонента. Учебные планы должны отвечать требованиям времени, существующим стандартам профессионального образования, текущему состоянию предметной области [2; 3]. Электронные учебные материалы должны соответствовать программе обучения. Их содержание должно быть максимально полным, современным и соответствовать установленным нормам по объему. Учебный контент не должен содержать грамматических ошибок и перед публикацией в системе электронного обучения должен в обязательном порядке проходить рецензирование и экспертную проверку, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения своей литературной компоненты, то есть стилистической и грамматической корректности. От качества учебных материалов во многом зависит результат учебного процесса, а следовательно, и качественный уровень выпускников.
Другой стороной оценки качества электронных учебных материалов является их техническое совершенство. В данном случае
речь идет о соответствии электронных учебников технологическим стандартам, позволяющим легко переносить электронный контент из одной системы электронного обучения в другую, а также придать самостоятельность модулям электронных курсов, что сделает возможным их многократное использование. К таким стандартам можно отнести 8СОКМ, который призван обеспечить многократное использование учебных модулей, интероперабельность учебных курсов (использование в различных программных средах систем электронного обучения), легкую адаптацию и сопровождение электронных курсов, сбор контента отдельных модулей в самостоятельные учебные курсы в соответствии с личными потребностями слушателей.
Индивидуализация образования не
означает приспособление целей и основного содержания обучения к отдельным слушателям, а поиск форм и методов работы с каждым конкретным индивидом для достижения целей обучения с учетом личных особенностей обучаемого, его социального и академического опыта, а также уровня интеллектуального развития, познавательных интересов, социального статуса, режима жизнедеятельности и других факторов, оказывающих влияние на успешность обучения.
Процесс электронного обучения должен быть построен таким образом, чтобы слушатель имел возможность обучаться в любом месте и в любое время, выбирать набор дисциплин, необходимых ему с учетом уже имеющихся у него знаний [3]. Наличия технологической инфраструктуры для реализации индивидуальной траектории обучения недостаточно, здесь необходим соответствующий подход со стороны преподавателей.
Преподаватель, имея прямой контакт с обучаемым, должен уметь определить сферу его интересов в рамках заданного учебного курса и соответствующим образом помочь выстроить траекторию индивидуального обучения.
Большое значение для успешного решения проблем индивидуализации процесса обучения имеет учет особенностей мотивации обучаемых. Индивидуализация обучения является одним из важных факторов, оказывающих прямое влияние на сам процесс электронного обучения, поскольку обучение, построенное с учетом общих и индивидуальных особенностей слушателей, обеспечивает успешность усвоения учебного материала, способствует формированию высо-
кого уровня их интеллектуального и нравственного развития, позволяет интенсифицировать познавательную деятельность слушателей.
Для успешной реализации процесса электронного обучения важным является высокий уровень компьютерной грамотности преподавателей и слушателей [1; 3].
Поскольку обеим указанным группам пользователей необходимо работать с компьютерной техникой, они должны иметь достойный уровень практических навыков.
Многие преподаватели, помимо ведения занятий, являются и авторами учебных материалов, представленных в виде электронных курсов. Соответственно, они должны уметь пользоваться компьютерными средствами обработки и подготовки текстовых документов, редакторами электронных таблиц, редакторами слайдов, а также элементарными средствами обработки графических объектов.
Образовательное учреждение должно проводить аттестацию преподавателей, допущенных к ведению учебного процесса в среде электронного обучения, на предмет соответствия уровня их компьютерной грамотности требованиям учебного процесса. В случае необходимости организация должна обеспечить возможность преподавателям проходить соответствующее обучение для приобретения надлежащего уровня компьютерной грамотности. Каждая программа электронного обучения должна предусматривать входное тестирование или любое другое средство оценки для выявления уровня навыков работы на компьютере слушателей данной программы.
Еще одним фактором, влияющим напрямую на качество процесса электронного обучения, является надежность программного и аппаратного обеспечения. Под надежностью, в первую очередь, понимается безотказность работы и надлежащий уровень защищенности информации всех компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, задействованной в учебном процессе [1; 3].
Надежность аппаратного комплекса должна обеспечиваться достаточной для ведения учебного процесса мощностью серверного оборудования, наличием резервного аппаратного обеспечения на случай выхода из строя основного оборудования. Основной частью программного комплекса обычно является система электронного обучения, отвечающая за реализацию самого учебного
процесса. Дополнительно к системе электронного обучения могут применяться дополнительные программные продукты, реализующие сопутствующие сервисы, требуемые в процессе электронного обучения, например, сервис электронной почты, сервис совместной работы с электронными документами, сервис передачи больших объемов информации - передача файлов разного формата и т. д.
Для поддержания работоспособности всех указанных выше элементов инфраструктуры, обеспечивающей процесс электронного обучения, в учебном заведении должна функционировать служба технической поддержки. При условии, что география пользователей сервисов электронного обучения в отдельно взятом образовательном учреждении может быть весьма обширной, желательно, чтобы служба технической поддержки работала круглосуточно семь дней в неделю. Такой подход к организации работы технических специалистов позволит повысить качество оказываемых образовательных услуг с применением технологий электронного обучения, что повлечет за собой повышение удовлетворенности слушателей от получаемых услуг.
