Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / сельские территории / правовое регулирование. / sustainable development / rural areas / legal regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспамятных П.А.

Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального использования их природно-ресурсного потенциала, сохранения территориальной целостности страны. В статье рассматриваются меры государственной поддержки села и разработан ряд предложений по их корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF GOVERNMENT PROGRAMS

State programs are a legal mechanism for solving the problems of sustainable socio-economic development of rural areas by increasing employment, profitability and improving the quality of life of the rural population, rational use of their natural resource potential, and preserving the territorial integrity of the country. The article discusses measures of state support for rural areas and has developed a number of proposals for their adjustment.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ»

Беспамятных П. А. студент магистратуры Направление подготовки: 38.04.04 Государственное

и муниципальное управление Направленность (профиль): Стратегическое планирование в сфере

государственного и муниципального управления Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный экономический университет»

Россия, Екатеринбург

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРОГРАММ

Аннотация. Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального использования их природно-ресурсного потенциала, сохранения территориальной целостности страны. В статье рассматриваются меры государственной поддержки села и разработан ряд предложений по их корректировке.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, правовое регулирование.

Bespamyatnykh P.A. master's student

Field of study: 38.04.04 Public and municipal administration Orientation (profile): Strategic planning in the sphere of public and municipal

administration

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State University of Economics"

Russia, Yekaterinburg

LEGAL REGULATION OF SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF GOVERNMENT PROGRAMS

Annotation. State programs are a legal mechanism for solving the problems of sustainable socio-economic development of rural areas by increasing employment, profitability and improving the quality of life of the rural population, rational use of their natural resource potential, and preserving the territorial integrity of the country. The article discusses measures of state support for rural areas and has developed a number ofproposals for their adjustment.

Keywords: sustainable development, rural areas, legal regulation.

Обеспечение продовольственной безопасности субъекта и страны в целом, воспроизводство трудовых ресурсов, сохранение народных традиций — все это является одной из основных функций сельской территории, чрезвычайно важной и в экономическом и социальном аспектах. В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий является одной из основных целей современной государственной политики. Для ее достижения в последние годы сформирован набор инструментов правового регулирования.

В настоящее время, несмотря на ряд проведенных научных исследований, еще недостаточно четко сформировалось само понятие устойчивого развития сельских территорий, а также направлений, по которым должно осуществляться такое развитие, круга проблем, которые охватывает обеспечение этого развития, и тех правовых средств, которые можно было бы применить к решению этих проблем.

Одно из первых и наиболее часто цитируемых определений термина «устойчивое развитие» предложено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее» в 1987 году, под которым понимается развитие человечества, позволяющее удовлетворять потребности сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные потребности.

18 сентября 2014 года Президент РФ Путин В.В. на совещании по вопросам развития сельского хозяйства сказал, что «Вся государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей должна быть выверенной, нацеленной на реализацию долгосрочных структурных планов. Приоритеты такой поддержки должны соответствовать реальным потребностям отрасли. Каждый бюджетный рубль должен работать на развитие, поощрять сильные, успешные предприятия и перспективные направления, в том числе связанные с импортозамещением. Здесь как раз тот самый случай, когда импортозамещение востребовано» [1].

В 2015 году на фоне роста санкций в отношении РФ и ориентиров, которые задал Президент РФ было принято Распоряжение Правительства России от 02 февраля 2015 г. №151-р «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно нормам данной стратегии, принятие данного документа связано с обеспечением условий развития сельских территорий. Развитие сельских территорий повышает качество и уровень жизни сельского населения. Данный нормативный акт позволяет регионам ориентироваться на цели данной стратегии и наращивать социальный и экономический потенциал сельских территорий. Устойчивое развитие сельских территорий приведёт к сохранению сельских поселений, а также будет способствовать выполнению общенациональных функций в сельской местности. В качестве таких функций могут быть выделены трудовые возможности, развития производств, демографические условия жизни, социально-экономические, культурно-исторические, пространственные, коммуникационные.

Численность сельского населения, на 1 января 2023 года по данным Росстата, составляет 36,78 млн. человек, это 25,12% от общего населения России, хотя на 1 января 2022 года в селах и деревнях страны проживало 37,3 млн. человек. Фактически мы видим, что происходит сокращение численности населения сельских поселений, а как следствие сокращение сел и деревень [3].

