Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ТОЧЕК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ТОЧЕК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельские территории / комплексное развитие сельских территорий / точки социально-экономического роста / предпосылки / дауншифтинг / диверсификация / rural areas / integrated rural development / points of socio-economic growth / prerequisites / downshifting / diversification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анна Александровна

На сельских территориях сосредоточена весомая доля ресурсов, в числе которых одни из важнейших природные и производственные, а их развитие вносит существенный вклад в экономику региона и всей страны в целом. В настоящий момент сельское население имеет ряд насущных проблем, что впоследствии ведет жителей сельской местности к оттоку в город, снижая экономическую активность на селе. Именно поэтому государством активно разрабатываются меры по улучшению комфортных условий жизни населения жителей села и внедряются новые пути развития. В статье приводится анализ проводимых государственных мер по поддержке развития сельского хозяйства и сельских территорий России в целом. На примере Липецкой области рассматриваются современное состояние и тенденции развития сельских территорий и возможные точки социально-экономического роста. В заключении в качестве вывода представлены ключевые предпосылки формирования точек социально-экономического роста сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF POINTS OF SOCIO-ECONOMIC GROWTH IN RURAL AREAS OF THE RUSSIAN FEDERATION

A significant share of resources is concentrated in rural areas, among which some of the most important are natural and industrial, and their development makes a significant contribution to the economy of the region and the whole country as a whole. At the moment, the rural population has a number of pressing problems, which subsequently leads rural residents to outflow to the city, reducing economic activity in rural areas. That is why the state is actively developing measures to improve the comfortable living conditions of the rural population and introducing new ways of development. The article provides an analysis of the ongoing state measures to support the development of agriculture and rural areas of Russia as a whole. Using the example of the Lipetsk region, the current state and trends of rural development and possible points of socio-economic growth are considered. In conclusion, the key prerequisites for the formation of points of socio-economic growth in rural areas are presented as a conclusion.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ТОЧЕК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.2

DOI:10.24412/2782-4845-2023-8-12-20

ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ТОЧЕК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Иванова, Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Липецк, Россия

Аннотация. На сельских территориях сосредоточена весомая доля ресурсов, в числе которых одни из важнейших - природные и производственные, а их развитие вносит существенный вклад в экономику региона и всей страны в целом. В настоящий момент сельское население имеет ряд насущных проблем, что впоследствии ведет жителей сельской местности к оттоку в город, снижая экономическую активность на селе. Именно поэтому государством активно разрабатываются меры по улучшению комфортных условий жизни населения жителей села и внедряются новые пути развития. В статье приводится анализ проводимых государственных мер по поддержке развития сельского хозяйства и сельских территорий России в целом. На примере Липецкой области рассматриваются современное состояние и тенденции развития сельских территорий и возможные точки социально-экономического роста. В заключении в качестве вывода представлены ключевые предпосылки формирования точек социально-экономического роста сельских территорий.

Ключевые слова: сельские территории, комплексное развитие сельских территорий, точки социально-экономического роста, предпосылки, дауншифтинг, диверсификация

Для цитирования: Иванова А.А. Предпосылки к развитию точек социально-экономического роста на сельских территориях Российской Федерации // ЭФО. Экономика. Финансы. Общество. 2023. №4(8). С. 12-20. DOI:10.24412/2782-4845-2023-8-12-20

PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF POINTS OF SOCIOECONOMIC GROWTH IN RURAL AREAS OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Ivanova, Lipetsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk, Russia

Annotation. A significant share of resources is concentrated in rural areas, among which some of the most important are natural and industrial, and their development makes a significant contribution to the economy of the region and the whole country as a whole. At the moment, the rural population has a number of pressing problems, which subsequently leads rural residents to outflow to the city, reducing economic activity in rural areas. That is why the state is actively developing measures to improve the comfortable living conditions of the rural population and introducing new ways of development. The article provides an analysis of the ongoing state measures to support the development of agriculture and rural areas of Russia as a whole. Using the example of the Lipetsk region, the current state and trends of

rural development and possible points of socio-economic growth are considered. In conclusion, the key prerequisites for the formation of points of socio-economic growth in rural areas are presented as a conclusion.

Keywords: rural areas, integrated rural development, points of socio-economic growth, prerequisites, downshifting, diversification

Введение

Развитие страны в целом зависит от ряда факторов, в числе которых ресурсный потенциал входящих в ее состав территорий. В Российской Федерации мощным экономическим, природным, демографическим, экологическим и духовно-нравственным потенциалом обладают именно сельские территории.

