Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
местное самоуправление / культура / культурная деятельность / учреждения культуры / local government / culture / cultural activities / cultural institutions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савченко Е. А., Павлова О. А.

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования управления учреждений культуры. Отмечается, что учреждения культуры получают реальную экономическую свободу и в позитивном, и в негативном смысле. Позитивная сторона проявляется в том, что они отстаивают собственный вариант хозяйственной и культурно-досуговой деятельности, а отрицательная — в том, что зачастую финансовой помощи от местных властей практически нет. В связи с этим сама сфера культуры требует скорейшего реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Савченко Е. А., Павлова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF MANAGEMENT OF CULTURAL INSTITUTIONS

This article discusses some aspects of the legal regulation of the management of cultural institutions. It is noted that cultural institutions receive real economic freedom both in a positive and negative sense. The positive side is manifested in the fact that they defend their own version of economic, cultural and leisure activities, and the negative side is that there is often practically no financial assistance from local authorities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ»

УДК 1 Савченко Е.А., Павлова О.А.

Савченко Е.А.

магистрант 2 курса факультета Социально-культурной деятельности и туризма Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ учреждениями КУЛЬТУРЫ

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования управления учреждений культуры. Отмечается, что учреждения культуры получают реальную экономическую свободу и в позитивном, и в негативном смысле. Позитивная сторона проявляется в том, что они отстаивают собственный вариант хозяйственной и культурно-досуговой деятельности, а отрицательная — в том, что зачастую финансовой помощи от местных властей практически нет. В связи с этим сама сфера культуры требует скорейшего реформирования.

Ключевые слова: местное самоуправление, культура, культурная деятельность, учреждения культуры.

Культурная сфера является одной из ключевых составляющих государства. Деятельность в области культуры в нашей стране признается неотъемлемым правом каждого гражданина. Для более ясного понимания понятия "культура" можно определить ее как универсальный способ творческой

самореализации человека, через придание смысла, стремление к осмыслению и утверждению смысла человеческой жизни в контексте ее соотнесения со смыслом сущего.

Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регулировать значительную часть государственных дел и управлять ими в рамках закона, соблюдая свою компетенцию и действуя в интересах местного населения.

В Конституции РФ четко определены принципы локализации и способы осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции, местное самоуправление действует на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, а также на внутригородских территориях городов федерального значения. Важно отметить, что в городских округах, в соответствии с законами субъекта РФ, местное самоуправление может также быть осуществлено на территориях внутригородских районов. Проблема организации и функционирования культурных учреждений в малых городах представляет особую актуальность, поскольку именно здесь проживает большинство населения. Жители городских поселений находятся в более тесном контакте друг с другом, что способствует развитию неформальных сообществ и мест для проведения досуга. Поэтому поиск новых форм культурной деятельности и ее организации в городских поселениях становится все более важным. Особую значимость приобретает необходимость в разработке новых правовых механизмов для регулирования работы домов культуры в таких местах.

Отметим, что эффективное местное самоуправление невозможно без управления процессами, которые имеют общественное значение. Муниципальное управление является неотъемлемой составляющей местного самоуправления, подтверждая его социальный характер. Культурная сфера играет ключевую роль в этом процессе и требует адекватного правового регулирования со стороны государственных органов.

Органы местного самоуправления должны создавать условия для доступного художественного образования и эстетического воспитания, а также поощрять граждан к занятиям ремеслами, любительским искусством, самообразованию и культурному развитию. Для этого необходимо развивать и поддерживать специальные организации и учреждения.

В прошлом обществе было множество моральных и нравственных ограничений для культурных учреждений, но сегодня мы сталкиваемся с ограничениями финансового характера. В советский период сфера досуга и свободного времени претерпела радикальные изменения, став объектом государственного регулирования и культурной политики, при этом этические и религиозные аспекты были отодвинуты на задний план. В настоящее время нет препятствий для разнообразных форм досуга, за исключением финансовых.

В результате приобретения экономической независимости и расширения полномочий местного самоуправления происходят изменения в сфере культурно-досуговой, правовой, экономической, хозяйственной и финансовой деятельности. Учреждения культуры обретают реальную экономическую свободу, что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительная сторона заключается в возможности развивать собственные формы хозяйственной и культурно-досуговой работы, в то время как отрицательная сторона заключается в ограниченной финансовой поддержке со стороны местных властей.

Эта проблема не связана с коррупцией и другими отрицательными явлениями нашего времени, а заключается в недостаточной правовой базе. Основой сохранения и развития отечественной культуры является целый комплекс законов Российской Федерации, ведущую роль среди которых играет Федеральный закон «Об основах законодательства РФ о культуре». Особенность финансирования культуры заключается в том, что государственное финансирование должно гармонично сочетаться с средствами, полученными от коммерческой деятельности учреждений культуры.

Значительная часть затрат на культурные мероприятия в малых городах покрывается за счет средств бюджета, полученных из доходов от продажи билетов на спектакли и другие мероприятия. Согласно действующему законодательству, государство обязуется обеспечивать доступность культурной деятельности и ценностей для граждан. Однако, в реальности, в малых городах часто существует проблема отсутствия должной поддержки со стороны государства по отношению к учреждениям культуры.