Принимая Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года Правительство РФ [2] было нацелено на улучшение жизни и по этой причине развитие получили следующие виды социально-экономического развития:

Первое направление - это развитие и поддержка сельскохозяйственных производителей, а также открытия фермерских хозяйств. В данном направлении Правительство РФ регламентирует правила оказания помощи сельхозпроизводителям - это меры по закупке сельскохозяйственной техники, оказание финансовой помощи в случае неурожая, или на открытие нового бизнеса в сельской местности. В качестве дополнительных мер по данному направлению могут быть выделены гранты на бесплатное обучение фермеров, на организацию возможностей по сбыту сельскохозяйственной продукции за счет повышение доступа к рынкам сбыта (организация сельскохозяйственных ярмарок, оптовых и розничных рынков, где могут торговать производители сельхозпродукции).

Второе направление — это выделение финансовой помощи. Данное направление призвано оказывать помощь уже действующим предприятиям и фермерским хозяйствам с целью внедрения новых технических решений, развития инновационной деятельности за счет приобретения современного сельхозоборудования, внедрении новых технологий обработки продукции, что способствует развитию инфраструктуры и повышении конкурентоспособности сельского хозяйства. Финансовая помощь может выделяться в виде кредитов, безвозмездной помощи для восполнения потерь в случае экстренных ситуаций.

Третье направление развития сельских территорий - это развитие рынков сбыта. Данное направление подразумевает стимулирование мероприятий по свободной реализации сельскохозяйственной продукции населению за счет создания местных рынков, проведения сельскохозяйственных ярмарок, мер по развитию сбыта продукции сельхозпредприятий и фермеров в рамках сетевых технологий продаж, и продвижение экспорта аграрной продукции в другие страны [4].

Четвертое направление - это меры социального страхования. Данное направление позволяет застраховать от ущерба сельхозпроизводителей в случае неполучения урожая по следующим причинам - это возникновения стихийных бедствий, критических погодных условий и болезней скота. Данные меры страхования направлены на снижение убытков в случае возникновения рисков у сельхозпроизводителей.

Пятой направление направлено на разработку новых методов возделывания сельхозпродукции или выращивания скота при соблюдении следующих условий - эффективное использование воды и энергии, бережное

отношение к земле, что способствует восстановление почвенного плодородия и восстановлению биоразнообразия природных ресурсов, снизить воздействие сельского хозяйства на окружающую среду, а также развивать меры, направленные на создание устойчивых экосистемы.

Шестое направление развитие сельских территорий - это привлечение крупных инвесторов, а также регионов для развитие сельского туризма. По сути, сельский туризм позволяет привлекать туристов, которые хотят ознакомиться с сельской жизнью, узнать традиции каждого сельского региона, увидеть все прелести природы и местной культуры. Данное направление предполагает следующие меры:

- создание местной инфраструктура отдыха агрофермы, гостиницы, постройка агротуристических комплексов и возобновление музейной деятельности по истории сельских территорий. Создание пешеходных и велосипедных маршрутов, что может привлечь туристов в сельские районы;

- развитие продаж местных видов продукции как в сыром виде, так и виде готовых блюд. Предполагается, что будут создаваться условия по продаже местной продукции туристам, организация дегустаций и мастер -классов по приготовлению традиционных блюд. Данные меры направлены на привлечение туристов и создание уникальных впечатлений от кулинарных возможностей сельских территорий;

- организация культурных мероприятий местного значения в виде праздников, фестивалей, выставок и других мероприятий, с привлечением туристов и гостей. Культурные мероприятия должны быть связаны с местными традициями и обычаями, что способствует сохранению индивидуального культурного наследиясельских территорий;

- организация мероприятий, направленных на активный отдых на природе и активные экологические мероприятия с целью приучения к бережному отношению к природе. Это организация экологических туристических мероприятий, направленных на охрану природы. Например, туры в заповедники, пешеходные и велосипедные маршруты по уборке мест активного туристического отдыха, мероприятия по сбору мусора на берегах рек, озер, организация прогулок по озерам и рекам. Данные направления способствует развитию экотуризма и охране природных ресурсов в сельской местности [5].