Эффективность процесса обучения зависит не только от содержания электронных учебных курсов и деятельности преподавателя, но и от эффективности интерфейса и функциональных возможностей системы электронного обучения [1]. Использование в учебном процессе компьютера сопряжено с рядом сложностей, возникающих у пользователей, которые зачастую не обладают необходимым уровнем компьютерной грамотности и навыками работы в системе электронного обучения. Такие сложности во многом связаны с восприятием пользователями самой системы, ее пользовательского интерфейса и набора сервисов, которые она реализует.
Система электронного обучения должна иметь интуитивно понятный интерфейс, не вызывающий у пользователей сомнений и вопросов относительно назначения тех или иных функциональных элементов системы.
Продуманная навигация - еще один фактор, повышающий удовлетворенность пользователей от работы в системе. Что касается возможностей и сервисов, предоставляемых системой, то здесь следует отметить, что система, помимо предоставления слушателям и преподавателям доступа к электронным учебным материалам, сама должна по-
крывать минимальный набор функций, необходимых для реализации процесса электронного обучения. К таким функциям следует отнести коммуникационные возможности пользователей, такие, как отправка коротких сообщений в адрес конкретного пользователя, организация дискуссий в тематических форумах, общение в чате.
Поскольку основным преимуществом электронного обучения является обучение в любом месте в любое время, то слушатель должен иметь возможность в любой момент получить консультацию преподавателя или представителя администрации образовательного учреждения по возникшим вопросам. Такого рода консультации не обязательно должны проходить в режиме реального времени, поэтому достаточной будет возможность оставить в системе личное сообщение или сообщение в форуме для соответствующих консультаций.
Помимо преподавателей и слушателей пользователями системы также являются организаторы учебного процесса и администраторы. Интерфейс для указанных групп пользователей также должен быть максимально понятным и удобным, особенно в таких повторяющихся действиях, как регистрация новых пользователей, групп слушателей и т.д. К рассмотренным выше особенностям интерфейса системы следует отнести и интерфейс электронных учебных курсов, который представлен в основном панелью навигации по электронному контенту. Поскольку он зачастую отличается от интерфейса самой системы электронного обучения, то также должен быть интуитивно понятным любому пользователю.
Один из ключевых факторов, влияющих на уровень качества реализации процесса электронного обучения и на восприятие процесса пользователями, - надлежащим образом организованная поддержка пользователей системы электронного обучения [3]. В данном случае имеется в виду техническая и методическая поддержка пользователей. Каждый пользователь ( а чаще ими бывают слушатели и преподаватели-тьюторы) должен иметь возможность в любой момент получить квалифицированную помощь со стороны службы технической поддержки в случае возникновения проблем при работе в системе электронного обучения.
К техническим вопросам можно отнести проблемы подключения к системе электронного обучения, вопросы, связанные с функ-
ционалом системы, работой с электронными учебными курсами, требованиями к программному и аппаратному обеспечению компьютера пользователя для нормальной работы в системе электронного обучения, забытыми паролями доступа к системе. Запросы по таким проблемам могут быть направлены пользователями в службу технической поддержки по телефону, путем отправки личных сообщений в системе электронного обучения, в соответствующем форуме, а также по электронной почте.
Что касается методической поддержки, то здесь в качестве ее получателей, в первую очередь, рассматриваются слушатели программ электронного обучения. Образовательное учреждение должно создать условия для того, чтобы пользователи могли получить консультации по вопросам методического характера, а именно: технологии обучения в среде e-learning, ход учебного процесса, технологии прохождения промежуточных и итоговых контрольных мероприятий, рекомендации по состоятельной работе с электронными учебными материалами, правила и технологии общения в среде электронного обучения. Частично такие вопросы могут быть описаны в отдельных документах и размещены в системе электронного обучения для ознакомления (часто задаваемые вопросы), по другим вопросам пользователи должны иметь возможность обратиться в службу поддержки электронного обучения и получить консультации компетентного специалиста, которым может быть сотрудник, выполняющий роль организатора процесса электронного обучения.
Реализация программ электронного обучения - очень ресурсоемкий процесс. Помимо наличия в образовательном учреждении специалистов высокого уровня, реализующих свой знаниевый потенциал в организации процесса электронного обучения, необходимо также обладать достаточными финансовыми ресурсами. Не стоит упоминать о дорогостоящем оборудовании и затратах на внедрение электронного обучения, а также об уровне заработной платы этих сотрудников. Речь идет исключительно о финансовом обеспечении самого процесса и о рациональном финансовом планировании. В качестве примера рассмотрим создание электронных учебных курсов.