Под сельской территорией принято понимать «территорию вне границ городских поселений, включающую территорию сельских поселений и межселенную территорию, которая в 3,5 раза меньше городских границ» [3].

По данным Росстата: «в селах сосредоточено лишь 27% населения (38,2 млн человек) от общей численности населения страны» [4]. Так как уровень жизни сельского жителя весьма отличается от городского жителя (42% граждан находятся за чертой бедности), это, в первую очередь, и обуславливает значительный отток численности населения в города с наиболее развитой инфраструктурой.

Среди ключевых причин оттока сельского населения можно выделить самые значимые:

Во-первых, социальная инфраструктура сельской местности. В течение последних нескольких лет в сельской местности неблагоприятная «картина» среди медицинских и образовательных учреждений, их число сократилось в 2 -4 раза.

Во-вторых, транспортная доступность. В настоящий момент далеко не все населенные пункты сельского типа располагают асфальтированной дорогой, связью с центральными городами или вовсе имеют сложности с маршрутным транспортом.

В-третьих, качество жизни. Даже в районных населенных пунктах, расположенных близко к городской черте, имеют место быть технические и финансовые проблемы, препятствующие проведению в домах газоснабжения, канализации, водопровода, горячего водоснабжения и т.д. По некоторым данным, около 60 процентов от общей площади сельских поселений оборудованы водопроводом, 45 процентов канализацией и чуть более 33 процентов имеют горячее водоснабжением.

В-четвертых, рабочие места на селе. По статическим данным, половина населения сельской местности не имеют официальной занятости и как следствие стабильного дохода. Возможность трудоустройства представляется лишь за пределами своей территории. Соответственно, у подрастающего поколения и молодежи желания и стимула оставаться на селе нет. Но, если в селах будут

созданы условия и рабочие места, то и молодежь вернется и отток будет значительно меньше. Доля, имеющих в своем распоряжении личные подсобные и фермерские хозяйства составляет чуть более 20%.

Перечисленные проблемы отражают неблагоприятный сценарий развития сельских территорий в регионах и страны в целом, недостаточный уровень жизни сельского населения, занижение значимости аграрного труда, что существенно сказывается на развитии сельских территорий. Сельские территории становятся менее привлекательными для экономически активного населения, особенно молодежи, и, как результат, численность сельского населения сокращается быстрыми темпами. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть потенциально возможные точки социально-экономического роста на сельских территориях, которые позволят вывести их на уровень устойчивого развития и сохранения целостности территорий РФ.

Основная часть

В нашей стране 2019 году была принята специальная госпрограмма по комплексному развитию сельских территорий. Данная программа охватывает значительную долю важнейших проблем сельских территорий, носит межведомственный характер, предусматривает выделение значительных объемов финансовых ресурсов преимущественно из федерального бюджета и внебюджетных источников.

В Государственной программе представлены основные цели развития сельских территорий: «сохранение доли сельского населения с общей численностью населения России на уровне не менее 25,3%; достижение соотношения до 80% среднемесячных располагаемых ресурсов городского и сельского домохозяйств; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских поселениях до 50%».

Согласно данной Программе был определен круг приоритетных стратегических задач по развитию сельских территорий, а именно: создание и улучшение комфортных условий жизни населения в сельской местности; создание рабочих мест на селе; формирование позитивного образа жизни сельчанина и др. [1]. Для реализации Программы было предусмотрено финансирование в сумме около 2,3 трлн. руб. [2]. Вся структура Государственной программы состоит из двух частей с различными направлениями развития. Данная структура отражена в таблице 1.

Таблица 1. Структура государственной программы комплексного развития

сельских территорий*

Проектная часть Процессная часть

Основные направления развития

жилищное строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений обеспечение государственного мониторинга сельских территорий

инженерная инфраструктура на сельских территориях современный образ сельских территорий

Продолжение таблицы 1

Проектная часть Процессная часть

Основные направления развития

транспортная инфраструктура на сельских территориях различные виды оказания поддержки комплексного развития сельских территорий

благоустройство территорий

содействие занятости жителей села

*составлено автором

Реализация мер данной программы позволила уже к настоящему времени получить ряд положительных результатов.

