6. Хачак М.А., Балашова И.В. Денежные потоки в теории финансов. В книге: Наука XXI века: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Сборник научных трудов по материалам XV региональной научной конференции. Cоставители Т. А. Щербатова, З.И. Воронцова. 2017. С. 317-321.
Sources:
1. Balashov I.V., Lipkina A.V., Balashov E.S. Innovative restructuring as a tool to adapt the economic system. In the collection: Problems of development of modern science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: SukiasyanAsatur Albertovich. 2015. p. 21-23.
2. Balashov I.V. The influence of direct and indirect factors on the cash flows of the enterprise. In the book: The Science of the 21st Century: Problems, Perspectives, Information Support. Collection of scientific papers based on the materials of the XV Regional Scientific Conference. Compilers TA Shcherbatova, Z.I. Vorontsov. 2017. p. 24-31.
3. Balashov I.V., Lipkina A.V. Implementation of measures to develop the financial market of Russia. In the collection: Problems of socio-economic development of regions. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Su-KiasyanAsatur Albertovich. 2015. P. 39-41.
4. Balashov I.V., Lipkina A.V. The monetary form of value in insurance. In the collection: Problems of socio-economic development of regions. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: SukiasyanAsa-Tour Albertovich. 2015. p. 4143.
5. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Dyakov A.A. Economic cycles and crises as part of the mechanism for finding a balance between innovation and stability. Collection of scientific works of the All-Russian Research Institute for Sheep and Goat-breeding. 2015. Vol. 1. No. 8. P. 970-973.
6. Khachak MA, Balashov I.V. Cash flows in the theory of finance. In the book: The Science of the XXI Century: Problems, Perspectives, Information Support. Collection of scientific papers based on the materials of the XV Regional Scientific Conference. Compilers TA Scherbato-va, Z.I. Vorontsov. 2017. p. 317-321.
Т.Л Оганесян
доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., Кубанский государственный технологический университет
T.L. Oganesyan
Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ph.D.,
Kuban State Technological University ([email protected], 89034542603)
Я.В. Чистякова Студентка третьего курса Кубанский государственный технологический университет
I. N. Chistyakova Third year student Kuban State Technological University ([email protected], 89248521657)
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Аннотация. В жизни каждого государства становится на достаточно значимое положение проблема сферы культуры, это происходит последние десять лет.
Культурная деятельность человека подразделяется на несколько отраслей. В России официально существуют две такие отрасли, как культура и искусство, средства массовой информации.
Они объединены общими средствами для деятельности: печатные и прочие издательства, средства радиовещания, телевидения и другие способы обмена информацией, которые помогают представлять результаты культурной деятельности.
Культура и искусство - это сфера деятельности человека, основным элементом которой является создание, популяризация среди разных кругов, представление и сохранение результатов труда, в виде материальных или нематериальных благ.
Государственная политика в сфере культуры направлена на реализацию и развитие духовного и культурного потенциала нации как основы целостности и устойчивого, динамичного развития всей России. В данной работе рассмотрены направления развития сферы культуры и досуга муниципального образования город Краснодар, отмечены такие проблемы, как несамостоятельность и отсутствие достаточно эффективной отраслевой политики региональных органов управления в сфере культуры и искусства, также выявлена проблема защиты национально-культурного пространства в условиях глобализации, концептуальная и программная неопределенность культурной политики на разных уровнях управления, отсутствие стандартов процедур предоставления культурных услуг, низкий уровень материально-технического и кадрового обеспечения реализации. Для повышения эффективности и устранения нежелательных трудностей был предложен комплекс мер и методов по совершенствованию реализации государственной политики в области культуры и искусства, таких как расширение доступа негосударственных музеев к бюджетному финансированию путем предоставления гарантов и различных льгот, привлечение инвестиций, субсидирование процентных ставок по кредитам, содействие формированию целевого капитала музеев, развитию социального предпринимательства и благотворительности в музейной сфере.
Annotation. In the life of each state, the problem of the sphere of culture is becoming quite significant.
Cultural human activity is divided into several industries. In Russia, there are officially two such branches as culture and art, mass media.
They are united by common means for activity: print and other publishing houses, broadcasting, television, and other means of exchanging information that help present the results of cultural activities.
Culture and art is a sphere of human activity, the main element of which is the creation, popularization among different circles, the presentation and preservation of the results of labor, in the form of tangible or intangible benefits.