Правовая и экономическая самостоятельность учреждений культуры изменяет взаимоотношения как среди их сотрудников, так и с посетителями. Определение форм и методов организации культурной деятельности становится важным вопросом, который решается внутри коллектива учреждения.

В сфере культуры особое значение имеет социо-культурный "суверенитет", который подчеркивает уникальность и самобытность каждого местного сообщества. Как отмечает С. В. Королев, социо-культурный "суверенитет" заключается в праве каждого муниципального образования сохранять свои этно-культурные, профессиональные и ремесленные традиции, а также создавать новые.

Местное самоуправление играет важную роль в развитии культурной сферы. Оно обладает следующими полномочиями в этом направлении:

1. Организация культурных мероприятий и фестивалей для поддержания и продвижения культурного наследия местности.

2. Поддержка и финансирование культурных учреждений, таких как музеи, библиотеки, театры и выставочные залы.

3. Проведение культурно-просветительской работы среди населения, в том числе организация культурно-образовательных программ и мастер-классов.

4. Содействие в развитии творческих индустрий и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства.

5. Содействие в сохранении и защите культурного наследия местности, включая памятники архитектуры и исторические места.

Таким образом, местное самоуправление активно взаимодействует с культурной составляющей, способствуя сохранению и развитию культурного потенциала местного сообщества.

- Обеспечение возможностей для организации досуга и предоставления жителям поселения услуг в области культуры;

- Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, принадлежащих поселению или городскому округу, а также охрана объектов культурного наследия местного значения на территории поселения;

- Поддержка развития местного народного творчества, участие в возрождении и сохранении художественных народных промыслов в муниципальных образованиях.

Проблема финансирования домов культуры в муниципалитетах была освещена во многих исследованиях. Например, М.В. Чистов и Н.В. Демин в своей статье провели анализ существующей системы финансирования учреждений культуры в России, выявили сложности и предложили возможные пути их решения.

На сегодняшний день актуальной является необходимость разработки конкретных стратегий для организации работы культурных учреждений. Из этого следует, что малые города нуждаются в разнообразной деятельности учреждений культуры, компенсирующей отсутствие других культурных объектов и учреждений искусства в небольших населенных пунктах.

В сфере деятельности культурных учреждений малых городов России требуются значительные изменения, касающиеся правовых, хозяйственных и культурно-досуговых аспектов. Осмысливая текущую ситуацию, можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы:

1. Реализация инновационной модели организации дифференцированной и многогранной деятельности культурных учреждений на законодательном уровне. Эта модель предполагает предоставление населению широкого спектра услуг по организации досуга в рамках одного учреждения. Такое утверждение позволит эффективнее использовать человеческие и материальные ресурсы для

улучшения воспитательной, педагогической и культурно-досуговой работы учреждений культуры.

Принятие закона, направленного на повышение значимости учреждений культуры в малых городах для улучшения реализации культурных прав граждан, является необходимым шагом. Важно также провести модернизацию устаревших элементов культурной инфраструктуры, включая внедрение современных технологий в работу домов культуры. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что одним из ключевых аспектов местного значения является развитие, возрождение и сохранение художественных народных промыслов в поселениях. Также необходимо активно работать над популяризацией, использованием и сохранением объектов культурного наследия местного значения на территории поселений. Для обеспечения жителей поселений культурными услугами необходимо скорейшее реформирование системы культурных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сагитов С.Т. О принципах государственной культурной политики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 3. - С. 15-27;

2. Стегний В.Н. Новые явления в становлении культуры информационного общества // Культура в информационно-инновационном обществе: моногр. -Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2017. - С. 117-150;

3. Сагитов С.Т. Социальные проблемы управления сферой культуры. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - 164 с;

4. Тишков В.А., Баран Р.Э., Степанов В.В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социологические исследования. - 2017. -№ - С. 81-87;

5. Каверина Н.А. Культура - важнейший фактор развития человеческого капитала // Демографический журнал. - 2018. - № 6. - С. 14-19;

6. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М.: Центр, 2001. С. 12;

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

8. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Российская газета. № 248. 17.11.1992;

10. С.В. Королев. Теория муниципального управления. Москва, 1999. С. 19-20;

11. В.Т. Батычко. Муниципальное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010;

12. Чистова М.В., Демина Н.В. Система финансирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 2. С. 121-125

Savchenko E.A., Pavlova O.A.

Savchenko E.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

LEGAL REGULATION OF MANAGEMENT OF CULTURAL INSTITUTIONS

Abstract: this article discusses some aspects of the legal regulation of the management of cultural institutions. It is noted that cultural institutions receive real economic freedom both in a positive and negative sense. The positive side is manifested in the fact that they defend their own version of economic, cultural and leisure activities, and the negative side is that there is often practically no financial assistance from local authorities.

Keywords: local government, culture, cultural activities, cultural institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.