Сельские территории являются инвестируемым и привлекательным местом развития бизнеса. При грамотном подходе, необходимом планировании и обеспечении лучших условий качества жизни, они способны выполнять важнейшие народнохозяйственные функции в социально-экономическом развитии регионов и страны.

Согласно Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», имеются механизмы для благоприятного развития сельской местности. Правительство создает необходимые условия для максимального вовлечения в оборот сельскохозяйственных угодий. По словам Председателя Правительства Михаила Мишустина, «было принято решение расширить параметры государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса. В рамках госпрограммы федеральную поддержку смогут получать не только сельхозпроизводители, но и научные и образовательные организации, проводящие исследования в области селекции и семеноводства, мелиорации земель и повышения продуктивности почв» [5].

В Программу включены «выделение соответствующих грантов на развитие сельского хозяйства, финансовое стимулирование фермерских хозяйств и официальное оформление на поддержку реализации мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности; объектов социальной, инженерной инфраструктуры; автомобильных дорог; поддержку реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; поддержку в модернизации общеобразовательных организаций и учреждений; поддержку в реализации мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; поощрение в популяризации достижений в сфере развития сельских территорий научно-методическое обеспечение реализации подпрограммы» [6].

В настоящее время большая часть фермерских угодий занимается развитием нового направления туристического сектора - сельский туризм или «дауншифтинг», суть которого состоит в изучении жизни сельского жителя, посещении усадеб, сел, деревень, различных хозяйств и активное вовлечение в сельскохозяйственные работы. Дополнительной возможностью для устойчивого

развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление.

На поддержку и развитие отрасли сельского хозяйства выделяются существенные суммы, в отличие от других направлений, которые слабо финансируются, тем самым затрудняется процесс развития сельских территорий. В данном случае необходима дифференциация сельских территорий по отдельным видам экономической деятельности, характерным как для отдельных регионов, так и в рамках каждого субъекта. Чтобы повысить эффективность и получить результаты от государственной поддержки, необходимо дифференцировать в финансирование регионов доходной части бюджетов муниципальных образований, формируемой за счет сбора налогов с субъектов предпринимательства, благодаря этому будет достигнуто ускорение развития и наращивания бизнеса, увеличится занятость на селе и в целом благосостояние сельских жителей. Как результат - будут созданы необходимые предпосылки для развития сельских территорий. На основании вышесказанного можно утверждать, что государственные меры поддержки по развитию сельских территорий важны и необходимы. Достичь нужного эффекта и результата возможно через содействие диверсификации, создание и развитие малых предприятий на селе.

По словам Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виктории Валериевны Абрамченко «Вклад женщин в развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий требует постоянного внимания и уважения, заявила, более 19 миллионов женщин проживают, работают и развивают сельские территории. Они ведут активную работу по вопросам улучшения жизни в сельских районах, чтобы сделать жизнь на селе современной и комфортной» [6].

Поддержка инициатив и лучших практик на селе является одним из приоритетов для государства, а для системной работы в этой сфере принята и работает госпрограмма развития сельских территорий до 2030 года.

В числе основных целей программы - «сохранение доли сельского населения на уровне 25%, а достичь этого можно только за счёт улучшения качества жизни. Это подразумевает обеспечение доступным и комфортным жильём, создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство сельских территорий, повышение доступности образования и медицинской помощи, создание условий для здорового образа жизни и досуга, а также обеспечение квалифицированными кадрами и занятости сельского населения» [6]. На реализацию государственной программы в 2022, 2023 и 2024 годах будет направлено более 130 млрд. рублей.

Почти 108 тысяч семей за счёт всех льготных программ получили комфортное жильё. «Только в рамках ключевого механизма - программы «Сельская ипотека» -за время реализации госпрограммы выдано 103,4 тыс. кредитов в объёме 203,6 млрд. рублей, построено или приобретено 6,2 млн кв. м жилья. Всего было введено порядка 10 млн. кв. м жилья на сельских территориях» [7].

Немаловажным направлением реализации госполитики на сельской территории являются социальные программы по поддержке образования и занятости.

По итогам 2021-2022 года более 15 тысяч граждан школьного возраста получили доступ к новым образовательным услугам, а в рамках федерального проекта «Содействие занятости» смогли обучиться около 6 000 человек. Сельские студенты активно обучаются по целевым договорам в аграрных вузах регионов и страны.