The state policy in the sphere of culture is aimed at the realization and development of the spiritual and cultural potential of the nation as the basis for the integrity and sustainable, dynamic development of the whole of Russia. In this paper, the directions of development of the sphere of culture and leisure of the municipality "Krasnodar city" are considered, such problems as lack of independence and the lack of a sufficiently effective sectoral policy of regional government bodies in the sphere of culture and art are noted, and also revealed the problem of protecting the national-cultural space in the context of globalization , the conceptual and programmatic uncertainty of cultural policies at different levels of government, the lack of standards for procedures provision of cultural services, low level of material, technical and personnel support for implementation. To improve efficiency and eliminate undesirable difficulties, a set of measures and methods was proposed to improve state policy in the field of culture and art, such as expanding the access of non-state museums to budget financing by providing guarantors and various benefits, attracting investments, subsidizing interest rates on loans, facilitating the formation of the target capital of museums, the development of social entrepreneurship and philanthropy in the museum field.
Ключевые слова: Государство, политика, программа, культура, развитие.
Key words: State, politics, program, culture, development.
Улучшение и развитие сферы культуры в современных условиях в большинстве определяется качеством принимаемых решений на различных уровнях. И если использование эко-
номических методов регулирования сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне, при принятии управленческих решений, велика степень субъективизма касающихся этой сферы.
Отсутствие научно обоснованного подхода к формированию факторов и критерий, которые обязаны учитываться при определении объемов и направленности финансирования объектов культуры, в период их реформирования при переходе к рынку, привело к значительным издержкам, данные издержки связаны как с потерей части объектов культуры, так и с распылением или неэффективным использованием выделявшихся на культуру средств.
Муниципальная политика в сфере культуры базируется на общих принципах государственной политики. Но единый вектор государственной и муниципальной политики в сфере социального развития не означает унификацию. Только местное самоуправление в тесном контакте с населением вправе определять перечень задач, решение которых жизненно им необходимо, привлекая для этого не только помощь государства, но и другие негосударственные источники.
Результативная работа организаций регионального управления в заинтересованности жителей неосуществима в отсутствии формирования определенных общественных, финансовых и экономических обстоятельств.
Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на культурную политику. Основными тенденциями развития современной социальной и культурной ситуации в российском обществе чаще всего называют углубление интеграции отечественной культуры в европейское и мировое культурное пространство, уменьшение участия государства в поддержке культурной сферы в новых ры-ночно-экономических условиях, усиление разрыва в уровне культурного развития между отдельными регионами государства [4].
При этом ее недостатками чаще всего являются финансирование по остаточному принципу, отсутствие осознания важности культуры на уровне стратегического менеджмента, декларативность законодательной базы, тогда как среди проблем отмечают защиту национально-культурного пространства в условиях глобализации, концептуальную и программную неопределенность культурной политики на разных уровнях управления, отсутствие стандартов процедур предоставления культурных услуг, низкий уровень материально-технического и кадрового обеспечения и т.д. [3].
В государственную политику в области культуры входит развитие эффективности и качества социальной политики во многих сферах экономики, а также политики, в том числе на уровне местного регулирования. Известно, что политика местных органов подвергается постоянному реформированию, но предыдущий факт говорит о том, что отраслевая политика региональных органов государственного управления не является достаточно эффективной. Она требует административного вмешательства Правительства РФ и создание жёстких рамок системы контроля, вместо того, чтобы действовать согласно законодательству, которое уже имеет ряд правил и инструментов по совершенствованию существующих вещей. Это говорит о несамостоятельности политики регионов в сфере искусства. Следует прогнозировать и определять перспективы, опираясь на имеющийся опыт [2].
Сегодня в РФ вместе со становлением и развитием государства и гражданского общества рождается новая модель культурной политики, требует дальнейшего повышения качества государственного управления в сфере культуры, формирование на основании современных исследований его стиля, методов и правовых форм. В этих условиях первоочередной задачей функционирования государственных органов власти и управления в области культуры (последние должны решать во взаимодействии с общественными институтами, культурной интеллигенцией и выдающимися деятелями культуры), является совершенствование принципов и направлений культурной политики государства (имеет большое стратегическое значение для развития и модернизации страны).
В то же время процессы, происходящие в РФ, нельзя рассматривать изолированно, поскольку по времени они совпадают с глобальной трансформацией самого феномена культуры.
