Научная статья на тему 'Правовое регулирование уступки права требования страхового возмещения по договору страхования автогражданской ответсвенности при использовании транспортного средства'

Правовое регулирование уступки права требования страхового возмещения по договору страхования автогражданской ответсвенности при использовании транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование уступки права требования страхового возмещения по договору страхования автогражданской ответсвенности при использовании транспортного средства»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 346

К.А. Ломинога

студент ВолГУ, г. Волгоград, РФ Е-mail: kirick88@list.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В настоящий момент отрасль страхования автогражданской ответственности стала весьма рискованной и не выгодной для страховых компаний, ввиду того, что потерпевшие не добросовестно реализуют свое право на получение страхового возмещения.

Указанные выше обстоятельства вынуждают законодателя развивать нормативно-правовую базу в данном направлении, путем совершенствования закона.

Основным нормативно-правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в редакции от 03.08.2018 г. Согласно указанному Федеральному закону, страховое возмещение, в большинстве случаев, реализуется исключительно путем проведения восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего [1].

Данные изменения в вышеуказанном законе являются защитой прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, исключив при этом возможные злоупотребления своим правом со стороны последних [1].

Однако на текущий момент существуют проблемы, связанные с функционированием описанного нами процессуального механизма, направленного на реализацию своего права на получение страхового возмещения.

Потерпевшие, в большинстве своем, не хотят обращаться в страховую компанию за последующим получением страхового возмещения в натуральной форме.

Данная ситуация возникла в связи с тем, что закон N 40-ФЗ устанавливает в императивном порядке большие сроки для страховой компании как на организацию восстановительного ремонта транспортного средства, так и на ремонт транспортного средства станцией технического обслуживания, что является веским аргументом не реализовывать свое право на получение возмещения потерпевшими лицами [3].

Выше обозначенная проблема привела в последнее время к такому явлению, как уступка прав требования (цессии) между потерпевшими и лицами, осуществляющими коммерческую деятельность в сфере страхования.

Считаем, что право на получение страхового возмещения в натуральной форме не может быть передано по договору цессии, поскольку неразрывно сопряжено с наличием у потерпевшего обязанности предоставить транспортное средство на ремонт в соответствии с направлением страховщика на станцию технического обслуживания.

Поскольку при натуральной форме возмещения у страховщика и потерпевшего возникает комплекс взаимосвязанных прав и обязанностей, договор цессии является одновременно договором перевода долга и, следовательно, не может быть заключен без согласия страховщика в силу пункта 2 статье 391 ГК РФ (перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным) [5].

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019

В соответствии со статьей 392.3. ГК РФ, передача договора, в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора), к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга [4].

Вышеуказанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что право на получение страхового возмещения в натуральной форме неразрывно связано с личностью кредитора (потерпевшего).

Так, обязанность произвести ремонт может быть исполнена только в пользу лица, являющегося потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии, как собственника поврежденного имущества. Получателем данной услуги не может выступать никакое третье лицо ни в правовом, ни в физическом смысле, так как это будет противоречить здравому смыслу. Иные лица не являются владельцами поврежденного имущества, и правовые основания для получения материальной выгоды в связи с повреждением имущества потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии у них отсутствуют.

Согласно статье 383 ГК РФ, переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора не допускается.

Помимо прочего, договор цессии противоречит пункту 2 статьи 388 ГК РФ - не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника [4].

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017г. №54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», при оценке того, имеет ли личность кредитора в обязательстве существенное значение для должника, для целей применения пункта 2 статьи 388 ГК РФ необходимо исходить из существа обязательства [5] .

Страховщик имеет законный интерес в исполнении обязательства по организации ремонта транспортного средства и исполнении, таким образом, обязанности перед потерпевшим по договору ОСАГО, поскольку такой порядок исполнения позволяет страховщику использовать систему бонусов и скидок в правоотношениях с организациями, осуществляющими ремонт.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, такие договора цессии прямо противоречат приведенным гражданско-правовым нормам, и нарушают права и законные интересы страховщика.

В связи с выше обозначенной ситуацией, а также в целях совершенствования системы страхования и ее реализацию, считаем возможным предложить следующую меру: закрепить на нормативном правом уровне критерии определяющие объем передаваемых прав по договору цессии связанных с реализации права на получения страхового возмещения.

Подведя итог, на основании вышеизложенного хотелось бы отметить, что в настоящее время для достижения целей изложенных ФЗ № 40, важно не только дальнейшее правовое регулирование данной отрасли страхования со стороны государственных органов, но и добросовестную реализацию потерпевшими своих прав.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СПС "КонсультантПлюс", 2018;

2. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс", 2018;

3. Волкова, И. А. К вопросу о предмете, системе и возможностях страхового права / И. А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2010. - № 1 (12). - С. 48-55.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года)

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017г. №54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

© Ломинога К.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.