Развитие сельских территорий наблюдается и на региональном уровне. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в Липецкой области в 2023 году по сравнению с 2022 возросла на 40%. По данным Управления сельского хозяйства региона: «из федерального и областного бюджетов выделено 330,9 млн. рублей. 67,5 млн. рублей направлены на создание и развитие семейных ферм. По сравнению с 2022 годом грантовая поддержка возрасла на 47% (46 млн. рублей в 2022 году). Сельхозкооперативы на развитие материально-технической базы получат 54 млн. рублей (рост на 69%). В нынешнем году на это направление было выделено 32 млн. рублей» [7].

Бюджетное финансирование агропромышленного комплекса Липецкой области и развития сельских территорий региона составит в 2024 году около 4,5 млрд рублей. В 2023 году на финансирование всех программ АПК Липецкой области из федерального и областного бюджетов выделено более 3 млрд рублей.

Новым для региона видом поддержки станет грант «Агротуризм». Минсельхоз России отобрано три региональных проекта (Грязинского, Добровского и Становлянского районов). На развитие сельского туризма в 2023 году предусмотрено 27,5 млн рублей, в том числе 20,3 млн рублей направлено из федерального бюджета. «Это самая большая сумма на эту меру господдержки в ЦФО и 3 в Российской Федерации согласно рейтингу распределения общего объема субсидий федерального бюджета на 2023 год» [7] .

Дополнительные бюджетные средства выделены на грант «Агропрогресс». Этот инструмент государственной поддержки существует с 2021 года и предназначен для представителей малого бизнеса, которые работают в сельской местности более двух лет. За счет средств этого гранта можно покрыть до 25% стоимости проекта, реализуемого с помощью инвестиционного кредита. Средства господдержки разрешается направлять на приобретение или строительство новых объектов для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, на комплектацию этих объектов оборудованием, сельскохозяйственной техникой и спецтранспортом. Кроме того, грант можно потратить на закупку животных, птицы и рыбопосадочного материала. В 2021 и 2022 годах этого вида поддержки в Липецкой области не было.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на гранты «Агростартап» и субсидии сельскохозяйственным потребительским

кооперативам запланировано 170,5 млн рублей. «Это на 14,3 млн рублей больше, чем было выделено в текущем году. И это при том, что по сравнению с 2021-м в нынешнем году господдержка в рамках нацпроекта возросла на 61%. Из федерального бюджета область получит 162 млн рублей. Это самая большая сумма в ЦФО и четвертая в РФ согласно рейтингу распределения общего объема субсидий федерального бюджета на 2023 год» [7] .

По словам губернатора Липецкой области Игоря Георгиевича Артамонова «Гранты всегда востребованы у представителей малых форм хозяйствования в Липецкой области. Государственная поддержка помогает реализовывать новые проекты, расширять производство, модернизовать материально-техническую базу. А это, безусловно, положительно влияет на продовольствую безопасность региона и позволяет предпринимателям выйти на достойный уровень доходов, создать новые рабочие места» [7].

Заключение

Таким образом, подводя итог проведённого исследования можно выделить следующие предпосылки к развитию точек социально-экономического развития сельских территорий, а именно:

1. Наличие доступной инфраструктуры: для развития точек социально-экономического роста на сельских территориях необходима хорошо развитая дорожная сеть, чтобы обеспечить доступность и связность с другими регионами. Также важно наличие сети электроснабжения, водоснабжения, интернет-соединения и других коммуникационных систем [8,10].

2. Доступность образования и здравоохранения: наличие школ, колледжей, университетов, а также медицинских учреждений и больниц играет важную роль в развитии точек социально-экономического роста. Это обеспечивает доступность образования и медицинского обслуживания для местного населения и привлекает инвесторов и предпринимателей [9 ].

3. Развитие сельскохозяйственного сектора: на сельских территориях находится значительная часть сельскохозяйственных земель. Поэтому развитие этого сектора имеет особое значение для стимулирования социально-экономического роста. Необходимо оказывать поддержку фермерам, сельхозпредприятиям и развивать сельскохозяйственные кооперативы [11].

4. Привлечение инвестиций: создание благоприятного инвестиционного климата на сельских территориях является предпосылкой для развития точек социально-экономического роста. Это может включать в себя предоставление льгот и субсидий для предпринимателей, создание специальных экономических зон, поддержку малого и среднего бизнеса.

