СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 346
К.А. Ломинога
студент ВолГУ, г. Волгоград, РФ Е-mail: kirick88@list.ru
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
В настоящий момент отрасль страхования автогражданской ответственности стала весьма рискованной и не выгодной для страховых компаний, ввиду того, что потерпевшие не добросовестно реализуют свое право на получение страхового возмещения.
Указанные выше обстоятельства вынуждают законодателя развивать нормативно-правовую базу в данном направлении, путем совершенствования закона.
Основным нормативно-правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в редакции от 03.08.2018 г. Согласно указанному Федеральному закону, страховое возмещение, в большинстве случаев, реализуется исключительно путем проведения восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего [1].
Данные изменения в вышеуказанном законе являются защитой прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, исключив при этом возможные злоупотребления своим правом со стороны последних [1].
Однако на текущий момент существуют проблемы, связанные с функционированием описанного нами процессуального механизма, направленного на реализацию своего права на получение страхового возмещения.
Потерпевшие, в большинстве своем, не хотят обращаться в страховую компанию за последующим получением страхового возмещения в натуральной форме.
Данная ситуация возникла в связи с тем, что закон N 40-ФЗ устанавливает в императивном порядке большие сроки для страховой компании как на организацию восстановительного ремонта транспортного средства, так и на ремонт транспортного средства станцией технического обслуживания, что является веским аргументом не реализовывать свое право на получение возмещения потерпевшими лицами [3].
Выше обозначенная проблема привела в последнее время к такому явлению, как уступка прав требования (цессии) между потерпевшими и лицами, осуществляющими коммерческую деятельность в сфере страхования.
Считаем, что право на получение страхового возмещения в натуральной форме не может быть передано по договору цессии, поскольку неразрывно сопряжено с наличием у потерпевшего обязанности предоставить транспортное средство на ремонт в соответствии с направлением страховщика на станцию технического обслуживания.
Поскольку при натуральной форме возмещения у страховщика и потерпевшего возникает комплекс взаимосвязанных прав и обязанностей, договор цессии является одновременно договором перевода долга и, следовательно, не может быть заключен без согласия страховщика в силу пункта 2 статье 391 ГК РФ (перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным) [5].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
В соответствии со статьей 392.3. ГК РФ, передача договора, в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора), к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга [4].
Вышеуказанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что право на получение страхового возмещения в натуральной форме неразрывно связано с личностью кредитора (потерпевшего).
Так, обязанность произвести ремонт может быть исполнена только в пользу лица, являющегося потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии, как собственника поврежденного имущества. Получателем данной услуги не может выступать никакое третье лицо ни в правовом, ни в физическом смысле, так как это будет противоречить здравому смыслу. Иные лица не являются владельцами поврежденного имущества, и правовые основания для получения материальной выгоды в связи с повреждением имущества потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии у них отсутствуют.
Согласно статье 383 ГК РФ, переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора не допускается.
Помимо прочего, договор цессии противоречит пункту 2 статьи 388 ГК РФ - не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника [4].
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017г. №54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», при оценке того, имеет ли личность кредитора в обязательстве существенное значение для должника, для целей применения пункта 2 статьи 388 ГК РФ необходимо исходить из существа обязательства [5] .
Страховщик имеет законный интерес в исполнении обязательства по организации ремонта транспортного средства и исполнении, таким образом, обязанности перед потерпевшим по договору ОСАГО, поскольку такой порядок исполнения позволяет страховщику использовать систему бонусов и скидок в правоотношениях с организациями, осуществляющими ремонт.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, такие договора цессии прямо противоречат приведенным гражданско-правовым нормам, и нарушают права и законные интересы страховщика.
В связи с выше обозначенной ситуацией, а также в целях совершенствования системы страхования и ее реализацию, считаем возможным предложить следующую меру: закрепить на нормативном правом уровне критерии определяющие объем передаваемых прав по договору цессии связанных с реализации права на получения страхового возмещения.
Подведя итог, на основании вышеизложенного хотелось бы отметить, что в настоящее время для достижения целей изложенных ФЗ № 40, важно не только дальнейшее правовое регулирование данной отрасли страхования со стороны государственных органов, но и добросовестную реализацию потерпевшими своих прав.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СПС "КонсультантПлюс", 2018;
2. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс", 2018;
3. Волкова, И. А. К вопросу о предмете, системе и возможностях страхового права / И. А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2010. - № 1 (12). - С. 48-55.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года)
5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017г. №54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»
© Ломинога К.А., 2019