Совершенно очевидно, что этот процесс требует серьезных финансовых вложений как с точки зрения создания самого контента, так и с точки зрения технического исполне-
ния готовых курсов [1]. Многим образовательным учреждениям достаточно единоразо-во создать электронные курсы для их использования в учебном процесса и в дальнейшем производить их регулярную актуализацию. В этом случае целесообразным, с точки зрения финансовых затрат, было бы заказать курсы у сторонней организации, а актуализировать уже готовые курсы своими силами. Таким образом организация экономит средства на содержании отдела, занимающегося разработкой курсов. Что касается самого контента курсов, то здесь имеет смысл использовать наработки штатных преподавателей образовательного учреждения, а не закупать учебники у сторонних авторов. В ряде случаев имеет смысл даже поддержку процесса электронного обучения заказывать у третьей стороны: все зависит от масштабов применения информационно-коммуника-ционных технологий в учебном процессе.
Здесь приводится лишь один пример элемента финансового планирования, который позволит образовательному учреждению минимизировать затраты на реализацию учебного процесса в среде электронного обучения. В идеале, организация должна иметь план финансового обеспечения процесса электронного обучения, учитывающий не только поддержку инфраструктуры, создание и актуализацию электронных учебных материалов, но и такие аспекты, как фонд материального и нематериального стимулирования сотрудников, принимающих участие в учебном процессе, основанном на технологиях e-learning, и вносящих значительный вклад в развитие этого направления в деятельности учреждения в целом. План финансового обеспечения должен учитывать также финансирование развития технологий электронного обучения в рамках организации, например, стандартизацию электронных курсов в соответствии с общепринятыми в мире стандартами и спецификациями, расширение масштабов применения e-learning в учебном процессе и т.д.
Немаловажным фактором, влияющим на качество реализации процесса электронного обучения в организации в целом, является ориентация организации и персонала на качество образования [2; 3]. В образовательном учреждении должны быть сформулированы подходы к достижению максимально возможного качественного уровня образовательного процесса в целом и процес-
са электронного обучения, в частности. Такого рода положения могут быть отражены в политике и планах организации в области развития электронного обучения. Организация должна иметь четкую политику и управленческие процессы, которые используются для определения организационных целей, включая те, которые относятся к развитию e-learning и обеспечению его качества.
Ключевой в обеспечении качества процесса электронного обучения является ориентация на качество персонала, задействованного в реализации самого процесса. Понимание роли e-learning и его качества должно быть широко распространено в организации, и все сотрудники должны привлекаться к реализа-
ции политики в области e-learning. Помимо разъяснительной работы и обучения персонала, здесь могут применяться различные механизмы материальных и нематериальных поощрений сотрудников.
Рассмотренные в статье факторы являются основой для создания критериальной системы оценки качества процесса электронного обучения. Такая система позволит осуществлять регулярный мониторинг процесса, выявлять несоответствия и определять необходимые корректирующие действия для их устранения. Таким образом, будет обеспечено повышение эффективности и надежности процесса электронного обучения.
Литература Horton W., Horton K. E-Learning tools and technologies, 2005 /Пер. с англ. -М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.
1. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йоршкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с.
2. Quality Manual for E-learning in Higher Education. - EADTU, 2007. http://www.eadtu.nl/e-xcellenceQS/files/members/E-xcellenceManualGrey/index.html
ДАЙДЖЕСТ
Дайджесту ИИТ исполнилось 7 лет (АС. Нариньяни)
Дайджест «Интеллектуальные информационные технологии» (ИИТ) выпускается с начала 2002 года, и его список бесплатной рассылки охватывает тысячи специалистов в России и тридцати странах ближнего и дальнего зарубежья: Австралии, Австрии, Азербайджане, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Израиле, Ирландии, Италии, Казахстане, Канаде, Латвии, Литве, Мексике, Молдове, Нидерландах, Польше, Португалии, США, Украине, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Японии.
Семь лет и более 270 выпусков - это для нашего сложного времени перемен очень немало. Сегодня полная и содержательная профессиональная информация необходима для успешного развития всей информационной отрасли, и наш Дайджест ИИТ ориентирован на самую широкую аудиторию, включающую специалистов научно-технической сферы, преподавателей вузов, аспирантов, студентов и даже толковых старшеклассников.
Дайджест ИИТ регулярно публикует более сотни самых интересных новостей по основным направлениями своей тематики. Издание будет полезным вам в работе и послужит установлению активных связей между коллективами и специалистами нашей области.
Более полутора лет мы расширяли в Дайджесте ИИТ раздел «ПАНОРАМА» для новостей, выходящих за рамки профессиональной тематики, но могущих быть интересными для тех наших подписчиков, у которых нет лишнего времени для поиска такой информации в Интернете.
С открытием сайта http://www.all-of-all.ru/ мы перестраиваем нашу работу следующим образом:
На сайте информация будет помещаться оперативно по мере ее подбора и обработки.
Дайджест пока будет рассылаться регулярно в привычном формате по текущему списку подписчиков. Подписаться на него можно как через окно подписки, так и письмом по адресу digest@speedy.iis.nsk.su.
На следующем этапе мы планируем ввести возможность индивидуальной настройки с тем, чтобы подписчик мог по желанию определить, какие разделы дайджеста он хочет получать «на дом». При этом ПАНОРАМА начнет переходить в режим самостоятельного дайджеста широкой тематики.
Источник. ШАЬОО-21 (http://www.dialog-21.ru/)