Это дает государству реальную и уникальную возможность синхронизировать культурное развитие и взгляды на средства и формы государственного воздействия на культурный процесс с международным сообществом.
Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства, и организации сферы досуга при администрациях муниципальных образований могут создаваться структурные подразделения по вопросам культуры с правами юридического лица. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров, объединенные методические советы учреждений культуры, совет по кино, другие совещательные органы. К функциям муниципального органа культуры относят методическую и финансовую помощь учреждениям культуры, координацию культурно-просветительской работы организаций и учреждений, проведение общественных мероприятий, учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории культуры местного значения, заповедных мест, контроль за использованием средств культурных фондов предприятий и учреждений, принятие в необходимых случаях мер по их централизации, также необходимый контроль за содержательной и финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры, организация обустройства мест массового отдыха, культурного обслуживания данных мест, взаимодействие с творческими союзами и общественными организациями в сфере культуры, поддержка народных промыслов и обрядов и т.д.
На территории города Краснодара функционирует более десятка муниципальных клубных учреждений, в которых осуществляют свою деятельность множество клубных формирований. В городе ведется масштабная работа по раскрытию возможностей детского и юношеского творчества, поддержке талантливых детей. Для них открыто огромное количество детских школ и школ искусств.
В Краснодаре также есть библиотечный фонд Краснодара, творческие коллективы, Муниципальное театрально-концертное учреждение «Краснодарское творческое объединение «Премьера», в городе функционирует муниципальное унитарное предприятие «Парки, инвестиции, туризм», в состав которого входят парки: «Городской сад», «Чистяковская роща», «Парк 30-летия Победы», «Солнечный остров», «Рождественский».
Большинство учреждений культуры находятся в муниципалитетах. В собственности муниципальных образований находятся многие объекты культурного наследия среди них памятники истории и культуры. Из этого следует, что культура зарождается и сосредотачивается именно на территории городских и сельских поселений, где необходимо обеспечить условия для реализации услуг в области культуры жителям этих поселений. Одним из путей решения данной проблемы сможет послужить объединение мелких городских и сельских учреждений культуры в крупные культурные комплексы. Они могут быть созданы на основе аккумулирования местных финансовых ресурсов.
Современные тенденции управления в области культуры предполагают переход к программно-целевым методам финансирования деятельности организаций культуры. На уровне местного самоуправления в решении проблем, стоящих перед культурой и искусством, поможет муниципально-частное партнерство. Заинтересованность частного капитала принимать участие в проектах такого рода, связанных с развитием сферы национальной культуры, искусства и культурного наследия, и разработки критериев, позволяющих оценить эффективность реализации данных проектов, в составе культурной деятельности и объектов национальной культуры и культурного наследия по критерию материальной составляющей. Развитие инвестирования культурных проектов, социальных и просветительских программ поможет увеличить долю внебюджетного финансирования в данной сфере.
В настоящее время в сфере культуры происходит производство, накопление и хранение огромных духовно-материальных ценностей, составляющих не только общее национальное достояние, но и его самую дорогостоящую часть - национальные сокровища. Преимущества культуры выражаются в том, что в ней создаются нетленные духовные богатства, не подверженные, в отличие от продуктов материального производства, фактору времени, инфляционным процессам и являющиеся при этом реальным средством накопления. Вместе с
тем, в развитии культуры существуют серьезные проблемы. Отрицательным фактором является территориальная диспропорция в современном предоставлении услуг культуры, по сути, отсутствие качественной и доступной культурной жизни в преобладающей доли отдаленных сельских поселений, из-за плачевного состояния инфраструктуры, затрудняет доступ граждан в получении услуг данной сферы, недостаточное осуществление гастрольной деятельности самодеятельных и профессиональных коллективов из-за финансового дефицита тоже накладывает свой отпечаток, сложная транспортная инфраструктура приводит к снижению культурного обслуживания сельского населения, недостаток современного технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений и дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями, являются весомыми проблемами. Также материально-техническая база значительной части учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы, информационные технологии из-за ее изношенности, данный факт соответственно не дает привлекать в отрасль молодые кадры, именно поэтому образовательные организации сферы культуры и искусства продолжают нуждаться в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют большой износ. Музейные фонды непременно нуждаются в реставрации предметов историко-культурного наследия, создании страховых копий подлинных предметов, архивной и музейной документации. планомерное и грамотное пополнение фондов музеев затруднено в связи с отсутствием гарантированного финансирования комплектования, а также отсутствием специально оборудованных хранилищ для предметов исторического наследия. Огорчает и тот факт, что присутствует неприспособленность учреждений отрасли культуры для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов, а также другим лицам с ограниченными физическими возможностям.