5. Развитие туризма: сельские территории могут предлагать уникальные природные и культурные ресурсы, которые привлекают туристов. Развитие туристического сектора может создать новые рабочие места и способствовать социально-экономическому росту местного населения.

6. Развитие малого и среднего бизнеса: поддержка малого и среднего бизнеса является ключевым фактором для развития точек социально-экономического

роста на сельских территориях. Это может включать в себя оказание финансовой поддержки, консультационные услуги, обучение и доступ к рынкам сбыта.

7. Развитие социальной инфраструктуры: создание спортивных объектов, культурных центров, парков и других мест для общественных мероприятий способствует повышению качества жизни на сельских территориях и создает предпосылки для привлечения инвестиций и развития бизнеса.

8. Поддержка местного предпринимательства: развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест являются одной из основных предпосылок для социально-экономического роста на сельских территориях. Важно создавать условия для развития местных предпринимателей, таких как доступ к кредитам, обучение, налоговые льготы и др.

На наш взгляд, данный перечень предпосылок не является исчерпывающим. В сельских районах располагается важная часть населения, а также значительный потенциал для развития сельского хозяйства, туризма, производства энергии из возобновляемых источников и других отраслей. В целом, развитие точек социально-экономического роста в сельских территориях имеет положительный эффект для сельских территорий и страны в целом. Поэтому важно поддерживать и развивать эти территории, создавая условия для роста и процветания сельского населения и сельской экономики.

Список использованных источников:

1. Смыслова О.Ю. Проблемы развития ресурсного потенциала предприятий аграрной сферы в современных условиях / В сборнике: Актуальные проблемы финансов, денежного обращения и кредита в аграрной сфере. Материалы национальной конференции, посвященной 25-летию кафедры финансов и кредита Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж, 2021. С. 198-203.

2. Смыслова О.Ю., Иванова А.А., Филоненко Н.Ю. Стратегическое развитие ресурсного потенциала аграрного сектора АПК и сельских территорий // Управленческий учет. 2021. № 8-1. С. 210-218.

3. Официальный сайт Правительства Липецкой области. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный URL: https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/news/9550. Дата обращения: 13.12.2023.

4. Официальный сайт Правительства Липецкой области. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный URL: https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p 1 ai/ekonomika/podderzhka-malogo-i-srednego-

predprinimatel%D 1 %8Cstva/finansovaya-podderzhka-sub%D 1 %8Aektov-malogo-i-srednego-predprinimatel%D 1 %8Cstva-lipeczkoj -oblasti. Дата обращения: 13.12.2023.

5. Официальный сайт управления сельского хозяйства Липецкой области. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный URL: https://ush48.ru/about/result. Дата обращения: 13.12.2023.

6. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный URL: https://mcx.gov.ru/ . Дата обращения: 14.12.2023.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный URL: http://www.gks.ru. Дата обращения: 12.12.2023.

S. Савенкова, О. Ю. Стратегические приоритеты повышения социальной привлекательности сельских территорий / О. Ю. Савенкова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2015. - №2 1. - С. 8590. - EDN UBGQVZ.

9. Савенкова, О. Ю. Социально-ориентированное развитие аграрного сектора экономики: проблемы, тенденции и пути решения / О. Ю. Савенкова, Н. С. Морозова // Научные труды Вольного экономического общества России. -2011. - Т. 154. - С. 192-202. - EDN OIGWYZ.

10. Институциональные преобразования аграрного сектора Липецкого региона / Т. Д. Стрельникова, О. И. Юдин, Е. А. Некрасова, А. А. Пучнина // Микроэкономика. - 2014. - № 2. - С. 52-56. - EDN QGZUAF.

11. Пучнина, А. А. Социально-ориентированная направленность аграрного сектора как приоритет в развитии государства / А. А. Пучнина, О. И. Юдин, Е. А. Некрасова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2014. - №2 10. - С. 35-39. - EDN TFDXDB.

Сведения об авторах I Information about the authors:

Иванова Анна Александровна - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: aaivanova@fa.ru / Ivanova Anna Aleksandrovna - Senior Lecturer at the Department of Management and General Humanitarian Disciplines of the Lipetsk Branch of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation". E-mail: aaivanova@fa.ru

Дата поступления статьи: 27.11.2023 Принято решение о публикации: 27.12.2023

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.