Седьмое направление развития сельских территорий - это развитие сельской экономики. Данное направление может быть разделено на следующие виды мероприятий - это развитие малого и среднего бизнеса, развитие новых отраслей сельхозпроизводства, развитие производства местных сельхозпродуктов. Рассмотрим данные мероприятия более подробно:

- мероприятия по развитию малого и среднего бизнеса, реализуются в виде стимулирования инвестиционной деятельности по созданию рабочих мест и получения новых навыков в предпринимательской деятельности на селе. Данные мероприятия могут проводить муниципальные образования, регионы и РФ, а также крупные инвесторы. В общий объем помощи входит «финансовая поддержка в виде инвестиционных вложений, консультационные услуги,

обучение предпринимательским навыкам, предоставление земельных участков без конкурса, организация логистики продажи продукции»;

- развитие новых отраслей сельскохозяйственного производства позволяет создать новые рабочие места, развивать экономику местного самоуправления, поддержка развития новых видов продукции и отраслей, кроме сельского хозяйства. Выявление и развитие новых отраслей создает возможности для диверсификации сельской экономики. Например, развитие производства органической продукции, добывающих отраслей, туризма, здравоохранения и информационных технологий может привести к разнообразию экономической деятельности;

- направления по развитие местных продуктов связаны с тем, что создаются условия для тех, кто хочет развивать иные производства, имеющие потребление среди сельского хозяйства - производство кулинарных изделий, производство техники и это может способствовать развитию экономики и привлечению потребителей [6].

Восьмое направление - это качественные услуги по здравоохранению и по образованию. Необходимость качественного обслуживания по данным видам услуг связано с тем, фактом что если они плохого качества, то и люди не будут там жить и ими пользоваться. Сельские населенные пункты разбросаны по территории и не всегда можно обеспечить доступ к услугам здравоохранения или образования в далеком таёжном поселке или в деревне. Данное направление предполагает строительство новых школ, детских садов и медицинских учреждений, а также создание программ образования и здравоохранения, специально адаптированных для сельского населения.

Девятое направление развития сельских территорий - это их инфраструктурное развитие. Данное направление призвано стимулировать развитие и улучшение качества жизни. Например, постройка дороги до сельского пункта позволяет привлечь в село или деревню новых жителей, которые могут проживать в данном населённом пункте и получать услуги образования, здравоохранения, культуры, связи. Фактически инфраструктурное развитие сельских территорий играет важную роль в стимулировании экономического роста, улучшении качества жизни и обеспечении устойчивого развития сельских населенных пунктов.

Итак, рассмотрев общие направления и положения стратегии сохранения и развития сельских территорий, можно сделать следующий вывод: все вышеперечисленные направления развития сельских территорий должны учитывать несколько факторов - учет природных условий сельских территорий, наличия природных возможностей для развития, особенности нахождения от крупных городских территорий, где можно реализовать выращенную сельскохозяйственную продукцию. Для этого местные органы власти и региональные органы должны быть заинтересованы в создании инвестиционных условий и вести диалог и сотрудничество с местным населением и заинтересованными сторонами.

Осуществление запланированных программ и мероприятий позволит решить множество социально-экономических проблем, в том числе обеспечить инфраструктурное развитие сельских местностей, сделать комфортным проживание в сёлах, расширить количество рабочих мест.

На основании изложенного автором разработан ряд предложений для внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия Госпрограммы:

1) Указанное в Госпрограмме определение «сельской территории» не содержит конкретных критериев отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации того или иного рабочего поселка к сельской территории. В связи с этим необходимо сформулировать более четкие критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории либо определить, что критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо использовать понятие из ранее действующей Госпрограммы УРСТ.

2) Для предотвращения диспаритета в распределении субсидий субъектам Российской Федерации, расчет субсидий целесообразно производить пропорционально численности сельского населения в регионах.

3) В целях повышения уровня газификации сельских территорий, необходимо продлить реализацию мероприятия строительства газовых сетей до 2025 года (на период действия Госпрограммы).

4) Необходимо включить в мероприятия Госпрограммы возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций, что положительно повлияет на решение проблемы кадрового обеспечения.

5) Всем государственным и муниципальным органам власти, бизнесу, с учетом инициатив сельских жителей, необходимо активизировать работу по участию в мероприятиях Госпрограммы, максимально использовать возможности для привлечения средств федерального бюджета в регион для улучшения условий жизни и социально-экономического развития сельских территорий.

Использованные источники:

1. Совещание по вопросам развития сельского хозяйства [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/45930 (дата обращения 01.02.2024 года)

2. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151 -р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ", 09.02.2015, N 6, ст. 1014.

3. Росстат зафиксировал снижение численности населения России за год на полмиллиона человек [Электронный ресурс] - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5798238 (дата обращения 01.02.2024 года)

4. Тазаян А.Ж. Стратегии устойчивого развития сельских территорий в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - С. 88-95.

5. Сарафанова А.Г., Шабалина Н.В., Сарафанов А.А. Сельский и агротуризм: подходы к определению // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 100-108.

6. Кункель В.Е. Перспективы развития сельских территорий в современной России // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. - 2019. - С. 276-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.