Проведенное исследование дает возможность определить направления совершенствованию управления сферой культуры и досуга в пределах муниципального образования.
Для того, чтобы улучшить ситуацию в сфере культуры и досуга хочется предложить такие нововведения, как информатизацию библиотек, это даст гарантию обеспечения населения передовыми библиотечными предложениями. Данный проект предоставит шанс и возможность формирования электронного каталога, соответственно быстрый доступ к нужной документации читателю, также предоставит возможность скорой проверки в необходимом обеспечении литературы, любое книгохранилище приобретет допуск в интернет. Необходимо создание единой базы данных объектов наследия деятельности человека и организаций, где должна содержаться вся характеристика этих объектов и вся информация о них, включая график работы, возможности их посещения и оценки результатов культурной деятельности. Это даст возможность наиболее удобно и просто найти информацию о проведении экскурсий, персональном посещении музеев, выставок и других объектов культуры, более доступно и комфортно приобщиться к историческим фактам города и многое другое. Для повышения спроса на посещение следует систематически внедрять инновации в сферу обслуживания объектов культуры. Расширить доступ негосударственных музеев к бюджетному финансированию путем предоставления гарантов, налоговых и иных льгот, стимулирование инвестиций в реконструкцию, реставрацию и строительство объектов, в том числе путем предоставление государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам, содействие формированию целевого капитала музеев, развитию социального предпринимательства и благотворительности в музейной сфере.
Благодаря реализации данным планов по совершенствованию и устранению негативных факторов следует ожидать тенденцию к росту эффективности по реализации культурной политики, большее привлечение негосударственных ресурсов в сферу культуры позволит обеспечить увеличение культурно-досуговых мероприятий, проводимых в муниципалитете, улучшит качество жизни населения.
Следует отметить, что осуществление всех планов возможно лишь благодаря тесному и доверительному контакту населения и городского правительства, поэтому для достижения
поставленных целей обязаны применяться все, без исключения, имеющиеся в настоящий период средства.
Источники:
1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317).
3. Воробьева Ольга Ивановна. «Культурология. Теория и История Культуры». -М.: , 2012. - 128 с.
4. «СМИ как фактор трансформации российской культуры» - научный доклад А. С. Запесоцкого и материалы дискуссий. - М.: СПбГУП, 2010. - 360 с.
5. Антонова Кристина Николаевна, Зубарев Юрий Анатольевич «Направления развития сферы культуры и досуга муниципального образования» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sfery-kultury-i-dosuga-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorodskoy-okrug-podolsk-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 04.11.2018).
6. Сагитов Салават Талгатович Приоритетные направления развития сферы культуры: теория и практика // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7prioritetnye-napravleniya-razvitiya-sfery-kultury-teoriya-i-praktika (дата обращения: 04.11.2018).
Sources:
1. "Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture" (approved by the Armed Forces of the Russian Federation on 09.10.1992 N 3612-1) (ed. 05.12.2017).
2. The state program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020. (approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014, № 317).
3. Vorobieva Olga Ivanovna. "Cultural Studies. Theory and History of Culture ". - M .: 2012. - 128 p.
4. "The media as a factor in the transformation of Russian culture" - a scientific report by A. S. Zapesotsky and discussion materials. - M .: SPbGUP, 2010. - 360 p.
5. Antonova Kristina Nikolaevna, Zubarev Yury Anatolevich "Directions of development of the sphere of culture and leisure of a municipal formation" // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: State and Municipal Administration. 2015. №2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ napravleniya-razvitiya- sfery-kultury-i-dosuga-munitsipalnogo-obrazovaniya-go-rodskoy-okrug-podolsk-moskovskoy-oblasti (circulation date: 04.11.2018).
6. Sagitov Salavat Talgatovich Priority directions of development of the cultural sphere: theory and practice // State and municipal management. Scientists notes SKAGS. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-razvitiya- sfery-kultury-teoriya-i-praktika (appeal date: 04.11.2018).